Научная статья на тему 'Малые жанры фольклора в народной педагогике'

Малые жанры фольклора в народной педагогике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1830
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малые жанры фольклора в народной педагогике»

Г.Я. Щишмаренкова МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

На современном этапе школа в 5-11 классах работает по литературе по разным программам. Но каждая из них привлекает внимание к произведениям устного народного творчества, к его различным жанрам.

Программа Т.Ф. Курдюмовой ориентирует учителя на изучение былин, русских народных сказок, малых жанров фольклора (пословиц, поговорок, загадок, анекдотов, песен, частушек). Не обходит она вниманием и детский фольклор, и русский народный театр.

Программа А.Ф. Кутузова, по которой сейчас работает большинство школ Челябинской области, тоже не забывает о фольклоре. В ней на первом месте детский фольклор (загадки, считалки, игры, небылицы, сказки). И, наконец, программа под редакцией М.Б. Ладыгина предлагает изучение обрядовой поэзии, детского фольклора, загадок, пословиц и поговорок.

В целом программы во многом перекликаются друг с другом. Отличие заключается в содержании изучаемого материала. Т.Ф. Курдюмова для изучения предлагает былину «На заставе богатырской», «Святогор-богатырь», «Садко» (5 класс). В программе А.Ф. Кутузова былина «Садко» находится,в курсе 7 класса. М.Б. Ладыгин к былинам обращается в 6 классе. Это «Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянино-вич» и, наконец, «Садко». Программа Т.Ф. Курдюмовой называет такую народную сказку, как «Марья Моревна» (5 класс), А.Ф. Кутузов - «Финист -Ясный Сокол», «Жена-доказчица», а М.Б. Ладыгин - «Бой на Калиновом мосту», «Иван-царевич и Серый волк», «Лиса и Козел», «Шесть лебедей».

К фольклору программы возвращаются в каждой параллели. Показательно, что в новые программы включены такие жанры, как народная баллада, народная драма, историческая народная песня и др. Очень важной особенностью всех новых программ является внимание к связи и взаимодействию литературы и фольклора. И это приобретает немаловажное значение, так как фольклорные жанры теснейшим образом связаны с народной педагогикой. В ней можно найти ответы на самые важные вопросы методики преподавания литературы: что изучать? Как изучать? Зачем изучать?

Давно уже доказано, что целью народной педагогики является воспитание гармоничного человека. При этом очень много внимания уделяется стремлению его к самосовершенствованию. Ибо народная педагогика утверждает, что человек формируется не только под влиянием внешних обстоятельств. Идея совершенствования личности заложена в самой природе человека и его деятельности. Разные жанры народного творчества содержат богатый воспитательный материал. В них можно найти женский я мужской идеал, который носит далеко неоднозначный характер, Героиня народных сказок не только умна и красива, но и мастерица, а герой отличается силой, добротой, готовностью отдать жизнь за родную землю, преданностью в

дружбе и в любви, готовностью идти к достижению дели до конца. Таким образом, народ возвеличивает человека, у которого есть чувство собственного и национального достоинства, на которого во всем можно положиться.

Показательно, что народ не только рисует в своих произведениях идеал человека, но и определяет пути достижения его. Всегда особенно высоко ценился ум. Это подтверждают и имена, даваемые детям, как надежда на лучшее будущее (Вера, Надежда, София, Остромысл, Любомир, Владимир, Любомудр и др.). Среди народных заповедей, каким должен быть человек, как наиболее сильное выступает единство слова и дела.

Каждый из жанров устного народного творчества направлен на формирование, воспитание определенных качеств человека. Так, сказки служили умственному, нравственному и эстетическому воспитанию. Логически мыслить учили пословицы и песни, однако и они были направлены на эстетическое и нравственное воспитание. Загадки приучали детей к анализу явлений, всесторонней их характеристике и одновременно призывали к совершенствованию личности. Особое место в системе воспитания занимали праздники, где сразу было все - и песни, и загадки, и сказки. Игра в народе воспринималась как сказка в действии.

Если отдельно обратиться к жанрам, то главная цель пословиц -нравственное воспитание, а в песнях на первый план выдвигается - эстетическое. На интересный факт указывает Г.Н. Волков: народ позаботился о том, какой из жанров должен более воздействовать на тот или иной возраст, например, загадки более нужны детям, а пословицы - и детям, и взрослым.

