Научная статья на тему '"МАЛЫЙ БАМ" В ИСТОРИИ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ'

"МАЛЫЙ БАМ" В ИСТОРИИ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МАЛЫЙ БАМ" / ЮЖНО-ЯКУТСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ / "LITTLE BAIKAL-AMUR MAINLINE" / "SOUTH YAKUTIA INDUSTRIAL COMPLEX" / SOUTH YAKUTIA SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акинин Михаил Александрович

Статья раскрывает роль «Малого БАМа» - северного участка Байкало-Амурской магистрали. Показано, что к 1980-м годам особое значение приобрело освоение обладавшего огромными запасами природных ресурсов Южно-Якутского территориально-производственного комплекса (ЮЯТПК) - составной части Дальневосточного экономического региона. Катализатором развития ЮЯТПК стало подписание в 1974 г. межправительственного протокола с Японией о предоставлении СССР кредитов в размере более 1 млрд. долларов. Почти половина этой суммы (450 млн.) предназначалась для Южно-Якутского угольного месторождения коксующихся углей. При этом основной артерией, питающей ЮЯТПК, должна была стать железная дорога БАМ - Тында - Беркакит (Малый БАМ). Осуществление данного проекта впервые в истории создало условия для перехода от очагового размещения промышленных узлов к комплексному развитию Якутии. Однако развал СССР помешал завершить процесс формирования Южно-Якутского ТПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"LITTLE BAIKAL - AMUR MAINLINE" IN THE HISTORY OF SOUTH YAKUTIA

The article reveals the role of the «Little Baikal-Amur Mainline”- the northern section of the Baikal-Amur Mainline. It is shown that by the 1980s, the development of the South-Yakutsk Territorial Production Complex (YLATPK), which was an integral part of the Far Eastern economic region, which acquired vast reserves of natural resources, acquired particular importance. The catalyst for the development of the SSPC was the signing in 1974 of an intergovernmental protocol with Japan on the provision of loans to the USSR in the amount of more than 1 billion dollars. Almost half of this amount (450 million) was intended for the South Yakut coal field of coking coal. At the same time, the main artery supplying the SSPC was to be the BAM-Tynda-Berkakit (Small BAM) railway. The implementation of this project for the first time in history has created the conditions for the transition from the focal distribution of industrial units to the complex development of Yakutia. However, the collapse of the USSR prevented the completion of the formation of the South Yakut TPK.

Текст научной работы на тему «"МАЛЫЙ БАМ" В ИСТОРИИ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ»

9. Центр документации новейшей истории Краснодарского края. (ЦДНИКК) Ф. Р.-1774-A. Оп. 21. Д. 128. Л.Л. 248-250.

10. ГАКК. Р-1480. Оп. 7. Д. 766. Л.17.

11. Тюрин В. Т. Место и роль сельского хозяйства Краснодарского края в системе территориального разделения труда. - Краснодар, 1978.

12. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. Р-2395. Оп. 6. Д. 4538. Л. 3.

13. Центр документации новейшей истории Ставропольского края (ЦДНИСК). Ф. 1. Оп. 61. Д. 318. Л. 27-28.

14. Материалы VI пленума Ставропольского крайкома КПСС // Ставропольская правда. - 1982. - 11 июля.

15. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 года. - М., 1984. - С 50.

16. О долговременной программе мелиорации, повышении эффективности использования мелиорированных земель в целях устойчивого наращивания продовольственного фонда страны: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 23.10.1984. N 1082 // Правда. - 1984. - 24 октября.

17. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 1860. Оп. 1.Д.4. Л. 210.

References and Sources

1. Bagrov M. N., Kruzhilin I. P. Sel'skohozyajstvennaya melioraciya. - M., 1985. - 271 s.

2. Dzhulaj A.P. Oroshaemoe zemledelie Kubani. - Krasnodar, 1984. - 175 s.

3. Serogodskij N.A. Razvitie melioracii na Kubani i v Krymu v 1960-1980-e gg. // Gosudarstvennaya vlast' i krest'yanstvo v XIX nachale XX veka Sbornik statej. - Kolomna, 2015. - S. 325-330.

