Научная статья на тему 'Малые радости и большие огорчения сборной команды России на XXI Олимпийских играх в Ванкувере. Анализ выступлений. Проблемы и перспективы'

Малые радости и большие огорчения сборной команды России на XXI Олимпийских играх в Ванкувере. Анализ выступлений. Проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / СПОРТСМЕНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / OLYMPIC GAMES / SPORTSMEN / AN ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев А. П., Романов Ю. Н., Эрлих В. В., Потапов В. Н.

Неудачные выступления российских спортсменов на Олимпийских играх в Ванкувере вызвали необходимость глубокого анализа состояния проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small pleasures and the big afflictions of a national team of Russia on XXI Olympic games in Vancouver

The analysis of performances. Problems and prospects. Unsuccessful performances of the Russian sportsmen on Olympic games in Vancouver has caused of the deep analysis of a condition of a problem.

Текст научной работы на тему «Малые радости и большие огорчения сборной команды России на XXI Олимпийских играх в Ванкувере. Анализ выступлений. Проблемы и перспективы»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 796.032.2“324”(711.2)+796.078

МАЛЫЕ РАДОСТИ И БОЛЬШИЕ ОГОРЧЕНИЯ СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ НА XXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ В ВАНКУВЕРЕ. АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.П. Исаев, Ю.Н. Романов, В.В. Эрлих, В.Н. Потапов*

ЮУрГУ, г. Челябинск, *ТГУ, г. Тюмень

Неудачные выступления российских спортсменов на Олимпийских играх в Ванкувере вызвали необходимость глубокого анализа состояния проблемы.

Ключевые слова: Олимпийские игры, спортсмены, экономический кризис.

Древние олимпийские игры (ОИ) устраивались 383 года и прекратили свое существование по ряду причин, в том числе в связи со сменой экономической организации социума. Современные ОИ, просуществовав 114 лет, активно преодолевают ступени «каскада»: бизнес - деньги - капитал - кризис [1]. В 2010 г. 5500 представителей из 82 стран мира приняли участие в молодежном спортивном форуме, и потому анализ прошедших Олимпийских игр несомненно важен. Коммерческая сторона спортивной деятельности на ОИ существовала

2,5 тысячи лет назад, в современном спорте ее проявление при президенте МОК Х.А. Самаранча приобрело размах глобализации.

Провальное выступление сборной РФ отражает состояние социума, возникшее в связи с «перестройкой», развалом стройной системы детско-юношеского спорта, приходом к управлению этой отраслью (физическая культура и спорт) не способных к глобальной управленческой деятельности руководителей спорта и частой их сменой. Появляются суждения о перемене ориентиров в системе спортсмен - тренер. При этом не упоминаются профессионалы медико-биологического и психофизиологического профиля, от которых в конечном счете зависит успех на соревнованиях. Необходима творческая оценка происходящего, концептуально-программный подход на четырехлетие. Извечно российские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» скоро уйдут в историю событий. Надо полагать, что из состава сборной уйдут за эти годы «возрастные» лидеры и новое поколение олимпийского резерва займет их место. Сегодня им 19-20 лет. Гостренеры в отдельных видах спорта сетуют на отсутствие резерва, так что иллюзии о рекордных выступлениях на Лондонской и Сочинской олимпиадах не состоятельны. Утешение может принести Универсиада в Казани, но и студенческий спорт также требует модернизации.

Занятые призовые места на ОИ в Ванкувере участвующих стран представлены в таблице.

Как видно из таблицы, Канада по золотым медалям вышла на 1-е место. Это не рекорд, так как программа современных ОИ увеличилась на 15 видов по сравнению с играми, в которых сборная СССР и Норвегии завоевывали по 13 золотых медалей. Прозвучавшее в канадской прессе сообщение о рекорде ОИ некорректно. По сумме всех медалей США вышли на 1-е место, ФРГ - 2-е, Канада - 3-е место, РФ - 6-е место.

Страны, получившие зачетные очки, но не завоевавшие медали на Олимпийских играх - 2010: Армения, Багамские острова, Бельгия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Гана, Гонконг, Грузия, Дания, Израиль, Индия, Иран, Испания, Каймановы острова, Киргизия, КНДР, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Молдавия, Монако, Монголия, Новая Зеландия, Румыния, Сенегал, Турция, Украина, Ямайка.

Положительным итогом XXI Олимпийских игр в Ванкувере является расширение географии участвующих стран и стран, завоевавших медали. Для ряда южных стран участие в зимней олимпиаде уже является достижением.