В педагогике всех народов главное место отводилось труду, деятельности человека, природе. Придавалось большое значение и действу, связанному с традициями, обрядами, праздниками. Идеал личности создавался коллективными усилиями народа,

Рассмотрим жанр пословицы более подробно с точки зрения воспитательной функции. Пословица - это меткое образное изречение народного характера, которое дает оценку разным жизненным явлениям. Когда бы пословица ни была создана, она применительна к любому времени, потому что выражает коллективное мнение народа. Она легко запоминается, это усиливает ее воспитательное значение, ибо легко приходит на ум человеку в любых жизненных обстоятельствах, дает оценку положительных и отрицательных хсачеств. Например: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» (осуждается жадность). «Отзвонил - и с колокольни долой» (равнодушие к делу), «Голь на выдумки хитра» (приветствуется изобретатель" ность). «На вкус и цвет товарищей нет» (положительная оценка индивидуальности).

Разнообразна тематика пословиц, В них идет речь о поведении человека в жизни: «Не боги горшки обжигают», «Хлсб-соль ешь. а правду режь», «Риск - благородное дело»; о его взаимоотношениях с народом: «На миру и смерть красна», «Гора с горой не сходится, а человек сойдется», «Семеро одного не ждут»; о его отношении к Родине, труду, родителям, родным, дружбе

и т.д.: «Родимая сторона - мать, чужая - мачеха», «Где сосна взросла, там она и красна», «Друзья познаются в беде», «Не в службу, а в дружбу», «Не ияей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух» и др. В то же время пословицы содержат житейские советы, выступают как наставление: «Жизнь прожить - не поле перейти», «Чем дальше в лес, тем больше дров», «Не все золото, что блестит».

Особенно интересны пословицы, на темы воспитания: «Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить». В них высоко оценивается роль родителей, семьи. «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, когда в семье лад», «От яблони - яблочко, а от ели - шишка», «По матери - дочка, по отцу - сынок». Однако не сбрасываются со счета и личная ответственность человека за то, каким он будет: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Давши слово, держись, а не давши, крепись», «Волков бояться - в лес не ходить».

Пословицы заостряют внимание на условиях, которые подчеркивают воспитание положительных черт в человеке или ведут к отрицательным последствиям. «У страха глаза велики» - предупреждает, что не надо пугать человека, ибо в состоянии страха опасность преувеличивают и иногда видят ее там, где ее нет. «Поспешишь - людей насмешишь» - дает совет, что надо учить человека не торопиться, все как следует обдумать, чтобы не допустить промаха. «Риск - благородное дело» - ориентирует на то, что он не должен бояться браться за рискованные дела. «Смелость города берет» - обращает внимание на сильных, решительных людей, которые побеждают в любом деле и др. Как видно из сказанного, пословицы называют качества совершенного человека и тем самым определяют цель воспитания.

Не менее интересны пословицы, которые констатируют результаты воспитания. «Укатали Сивку крутые горки», т.е. тяжелые условия жизни утомили человека, сделали его слабым, неспособным противостоять трудностям. «У семи нянек дитя без глазу» - если несколько человек отвечают за дело, то каждый надеется на другого, а дело от этого страдает. «Пуганая ворона куста боится» - пословица доказывает, что напуганность не проходит даром. Человек начинает бояться даже того, что не таит в себе опасности.

Таким образом, можно утверждать непреходящую ценность пословиц в воспитании и самовоспитании человека, ибо каждая из них содержит огромный потенциал, представляющий ценнейшее средство воздействия на личность подростка.

Особую ценность в русском фольклоре приобретают пословицы о труде, о воспитании трудолюбия как одного из ведущих качеств совершенной личности. Труд, как утверждает народ, приносит не только материальное благополучие., но и моральное удовлетворение. Он определяет ценнейшие нравственные качества в личности человека. Поэтому пословицы учат подрастающее поколение видеть значимость самого труда и людей труда. «На чужой каравай рот не разевай» (предостережение, что только добытое своим трудом на пользу человеку), «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (тоже пре-

дупреждение, что любое дело нужно осмыслить как следует). «Терпение и труд все перетрут» (утешение, если что-то фазу не получается).

Лень почти всегда осуждается в пословицах как неприемлемое качество. «Под лежачий камень вода не течет», «Делу - время, потехе - час», «Люби кататься - люби и саночки возить», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Взялся за гуж, не говори, что не дюж» и т.д. Большинство пословиц обращают внимание на необходимость уважения к тем, кто трудится, у кого богатый жизненный опыт, кто мастер своего дела: «И швец, и жнец, и на дуде игрец», «Старый конь борозды не портит», «Депо мастера боится», «За битого двух небитых дают», «Старого воробья на мякине не проведешь» и т.д. Речь в пословицах идет не только о физическом, но и об умственном труде, который так же почетен; «Век живи, век учись», «Ученье - свет, неученье - тьма», «Ум хорошо, а два лучше», «Кто хочет много знать, тому мало надо спать», «Чему учился, тому и пригодился», «Знай больше, а говори меньше» и др.