4. Narodnoe hozyajstvo Rostovskoj oblasti: Informacionno-analiticheskij obzor.- Rostov n/D. 1988. - S.154.

5. Centr dokumentacii novejshej istorii Rostovskoj oblasti (CDNIRO). F. 9. Op. 84.D. 24. L.L. 7-9

6. Gosudarstvennyj arhiv Rostovskoj oblasti (GARO). F. R-3737. Op. 13.D. 553. L. 4.

7. CDNIRO. F. 9. Op. 84.D.24. L. 9.

8. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya (GAKK). R-1480. Op. 7. D. 805. L. 106.

9. Centr dokumentacii novejshej istorii Krasnodarskogo kraya. (CDNIKK) F. R.-1774-A. Op. 21. D. 128. L.L. 248-250.

10. GAKK. R-1480. Op. 7. D. 766. L.17.

11. Tyurin V.T. Mesto i rol' sel'skogo hozyajstva Krasnodarskogo kraya v sisteme territorial'nogo razdeleniya truda. - Krasnodar, 1978.

12. Gosudarstvennyj arhiv Stavropol'skogo kraya (GASK). F. R-2395. Op. 6. D. 4538. L. 3.

13. Centr dokumentacii novejshej istorii Stavropol'skogo kraya (CDNISK). F. 1. Op. 61. D. 318. L. 27-28.

14. Materialy VI plenuma Stavropol'skogo krajkoma KPSS // Stavropol'skaya pravda. - 1982. - 11 iyulya.

15. Prodovol'stvennaya programma SSSR na period do 1990 goda i mery po ee realizacii. Materialy majskogo Plenuma CK KPSS 1982 goda. - M., 1984. - S 50.

16. O dolgovremennoj programme melioracii, povyshenii ehffektivnosti ispol'zovaniya meliorirovannyh zemel' v celyah ustojchivogo narashchivaniya prodovol'stvennogo fonda strany: Postanovlenie CK KPSS, Sovmina SSSR ot 23.10.1984. N 1082 // Pravda. - 1984. - 24 oktyabrya.

17. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya (GAKK). F. 1860. Op. 1.D.4. L. 210.

СЕРОГОДСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ- доктор исторических наук, профессор Кубанского государственного университета (филиал в г. Славянске-на -Кубани) (serogodskyna@mail.ru) SEROGODSKY, NIKOLAY A. - Doctor of History, Professor, Kuban State University, the branch in Slavyansk-on-Kuban (serogodskyna@mail.ru).

УДК 625.1 (571.56-37)

АКИНИН М.А. «МАЛЫЙ БАМ» В ИСТОРИИ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

Ключевые слова: «Малый БАМ», Южно-Якутский территориально- производственный комплекс, социально-экономическое развитие Южной Якутии.

Статья раскрывает роль «Малого БАМа» - северного участка Байкало-Амурской магистрали. Показано, что к 1980-м годам особое значение приобрело освоение обладавшего огромными запасами природных ресурсов Южно-Якутского территориально-производственного комплекса (ЮЯТПК) - составной части Дальневосточного экономического региона. Катализатором развития ЮЯТПК стало подписание в 1974 г. межправительственного протокола с Японией о предоставлении СССР кредитов в размере более 1 млрд. долларов. Почти половина этой суммы (450 млн.) предназначалась для Южно-Якутского угольного месторождения коксующихся углей. При этом основной артерией, питающей ЮЯТПК, должна была стать железная дорога БАМ - Тында - Беркакит (Малый БАМ). Осуществление данного проекта впервые в истории создало условия для перехода от очагового размещения промышленных узлов к комплексному развитию Якутии. Однако развал СССР помешал завершить процесс формирования Южно-Якутского ТПК.

