Научная статья на тему 'Малый инновационный бизнес в России и за рубежом'

Малый инновационный бизнес в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВО / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / INNOVATIONS / INNOVATIVE BUSINESS / SMALL ENTERPRISE / INDICATIVE VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Ольга Васильевна

В статье приведены основные индикативные показатели, характеризую щие малое предпринимательство как в России, так и за рубежом. Изучены современные тенденции развития малого инновационного бизнеса в России, странах Европейского союза, США и Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL INNOVATIVE BUSINESS IN RUSSIA AND ABROAD

The article presents the basic indicative values characterizing small entrepreneur ship both in Russia and abroad. The current trends in small innovative business development in Russia, the European Union, the United States and Canada have been examined.

Текст научной работы на тему «Малый инновационный бизнес в России и за рубежом»

МАЛЫЙ

ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

SMALL INNOVATIVE BUSINESS IN RUSSIA AND ABROAD

УДК 001.895 : 658.155

^^ ЛЕВЧЕНКО Ольга Васильевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, IBIrT^B oli_lev@mail.ru

LEVCHENKO Olga Vasilievna

Post-graduate student, Saint-Petersburg State University of Film and Television, oli_lev@mail.ru

irn _

• Аннотация.

I В статье приведены основные индикативные показатели, характеризую-

\ щие малое предпринимательство как в России, так и за рубежом. Изучены

• современные тенденции развития малого инновационного бизнеса в России, : странах Европейского союза, США и Канады.

| Ключевые слова: инновации, инновационный бизнес, малое предпринима-

• тельство, индикативные показатели.

: Abstract.

The article presents the basic indicative values characterizing small entrepreneur: ship both in Russia and abroad. The current trends in small innovative business development in Russia, the European Union, the United States and Canada have been examined.

Key words: innovations, innovative business, small enterprise, indicative values.

Малое инновационное предпринимательство - особый тип современной предпринимательской деятельности (составная часть сектора малого предпринимательства), направленный на получение прибыли от проведения научно-исследовательской работы, результатом которой являются создание новой (или совершенствование существующей) конкурентоспособной продукции (технологии, услуг), призванной существенно улучшить условия производства или жизни человека, и ее успешная коммерциализация [1]. В экономической теории малое предпри-

нимательство, в том числе инновационное, определяется рядом критериев, которые могут быть как качественными, так и количественными. К количественным, в частности, относятся: численность работающих на предприятии, величина уставного капитала, стоимость активов, объем дохода (прибыли). В странах Европы детализация хозяйствующих субъектов на микро, малые, средние и крупные предприятия базируется, в основном, на трех показателях: численность персонала, объем дохода и балансовая стоимость активов (таблица 1).

Таблица 1

Количественные факторы, характеризующие малый бизнес в Европе

Категория компании Численность сотрудников, чел. Доход, млн евро Балансовая стоимость активов, млн евро

Микропредприятия <10 <2 <2

Малые предприятия <50 <10 <10

Данные критерии относятся только к частным, обособленным компаниям. Организации, которые являются частью группы компаний, должны включать количество сотрудников, объем дохода и балансовую стоимость активов, приходящиеся на весь альянс компаний, в одно целое для определения категории своего хозяйствующего субъекта. Другим критерием, относящим предприятие к разряду малых, является экономическая независимость предприятий, когда доля внешних собственников в капитале предприятия не превышает 25%. Такой принцип деления предприятий на категории применим к таким странам, как: Финляндия, Франция, Италия, Великобритания, Дания, Венгрия, Нидерланды, Швейцария [2].

В странах Северной Америки существует отличная от стран Европы классификация предприятий в зависимости от их размера. В США Администрацией Малого Бизнеса (Small Business Administration) утверждены стандарты для малого бизнеса (NAICS), на основании которых малыми предприятиями считаются организации с численностью сотрудников до 500 человек и ежегодным доходом в размере не более 7 млн долл. США, в состав которых входят микропредприятия с численностью до 20 человек [3]. В Канаде к микропредприятиям относят компании со штатом сотрудников до 9 человек, к малым предприятиям - от 10 до 99 человек [4].

