DOI: 10.15643/libartrus-2014.6.7
Мамлюкский Египет - центр арабо-мусульманской культуры XIII-XIV вв.
© Т. Р. Шайхисламов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, 199034 г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 11.
Тел.: +7 (911) 153 82 48.
Email: [email protected]
В статье анализируется роль и значение мамлюкского Египта, как центра арабо-мусульманской культуры XIII-XIV вв. Исследуются факторы, способствовавшие превращению Египта в важнейший культурный центр. Отмечается, что культура Египта достигла наивысшего расцвета в силу исторических условий и покровительства мамлюков, сумевших превратить это государство в центр арабо-мусульманской культуры. Показано важные место мамлюкского Египта не только в арабо-мусульманской, но и во всей культуре человечества.
Ключевые слова: Египет, мамлюки, культура, арабо, мусульмане, архитектура, искусство.
В XIII в. страны и народы Ближнего и Среднего Востока подверглись иноземным вторжениям, самым разрушительным из которых было монгольское нашествие сер. XIII в. Опустошительному разрушению подверглись Багдад и Дамаск, потерявшие теперь значение арабо-мусульманской культуры. Под угрозой завоевания монголами оказался Египет, где недавно к власти пришли мамлюки. Вся эта обстановка создавала реальную опасность полного разгрома арабо-мусульманской цивилизации. Военной державе мамлюков удалось не только разбить монголов, но и, выиграв ряд крупных сражений, остановить их наступление в страны Переднего Востока. После разрушения Багдада транзитная с Индией шла через Египет. Вместе с тем выросли торговые и культурные связи Египта со странами Западного Средиземноморья, особенно с городами Италии. Транзитная торговля была прибыльным делом. В стране, и в первую очередь в Каире, благодаря огромным сокровищам, собиравшимися мамлюками, развернулось блестящее строительство. Изменились сами здания и их формы. Здания отличались грандиозными размерами, служившие одновременно и демонстрационным целям - могуществу мамлюков. Мамлюкские султаны возводили здания, которые призваны были их прославить. Архитектурные ансамбли носили имя построившего их властелина.
Благодаря покровительству мамлюков искусству и наукам XIII-XIV вв. стали периодом расцвета культуры в Египте и Сирии. Каир превратился в важнейший культурный центр; другим подобным центром оставался Дамаск [1-8]. Важно и то, что в XIII-XIV вв., в эпоху воин с монголами Египет стал главным убежищем для мусульман со всего света. В Египте появилось много мусульманских ученых и философов, ремесленников и учителей, чья безопасность была гарантирована военной мощью Мамлюкского султаната. И конечно же, представители науки и искусства способствовали расцвету культурной жизни Египта. Государство мамлюков теперь стало центром арабо-мусульманской культуры. Мамлюки существенно
486
Liberal Arts in Russia 2014. Vol. 3. N0. 6
способствовали развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры. Мамлюкские султаны и эмиры были опекунами науки и философии, меценатами искусства и изящной литературы [9]. Громадный расцвет науки, литературы и искусства приходится прежде всего на период господства первой династии мамлюков - Бахри. В Египте продолжали свою творческую и общественную деятельность поэты и писатели: Махмуд Ибн Фатшах Сараи (1374 г.), Руки ад-Дин Аль-Крыми (1377 г.), Саиф Са-рани (139б), Ибн Мухаммад Аль-Крыми (1377 г.), Шихабеддин Сараш (известен как Маулана Заде Аль-Аджами 1398 г.), Махмуд Сараи Гулистани (1398 г), Махмуд Сараи Аль-Кахири (1399), Берке Факих и многие другие [7, 10, 11]. Всем известный цикл сказок «Тысяча и одна ночь» появился в Каире в период правления мамлюков [5]. Как считают исследователи, в этот цикл вошли новеллы, повествующие о временах правления мамлюкских султанов.