AKININ, M.A

«LITTLE BAIKAL - AMUR MAINLINE» IN THE HISTORY OF SOUTH YAKUTIA

Keywords: «Little Baikal-Amur Mainline", «South Yakutia industrial complex», South Yakutia socioeconomic development

The article reveals the role of the «Little Baikal-Amur Mainline"- the northern section of the Baikal-Amur Mainline. It is shown that by the 1980s, the development of the South-Yakutsk Territorial Production Complex (YLATPK), which was an integral part of the Far Eastern economic region, which acquired vast reserves of natural resources, acquired particular importance. The catalyst for the development of the SSPC was the signing in 1974 of an intergovernmental protocol with Japan on the provision of loans to the USSR in the amount of more than 1 billion dollars. Almost half of this amount (450 million) was intended for the South Yakut coal field of coking coal. At the same time, the main artery supplying the SSPC was to be the BAM-Tynda-Berkakit (Small BAM) railway. The implementation of this project for the first time in history has created the conditions for the transition from the focal distribution of industrial units to the complex development of Yakutia. However, the collapse of the USSR prevented the completion of the formation of the South Yakut TPK.

В 70-е гг. XX века Якутская АССР превратилась в один из крупнейших экономических районов Севера СССР, специализирующихся на добыче полезных ископаемых, что обеспечило быстрые темпы роста горнодобывающей промышленности. Развитие горнодобывающей отрасли вызвало возникновение в Якутии значительного количества промышленных узлов, образующих территориально-производственные комплексы, различавшиеся по территории, количеству населения, экономическому профилю, природно-климатическим условиям, степени развития непроизводственной сферы и т.д.

К 80-м годам XX века в республике, на базе специализации в общесоюзном разделении труда, а также имеющихся транспортных и экономических связей, сложились локальные территориально-производственные комплексы (ТПК): Центрально-Якутский, Западно-Якутский, Южно-Якутский, Восточная и Северная зоны развития хозяйства. Общим для отмеченных ТПК был очаговый характер освоения территории [1].

В наиболее выгодном положении в это время оказалась Южная Якутия, обладающая огромными запасами разнообразных нетронутых природных ресурсов, освоение которых стало уже жизненной необходимостью. Выгодное сосредоточение полезных ископаемых на сравнительно компактной территории позволяло создать кластер из экономически и технологически связанных между собой предприятий, имеющих общую социальную инфраструктуру.

Формирование Южно-Якутского территориально-производственного комплекса (ЮЯТПК) явилось началом осуществления крупномасштабного проекта комплексного развития производительных сил Якутской АССР, как составной части Дальневосточного экономического региона, что позволяло преодолеть «оазисный» характер хозяйственного освоения Якутии. С помощью крупномасштабной инвестиционной программы в данном случае планировалось создание мощного экономического потенциала на Дальнем Востоке с ярко выраженной внешнеторговой направленностью. Строительство ЮЯТПК основывалось на вложении значительных финансовых и материальных ресурсов с целью достижения больших масштабов производства и превращения Южной Якутии в высокоразвитый промышленный район. Основой многоотраслевого ТПК при этом должен быть стать ЮжноЯкутский угольный комплекс [2, 3, 4].

В декабре 1973 г. Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (ГКЗ СССР) были утверждены показатели, характеризующие запасы угля Нерюнгринского месторождения. Это открывало путь к его промышленному освоению. Особенно важным в данных условиях стало то, что 22 апреля 1974 г. впервые в истории экономических отношений между СССР и Японией был подписан межправительственный протокол о предоставлении СССР экспортно-импортным банком Японии долгосрочных кредитов. Их размеры были весьма внушительными - 1050 млн. долларов. Почти половина этой суммы (450 млн. долл.) должна была быть вложена в разработку Южно-Якутского угольного месторождения, в коксующихся углях которого Япония была чрезвычайно заинтересована

[5]. В том же году было заключено генеральное соглашение между СССР и Японией «О поставках из СССР в Японию южно-якутских углей и о поставках из Японии в СССР оборудования, машин, материалов и других товаров для разработки Южно-Якутского угольного бассейна» [6, с. 125]. Для реализации данного соглашения ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление от 29 апреля 1975 г. № 352 «О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса».

