Научная статья на тему 'Маргарита и Бэла. Елена и Вера (роль женских образов в истории героя)'

Маргарита и Бэла. Елена и Вера (роль женских образов в истории героя) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1653
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
герой / персонаж / женский образ / сюжет / мотив / сравнительный анализ / hero / character / female personage / plot / theme / comparative analysis

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Оловянникова М. В.

В статье дан сравнительный анализ некоторых женских образов трагедии И. Гете «Фауст» и романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», выясняется, как в отношениях с героинями раскрывается образ героя. Маргарита и Бэла являются олицетворением земной любви, с которой сталкиваются в сюжете Фауст и Печорин, кроме того, их образы связаны с мотивом наивной, но искренней веры, верности своим убеждениям, унаследованным от предков. В образах Елены Прекрасной и Веры раскрывается тема идеальной любви и красоты, недостижимых в действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Margaret and Bela. Helen and Vera (about a significance of female characters in the story of a hero)

The article presents the comparative analysis of some female personages of Goethe’s novel called ―Faust‖ and ―The Hero of Our Times‖ novel by Lermontov which helps to elicit the way the main heroes’ character is revealed in the relationship with heroines. Margaret and Bella are personification of unsophisticated earthborn love which Faust and Petshorin come across in the plot. Moreover these characters are linked with the theme of ingenuous, sincere, naive faith, fidelity to ancestry beliefs. The perfect love and beauty are embodied in the images of Helen (―Faust‖) and Vera (―The Hero of Our Times‖).

Текст научной работы на тему «Маргарита и Бэла. Елена и Вера (роль женских образов в истории героя)»

УДК 82: 801

МАРГАРИТА И БЭЛА. ЕЛЕНА И ВЕРА (РОЛЬ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ИСТОРИИ ГЕРОЯ)

© 2008 М. В. Оловянникова

аспирант каф. литературы, ассистент каф. культурологии e-mail: olmaria2@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье дан сравнительный анализ некоторых женских образов трагедии И. Гете «Фауст» и романа М. Ю. Лермонтова «Г ерой нашего времени», выясняется, как в отношениях с героинями раскрывается образ героя. Маргарита и Бэла являются олицетворением земной любви, с которой сталкиваются в сюжете Фауст и Печорин, кроме того, их образы связаны с мотивом наивной, но искренней веры, верности своим убеждениям, унаследованным от предков. В образах Елены Прекрасной и Веры раскрывается тема идеальной любви и красоты, недостижимых в действительности.

Ключевые слова: герой, персонаж, женский образ, сюжет, мотив, сравнительный анализ.

Роль женского начала в судьбе героев является чрезвычайно важной. «Женщина, на образном языке мифологии, представляет всеобщность того, что может быть познано. Герой - это тот, кто приходит, дабы познать» [Кэмпбелл 1997: 119]. Женские образы в мифологии могут быть враждебны герою (момент испытания) или доброжелательны (помощь в испытаниях), символизируют определенные этапы пути героя. То есть, как и герою, воплощениям женского начала свойственная двойственность, противоположные черты, что в историческое время в литературе проявится как наличие в произведении нескольких героинь, которых связывают с героем любовные отношения разного плана. Так, например, в «Герое нашего времени» исследователи выделяют любовь-инстинкт («Бэла»), любовь-наваждение («Тамань»), любовь-игру (Печорин и княжна Мери), привязанность (привычка к Вериной любви), физиологию («хорошенькая дочка урядника» в «Фаталисте») [Герштейн 1976: 43-45]. Образы эти противопоставляются друг другу и сопоставляются, подобно двойникам героя. В «Фаусте» также нет единой героини, выделяются прежде всего образы Маргариты и Елены - земной, человеческой любви и недостижимого идеала. Враждебное женское начало в трагедии представлено фигурой молодой ведьмы (сцена «Вальпургиева ночь»), в романе - молодой контрабандистки («Тамань»).

Закономерно развиваются и отношения героев с двумя основными образами: истории любви Фауста к Маргарите и Елене в романе соответствуют увлеченность Печорина Бэлой и любовь его к Вере. Иногда наблюдается детальное сходство сцен трагедии и эпизодов романа.

