Научная статья на тему 'Малый бизнес в рыночной экономике'

Малый бизнес в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / МОТИВ / ЦЕЛЬ / ИНТЕРЕС / ОТНОШЕНИЯ / ИЗДЕРЖКИ / ПРОЦЕСС / БИЗНЕС / ПРИОРИТЕТ / ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМ / ПАРАМЕТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Владимир Сергеевич, Мирошниченко Елена Юрьевна

В статье освещаются вопросы малого предприятия как особого типа институциональной организации. которое имеет только ему присущее устройство, мотивы, цели, интересы и средства трансакционных отношений и трансакционных издержек, сопровождающих каждую стадию воспроизводственного процесса малого бизнеса, приоритета институционального обеспечения воспроизводства экономики малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN MARKET ECONOMY

Issues of small businesses as a particular type of institutional organization which has its specific arrangement, motives, goals, interests and resources are considered. Issues of transaction relationships and transaction costs that accompany each stage of the reproductive process of small business, priority of institutional maintenance of economy reproduction of small businesses.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес в рыночной экономике»

УДК 334.012

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация. В статье освещаются вопросы малого предприятия как особого типа институциональной организации. которое имеет только ему присущее устройство, мотивы1, цели, интересы1 и средства трансакционныьх отношений и трансакционныьх издержек, сопровождающих каждую стадию воспроизводственного процесса малого бизнеса, приоритета институционального обеспечения воспроизводства экономики малыгх предприятий. Ключевые слова: малое предприятие, организация, мотив, цель, интерес, отношения, издержки, процесс, бизнес, приоритет, экономика, стратегия, модель, механизм, параметр.

SMALL BUSINESS IN MARKET ECONOMY

Annotation. Issues of small businesses as a particular type of institutional organization which has its specific arrangement, motives, goals, interests and resources are considered. Issues of transaction relationships and transaction costs that accompany each stage of the reproductive process of small business, priority of institutional maintenance of economy reproduction of small businesses. Keywords: small business, organization, motive, purpose, interest, relations, costs, process, business, priority, economy, strategy, model, mechanism, parameter.

Малый бизнес - это особый тип институциональной организации, располагающий активами разной степени спецификации и правами собственности на них. Формами интеграции малого и крупного бизнеса являются: субконтракт, организованные промышленные зоны, франчайзинг, кластеры, аутсортинг и ряд других. В системе производственных отношений возникает особый тип отношений, который можно определить как трансакционные отношения.

Мировая экономика XX-XXI вв. знаменуется началом качественных перемен. Для экономических исследований принципиально актуальными становятся парадигмы, акцентирующие внимание на качественной стороне, природе, закономерностях эволюции, изучении границ и пределов систем, обладающих конкретным системным качеством. В настоящих условиях малый бизнес уже не может рассматриваться в качестве самостоятельного сектора экономики. Необходима продуманная стратегия интеграции малых предприятий с мощными экономическими структурами. Реализация социально-ориентированной модели рыночной экономики России невозможна без создания эффективного сектора малого предпринимательства. Особая роль малых предприятий в отличие от других форм деловых организаций заключается в том, что малый бизнес способен реализовать не только традиционно предписанные ему функции: вклад в ВНП, поступления в бюджет, обеспечение занятости, поддержание конкурентной среды. Именно с малым бизнесом связаны надежды на рыночную адаптацию большинства населения, формирование влиятельной группы экономических интересов, которая является основой гражданственности, социально-экономической устойчивости и политической стабильности.

Малое предприятие как особый тип институциональной организации имеет только ему присущее устройство, мотивы, цели, интересы и средства. Для него характерна высокая исключительность прав собственности и ответственности, что предопределяет форму экономической власти и право на доход. Следствием подобной исключительности является выбор типа воспроизводства и характер принимаемых решений. Малый бизнес отличается особыми персонифицированными отношениями как внутри организации, так и за ее пределами. Персонифицированное доверие является одним

© Морозов В.С., Мирошниченко Е.Ю., 2014

В.С. Морозов Е.Ю. Мирошниченко

Vladimir Morozov Elena Miroshnichenko

из главных ресурсов организации, а механизм персонификации представляет собой особый тип передачи правомочий.