Так начался новый этап в развитии производительных сил Южной Якутии, ознаменовавшийся возведением в южно-якутской тайге нового современного города Нерюнгри со всеми объектами соцкультбыта, и последующими за масштабным строительством крупными социальными преобразованиями в регионе.

Реально этот проект мог воплотиться в жизнь только при развитой транспортной системе и, в первую очередь, после завершения строительства железной дороги. Идея строительства магистрали севернее Транссиба была сформулирована еще на рубеже Х1Х-ХХ веков. Правда, выдвигавшиеся в то время проекты железнодорожного строительства создавались в других экономических условиях и не являясь составной частью комплексного развития производительных сил в условиях планового хозяйства. Одни проекты того времени должны были решать задачи развития отдельных районов Севера. Например, планировалось соединить Сибирскую железную дорогу с золотопромышленными районами Ленского бассейна и судоходной частью Лены; другие проекты были частью планов строительства магистральных железных дорог большого протяжения. Предполагалось, что в перспективе они должны были охватить весь Север Азии или большую ее часть.

В условиях СССР большие надежды в преодолении транспортной изолированности гигантских и во многом еще неосвоенных территорий Сибири и Дальнего Востока возлагались на Байкало-Амурскую магистраль, строительство которой велось с перерывами около 60 лет [7, 8]. В новых условиях именно этот проект был взят за основу радикального обновления транспортной сети региона. 8 июля 1974 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Согласно этому документу, в 1974-1979 гг. планировалось:

- построить железнодорожную линию БАМ - Тында - Беркакит в однопутном исполнении протяженностью 397 км.;

- обеспечить открытие сквозного движения поездов (временную эксплуатацию) по Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в 1982 г. и по железнодорожной линии БАМ - Тында - Беркакит в 1978 г.;

- сдать в постоянную эксплуатацию железнодорожную линию БАМ - Тында -Беркакит в 1979 г.

Учитывая особое значение проекта, работы по его реализации начались одновременно на всем протяжении трассы. В апреле 1974 г. на XVII съезде ВЛКСМ Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. В поселке Тындинском обосновались две организации - Управление «ГлавБАМстрой» (под руководством К.В. Мохортова) и Дирекция строительства БАМа (В.П. Калиничев). Широкомасштабное строительство Байкало-Амурской магистрали развернулось сразу в нескольких направлениях, включая сооружение объектов строительной индустрии, производственной базы и вторых путей Тайшет-Лена, соединительных меридиональных линий БАМ - Тында и Тында - Беркакит. В мае 1975 г. подразделениями «ГлавБАМстроя» были уложены первые километры ветки Тында - Беркакит [9].

Железная дорога должна была стать основной артерией, питающей ЮЯТПК. Однако ее строительство оказалось крайне непростой задачей. Район строительства отличался суровым климатом. Строителей ожидали резкие перепады температуры, высокогорье (дорога пересекала Становой хребет), вечная мерзлота.

В 1975 г. в Южной Якутии сформировались рабочие коллективы: строительно-монтажные поезда № 577 и 578 управления «Бамстройпуть», механизированные колонны №№ 155, 156, 157, 159 треста «Бамстроймеханизация», тоннельный отряд № 16 треста

«Бамтоннель», мостостроительный отряд № 55 треста «Мостострой-10». К осени работали уже 14 подразделений «ГлавБАМстроя». На строительстве «Малого БАМа» трудились сотни членов ВЛКСМ. Здесь находились ударные отряды якутских комсомольцев «Якутский комсомолец» и «Юность Якутии», белорусские комсомольцы, посланцы Кузбасса, Грузии, Украины и т.д.