Несмотря на кажущееся отличие Маргариты и Бэлы, судьбы этих героинь являются почти зеркальным отражением друг друга. Сходство есть и в самих образах. И Маргарита, и Бэла, на первый взгляд, находятся ниже героя и по уровню развития (в том числе и в силу своего более юного возраста), и по социальному положению (бедная горожанка и ученый; черкешенка, хотя и княжеского рода, и русский дворянин), причем последним девушки даже гордятся: полон чувства собственного достоинства ответ Маргариты заигрывающему с ней незнакомцу (Фаусту): «Я и не барышня, и не мила, //

Дойду без спутников домой, как шла» [Гете 1997: 389] («Фауст обратился к Гретхен, назвав ее ЕгеиІеіп.Так называли девушек благородного происхождения. Гретхен возражает: она простая горожанка. К ней следовало обратиться - Jungfer» [Аникст 1979: 159]); наскучившая Печорину Бэла, чувствуя его охлаждение, собирается уйти, заявляя: «Я не раба его - я княжеская дочь!..» [Лермонтов 1969: 222].

Сходным образом развиваются отношения героя и героини в драме и в романе. По сути дела перед читателем в обоих случаях разворачивается «банальная» история совращения молоденькой девушки, похищения невинной души. Начинается она с внезапно вспыхнувшей в герое страсти и желания обладать. Герой с помощью помощника (помощников) приближается к предмету страсти, пытается расположить героиню к себе с помощью даров (Мефистофель по приказанию Фауста подкладывает в комнату Маргариты шкатулку с драгоценностями, Печорин одаривает Бэлу персидскими материями), которые, по меткому замечанию Максима Максимыча, «действуют лишь наполовину». В обоих случаях герой добивается взаимности, поскольку с самого начала понравился героине. После встречи с незнакомцем Маргарита вспоминает его вечером у себя дома:

Я б дорого дала, открой Мне кто-нибудь, кто тот чужой.

У незнакомца важный вид.

Он, надо думать, родовит,

А то б так смело и беспечно Не говорил он с первой встречной

[Гете. Фауст. Ч. 1. С. 392].

Бэла признается Печорину, что с того дня, как увидела его, «он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления» [Лермонтов 1969: 215]. То есть все хитрые уловки героя, призванные вызвать любовь, уже бесполезны, не нужны. Но уже самое начало отношений Фауста и Маргариты или Печорина и Бэлы предрекает несчастливый их финал: неверие мужчины в бескорыстие чувств женщины, попытка купить любовь оборачиваются скукой, когда, как кажется герою, любовь уже куплена.

Ответив на чувства героя, героиня становится отверженной в своем обществе или удалена из него. Она теряет связи с семьей, становится прямой или косвенной виновницей распада семьи, гибели родных (засыпает навеки мать Маргариты от капель, которые незаметно дает ей дочь, умирает от горя отец Бэлы; убит Фаустом на дуэли брат Маргариты Валентин, брат Бэлы Азамат, сам ставший прямой причиной смерти отца, «пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйну голову за Тереком или за Кубанью...» [Там же: 212]. А герой, добившись ее расположения, уже скучает в ее обществе. Ее любовь не заставляет его забыть о своем поиске, не она -цель его странствий: вынужденный скрыться из-за убийства на дуэли Валентина, Фауст надолго забывает о возлюбленной, ищет новых ощущений на шабаше нечистой силы в Вальпургиеву ночь; Печорин признается Максиму Максимычу: «Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно...» [Там же: 225], несчастье с героиней происходит, когда Печорин возвращается с неудачной охоты на кабана.

Обе героини погибают, будучи наказаны по законам своего общества. Маргарита предстает перед церковным судом и приговаривается к смерти. Казбич, следуя горским обычаям кровной мести, убивает Бэлу. Предсмертное поведение Маргариты и Бэлы очень похоже. Обе в бреду вспоминают потерянную семью: Маргарита просит Фауста спасти утопленную ею в пруду дочь:

Дрожащего ребенка,

Когда всплывет голова,

Хватай скорей за ручонку.

Она жива, жива!

[Гете. Фауст. Ч. 1. С. 481].

Г ероине видится ее мать, которая

.. .кивает головой,

Болтающейся, неживой,

Тяжелою от сна.

