Научная статья на тему 'Манипулятивные технологии и практики в институтах образования и воспитания (обзор работы круглого стола)'

Манипулятивные технологии и практики в институтах образования и воспитания (обзор работы круглого стола) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Султанов Константин Викторович, Воскресенский Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Манипулятивные технологии и практики в институтах образования и воспитания (обзор работы круглого стола)»

140

К.В. Султанов, А.А. Воскресенский

манипулятивные технологии и практики в институтах образования и воспитания*

(обзор работы круглого стола)

© Султанов Константин Викторович - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Российский

государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Воскресенский Алексей Александрович - кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

О

3 ю О

20 апреля 2017 г. в институте философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, в рамках XXIV международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность» прошел запланированный круглый стол, посвященный проблемам манипулирования и манипулятивных технологий и практик в ключевых институтах образования и воспитания современного российского общества.

Цель круглого стола заключалась во всестороннем изучении проблемы манипулирования индивидуальным и общественным сознанием. В рамках круглого стола обращалось особое внимание на то, что проблема манипуляции, и отражающие ее понятия, формируются и развиваются в горизонте смыслообразования, заданного потребностями критики организационно-управленческих практик современного общества (экзистенциализм, неомарксизм, постмодернизм), а с другой стороны, - попытками их оправдания и укрепления за счет конструирования и использования многообразных техник влияния на индивидуальное и общественное сознание (психологических, нравственно-этических, идеологических, политико-правовых).

При этом, в силу преобладающих в научной среде инструменталистских подходов, на передний план оказались выдвинуты не социально-философские, а прикладные, технико-технологические аспекты манипуляции, что определило важнейшие стратегии, основные этапы научного поиска в данной области. При этом в стороне остается комплексная стратегия изучения возможности и использования (и обозначения границ применения) манипулятивных технологий в образовании. В этом отношении, важнейшее значение сегодня приобретает как раз полноценная концептуальная разработка содержания, типов, социокультурных и гносеологических оснований манипулятивных технологий в образовательном процессе, построении целостной антропологически-

адекватной и безопасной концепции манипулирования как формы организационно-управленческой деятельности в системе образования. Теоретическая и практическая значимость подобных разработок сложно переоценить: разработка и интепретация в социально-философском ключе антропологических идей и моделей манипулирования, бесспорно, будет способствовать углубленному пониманию кризисных моментов в функционировании современной государственной системы образования, а также возможностей преодоления негативных тенденций образовательного процесса.

Круглый стол открыло выступление К.В. Султанова, который в докладе «Постнеклас-сическая картина мира и цивилизационные противоречия» задал общий тон работы семинара: цивилизованное общество, парадигма которого установилась в последние 20-30 лет, оказалось не готово к тем социальным, образовательным и антропологическим кризисам, охватившим мир в последние годы. В частности, возникает закономерный вопрос -в условиях какого общества и какого мира необходимо готовить студентов и молодежь к будущей профессиональной жизни? Каковы границы «посткризисного мира»? Один из наиболее реалистичных сценариев был предложен Элвином и Хейди Тоффлерами как «век пространственной турбулентности». Вероятным сценарием здесь видится замедление глобализационных процессов и начало обратного движения - реглобализации.

Подобные процессы актуализируют региональные, а не глобальные механизмы и институты образования, призванные повысить качество человеческого капитала за счет обращения к ценностям, являющимися традиционными для того или иного народа или региона.

В.П. Соломин, продолживший обсуждение этой темы, указал на то, что кризис, охвативший современный мир, является не цикличным, на чем настаивают представители экономического знания, но носит системный

* Работа поддержана грантом РГНФ №15-06-10735 «Социально-философский анализ манипулятивных технологий в образовании»

характер, развиваясь при этом в совершенно уникальных условиях, аналога которым человечество еще не знало. В частности, современный кризис можно определить как кризис гипертрофированного потребления, который не укладывается в рамки дефицитарной онтологии, характерной для большинства экономических систем.

Этот же кризис затрагивает и информационную сферу, что приводит к необходимости разработки принципиально инновационных образовательных технологий и подходов -именно манипулирование, понятое в широком цивилизационном контексте оказывается системным интегративным явлением, превращаясь в социальную и гуманитарную технологию работы со смыслами.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в выработке социально-философской интерпретации антропологических идей манипулирования, способствующих углубленному пониманию кризисных моментов в функционировании современной государственной системы образования.

И.Б. Романенко представила разработку модели понимания кризиса, опираясь на историко-философскую интерпретацию понятия, актуализировав при этом наследие античности: «Понятие кризис Платон поясняет в диалоге "Тимей". Само слово имеет древнегреческое происхождение от глагола "крино", что буквально означает перебираю, выбираю, просеиваю, отделяю. Таким образом, данный термин обозначает серию операций, или манипуляций, предполагающих переход в новое качество».

Выход из кризиса для России профессор Романенко видит в возвращении в философию педагогики понятия «души ребенка», что позволило бы уточнить особенности педагогической традиции РФ, поставив проблему личности на более прочное онтологическое основание. Фундаментом этого процесса выступают работы выдающихся российских педагогов Д.Ф. Ушинского и Н.И. Пирогова: «Сосредоточенность на своем внутреннем мире, на своей душе - самопознание - становится теперь главным делом человека».

Ю.В. Пую, будучи признанным экспертом в области социально-философского анализа феномена манипулирования, обратила внимание на то, что в современном мире для молодежи именно игровая коммуникация выступает важнейшим и наиболее эффективном средством противодействия новейшим манипулятивным технологиям. При этом, вступая в игру, человек оказывается в пространстве определенных коммуникационных связей, которые обусловлены правилами игрового взаимодействия и представ-

ляют из себя закрытую систему, обладающую внутренней логикой.

