УДК [39:314] [470.62] ББК 63.5+60.4 А-29
Адзинова Зарема Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)525128;
Куваева Аида Аслановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)525128
ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЧЕРНОМОРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
(рецензирована)
Статья посвящена изучению проблем этнического состава и численности населения в Кубанской области и Черноморской губернии в конце XIX века. Характеризуются особенности миграционной политики царского правительства на Северо-Западном Кавказе. Показаны механизмы ее реализации и результат.
Ключевые слова: Россия, Северо-Западный Кавказ, Кубанская область, Черноморская губерния, миграционная политика, Всероссийская перепись населения, этнодемографический состав, этническая структура, адыги, русские, украинцы.
Adzinova Zarema Yurievna, Candidate of History, assistant professor of the Department of History of the State and Law of the Faculty of Information Systems in Economics and Law, Maikop State Technological University, tel.: (8772) 525128;
Kuvaeva Aida Aslanovna, Candidate of History, assistant professor of the Department of History of the State and Law of the Faculty of Information Systems in Economics and Law, Maikop State Technological University, tel.: (8772) 525128.
ETHNO-DEMOGRAPHIC SITUATION IN THE KUBAN REGION AND THE BLACK SEA PROVINCE IN THE END OF XIX CENTURY
(reviewed)
The article is devoted to studying the problems of the ethnic composition and number of the population in the Kuban region and the Black Sea province at the end of the XIX century. Features of the migration policy of the tsarist government in the Northwest Caucasus have been characterized. The mechanisms of its implementation and results have been shown.
Keywords: Russia, North-West Caucasus, the Kuban region, the Black Sea province, migration policy, National Population Census, ethno-demographic composition, ethnic structure, the Circassians, the Russians, the Ukrainians.
События, связанные с присоединением Северного Кавказа к Российской империи в XIX веке явились переломным этапом в истории адыгов и других северокавказских народов. В результате военных действий и осуществления миграционной политики царского правительства коренным образом изменилась этническая структура Северо-Западного Кавказа. В связи с этим интерес представляет изучение этнодемографической ситуации региона на фоне не прекращающихся во второй половине XIX веке миграционных процессов. Изучение демографических, миграционных и социальных процессов в конце XIX века дает возможность лучше понять характерные особенности трансформации этнической структуры населения Кубанской области и Черноморской губернии.
Целью миграционной политики царского правительства на Северо-Западном Кавказе было сокращение в стратегически важном регионе коренного населения и заселение его верноподданным. Самым надежным средством достижения «благонадежности» края представлялась максимальная концентрация русского населения [1]. Особенность царской политики по отношению к колонизации региона заключалась в том, что в первую очередь она была направлена на достижение важнейших политических задач, и не преследовала каких-либо значимых экономических целей. Реализация этих целей требовала от царского правительства изменения тактики ведения войны, особенно на заключительном ее этапе, что и было осуществлено с назначением в 1856 году главнокомандующим Кавказской армией князя А.И. Барятинского.
