Научная статья на тему 'Management principles in scientifically-educational potential'

Management principles in scientifically-educational potential Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / QUALITY OF THE POPULATION'S LIFE / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / HUMAN CAPITAL / SOCIAL CAPITAL / LABOUR MARKET / FORMATION / SCIENCE / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Tarasov S.B.

Management principles in scientifically-educational potential of a megacity are formulated, parameters of quality of the population and ability to live conditions, the factors influencing interaction of a labour market and system of vocational training are offered. Characteristics of the human capital, a labour market and an educational system are specified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Management principles in scientifically-educational potential»

ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВА

С. Б. ТАРАСОВ

Сергей Борисович Тарасов — кандидат экономических наук.

В 1982 г. закончил Ленинградский кораблестроительный институт. С 2003 г. — депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга первого и второго созывов; с ноября того же года — вице-губернатор Санкт-Петербурга, курировал вопросы науки, образования, культуры и СМИ, молодежной политики и спорта; с мая 2008 г. — представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.

Автор ряда работ в области управления человеческим и научным потенциалом.

^ ^ ^

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

Сегодня определяющей целью экономики страны должен быть человек, его воспитание, образование, совершенствование. Человек не средство в решении экономических проблем, а цель развития страны. «Какие бы меры мы ни принимали, в том числе в области науки и техники, совершенствовании экономического механизма, улучшении государственного устройства, развитии демократии (или, наоборот, усилении диктатуры), к благополучной жизни нас выведет только один-единственный путь. Этот путь — духовное возрождение России, разворот всей государственной системы в сторону человека с его нуждами, с его возможностями, с его интересами» (Н. П. Федоренко).

Среди ученых-экономистов широкое распространение получила теория человеческого капитала. Она возникла в 60-е годы XX в. в США, и в соответствии с ней расходы на образование представляют собой исключительно выгодный капитал, от вложения которого общество выигрывает больше, чем его отдельный гражданин. Было присуждено две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала: Т. Шульцу и Г. Беккеру [1-4]. Первым, кто сформулировал идею человеческого капитала, был А. Смит. Он отметил, что различия между возможностями людей отражаются на их доходе. Шульц определил человеческий капитал как «человеческие способности либо как врожденные, либо как приобретенные, свойства, которые являются ценными и которые могут быть развиты с помощью соответствующих вложений». По мнению Г. Беккера, человеческий капитал — это имеющийся у каждого индивида запас знаний, навыков и мотиваций. Другое определение характеризует человеческий капитал как объединенные интеллект, навыки и специальные знания. Применительно к региональному человеческому капиталу — это совокупность интеллектуальных (знания и навыки), физических, психологических и социальных показателей человека, т. е. все способности человека, врожденные либо приобретенные, которые имеют ценность для общества. Инвестиции в профессиональные знания можно рассматривать как альтернативу инвестиций в материальные средства.

Особенность человеческого капитала проявляется в его двойственной природе. Человеческий капитал характеризуется «показателями» людей, но он ими и создается. С одной стороны, человеческий капитал формируется под влиянием внешних воздействий — обучение, с другой — человеческий капитал сам развивается — накапливание навыков, способностей. Человек как основной носитель человеческого капитала развивается под воздействием ресурсного обеспечения со стороны государства и работодателя, в то же время он сам готов вкладывать часть своих ресурсов для повышения индивидуальных знаний, навыков, способностей. Человека нельзя идентифицировать с неодушевленным активом, он сам управляет своей трудовой жизнью. Работник, особенно квалифицированный, может распоряжаться своими способностями, временем, силами по собственному усмотрению.

ГРНТИ 06.77.59 © С. Б. Тарасов, 2009

Инвестициями в человеческий капитал могут быть наращивание образования, накопление профессионального опыта, укрепление здоровья, повышение культурного уровня. Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы, а теория человеческого капитала основывается на том, что затраты на образование рассматриваются как особая форма инвестиций — инвестиции в человека. Отнесение этих затрат к инвестициям основано на аналогии между инвестициями, вкладываемыми в подготовку кадров, и капиталовложениями, предназначенными для возмещения потребленного капитала. Инвестиции в человека, как и обычные инвестиции, должны приносить прибыль. Одним из основателей современного движения по развитию человеческого потенциала является Дж. Хьюстон [5]. Признано как факт, что интеллектуальное население ускоряет движение государства к его целям.

