Научная статья на тему 'Манипулятивное воздействие со стороны деструктивных культов'

Манипулятивное воздействие со стороны деструктивных культов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1378
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВОЗДЕЙСТВИЮ / MANIPULATIVE INFL UENCE OF DESTRUCTIVE CULTS / PREDISPOSITION TO THE ACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кучмистов К.С.

Отличительной чертой психологических манипуляций в деструктивных культах является отношение к вербуемому не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются цели манипулятора. Весьма актуальным представляется проведение комплексного исследования с целью выявления влияния личностных черт на предрасположенность к манипу- лятивному воздействию со стороны деструктивных культов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кучмистов К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIPULATIVE INFLUENCE FROM DESTRUCTIVE CULTS

A distinctive feature of psychological manipulation in destructive cults is relevant to вербуемому not as an individual, with your self-worth, and as to the specifi c means through which that can be achieved, the goal of the manipulator. Very urgent necessity to conduct a comprehensive study to identify the impact of personality traits on the predisposition to манипулятивному infl uence of destructive cults.

Текст научной работы на тему «Манипулятивное воздействие со стороны деструктивных культов»

входят специальности с архитектурным и дизайнерским уклоном, отличаются более строгим расписанием и требованиями. В школах такого профиля значительно расширен список обязательных предметов. Кроме того, студентам предлагается освоить и смежные специальности. Список предлагаемых дисциплин достаточно широк и разнообразен: современное искусство и литература, видео и кино, инсталляции и т.д. Заканчивается подготовительный год сдачей экзаменов. Со второго года обучения студенты занимаются в классах различных преподавателей. Есть и свободные классы, которые организуют сами студенты. Интерес у обучающихся вызывают мастер-классы, которые проводят приглашенные дизайнеры и, конечно же, посещение выставок. Промежуточные и выпускные выставки проектов проходят с участием кураторов, дизайнеров, арт-критиков, то есть известных специалистов. Выпускные экзамены сдаются в конце четвертого года обучения с получением степени «бакалавр». Пятый год обучения в качестве магистра проходят лишь лучшие студенты, которых ре-

комендуют преподаватели.

В заключение добавим, что профессиональная деятельность специалиста-дизайнера в современном мире считается не ремеслом, а интеллектуальным процессом, в основе которого тесно переплеты теоретические дисциплины, исследовательская деятельность и практические навыки. Студенты овладевают умением не только говорить о проектах, но и письменно излагать свое мнение в теоретических исследованиях с цитатами, ссылками к источникам и самостоятельными выводами. Исследовательская работа должна затрагивать важные общественно-эстетические проблемы с последующим творческим решением этих проблем. Причем изложение теоретической части должно соответствовать нормам языка современной теории. Владение методами научно-творческих исследований становится обязательным элементом современного профессионального образования будущих специалистов-дизайнеров. Качество и уровень образования складываются и определяются самостоятельной научно-творческой деятельностью.

Библиографический список (References)

1. Association of Independent Colleges of Art and Design. - URL: http://www.aicad.org/

2. Cumulus, the International Association of Universities and Colleges of Art, Design and Media. - URL: http://www. cumulusassociation.org/

3. National Association of Schools of Art and Design. - URL: http://nasad.arts-accredit.org

УДК 316.776.33 UDC 316.776.33

К.С. КУЧМИСТОВ K.S. KUCHMISTOV

аспирант кафедры психологии Волгоградского государ- graduate student, department of psychology, Volgograd

ственного университета state university

Е-mail:AnAn69@yandex.ru E-mail:AnAn69@yandex.ru

МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СО СТОРОНЫ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ

MANIPULATIVE INFLUENCE FROM DESTRUCTIVE CULTS

Отличительной чертой психологических манипуляций в деструктивных культах является отношение к вербуемому не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются цели манипулятора. Весьма актуальным представляется проведение комплексного исследования с целью выявления влияния личностных черт на предрасположенность к манипу-лятивному воздействию со стороны деструктивных культов.

Ключевые слова: манипулятивное воздействие, деструктивные культы, предрасположенность к воздействию.

A distinctive feature of psychological manipulation in destructive cults is relevant to вербуемому not as an individual, with your self-worth, and as to the specific means through which that can be achieved, the goal of the manipulator. Very urgent necessity to conduct a comprehensive study to identify the impact ofpersonality traits on the predisposition to манипулятивному influence of destructive cults.

Keywords: manipulative influence of destructive cults, predisposition to the action.

