Научная статья на тему 'Манифест мусульманских женщин'

Манифест мусульманских женщин Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
261
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИСЛАМ / МАНИФЕСТ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балтанова Гульнар Равильевна

Рассматривается роль женщин в Исламском государстве и мусульманском мире. На основе Послания женщин Исламского государства мусульманкам из других стран (манифеста «Женщина в Исламском государстве (послание и конкретное исследование)») анализируется феномен нового халифата с позиции объективного исследователя.The article examines the role of women in the Islamic state and the muslim world.On the basis of the message of the women of the Islamic state muslim women from other countries (manifest «Woman in an Islamic state (a message and a case study)») analyzes the phenomenon of a new caliphate from the position of an objective researcher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Манифест мусульманских женщин»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Г.Р. Балтанова,

Казанский государственный энергетический университет

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ СЕГОДНЯ ■ УДК 378.297

Манифест мусульманских женщин

Казанский государственный энергетический университет

Прошло уже десять лет, как в издательской группе «Логос» вышла моя книга «Мусульманка» [1], а затем на страницах журнала «Высшее образование сегодня» состоялась небольшая дискуссия по вопросам гендерной концепции в исламе и ее современных интерпретациях. С точки зрения всемирной истории, это не такой большой период, чтобы ждать каких-либо серьезных изменений в этом вопросе. Но это только на первый взгляд.

Ситуация в мире ислама меняется стремительно и необратимо. Революции, государствен-

© Балтанова ПР., 2015

ные перевороты, войны, террористические акты происходят чуть ли не каждый день. В них участвует и много женщин. Они и солдаты, и многочисленные жертвы, и живые щиты боевых отрядов, и сестры милосердия на полях сражений, и смертницы. Если тогда, в 2005 году, в качестве заключения дискуссии, мы еще могли надеяться на культурный диалог и объединение усилий женщин в борьбе за решение жизненно важных проблем, то сегодня уже очевидно, что пути представительниц исламской и светской, демократической ци-

вилизаций расходятся все дальше и дальше.

Подтверждением тому является небольшой документ, появившийся в глобальной сети в марте 2015 года, который носит название «Аль марра фи дауля исламийя (рисаля ва такрир)» -«Женщина в Исламском государстве (послание и конкретное исследование)». Для простоты мы будем применять название, которое закрепилось за ним в западных средствах массовой информации, - манифест. Под исламским государством имеется в виду конкретное Исламское го-

ГУЛЬНАР РАВИЛЬЕВНА БАЛТАНОВА

доктор философских наук, профессор Казанского государственного энергетического университета. Сфера научных интересов: социальная философия, история и теория религии и атеизма, политическая социология, социально-политическое и экономическое развитие стран мусульманского мира. Автор 221 публикации

Рассматривается роль женщин в Исламском государстве и мусульманском мире. На основе Послания женщин Исламского государства мусульманкам из других стран (манифеста «Женщина в Исламском государстве (послание и конкретное исследование)») анализируется феномен нового халифата с позиции объективного исследователя.

Ключевые слова: Исламское государство, ислам, манифест, женское образование.

The article examines the role of women in the Islamic state and the muslim world. On the basis of the message of the women of the Islamic state muslim women from other countries (manifest «Woman in an Islamic state (a message and a case study)») analyzes the phenomenon of a new caliphate from the position of an objective researcher. Key words: Islamic state, islam, manifest, women education.

сударство, не так давно объявившее халифат.

Разъясним, что Исламская группировка возникла в 1999 году и носила название «Джама-ат ат-Таухид валь-Джихад» (Объединение единобожия и джихада). С марта 2011 года название поменялось на Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), а в июне 2014 года группа объявила себя всемирным халифатом, а ее нынешнего лидера аль-Багдади -халифом, и название поменялось на Исламское государство (ИГ) -«Дауля аль-Исламия».

Сразу же оговорюсь, что в статье не будут обсуждаться те жуткие факты и последствия, которые несут признаки террора в целом, и экстремизма Исламского государства в частности. Об этом немало написано и сказано. Однако феномен Исламского государства отличается от множества других радикальных исламских движений и групп. Это признают и политики, и журналисты, и ученые. Для того чтобы понять этот феномен, надо рассмотреть его по возможности всесторонне, так как он включает в себя ряд вопросов: причины его возникновения; его создатели и заказчики; спонсоры и теоретики; оппоненты и сторонники и др.

