УДК 33
Экономические науки
Долгих Мария Алексеевна, магистрант кафедры "Государственное
управление и история " Пермский национальный исследовательский политехнический университет
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Аннотация: Развитие малого и среднего бизнеса в России способствует формированию гибкой смешанной экономики и сочетанию разных форм собственности, в которой реализуется взаимодействие конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство является важным фактором развития экономики региона за счет формирования конкурентной среды, генерацию и внедрение инноваций, удовлетворение потребности рынка в товарах и услугах, обеспечение занятости и увеличение налоговых поступлений. Анализ влияния сферы малого и среднего предпринимательства на развитие региональной экономики основывается на использовании системы статистических экономических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, региональная экономика, экономические показатели, статистика.
Annotation: The development of small and medium-sized businesses in Russia contributes to the formation of a flexible mixed economy and a combination
of different forms of ownership, in which the interaction of the competitive market mechanism and state regulation of entrepreneurship is realized. Small and medium-sized businesses are an important factor in the development of the economy of the region due to the formation of a competitive environment, the generation and implementation of innovations, meeting the needs of the market in goods and services, employment and increase tax revenues. The analysis of the impact of small and medium-sized businesses on the development of the regional economy is based on the use of a system of statistical economic indicators characterizing the main phenomena and proportions existing in the regional socio-economic system.
Keywords: small and medium business, entrepreneurship, regional economy, economic indicators, statistics.
Малое и среднее предпринимательство (МСП) занимает определенную нишу на мировом рынке, являясь одним из важнейших институтов рыночной экономики. Его нередко называют мотором роста ВВП и занятости, важнейшим агентом инноваций, экономической базой существования среднего класса населения [2].
Формирование и развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений развития экономики. Малое и среднее предпринимательство обеспечивает фундамент рыночной экономики современного типа через формирование структурных
основ, конкурентной среды, генерацию и внедрение инноваций, удовлетворение потребности рынка в товарах и услугах, обеспечение занятости и увеличение налоговых поступлений [2].
Не существует официального или общепринятого определения малого и среднего бизнеса, определение звучат по-разному в разных странах, но в большинстве случаев выделение того или иного типа предприятия происходит в зависимости от количества занятых сотрудников. Как правило, считается, что в МСП должны быть заняты менее 500 человек, хотя в некоторых странах эта цифра может быть меньше.
Согласно федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты малого и среднего предпринимательства это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Организации, которые были отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса вносятся в так называемый реестр субъектов малого предпринимательства, который формируется Федеральной налоговой службой. Субъекты, внесенные в единый реестр, получают особое право на поддержку, однако не включение субъектов малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для не предоставления им льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными актами.
С экономической точки зрения «малое и среднее предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которые играют очень важную роль в решении определенных экономических задач и выполняют в экономике существенные функции, и поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки.
В то время как крупные предприятия обеспечивают базовые потребности национального хозяйства, малые и средние предприятия, являющиеся более гибкими к изменениям потребностей рынка, удовлетворяют локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах.
Малый и средний бизнес создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развития конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, расширение потребительского сектора, насыщению рынка товарами и услугами, а также эффективному использованию местных сырьевых ресурсов.
Предприятия МСП намного охотнее борются за продвижение оригинальных нововведений. Такие предприятия имеют стремление как можно более быстрого налаживания массового производства. Это порождает расширение рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью скорейшего удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство имеет основные преимущества присущие только ему, например, такие как:
- возможность более гибких и оперативных решений, так как упрощена структура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на изменения, а также приспосабливаться к запросам местного рынка;
- поддержание занятости и создание новых рабочих мест;
- выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям, выполнение роли субкооператоров;
- небольшой первоначальный объем инвестиций;
- экономическая эффективность производства;
- инновационный характер малых предприятий.
Малое и среднее предпринимательство является важнейшим субъектом экономической системы государства и выполняет важнейшие функции для развития экономики в целом.
От уровня развития малого и среднего бизнеса в регионе зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства, оборот продукции. Исследование экономических показателей деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства позволяет выявить их вклад в развитие экономики региона.
К основным направлениям и методам исследования состояния и динамики регионального развития сектора малого и среднего
предпринимательства можно отнести сплошные и выборочные статистические наблюдения в соответствии с российским законодательством, мониторинг показателей результативности при реализации мер поддержки государственной программы, анализ показателей в целях формирования информационных сборников, докладов и баз данных, в том числе для публикации в сети интернет, а также формирование статистических данных различными информационными и новостными изданиями в целях информирования населения.
Статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки
[3].
