Научная статья на тему 'Исламская критика нового халифата'

Исламская критика нового халифата Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
981
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ХАЛИФАТ / ТАУХИД / ДЖИХАД / ШАРИАТ / ФИКХ / ХАДИС / АЯТ / КУФР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балтанова Гульнар Равильевна

В статье анализируются идейные противоречия между ведущими учеными, духовными лидерами мусульманского мира и идеологами Исламского государства по самым важным принципам и категориям социальной концепции. Эти вопросы, по которым велась дискуссия в течение всей истории исламского мира, решаются идеологами ИГ с новых позиций. В статье рассматриваются взгляды теологов и идеологов, которые послужили теоретической основой для формирования доктрины ИГ. Основой для изучения противоречий официального и радикального течений в исламе является Открытое письмо д-ру Ибрагиму Аввад аль-Бадри, он же Абу Бакр аль-Багдади, бойцам и последователям самопровозглашенного Исламского государства (ИГ), написанное 19 сентября 2014 г.. Данный документ является своеобразной манифестацией современного понимания официальными богословами и духовными лидерами таких важнейших понятий ислама, как «халифат», «халиф», «джихад», «исламское государство», шариат, фикх, «куфр» и др. В статье говорится о том, что отличие теоретиков ИГ от других радикальных исламских групп (например, аль-Каида) заключается в том, что они не только провозгласили своей целью создание халифата, но незамедлительно приступили к ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic criticism of the new caliphate

The article shows that there are two trends official and non-official Islam, both of them are speaking about the same matters but from two different ideological positions. The most influential radical group Islamic State is original movement, because it declares Khilafa and works on it realization immediately. The article contains an analyse of the Open letter to dr. Abu Bakr al-Baghdadi, written by 126 most famous scholars from all over the Muslim world. The letter accuse the movement of practices that have nothing to do with Islam, even rejecting the extremists right to call themselves jihadists. Muslim scholars and clergymen accuse the self-proclaimed caliph and his army of war crimes and violation of fundamental principles of Islam. The official scholars also say in this letter that the IS leaders demonstrate illiterate use of Islamic scripture torn from the context and perversion of the rules of morality and Sharia law.

Текст научной работы на тему «Исламская критика нового халифата»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

УДК 310

Исламская критика нового халифата

Балтанова Г.Р.

Доктор философских наук,

профессор кафедры менеджмента предприятия

Казанского государственного энергетического университета

В статье анализируются идейные противоречия между ведущими учеными, духовными лидерами мусульманского мира и идеологами Исламского государства по самым важным принципам и категориям социальной концепции. Эти вопросы, по которым велась дискуссия в течение всей истории исламского мира, решаются идеологами ИГ с новых позиций.

В статье рассматриваются взгляды теологов и идеологов, которые послужили теоретической основой для формирования доктрины ИГ. Основой для изучения противоречий официального и радикального течений в исламе является Открытое письмо д-ру Ибрагиму Аввад аль-Бадри, он же Абу Бакр аль-Багдади, бойцам и последователям самопровозглашенного Исламского государства (ИГ), написанное 19 сентября 2014 г.. Данный документ является своеобразной манифестацией современного понимания официальными богословами и духовными лидерами таких важнейших понятий ислама, как «халифат», «халиф», «джихад», «исламское государство», шариат, фикх, «куфр» и др. В статье говорится о том, что отличие теоретиков ИГ от других радикальных исламских групп (например, аль-Каида) заключается в том, что они не только провозгласили своей целью создание халифата, но незамедлительно приступили к ее реализации.

Ключевые слова: Исламское государство, халифат, таухид, джихад, шариат, фикх, хадис, аят, куфр.

Задача данной статьи - выявить идейные противоречия между ведущими учеными, духовными лидерами мусульманского мира и идеологами Исламского государства по самым важным принципам и категориям социальной концепции. Справедливости ради, надо сказать, что это - те самые вопросы, по которым велась дискуссия в течение всей истории исламского мира.

К сожалению, возникновение ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) и его трансформация в ИГ (Исламское государство) и халифат пока остаются вне серьезного научного анализа. Данная статья - это наша попытка приступить к анализу феномена ИГ с философских позиций. В декабре 2014 г. американская Нью-Йорк Таймс опубликовала комментарии генерал-майора М. Нагаты, командующего американскими силами специального назначения на Ближнем Востоке. Он признался, что не может

понять причин успехов ИГИЛ и ее поддержки многими мусульманами в разных частях света. «Мы не смогли победить идею ИГИЛ, мы даже не понимаем ее» [1], - сказал он.