История ОИ, согласно ключевым положениям этого мирового движения, свидетельствует, что оно направлено на сохранение Мира. Коммерциализация расшатала этот социально значимый механизм. Политические причины привели к временному расколу этого глобального процесса в 80-х годах прошлого века. Советские спортсмены успешно выступали в Белых Олимпиадах с 1956 года.

Результаты неудачного выступления национальной сборной в ряде видов спорта позволяют видеть ключевые проблемы, связанные с пришедшими к руководству не вполне компетентными людьми, с системой организации управления, отбора, подготовки и восстановления спортсменов, и глубинные эндогенные механизмы, свя-

Итоги участия стран, завоевавших медали на Олимпийских играх - 2010, и занятые места стран-учаетниц

Занятое место Страна Медаль Итого

зол. сер. бронз.

1 Канада 14 7 5 26

2 Г ермания 10 12 7 29

3 США 9 15 13 37

4 Норвегия 8 8 6 22

5 Южная Корея 6 6 2 14

6 Китай 5 2 4 И

7 Швеция 5 2 2 9

8 Швейцария 5 0 3 8

9 Австрия 4 7 6 17

10 Нидерланды 4 1 5 10

11 Россия 3 5 7 15

12 Франция 2 3 6 11

13 Австралия 2 1 0 3

14 Чехия 2 0 4 6

15 Польша 1 3 2 6

16 Италия 1 1 3 5

17 Беларусь 1 1 1 3

18 Словакия 1 1 0 2

19 В еликобритания 1 0 0 1

20 Япония 0 3 2 5

21 Словения 0 2 1 3

22 Хорватия 0 2 1 3

23 Латвия 0 2 0 2

24 Финляндия 0 1 4 5

25 Казахстан 0 1 0 1

26 Эстония 0 1 0 1

занные с тонкостями подведения спортсменов к социально значимым соревнованиям, моделированию и программированию спортивной подготовки в широком значении. Олимпиада выявила массу проблем.

Анализ неутешительных итогов Белой олимпиады позволяет выявить причины столь неудачного выступления сборной РФ:

-выдвижение непрофессионалов на руководящие должности;

- отсутствие концепции и программ в системе спорта олимпийского резерва;

-кризис и частая смена кадрового руководящего потенциала физической культуры и спорта;

- управленческие ошибки в распределении финансовых ресурсов в спорте олимпийского резерва и высших достижений;

- явное отставание методики подготовки спортсменов классических, циклических, дистанционных видов спорта, выразившееся в невозможности сохранять высокие скорости в условиях прерывистой гипоксии;

- нецелесообразность участия в ОИ спортсменов, не обладающих современным уровнем мастерства (керлинг, скейтборд, ски-кросс);

- неумение подводить спортсменов к главному старту четырехлетия, а также выводить из нагрузок до оптимального уровня.

Возможные пути устранения недостатков, выявленных на Олимпиаде:

-разработка и изготовление индивидуальномодельных гипоксических камер для формирования организма спортсмена с учетом предыдущей экологической ниши;

- отработка оптимальных подготовок и ведение стрельбы в условиях соревновательного напряжения в видах: спринт, индивидуальная гонка, масстарт, эстафета;

- отработка пространственно-временных характеристик и игровых взаимодействий в условиях моделирования звеньев атаки и защиты;

- создание материально-технической базы, адекватной психофизиологическим возможностям, и формирование команд, состава тренеров и КНГ в сноуборде, фристайле, ски-кроссе, горнолыжном спорте, прыжках на лыжах;

-приглашение иностранных тренеров из ведущих горнолыжных держав мира, а также по сноуборду, керлингу, фристайлу, могулу для работы с российскими спортсменами;

- возвращение плеяды российских тренеров для работы в ЦОП РФ и национальной сборной по фигурному катанию;

- обеспечение достаточной заработной платой тренеров детско-юношеских спортивных школ и групп ОФП;

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

- совершенствование современных специальных технологий восстановления, реабилитации и питания;

- применение анаэробных двигательных действий со скоростью, превышающей соревновательную (на отрезках дистанций) с целью развития специальной выносливости на этапе непосредственной подготовки к главным состязаниям макроцикла;

- усиление действий руководства государства и спонсоров, направленных на развитие массового спорта, - главная задача оздоровления нации и поиска резервов для элитного спорта;

- модернизация структур, обеспечивающих спорт;

-профессионализация знаний о резервах и референтных границах человеческого организма в спорте высших достижений;

- реальное изучение индивидуальных биоритмов организма человека;