Для комплексного анализа малого и среднего предпринимательства необходимо учитывать данные различных показателей, при этом не только экономических, но и социальных. Показатели деятельности субъектов предпринимательства не всегда сопоставимы друг с другом, поэтому их необходимо оценивать отдельно. Чтобы в полной мере проанализировать сферу малого и среднего предпринимательства необходимо анализировать показатели, оценивающие количественные характеристики, равномерность распределения предпринимательства по территории и обеспеченность населения товарами и услугами.
Статистические данные деятельности субъектов МСП публикуются с разной периодичностью. В рамках данного исследования анализ показателей развития сферы МСП в Пермском крае проводится по имеющейся открытом доступе информации на данный период времени.
Общую систему оценочных показателей региональной и муниципальной статистики в сфере малого и среднего предпринимательства в региональном аспекте составляют:
- Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе;
- Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по видам деятельности (ОКВЭД);
- Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг малых предприятий и средних предприятий.
Статистические данные по перечисленным показателям являются официальными и публикуются Федеральной службой государственной статистики на официальном сайте (http://www.gks.ru/), Федеральной налоговой службой (https://www.nalog.ru/rn59/) при формировании единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в информационно-аналитической системе Пермского края, которую в своей работе используют органы государственной и муниципальной власти.
Данные о численности субъектов МСП Федеральной налоговой службы показывают число хозяйствующих субъектов, сдавших отчетность и включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а данные Федеральной службой государственной статистики - совокупность основ выборок, сформированных на основе генеральной совокупности объектов наблюдения в разные периоды года в зависимости от периодичности обследований.
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, формируемого Федеральной налоговой службой, каждый месяц 10 числа можно проанализировать тенденции к сокращению или увеличению численности субъектов малого и среднего предпринимательства в
регионе. Так как реестр ведется только с августа 2016 года, оценить этот показатель можно только с 2017 года [5].
Так, по итогам 2018 по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае составило 106 473 человек. На 10 тысяч человек населения Пермского края численность субъектов МСП составила 407,82 единиц. В Приволжском федеральном округе по количеству субъектов МСП Пермский край занимает 5 место, лидирует Республика Татарстан (159 254 человек).
Показатель «количество субъектов МСП в расчете на 10 тысяч человек» является расчетным. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тысяч человек рассчитывается как отношение количества субъектов МСП в регионе на численность населения региона, умноженное на 10000. Показатель численности населения по регионам формируется Росстатом и публикуется на официальном сайте в разделе «Население» [6].
В оборот предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) [6]. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2018 году составил 820,1 млрд. рублей в том числе борот средних предприятий 102,1 млрд. рублей, а оборот малых предприятий 718 млрд. рублей.
По данным показателям можно оценить общее состояние сферы МСП в регионе, сравнить с другими регионами и определить место региона по уровню развития МСП в федеральном округе и Российской Федерации. Наиболее ясное представление о вкладе предпринимательства в экономику региона можно оценить по таким показателям, как: доля среднесписочной численности работников субъектов МСП в общей численности рабочей силы в возрасте с 1572 лет; доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего
предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта; распределение малых и средних предприятий по видам экономической деятельности.
Проблемы безработицы являются ключевым вопросом в рыночной экономике. Появление новых вакансий обеспечивается за счет образования новых субъектов МСП, а не за счет компаний, относящихся к крупному предпринимательству. Пропорция разных категорий трудящихся в малом и среднем бизнесе РФ выражена наибольшим количеством постоянно занятых работников, то есть МСП почти не применяет такой способ увеличения результативности деятельности, как вторичная занятость [7].
Доля среднесписочной численности работников субъектов МСП в общей численности рабочей силы в возрасте с 15-72 лет в рамках данной работы рассчитывается как отношение среднесписочной численности работников предприятий малого и среднего предпринимательства по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к общей численности рабочей силы в возрасте с 15-72 лет по данным Федеральной службы государственной статистики за 2018 год, умноженное на 100.
В 2018 году уровень безработицы в Пермском крае достиг отметки 1,21. В Пермском крае доля среднесписочной численности работников субъектов МСП в общей численности рабочей силы в возрасте с 15-72 лет по итогам 2018 года составила 23,5%, а по итогам 2017 года 23,7%, что на 0,2% больше. Данная тенденция подталкивает на корректировку мер поддержки субъектов МСП со стороны государства в части создания новых рабочих мест.
Показатель «Доля продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта» позволить определить вклад малых предприятий в формирование валового регионального продукта (ВРП). Доля продукции, произведений малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта рассчитывается как частное от деления суммы валовой добавленной стоимости,
произведенной малыми предприятиями и валового регионального продукта субъекта Российской Федерации в текущих основных цена.
В Пермском крае в 2017 году ВРП составил 1191101,5 млн. рублей. Доля продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта составила 25,7%, что на 3,4% больше чем в 2016 году.
Распределение субъектов МСП по видам деятельности (ОКВЭД) позволит проанализировать развитие региона в разных отраслях экономики.