Если окинуть взглядом все, что пишется по поводу идейной основы ИГ в СМИ, на страницах западных и арабских газет, научных журналов, в материалах обсуждений институтов и международных конференций, то мы увидим «компот» из самых разных названий. Здесь и «салафизм», и «ваххабизм», и «хариджизм», «джихадизм» и даже «апокалип-сизм». Истоки ИГ выводятся из учения «Братьев-мусульман», как от самого Хасана аль-Банна, так и от других теоретиков движения, которые значительно отличались от него своими взглядами (С. Кутб, Ю. Кардави и др.). Но все дело заключается в том, что ни вдохновители ИГ, ни его лидеры, ни рядовые солдаты, не согласятся ни с одним из этих названий.

171

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

Они считают себя мусульманами, даже истинными мусульманами, правоверными, в свою очередь, награждая обидными ярлыками своих оппонентов.

Рассмотрим эволюцию названия группы, так как она во многом отражает изменения в ее идеологии. Ее история берет свое начало в 1999 г. и связана с именем иорданского радикального лидера Абу Му-саб аль-Заркави. Первоначальное наименование звучало как «Джамаат ат-Таухид ва джихад», что означает «Группа единобожия и джихада». Важнейшее для ислама понятие таухид - единобожие - нередко встречается в названиях радикальных движений. В 1980-е гг. действовали такие группы как «Движение единобожия», «Партия единобожия», «Единобож-ники», ассоциация в Саудовской Аравии. Немало групп, включающих таухид в свое название, действуют и сегодня.

Апелляция к таухиду означает, как правило, борьбу за чистоту ислама против ширк (многобожия). Ширк вменяется не столько традиционным политеистам, с ними и так все понятно, сколько различным течениям в исламе. В истории ислама обвинения в ширке со стороны суннитов звучали в адрес шиитов, мутазили-тов; ханбалиты, а впоследствии «ваххабиты» обвиняли в отходе от строгого монотеизма практически все традиционные течения, некоторые суфийские братства вообще считали ширком какое бы то ни было посредничество между Богом и человеком.

С 2003 г. группа начинает свое участие в войне в Ираке. После договоренности аль-Заркави с Усамой Бен Ладеном, группа вступила в альянс с альКаидой в 2004 г. Изменилось и ее название. Теперь оно звучало так - «Танзим Каидат аль-джихад фи Билад аль Рафидайн», что означает «Организация базы джихада в Месопотамии». Западные СМИ присвоили ей более короткое название - Каида в Ираке, которое сама группировка не признавала. Что означает это изменение? Танзим (организация) показывает, что группа приобретает устойчивые черты военнизированной структуры, что также следует и из словосочетания «база джихада». Употребление названия Месопотамия говорит о том, что идеологи организации не признают современных границ и политического деления в регионе, представая в виде надгосударственного образования.

В январе 2006 года вместе с другими суннитскими группами «Танзим» создает Собрание совета муджа-хиддинов, который в том же году провозглашает курс на создание исламское государство в Ираке.

В августе 2011 г. после начала войны в Сирии ИГИ посылает туда своих солдат. В октябре в результате объединения образуется новая структура «Даулят аль Ирак аль исламийя» - Исламское государство Ирака (ИГИ). В апреле 2013 г. после вторжения в Сирию ИГИ появляется новое название «Ад дауля исламия фи Ирак ва билади Шам» (Исламское государство Ирака и Леванта - ИГИЛ).

Наконец, в июне 2014 г. название вновь меняется, теперь это уже «Дауля исламия» - Исламское государство (ИГ), которое объявляет себя халифатом. Важнейшим лозунгом ИГ является распространение своего влияния на весь мир ислама, а в последующем и на весь мир. Кроме того, лидерами ИГ ведется активная вербовка новых членов по всему миру. И действительно, во многих арабских странах действуют подразделения ИГ, а в других они пока существуют в условиях глубокой конспирации (спящие ячейки).

Военные операции, амбиции и далеко идущие планы, наличие определенной программы, невиданная для исламистов медийная стратегия, а главное, международный характер выделяют ИГ из того немалого числа радикальных и экстремистских организаций, которыми богаты Ближний Восток, Северная Африка и Средняя Азия. Тот факт, что в составе бойцов ИГ имеются не только отдельные выходцы из России и бывших стран СНГ, но целое воинское подразделение - «Джунуд аш-Шам» (чеченский батальон), делает существование ИГ фактором не только внешней, но и внутренней угрозы для России. Тем более, что в заявлениях ИГ нередко звучат призывы распространить свою власть как минимум на Кавказе, а как максимум во всей мировой умме.

