Научная статья на тему 'Маньчжурия начала XX В. Как конфликтное пограничье (по материалам эпистолярного наследия генерал-майора К. В. Церпицкого)'

Маньчжурия начала XX В. Как конфликтное пограничье (по материалам эпистолярного наследия генерал-майора К. В. Церпицкого) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ВОСТОЧНАЯ МАНЬЧЖУРИЯ / ВОССТАНИЕ БОКСЕРОВ / ГЕНЕРАЛ К.В. ЦЕРПИЦКИЙ / ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРПУС / ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ / GENERAL K.V. TSERPITSKY / PACIFIC RIM / EAST MANCHURIA / REVOLT OF BOXERS / EXPEDITIONARY CORPS / EPISTOLARY LEGACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаев Дмитрий Андреевич

На основе эпистолярного наследия генерала К.В. Церпицкого рассмотрены действия русского экспедиционного корпуса в Восточной Маньчжурии во время восстания боксеров в Китае, одного из важнейших событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маньчжурия начала XX В. Как конфликтное пограничье (по материалам эпистолярного наследия генерал-майора К. В. Церпицкого)»

УДК 94(510).)08

МАНЬЧЖУРИЯ НАЧАЛА XX в. КАК КОНФЛИКТНОЕ ПОГРАНИЧЬЕ (по материалам эпистолярного наследия генерал-майора К.В. Церпицкого)

© Дмитрий Андреевич НИКОЛАЕВ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры историографии и источниковедения, e-mail: [email protected]

На основе эпистолярного наследия генерала К.В. Церпицкого рассмотрены действия русского экспедиционного корпуса в Восточной Маньчжурии во время восстания боксеров в Китае, одного из важнейших событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе начала XX в.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион; Восточная Маньчжурия; восстание боксеров; генерал К.В. Церпицкий; экспедиционный корпус; эпистолярное наследие.

С конца XIX в. Маньчжурия - обширная историческая область на северо-востоке Китая - постепенно включается в сферу российского геополитического влияния, не ослабевающего до самой русско-японской войны 1904-1905 гг., что было связано как с ослаблением власти правящей китайской династии Цин, так и с активизацией политики России на Дальнем Востоке в целом. Влияние это еще более возросло в связи с началом восстания ихэтуань в Китае, которое явилось одним из наиболее серьезных военных конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе начала XX в. Его причинами являлись необоснованный налоговый гнет, масштабное отчуждение земель под строительство железной дороги, поощрение правящей династией широкой экономической экспансии иностранных держав. Все эти факторы привели к тому, что в 1900 г. в Китае началось восстание, вдохновителем и организатором которого стало общество «И-хэ-туань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), позже весьма упрощенно названное «боксерским». Совместными усилиями великих держав (Германии, Японии, США, Италии, Франции, Австро-Венгрии, Великобритании и России) восстание было подавлено, и в сентябре 1901 г. был подписан «заключительный протокол» между иностранными державами и Китаем.

Не углубляясь в подробности этого важнейшего для судьбы региона политического события, следует отметить, что изучение действий на территории Китая (в частности,

в Восточной Маньчжурии) русского экспедиционного корпуса, участвовавшего совместно с армиями других государств в подавлении восстания, представляет несомненный научно-практический интерес. Одним из направлений научного поиска является изучение эпистолярно-мемуарного наследия современников и участников указанных событий. В 1993 г. «Военно-исторический журнал» предпринял удачную попытку освещения данного вопроса, напечатав мемуары полковника К.П. Кушакова [1], но все же представленная научная проблема, являющаяся актуальной и имеющая несомненную общественно-политическую значимость, не является изученной в должной степени.

В фондах Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО) нам удалось обнаружить документы, имеющие прямое отношение к рассматриваемой теме и которые являются новыми, еще не опубликованными источниками по данной научной проблеме. Это письма, адресованные нижегородскому городскому голове А.М. Меморскому его другом, генерал-майором К.В. Церпицким и отправленные прямо с театра военных действий. Генерал-майор Церпицкий - непосредственный участник событий 1900-1901 гг., командир второй, т. н. «Восточно-сибирской» стрелковой бригады, которая совместно с другими подразделениями русской армии и воинскими контингентами других стран вела активные боевые действия в Маньчжурии против отрядов повстанцев.

Эпистолярное наследие К.В. Церпицкого составляет шесть писем, отправленных им в период с октября 1900 г. по август 1901 г. из городов: Шанхай-Гуаня, Мукдена (3 письма), Порт-Артура и Владивостока. Первое письмо датировано 15 октября 1900 г., три последующих - второй половиной апреля 1901 г., остальные - августом 1901 г. Общий объем текста составляет 30 страниц. Записи произведены черными чернилами на плотной белой бумаге, одним, не очень разборчивым почерком; письма от апреля 1901 г., отправленные из Мукдена, написаны на бланках с грифом «Начальник Маньчжурского отряда», письмо из Порт-Артура - на бланке со штемпелем «О. S. Imperial Railways of North China». Кроме того, на многих листах имеются штемпели Нижегородской ученой архивной комиссии, в ведении которой находились и многие документы городского головы [2, с. 112].