-разработка новых технологий восстановления, реабилитации, питания в турнирах на этапе подготовки;

- развитие специальной выносливости, позволяющей выдерживать высокий темп в течение 60 минут игры у хоккеистов;

-написание на конкурсной основе научнометодически обоснованных пособий и доведение их до тренерского корпуса разного уровня;

- обязательное осуществление различных видов диагностирующего контроля в процессе отдельных занятий, турниров, микро- и мезоциклов подготовки;

-изучение индивидуальной скорости акклиматизации спортсменов к новым условиям (среднегорье, погодно-климатические, биоритмологические, психофизиологические, иммунологические);

-изменение системы оценки в подростковом спорте, направленной на высшую спортивную результативность, связанную с оплатой тренерского корпуса;

-продвижение в программу ОИ хоккея с мячом, имеющего традиции в РФ, Швеции, Финляндии, Норвегии, Канаде, США и республиках бывшего СССР (Казахстан, Беларусь);

-начисление заработной платы чиновникам ОК РФ и управлений по видам спорта, министерства спорта исходя из результатов ОИ и чемпионатов Мира.

Например, президент ОК РФ прогнозировал на XXI играх Олимпиады в Ванкувере 30 медалей, из них 10 золотых, а в реалиях получилось всего 15, из которых 3 золотых, и 11-е место в неофициальном командном зачете. Отсюда следует вывод о неэффективной работе системы спорта высших достижений, а за плохую работу не должно быть высокой зарплаты. Вследствие этого чиновники будут заинтересованы включать в состав делегаций не чиновников, семьи бизнесменов, артистов,

а молодых тренеров, спортивных врачей, ученых, массажистов, от которых зависят будущие успехи, а не конъюнктурный выбор лиц, не относящихся к спорту или не играющих роли в прогрессе спорта. Просчеты видны в работе чиновников и главных тренеров, проводящих отбор в сборные. Встает вопрос о том, зачем они уничтожают спорт? Этот непрофессионализм пугает специалистов физической культуры и спорта. Коммерциализация олимпийского движения разрушает его, а руководители ОК РФ ускоряют этот процесс. Создание нормальных условий и прогноз успешности в спорте Кузьминой, Хрусталевой, Домрачевой, Бабикова, Ботвинова и других остановили бы их от выступлений за другие страны. Самым печальным является то, что на региональные российские соревнования подростки едут за счет родителей, которые составляют мало- и среднеобеспечиваемую часть социума в большинстве видов спорта. Известно, что подростки - будущее нашего спорта, а вследствие такого отношения государства к подросткам и тренерам расширяется пропасть между юношеским спортом и спортом высоких и высших достижений. Культура современных спонсоров привлекает элитный рекламный спорт. Однако в подростковом спорте важна благотворительность, а этого почти нет в отечественной практике.

Приобретает актуальность проблема акклиматизации к ритмологически новым условиям. Это определение индивидуальных сроков акклиматизации, временные характеристики приезда и адаптации к соревнованиям. Так, биатлонисты акклиматизировались лишь через две недели пребывания в Ванкувере. Это положение подтверждают успехи Устюгова Е. (золотая медаль) и Зайцевой

О. (серебряная медаль). Различны сроки акклиматизации в спринтерских и стайерских дистанциях. На этом фоне готовность спортсменов занимает второстепенное значение. Возникает проблема сроков индивидуальной акклиматизации, требующая разрешения. Низкое среднегорье, высокая влажность, относительно высокая температура воздуха требуют анализа в связи с интерференцией сим-ватных данных в условиях Сочи и соответствующих коррекций подготовки.

От таких данных, как скорость вхождения в спортивную форму, скорость восстановления после нагрузок, смена географического пояса, климатических и экологических условий, зависит психофизиологическое и функциональное состояние, нейро-моторная готовность, иммунологическая реактивность и резистентность и в конечном итоге спортивная результативность.

Российские тренеры обогатили мировое фигурное катание величайшей техникой, национальными колоритами, хореографическими компонентами, целостностью артистического исполнения. Канадский хоккей научил россиян играть более жестко на ограниченном пространстве, с высокой

устойчивостью, особенно вратарей. Наблюдается явное превосходство вратарей над игроками атаки, в особенности в последнее десятилетие. Советская школа хоккея обогатила тактикой командной игры канадский хоккей. Но на XXI Олимпийских играх наблюдалась явно низкая мотивация на победу у хоккеистов сборной РФ,

Необходимо отметить выдающиеся успехи на ОИ биатлонистов: Устюгова, Черезова, Чудова, Шипулина, Зайцевой, Баталий, Медведцевой, Слепцовой (эстафетной команды), конькобежца Скоб-рева, фигуриста Плющенко, танцевального дуэта в фигурном катании Домниной и Шабалина, в сноуборде (слаломе) - Илюхиной, Зубкова и Воеводы в бобслее, Третьякова в скелетоне, Крюкова и Пан-жинского в лыжном спринте, в командной гонке лыжниц (Хазовой, Коростылевой) и лыжников (Петухова, Мори лова).