В России малый бизнес был официально разрешен в 1988 г. Тогда к разряду малых предприятий относили государственные организации, с числом ежегодно занятых не превышающем 100 человек. В 1990 г., в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, к субъектам малого предпринимательства стали относить организации

с численностью сотрудников, не превышающей: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100, в других отраслях производственной сферы -50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле - 15 человек. При этом учитывался также объем оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам, хотя на практике размер хозяйственного оборота так и не был установлен. Принцип классификации предприятий, основанный на количественных характеристиках, сохранился и в современном российском законодательстве [5].

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица, суммарная доля участия государства или сторонних лиц в уставном капитале которых не превышает 25%; средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек включительно для малых предприятий и 15 человек для микропредприятий; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб. для малых предприятий и 60 млн руб. для микропредприятий.

Кроме количественных признаков, обуславливающих категорию «малый инновационный бизнес», существуют также и качественные характеристики, определяющие сущность данного вида деятельности. К ним можно отнести следующие признаки.

Во-первых, признак самостоятельности деятельности. Российские ученые выделяют имущественную и хозяйственную самостоятельность предпринимательской деятельности. Под имущественной самостоятельностью подразумевается наличие у субъекта хозяйственной деятельности права свободного распоряжения обособленным собственным имуществом, в целях предпринимательства и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Хозяйственная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных управленческих решений в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути реализации своей продукции, способы коммуникации с контрагентами, но вместе с тем такая самостоятельность не абсолютна. Малые предприятия, выступая социально -ориентированными экономическими субъектами, должны подчиняться социальным нормам, действующим в обществе, среди которых ведущую роль играют правовые нормы, определяющие основные принципы деятельности организаций на рынке [6].

Во-вторых, направленность на получение прибыли. Главная цель предпринимательской деятельности заключается в получении прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей [6]. К ним, в частности, относят: способность соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги, а также организационные способности, в том числе принятие основных управленческих решений в процессе ведения бизнеса, определяющих курс деятельности предприятия [7].

В-третьих, профессионализм предпринимательской деятельности. Профессионализм в качестве признака предпринимательской деятельности выделяет российский ученый О. М. Олейник. По словам автора, профессионализм заключается в:

• осуществлении этой деятельности людьми, имеющими определенную квалификацию или информацию, необходимую для принятия и реализации решений. В каче-

стве подтверждения профессионализма действующее законодательство в одних случаях признает ранее полученное образование (например, юридическое, экономическое, медицинское), а в других требует сдачи предпринимателем соответствующих экзаменов (например, для аудиторов);

• осуществлении предпринимательской деятельности по определенным правилам и методикам;

• соответствии результатов деятельности определенным требованиям;

• подконтрольности деятельности государственным органам;

• наличии государственных гарантий деятельности [8].

В-четвертых, новаторский, инновационный характер предпринимательской деятельности. Ученые К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю определяли предпринимателя как новатора, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса [7]. Й. А. Шумпетер определял предпринимательскую деятельность как деятельность, носящую новаторский характер, направленную на реформирование и револю-ционализацию производства; использование новых технологических решений для изготовления продуктов; выпуск новых товаров или старых товаров с использованием новых способов производства; открытие новых источников сырья и материалов; освоение новых рынков сбыта; реорганизация отрасли [9].

По мнению автора, именно новаторский, инновационный характер предпринимательской активности в условиях глобализации мировой экономики и постиндустриального развития общества представляет собой катализатор эффективного развития всех отраслей народного хозяйства страны. А эффективное функционирование малых инновационных предприятий является залогом качественных трансформаций экономики страны в целом.