Один из вопросов, который представляет для меня особенный интерес, - это роль женщин в Исламском государстве. Причем это не только женщины самого Исламского государства, но и его противники, например женские курдские батальоны, бесстрашно воюющие с фанатичными муджа-хиддинами (бойцы джихада, которые в случае гибели как будто бы попадают прямо в рай).

Послание женщин Исламского государства мусульманкам из других стран дает возможность взглянуть на феномен нового халифата с позиции объективного исследователя. Текст написан и распространяется на арабском языке, хотя огромный объем пропаганды в Исламском государстве ведется и на английском, и других языках, в качестве примера можно привести журнал «Дабиг». Английский текст манифеста появился благодаря британскому агентству переводов.

Это говорит о том, что манифест в первую очередь направлен на соседние арабские страны, а именно на государства Аравийского полуострова. Примеры дискриминации женщин, многочисленных нарушений шариата и права (фикха), их бедственно-

го положения в самых богатейших странах мира берутся в основном из жизни Саудовской Аравии, Эмиратов, Кувейта и др. Словом, именно в тех странах, которые позиционируют себя блюстителями исламских законов в отношении женщин, прав и свобод, закрепленных в Коране, хадисах и шариате.

Следует отметить, что этот манифест выполняет сразу несколько функций, которые не скрываются его авторами. Первая и самая важная - пропагандистская. Его текст постоянно призывает женщин если и не примкнуть к Исламскому государству, то хотя бы, по крайней мере, словом и делом способствовать укреплению нового халифата. Впрочем, что касается миграции в Исламское государство, то и это также приветствуется, так как в манифесте рассказывается о том, какие условия в Исламском государстве созданы для переселенцев - мухаджиров (от арабского «хиджра» - переселение). Их принимают, предоставляют им жилье, обеспечивают необходимыми средствами из общего фонда, куда стекаются все налоги (закят) и добровольные пожертвования (садака).

Вторая функция - просветительская. На фоне огромного объема информации и дезинформации, которая сопутствует Исламскому государству, авторы манифеста стремятся показать реальную картину этого нового образования на примере жизнедеятельности женского населения. Многие публикации в западных средствах массовой информации упрекают манифест в его чересчур очевидном стремлении приукрасить реальность. Впрочем, повторюсь, авторов манифеста можно понять, так как реальных очевидцев, способных представить объективную информацию, очень мало. По словам одного журналиста, туда уезжают,

но оттуда не возвращаются. Но и сквозь этот «мейкап» манифеста (точнее было бы сказать сквозь хну, сурьму и белила) можно уловить намеки на то, что там происходит в действительности.

Наконец, у манифеста имеется и третья функция, я бы назвала ее легитимизацией. Мне представляется, что авторы этого манифеста стремятся с самого начала определить статус и роль женщин в Исламском государстве и закрепить их. Это следует из уточнений, которые предваряют текст послания. Но прежде чем переходить к его анализу, несколько слов о том, что нам известно о самом манифесте.

Согласно информации, распространяемой лидерами Исламского государства, в их структуре имеются две женские бригады: «Аль-Хансаа» и «Умм аль-Райян». Они выполняют не столько военную, сколько полицейскую функцию: следят за тем, чтобы женщины появлялись на улице только в никабах (полном черном исламском одеянии, скрывающем лицо), чтобы соблюдали иные требования шариата, касающиеся поведения в общественных местах, например не выходили из дома без сопровождения мужчин (махарам - мужей или близких родственников).

Эти бригады «полиции нравов» контролируют также безопасность женщин и пресекают попытки нарушения их прав и достоинства. У них есть еще одна специфическая обязанность - следить за тем, чтобы под никабом не скрывались переодетые мужчины, шпионы или преступники. Кроме того, эти бригады занимаются агитацией и вербовкой женщин из всех стран мира, помогают им устраиваться на новом месте. Имеются свидетельства о том, что попутно они выполняют такую не совсем обычную для полиции нравов роль -помощника в устройстве браков иностранок с борцами Исламского государства.

Согласно данным американских спецслужб, в Исламское государство иммигрировали около 20 000 иностранцев. Среди них 550 женщин (в некоторых источниках уточняется, что эти данные касаются только Великобритании). Заметим, что в печати появляются самые разные цифры как об эмигрантах в Исламском государстве, так и о численности населения в целом, находящегося под его контролем. Но все-таки можно увидеть одну красноречивую деталь -самостоятельную и добровольную миграцию женщин-мусульманок. Это феномен, характерный, пожалуй, только для Исламского государства. Причем среди главных причин, движущих женщинами, даже самые заклятые враги Исламского государства называют не деньги, не стремление выйти замуж или сбежать от родителей, а религиозный порыв.