Мы полагаем, что анализ тех концепций, по которым разгораются наиболее жаркие споры и звучат наиболее жесткие обвинения между лидерами ИГ и теоретиками других исламских групп, является продуктивным способом определить, что составляет ядро идейного учения ИГ. Более того, мы считаем, что размах ИГ, его влияние на международную ситуацию, последующая за ним эскалация экстремизма в мире ислама во многом связаны с тем, что в его основе лежит оригинальная социально-политическая доктрина. Несмотря на то, что основные концепции остаются прежними - халифат, джихад, умма, таухид и др. - меняется их интерпретация.

Духовным наставником Заркави считается иорданский мыслитель, писатель Абу Мухаммад аль-Макдиси, которого также считают своим теоретиком лидеры аль-Каиды. Аль-Заркави вместе с аль-Макдиси отбывали наказание в Иордании с 1995 по 1999 гг. Оба они были освобождены в 1999 г. по широкой амнистии, объявленной королем Абдуллой. После этого аль-Заркави бежал в Афганистан, а аль-Макдиси был арестован в связи с другим делом.

В основе учения Макдиси лежала современная трактовка всемирного джихада. Он полагал, что открытая война или революционное свержение власти ближневосточных монархий, преждевременны, потому ставил задачу привлечения на свою сторону критического большинства общества.

Поэтому важному пункту разошлись пути ученика и учителя. Заркави требовал и начал осуществлять военный джихад, полагая, что именно он явля-

172

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

ется долгом каждого мусульманина. В дальнейшем Макдиси нередко выступал со страниц газет с обвинениями против Заркави в убийстве мирных жителей, в нападении на мусульман, в агрессии против шиитов. Особенно яростно он критиковал своего ученика в использовании террористов-смертников. По его мнению, это возможно только против военных объектов или агрессоров. Все эти действия ИГ противоречат шариату.

После того, как Заркави в 2006 г. был убит в ходе американской военной операции, а сам Макдиси освобожден в 2008 г. из тюрьмы, он вновь вернулся к пропаганде своей концепции, которая включает три пункта: мирный джихад (завоевание населения путем пропагандистской работы); борьба за освобождение палестинских территорий от присутствия Израиля и идеологический такфир.

Важным документом, раскрывающим идеологию ИГ, является открытое письмо 126 шейхов, ученых и лидеров доктору Ибрагиму Аввад аль-Бадри, он же Абу Бакр аль-Багдади1, бойцам и последователям самопровозглашенного Исламского государства, написанное 19 сентября 2014 г. Абу Бакр аль-Багдади - нынешний лидер ИГ. Письмо содержит 24 положения, в которых раскрываются идейные противоречия между официальными богословами и радикальными лидерами.

Один из пунктов письма касается использования арабского языка и священных текстов (Корана и хадисов). Знание, а главное - понимание тонкостей фусха - классического арабского языка, необходимо при использовании и трактовке источников, на которые часто ссылаются лидеры ИГ. Принимая решения, касающиеся жителей завоеванных территорий, а тем более мусульман всего мира, они используют отрывки из Корана, не всегда верно передавая, а может быть и понимая его смысл.

В открытом письме шейхи ссылаются на неправильное понимание понятия Халифа (правитель, наместник Бога). По их мнению, аль-Багдади необоснованно декларирует Халифат как политическую власть. Тогда как в Коране говорится «...Аллах победит твоих врагов и сделает тебя преемником на земле...» (Коран, 7:129). По сути дела, за обвинениями в незнании языка и текстов лежит обвинение лидеров ИГ в отсутствии должной интеллектуальной основы для того, чтобы брать на себя ответственность в интерпретации понятий, священных для каждого мусульманина, независимо от его политических взглядов.

Наибольшее расхождение между авторами открытого письма и лидерами ИГ вызывает проблема понимания джихада. В исламе не существует никаких противоречий между основоположниками че-

1 Абу Бакр аль-Багдади стал лидером ИГ после гибели в Ираке в результате американского обстрела в 2010 г. прежнего аль-Багдади (Абу Абудулла аль Рашид аль-Багдади).

тырех мазхабов (ханафиты, ханбалиты, шафииты и маликиты) в вопросе о том, что такое джихад.

В своем открытом письме шейхи подробно останавливаются на двух видах джихада: великий джихад - борьба против нафса, меньший джихад

- против врагов. Нафс - это биологическое начало человека, которое должно контролироваться и регулироваться его сознательными усилиями. Военный джихад не может объявляться и тем более разворачиваться без очевидных причин и коллективного согласия. В то время как великий джихад - борьба со своим нафсом - должен протекать постоянно.