Со строительством БАМа начался качественно новый этап в развитии геологоразведочных работ в регионе. Министерство геологии СССР сконцентрировало тогда в зоне БАМа ресурсы крупных геологоразведочных и научно-исследовательских организаций страны. В результате, вся территория зоны БАМа была охвачена геологической съемкой масштаба 1:200 000, а почти 40% ее площади изучались в масштабе 1:50 000. В целом, здесь были выполнены значительные объемы крупномасштабных геологических съемок, изучены гидрогеологические и инженерно-геологические условия на больших территориях, разведаны запасы подземных вод для железнодорожных станций и поселков Удоканского ГОКа, Южно-Якутского угольного комплекса и города Нерюнгри. Однако охват территории масштабными геолого-съемочными работами был неравномерным. В частности, ее часть, расположенная в Амурской области, оказалась изученной хуже других [10].

Важнейшим стимулом для развития Южно-Якутского ТПК явилось начало эксплуатации в 1980 году железнодорожной линии Бам - Тында - Беркакит (Малый БАМ), открывшей доступ к природным богатствам Южной Якутии и обеспечившей транспортно-экономические связи этого региона через Транссибирскую магистраль со всеми районами страны.

Предполагалось, что формирование Южно-Якутского ТПК будет проходить в два этапа, и выйдет за рамки XX века [4, с.57].

Первый этап (1976-1985 гг.) включал в себя формирование производственного комплекса по добыче и переработке угля. В составе этого комплекса основными объектами являлись такие крупные предприятия, как Нерюнгринский угольный разрез мощностью 13 млн. тонн угля в год (в том числе 9 млн. тонн высококачественного коксующегося угля), обогатительная фабрика мощностью 9 млн. тонн и первая очередь Нерюнгринской ГРЭС мощностью 630 тыс. кВт. На этом этапе были созданы такие объекты, как железная дорога Бам - Тында - Беркакит - Угольная протяженностью 426 км, ЛЭП Тында - Нерюнгри, комбинат крупнопанельного домостроения. В 1985 году на долю Южно-Якутского ТПК приходилось более 34% общего объема товарной продукции, произведенной в районах, входящих в зону Байкало- Амурской магистрали [11].

Завершение первого этапа изменило характер развития производительных сил Якутской АССР. Впервые в истории Якутии появилась уникальная возможность перехода от очагового размещения промышленных узлов к комплексному освоению природных богатств республики в результате становления единой системы территориально-производственных комплексов.

Второй этап планировался с двенадцатой пятилетки. Наряду с развитием существующих отраслей союзной специализации (угольная, золотодобывающая промышленность), должны были формироваться новые отрасли союзной промышленности (производство апатитового концентрата) и районной специализации (железорудная промышленность, а возможно, и черная металлургии), усилиться комплексность хозяйства путем развития топливно-энергетической базы, укрепиться материальная база строительства, транспорта, ремонтных производств, непроизводственной сферы и т.п..

29 октября 1977 г. железная дорога дошла до станции Беркакит, строительство Малого БАМа завершилось. Честь уложить последнее звено было доверено бойцам отряда «Якутский комсомолец». В этот день был открыт памятник строителям БАМа: на массивном постаменте покоится огромная угольная глыба, сквозь которую проходит профиль рельса.

Всего было уложено около 300 километров железнодорожного полотна, построено 123 моста. Отметим особо строительство самого северного в России тоннеля, построенного в

условиях вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. В итоге, 15 августа 1978 г. рельсы были проложены до строительной площадки Нерюнгринской ГРЭС, а 26 октября 1978 г. железная дорога подошла к г. Нерюнгри, был отправлен первый эшелон угля с Нерюнгринского разреза.

В марте 1985 года Политбюро ЦК КПСС одобрило мероприятия в рамках второго этапа по строительству железнодорожной линии до Якутска в 1985- 1995 годах. В Якутии началась реализация этого проекта. 11 апреля 1985 г. на 16 километре трассы Беркакит -Томмот - Якутск состоялся митинг по поводу начала строительства магистрали к г. Якутску.

Трасса пошла на север. Однако полностью завершить процесс формирования ЮжноЯкутского ТПК не удалось. Этому помешали события второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века, приведшие к развалу страны, в том числе резко возросшие противоречия ведомственных интересов союзных министерств и отсутствие единых органов строительства и управления ТПК, что значительно снизило эффективность работы комплекса.