Человеческий капитал в полной мере практически не подлежит четкой формализованной оценке. Обычно для этого привлекают косвенные методы. Например, для оценки прироста стоимости капитала можно использовать суммарные расходы (оплата труда, выплаты на улучшение условий труда, расходы на обучение и повышение квалификации, выплаты на приобретение литературы и т. п.). Такой расчет тоже имеет недостатки. Во-первых, оплата труда не в полной мере соответствует реальному трудовому вкладу. Во-вторых, человеческий капитал часто имеет высокую ценность только в увязке с материальным обеспечением.

Социальный капитал — нормы, правила и умения строить взаимодействия. Это среда, «клей», который цементирует общество. Его можно определить как совокупность горизонтальных связей между людьми. Социализация означает вовлеченность человека в систему общественных отношений. Образование — это формирование свойств, необходимых для данного включения, и одновременно сама социализация.

Измерение и количественная оценка человеческого капитала являются сложной методологической проблемой. Многие ученые-экономисты и практики занимались ее решением. Ее актуальность понятна, так как наличие конкретных показателей позволит выработать стратегию развития и эффективные варианты вложения ресурсов. Однако человеческий капитал отличается неопределенностью, быстрым изменением, сложной внутренней структурой. Спецификой региона является проблема состава знаний и ее соответствия потребностям экономики региона. При общем высоком человеческом потенциале перекосы в структуре знаний ведут к потере ранее вложенных ресурсов, неэффективности функционирования. Обеспечение ресурсами требует планирования. Типовые управленческие решения связаны с выбором: подготовить или привлечь из другого региона; координировать или дать свободу образовательному сектору; какую структуру образовательной системы построить; какие знания необходимы сейчас и в будущем; как сформировать среду развития знаний и т. д.

Совокупность показателей, используемых для количественной оценки человеческого капитала, можно разделить на несколько групп. Первая группа показателей оценивает человеческий капитал с позиций результативности — эффективности человеческого капитала (Д. Бодро, Н. Боти, Дж. Э. Мэйо, У. Мерсер, П. Пикард). Таким показателем является добавленная стоимость на одного работника. Используя данный подход, можно объяснить успешность одной фирмы по отношению к неудачам другой. Вторая группа показателей характеризует непредвиденные затраты, вызванные низкой квалификацией: увольнения и невыходы на работу, несчастные случаи, брак и снижение качества и т. д. Третья группа — это показатели квалификации и качества оцениваемой группы людей.

Мегаполис имеет конкурентное преимущество, прежде всего, из-за высокой ценности человеческого капитала. Население города является источником трудовых ресурсов, совокупностью потребителей товаров и услуг, социальной средой, обществом. Классификационные группы населения формируются по различным критериям, исходя из возникающих экономических задач города. В трудовой классификации выделяются три группы населения в зависимости от возраста:

— до трудоспособного возраста;

— трудоспособный возраст (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет);

— старше трудоспособного возраста.

Применительно к интересам городской экономики целесообразнее классифицировать население не по возрасту, а по степени связанности с процессом труда:

— дети;

— учащиеся, в том числе школьники, студенты, аспиранты, взрослое население;

— занятые в экономике, в том числе трудоспособное население, работающие пенсионеры;

— занятые в домашнем хозяйстве;

— неработающие пенсионеры.

По условиям прикрепления к городу выделяют:

— основные жители;

— временные жители;

— иностранные граждане.

Население городов сравнивают по показателям качества. Сопоставление различных вариантов позволяет рекомендовать две группы показателей: качество населения и качество условий жизнедеятельности.

Параметры качества населения — это уровень:

— образования (население с высшим образованием, доля ученых, средний образовательный уровень, неграмотность среди взрослых);

— здоровья (детская смертность, сердечные заболевания, онкологические заболевания, инфекционные заболевания, средняя продолжительность жизни);

— социального развития;

— культурного развития;

— политического развития.

Параметры «качества условий жизнедеятельности населения»:

— занятость населения (уровень безработицы, ее длительность);

— доходы населения (среднегодовая заработная плата, рост годовой оплаты труда);

— уровень бедности (доля населения ниже черты бедности);

— соотношение крайних групп по доходности (20 % самых богатых к 20 % самых бедных);

— экологические условия (загрязненность воздуха, загрязненность воды, радиационный фон, электромагнитный фон, шумовой фон, заполненность территории зелеными насаждениями);

— социальные условия (преступность, подростковая беременность, участие населения в принятии решений, патриотические чувства надежды в обществе, гражданская активность студенчества);

— деловая жизнеспособность (эффективность администрации, вовлеченность населения в проблемы сообщества, эффективность решения национальных и региональных проблем).