Ей никогда не встать. Она Старательно усыплена

[Там же: 482].

Бэла перед смертью в бреду «говорила несвязные речи об отце, брате» [Лермонтов 1969: 228].

И Маргарита, и Бэла, умирая, упрекают героя в равнодушии, безразличии к ним: Маргарита чувствует в присутствии героя «такую жуть»:

Какой ты равнодушный стал!

Где растерял ты страсть былую?

Ты мой был. Кто тебя украл?

[Гете. Фауст. Ч. 1. С. 478]

Бэла «говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку» [Лермонтов 1969: 228-229].

Впрочем, все эти сюжетные совпадения оставались бы простыми совпадениями, если бы не еще одно, но очень важное: отношение героинь к своей вере. Печорин, добиваясь расположения Бэлы, предполагает, что вера может запретить ей полюбить не-мусульманина, и убеждает ее в том, что «аллах для всех племен один и тот же» [Там же: 214]. Девушка, казалось бы, не может ничего противопоставить этой мысли и все-таки сомневается: «Она посмотрела ему пристально в лицо, как будто пораженная этой новой мыслью; в глазах ее выразилась недоверчивость и желание убедиться» [Там же]. Похожий разговор был и у Фауста с Маргаритой. Когда Гретхен спрашивает своего милого «Генриха», верит ли он в Бога, герой не дает однозначного ответа:

Глаза в глаза тебе сейчас Не я ль гляжу проникновенно,

И не присутствие вселенной Незримо явно возле нас?

Так вот, воспрянь в ее соседстве,

Почувствуй на ее свету Существованья полноту И это назови потом Любовью, счастьем, божеством,

Нет подходящих соответствий,

И нет достаточных имен,

Все дело в чувстве, а названье Лишь дым, которым блеск сиянья

Без надобности затемнен

[Гете. Фауст. Ч. 1. С. 428-429].

Однако героиня не убеждена этой «богословской» речью:

Ты прав как будто поначалу,

А присмотреться - свет Христов Тебя затронул очень мало

[Там же: 429].

Однако до определенного момента это расхождение во взглядах не влияет на отношения героев. И только перед лицом смерти обе героини оказываются перед выбором: следовать за героем или оставаться верными своей вере. Бэла, умирая, «начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григорья Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой» [Лермонтов 1969: 229]. Но она отказывается перейти в христианство, ответив, что «умрет в той вере, в какой родилась» [Там же]. Маргарита отказывается бежать с Фаустом, воспользовавшись помощью неприятного ей Мефистофеля, она заявляет: «Я покоряюсь Божьему суду» и обращается с мольбой к Богу:

Спаси меня, Отец мой в вышине!

Вы, ангелы, вокруг меня, забытой,

Святой стеной мне станьте на защиту!

Ты, Генрих, страх внушаешь мне

[Гете. Фауст. Ч. 1. С. 484].

Обе героини, таким образом, могут рассматриваться как олицетворения наивной веры, данной душе изначально, веры, которая не доступна пониманию героя, находящегося (в сюжетном развитии) еще в начале своих поисков.

История Маргариты и Бэлы показывает, что простая, земная любовь, доступная герою, не составляет для него особенной ценности - герой не может постичь всей глубины безыскусного чувства и именно поэтому не может его удержать, но недолго и тоскует, потеряв. Идеальная же любовь недоступна, поэтому, когда на какой-то короткий миг герой ее, казалось бы, обретает и потом теряет вновь, он словно впадает в безумие, пытается ее удержать - и напрасно. Образ идеальной любви, идеала присутствует и в «Фаусте», и в «Герое нашего времени». Он раскрывается в отношениях Фауста и Елены Прекрасной и Печорина и Веры. В сопоставлении этих двух женских образов меньше сюжетных совпадений, однако они все-таки есть. И «Фауст», и «Герой нашего времени» сообщают читателю о неоднократных встречах, столкновениях героев и героинь. Так, Фауст сначала видит смутное отражение прекрасного женского лица в зеркале на кухне ведьмы, пробуждающее в нем желание любить, быть молодым. И дальнейшее развитие событий показывает, что желание героя привело его к знакомству с Маргаритой. Отношения с Бэлой Печорин скорее всего начинает, чтобы позабыть разлуку с Верой. Так что мысль или воспоминание об идеальном чувстве чаще всего и в первую очередь приводит ко вполне земным связям.