© К.С. Кучмистов © K.S. Kuchmistov

В современном обществе, в силу воздействия социально-экономических и культурных факторов, обостряются проблемы, связанные с использованием методов интенсивного психологического воздействия в деятельности разнообразных организаций и движений с признаками деструктивности, которые порождают большое число социально-психологических проблем [10,12,16,19,31]. В основном эти отношения носят скрытый манипулятивный характер. Отношения, построенные на манипулятивном психологическом воздействии, свойственны среде сектантов.

В качестве научной проблемы категория воздействия вбирает в себя основные противоречия, наиболее острые и востребованные вопросы психологической науки, начиная от извечных вопросов о сущности, структуре и механизмах функционирования человеческой психики и кончая проблемами общеметодологического и мировоззренческого порядка [21].

Согласно «Словарю современного русского языка», воздействие - это «действие, оказываемое кем-, чем-либо, на кого-, чего-либо; влияние» [34,с.29]. В словаре С.И. Ожегова находим: «Воздействие - действие, направленное на кого-, что-нибудь с целью добиться чего-нибудь; внушить»[30,с.67]. В «Кратком психологическом словаре» под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского процесс воздействия рассматривается как «целенаправленный перенос движений и информации от одного участника взаимодействия к другому »[23,с.58].

Основная часть исследований по данной проблематике представлена в социально-психологических работах, среди которых наиболее значимы труды Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, Дж. Тернера, Р. Чалдини, Э. Ноэль-Ноймана. Особая ценность этих работ в том, что авторы рассматривают социальное воздействие и на примере культов. Пропагандистское воздействие как в целом, так и в культах, рассматривается в работе Э. Аронсона и Э. Пратканиса. Проблемы психологического воздействия на теоретическом уровне рассматриваются в работах и отечественных авторов [8,11,14 и др.].

Г.А. Ковалев под воздействием понимает процесс, происходящий на различных уровнях существования материальных явлений и их отдельных свойств (как физико-химических, так и социально-психологических), который реализуется в ходе взаимодействия двух или более равно упорядоченных систем и результатом которого является поддержание состояния данных систем или же изменение структуры хотя бы в одной из них. По его мнению, «личность человека при взаимодействии с окружающим миром реализует себя в качестве объекта и субъекта психологических воздействий посредством процессов общения, деятельности, поведенческих актов и т. п. Само же воздействие, являясь результатом осуществления целей различных видов человеческой активности, служит выражением психологической эффективности и результативности этих процессов, характеризует их личностно преобразующий, воспитывающий, развивающий потенциал» [21,с.12].

В любом взаимодействии людей всегда есть актор (кто воздействует) и адресат (тот, кто подвергается воздействию). По мнению Г.В. Грачёва, А.А. Сергеева, в зависимости от соотношения ценностей, интересов и имеющихся ресурсов в ходе коммуникации актор передает адресату сообщения с использованием трех технологий воздействия: подчинения, рефлексивного управления и манипуляции сотрудничества. В межличностном взаимодействии адептов и приверженцев (лидеров) деструктивных культов наблюдается установка на подчинение с использованием манипулятивного воздействия [2,39].

Сам термин «манипуляция» метафоричен и изначально обозначал искусство фокусников, работающих только руками без сложных приспособлений, основанное на отвлечении, концентрации внимания на другом объекте и использовании стереотипов мышления. В современных условиях содержание понятия трансформировалось. В социально-психологическом контексте манипуляция приобрела новый объект - человека - и принципиально новые способы осуществления действий. Манипуляция рассматривается как «акт влияния на людей и управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление, обработка» [27, с.36].

Ряд авторов [16, 24 и др.], рассматривая манипуляцию в качестве феномена межличностного, межгруппового и межнационального общения, говорят о необходимости принятия ее как данности. А. Мейер выводит феномен манипулирования из фатальной необходимости духовной диктатуры меньшинства над большинством. Он, в частности, для обозначения процессов манипуляции использует термины «социализация» и «легитимация», в результате которых индивидуум превращается «в полезного и преуспевающего члена общества путем воспитания его в духе господствующих норм поведения и в духе той роли, которая ему отведена» [Цит. по Б.Н.Бессонову, 1978]. Ряд исследователей [19,20]считает манипулирование явлением, присущим исключительно нашему времени.