В Европе малые и средние предприятия играют важную роль в развитии экономики, предоставляя рабочие места большей части населения. Свыше 95% предприятий на

европейском рынке - это малый и средний бизнес (таблица 2), который обеспечивает

Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует о количественном преобладании малых предприятий в Европе. К концу 2010 г. по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля малого бизнеса, включая микропредприятия, составляла 98,7% в среднем по Европе. Причем темпы роста данного сектора с 2003 по 2010 г. значительно превысили аналогичные показатели среднего бизнеса. Схожая ситуация наблюдается и в отдельных странах. Так, в Финляндии в 2010 г. микропредприятия со штатом сотрудников, не превышающем 9 человек, составляли 91 099 шт. или 83,9% от всех компаний. На долю малых предприятий приходилось 14514 компаний или 13,4%. В 2007 г. во Франции насчитывалось 2 386 241 микропредприятий или 93% компаний. Малые хозяйствующие субъекты составляли 5,9% от всех компаний или 151 626 шт. В 2009 г. в Италии количество микропредприятий равнялось 4 284 400 шт. или 95,8%, а малых -160 993 и 3,6% соответственно. В 2007 г. в Великобритании насчитывалось 158 5607 ми-

работой 60-70% всего трудоспособного населения [10].

кропредприятий с численностью сотрудников от 1-9 человек, которые занимали 94,9% всего рынка. 3,1% пришелся на долю малых компаний (51 449 шт.). 2009 г. в Швеции насчитывалось 912 141 микропредприятий и 10 232 малых, что занимали 98,3% и 1,1% рынка соответственно [4].

В США в 2010 г. насчитывалось 5 717 302 малых предприятий со штатом сотрудников до 500 человек или 99,7%, в числе которых 5 160 404 микропредприятия или 89,9% (до 20 работников) [11]. В Канаде доля малых предприятий на рынке в 2010 г. составила 98% (1 074 904 организации), среди которых микропредприятий - 77% или 826 775 шт. [4].

В конце 2010 г. на малых предприятиях в Европе, включая микропредприятия, трудилось более 65 млн чел., или 50,2% трудоспособного населения. Общая выручка европейского малого бизнеса в 2010 г. составила 9 262 984 млн евро или 37,3% от выручки всего сектора малого и среднего предпринимательства. В связи с этим можно сделать вывод, что малые предприятия играют важную роль в раз-

Таблица 2

Основные показатели развития малого и среднего бизнеса в Европе в 2003 и 2010 гг.

Микропредприятия Малый бизнес Средний бизнес

2003 2010 2003 2010 2003 2010

Количество предприятий, шт. 17218234 19198539 1311799 1378401 207151 219252

Удельный вес в общем количестве предприятий, % 91,7 92,1 7,0 6,6 1,1 1,1

Количество сотрудников, чел. 36476391 38905519 25111595 26605166 20653586 21950107

Удельный вес в общей занятости населения, % 29,6 29,8 20,4 20,4 16,8 16,8

Выручка, млн евро 3590293 4592607 3515476 4670377 3547002 4881221

Удельный вес в общем объеме доходов, % 19,6 18,5 19,2 18,8 19,4 19,7

витии экономики страны и формировании стратегий развития национальных хозяйств промышленно развитых стран. Учитывая долю рынка, приходящуюся на малое предпринимательство, можно судить о том, что малый бизнес является важной составляющей экономической системы и вносит ощутимый вклад в процесс функционирования экономики.

Анализируя малый инновационный бизнес в России и за рубежом, необходимо отметить, что, основываясь на статистических данных ОЭСР, примерно 30-60% европейских компаний от общего числа малых предприятий

В целом тенденции развития малого бизнеса, в том числе инновационного, за период с 2003 г. по 2010 г. можно охарактеризовать как умеренно положительные. На 1 января 2011 г. общее число зарегистрированных малых предприятий равнялось 1644,3 тыс., что на 751,3 тыс. или 84% больше, чем в 2003 г.; объем выручки от реализации товаров, работ, услуг также значительно вырос с 1686,0 млрд руб. до 18933,8 млрд руб.

