Научная статья на тему 'Man-made landscape in Adyghe culture system'

Man-made landscape in Adyghe culture system Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
80
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ РУКОТВОРНЫЙ ЛАНДШАФТ / АДЫГСКИЙ САД-ЛЕС / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ / CULTURAL MAN-MADE LANDSCAPE / ADYGHE GARDEN-FOREST / HUMANISTIC RATIONALISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Makhotlova M. A., Shautsukova L. Kh

The article is devoted to the topical problem of search and introduction in project practice of new ecological concepts through acquaintance with traditional features of ethnic man-made landscapes. The authors of article, opening essence and ethnic originality of the Adyghe garden-wood it is given reason prove Adyghe garden-wood simultaneously is the important structural element of identity of ethnos and expression of combination of utilitarian and symbolical functions of the concept of the relation of the society necessary today to the nature ecological culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Man-made landscape in Adyghe culture system»

УДК 395(470.6)

Махотлова Мадина Асланбиевна

Северо-Кавказский государственный институт искусств (г. Нальчик)

makhotlovam@rambler.ru,

Шауцукова Людмила Хажсетовна

кандидат культурологии, доцент Северо-Кавказский государственный институт искусств (г. Нальчик)

makhotlovam@rambler.ru

РУКОТВОРНЫЙ ЛАНДШАФТ В АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЕ

Статья посвящена актуальной проблеме поиска и внедрения в проектную практику новых экологических концепций через ознакомление с традиционными особенностями этнических рукотворных ландшафтов. Авторы статьи, раскрывая сущность и этническое своеобразие адыгского сада-леса, аргументированно доказывают: адыгский сад-лес одновременно является важным структурным элементом идентичности этноса и выражением сочетания утилитарных и символических функций необходимой сегодня концепции отношения общества к природе как к экологической культуре.

Ключевые слова: культурный рукотворный ландшафт, адыгский сад-лес, гуманистический рационализм.

А нтропоцентрическая парадигма совре-/_\ менной культурологии обусловила

А. .Ж». актуальность исследований, посвященных национально-культурному своеобразию культурного рукотворного ландшафта, обращенных к «человеческому фактору в природе». А это повлекло за собой исследование «природного и культурного факторов в человеке» - того, как культурно-природная картина мира воздействует на человека, формируя его личностное сознание, а вместе с ним и культурно-национальное самосознание, миропонимание, вытекающее из опыта прошлого. Миропонимание, запечатленное в образно-этническом основании, доносит до современников те коллективные представления, которые складывались при культурном освоении природного пространства тем или иным этносом.

В связи с вышесказанным не вызывает удивления тог факт, что начиная с восьмидесятых годов XX века наблюдается большая активность в формировании регионального природопользования. Проявляется все больший проектный и научный интерес к этническим традициям, изучаются особенности национальной культуры, народного зодчества.

Все это происходит на фоне неблагоприятной экологической ситуации в мире, поиска и внедрения в проектную практику новых экологических концепций, включающих в себя возможность энергосбережения, сокращения вредных отходов производства и др. Такие новейшие тенденции напрямую соотносятся с местными традициями народа, живущего в определенных природно-климатических и ландшафтных условиях и выработавшего в своей многовековой практике средства

наилучшего приспособления к этим условиям. В частности, характерными особенностями жизни населения Черкесии были весьма удачное приспособление к местным природным условиям, их умелое и комплексное использование в хозяйственных целях без ущерба природной среде.

«Черкес, расчищая землю, окружающую его жилище, для того, чтобы возделывать там просо и пшеницу, заботится о том, чтобы сохранить вокруг своего поля гирлянду деревьев для его защиты и доставления влаги, необходимой в этом климате. Он оставляет там и сям посреди своих полей самые красивые деревья. Так что при взгляде с моря нет ничего более живописного, чем эти склоны лесистых холмов, в которых, как в рамке, находятся все эти поля» [2, с. 428-429], - это высказывание швейцарского путешественника Фредерика Дюбуа де Монпере точно передает облик адыгского сада-леса.