Анализируя феномен манипуляции, исследователи отмечают скрытый характер воздействия манипулятора на манипулируемого [4,6,12,21,28,38 и др.]. Манипулятивное воздействие определяется как скрытое программирование личного отношения к изображаемым или описываемым фактам или событиям (И.Д.Ермаков, 1995), «неявное побуждение» (Е.Л. Доценко, 1996), «скрытая трансакция» (Э. Берн, 2003). При этом у манипулируемого обязательно сохраняется иллюзия самостоятельности решений и действий [6]. Проблемы манипулятивного воздействия также рассматриваются в работах Е.В. Сидоренко и С. Кара-Мурзы. Отдельные аспекты манипулятивного и негативного информационного воздействия отражены в работах Г. В. Грачёва и И.К. Мельника. Общие вопросы психологии веры отражены в работе Р.М. Грановской.

Большой вклад в изучение организованных форм манипулирования внесли ряд социальных психологов. Среди наиболее значимых исследований необходимо отметить работы Р. Чалдини, Ф. Зимбардо, в которых рассматриваются особенности манипулирования

в культах, разрабатываются методы консультирования пострадавших. Среди отечественных психологов и психиатров, рассматривающих феномен деструктивных культов, стоит отметить исследования Т. С. Кабаченко, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Т.М. Сулейманов и др.

Для понимания особенностей психологических манипуляций в деструктивных культах необходимо рассмотреть теоретико-методологическую базу исследования современных религиозных организаций.

Понятие «деструктивные организации (культы)» широко используется в зарубежной психологической науке, столкнувшейся с проблемой массированного использования против личности достижений психологической науки и практики в 70-е годы ХХ-го столетия (S. Hassan, P. Zimbardo, M.L. Tobias и др.).

Для обозначения подобных организаций применяются различные термины, такие как «секта», «деструктивная секта», «тоталитарная секта», «новое религиозное движение», «квазирелигия», «культовое движение», «психокульт», «религия кризиса», «светский культ», «тоталитарный культ», «неокульт» и т. д. Некоторые исследователи [37.39] считают, что данные термины, не раскрывают всей сущности данного явления. Многие из этих терминов характеризуют только религиозные группы, но организации, о которых идет речь, зачастую к религии не имеют никакого отношения. Кроме того некоторые термины часто используются в ненаучных кругах с множеством оценочных коннотаций. Поэтому в последнее время стали появляться термины, которые, по мнению исследователей, могут и должны заменить вышеперечисленные формы выражения конфессиональных отношений. Так например, А.Н.Баркер, П.Н.Митрохин, В.И.Ибрагимов и др. используют понятие «новые религиозные движения».

Психологическую проблематику современного сек-

тантства затрагивали такие авторы, как А. Н. Швечников, К. Б. Привалов. Вопросов психологического воздействия новых религиозных организаций на личность и разработки методов защиты от их психологического террора касаются работы В.Б. Щапаря. Механизмы воздействия религиозного сектантства на своих адептов рассматриваются в работах В.Ю.Асланян.

Отличительной чертой психологических манипуляций в деструктивных культах является отношение к вербуемому не как к личности, обладающей самоценностью, а как к специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуются его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интересов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как объект манипуляций.

Несмотря на актуальность и значительные традиции разработки в психологии, проблему психологического воздействия, и в частности его манипулятивного аспекта, тем не менее, нельзя отнести к числу хорошо изученных тем. В современной научной теории и практике не встречаются источники, рассматривающие феномен предрасположенности к манипулятивному воздействию со стороны деструктивных культов. По мнению В.В.Знакова, становлению склонности к манипулированию окружающими людьми и предпочтению манипу-лятивной стратегии поведения способствует комплекс личностных черт (импульсивность, аморальность, эгоцентризм, экстернальность, личностная ригидность и др.). Рассматривая явление манипулирования окружающими людьми с позиции объекта воздействия, мы можем предположить, что определенные личностные черты также влияют и на предрасположенность к мани-пулятивному воздействию со стороны деструктивных культов.

Библиографический список

1. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения - повседневное использование и злоупотребление. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 384с.

2. Асланян В.Ю. Психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов как предмет профессиональной оценки экспертами-психологами: Автореф. дис. .. .канд. псх. наук. М., 2009.28с.

3. БаркерА. Новые религиозные движения.СПб.: РХГИ, 1997.196с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. М. Будыниной, Е. Перцевой, В. Никандровой. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 320 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

5. БессоновБ.Н. Идеология духовного подавления. М.: Мысль, 1978. 295 с.

6. БитяноваМ.Р. Социальная психология. Общая характеристика человеческого общения. Питер, 2001. 544 с.

