Научная статья на тему 'Малый бизнес в сфере торговли small business to trade'

Малый бизнес в сфере торговли small business to trade Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТОРГОВЛЕ / TRADE SMALL BUSINESS / TRADE STATISTICS PROBLEMS OF SMALL BUSINESS IN THE TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернявский Д.И., Блинова И.А.

В настоящее время торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В статье приведены статистические показатели развития торговли в Российской Федерации за 2012 г.; отмечены ключевые проблемы отрасли, сложившиеся в 2013 г. Показаны проблемы малого бизнеса применительно к сфере торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес в сфере торговли small business to trade»

УДК 658.64

Д.И. Чернявский, D.I. Chernyavsky; e-mail: maneg1@omgtu.ru И.А. Блинова, I.A. Blinova

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University. Omsk, Russia

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

SMALL BUSINESS TO TRADE

В настоящее время торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В статье приведены статистические показатели развития торговли в Российской Федерации за 2012 г.; отмечены ключевые проблемы отрасли, сложившиеся в 2013 г. Показаны проблемы малого бизнеса применительно к сфере торговли.

Currently, trade is one of the most dynamic sectors of the Russian economy. The article presents statistics of trade in the Russian Federation in 2012; marked the key issues of the industry, established in 2013. The problems of small businesses in relation to trade.

Ключевые слова: торговля, малый бизнес; статистика торговли, проблемы малого бизнеса в торговле

Keywords: trade, small business; trade statistics, problems of small business in the trade

Суть торговли как вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарное обращение. Экономическая теория свидетельствует - товарное обращение неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между предложением и спросом.

В течение длительного периода времени управление сферой обращения в России основывалось на прямом администрировании, а роль экономических законов, присущих рыночным отношениям, игнорировалась. Общепринятые в мировой практике экономические регуляторы не использовались; планирование развития торговли основывалось на возможностях производства, а не на потребностях населения; основные показатели доводились до торговых предприятий вышестоящими органами и были обязательны к исполнению; экономическими стимулами к расширению деятельности и улучшению обслуживания были в основном весьма умеренные премии за перевыполнение плановых заданий.

С началом экономических реформ 90-х гг. РФ вступила в новый исторический этап своего развития. Главной целью современного этапа экономических преобразований, производимых в торговле, является создание благоприятных условий для деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны предполагает совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой стороны требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.

Торговля в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции по итогам 2012 года. Так доля торговли в валовой добавленной стоимости, созданной в экономике России, составила 19,6% (10514,1 млрд руб.). Торговля обеспечивает около 11,8 % всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации (в 2012 году - 1295,6 млрд руб.).

Торговая отрасль - лидер среди отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: среднегодовая численность занятых в сфере торговли (оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) - около 12,292 млн. человек, или 18,1% от всего занятого населения страны, количество торговых предприятий составляет - 1784,6 тыс. организаций или 36,5 % от всех зарегистрированных предприятий в стране [1].

Основной задачей государства в указанной сфере является создание условий для развития товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы) и эффективное удовлетворение потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).

Мировой финансовый кризис, повлекший за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, отразился на снижении объема розничного товарооборота. Однако, к 2012 г. ситуация изменилась в лучшую сторону:

- изменение валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности составило 109,6 % по отношению к 2008 г.;

- изменение производства валового внутреннего продукта и валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности - 106,5 % по отношению к 2011 г.;

- инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности (торговля) - 429,552 млрд. руб.

Вместе с тем, ключевыми проблемами отрасли в 2013 году явились:

1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры, в том числе неразвитая логистическая система, низкий уровень обеспеченности населения торговыми площадями.

2. Неравномерное развитие торговли в разрезе субъектов Российской Федерации, наличие дефицита торговых объектов в отдаленных населенных пунктах.

3. Наличие административных барьеров в отрасли, в том числе со стороны региональных органов власти, препятствующих входу на рынок и ведению предпринимательской деятельности (в том числе для малого бизнеса), развитию межрегиональной торговли. Например, для входа в федеральные торговые сети с продукцией местного производителя — хлеб, молочные продукты, макаронные изделия, минеральная вода и т.д. требуется длительное согласование с головным офисом.

4. Значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров в торговой отрасли.

Анализ текущего состояния отрасли показывает, что в настоящее время потребительский рынок Российской Федерации переживает стадию быстрого роста - идет активное развитие сетевой торговли и современных форматов торговли. Вместе с тем по ряду ключевых показателей Россия отстает от зарубежных стран: например, обеспеченность современными торговыми площадями, доля современных форматов в обороте торговли в среднем по России в несколько раз ниже, чем в развитых странах.

На современном этапе существует необходимость максимально полного удовлетворения потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, которая позволит снизить издержки и повысить производительность труда в отрасли.

Кроме того, создание такой инфраструктуры позволит обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства.

В России в настоящее время уровень развития малого бизнеса не соответствует потребностям экономики страны. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие необходимые социально-экономические функции: расширяют спрос на оборудование, сырье, материалы; способствуют формированию дополнительных доходов у населения; сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса; помогают решать проблему занятости населения; продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения; являются частью производственной и сбытовой инфраструктуры рынка.

В государствах-членах Евросоюза в секторе малого бизнеса работает порядка 60-70% населения, а в ряде стран этот показатель доходит до 80% (Ирландия, Греция), в России - 53%.

Имея небольшое собственное дело, предприниматели малого бизнеса являются наиболее устойчивыми к социальным потрясениям людьми, и основными налогоплательщиками. В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет порядка 50-80%, в России по последним оценкам Минэкономразвития - 17%.

Власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства. Именно с преимущественного развития малого бизнеса осуществлялся экономический рывок в некогда отсталых странах (Испании, Португалии, Греции, Южной Кореи, Тайване). В России необходимо разработать меры государственной поддержки малого бизнеса для его реального развития. Необходимо совершенствование налогообложения малых компаний, упрощение бухгалтерской и налоговой отчетности хозяйствующих субъектов, работающих на упрощенных и вмененных системах налогообложений, а также рассмотрение законопроектов, которые затрагивают интересы малого бизнеса.

С 1 января 2008 года действует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон определяет понятия субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, а также виды и формы поддержки. Закон определяет критерии отнесения к малому бизнесу.

В свете нового законодательства необходимо учитывать, систематизировать и анализировать информацию о хозяйственных процессах. Исследование учета, контроля и анализа фактов хозяйственной жизни показывают, что руководители и бухгалтеры составляют отчетность в первую очередь для контролирующих органов. Такое понимание является ошибочным и приводит к кризису, несостоятельности (банкротству) хозяйствующих субъектов малого бизнеса.

Предпринимательская деятельность относится к специфическому виду социального поведения, которое реализуется в системе рыночной неопределенности и риска. Рассматривая предпринимательство, необходимо отметить, что его функционирование происходит в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую сферу, в которой осуществляются факты предпринимательской жизни, координирующиеся внешними и внутренними факторами воздействия.

Для поддержания сбалансированного и устойчивого состояния в предпринимательской сфере малого бизнеса необходимо учитывать факты хозяйственной жизни, проводить их комплексный экономический анализ и осуществлять внутренний контроль. Место взаимодействия элементов данной системы представляет собой поле экономической безопасности предпринимательской сферы.

Библиографический список

1. Сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_58/main.htm (дата обращения: 04.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.