К письмам приложен ряд документов делопроизводственного характера: «Приказ по отрядам Лунганской экспедиции» от 10 июля 1901 г., подписанный генерал-лейтенантом бароном Каульбарсом и два приказа «Главного Начальника и Командующего войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана» (от 27 сентября 1900 г. и от 17 июня 1901 г.), подписанные генерал-адъютантом Алексеевым [3, л. 29].

Отряд, предводительствуемый Церпиц-ким, взял несколько мятежных городов-крепостей, осуществил несколько экспедиций в Восточную Маньчжурию, участвовал в тяжелых боях в непривычных и суровых природно-географических условиях. Оценивая проведенные походы и сражения, Цер-пицкий отмечал мужество и героизм, воинское умение своих солдат, имевших дело с «противником, хорошо вооруженным и превосходивший вверенный мне отряд в десять, а иногда и в двадцать раз» [3, л. 5]. Несомненной заслугой командира отряда был и низкий уровень боевых потерь, о которых выражалось искреннее сожаление. Несмотря на декларируемое единство целей и задач, в коалиции великих держав отсутствовали как военно-стратегическая слаженность, так и боевое братство: «все они (союзники. - Д. Н.) между собой ссорятся, и больше всего ненавидят нас, в особенности англичане, за достигнутые нами успехи» [3, л. 7]. Письма

К.В. Церпицкого фиксируют не только сугубо батальные подробности экспедиций и зарисовки картин воинского быта, это в первую очередь внимательные, субъективные и пристрастные заметки любознательного путешественника, трезво мыслящего и хладнокровного политика, государственного «служилого человека», не забывающего, впрочем, отметить в превосходной степени свои собственные заслуги.

Церпицкий отмечал разрозненность действий и слабость местных властей, продажность, трусость и кумовство китайских чиновников, многие из которых сочувствовали восставшим и «поощряли всеми способами враждебное нам движение», распространяли прокламации, «призывавшие к поголовному избиению всех русских» [3, л. 23], но подобные действия, к счастью, не увенчались успехом.

Помимо борьбы с «идейным» повстанческим движением, русские войска ликвидировали большое количество неизменных «спутников» любой войны - разбойничьих шаек, живущих грабежом местного населения, «не имеющего защиты и безропотно переносящего все» [3, л. 25]; почувствовав в русском отряде реальную защиту от своих притеснителей, народ «стал относиться к нам, русским, очень доброжелательно и приветливо» [3, л. 23]. В письмах отмечались и природно-географические особенности края, наличие полезных ископаемых (нефть, уголь, золото, серебро, железная и медная руда и т. д.), места бродов и переправ, оценивалось состояние путей сообщения [3, л. 24] в различные времена года - все эти факторы рассматривались со вполне очевидной целью дальнейшего экономического развития Восточной Маньчжурии с широким привлечением российского капитала.

Значительное внимание в письмах уделялось различным сторонам жизни и быта населения, приводились некоторые любопытные сведения этнографического характера, описывались памятники прошлого (кумирни, усыпальницы и пр.), фотографические снимки которых, как указано в тексте, отправлялись вместе с корреспонденцией [3, л. 28].

Несмотря на несомненные военные успехи своего отряда, Церпицкий стал жертвой, как полагал он сам, интриг офицеров

Генерального штаба, «которым мой постоянный успех колол глаза и многие из которых любили получать награды, но очень избегали всякой опасности для себя». Получив незаслуженную отставку, генерал так завершил свое последнее письмо: «Я с радостью уезжаю теперь отсюда с осознанием исполненного долга перед Родиной и Государем» [3, л. 28].

Эпистолярные источники региональных архивов РФ являются важнейшей составляющей общего корпуса источников по многим вопросам военно-политической истории России XIX-XX вв., постоянным предметом локальных эвристических изысканий, актуальность которых сегодня вполне очевидна.

1. Кушаков К.П. Южно-маньчжурские беспорядки в 1900 г. // Военно-исторический журнал. 1993. № 11. С. 7-12.

2. Николаев Д.А. Россия и боксерское восстание в Китае начала XX в.: новые источники из фондов Центрального архива Нижегородской области // Актуальные вопросы российской военной истории: материалы 23 всероссийской заочной научной конференции. СПб., 2001. С. 112-115.

3. ЦАНО (Центральный архив Нижегородской области). Ф. 1829. Оп. 1. Ед. хр. 54.

Поступила в редакцию 14.08.2013 г.

UDC 94(510).)08

MANCHURIA OF BEGINNING OF 20th CENTURY AS CONFLICT BORDER (ON MATERIALS OF THE GENERAL-MAJOR K.V. TSERPITSKY’S EPISTOLARY LEGACY)

Dmitriy Andreyevich NIKOLAYEV, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Historiography and Sources Study Department, e-mail: [email protected]

On the basis of general K.V. Tserpitsky’s epistolary legacy the military operations of the Russian expeditionary corps are examined in East Manchuria during the revolt of boxers in China as one the most important events in Pacific Rim at the beginning of the 20th century.

Key words: Pacific Rim; East Manchuria; revolt of boxers; general K.V. Tserpitsky; expeditionary corps; epistolary legacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.