Мы уже говорили, что одним из главных принципов идеологии ИГ является воинствующий монотеизм и борьба против многобожества (ширк). Однако еще более страшным грехом является неверие

- куфр. Соответственно, такфир (обвинение людей в неверии) и борьба с ними - важнейшая часть доктрины ИГ. Обвинение человека в том, что он является неверным - кафир - является огромной ответственностью и не может быть произвольным актом. Бойцы ИГ произвольно осуществляли такфир без должных доказательств и расстреливали людей.

Авторы письма выразили резкое несогласие по поводу бесчеловечного отношения ИГ к людям иной веры, в особенности, к христианскому населению захваченных территорий. Между тем, христиане, равно как иудеи, являются ахль аль Китаб - людьми Книги, монотеистами. Неоправданную жестокость исламисты ИГ проявили в отношении езидов. Езиды

- идолопоклонники, согласно всем мазхабам, должны платить джизью и не могут притесняться только на основании их религиозных убеждений. Идеологи ИГ объявили езидов сатанистами и на этом основании лишили их всех прав. В исламе в отношении политеистов всегда применялся принцип - зимми (покровительства). Зиммии, то есть народы, подпадающие под покровительство, облагались джизьей (налогом) и придерживались строгих ограничений в отношении внешнего вида и соблюдения ритуалов. Соответственно, ислам гарантировал им право личной неприкосновенности.

Обращение людей в рабство, их продажа и обмен, использование их в качестве прикрытия или наоборот вывод на переднюю линию огня как живой щит является преступлением ИГ против ислама. Также в шариате запрещено насильственное принуждение к переходу в ислам, практикуемое в ИГ.

Поскольку я в течение нескольких лет занималась проблемой положения женщины в исламе [2; 3], то обратила особое внимание на отношение ИГ к женщинам. Среди шейхов, подписавших письмо, немало тех, кто придерживается фундаменталистского подхода в отношении женщины. Однако и они упрекают деятелей ИГ в дискриминации женщин, противоречащей шариату. И для этого есть все основания, так как на территориях ИГ осуществляет-

173

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

ся продажа женщин в рабство, жесткие правила в отношении внешнего вида и поведения, запрет на наемный труд, на посещение учебных заведений, насильственная выдача замуж за бойцов армии. Женщины используются при проведении военных операций и в качестве живого вознаграждения, таковы свидетельства, распространенные в СМИ.

Принципиальное расхождение наблюдается между ИГ и официальным исламом по поводу захоронений великих деятелей ислама. В исламе имеется неоднозначное толкование по поводу возведения надмогильных памятников, равно как и всех ритуалов, связанных с посещением кладбищ. В раннем исламе в борьбе против идолопоклонничества и культа мертвых осуждалась практика сооружения надмогильных памятников и их ритуального посещения. Один из лидеров ИГ, ссылаясь на четвертого халифа Али ибн абу Талиб, заявил, все статуи должны быть разрушены, а все могилы сровнены с землей. Фундаменталисты во все времена пытались разрушить надмогильные памятники, прикрываясь лозунгами борьбы с язычеством. Между тем, сподвижники Пророка были единодушны в вопросе, касающемся могил Мухаммада, Абу Бакра и Умара и воздвижении мечети на месте их захоронения.

Провозглашение ИГ халифата является самой важной проблемой, по которой расходятся лидеры ИГ и их оппоненты во всем мире. Халиф - наместник Аллаха на земле, соответственно, халифат - это социальный и политический институт, обеспечивающий власть халифа, как проявление воли Всевышнего.

Основные пункты обвинения ИГ следующие -традиционно халиф должен происходить из рода ха-шим, к которому принадлежал Пророк Мухаммад. Другая точка зрения, заключается в том, что им может быть избран самый достойный член уммы. Для легитимизации провозглашения аль-Багдади в июне 2014 г. ИГ выпустило документ, который прослеживает генеалогию нынешнего халифа и возводит ее как минимум к роду курайш, а то и к Мухаммаду [4]. С момента провозглашения халифата выходит прокламация со следующими словами: «Законность всех эмиратов, групп, государств и организаций отменяется после введения халифата и прибытия его войск на территорию»2.

Идея халифата во все времена была привлекательной для многих и многих мусульман. И сегодня то в одной, то в другой части мусульманского мира появляются лидеры или группы, стремящиеся реализовать концепцию халифата. Сам этот факт говорит о том, что мусульмане всего мира остро чувствуют необходимость во взаимной поддержке, единстве, братстве, духовном центре и лидере.