Отправной точкой для специфики «старого черкесского сада» (сада-леса) послужили природные особенности Северного Кавказа, они же стали основой агрикультуры адыгов. Множество путешественников по Кавказу с удивлением и восхищением отмечают талант адыгов-садово-дов. К примеру, петербургский кавказовед XIX века В.А. Дмитриев пишет: «Достижения пародов Северного Кавказа в хозяйственной области, особенно адыгов, столь же значительны, как малоизвестны широкому кругу россиян. Говорить же о них сейчас следует еще и потому, что именно традиционная культура ведения хозяйства в горных условиях, построенная на принципах экологического подхода, более других сторон пострадала во время Кавказской войны» [1, с. 92]. Подобные высказывания встречаются и у В.К. Гар-

© Махотлова М.А., Шауцукова Л.Х., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010І

данова, М. Кантарии, И. Мичурина, П.М. Жуковского, И.И. Клингена, Т.Г. Козменко, Х.Г. Шапошникова, Л.Н. Краснова, ГЮ. Клапрота, П.-С. Пал-ласа, В.Я. Бибилашвили, Эд. Кларка, Э. Спенсера и мн. др. Согласно им, важным качеством адыгского менталитета является гуманистический рационализм. Под адыгами в данном случае мы понимаем кабардинцев, черкесов, адыгейцев, проживавших на территории Северного Кавказа в исторический промежуток XVШ-XX вв., поскольку именно к этому периоду относятся письменные памятники, запечатлевшие сведения о рукотворных ландшафтах, созданных адыгами.

Адыгский сад-лес объединяет элементы как сада - ограниченного земельного участка, на котором культивируются определенные, как правило, плодовые сорта деревьев, кустарников, растений, так и леса, который вырастает и живет без участия человека. Лес играл в жизни адыга тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды, в большой степени влиял на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищал сельскохозяйственные земли, обеспечивал места для комфортного проживания и отдыха людей, сохранял разнообразие живой природы.

С другой стороны, лес был источником множества материальных ресурсов - древесины для строительства, инструментов и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и т.д. С третьей стороны, лес - часть культурно-исторической среды, под воздействием которой формировались культура и обычаи народа, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения. Однако в лесу не было окультуренных плодовых деревьев и кустарников, отвечающих всем вкусовым и эколого-эстетичес-ким запросам человека, при обилии дикорастущих яблонь, груш, сливовых и других деревьев лес не давал всех достоинств сада. Отсюда желание адыгов привнести в столь им любимый лес элементы и детали плодово-ягодного сада, не нарушая природной гармонии леса. Таким образом, возникает новая форма культурного ландшафта, которую впоследствии специалисты назовут сад-лес.

Согласно монументальному двухтомному труду Самира Хотко «Старые черкесские сады», в котором собран и систематизирован весь корпус русских источников последней трети XIX -начала XX вв., анализирующих состояние земель бывшей Черкесии, впервые термин «сад-лес»

употребляет естествоиспытатель, агроном и историк И.И. Клииген в 1897 году в опубликованном в Санкт-Петербурге научном издании «Основы хозяйства в Сочинском округе».

Однако, хотя данный термин, на наш взгляд, как нельзя лучше соответствует концепции окультуренного ландшафта у адыгов, в настоящий момент он не имеет широкого употребления в науке. Сама культура разбивки садов и вообще природопользования у адыгов, в своей основе содержала концепцию гармоничного сосуществования с природой, которая диктовала следующий тип отношения: все природные тела и явления в первую очередь необходимы для существования человека (горы и леса - защита, источник пищи и лекарственных растений, снег - запас воды и т.д.), и только во вторую - красивы.

Уникальность адыгского сада-леса, как культурного рукотворного ландшафта, проявляется, если применить культурологический инструментарий к его исследованию, прежде всего, в видении природы во всех ее этнических особенностях и колорите, а также сам опыт взаимодействия с природой и, конечно, способ обновления культуры природопользования - соотношение традиций и новаций.

Формирование идеи «природы» тесно связано со становлением идеи прекрасного - дахэ, этого критерия суммарной и универсальной оценки адыгов, простирающейся за пределы эстетического, охватывая также и религиозные, идеологические и другие ценности. При этом адыги в своей традиционной культуре к понятию «природа» относятся как к понятию «космос», включая в мир ценностных представлений характеристики солнца, луны, планет, дальнего и ближнего небосвода.