Несмотря на возможности организации, эффективность малого бизнеса зависит от внешней институциональной среды, которую он оценивает на соответствие целям организации - выгодные и невыгодные. Зачастую малый бизнес реагирует либо «протестным» экономическим поведением, уходя в тень, где издержки внелегальности меньше издержек легальности воспроизводства, либо «выпадает» из рыночной экономики. Реальные параметры институциональной среды определяют цели малых предприятий, которые в современной российской экономике далеко не всегда нацелены на максимизацию прибыли. Субъекты малого бизнеса совершают выбор в определенных рамках, обусловленных действующими институтами, функции которых заключаются в регулировании поведения людей, экономии когнитивных способностей, организации процесса обучения, передачи информации, снижении трансакционных издержек. Такими институтами являются институты-правила, институты-нормы, институты-санкции, которые подразделяются на формальные, неформальные, мягкие и жесткие.

В системе производственных отношений возникает особый тип отношений, который можно определить как трансакционные отношения. Трансакционные отношения и трансакционные издержки сопровождают каждую стадию воспроизводственного процесса малого бизнеса. Уже на первой стадии традиционного кругооборота капитала предприниматель сталкивается с проблемой поиска стартового капитала, аренды помещения, регистрации, лицензирования, открытия расчетного счета. Для осуществления этой деятельности необходимо нести затраты денежных средств, времени, усилий либо самостоятельно, либо обращаясь к услугам трансакционной фирмы, чьи услуги требуют затрат. Самостоятельная реализация трансакционных отношений требует особых знаний, особой информации, особых партнеров. Высоки трансакционные издержки, связанные с получением кредита, поиском рабочей силы. На стадии производства, несмотря на то, что все права собственности сконцентрированы в одних руках, внутри предприятия возникает вопрос контроля исполнения производственных заданий и предупреждения оппортунистического поведения сотрудников, даже если они связаны кровно-родственными отношениями. На третьей стадии предприниматель должен найти свою нишу, войти в рынок и определить свой сегмент, изучить потребительский спрос, осуществить рекламу.

Даже традиционно относимые к рынкам совершенной конкуренции сельскохозяйственные, локальные рынки монополизированы перекупщиками и фирмами, заинтересованными в реализации импортной продукции, криминальными структурами и группировками. Таким образом, весь период движения активов малого предприятия связан с издержками, которые благодаря стремлению субъектов малой экономики сократить издержки пользования рыночным механизмом принимают формы взятки, благодарности, отката, налоговой оптимизации, социальных обменов, круговой поруки. Тран-сакционный сектор малого бизнеса в России имеет ярко выраженную специфику, связанную с рядом объективных и субъективных причин, среди которых необходимо выделить:

— отсутствие эффективных механизмов защиты прав собственности;

— отсутствие действенных механизмов принуждения;

— асимметрия информации и ее высокая экономическая стоимость;

— рентоориентированное поведение чиновников и административные барьеры;

— институциональные ловушки, связанные с преобразованием старых институтов в новые;

— отсутствие доверия и особенности национального менталитета.

Трансакционный сектор малого бизнеса оказывает самое непосредственное влияние на эффективность его деятельности, в связи с чем возникает проблема его измерения. В современной Рос-

сии трансакционные издержки малого бизнеса связаны с коррупцией, входом в деловые сети, охраной бизнеса, инфраструктурным сопровождением и весьма значительны по объему. Малый бизнес, принимая решения в пользу легальной или внелегальной деятельности, оценивает и сравнивает размер трансакционных издержек в том и другом случае. Существование институтов, которые способствуют снижению трансакционных затрат, определяет как возможности национальной экономики, так и ее структурных подсистем.

Несмотря на все минусы государственного регулирования малого бизнеса, приоритет институционального обеспечения воспроизводства экономики малых предприятий должен быть отдан государству, которое не только создает «правила игры», но и способно заставить их исполнять. Сегодня субъекты малого предпринимательства предъявляют спрос на институты, которые отвечают интересам воспроизводства. Среди государственных институтов воспроизводства приоритетными являются нормативно-законодательная база и судебная система.