Но то, что уже было сделано и, в первую очередь, - железная дорога, значительно изменили социально-экономическую ситуацию в Якутии. Строительство Южно-Якутского ТПК и Амуро-Якутской магистрали было существенным этапом процесса освоения зоны Байкало-Амурской магистрали, и внесло значительный вклад в развитие транспортной системы страны. Юг Якутии стал полигоном, на котором прорабатывались разнообразные сценарии развития северных регионов. Здесь был накоплен исключительно ценный опыт. В частности, проектирование и разработка стратегии развития ЮЯУК велась десятками крупнейших научно-исследовательских институтов и других учреждений, имевших разнородное ведомственное подчинение. Для налаживания взаимодействия союзных министерств и ведомств в Южной Якутии рассматривались различные варианты координации их деятельности с учетом опыта создания подобных территориально-производственных комплексов в других регионах страны.

Литература и источники

1. Мельников В.Г. Территориально-хозяйственные комплексы Якутской АССР // Проблемы развития производительных сил Якутской АССР. - Вып. 1. - Якутск, 1969. - С. 54-56.

2. Акинин М.А. История становления Южно-Якутского ТПК // Материалы IV региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. - Нерюнгри, 2003. - С.288-290.

3. Акинин М.А. Строительство Южно-Якутского ТПК в зоне Малого БАМа // Материалы III региональной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. - Нерюнгри, 2003. - С.272-274.

4. Власов В.И., Варшавский Е.А. Проблемы управления процессом формирования Южно-Якутского территориально-производственного комплекса // Известия СО АН СССР. - 1987. - №1. - Вып. 1. - С. 56-64.

5. СтоляровЮ.С. СССР - Япония: валютно-кредитные отношения // Япония. Ежегодник. - 1982. - М., 1983. - С. 191-193.

6. Воробьев С.А. Южно-Якутский ТПК: от идеи до реализации // Нерюнгринский район: история, культура, фольклор. - Якутск: Бичик, 2007. - С.125.

7. АсинЮ. Второй широтный ход // БАМ - дорога созидания. - М., 1983. - С. 7-22.

8. Славин С.В. К истории железнодорожного строительства на севере в дореволюционной России // Летопись Севера. - Т.2. - М., 1957. - С. 196-204.

9. Братчикова Е.В. Малый БАМ: страницы истории // Нерюнгринский район: история, культура, фольклор. -Якутск: Бичик, 2007. - С. 105.

10. Конкурсные материалы на соискание Государственной премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники в номинации: Научно-исследовательские разработки, содействующие повышению эффективности реального сектора экономики «За освоение и развитие Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса». - Нерюнгри, 2005. - С. 8-11.

11. Аргунов И.А. Социальная сфера образа жизни в Якутской АССР. - Якутск, 1988. - С. 107.

References and Sources

1. Mel'nikov V.G. Territorial'no-hozyajstvennye kompleksy YAkutskoj ASSR // Problemy razvitiya proizvoditel'nyh sil YAkutskoj ASSR. - Vyp. 1. - YAkutsk, 1969. - S. 54-56.

2. Akinin M.A. Istoriya stanovleniya YUzhno-YAkutskogo TPK // Materialy IV regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov. - Neryungri, 2003. - S.288-290.

3. Akinin M.A. Stroitel'stvo YUzhno-YAkutskogo TPK v zone Malogo BAMa // Materialy III regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov. - Neryungri, 2003. - S.272-274.

4. Vlasov V.I., Varshavskij E.A. Problemy upravleniya processom formirovaniya YUzhno-YAkutskogo territorial'no-proizvodstvennogo kompleksa // Izvestiya SO AN SSSR. - 1987. - №1. - Vyp. 1. - S. 56-64.

5. Stolyarov YU.S. SSSR - YAponiya: valyutno-kreditnye otnosheniya // YAponiya. Ezhegodnik. - 1982. - M., 1983. - S. 191-193.