7. Будов А.И. Религиозные иллюзии на пороге жизни. Христианские секты сегодня. М.,1980.125с.

8. ГоршковМ.К.Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988.383 с.

9. Грановская Р.М. Психология веры. СПб.: Речь, 2007. 476 с.

10. Грачёв Г.В. Мельник И.К. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм-книга, 2002. 288с.

11. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368 с.

12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997. 318 с.

13. ЕрмаковЮ.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995. 205с.

14. Зазыкин В.Г. Психология в рекламе Москва: ДатаСтром, 1992. 64с.

15. 3имбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. СПб.: Питер, 2000. 448с.

16. Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования //Психологический журнал, 2000. Т. 21. № 5. С. 16-22.

17. ИбрагимовВ.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дис. ...к. ф. н. Н. Новгород, 2001. 35с.

18. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 544с.

19. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2009. 864 с.

20. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // Вест.Моск. ун-та. Сер.7. Философия, 1990.с. 58 - 69.

21. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: автореф. дис. док. псх. наук. М., 1991. 38с.

22. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психодинамика сект. // Социодинамическая психиатрия. Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999. С. 332-340.

23. Краткий психологический словарь (Сост.Л.А.Карпенко)/ Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М:Полит-издат, 1989. 431 с.

24. Лисова С.Ю. Манипуляция массовым сознанием в политической рекламе: региональный аспект: Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 2004.28с.

25. Митрохин П.Н. Религиозная ситуация в России.//Социологические исследования. 1995. №11. С.35-41.

26. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания.М.,:Прогресс-Академия,1996.352с.

27. Политическая психология: уч. пос. Под ред. А.Л. Деркач. Екатеринбург: Деловая книга; М: Академический проект, 2001. 858 с.

28. ПочепцовГ.Г. Теория коммуникации. М.: Центр, 1998. 252 с.

29. Привалов К.Б. Секты: досье страха. М.:Политиздат, 1987. 191 с.

30. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Советская энциклопедия, 1964. 900 с.

31. Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой аспект). Ростов-н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 198с.

32. СидоренкоЕ.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2001. 256 с.

33. Словарь современного русского литературного языка, T.I М., 1959.225с.

34. Сулейманов Т. М. Психологическое насилие в современных сектах и культах.М.,2000.137с.

35. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер,2003.256с.

36. Чайкин В.Н. Формы манипулирования в негосударственных организациях с признаками деструктивных культов в РФ: Автореф. дис. ..канд. соц. наук: Н.Новгород, 2011. С. 29.

37. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. 272с.

38. Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность: Автореф. дис. канд. псх. наук: М., 2005. С. 28.

39. ШапарьВ.Б. Психология религиозных сект. Мн.: Харвест, 2004. 214 с.

40. Швечников А.Н. Рай земной: новая сказка. С-Пб.,1997,155 с.

41. Hassan, S. Combatting Cult Mind Control. Park Street Press, 1990, Rochester, Vermont, pp. 213.

42. Tobias, M. L. and Lalich, Janja. Captive hearts, captive minds: freedom and recovery from cults and abusive relationships. Hunter House Inc., Alameda, CA, 1994, pp. 323.

References

1. Aronson E. Pratkanis E.R. Era propaganda mechanisms of persuasion - the daily use and abuse / E. Aronson, E. Pratkanis. St. Petersburg.: Prime EVROZNAK 2002. 384 p.

2. Aslanyan V.Y. The psychological impact of destructive religious cults servants as a matter of professional valuation experts psychologists: Author. dis. ... Cand.PSC.Sciences. M. 2009.28 p.

3. Barker A. New Religious movements.SPb.: RHGI, 1997.196 p.

4. Bern E. Games People Play / Per. from English. Budyninoy M., E. Pertseva, V. Nikandrova. M.: Publishing house Penguin Books, 2003. 320 p. (Series «Psychological collection»).

5. Bessonov B.N. The ideology of spiritual oppression. M: Thought, 1978. 295 p.

6. Bityanova M.R. Social psychology.General characteristics of human communication.Piter, 2001.544 p.

7. Budov A.I. Religious illusions on the threshold of life. Christian sects today. M. 1980.125 p.

8. GorshkovM. K.Obschestvennoe opinion: History and modern - sion. M. Politizdat, 1988.383 p.

9. GranovskayaR. M. Psychology faith. St. Petersburg.: Speech, 2007. 476 p.

10. Grachev G. Miller I. K. Manipulation of personality: Organization, methods and technologies of information and psychological warfare. M.: Algorithm-book, 2002. 288 p.