В преамбуле манифеста, во-первых, говорится о том, что он не является официальным документом. Манифест позиционируется как плод коллективного творчества женщин-единомышленников бригады «Аль-Хансаа». Во-вторых, уточнение гласит, что манифест ни в коем случае не является результатом социального заказа адми-

нистрации Исламского государства, а создан коллективно и самостоятельно. И, в-третьих, он не претендует на то, чтобы стать автономной конституцией женщин, а также не противоречит конституции, которая лежит в основе государственности Исламского государства.

И все-таки мы полагаем, что в этом манифесте пусть не явно или на втором плане, но все-таки прослеживается опасение женщин-активисток, что их требования и надежды, которые они связывают с Исламским государством, не будут в полной мере учтены. Это видно хотя бы из критических слов в адрес мужской части населения мира, которые мы встречаем в феминистских воззваниях.

В манифесте излагаются также причины его появления на свет. Среди причин можно выделить следующие: определение роли женщин и путей достижения ими гармонии и счастья как в этом мире, так и в будущем; разъяснение реального положения женщины в Исламском государстве вопреки всем тем заблуждениям, которые распространяются в средствах массовой информации на основе свидетельств «очевидцев». Манифест также призван ра-

зоблачить фальсификацию важнейшей концепции ислама - единобожие (таухид). По мнению авторов, отход от истинного единобожия, политеизм (ширк) и неверие (куфр) распространились не только на весь аравийский полуостров, но и на остальной исламский мир.

Авторы манифеста стремятся выявить дискриминацию женщин в странах Аравийского полуострова. Они усиленно навязывают миру свою модель положения женщины, ее прав и обязанностей. Его авторы считают, что аравийская регрессивная модель, которая проявляется не только в отношении к женщине, но и в сфере экономики, образования и политики, является отходом от истинного исламского вероучения.

Несмотря на то что текст манифеста не так велик, он составляет около 40 страниц, в нем поднимается большой круг вопросов, которые обычно касаются положения женщины в исламском обществе. Это женские права и обязанности, занятость, правила заключения брака и развода и, конечно, все, что касается их внешнего вида и поведения в общественных местах. Разумеется, все это сопровождается ссылками на Коран,ха-

дисы или труды самых авторитетных богословов.

Любопытная деталь: один из самых часто цитируемых в манифесте богословов - шейх аль-Албани (1914-1999). Он является представителем фундаменталистского направления в исламе, которое привычно называется са-лафизм («салаф ассалихун» - праведные предки), и призывает к возврату к раннеисламским идеалам. Из недолгой истории Исламского государства известно, что учеником аль-Албани был видный иорданский ученый и писатель аль-Макдиси, богословский предтеча Исламского государства. А учеником аль-Макдиси - иорданский экстремист и создатель Исламского государства Абу Мусаб аз-Заркави.

Особенный интерес вызвали у нас вопросы, касающиеся образования женщин. Тем более что в манифесте вопросам культуры и образования женщин уделяется первостепенное место.

Как это свойственно воззваниям исламистов, текст с самого начала начинается со слов обвинения в адрес современной западной цивилизации, которая на многие века сумела добиться отчуждения мусульман от религи-

озной мысли, берущей свое начало в Коране, и вовлекла их в сферу иной культуры с чуждыми ценностями. Эра западной цивилизации вместе с ее социальным, экономическим, медицинским или образовательным доминированием, словом «вестернизация», для мусульман заканчивается, считают авторы манифеста.

Другой характерной чертой воззваний исламских групп, в том числе и авторов манифеста, является обращение к временам Пророка и первых праведных халифов. Естественно, в первую очередь это обращение к женщинам этого времени, потому что женщины в то время играли важную роль. Жены Мухаммеда, его дочь, жены сподвижников Пророка выступали как самые активные члены ранне-исламской уммы (об этом подробно говорится в моей книге «Мусульманка» в главе «Великие женщины ислама»).

Можно упрекать авторов манифеста в средневековой отсталости, впрочем они и не скрывают этого. Их идеалом по-прежнему является «золотой век ислама». В манифесте говорится о том, что повседневная жизнь первых мусульман была очень скромной, они чаще голодали, чем были сыты и, по выражению авторов, не знали инженерные дисциплины, физику или астрономию, зато они были не только крепче в вере, но и гораздо лучше нынешних мусульман представляли, что ожидает их в загробной жизни.