Награды президента РФ получили 29 чемпионов и призеров ОИ, из них: 13 орденов и 16 медалей. История спорта в СССР выдвинула плеяду выдающихся менеджеров: С.П. Павлова, М.В. Гра-мова, В.Г. Смирнова и др., а также тренеров:

A.В. Тарасова, В.И. Каменского, А.И. Чернышева,

B.В. Тихонова, А.В. Петрова, Р. Кныша, А.В. Рас-тороцкого, Д.Г. Миндиашвили, Н. Карполя и многих других, подготовивших Олимпийских чемпионов и призеров олимпиад.

Однако регресс социума привел к катастрофическим результатам вследствие ошибок в национальной методике подготовки, определения сроков акклиматизации у традиционных лыжниц и лыжников-гонщиков, конькобежек и конькобежцев (И. Скобрев тренируется по итальянским методикам). Здесь необходимо учитывать системные факторы и проблемы индивидуализации, интегральной подготовки, в том числе восстановления. Следует сказать и о системе отбора по перспективности и в сборные команды. Необходим отбор в сборные с чистого листа, без учета прежних заслуг возрастных спортсменок.

Отсутствие должной спортивной базы в регионах РФ в горнолыжном спорте, прыжках с трамплина и тренеров современного уровня, должного научно-методического оснащения, разработки систем восстановления является препятствием к выходу на международный уровень. Проблема шортрека также многогранна, начиная с отбора, методов тренировки с учетом российского менталитета, восстановления, реабилитации.

Конкуренция в фигурном катании существенно возросла по ряду известных причин. Миграция тренеров в десятки стран мира из СССР и РФ, недостаток крытых стадионов в территориях РФ не позволяют на равных соревноваться со спортсменами Канады, США, Японии, Китая и ряда европейских стран. Провал в хоккее можно объяснить психофизиологическими, социальными факторами, в том числе мотивацией игроков, которая была ниже, чем у канадцев, американцев, словаков и

финнов. К сожалению, оказалось, что тренеры по конькобежному спорту, лыжным гонкам (кроме спринта), руководящие сборной, не способны готовить спортсменов занять места в десятке лучших спортсменов мира. Несколько слов о делегации РФ, аккредитованной на играх Олимпиады в Ванкувере.

Делегация РФ включала 400 артистов и значительное количество аккредитованных «болельщиков» спорта. Возникает правомерный вопрос: на ОИ спортсмены приезжают веселиться или соревноваться? В период глобального экономического кризиса так уж ли важно членам правительства две недели находиться на ОИ. Разве имидж спортивной России создается концертами, приемами в русском доме?

Пиры в русском доме еще раз подчеркнули дифференциацию и разложение социума, уровень нашей культуры.

Нами [3] по итогам летней олимпиады в Пекине (2008) разработаны конкретные предложения по оптимизации управления в физической культуре. Однако спортивные чиновники не вникают в предложения заслуженных тренеров и деятелей спортивной науки [4].

Социальный кризис, требования максимизации в процессе подготовки и подведения спортсменов высшей квалификации к социально значимым соревнованиям, начиная с олимпийского резерва, приводят к негативным результатам. В конечном итоге разрушается здоровье спортсмена, расходуется нерационально человеческий потенциал. Это, в первую очередь, касается спортсменов олимпийского резерва. Недостаточность знаний о резервах организма человека, современных методов тренировки, восстановления, реабилитации, акклиматизации, подведения спортсменов к главным состязаниям не позволяет добиваться высоких результатов на ОИ.