При этом необходимо отметить, что только 12,6% работников от всего трудоспособного населения постоянно заняты на предприяти-

характеризуются как инновационные. Малые инновационные предприятия в Европе нацелены на создание или усовершенствование товаров или услуг, способных удовлетворить нужды рынка, внедрение новых организационных методик производства, разработку новых технологий с целью увеличения объема продаж [10].

В Российской Федерации количество малых предприятий, включая инновационно-активные, значительно уступает показателям западных стран. Так, к концу 2010 г. число субъектов малого предпринимательства составило 1644,3 тыс. шт. (таблица 3).

ях малого бизнеса, в то время как средний показатель в Европе составляет около 50%. Поэтому, несмотря на положительную динамику увеличения количественных показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства, относительные показатели эффективности деятельности малого бизнеса по сравнению с промышленно развитыми странами остаются на низком уровне. Кроме того, уровень развития малого инновационного бизнеса также остается низким. В общем объеме постоянно действующих малых предприятий доля малых инновационных предприятий ни-

Таблица 3

Основные характеристики малого бизнеса России в 2003 и 2010 гг.

Основные показатели 2003 год 2010 год

Малые предприятия, в том числе микропредприятия Удельный вес в общих экономических показателях, % Малые предприятия, в том числе микропредприятия Удельный вес в общих экономических показателях, %

Число предприятий, тыс. шт. 893,0 23,2 1644,3 34,1

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 7458,9 15,0 9790,2 12,6

Выручка от реализации товаров (работ и услуг) (без сумм налогов и аналогичных обязательных платежей), млрд руб. 1686,0 8,1 18933,8 23,3

Примечание: Таблица составлена автором на основании источников [12;13;14;15].

чтожно мала и не представляет собой основы развития инновационной экономики страны. Так, доля малых предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками в 2010 г., составила 1,2 % от всех хозяйствующих субъектов сектора малого бизнеса или 0,4% от

общего числа компаний [12; 14]. В условиях ориентации государства на развитие малого инновационного сектора экономики сложившаяся тенденция характеризует низкую степень эффективности формирования инновационного потенциала российской экономики.

Список литературы

1. Малое инновационное предпринимательство / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. СПб.: СПбГАСУ. 2008. URL: http://asaul.com (дата обращения: 01.11.2013).

2. Centre for Strategy & Evaluation Services LLP. Evaluation of the SME Definition. Final Report. Executive Summary. Framework Service Contract for the Procurement of Studies and other Supporting Services on Commission Impact Assessments and Evaluations Interim, final and ex-post evaluations of policies, programmes and other activities. September 2012 URL: http://ec.europa.eu (дата обращения: 20.06.2013).

3. US Small Business Administration URL: http://www.sba.gov (дата обращения 20.06.13).

4. OECD (2012), Financing SMEs and Entrepreneurs 2012: An OECD Scoreboard, OECD Publishing. URL: http://www.oecd-ilibrary.org (дата обращения: 05.08.2013).

5. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 608 с.

6. Предпринимательское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспреденция» / [Н. Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили, П. В. Алексия. 6-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. 535 с.

7. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. T. I. М.: Республика, 1992. 399 с.

8. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник/под ред. О. М. Олейник. Т. 1. М., 1999.

9. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер; [предисл. В. С. Автономова; пер. с англ. В. С. Автономова Ю. В. Автономова, Л. А. Громовой, К. Б. Козловой, Е. И. Николаенко, И. М. Осадчей, И. С. Семененко, Э. Г. Соловьева]. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

10. Small and Medium-sized Enterprises: Local Strength, Global Reach. OCED. June 2000 URL: http://www.oecd.org (дата обращения: 25.09.2013).

11. Number of Firms, Number of Establishments, Employment, and Annual Payroll by Small Enterprise Employment Sizes for the United States, NAICS Sectors: 2010 URL: http://www.census.gov (дата обращения: 25.09.2013).

12. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год: В 3 т. / Федер. служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. Т. 1-3.

13. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат. сб./ Росстат. M., 2005. 156 с.

14. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.

15. Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2012. 573 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.