Полковник генерального штаба Д.И. Романовский в своих воспоминаниях о Кавказской войне писал: «Все мною виденное и читанное не составляет во мне ни малейшего сомнения, что быстрым покорением Кавказа Россия обязана покойному генерал-фельдмаршалу князю А.И. Барятинскому. Для меня так же ясно, что покорение Кавказа не было только случайным стечением благоприятных обстоятельств; не было и последствием удачного вдохновения минуты, а составляет прямой логический результат зрело и верно обдуманного плана действий» [2]. В соответствии с планом покорения Северо-Западного Кавказа, земли, отвоеванные у адыгов, тут же заселялись русским казачьим населением. А местное население все более оттеснялось в горы до полного вытеснения их из страны. Благодаря плану покорения, разработанному А.И. Барятинским и Н.И. Евдокимовым, царизм добился окончательного завоевания Кавказа. По этому поводу начальник штаба, генерал Карцов, в письме к управляющему русской миссией в Константинополе от 23 августа 1863 г., сравнивая систему генерала Н.И. Евдокимова с системой покорения, осуществлявшейся до 1860 года, писал, что ранее «результатом этих экспедиций было то, что ближайшие к нам общества, жившие на равнинах, то покорялись, то снова восставали... В минувшую (Крымскую) войну все общества, бывшие покорными, одновременно восстали, и пришлось снова покорять их», «покорность эта продолжалась бы до тех пор, пока они сами желали бы соблюдать ее». При этом автор описал преимущества системы колонизации генерала Н.И. Евдокимова. Он отмечал, что действия на Кавказе до 1860 г. не привели бы «к решительным результатам, если бы не был совершенно изменен прежний образ ведения войны и принята система водворения прочных казачьих поселений в завоеванных местах, приведенная (с 1860 года) графом Евдокимовым». Далее генерал Карцов отметил: «Граф Евдокимов верно. придумал очень правильный исход из этого трудного для обеих сторон положения, именно: выселение в Турцию» [3]. М.И. Венюков, говоря о покорении и колонизации Западного Кавказа, писал, что совершавшееся по плану Евдокимова, оно совершено иначе, чем все прежние покорения кавказских племен. Если в ходе прежних завоеваний «среди непокорных земель строились крепости, как опорные пункты для военных действий, но вокруг них нередко в ближайшем соседстве оставалось население, готовое к восстанию.» [Цит по: 4], то в ходе завоевания Западного Кавказа Евдокимов предпринял совсем иной способ действий. Было решено совершенно вытеснить население Западного Кавказа, и заменить его русским. Это произошло в течение пяти лет, с 1861 по 1865 годов [4, с. 218].
Результатом миграционной политики царского правительства явилось массовое переселение адыгов в пределы Османской империи, в ходе которого родину покинули 9/10 населения. В настоящее время в науке нет единого мнения относительно численности адыгов в 60-80-х годах XIX века. Представленные различными источниками данные колеблются от 56423 чел. до 106798 чел. [5] Основными причинами таких расхождений является разное время, в которое производился подсчет населения. Так же, в некоторых статистических данных все коренное население учитывалось под общим названием - «горцы», что непременно вносило некоторые неточности. Кроме того, в этот период не прекращался поток адыгских мигрантов в Турцию [6].
Тем не менее, большинство авторов считают, что к окончанию Кавказской войны «остатки горцев» составили около 100 000 чел. (4%) [7]. Согласно сведениям А.Х. Касумова, Х.А. Касумова
адыгское население на 1865 год насчитывало 106 798 чел., в то время как на них приходилось 220 000 вооруженных казаков [8].
К началу 70-х годов XIX века адыгское население Кубанской области сократилось и составляло 60000 человек, а в начале 80-х годов XIX века на Кубани проживало всего 56 423 представителя адыгского этноса, в то время как иногородних переселенцев насчитывалось 524 986 чел. [9] Эти же цифры подтверждают статистические данные народонаселения в Кубанской области за 1871-1877 г., согласно которым адыгский этнос насчитывал 60424 чел., из которых в Екатеринодарском уезде проживало 19338 адыгов.; их численность в Майкопском уезде составляла 28740 чел.; в Баталпашинском уезде проживало 12346 адыгов [10].
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданный в 1890 г. предоставляет нам подробные статистические данные о численности адыгских субэтнических групп в Кубанской области на 1883 год, где кабардинцы насчитывали 11461чел., бесленеевцы - 60163 чел., бжедуги -11819 чел., темиргоевцы - 3434 чел., шапсуги - 2379 чел. и еще девять «черкесских племен», отмечается проживание немногочисленного населения убыхов, хакучей, чеченцев, сванетов, горских евреев и других. Абазинский народ насчитывал 3286 чел. В словаре, так же отмечалось продолжение переселенческого потока кавказских народов в Османскую империю. За период с 1871 по 1884 года в Османскую империю мигрировало 13586 чел. [11]
Особый интерес представляют сведения первой Всероссийской переписи населения 1897 года, которая впервые охватила население Северо-Западного Кавказа. Следует отметить, что одним из ее недостатков являлось отсутствие сведений о национальном составе, а коренное население обозначено общим названием - «горцы». В Кубанской области они составили 4,7%, то есть 87558 чел. [12]. Но, наличие графы «родной язык» дает возможность воссоздать этническую структуру Кубанской области и Черноморской губернии, где 90% населения составили украинцы (47,36%) и русские (42,56%). Оставшиеся 10% населения были представители более десятка различных народов, из которых черкесы составили 2,01%, примерно по 1% Х.А. Касумова карачаевцы, немцы, греки, от 0,73% до 0,08% -армяне, белорусы, абхазы, ногайцы, молдаване, татары, поляки, евреи, цыгане, чехи и другие [13, с. 7273].