6. Vorob'ev S.A. YUzhno-YAkutskij TPK: ot idei do realizacii // Neryungrinskij rajon: istoriya, kul'tura, fol'klor. - YAkutsk: Bichik, 2007. - S.125.

7. Asin YU. Vtoroj shirotnyj hod // BAM - doroga sozidaniya. - M., 1983. - S. 7-22.

8. Slavin S.V. K istorii zheleznodorozhnogo stroitel'stva na severe v dorevolyucionnoj Rossii // Letopis' Severa. - T.2. - M., 1957. -S. 196-204.

9. Bratchikova E.V. Malyj BAM: stranicy istorii // Neryungrinskij rajon: istoriya, kul'tura, fol'klor. - YAkutsk: Bichik, 2007. - S. 105.

10. Konkursnye materialy na soiskanie Gosudarstvennoj premii Pravitel'stva Rossijskoj Federacii v oblasti nauki i tekhniki v nominacii: Nauchno-issledovatel'skie razrabotki, sodejstvuyushchie povysheniyu ehffektivnosti real'nogo sektora ehkonomiki «Za osvoenie i razvitie YUzhno-YAkutskogo territorial'no-promyshlennogo kompleksa». - Neryungri, 2005. - S. 8-11.

11. Argunov I.A. Social'naya sfera obraza zhizni v YAkutskoj ASSR. - YAkutsk, 1988. - S. 107.

АКИНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.

AKININ, MIKHAIL A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Technical Institute (branch) of the «M.K. Ammosov North - Eastern Federal University» in Neryungri (akininm@mail.ru).

УДК 323.2+94

ХАРИТОНОВА Е.Г. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОЛИТИЧЕСКИХ

РЕПРЕССИЯХ В СССР

Ключевые слова: гражданское общество, жертвы политических репрессий, историческая память, российское телевидение, кинематограф.

На основе изучения материалов государственных телевизионных каналов России (Первый канал, Россия-1, Россия-Культура и Россия-24), автор статьи анализирует освещение истории политических репрессий в СССР сталинской эпохи в художественных и документальных кинолентах, а также в телепередачах по тематике политических репрессий, характеризует их влияние на процесс увековечивания памяти жертв репрессивной политики. Показаны основные направления воздействия на массовую аудиторию в постсоветской России, тематическое разнообразие появляющихся материалов. Выделены особенности освещения исследуемой проблематики на различных каналах. Отмечено, что художественные фильмы 1980-2000-х гг. по тематике политических репрессий недостаточно транслировались на важнейших государственных телевизионных каналах.

KHARITONOVA, E.G.

TELEVISION AND CINEMA AS INFORMATIONAL CHANNELS OF FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY ON POLITICAL REPRESSIONS IN THE USSR

Keywords: civil society, victims of political repression, historical memory, Russian television, cinema.

Based on the study of materials of the state television channels of Russia (Channel One, Russia-1, Russia-Culture and Russia-24), the author of the article analyzes the coverage of the history of political repression in the USSR of the Stalin era in feature films and documentaries, as well as television programs on political repression , characterizes its influence on the process of perpetuating the memory of victims of repressive policies. The main directions of influence on the mass audience in post-Soviet Russia, the thematic variety of emerging materials are shown. The features of the illumination of the studied issues on various channels are highlighted. It is noted that feature films 1980-2000-ies. on the subject of political repression, they were not sufficiently broadcast on the most important state television channels.

Наряду с подготовкой и реализацией законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам увековечения памяти жертв политических репрессий, одной из форм коммеморативных практик государства является работа отечественных СМИ. Вместе с развлекательной и организационными функциями, СМИ обладают просветительской и педагогической задачами. Однако в данном контексте нужно учитывать, что с распадом СССР государственная система СМИ претерпевала существенные изменения. В частности, наряду с государственной формой собственности, появились и окрепли СМИ коммерческой и смешанной форм. Анализируя ситуацию с современными государственными телевизионными каналами, мы увидим лишь несколько телеканалов, учредителями которых является государство (см. Таблицу 1). Тем не менее, они принадлежат к числу ведущих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.