В заключение следует отметить, что в Российской Федерации коррупция является одной из корневых проблем. Коррупция разрушает конкуренцию, вытесняет общепринятые правила рыночной экономики, повышает издержки товаропроизводителей, перекладывая их оплату путем завышения цен и тарифов на плечи потребителей, а так же ведет к дисфункциям системы государственного управления. Вывод в данном случае однозначен - коррупция ведет к серьезным отрицательным последствиям экономического, социального и нравственного характера. Необходимо решать проблему коррупции в первую очередь путем изменения законодательства, ужесточения мер, применяемым к нарушителям.
Использованные источники:
1. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do (дата обращения 25.11.2016).
2. Румянцева Е. Е. Коррупция как противоположность демократии // Научный эксперт. — 2012. — № 12. — С. 60-70.
3.Информационное агентство. [Электронный ресурс] URL: http://tass.ru/politika/3484958(дата обращения 25.11.2016).
4. [Электронный ресурс] URL: http: //rusdni. ru/ekonomika/novosti/korrupciya-v-rossii-statistika-za-2016-god.html(дата обращения 26.11.2016).
5. Электронный учебник экономика коррупции. [Электронный ресурс] URL: http://www. indem. ru/corrupt/Uc2012/Glava3. pdf(дата обращения 26.11.2016)
УДК 330.146
Науменко Е.П. магистрант 1 курса факультет «Экономический» РЭУ им. Г.В. Плеханова Кемеровский институт (филиал)
Россия, г. Кемерово
МАЛЫЙ БИЗНЕС. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
Статья посвящена рассмотрению основных источников финансирования малых предприятий, а так же выделению основных проблем, связанных с финансированием и развитием малого бизнеса в современных условиях.
Ключевые слова: малый бизнес, источники финансирования, проблемы финансирования.
The article considers the main sources of funding for small businesses, as well as the allocation of the main problems related to the financing and development of small business in modern conditions.
Keywords: small business, funding sources, financial problems.
Главной целью формирования и функционирования предприятий любых видов и размеров является формирование определенного количества
финансовых ресурсов, необходимого для финансирования операционной деятельности данного предприятия, а так же обеспечения его развития в будущем. Для достижения изложенной выше цели могут использоваться различные инструменты, на выбор которых оказывают непосредственное влияние размеры самого предприятия.
В настоящее время в рамках сложившихся экономических и политических условиях эффективность и устойчивость развития малых предприятий приобрело наибольшую значимость, так как именно в данном секторе экономики создается и оборачивается большая часть национальных ресурсов, что непосредственно является рычагом развития экономики страны в целом. Малые предприятия являются производителями благ и услуг, а так же крупнейшим работодателем. Именно поэтому проблемы создания и развития малых предприятий находятся в центр внимания.
Специфической чертой малых предприятий являются их постоянные проблемы при формировании ресурсов, которые ощущаются как в период становления, так развития и роста.
На сегодняшний момент тема исследования очень актуальна, что обусловлено необходимостью развития малых предприятий для достижения эффективной и стабильной экономики страны в целом.
Целью данного исследования является выявление и рассмотрение основных проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия при формировании финансовых ресурсов. Для достижения поставленной цели в ходе написания работы были осуществлены следующие задачи:
1. Рассмотрение основных видов и источников финансирования малых предприятий;
2. Изучение основных факторов, оказывающих влияние на формирование финансовых ресурсов малых предприятий и их оценка;
3. Рассмотрение проблемы финансирования малых предприятий в условиях ограниченности ресурсов.
В первую очередь для проведения анализа формирования финансовых ресурсов малых предприятий следует провести классификацию возможных видов финансирования малых предприятий, на основании:
1. Условия по предоставлению денежных средств;
2. Возможные источники получения денежных средств;
3. Основные субъекты и способы их финансирования.[2]
В качестве основных источников финансирования малых предприятий выделяют собственные, привлеченные, а так же заемные средства. Самофинансирование включает в себя накопленную прибыль, амортизационные отчисления, резервный фонд и уставный капитал. Привлеченные средства состоят в основном из средств акционеров, учредителей или участников, выпуска и размещения акций. Заемные или иначе кредитные средства представляют собой банковские и коммерческие кредиты, а так же выпуск и размещение облигаций.[1]
Для выявления и изучения основных проблем формирования
финансовых ресурсов малых предприятий необходимо рассмотреть их основные источники финансирования, каждый из которых имеет свои особенности и специфические черты.
Первоначально формирование финансовых ресурсов абсолютно всех видов предприятий происходит в момент их учреждения в качестве формирования уставного капитала, источники которого, в свою очередь, могут иметь различный вид в зависимости от организационно-правовой формы самого предприятия. Так, источниками формирования уставного капитала могут иметь вид паевых взносов, акционерного капитала, долгосрочного кредита, бюджетных средств и так далее. На данном моменте возникает первая проблема - ограниченное число участников и, соответственно, инвестиционных вкладов в виде паев или долей. Следовательно, изначально, на стадии создания малого предприятия у него возникает проблема с собственными финансовыми ресурсами, необходимыми для образования основного и оборотного капитала.[3]
Данная проблема приводит к тому, что малые предприятия снижают возможности по самофинансированию, которое осуществляется через внутренние ресурсы самого предприятия, образующиеся в процессе основной деятельности, и является наименее рисковым для малого предпринимательства. Основным внутренним источником является чистая прибыль, которая распределяется на цели накопления и потребления фирмы.