Качество населения можно охарактеризовать как его способность к выживанию в чрезвычайных условиях, готовность к наращиванию научно-технического потенциала города, к решению экономических задач города (реализация его стратегического плана развития).

Точка зрения на человеческий капитал как некий отдельный ресурс может привести к ошибочным решениям на уровне мегаполиса. Только высококвалифицированного потенциала проживающего населения недостаточно для процветания экономики. Требуются механизмы эффективного использования навыков и способностей людей, условия, раскрывающие реально имеющийся потенциал в виде результатов труда.

Рассмотрим процессы взаимодействия рабочей силы, системы рабочих мест, организаций трудового посредничества и учреждений профессионального образования.

Основные участники рынка труда:

— работодатели — предъявляющие спрос на рабочую силу и обеспечивающие предложение рабочих мест;

— домохозяйства — предлагающие рабочую силу и предъявляющие спрос на рабочие места;

— институты посредничества — способствующие осуществлению сделки купли-продажи рабочей силы.

Процесс купли-продажи рабочей силы может привести к трем исходам.

1. Успешное совершение сделки (трудоустройство).

2. Сделка не совершается, поскольку работника не удовлетворяет (с учетом прочих условий сделки) уровень оплаты труда, предлагаемый работодателем.

3. Сделка не совершается, поскольку работодателя не удовлетворяют те или иные характеристики кандидата на должность.

Количество удачных сделок купли-продажи рабочей силы может быть значительно увеличено благодаря хорошей организации трудового посредничества. Однако в случае, когда дисбаланс спроса и предложения рабочей силы вызван его несоответствием требованиям современной экономики, уменьшить возникший дисбаланс можно лишь с помощью обучения и переобучения рабочей силы.

Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы является одним из факторов, способствующих постоянному воспроизводству спроса на образовательные услуги. Субъектами этого спроса могут быть: молодежь, не имеющая профессии; работники, стремящиеся получить новую профессию; предприятия, желающие повысить квалификацию персонала; государство, в случае если оно готово оплачивать образовательным учреждениям услуги по обучению или переобучению тех или иных групп граждан. Основными субъектами предложения образовательных услуг выступают государственные и негосударственные образовательные учреждения.

На дисбаланс спроса и предложения на рынке труда оказывают влияние также демографические факторы: неравномерность процессов рождаемости и смертности, миграционные процессы, особенно населения в трудоспособном возрасте, а также половозрастной состав экономически активного населения. Именно демографические факторы обусловливают неравномерность замены поколений населения трудоспособного возраста.

Рынки труда и образовательных услуг взаимосвязаны. Так, дефицит работников определенных профессий увеличивает, а избыток — снижает спрос на услуги по их подготовке. В свою очередь, рост спроса на образовательные услуги по подготовке специалистов данного профиля, как правило, ведет к быстрому наращиванию их выпуска и способствует уменьшению дисбаланса между существующей профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и требованиями, которые предъявляет к ней экономика.

Указанная схема взаимодействия рынка труда и профессионально-квалификационной подготовки позволяет выделить необходимую для анализа систему объектов:

— предприятия и организации;

— население Санкт-Петербурга (экономически активное население и учащиеся);

— организации, занимающиеся трудовым посредничеством (биржи труда, рекрутерские фирмы, служба занятости);

— учреждения профессионального образования;

— организации, занимающиеся посредничеством в сфере образования.

Тенденции развития деятельности действующих лиц рынка по обучению, трудоустройству и формированию новых рабочих мест могут иметь различную направленность и интенсивность. Это, в свою очередь, обусловливает различные виды взаимодействия на рынке труда и возникновение рисков дисбаланса. При этом трансакци-онные издержки, направленные на ослабление дисбаланса, могут быть распределены неравномерно между участниками взаимодействия: государством, работодателями, образовательными учреждениями, индивидом.

Факторы, влияющие на взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования, бывают:

— демографическими;

— производственными;

— образовательными;

— личностными.

К демографическим факторам относятся динамика численности населения в трудоспособном возрасте, половозрастной состав трудоспособного населения, притока молодежи и оттока лиц пенсионного возраста; миграционное движение экономически активного населения и др.

В систему производственных факторов входит интенсивность формирования новых рабочих мест, направления инвестиций и обновления основных фондов и др.