Самое главное качество в системе «человек-природа» в традиционной культуре адыгов можно сформулировать как «сохраняющее сознание», являющееся важнейшим компонентом отношения к миру вообще. Природа в ее контексте - полноправный участник диалога. Главное при этом - уровень не «субъект-объект», а «субъект-субъект», то есть уровень признания «самости» природы с учетом ее собственной меры. При этом человек в системе этнической картины мира, исходя из оптимизации системы «человек-природа», не допускает поглощения одного другим. Они подчинены взаимодействию, общей задаче динамического развития, устойчивости вечных взаимосвязей, где человек, как часть живого мира, включен в содержание целостности этого мира. Адыг понимает:

в борьбе, в которой не может быть победителей, нет смысла, поэтому он стремится сознательно регулировать природу в целях ее гармонизации, что ярко видно на примере сада-леса.

Важным аспектом данной проблемы является социоментальность адыгского общества, диктующая уважительное отношение к созидательному труду, в первую очередь направленному на преобразование окружающей действительности согласно своим эстетическим (духовным) и физиологическим (материальным) потребностям. В самом деле, чтобы сохранить свою биологическую популяцию, человек вынужден вторгаться в живую природу - пользоваться плодами леса и поля, культивировать определенные виды растений и животных для своего пропитания, использовать природные материалы для строительства жилища, перестраивать русла рек, то есть благоустраивать ойкумену, о чем свидетельствуют данные письменных источников, согласно которым каждое ущелье и каждая долина, располагавшиеся на территории проживания адыгов, имели свои особенности: террасирование, противоэрозийная агротехническая обработка почвы и фитомелиоративные работы, учитывались особенности климата, наличие или отсутствие водоемов и рек, особенности структуры почвы и т.д.

Однако при этом существовал негласный закон - брать у природы не более того, что жизненно необходимо человеку: охотиться не забавы ради, а пропитания для, регулируя охотничьи сезоны и не мешая воспроизводству фауны, в качестве топлива использовать только сушняк, поваленные деревья, высохшие кустарники. В строительстве, например, адыги использовали элементы деревьев и растений, не губя их целиком и давая возможность естественного заживления, и т.д.

Наглядно такое отношение к природе отражено в фольклоре: герои сказаний обращаются к природным стихиям, духам живой и неживой природы. Корни такого отношения к природе кроются, вероятно, в важнейшей сфере адыгской этнической культуры, которую можно обозначить как мифорелигиозную. Следует заметить, что в ней важное место отводилось древесным культам и культам «аграрных» божеств.

Факт приверженности адыгов друидическим представлениям запечатлен в их современной и традиционной культуре, языке, ритуалах, верованиях, обрядах. До наших дней сохранились вековые деревья, почитавшиеся когда-то священными.

Таким образом, мы видим, что человек и природа в этнической картине мира адыгов слитны, не имеют четких границ и антагонистических противопоставлений. Они не вписываются в две полярные парадигмальные установки относительно воздействий социума на окружающую среду, выработанные на протяжении всей человеческой истории, - благоговейное отношение к природе и потребительское. Природа для адыга не храм, но и не мастерская. Он приспосабливает ее под себя, но при этом максимально ее оберегает, уважает и почитает.

Если формирование идеи «природы» для адыга связано со становлением идеи прекрасного -дахэ, то способ обновления культуры природопользования, соотношение традиций и новаций связаны с понятием «чувства меры». Воспитанный в определенной традиции адыг считает: ни в коем случае нельзя испытывать природу, стараться вырвать у нее тайну, сводить все ее качественное многообразие к небольшому числу строгих количественных законов. Однако природа не идеализируется, можно проникнуть в ее тайны, человек способен изменить ее к лучшему, но последнее не значит, что природа - объект интенсивной преобразовательной деятельности. Новации принимаются, но как частность, при условии, что они способствуют сохранению классической целостности, так как традиция, прошлое - важный судья. Например, адыги с древнейших времен занимались прививками и отбором, выведением новых сортов зерновых и плодовых культур. Северо-Западный Кавказ признан крупнейшими специалистами как один из важнейших центров доместикации яблони, груши, сливы, черешни, каштана, некоторых других плодовых. Однако, что бы ни случилось в природе - наводнение, гроза, удар молнии и т.д., - она не может позиционировать зло, поэтому негативное отношение к природе, насилие над ней невозможны.