Из вышесказанного вытекает следующая проблема, заключающаяся в специфической особенности малых предприятий, которые, как правило, ориентируются на текущее получение прибыли без ее дальнейшего накопления, помимо этого в настоящее время очень высокая доля убыточных малых предприятий.
Одной из проблем малых предприятий, так же является значительная изношенность основных фондов, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что малым предприятиям не хватает собственных средств для финансирования своих инвестиционных программ.
К числу специфических особенностей малых предприятий можно отнести недостаточный масштаб деятельности, который не дает малому бизнесу использовать такой источник самофинансирования, как выпуск акций. Поэтому фондовый рынок становится недоступным для большинства малых предприятий, по причине высоких затрат, связанных с необходимостью преобразования предприятия.[5]
Таким образом, малые предприятия имеют множество источников самофинансирования, рациональное использование которых является непременным залогом успеха их деятельности. Следует отметить и то, что значимую роль в этом процессе играет государство, особенно в частности нормативно-правовой базы налогообложения прибыли, амортизационных механизмов, организации участия на рынке ценных бумаг и так далее.
Все вышерассмотренные источники формирования финансовых ресурсов относятся, прежде всего, к собственным источникам, но помимо
них выделяются так же и внешние, такие как лизинг, франчайзинг и кредитование.
Лизинговая форма приобретения имущества является одной из наиболее эффективных способов финансирования малых предприятий в условиях ограниченности собственных ресурсов, применение которой позволяет создать или же значительно расширить бизнес малым предприятиям, так как лизинг позволяет получить оборудование без его единовременной и полной оплаты. Наряду с перечисленными преимуществами, лизинг позволяет использовать ряд налоговых льгот.
Еще одним из внешних источников финансирования является франчайзинг, который в последнее время набирает популярность среди малых предприятий. Данный механизм представляет собой долгосрочное сотрудничество нескольких партнеров, объединяющихся с целью совместного использования товарного знака, отработанной технологии, ноу-хау и других прав интеллектуальной собственности. Использование малыми предприятиями франчайзинга имеет ряд преимуществ:
• Всестороння поддержка и заинтересованность в успехе;
• Использование проверенной, функционирующей концепции и методики ведения бизнеса;
• Известность товарного знака, привлекает клиентов;
• Снижение издержек на рекламу, вследствие известности товарного знака. [4]
Банковское кредитование так же является одним из внешних источников финансовых ресурсов, которое в развитых странах для малых предприятий является основным. Но в нашей стране, вследствие сложившихся условий, в сфере банковского кредитования имеются существенные проблемы препятствующие малому бизнесу в получении кредита, такие как:
• Непрозрачная и недостоверная отчетность;
• Малозначительный масштаб бизнеса;
• Низкое качество бизнес-планов;
• Отсутствие собственных средств и ликвидных активов;
• Несоответствие рентабельности деятельности малых предприятий, процентам по кредиту;
• Сложность и длительность процесса получения кредита.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно
сделать вывод о том, что малые предприятия испытывают недостаток финансовых ресурсов, как при создании бизнеса, так и на различных стадиях в процессе его функционирования.
Использованные источники:
1. Абель,Э., Бернанке Б. Микроэкономика.- СПб.: Питер. — 2015. — 768 с.
2. Ванчухина Л. И.. Финансы: Учебник для вузов/ Л. И. Ванчухина, - М.: ИВЦ: маркетинг, 2014. - 502 с.
3. Кошелева Т.Н. Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития // Сборник научных статей института бизнеса и права г. С.-Петербург. - вып. 9. — 2014. - С. 32-36.
4. Литвинова Ю. Малый бизнес: финансовая адаптация к кризису // Банковское кредитование. - 2015. - № 7. - С. 21-25.
5. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования / В. Буев, А. Шамрай, А. Шестоперов. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. - СПб.: Питер. — вып. 6 — 2014. - С. 45-51
УДК 316.7
Науширванов Ю.Р. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОГО СОВЕЩАНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются общие вопросы и по подготовке и проведению деловых совещаний. Приводится общепринятые классификации совещаний, и даются рекомендации по их проведению.
Ключевые слова: деловое совещание, повестка дня, участники, обсуждения, цели, репутация.
Деловые совещания - это важнейшая форма совместного обсуждения тех или иных производственных, коммерческих, управленческих и иных вопросов на предприятиях и в организациях; способ выработки и принятия управленческих решений. Они играют весьма важную роль в процессе управленческой деятельности, отличаются значительным разнообразием по целям и формам.
Работа по подготовке совещания начинается с определения его цели. Затем намечается повестка дня, определяются состав участников, день, время и место проведения совещания.
Прежде всего, готовится к совещанию сам руководитель. Важна готовность не только самого доклада, но и проектов решений, а также выступлений [1].
Деловое совещание - один из высокоэффективных, но трудоемких методов управления, поэтому необходимо использовать его для рассмотрения самых актуальных вопросов, действительно требующих выработки коллективных решений.
Подготовка совещания. Для того чтобы максимально эффективно использовать время, отведенное на совещание, нужно продумать шаг за шагом его организацию и решить поставленные задачи[3].
Состав участников совещания. Важным вопросом при проведении эффективного совещания является численность его участников. Лучше