К образовательным факторам относится доступность системы профессионального образования, структура подготовки и переподготовки кадров и др.

Личностные факторы — престиж и привлекательность профессий как в системе образования, так и в процессе трудоустройства, отношение к труду и пр.

Формирование территориальной, образовательной, квалификационной, профессиональной, отраслевой и иных структур населения и трудовых ресурсов осуществляется в значительной степени под воздействием движения как рабочих мест (их создание, совершенствование, ликвидация), в результате которого складываются потребности производства в рабочей силе, так и населения и трудовых ресурсов в различных его формах. Таким образом, прогноз рациональных структур занятости населения необходимо ориентировать на взаимосогласованное упорядочение движения рабочих мест и движения населения и трудовых ресурсов во всем многообразии форм этих процессов и на всех уровнях народного хозяйства (страна — регион — отрасль — предприятие).

На региональном уровне указанные процессы должны описываться специальными комплексами прогнозных моделей, которые могут быть объединены в блоки «Прогноз потребности в рабочей силе» и «Прогноз предложения рабочей силы». На стыке блоков осуществляется проверка соответствия перспективных потребностей экономики региона в рабочей силе (территориальная, отраслевая, профессиональная, квалификационная) и будущего внутрирегионального движения населения и трудовых ресурсов.

В настоящее время наблюдается и прогнозируется на краткосрочный период несоответствие динамики подготовки кадров и формирования новых рабочих мест. Темпы формирования новых рабочих мест отстают от темпов роста выпуска их профессиональными учебными заведениями (профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения). Ускоренный рост выпуска из учебных заведений профессионального образования обусловлен демографической ситуацией: заканчивает обучение большое число молодежи, родившейся в середине 1980-х годов. Массовый выпуск новых рабочих кадров и специалистов обостряет обстановку на рынке труда. В результате возможны два пути выхода из данной ситуации: наращивание новых рабочих мест либо рост безработицы (особенно среди молодежи). Расширение занятости в экономике реализуется в нескольких вариантах:

— равномерный прирост занятости во всех отраслях экономики;

— создание «ниш» преимущественно молодежной занятости, обеспечивающих в дальнейшем перспективный рост экономики в целом;

— становление новых производств;

— развитие сферы услуг;

— создание системы «общественных работ»;

— стимулирование предпринимательской активности населения.

Действующая в настоящее время система статистики труда сформировалась в первой половине 1990-х годов в ходе реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. На современном этапе по основным своим направлениям она соответству-

ет положениям Конвенции 1985 г. о статистике труда (№2 160) [6] и Рекомендации 1985 г. о статистике труда (№ 170) [7]. При разработке или пересмотре понятий, определений и методологии, используемых при сборе, обработке и публикации статистических данных, предусмотренных Конвенцией, учитываются самые последние нормы и руководящие принципы, установленные под эгидой Международной организации труда.

Конвенция 1985 г. о статистике труда (№2 160) ратифицирована Россией в части ст. 7-10, которые касаются следующих разделов статистики труда:

— текущая статистика экономически активного населения, занятости, безработицы и видимой неполной занятости;

— статистика структуры и распределения экономически активного населения;

— текущая статистика средних заработков и средней продолжительности рабочего времени (фактически отработанное или оплаченное время), повременных ставок заработной платы и нормальной продолжительности рабочего времени;

— статистика структуры и распределения заработной платы.

Международные стандарты в различных областях статистики труда содержатся также в резолюциях, принятых на Международных конференциях статистиков труда (МКСТ), которые, в частности, включают в себя:

— определение понятий нормального рабочего времени, фактически отработанного времени, оплаченного времени;

— методы сбора информации;

— международную стандартную классификацию расходов на рабочую силу, рекомендации по периодичности обследований по данному вопросу (один раз в пять лет), по системе показателей, группировкам в целях анализа;

— интегрированную систему статистики заработной платы: статистика средних заработков, ставок заработной платы, структуры и распределения заработной платы;

— определение экономически активного населения, занятых и безработных, экономически неактивного населения, критерии классификации населения по этим категориям;

— классификацию профессий, именуемую Международной стандартной классификацией занятий, 1988 (МСКЗ-88);

— международную классификацию статуса занятых (ИКСС-93) по группам, относящимся к наемным работникам и работающим не по найму;

— принципы классификации работы по найму и не по найму;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— определение единиц неформального сектора и категорий вовлеченных в него лиц, системы показателей для характеристики населения, занятого в неформальном секторе;

— определение трудового конфликта, забастовки, локаута, перечень основных показателей, которые следует собирать и публиковать на регулярной основе;

— рекомендации по измерению и анализу неполной занятости и неадекватной занятости;

— рекомендации по измерению дохода от занятости, получаемого как наемными работниками, так и самостоятельно занятыми.