Далее образ идеальной женщины ненадолго появляется непосредственно перед взором читателя или зрителя. Так, в первом акте второй части трагедии Фауст видит дух Елены в сцене ее похищения, показанной при дворе Императора Мефистофелем и

Астрологом. Увиденное заставляет героя на мгновение переоценить свою жизнь и отказаться от сиюминутных забот во имя чувства:

Я не ослеп еще? И дышит грудь?

Какой в меня поток сиянья хлынул!

Недаром я прошел ужасный путь.

Какую жизнь пустую я покинул!

С тех пор как я тебе алтарь воздвиг,

Как мир мне дорог, как впервые полон,

Влекущ, доподлинен, неизглаголан!

Пусть перестану я дышать в тот миг,

Как я тебя забуду и погрязну В обыденности прежней безобразной!

Как бледен был когда-то твой двойник,

Явившийся мне в зеркале колдуньи!

Он был мне подготовкой накануне,

Преддверьем встречи, прелести родник!

Дарю тебе все напряженье воли,

Все, чем владею я и чем горю,

И чту твой образ, и боготворю,

Всю жизнь, и страсть, и бред, и меру боли.

[Гете. Фауст. Ч. 2. С. 552-553].

Итак, явление Елены вызывает в герое всплеск сил, ощущение неизбежности их встречи. Фауст с этого момента до расставания с гречанкой действует, думает, чувствует в той системе координат, где оси - ее фигура, ее образ. Действительно, «все напря-женье воли» сосредоточивает он на устройстве встречи с Еленой и жизни с ней. Однако в этой речи Фауста содержится также предсказание того, как будут разворачиваться его отношения с мифической красавицей. «Пусть перестану я дышать в тот миг, Как я тебя забуду и погрязну В обыденности прежней безобразной!» - восклицает герой. Но уже в конце первого акта, еще до настоящей встречи с возлюбленной, он лишается чувств, то есть фактически на время перестает дышать. Возможно, это показатель изначальной неправильности в его отношении к Елене, свидетельство того, что Фауст заблуждается относительно своих истинных чувств.

В записи от 13-го мая Журнала Печорина герой излагает разговор с доктором Вернером, в котором собеседник вскользь упоминает «даму из новоприезжих», встреченную им у княгини Лиговской: «очень хорошенькая, но очень, кажется, больная... Не встретили ль вы ее у колодца? - она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своею выразительностию» [Лермонтов 1969: 265].

Отметим заданную обреченность героинь в ситуации, изображенной как в трагедии, так и в романе. Образ Елены зыбок - она существует то как мгновенная картина в магическом зеркале, то как иллюзия, вызванная Астрологом и Мефистофелем, то как женщина, готовящаяся встретить кару от супруга, которому изменила. Так же неясен, расплывчат и образ Веры. Впервые она появляется на страницах «Героя нашего времени» как двойное воспоминание - доктора Вернера и Печорина, который в ответ на упоминание о даме с черной родинкой заявляет: «Я ее не видал еще, но уверен, узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину.» и так же остро, как и герой трагедии, реагирует на новую встречу («ужасная грусть стеснила мое сердце») [Там же]. В этом эпизоде героиня еще тень тени - упоминание о ней собеседника героя вы-

зывает к жизни прошлое Печорина. Прежде чем увидеться с Верой, он еще дважды вспомнит о ней. «Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?.. и как мы встретимся?.. и потом, она ли это?.. Мои предчувствия меня никогда не обманывали», - предастся он воспоминаниям, расставшись после знаменательного разговора с доктором [Там же]. «Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?» - будет размышлять герой несколько дней спустя [Там же: 269]. Некоторая ритмизованность раздумий Печорина делает их похожими на своего рода заклинания:

Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?.. и как мы встретимся?.. и потом, она ли это?..

Мои предчувствия меня никогда не обманывали

и второй фрагмент:

Зачем она здесь? И она ли?

И почему я думаю, что это она?

И почему я даже так в этом уверен?

Мало ли женщин с родинками на щеках?