Пословицы о труде помогают прививать подрастающему поколению трудовые навыки, умения. «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Глаза боятся, а руки делают», «Терпенье и труд все перетрут», «Не место красит человека, а человек место», «Без дела жить - только небо коптить», «Как потрудимся, то и поедим», «Горька работа, да хлеб сладок» и др.

Немало пословиц, в которых дается наставление, что, когда и как полезно делать. Они имеют прямое отношение к различным «частным» видам труда: «Ячмень сей в пыль, пшеницу в грязь», «Только огонь делает железо мягким», «Что посеешь, то пожнешь», «Каши маслом не испортишь», «Клин вышибают клином». В них важен не частный, а общечеловеческий смысл.

В труде и в быту, по мнению народа, важна взаимовыручка и поддержка. Эта мысль особенно ярко выражена в русских пословицах: «Один за всех, все за одного» (взаимная поддержка в работе и быту), «В тесноте, да не в обиде», «Не с деньгами жить, а с добрыми людьми», «С миру по нитке -голому рубаха», «Свои люди - сочтемся» и др. Эти и другие пословицы подтверждают, что взаимная поддержка - один из основных принципов народной жизни.

В речи, как правило, человек употребляет одну пословицу, но если нужно привлечь внимание к какой-то мысли, то и несколько пословиц кряду, ибо наблюдается склонность одну пословицу уточнять другой,

Педагогические идеи представлены в пословицах в различных формах. Это может быть совет, предсказание, житейское правило, фрагмент теории и т.д. Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи друг с другом, взаимные дополнения разъяснения, комментарии и т.д.

Возникает вопрос, какие пословицы следует использовать в работе с детьми и как это сделать? Г.Н. Волков1 считает, что в восшггательном процессе можно и нужно использовать пословицы на следующие темы: «Родина - чужбина», «Русь - Родина» «Молодость - старость», «Семья - родня»,

«Здоровье - хворь» «Ученье - наука», «Ум - глупость», «Правда - кривда», «Добро - зло», «Работа - праздность», «Честь - почет» и др. Но у Г.Н, Волкова речь идет о воспитательном процессе в целом.

Что касается уроков по существующим программам, то темы не конкретизируется, учитель свободен в выборе материала.

В программе Т.Ф. Курдюмовой привлекается внимание к богатству и разнообразию тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и текст художественного произведения. Программа ориентирует учителя показать отличие пословиц и поговорок, установить их связь с другими жанрами фольклора и показать процесс постоянного обогащения речи пословицами и поговорками. Программа А.Ф. Кутузова не уделяет внимания этому малому жанру фольклора, а программа М.Б. Ладыгина ориентирует только на общие сведения о загадках, пословицах, поговорках.

Как же можно построить урок, чтобы он по содержанию и методам отвечал требованиям современных программ? Если с пословиц начинаем знакомство с фольклором, то на первом этапе очень важно вспомнить, что такое фольклор, дать возможность школьникам высказать, что такое для них фольклор, и подвести к выводу: фольклор - устное народное творчество, которое впитало в себя мудрость, знания, опыт бесчисленных поколений народа. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки и т.д.

На следующем этапе важно выявить, какие пословицы известны школьникам. И только после этого обратиться к одной из них, чтобы углубить представление. Можно, к примеру, взять пословицу «Семь раз примерь и один раз отрежь». Познавательная деятельность школьников организуется по вопросам: Как вы понимаете смысл этой пословицы? Можно ли ее применить к людям разных профессий?

На этом этапе урока школьники подводятся примерно к следующему выводу: пословица имеет и прямой и переносный смысл (т.е. относится к тому лицу, о котором говорится, и может быть отнесена к любому другому человеку). И еще: пословица учит, как нужно поступить и, наоборот, как не надо. Вывод дает возможность подвести учащихся к мыслям народа о труде и его значении в жизни человека. Для этого учитель (на доске или на плакатах) заранее готовит несколько пословиц о труде и предлагает учащимся их выразительно прочесть и определить смысл. Например, можно привлечь внимание учащихся к следующим пословицам: Делу - время, потехе - час. Без труда не вытащишь рыбку го пруда. Лежебоке и солнце не впору всходит. После определения смысла (прямого и переносного) школьники должны привести пословицы о труде, которые они понимают и знают. Все это помогает пятиклассникам убедиться в том, что каждый должен трудиться добросовестно. Тех, кто умеет трудиться, народ уважает, а лентяев презирает, смеется над ними.

Следующий этап урока зависит от замысла учителя и времени, которое он отводит на изучение данной темы. Школьники могут назвать любые пословицы и определить их тематику, прямой и переносный смысл, при этом

учитель акцентирует внимание на тех качествах человека, которые он стремится сформировать у своих школьников. Однако, есть необходимость организовать работу не только над содержанием, но и над формой пословиц. Можно предложить подумать, почему пословицы быстро и легко запоминаются. Размышления должны убедить учащихся, что по складу речи пословицы похожи на короткие стихотворения, которые чаще всего состоят из двух предложений и потому запомнить их легко.