При мамлюках-бахридах в Египте творили крупные и знаменитые деятели науки и культуры. В мамлюкском Египте создавались всеобщие истории (Абу-ль-Фида, 1273-1331; аз-Захаби, 1274-1353 или 1347; Ибн Касир, около 1300-1373 и др.). Ведущее место в арабской историографии занимали египетские историки, авторы трудов по истории мамлюков, исторических энциклопедий (Ибн аль-Фурат, 1334-1405) и особенно плеяда историков-полигисторов, таких, как аль-Макризи (1364-1442), аль-Айни (1361-1451), оставившие многотомные сочинения по политической, социально-экономической и культурной истории Египта. С 1381 г. до смерти (1406 г.) в Египте жил Ибн Халдун - один из величайших историков средневековья. Его учение о зависимости развития человечества от экономических условий по крайней мере на два-два с половиной века опередило концепции первых западных политэкономов. Одним из лучших летописцев своего времени, запечатлевших и историю мамлюков считается историк Абд ар-Рахман ибн Исмаил абу-Шам (1203-1267), автор сочинения «Китаб ар-раудатайн фи ахбар ад-дуалатайн» («Книга двух садов об известиях двух династий»). Мухия ад-дин ибн абд аз-Захир (1223-1292), создавший ценнейший источник по мамлюкам Египта. «Ар-рауд аз-Захир фи сира аль-Малик аз-Захир» («Цветущий сад жизни Ясного Государя»), был личным канцлером султана Бейбарса. Значительные материалы по истории мамлюкского Египта содержатся в труде сирийского ученого Шамс ад-дина Абу Абдуллы ас-Суфи ад-Димашки «Нухбат ад-дахр фи-аджаиб аль-бар ва-ль-бахр» («Отрезки времен о чудесах суши и моря»). 31-томное сочинение сына каллиграфа, а впоследствии величайшего энциклопедиста Востока Шихаб ад-дина Ахмеда ан-Нувайри «Нихайат аль-араб фи фунун аль-адаб» («Предел желаний в отношении отраслей образованности») считается лучшей биографией мамлюков. Следующий автор, полное имя которого Шихаб ад-дин абу-л-Аббас Ахмед ибн Али аль-Калкашанди, создатель 14-томного энциклопедического труда «Субх аль-агша фи сина аль-инша» («Прозрение незрячего в искусстве письма»), заслуживает более подробного представления. Этот египетский историк, чиновник и педагог преподавал в Александрии историю государства и права. Начав там сочинять вышеназванный труд, он проработал над ним всю жизнь и завершил его незадолго до своей смерти в 1418 г.
Что касается искусства, то наиболее ценные памятники были созданы в области архитектуры. Мамлюки широко использовали искусство для того, чтобы подчеркнуть значение своей власти. Мамлюкская династия уделяла городу большое внимание. Мамлюки заботились об ирригации, торговле, развитии ремесел [8]. Строительная лихорадка охватила двор и придворные круги: строили дворцы и усыпальницы, караван-сараи и бани, школы и общественные фонтаны, лавки и постоялые дворы. При этом старые здания предпочитали сно-
сить. Так, у подножья холма Яшкур сложился аристократический квартал, хотя большая часть мамлюков предпочитала жить в цитадели. Султаны Калаун и Баркук провели туда воду, разбили сады с прудами. Высота стен достигала 10 м, а толщина 3 м. Мамлюкские султаны украсили Каир мечетями, такими как мечеть султана Бейбарса (1267-1269); мечеть и ма-ристан султана Калауна (1284-1285); великолепная мечеть султана Хасана (1356-1363); минареты ан-Насира в цитадели (1318) и др. [12-15]. Процветало также художественное ремесло и прикладное искусство [16].
Таким образом в XIII-XIV вв. культура в Египте достигла наивысшего расцвета в силу сложившихся исторических условий и покровительства мамлюков, выступивших защитниками Ислама. Мамлюки превратили Египет в центр арабо-мусульманской культуры XIII-XIV вв. Мамлюкскому Египту принадлежит важное место не только в арабо-мусульманской, но и во всей культуре человечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. История искусств: к 250 летию Академии художеств. В 2-х т. Т. 1. С. 246-283.
2. Стародуб Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004. С. 280-292.
3. Красная книга культуры / Под ред. В.Рабиновича. М., 1989.
4. Олдридж Дж. Каир. Биография города. М., 1979. С. 74-83.
5. Хааг М. История Египта. М., 2008. С. 133-141.
6. Хааг М. Египет. Путеводитель. М., 2010. С. 37-44.
7. Очерки арабской культуры V-XVвв. М., 1982. С. 201.
8. Всеобщая история искусств: В 6 т. М., 1961. Т. 2. Кн. 2. С. 29-39.
9. Fernandes L. Mamluk architecture and the Question of Patronage // Mamluk Studies Review. 1997. Vol. 1. P. 107-120.
10. Очерки арабской культуры V-XV вв. М., 1982.