Характерной чертой этнической структуры Черноморской губернии является проживание представителей около сорока национальностей при достаточно низкой плотности населения. Так, в отчетах И.Н. Клингена отмечалось, что «... весь восточный берег Черного моря и большая часть Батумского округа представляет из себя обширную пустыню с населением более редким, чем Сибирь» [14]. Самым многочисленным народом были русские, составлявшие приблизительно 43%. На втором месте по численности были украинцы - 17%, армяне - 11%, греки - 10%, черкесы - 3%, осетины - 3%, чехи и евреи - 2%, молдаване, немцы, поляки, белорусы - около 1% [13, с. 72]. В 1899 г. А.Д. Ламонов, отмечая достаточно пестрый состав Черноморского округа писал, что «здесь видна вся Россия: великороссы, малороссы, белорусы, поляки, немцы, грузины, армяне, греки, татары, евреи - словом, все нации» [15].
Среди рассматриваемых вопросов не менее важным является проблема численности населения. В переписи 1897 г. приводятся данные Кубанской области по отделам и Черноморской губернии по округам. Так, в Кубанской области всего проживало 1922773 чел., из них в Екатеринодарском - 243927 чел.; Баталпашинском - 218225 чел., Ейском - 276636 чел., Майкопском - 284168 чел., Кавказском - 249301 чел., Лабинском - 307837 чел., Темрюкском -342679 чел. Население Черноморской губернии составляло 54228 чел., из которых в Новороссийском округе проживало 33055 чел., Туапсинском - 8020 чел., Сочинском - 13153 чел. [13, с. 80]. При характеристике плотности населения было отмечено, что его средняя густота удвоилась. Это увеличение произошло почти повсеместно, но в особенности сильно в Кубанской области - с 4,9 до 23,7 или на 384%. Данный факт свидетельствует о продолжении притока
населения.
Таким образом, в результате анализа статистических данных, характеризующих динамику этнической структуры населения Кубанской области и Черноморской губернии можно утверждать, что в конце XIX века, этническая структура региона претерпела кардинальные изменения, включив в себя представителей различных этносов, ранее здесь не проживавших. Численность автохтонного населения резко сократилась. Среди представителей различных этносов, населявших Кубанскую область и Черноморскую губернию к концу XIX века, наибольшее количество составляли русские и украинцы.
Литература:
1. Куваева А.А. Динамика этнодемографических процессов в Адыгее (вторая половина XIX-50-е гг. XX вв.). Майкоп, 2013. С. 41-42.
2. Романовский Д.И. Князь А.И. Барятинский и Кавказская война. Санкт-Петербург, 1888.
77 с.
3. Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Русские авторы XIX в. С. 288-292.
4. Кудаева С.Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. 2-изд. доп. и перераб. Майкоп, 2014. 320 с.
5. Адзинова З.Ю. Формирование этнической карты Северо-Западного Кавказа в XIX в. // Метамарфоз vs Трансформация. Мультидисциплинарный подход к изучению истории адыгов в XIX-XXI вв.: материалы Международной научной конференции (6 дек. 2013 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. С. 299.
6. Кубашичева З.Ю. Формирование этнической карты Северо-Западного Кавказа (конец XVIII - начало 20-х гг. XX в): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Майкоп, 2010. 167 с.
7. Кавказ. Описание края и краткий исторический очерк его присоединения к России. 3-е изд. Санкт-Петербург, 1911. 6 с.
8. Касумов А.Х., Касумов Х. А. Геноцид адыгов: из истории борьбы адыгов за независимость в XIX в. Москва: Логос, 1992. 199 с.
9. Кудаева С. Г. Адыги (черкесы) Северо-Западного Кавказа в XIX веке: процессы трансформации и дифференциации адыгского общества. Майкоп, 2006. 255 с.