«Правила игры это своего рода лабиринт-сценарий, где нельзя поступить так, как хочется, это замкнутая система определенного поведения». В этом отношении, как отметила спикер: «В современном обществе игра выступает в качестве нового формата публицистических жанров, являясь своего рода положительным фильтром, который защищает человека от манипулятивных технологий. Игра становится новым способом осмысления реальности».

Таким образом, игровая коммуникация сегодня выступает в системе образования как определенный экологический индикатор массовой коммуникации, являясь новой формой работы и осмысления информации.

0.Я. Гелих обратил внимание на возможности в управлении манипулятивной по сути, технологии «ненасильственного режима». В частности, что делать, если у общества, государства и человека расходящиеся цели и ценности? Прямое отстаивание своих интересов, которое зачастую классифицируется как «насилие» далеко не всегда оказывается возможным. В этом отношении, именно технология ненасилия оказывается средством управленческого регулирования в демократическом обществе. «В обобщенном виде ненасилие - это принцип взаимоотношений в природе и обществе, отрицающий любые формы принуждения по отношению к окружающему миру. На основе данного принципа можно выделить пассивное и активное, принципиальное и прагматическое ненасилие».

Говоря о возможностях использования данной модели в системе социального управления и регулирования отношений в образовании, спикер выделил следующие возможности:

1. Создание ненасильственного режима с целью распространения истины.

2. Равноправный диалог между всеми субъектами образовательного процесса.

3. «Засвидетельствование ценности» (А. Гжегорчик).

4. Отказ от монополии на истину руководителя по отношению к другим участникам образовательного процесса.

5. Ориентация на идеал максимальной открытости в своем поведении.

Отсюда О.Я. Гелих сделал вывод, что ненасильственный режим возможен не только в теории, но и вполне реализуем в практике образования и социального управления.

Тему стратегических подходов к образованию с учетом противодействия мани-пулятивным технологиям, а также создания личностно-ориентированных подходов

продолжил А.А. Воскресенский, говоря об острой необходимости создания такого образовательного пространства, в котором возможным стала бы подготовка поколения профессионалов, способных эффективно решать постоянно изменяющиеся задачи в образовании, эффективно противодействуя различным манипулятивным приемам и средствам. В этих условиях большое значение играют образовательные стратегии, которые определяются как концепции, заложенные в основу образовательной политики, определяющей основные направления и принципы развития системы образования как целостного социального института.

Проанализировав нормативные документы и федеральные законы, А.А. Воскресенский сделал вывод, что «компетентностный подход, положенный в основу стратегии образовательной политики, является в текущих условиях оптимальным ответом системы образования на те требования, которые предъявляет к молодому специалисту современное общество».

Заведующий кафедрой философии РГПУ им. А.И. Герцена В.и. Стрельченко выступил с разработанной при участии О.Ч. Кирвель и Ч.С. Кирвель (Беларусь) концепцией взаимодействия идеологии экономизма и экологических императивов в современном обществе и институтах образования, указав, что «в настоящее время не только большинством ученых, но даже многими обычными людьми ясно осознается, что мировая цивилизация должна двигаться к качественно иной форме общества, положившего в основании своего развития не манипулятивные, а прямо про-

тивоположные техноцентристской модели принципы, нормы и установки человеческой жизни и образования».

Отсюда, по мысли авторов концепции, следует необходимость актуализации именно в сфере образования таких социальных проектов, которые были бы оправданы не только с точки зрения экономических критериев эффективности, но направленны на цели более высокого порядка - становление культуры «постматериальных» ценностей (А. Горце), развитие неэкономической составляющей социальной жизни и сферы образования, формирование нового качестве человеческого капитала.

Итоги состоявшейся дискуссии подвел и.о. проректора по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена проф. В.А. Рабош, отметивший чрезвычайную остроту темы и необходимость тщательной всесторонней проработки темы манупулятивных технологий в образовательном процессе, а также недопустимость использования термина «манипуляция» в исключительно негативном контексте. Имеющийся у собравшихся исследователей научный задел позволяет сформировать интегрированное, системное видение мани-пулятивных процессов в институтах образования и воспитания в современном обществе, что позволит реализовать концепцию устойчивого развития России.

Все прослушанные доклады вызвали живой интерес и были активно дискутированы. Работа круглого стола получилась весьма плодотворной, участники и слушатели поблагодарили спикеров, дали высокую оценку проделанной работы.

о

3 ю О

д.А. Рущин

международная видеоконференция «патриарх никон и глобальное евразийство»

москва, 26 апреля 2017 года

© Рущин Дмитрий Александрович - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected].

26 апреля 2017 года, на Патриаршем подворье Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках при участии Международного Византийского Клуба состоялась международная видеоконференция на тему: «Патриарх Никон и глобальное евразийство». Международная видеоконференция связала экспертов Москвы, Санкт-Петербурга и Молдавии.

Инициаторами проведения мероприятия выступили организации: Международный Византийский Клуб, Союз Православных Граждан, Общероссийское общественное дви-

жение «Народный Собор», Отдел по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ. Ниже мы публикуем стенограмму международной видеоконференции.

В своем приветственном слове к участникам мероприятия настоятель Патриаршего Подворья в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков) отметил, что за последнее время отечественные исследователи совершили стратегический прорыв в изучении жизненного пути и духовно-творческого наследия вели-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.