11. Гибб Х. А. Арабская литература. Классический период. М., 2012. С. 99-104.
12. Мировая культура и искусство: Учебное пособие. М., 2011. С. 203-216.
13. Bloom J. Mamluk art and Architectural history: A Review Article // Mamluk Studies Review. 1999. Vol. 3. P. 31-58.
14. Al-Harithy H. The four madrasahs in the complex of sultan Hasan (1356-61): The complete survey // Mamluk Studies Review. 2007. Vol. 11. No. 2. P. 49-76.
15. Speiser P. The sultan al-Nasir Muhammad Madrasah in Cairo: Restoration and Archaeological invest tigation // Mamluk Studies Review. 2008. Vol. 12. No. 2. P. 197-222.
16. Behrens-Abouseif D. Islamic architecture in Cairo: an introduction. New York: E. J. Bril. 1992. P. 94-132.
17. История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. С. 378-379.
Поступила в редакцию 01.10.2014 г.
488
Liberal Arts in Russia 2014. Vol. 3. No. 6
DOI: 10.15643/libartrus-2014.6.7
Mamluk Egypt - the Center of Arab-Muslim Culture of 13-14th Centuries
© T. R. Shaykhislamov
St. Petersburg State University 11 Universitetskaya Emb., 199034 St. Petersburg, Russia.
Phone: +7 (911) 153 82 48. Email: [email protected]
The author analyses the role and meaning of the Mamluk Egypt as the center of Arab-Muslim culture of 13-14th centuries. The factors leading Egypt to become the significant cultural center are studied. It is stressed, that in the 13-14th centuries Egyptian culture reached its climax due to historical conditions and Mamluks patronage, who managed to make this state the center of Arab-Muslim culture. The author showed the important role of Mamluk Egypt not only in Arab-Muslim but also in the culture of all mankind.
Keywords: Egypt, Mamluks, culture, Arabs, Muslims, architecture, art.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
Please, cite the article: Shaykhislamov T. R. Mamluk Egypt - the Center of Arab-Muslim Culture of 13-14th Centuries // Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 6. Pp. 485-488.
REFERENCES
1. Istoriya iskusstv: k 250 letiyu Akademii khudozhestv [History of Art: the 250th Anniversary of the Academy of Fine Arts]. V2-kh t. Vol. 1. Pp. 246-283.
2. Starodub T. Kh. Sokrovishcha islamskoi arkhitektury [Treasures of Islamic Architecture]. M., 2004. Pp. 280-292.
3. Krasnaya kniga kul'tury. Ed. V.Rabinovicha. M., 1989.
4. Oldridzh Dzh. Kair. Biografiya goroda [Cairo. Biography of a City]. M., 1979. Pp. 74-83.
5. Khaag M. Istoriya Egipta [History of Egypt]. M., 2008. Pp. 133-141.
6. Khaag M. Egipet. Putevoditel' [Egypt. Guide]. M., 2010. Pp. 37-44.
7. Ocherki arabskoi kul'tury V-XVvv. [Essays on Arab Culture of V-XV Centuries]. M., 1982. Pp. 201.
8. Vseobshchaya istoriya iskusstv: V 6 t. [General History of Art: in 6 Volumes]. M., 1961. Vol. 2. Kn. 2. Pp. 29-39.
9. Fernandes L. Mamluk Studies Review. 1997. Vol. 1. Pp. 107-120.
10. Ocherki arabskoi kul'tury V-XV vv. [Essays on Arab Culture of V-XV Centuries]. M., 1982.
11. Gibb Kh. A. Arabskaya literatura. Klassicheskii period [Arabic Literature. The Classical Period]. M., 2012. Pp. 99-104.
12. Mirovaya kul'tura i iskusstvo: Uchebnoe posobie [World Art and Culture: Textbook]. M., 2011. Pp. 203-216.
13. Bloom J. Mamluk Studies Review. 1999. Vol. 3. Pp. 31-58.
14. Al-Harithy H. Mamluk Studies Review. 2007. Vol. 11. No. 2. Pp. 49-76.
15. Speiser P. Mamluk Studies Review. 2008. Vol. 12. No. 2. Pp. 197-222.
16. Behrens-Abouseif D. Islamic architecture in Cairo: an introduction. New York: E. J. Bril. 1992. Pp. 94-132.
17. Istoriya stran zarubezhnoi Azii vsrednie veka. M., 1970. Pp. 378-379.
Received 01.10.2014.