Освоение пословиц дает возможность сопоставить их с поговорками. В чем-то они схожи, в чем-то - отличны. Школьники могут сами найти это сходство и отличие. Для сопоставления можно предложить пословицу и поговорку о труде (все зависит от тематики, на которой акцентируется внимание):

У лентяя закон простой: работай час, полсмены лов;

Работает «спустя рукава». Учащиеся, размышляя над предложенным материалом, могут обнаружить, что пословица и поговорка сходны по смыслу, но по построению отличаются: поговорка короче, чем пословица. Завершается работа определением, что такое поговорка.

Поговорка - меткое народное выражение, лаконичное по форме, острое по мысли и наблюдательности, чаще всего с юмористическим или сатирическим оттенком. Целый ряд поговорок стихотворного происхождения. После того как дано определение, школьникам можно предложить для размышления такую пословицу: «Пословица ~ ягодка, поговорка - цветочек». Рассуждая, учащиеся должны придти к выводу, что пословица - законченное суждение, а потому мудрее, образнее, бьет не в бровь, а в глаз.

Завершить урок можно обобщающими вопросами (Что называется устным народным творчеством? Что такое пословица? Что такое поговорка? Каковы их особенности? Чему учит народ пословицами и поговорками?) и творческой работой. Это может быть рисунок, к которому необходимо подобрать поговорку или пословицу, письменное, словесное рисование с тем же заданием или ситуация (излагается письменно), к которой можно применить ту или иную пословиц}' и поговорку.

Работу над этими жанрами устного народного творчества можно продолжить на уроках по изучению художественных произведений, в которых пословицы и поговорки играют важную роль и служат не только постижению авторской позиции, но обогащают школьников мудрыми мыслями народа, содействуя формированию личности подростка.

Например, в своем романе «Отцы и дети» И.С, Тургенев вводит в речь Базарова много пословиц и поговорок, Базаров говорит Павлу Петровичу: «Обсудивши мое предложение, вы убедитесь, что оно исполнено здравого смысла и простоты. Шила в мешке не утаишь, а Петра я берусь приготовить надлежащим образом».

Пословицей Базаров очень кратко выражает, что, сколько ни пытайся скрыть то, что между ними происходит, ничего нельзя сделать. Сам факт это обнаруживает. Умирающий Базаров обращается к Одинцовой:

«- Меня вы забудете... Мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, такого человека Россия теряет... Это чепуха... Но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... Вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Именно в пословицах открывается истинное отношение Базарова к своим родителям. Пословица в адрес отца - яркое свидетельство понимания Базаровым, как важно для старика осознание, что его сын значительное лицо в история России. Но сам Базаров к этой мысли Василия Ивановича относится снисходительно, считая, возможно, всю свою деятельность не заслуживающей внимания. Не случайно он перед этим произносит слова: «Нет, я не нужен России...». Пословица в устах Базарова лишний раз подтверждает трагичность главного героя романа, о котором И.С. Тургенев сказал: «Базаровы пришли, но не пришло их время». Выражение «днем с огнем не сыскать» говорит о том, как ценит Базаров своих родителей, как понимает, насколько они душевны и человечны, насколько они уникальны по глубине своих чувств и переживаний.

Таким образом, пословицами в устах Базарова, автор убеждает, что он - сын своего народа, вобравший в себя его мудрость. Базаров выступает защитником русского языка. Так автор выражает свою симпатию к Базарову. Если в языке представителя народа есть честность, простота, свобода и сила, значит, есть они и в народе - так можно понять И.С.Тургенева.

Пословицами и поговорками наполнена поэма H.A. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и многие другие произведения писателей не только XIX, но и XX столетия. И обращение к этим малым жанрам устного народного творчества дает возможность обогатить читателя мудростью народа; содействовать формированию высоко нравственной личности.

В работе с пословицами учащиеся облекают этот малый жанр фольклора личностным смыслом, потому что учитель вольно или невольно строит их изучение, обращаясь к личному их восприятию, организуя их активную познавательную деятельность и, в конечном итоге, выводя на творческий уровень. В результате школьники воспринимают коллективную мудрость народа, оказывающую сильнейшее воздействие на весь воспитательный процесс в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия. 1999.

2. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. М.: Дрофа. 2000.

3. Русские пословицы. Поговорки и крылатые выражения. М.: Русский язык. 1983.

4. Лингвистический словарь / Под ред. Е.М. Верещагина и В.Г Костомарова. М.: Русский язык, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.