Все аспекты данного вопроса рассмотреть в одной статье - задача трудновыполнимая, так как проблема культурного ландшафта у отдельно взятых этносов практически не изучена, в том числе и у адыгской этнической общности. Этот вопрос, так или иначе, затрагивался этнологами, историками, фольклористами, филологами в исследованиях по истории духовной и материальной культуры адыгов, однако по данной проблеме не существует научных статей, нет ни одного монографического исследования. Причин тому множе-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

93

ство. Среди них одной из важнейших является то, что исследование культурного рукотворного ландшафта в его этноисторическом аспекте до сих пор являлось предметом анализа таких дисциплин, как этнография (которая исследует данную проблему в разрезе степени влияния окружающего ландшафта на особенности культуры и психологии этноса), история (согласно которой природа рассматривается как некий фон, на котором происходит эволюция человеческих сообществ), искусствоведение (которая только затрагивает данную проблему в поле исследований, посвященных эстетическому восприятию природні в произведениях садово-паркового и других видов искусств).

Однако сама парадигматика культурного рукотворного ландшафта в его этнической репрезентации с наибольшей четкостью выявляется именно в проблемном поле культурологии. Исследование ее очень важно для выявления универсальных и частных характеристик национальной культуры природопользования, построения «генетики» культуры для объяснения, прогнозирования и, в дальнейшем, возможности управления историко-культурным процессом.

В заключение можно сделать следующий вывод: используя сад-лес во всех социальных функциях - утилитарной, рекреационной, организационной, компенсаторной, адыг, тем не менее, воспринимает сад-лес как живой организм, наделяя его функциями одухотворенности. Сад-лес доказывает: культурный рукотворный ландшафт - продукт истории населяющих его народов, свидетельство их материальной и духовной культуры. Он - отражение, отпечаток преобразующего его социума.

Современные социально-природные теории описывают не социальные и не естественные процессы природы, вовлекаемой в сферу человеческой деятельности, а характеризуют корреляции и зависимости между естественной и искусственной средой функционирования цивилизации.

Научные определения в процессе исследования проблем взаимодействия человека и природы не могут сохранить свой исходный естественнонаучный статус. Но не потому, что они прилагаются к социальным явлениям, то есть созданным человеком предметным условиям существования общества. С этой точки зрения естественное замещается не социальным, а искусственным. Результаты такого замещения сказываются как на природе вообще, так и на самом человеке. Отсюда необходимость рассмотрения проблемы «человек-

природа» нуждается в изучении опыта прошлых лет, этнического опыта природопользования, изучения опыта, от которого мы отказались, объясняя это тем, что нынешнее время имеет особые природные условия, непохожие на те, которые были в прошлом. В самом деле, представляется очевидным, что в расширительной трактовке деятельности нашла мировоззренческое отражение резко возросшая в условиях технологической революции роль рационального мышления, технического проектирования и конструирования.

На базе своего главного признака заранее рассчитанного, целенаправленного преобразования, превращающего в объект и материал все, к чему прикасается субъект, принцип деятельности как бы философски обобщает все эти разновидности технологического отношения к миру. Обобщает и, когда претендует на универсальность, - абсолютизирует. Полная практическая реализация деятельностной парадигмы ведет ко многим, по-истине катастрофическим последствиям, хотя их глубинная связь с ней осознается далеко не всегда. Обострение этих проблем ставит человека перед необходимостью выработки другого, более адекватного его жизненным потребностям способа взаимодействия с миром, перехода к новой парадигме бытия в нем.

Между тем существует прекрасный этнический опыт взаимоотношения человека с природой, базирующийся не на голом рационализме, а на духовных, высших представлениях человека о живой натуре. Адыгский сад-лес - такой тип культурного ландшафта, который, будучи по определению этнической моделью вмешательства человека в природу, как нельзя лучше подходит для роли важного структурного элемента системы образов идентичности этноса, с одной стороны, с другой - он, являясь выражением сочетания утилитарных и символических функций экологической культуры, соответствует по многим показателям желаемой сегодня концепции отношения человека к природе.

Библиографический список

1. Дмитриев В.А. Кавказ как историко-культурный феномен. Вклад горцев Северного Кавказа в мировую культуру // Россия и Кавказ. История. Религия. Культура. - СПб., 2003.

2. Хотко С. Старые черкесские сады (ландшафт и агрикультура Северо-Западного Кавказа в освещении русских источников 1864-1914). - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.