В качестве исходной информации при исследовании рынка труда используют статистические данные:

— государственная статистическая отчетность по труду, предоставляемая крупными и средними предприятиями и организациями статистическим органам;

— государственная статистическая отчетность средних специальных и высших учебных заведений;

— данные Всероссийской переписи населения;

— данные выборочного обследования домашних хозяйств по проблемам занятости.

Современный этап развития цивилизации базируется на информационных технологиях. Знания, наряду с трудом и капиталом, стали реальной производительной силой, которая отличается принципиальными особенностями. Знания не исчезают при их использовании различными людьми, вероятность прироста знаний повышается при их распространении.

Мировой опыт позволяет считать, что наибольших успехов достигает экономика той страны, которая опирается на развитый научно-образовательный комплекс. Образование и наука — это особые сферы деятельности, где сочетается свобода творчества с дорогостоящим материальным обеспечением. Знания являются общемировым общественным достоянием. В этом их методологическая особенность при анализе, оценке, измерении. Однако воспринимать знания следует в их структуре с учетом специфики. Прикладные знания могут рассматриваться как аналог рыночного продукта, с использованием «спроса» и «потребления». Фундаментальные знания исключают затратную оценку, так как это принципиально искажает их реальную ценность.

Знания становятся ценными и приобретают ценность, только если возникает потребность в них. Использование фундаментальных знаний последующими исследователями, трансформирование их в прикладные знания наиболее очевидный путь их применения.

Систему генерирования знаний можно рассматривать как в узком (профессиональном) смысле, включая высшее образование, научные исследования, опытно-конструкторские разработки, разработки программного обеспечения и др., так и в широком смысле, добавляя всю систему образования и культуры.

Определяющие черты знаний как результата деятельности:

— значимы для современной рыночной конкуренции государства, отрасли, предприятия и отдельного лица;

— дискретны;

— информативно выражаемые;

— общественно доступны;

— накапливаются;

— объективно расширяются;

— экономически трудно оцениваемы.

«Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций» (Закон «Об образовании», ст. 8) [8].

Основные характеристики высшего образования:

1. Высшее образование существует для обслуживания общественных интересов и не является «товаром широкого потребления».

2. Обязанность регулирования высшего образования должна оставаться в руках компетентных органов соответствующей страны.

3. Сфера высшего образования существенно отличается от большинства других секторов услуг.

4. Системы публичного и частного высшего образования переплетены и взаимозависимы, поэтому невозможно выделить определенные субсектора без воздействия на другие части системы.

Некоторыми учеными образование характеризуется как услуга, с соответствующим перенесением на эту сферу всех экономических и организационных закономерностей, связанных с услугами. Однако образование — специфическая форма общественной деятельности. Образование не внешний предмет по отношению к получателю, а совершенствование самого получателя.

Образование оказывается полученным благом не только для непосредственного получателя, но и для экономики страны. Экономика, в которой граждане имеют более высокий уровень образования, обладает большими возможностями для своего населения, в ней формируется иной социальный климат. Образовательные услуги, будучи при потреблении частными, при отдаче становятся общественными. В связи с этим образование можно определить социально значимыми услугами, а для них используются понятия «оптимальный размер», «оптимальная структура для общества в целом». Индивид, получая образование, должен учитывать ценность его для себя и общества. Государственные структуры, организуя, поддерживая и корректируя систему образовательных услуг, ориентируются, прежде всего, на его общественную полезность.

Перед государственными органами возникает необходимость управлять поведением индивидуальных потребителей образования через следующие механизмы:

— стимулировать индивидуальное образование, предоставляя его (или некоторые секторы) бесплатно или частично бесплатно;

— законодательно обязывать граждан получать образование;

— повышать общественную престижность высокого уровня образования;

— создавать пропорциональность между уровнем образования и размером оплаты труда;

— увязывать структуру образования и структуру кадровой потребности в экономике.

В российской государственной системе преимущественное использование имеют первые два варианта, когда среднее образование бесплатно, высшее образование необязательно и частично бесплатно, дополнительное образование полностью платно.