Неразрешенной остается проблема интеграции малого и крупного бизнеса. Если для малых предприятий взаимодействие с крупными предприятиями выгодно, то крупный российский бизнес практически не заинтересован в сотрудничестве. Именно интеграция могла бы создать официальное прикрытие малому предпринимательству, избавляя его от стихийных рыночных колебаний спроса и предложения, обеспечивая равномерную загрузку оборудования, обучение и развитие персонала. В результате взаимодействия крупные предприятия выступают гарантами в получении кредитов, приобретении оборудования, поставке сырья и материалов, способствуют внедрению новых технологий. Формами интеграции малого и крупного бизнеса являются: субконтракт организованные промышленные зоны, франчайзинг, кластеры, аутсортинг и ряд других [3].

Субконтрактная система обеспечивает малое предприятие долгосрочными заказами и постоянным сотрудничеством. Франчайзинг позволяет малому бизнесу использовать на законном основании товарный знак или марку, получать доступ к разработанной технологии ведения бизнеса, техническую, консультационную, финансовую поддержку. Предприниматель экономит средства на рекламу, на ведение переговоров, поиск партнеров. Лизинг позволяет начать собственное дело при сравнительно небольшом стартовом капитале, выйти на рынок современной технологии, получить техническую поддержку и помощь в подготовке кадров. Опыт развитых стран позволяет судить об эффективности таких институтов, как бизнес-инкубаторы, «промышленные округа», «организованные промышленные зоны», «совместные экспортные компании», кластеры, аутсортинг. Особое значение приобретает саморегулирование бизнеса, которое позволяет повысить адаптацию и эффективность деятельности малых предприятий, так как участники рынка самостоятельно устанавливают формальные правила, регулирующие данную сферу бизнеса, обладая при этом доступом к локальным информационным ресурсам. Институт деловых сетей уже сейчас занял важное место среди малых предпринимателей. Деловые связи облегчают доступ к материальным ресурсам, помогают в завоевании и упрочнении рынка сбыта. Взаимные уступки, разделение риска с партнерами, различные формы финансовой взаимопомощи отвечают интересам малого бизнеса [2].

Успешное развитие семейного бизнеса в других странах говорит о необходимости законодательного закрепления такого института в России. Ведь именно семья объединяет ряд важных институтов, которые способствуют развитию малого бизнеса в России. Экономические субъекты могут принимать на себя широкие обязательства по взаимной поддержке на основе родственных связей. Взаимная поддержка во многом обязана своим существованием «социальной близости», под которой понимаются не только семейно-родственные узы, но и соседские отношения, личное знакомство, предрасположенность к конкретному человеку.

Эффективное функционирование семейного малого бизнеса наглядно можно наблюдать в этнографическом разрезе. Так, например, у армянской диаспоры развито чувства семейной сплоченно-

сти, постоянной поддержки, взаимного страхования, кредитования, оказания помощи. Община дает своим соотечественникам своеобразные «точки опоры» на чужбине. Консолидация в общине выступает важнейшим фактором выживания и последующей социально-экономической адаптации этнических мигрантов на новом месте жительства. Можно говорить об этнической сплоченности как о своеобразном внутриобщинном иммунитете, возникающем в условиях, когда этническая группа оказывается в результате миграции меньшинством [1].

Необходимо отметить огромную роль семейного предпринимательства в изготовлении продукции народных промыслов, развитии сельского хозяйства, туристического бизнеса. Законодательное восстановление семейного малого бизнеса позволит решить ряд важнейших экономических и социальных задач.

Библиографический список

1. Камаров М.П. Инфраструктура регионов мира / М.П. Камаров. - СПб.: Издательство В.А. Михайлова, 2000.

2. Панибратов Ю.П. Управление строительными инвестиционными проектами / Ю.П. Панибратов, В.М. Васильев. - М.: АСВ, 1997.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skgtu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.