Авторы манифеста решительно нарушают традицию, которая возводит достижения европейской цивилизации к именам таких мусульманских ученых, как философ и врач Ибн Сина (Авиценна), Ибн Нафис, открывший кровообращение, и Ибн Хайтам, заложивший основы оптики и физики. По этому поводу в манифесте следует рассуждение, которое заслуживает того, чтобы привести его полностью: «Сегодня мы

отрекаемся от этих предтеч европейской цивилизации, они друзья и защитники друг друга. Ничего из того, что ими сделано, нам не нужно. Мусульмане не должны тратить свои короткие земные жизни, изучая наследие прошлого, оно не дает никакого духовного вознаграждения, кроме того, что укрепляет неверие и используется мусульманами в земном, практическом смысле. Этот вопрос совершенно очевиден - мусульманам не нужно ничего из перечисленного».

Надо сказать, что этот теоретический, философский радикализм авторов манифеста не случаен. Он, несмотря на все его воинствующее противопоставление ценностям, согласно которым живет подавляющее большинство человечества, становится основой, на которой строится вся система духовного воспитания и образования в Исламском государстве. Понять причины этого «духовного экстремизма» можно только с позиций их понимания таухида, которому они придают первостепенное значение. Согласно их интерпретации земная жизнь имеет вторичное значение, т.е. «все старания человека в материальной сфере - это попытка создать рай на земле по той простой причине, что люди не верят в рай в загробной жизни».

Итак, ценность всех объективных наук и исследований не имеет никакого значения (кроме чисто прагматичного). Единственная истинная наука - наука о вере, за ней следуют подчиненные дисциплины - сначала исламские, а затем и земные, например физика, наука о человеке, архитектура, эстетика и др. И все это вдвойне справедливо в отношении женщин, так как домашний труд совсем не требует ученых степеней и званий. Вот как пишут авторы манифеста о своих ученых подругах: «она годами сидит посреди чуждого общества, изучая клетки головного мозга во-

роны, считая песчинки в пустыне или артерии у рыб!»

Каким же видится настоящее женское мусульманское образование исламисткам? Итак, среднее школьное образование будет восьмилетним, обучаться будут дети с семи до пятнадцати лет. С семи до девяти лет девочки будут изучать основы права, ислама, классический арабский язык, а также некоторые земные дисциплины (арифметику, природоведение). С десяти до двенадцати будут изучаться более глубокий курс права, а точнее спецкурс с изучением тонкостей бракоразводного процесса, а также такие чисто женские дисциплины, которые когда-то преподавались в советской школе в курсе «Домоводство». С двенадцати и до пятнадцати лет будут изучаться шариат, история ислама, пророков, и некоторые прикладные светские дисциплины, которые обычно изучаются и сейчас.

Авторы манифеста утверждают, что девочки могут быть выданы замуж начиная с девяти лет, а крайний возраст для этого 16-17 лет. Что касается юношей, то они не должны жениться раньше 20 лет. Если кого-то из читателей эти слова могут поразить, то напомним, что самой юной жене Пророка - Аише было 9 лет. Более того, хадисы, восходящие к самой Аише, свидетельствуют, что ей было 5 лет, когда Мухаммед взял ее в дом, и исполнилось только 9, когда брак фактически состоялся. Для мусульман это неоспоримое доказательство легитимности ранних браков.

Обучение на всех уровнях, естественно, должно быть раздельным. Авторы манифеста упрекают в нарушении этого требования страны Аравийского полуострова, где юноши и девушки учатся вместе.

Система высшего образования в Исламском государстве продолжает функционировать в том

же режиме, что и до возникновения Исламского государства. Но изменения уже коснулись, во-первых, введения раздельного обучения, во-вторых, специализации женского высшего образования на шариатских науках, причем применительно к вопросам, касающимся женщин. Для этого будут учреждаться специальные женские колледжи.

В манифесте указывается, что самым предпочтительным для женщины является домашний труд. Это право, дарованное ей Всевышним. Женщина не обязана заботиться о пропитании своей семьи - это долг мужчин (отца, брата, мужа, сына). Если же захочется самореализации, о которой так много беспокоятся в демократическом мире, то для этого в Исламском государстве будут поощряться традиционные женские виды деятельности - ремесла, которыми богаты Сирия и Ирак.