Показатель «количество субъектов малого и среднего предпринимательства по видам деятельности» формируется территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю с применением классификатора видов экономической деятельности.
По данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году в Пермском крае самыми популярными видами экономической деятельности среди малых предприятий являются оптовая и розничная торговля, строительство и профессиональная, научная и техническая деятельность. Таблица 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности за 2017 год (по данным выборочных обследований малых предприятий и микропредприятий; на конец года),
% [6]
1. Торговля оптовая и розничная; ремонт
автотранспортных средств и мотоциклов 34,5
2. Строительство 13,6
3. Деятельность профессиональная, научная и
техническая 8,5
4. Обрабатывающие производства 8,3
5. Деятельность по операциям с недвижимым
имуществом 8,3
6. Деятельность административная и сопутствующие
дополнительные услуги 4,7
7. деятельность в области информации и связи 2,9
8. деятельность гостиниц и предприятий
общественного питания 2,7
9. сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и
рыбоводство 2
10. деятельность в области здравоохранения и
социальных услуг 1,6
11. предоставление прочих видов услуг 1,6
12. водоснабжение; водоотведение, организация сбора и 0,9
утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
13. деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 0,8
14. обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 0,7
15. добыча полезных ископаемых 0,4
16. Образование 0,2
17. государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 0,01
В Пермском крае малое и среднее предпринимательство оказывает заметное влияние на социально-экономическое развитие региона. Основные экономические показатели свидетельствуют о стабильном положении и позитивных тенденциях в развитии малого и среднего предпринимательства, объясняемых приоритетами государственной политики, выраженными конкретными направлениями и мерами государственной поддержки, предпринимаемыми в последние годы на федеральном и региональном уровнях.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции в развитии сферы малого и среднего предпринимательства все же существует ряд ключевых проблем поступательного развития. Помимо основных проблем имеются также и некоторые пробелы в организации и функционировании системы государственного информационного, аналитического и статистического обеспечения развития малого и среднего предпринимательства.
Одним из важнейших факторов развития экономики региона является повышение уровня развития малого и среднего предпринимательства. Создание условий развития малого и среднего предпринимательства определяет в качестве необходимого формирование стратегий и долгосрочных программ деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства, организационно-управленческих решений создания благоприятных и комфортных условий реализации предпринимательского потенциала.
В целях реализации системы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году была разработана государственная
программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» частью которой является подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», целью которой является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства [7].
На уровне регионов развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках государственной программы и проектов субъектов РФ. Так, в Пермском крае реализуется государственная программа Пермского края «Экономическая политика и инновационное развитие», развитие предпринимательства осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» [8].
Среди основных мероприятий сферы управления малого и среднего предпринимательства следует отметить: развитие и внедрение механизма субконтрактинга, а также усиление кооперационных связей малого и крупного бизнеса, развитие предпринимательства в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальные и жилищно-коммунальные услуги, дальнейшая модернизация и совершенствование существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства в крае, в том числе и на уровне муниципальных образований, реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской грамотности и повышение компетенций субъектов малого и среднего бизнеса.
Тем не менее, предпринимательство в Российской Федерации продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по развитию рыночных отношений в экономики, устранению административных барьеров и качественной оценке его состояния.
Библиографический список:
1. Исраилова З.Р., Булуева Л.А Роль и оценка малого и среднего предпринимательства в экономике России//Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 214215.
2. Исраилова З.Р., Булуева Л.А Роль и оценка малого и среднего предпринимательства в экономике России//Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 214215.
3. Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 1992. № 1.
4. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Ст. 4 п.1. Режим доступа: КонсультантПлюс. Дата обращения: 09.03.2019.
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn59/.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Главная страница/ Статистика/Официальная статистика/Предпринимательство/ Институциональные преобразования в экономике. Режим доступа:.https://www.gks.ru.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 19.09.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Режим доступа: КонсультантПлюс. Дата обращения: 09.03.2019.
8. Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1325-п «Об утверждении государственной программы Пермского края "Экономическое развитие и инновационная экономика» (в ред. от 2.11.2018) Режим доступа: КонсультантПлюс. Дата обращения: 09.03.2019.
УДК 620.3:628.518 Технические науки
Дорожкин Андрей Петрович,
Аспирант кафедры информационой безопасности сервиса института
электроники и свотехники ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
РАДИОЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ НА ОСНОВЕ НАНОЧАСТИЦ, МЕТОДЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ПЛЕНКООБРАЗУЮЩИЕ
СОСТАВЫ
Аннотация: В данной статье рассматриваются методы получения радиозащитных пленок, применение данных пленок, состояние науки в области энергосберегающих и радиозащитных покрытий, внедрение наночастиц в плёнкообразующие составы.