Требует модернизации система физкультурного образования [2]. Явный вектор в сторону сомнительных педагогических дисциплин не позволяет углубить знания о методах подготовки, восстановления, реабилитации и подведения спортсменов к главным стартам. Наука о спорте всегда была сильна методическим, медико-биологическим, научно-методическим обеспечением. Учебный план вузов физической культуры не отвечает требованиям времени в связи с повышенным воспроизводством кандидатов и докторов педагогических наук и выходящих из этой среды чиновников, создающих учебные планы. Образование строится в пользу последних, в ущерб подготовки профильных специалистов. При подведении итогов провального выступления министр спорта В.Л. Мутко подписал себе приговор, заявив, что выиграем Лондонскую олимпиаду 2012 года. Реальные возможности (прогнозы) свидетельствуют о командной борьбе за 3-е, 4-е место. Это статус-кво, а министр слабо ориентирован в мировой спортивной

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

табели о рангах стран. Неправомерный, неконтролируемый расход огромных средств налогоплательщиков на подготовку к ОИ (2006-2010 гг. -

3,5 млрд руб.) требует отчета при столь слабых спортивных результатах и дает пищу для размышления. Эти финансовые действия осуществлялись при плачевном финансировании детского и подросткового спорта. Необходимо отчитаться руководителям спорта (начальникам управлений, президентам федераций, главным тренерам) и перед спонсорами, обеспечивающими команды в период подготовки.

Проигрыш заставляет задуматься, а также подготовить концепцию и программы подготовки, материального оснащения российского спорта на местах, в регионах, где имеются условия для развития отдельных видов спорта. Конечно же, за 4 года изменить структуру финансирования подготовки коренным образом невозможно, но внести существенные изменения возможно и просто необходимо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спортивные результаты как многокомпонентные звенья зависят от социальных структур управления, детерминирующих степень конечного результата. Коммерческая сторона управления результатами в спорте существует в настоящее время и существовала более 2,5 тыс. лет назад. Зависимость от допинга стала обычным явлением в спорте, начиная с юношеского. Спортивные достижения российских спортсменов от Олимпиады к Олимпиаде снижаются. На этом фоне комично и авантюрно выглядят некорректные заявления нового президента футбольного союза РФ о том, что в 2018 году мы станем чемпионами мира. Какие предпосылки у этого заявления г-на Фурсенко, которому 56 лет? Пора бы задуматься руководителям футбольного союза РФ о модернизации социальной структуры управления, системы образования и подготовки тренерских кадров, совершенствовании ресурсной части системы подготовки футболистов, повышении интенсивности ТП с выведением ее на уровень выше соревновательного, широкого внедрения акробатической подготовки, беговой тренировки, направленной на развитие специальной быстроты, умение играть головой в безопорном положении. Не сама система игры определяет успех, а мастерство футболистов и звеньев команды, реализованное в системе интегральной подготовки.

После современных исследований В.В. Лоба-новского по научно-методическому обоснованию

системы тренировки фундаментальных работ нет. Для достижения высоких позиций в мировой футбольной элите необходимо решить превентивные задачи:

- строительство закрытых футбольных комплексов, начиная с Заволжья, Урала, Сибири и Севера. Сравнение с хоккеем с шайбой показало, что решение этих вопросов вывело команду Ярославля, Казани, Магнитогорска, Омска на ведущие места в РФ;

- создание новой системы творческого образования футболистов, будущих тренеров.

Накопившиеся проблемы многоаспектны и требуют системного разрешения во многих видах спорта. Необходимо создание Всероссийского центра развития спорта с привлечением специалистов и внедрением прогрессивных технологий.

Литература

1. Рубчевский, В.П. Деятельность Пьера де Ку-бертена и реформы олимпийского движения конца XX века/В.И Рубчевский, А.П. Исаев, Н.Ю. Юрьева // Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях: материалы регион, науч.-практ. конф., Красноярск, 28— 29 ноября 2007 г. / под ред. кол. Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. - Красноярск: КГПУ, 2007. - С. 208-212.

2. Исаев, А.П. Вступление России в олимпийское движение / А.П. Исаев, В.П. Рубчевский, Н.С. Андреева //Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях: материалы регион, науч.-практ. конф., Красноярск, 28-29 ноября 2007 г. / под ред. кол. Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. - Красноярск: КГПУ, 2007. - С. 184-187.

3. Исаев, А.П. «Серебряно-бронзовый период» итогов XXIX Олимпийских игр в Пекине или кризис российского спорта / А.П. Исаев, Ю.Н. Романов, В.Л. Красильников // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: сб. материалов / под ред.

B. С. Быкова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. -

C. 58-66.

4. Исаев, А.П. Кризис оздоровительной физической культуры и спорта России и пути преодоления / А.П. Исаев, А.С. Аминов, Т.В. Потапова и др. // Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: сб. трудов Междунар. науч. практ. конф. - Уфа: РИЦ БашИФК, 2009. -Ч.1.- С. 235-244.

Поступила в редакцию 15 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.