Важной особенностью социально значимых благ является экономическая среда в обществе. В развивающихся странах начальное образование бесплатное. По мере наращивания потенциала экономики более высокие уровни образования становятся дотационными со стороны предпринимательства и государства. Причина этого масштаба отдачи интеллектуального потенциала в процессе последующего использования.

Традиционная услуга потребляется в ситуации равной информированности покупателя и продавца. Они оба принимают решение о приобретении в информированности о качестве, объеме и ценности услуги. В этом смысле образование опять оказывается специфичным. Потребитель, поступая в образовательную организацию, имеет дело с доверительной услугой. Достоверные сведения о полученной образовательной услуге появляются только после ее полного получения, и даже спустя некоторое время. Имеет место явное несоответствие информационной обеспеченности продавца и покупателя образовательной услуге. Качество образовательной услуги, проявившееся на определенном уровне интеллектуального капитала человека, реально может быть оценено только

на рынке труда, в форме дохода работника, готовности работодателя предоставить соответствующий уровень оплаты. Причем в этих условиях одновременно проявляются качество образования и индивидуальные особенности работника, ситуация на рынке труда в соответствующем секторе квалификации.

В период получения долговременной образовательной услуги потребитель находится в ситуации существенной информационной неопределенности. Он не может достоверно определить объем и структуру потребных знаний для своего будущего.

Как следствие этого рынок доверительных услуг отличается высокой степенью недобросовестности. Продавец низкокачественной услуги стремится захватить долю рынка за счет недобросовестной рекламы, занижения цены услуги (с соответствующим снижением и объема образования). Причем чем выше издержки образования, тем больше стремление к созданию видимости качества образования у недобросовестных конкурентов.

В экономической теории четко формулируется особенность доверительных услуг. При высокой их цене стимулы рынка легко смещают производителей в условия имитации деятельности, где взамен качественных услуг предоставляется их имитация. Такими услугами, в частности, являются высшее образование и дорогостоящие медицинские услуги.

В результате оппортунистического поведения одна из сторон увеличивает свою полезность в одностороннем порядке и таким образом уменьшает полезность другой стороны. Оппортунистическое поведение можно определить как преднамеренное скрытое действие, основанное на информационном преимуществе и направленное на достижение интереса одной из сторон.

Ситуация конкуренции приводит к росту качества, если имеется возможность получить лучшую услугу. В образовании ситуация не позволяет всем поступить в лучшее учебное заведение, следовательно, лучшее учебное заведение будет отбирать лучших среди претендентов, привлекать лучших преподавателей. Такой процесс ведет к усилению поляризации в структуре образовательных учреждений, и рынок образовательных услуг становится резко поляризованным по возможностям продавцов.

Образование как услуга является двойственным товаром. С одной стороны, образование — это повышение интеллектуального уровня, знаний и умений в соответствующей области знаний. С другой стороны, образование есть умение самообучаться, пополнять свои знания и умения в последующем на базе самоорганизации своей интеллектуальной деятельности. Образование позволяет превратить процесс жизни человека в непрерывный процесс обучения.

Образование — это длительный процесс. Затраты на его реализацию несут многие элементы экономики общества. В условиях бесплатного государственного высшего образования со стороны обучаемого создается иллюзия бесплатности и, как следствие, безответственности. Обучаемый, рассматривая услугу как бесплатную, снижает свою активность, забывая, что он сам лично платит за образование своим временем. Высшее образование крайне дорогостоящая услуга, ценой в пять-шесть лет личной жизни потребителя. Тот, кто это учитывает, по-другому относится к самому процессу обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капелюшников Р. И. Экономический подход Г. Беккера к человеческому капиталу // США: экономика, политика, идеология. М.,1993.

2. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход: Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

3. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS, 1993. Т. 1. Вып. 1.

4. Schulz T. Investment in Human Capital // The American Economic Revien. 1961. March. N 1.

5. Хьюстон Д. Человек Возможный. М.: Старклайт, 2004.

6. Конвенция № 160 Международной организации труда «О статистике труда» [рус., англ.] (Принята в г. Женеве 25.06.1985 г. на 71-й сессии Генеральной конференции МОТ).

7. Рекомендация Международной организации труда от 25 июня 1985 г. № 170 о статистике труда. http://www.pravoteka.ru/pst/103/51356.html

8. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 24 декабря 1993 г.; 13 января 1996 г.; 16 ноября 1997 г.; 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.; 30 декабря 2001 г.; 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г.; 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г.; 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.; 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г.; 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.