2 When the Caliphate was proclaimed, ISIL stated: "The legality of all emirates, groups, states and organisations becomes null by the expansion of the khilafah's [caliphate's] authority and arrival of its troops to their areas."

Конфликты, затронувшие большинство стран мусульманского мира, недавно начавшаяся в Йемене война, которая как в воронку грозит втянуть весь Ближний Восток и Северную Африку, настоятельно требуют объединения усилий мусульман.

Следует обратить внимание на тот факт, что деятельность ИГИЛ вызывает негативную реакцию не только среди мусульманского официального духовенства, но даже и у представителей других радикальных исламских групп. Так, даже руководство аль-Каиды прекратило сотрудничество с ИГ, а в ряде регионов между ними начались прямые столкновения.

Показательным является опубликованное недавно письмо к деятелям ИГ бывшего радикалиста Маджида Наваз. В своем обращении, которое носит название «Остановитесь, пока вы еще можете!», На-ваз пишет, что сам прошел трудный путь, воевал в радикальных отрядах в самых горячих точках мира, был в заключении, участвовал в ряде операций. Он прекрасно знает, что такое арабский диктатор, как много вреда он приносит своему народу. И он разделяет то негодование, которое кипит в сердцах мусульман Ирака, Сирии, Йемена и многих других стран. Его главное расхождение с ИГ заключаются в том, что их «джихад» не имеет право на такое название, так как на самом деле это - война мусульман с мусульманами. А это противоречит исламу.

Более того, лидеры ИГ ведут эффективную пропаганду среди молодежи всего мира с целью привлечь их в свои ряды. Главным доводом становится то, что гибель в джихаде дает молодежи почетное имя муджахиддины. Согласно исламу, муджахидди-ны сразу попадают в рай. Но джихад, как мы уже говорили, не может быть объявлен одним человеком или даже группой людей. Поэтому гибель в военных операциях ИГ делает погибших мутакиллина-ми (павшими в бою), что не дает им права на особые почести ни в этом мире, ни в потустороннем.

Итак, что же это такое идеология ИГ? По нашему мнению, идеология ИГ является современной исламской социально-политической доктриной, которая развивается на принципах исламского вероучения, применяемых к современным политическим, экономическим, нравственным условиям. Она не могла появиться ни в прошлом веке во времена мусульманского возрождения 80-х гг., ни даже в самом начале XXI в., так как она обусловлена нынешней мировой ситуацией, международным раскладом его второго десятилетия.

Основной причиной формирования этой идеологии являются политические революции, войны конфликты, государственные перевороты в мире ислама последних лет. То, что мы традиционно именуем «арабская весна», хотя на самом деле эта турбулентность охватила практически весь мир ислама. На фоне углубления конфликтов между странами

174

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

ислама и внутри практически каждой из мусульманских стран, ИГ выдвигает свою собственную концепцию халифата, причем не в аллегорической форме, а в виде социальной структуры. Причем, не просто выдвигает, а стремится к ее практическому воплощению. Мы сейчас не можем говорить о том, как долго просуществует ИГ и каков будет следующий этап ее развития, но последние события в Йемене, вступление нового игрока - Ирана, у которого с ИГ свои счеты, убеждает нас в том, что ИГ - один из важнейших факторов нынешнего существования мусульманского мира.

Литература:

1. Wood G. What do ISI really want? // The Atlantic. -2014. - Septembar.

2. Балтанова Г.Р. Мусульманка. - М.: Логос, 2007. - 376 с.

3. Балтанова Г.Р. Руководство молодой мусульманки. - СПб.: Диля, 2011. - 224 с.

4. Johnson М.А. Deviant and Pathological: What Do ISIS Extremists Really Want?". // NBC News. -2014. - 3 September.

Islamic criticism of the new caliphate

G.R. Baltanova

The Kazan State Power University

The article shows that there are two trends - official and non-official Islam, both of them are speaking about the same matters but from two different ideological positions. The most influential radical group -Islamic State - is original movement, because it declares Khilafa and works on it realization immediately. The article contains an analyse of the Open letter to dr. Abu Bakr al-Baghdadi, written by 126 mostfamous scholars from all over the Muslim world. The letter accuse the movement ofpractices that have nothing to do with Islam, even rejecting the extremists right to call themselves jihadists. Muslim scholars and clergymen accuse the self-proclaimed caliph and his army of war crimes and violation of fundamental principles of Islam. The official scholars also say in this letter that the IS leaders demonstrate illiterate use of Islamic scripture torn from the context and perversion of the rules of morality and Sharia law.

Key words: Islamic state, khalifat, jihad, tawheed, kufr, hadis, shirk, ayat, fikh, sharia.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.