11. Grushin B.A. Mass consciousness: Experience the definition and research problems. M. Politizdat, 1987. 368 p.

12. Dotsenko E.L. Psychology manipulation: phenomena, mechanisms and protection. M., 1997.318 p.

13. Ermakov Y.A. Manipulation personality: sense techniques consequences. Ekaterinburg, 1995.205 p.

14. Zazykin V.G. Psychology in advertising Moscow: Data Strom, 1992. - 64 p.

15. Zimbardo Social Influence / Zimbardo, M. Lyayppe. St. Petersburg.: Peter, 2000. 448 p.

16. Znakov V.Machiavellianism: psychological property of the individual and his research methodology / / Psychological Reports, 2000. -T. 21. - № 5. -p pp. 16-22.

17. Ibragimov V. I. New religious movements in the spiritual life of modern society.Dis. k ... f. n. Nizhny Novgorod, 2001.35 p.

18. Kabachenko T.S. Methods of psychological influence: Tutorial / TS Kabachenko. Moscow Pedagogical Society of Russia, 2000.544 p.

19. Kara-Murza S. Manipulation of consciousness. M.: Penguin Books, 2009. 864 p.

20. CassirerE. Technique of modern political myths. // Vest.Mosk. un -ta. Ser.7. Philosophy 1990. pp. 58 - 69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Kovalev G.A. Psychological impact: theory, methodology, practice: Author. dis. Doc. PSC.nauk.-M., 1991.38 p.

22. Korolenko C. P., Dmitrieva N.V. Psychodynamics sects / C. P. Korolenko, N.V.Dmitrieva // sociodynamic psychiatry. Novosibirsk: Publishing NGPU, 1999. - pp. 332-340.

23. Kratky psychological dictionary (Sost.L.A.Karpenko)/ed. A.V.Petrovskogo, M.G.Yaroshevskogo. M: - Political Publishing House, 1989. 431 p.

24. Lisova S.Y. Manipulation of mass consciousness in political advertising: a regional perspective: Author. dis. Candidate. soc. Sciences. M. 2004.28 p.

25. Mitrohin P.N. Religious situation in Russia. // Case Studies. 1995. № 11.-p.35-41.

26. Noel-Neumann E. / Public Opinion. Opening spiral molchaniya.M., Progress-Academy 1996.352s.

27. Politicheskaya Psychology / distr. Benefit ed. AL. Derkach. Yekater - rinburg: Business Book, M: Academic Project, 2001. 858 p.

28. Pocheptsov G.G. Theory of Communication. Moscow: Center, 1998. 252 p.

29. Privalov K.B. Sects dossier fear. M. Politizdat, 1987. 191 p.

30. Ozhegov S.I. Russian dictionary. Moscow, Soviet Encyclopedia, 1964. 900 p.

31. Ryumshina L.I. Psychology of manipulation (value-semantic aspect). Rostov-N / A Univ growth.University Press, 2003.198 p.

32.

33. SidorenkoE.V. Training and influence the effect of confrontation. St. Petersburg.: Speech, 2001. 256 p.

34. Dictionary of modern Russian literary language, TI M. 1959. 225p.

35. Suleymanov T.M. Psychological abuse in modern sects and cults.M., 2000.137 p.

36. Terner J. Social influence. St. Petersburg.: Peter 2003. 256 p.

37. Chaykin V.N. Forms of manipulation in non-governmental organizations with signs of destructive cults in Russia: Author. dis. .. PhD. soc. Sciences: Nizhni Novgorod, 2011. p. 29.

38. ChaldiniR. Psychology of influence / R. Cialdini. St. Petersburg.: Peter Combe, 1999. 272p.

39. Chesnokova I.A. Influence of sects, cults and non-traditional religious organizations on the individual and its vital: Author. dis. Candidate. PSC. Sciences: Moscow, 2005. p. 28.

40. Shapar V.B. Psychology religious sects.Mn.: Harvest, 2004.214 p.

41. ShvechnikovA. N. Heaven on earth: a new tale. Saint-Petersburg., 1997.155 p.

42. Hassan S. Combatting Cult Mind Control. Park Street Press, 1990, Rochester, Vermont, pp. 213.

43. Tobias M.L. and Lalich, Janja. Captive hearts, captive minds: freedom and recovery from cults and abusive rela-tionships. HunterHouselnc., Alameda, CA, 1994, pp. 32-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.