В то же время работа вне дома не возбраняется, особенно в случае отсутствия кормильца. Заботу о детях в таком случае должны взять на себя женские общины. Наилучшая сфера деятельности для женщин - это преподавание (для девочек), медицина (для женщин) и социальная работа (опять-таки в женских обществах). Предполагается, что женщина будет работать всего три дня в неделю, а отпуск по уходу за ребенком будет составлять два года (это соответствует шариату, который предписывает кормление ребенка грудью до полных двух лет). Все расходы работающей женщины оплачиваются из бюджета государства.

Естественно, возникает возражение, что предлагаемая система школьного образования не позволит девушкам достойно подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. В результате они не смогут стать хорошими специалистами, например, в области медицины. Однако пока не это заботит авторов манифеста.

В манифесте ни слова не сказано и об отношении к женщинам иной веры, которые проживают на территориях Исламского государства, хотя в исламе разработана концепция взаимоотношений с иноверцами во всех аспектах. Известно, что отношение Исламского государства к шиитам, христианам и особенно езидам вызывает крайне негативную реакцию у мусульманских оппонентов. В манифесте ни слова не упоминается и о возвращении института домашнего рабства, которое инкриминируется лидерам Исламского государства всеми оппонентами, включая даже самых ортодоксальных фундаменталистов.

В открытом письме ста двадцати шести шейхов, ученых и лидеров доктору Ибрагиму Аввад аль-Бадри, он же Абу Бакр аль-Багдади, бойцам и последователям самопровозглашенного Исламского государства, написанном 19 сентября 2014 года,содержится критика принципов, лежащих в основе Исламского государства. (Абу Бакр аль-Багдади стал лидером Исламского государства после гибели в Ираке в результате американского обстрела в 2010 году прежнего аль-Багдади (Абу Абдуллах ар-Рашид аль-Багдади). Абу Бакр аль-Багдади - нынешний лидер Исламского государства, самопровозглашенный халиф.) Письмо содержит 24 положения, в которых раскрываются идейные противо-

речия между официальными богословами, ведущими учеными самых авторитетных университетов мира ислама и радикальными лидерами новоявленного халифата.

Несколько пунктов письма прямо или косвенно касаются женщин и женского образования. Среди авторов письма немало представителей фундаментализма, но даже они упрекают лидеров Исламского государства в возрождении отсталых средневековых институтов, тормозящих интеллектуальную, социальную активность и свободу женщины, дарованную женщине в исламе. Поскольку ей доверено самое главное - воспитание детей, то от уровня ее развития зависит формирование их мировоззрения, характера, отношения как к своим, так и к чужим - к людям другой веры или иной культуры.

Нередко в мировых средствах массовой информации попытки создания нового халифата характеризуются как «исламская утопия», в чем видят одну из причин миграции молодежи в Исламское государство. Однако тон манифеста и характер приводимых рассуждений свидетельствуют об иной тенденции - идеологического (религиозного) тоталитаризма. Отрицание научных и культурных достижений всех цивилизаций (включая исламскую), апелляция к строго ограниченному кругу трудов по исламской теологии (шейх аль-Албани) являют-

ся подтверждениями этой тенденции. Что такое тоталитаризм и как себя ощущает женщина в тоталитарном обществе, мы, россиянки из прошлого века, хорошо знаем.

Это только начало разговора о новом витке в развитии «женского вопроса» в исламе. Судя по тем событиям, которые происходят в Йемене, Кении, Сирии, Ираке, разговор наш будет долгим. В том же манифесте помимо образования затронуто немало вопросов, касающихся статуса женщин, которые требуют специального рассмотрения.

Вот что хотелось бы сказать в завершение статьи. Передо мной картина, которую я наблюдаю ежедневно: кафедра готовится к аттестации. Я вижу крайне утомленных, неухоженных женщин, с утра и до позднего вечера работающих над отчетами или сидящих у экранов компьютеров с красными глазами. То одна, то другая бежит в столовую и приносит в пластиковых контейнерах остывшую еду на всех. По телефону названивают ненакормленные дети или голодный муж, разъяренный от того, что вот уже неделю он вынужден смотреть не хоккей, а за детьми. Если мужа нет, а бабушка тоже «убивается» на работе, то дети сидят тут же в кабинете и изнывают в нервозной обстановке...

И в голову невольно закрадывается мысль: а может, и правда по домам,а?

ЛИТЕРАТУРА

1. Балтанова Г.Р. Мусульманка. М.: Логос, 2005.

LITERATURA

1. Ва!Гапо¥а G.R. МиэиГтапка. М.: _одоэ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.