10. Сборник сведений о Кавказе. В 9 т. Т. 2. Тифлис, 1880. С. 568-569.
11. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В 86 томах. Репринтное воспроизведение издания 1890 года Т. 32. Москва: ТЕРРА, 1991. 919 с.
12. Гиш С.Н. Горцы Северо-Западного Кавказа по материалам I Всероссийской переписи населения 1897 г. // Черкесия в XIX веке: материалы Первого Кошехабльского форума «История -достояние народа». Майкоп, 1991. С. 77.
13. История Адыгеи / под ред. Матвеева О.В., Даначева В.Н., Даначева Д.Н. Москва, 1991.
14. Клинген И.Н. Основы хозяйства в Сочинском округе. 1897 г. // Старые черкесские сады. Ландшафт и агрикультура Северо-Западного Кавказа в освещении русских источников. 1864-1914 / сост. С. Хотко. Москва, 2005. С. 6.
15. Ламонов А.Д. 1 -й Черноморский полк Кубанского казачьего войска, в первое десятилетие существования (1889-1899 гг.) // Старые черкесские сады. Ландшафт и агрикультура Северо-Западного Кавказа в освещении русских источников. Т. 2. 1864-1914 / сост. С. Хотко. Москва, 2005. С. 117.
References:
1. Kuvaeva A.A. The dynamics of ethno-demographic processes in Adygheya (second half of XIX-50-s of XXcentury). Maikop, 2013. P. 41-42.
2. Romanovsky D. I. Prince A. I. Baryatinsky and the Caucasian war. St. Petersburg, 1888. 77p.
3. Berger A. P. Eviction of mountaineers from the Caucasus // Russian writers of the XIX century. P. 288-292.
4. Kudaeva S.G. The Adyghs (Circassians) of the Northwest Caucasus in the XIX century: the processes of transformation and differentiation of the Adygh society. 2nd ed. ext. and rev. Maikop, 2014. 320 p.
5. Adzinova Z.Y. Formation of the ethnic map of the Northwest Caucasus in the XIX century// Metamorphosis vs Transformation. A multidisciplinary approach to the study of the history of the Circassians in the XIX-XXI centuries: materials of the International Conference (December, 6, 2013, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don: NCSC HS SFU, 2013. p. 299.
6. Kubashicheva Z.Y. Formation of the ethnic map of the Northwest Caucasus (the end of XVIII -the beg. of 20-s of XX): abst. of Dis. ... Cand. of History. Maikop, 2010. 167p.
7. Caucasus. Description of the region and a brief historical sketch of its accession to Russia. 3d ed. St. Petersburg, 1911. 6 p.
8. Kasumov A. H., Kasumov H.A. The Circassian genocide: from the history of the struggle for the independence of the Circassians in the XIX century. Moscow: Logos, 1992. 199 p.
9. Kudaeva S.G. The Adyghs (Circassians) of the Northwest Caucasus in the XIX century: the processes of transformation and differentiation of the Adygh society. Maikop, 2006. 255 p.
10. The collection of information about the Caucasus. In 9 v. V. 2. Tiflis, 1880. P. 568-569.
11. Encyclopedia by F.A. Brockhaus and I. A. Efron. In 86 volumes. Reprint edition reproduction of 1890. V. 32. Moscow: Terra, 1991. 919p.
12. Gish S. N. Highlanders of the Northwestern Caucasus according to the proceedings of the I National Population Census 1897 // Cherkessia in the XIX century: the First Koshekhabl Forum “History - the property of the people”. Maikop, 1991. P. 77.
13. The history of Adyghea /ed. by Matveev O.V., Danacheva V.N., Danacheva D.N. Moscow,
1991.
14. Klingen I.N. Fundamentals of the economy in the Sochi district. 1897 // Old Circassian gardens. The landscape and agriculture of the Northwest Caucasus in the Russian sources. 1864-1914 / comp. by S. Khotko. Moscow, 2005. P. 6.
15. Lamonov A.D. 1st Black Sea regiment of the Kuban Cossack Army, in the first decade (18891899) // Old Circassian gardens. The landscape and agriculture of the Northwest Caucasus in the Russian sources. V. 2. 1864-1914 / comp. by S. Khotko. Moscow, 2005. P. 117.