Неудивительно поэтому, что сразу после этого герой встречает Веру - вызывает ее своими мыслями:

«Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушать ее мечтаний, когда она на меня взглянула.

- Вера! - вскрикнул я невольно.

Она вздрогнула и побледнела» [Там же].

Как видим, герой, подобно Фаусту, пробуждает свою идеальную возлюбленную при первой их встрече на страницах романа.

И в трагедии, и в романе героиня не свободна, по законам общества она не может отвечать на чувства героя. Елена после победы ахейцев в Троянской войне ожидает от спартанского вождя, своего мужа Менелая решения своей участи. Вера также замужем, и если и не боится мужа, как гречанка в «Фаусте», то равнодушна к нему. Возможно, общим для героинь является и осознание своей вины перед обществом и при этом высшей правды - стремления к свободному изъявлению чувств. Таким образом, в обоих случаях приземленность ситуации, в которой оказываются и Елена и Вера (супружеская измена часто становится темой для бытовых сказок, анекдотов и др.), оттеняет парадоксальным образом силу, глубину, идеальность их чувств к герою. Вероятно, сама необходимость показать героя в столкновении с идеальной любовью и вызвала к жизни такие идеализированные женские образы.

Жизнь обеих героинь подвергается опасности. Так, Елена в ужасе от предстоящей участи, уготованной ей Менелаем, а еще больше ее пугает неизвестность. Доктор Вернер подчеркивает болезненность облика Веры («очень хорошенькая, но очень, кажется,

больная», «цвет лица чахоточный»), то же отмечает и Печорин («ее руки были холодны как лед, голова горела» [Там же: 270], «Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается; я боюсь, чтобы не было у нее чахотки.» [Там же: 271]) То есть в обоих случаях героиня находится на границе жизни и смерти, вне времени, чем еще больше подчеркивается нереальность ее образа.

Мотив безумия героя, возникающего с потерей идеальной возлюбленной, присутствует в сюжете обоих произведений: Фауст, увидев вызванный им образ Елены, по словам Астролога,

.Не помнит ни о чем!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схватил ее, и расплылась фигура

[Гете. Фауст. Ч. 2. С. 556].

Узнав об отъезде Веры, Печорин также бросается в погоню и тщетно:

«Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса. и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге. <.>

.Я молился, проклинал, плакал, смеялся. нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей.» [Лермонтов 1969: 322].

Утрата героем героини происходит в силу невозможности существования на земле идеальных отношений. Фауст и Елена принадлежат разным эпохам, их отношения бесплодны: идеальный ребенок, родителями которого они стали, - Гиперион - погибает, сгорев от силы своего таланта. Встречи Печорина и Веры мимолетны, у них нет будущего, да они к будущему и не стремятся.

Образ Елены идеален, без сомнения. Это воплощенная античная красота и изящество. Идеальность образа Веры другого свойства: «Это наименее объективированный, чисто лирического содержания образ, представляющий собой как бы идеальный синтез образов Бэлы с ее естественностью и страстностью и Мери с ее утонченностью и сложной умственно-душевной организацией» [Удодов 1964: 70]. Если образ Елены - идеал во многом философский, то Вера идеальна психологически, причем только в своей любви к Печорину. Обе героини поражают своей пассивностью - они покорно ждут, когда герои решат их участь. Таким образом, одна из важнейших функций этих образов в рассматриваемых произведениях - обеспечить столкновение героя с областью идеальных чувств.

Итак, герои в своем жизненном поиске не довольствуются земным, безыскусным чувством, воплощенным в образах Маргариты и Бэлы, недостаточно им и возвышенной, идеальной любви, которую Фауст обретает в Елене, а Печорин в Вере. Смысл своего существования, то самое прекрасное мгновение, ради которого можно пожертвовать всем, обоим героям явно еще только предстоит найти.

Библиографический список

Аникст А. А. «Фауст» Гете: лит. коммент. - М., 1979 Герштейн, Э. Г. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. - М., 1976 Гете, И. В. Фауст / перевод с нем. Б. Л. Пастернака // Гете И. В. Стихотворения. «Фауст». - М., 1997

Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой. - М, 1997

Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений: в 4 т. - М., 1969. - Т. 4

Удодов, Б. Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса (характер, метод, стиль, жанр) // М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. - Воронеж, 1964

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.