А. Э. Заенчковский, канд. экон. наук, доцент, Т. В. Какатунова, канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента и информационных технологий в экономике, Филиал Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт», г. Смоленск, Россия 2 art82@mail.ru
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Общеизвестной является модель научной организации, в которой центральное звено занимают университеты: они функционально обеспечивают связь науки, образования и инновационного бизнеса. Во многих странах мира университеты превратились в научно-технологические центры с громким именем, являющиеся автономными как в плане бюджета, так и в плане перспектив собственного развития.
В России не так давно приступили к созданию аналогичной системы. Возможность создания малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях появилась в результате утверждения Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Данный Закон был разработан с целью активизации деятельности, связанной с коммерциализацией результатов научно-технической деятельности, осуществляемой образовательными и научными организациями за счет бюджетных средств. Еще одной целью указанного
Федерального закона является предоставление в рамках малых инженерно-технических инновационных предприятий, создаваемых при образовательных учреждениях, мест для трудоустройства будущих выпуск-ников1.
Как представляется, интеграция малых инновационных предприятий, созданных при вузах и научных организациях, в единую систему подготовки кадров в сфере инноваций в регионе позволит повысить квалификационный уровень специалистов в области разработки и реализации инновационных проектов вследствие предоставления широких возможностей для отработки практических умений и навыков. Кроме того, данные малые предприятия могут стать эффективной экспериментальной площадкой для отработки инновационных идей и разработок, инициированных сотрудниками вузов, студентами и специалистами, обучающимися по программам подготовки и переподготовки кадров, которые в случае их успешной апробации и организации результативных опытных производств могут быть переданы для организации массового выпуска на соответствующие промышленные предприятия. Также взаимодействие научных и образовательных учреждений с промышленными предпри-
Во многих странах мира университеты превратились в научно-технологические центры
с громким именем, являющиеся автономными как в плане бюджета, так и в плане перспектив собственного развития.
ятиями, в том числе при создании совместных малых инновационных предприятий, позволит рационально использовать их научно-технический потенциал в направлении создания образцов = инновационной продукции, соответствующей потребностям и задачам субъектов регионального промышленного комплекса (РПК).
В ходе научно-исследовательских работ, проводимых университетами и направленных на разработку инноваций, в том числе в соответствии с заказами промышленных предприятий РПК или региональными программами инновационного развития, могут быть получены промежуточные результаты инновационной деятельности, представляющие собой самостоятельные инновационные продукты. Для коммерциализации указанных промежуточных результатов инновационной деятельности может быть рассмотрена возможность создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах. Очевидно, что подобное «отпочковывание» (spin-off) малых предприятий на разных этапах инновационной деятельности позволит значительно повысить эффективность этапов инновационного процесса в РПК. В этой ситуации в качестве учредителей малых инновационных инженерно-технологических предприятий могут выступать образовательные и научные учреждения совместно с профильными промышленными предприятиями данного промышленного комплекса.
Формирование устойчивых связей образовательных и научных учреждений, с одной стороны, и промышленных предприятий, с другой стороны, в процессе коммерциализации не только основных, но и промежуточных результатов инновационной деятельности может стать мощным стимулом к кристаллизации в регионе инновационно-промышленного кластера. Инновационно-промышленный кластер представляет собой совокупность разнородных, но технологически связанных инновационных про-
Малые предприятия могут стать эффективной экспериментальной площадкой для отработки инновационных идей и разработок, инициированных сотрудниками вузов, студентами и специалистами, обучающимися по программам подготовки и переподготовки кадров.
тории. Отметим, что кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители, посредники) и связанных с ними орга-= низаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктур -ные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга2. Наличие кластеров приводит к изменению содержания промышленной политики, осуществляемой в регионе, поскольку усилия органов власти направляются не на поддержку отдельных предприятий, а на развитие системы взаимоотношений между различными субъектами экономики и государственными институтами.
В общем случае образовательные и научные учреждения при взаимодействии с промышленными предприятиями, инициировавшие уникальную инновационную разработку, могут создавать и получать ценность от ее реализации следующими способами:
— включение процесса внедрения и реализации инновационной разработки в имеющийся бизнес, осуществляемый предприятием-партнером;
— создание малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах и НИИ РАН или «отпочковывание» новых малых предприятий от промышленных предприятий-партнеров с целью коммерциализации инновационной разработки;
— продажа права на производство инновационной разработки стороннему предприятию-субъекту инновационной деятельности РПК.
Первый способ не всегда целесообразен ввиду значительного риска, связанного с коммерциализацией новшеств, и сложностей интеграции новых производственных бизнес-процессов в реализуемые на предприятии. Отметим, что в последнем случае возникает риск потери конкурентного преимущества вследствие возникающей возможности использования данной разра-
изводств, расположенных на одной терри- ботки конкурентами. В случае, когда ини-
циатором разработки выступает образовательное или научное учреждение, всеобъемлющий контроль над инновационной разработкой также является затруднительным.
Рассмотрим второй способ — «отпоч-ковывание» новых малых предприятий. Понятие «отпочковывания» предприятия в настоящее время широко используется в современной отечественной и зарубежной практике. В большинстве случаев «отпоч-ковывание» предполагает создание из соответствующего подразделения компании отдельного юридического лица, при этом акционеры материнской компании пропорционально собственной доле в ее капитале получают долю в капитале вновь созданного предприятия. Некоторые авторы относят к «отпочковыванию» самостоятельно инициированный уход из материнской компании части ключевых сотрудников-разработчиков инновационного продукта и создание на его основе самостоятельного предприятия с необходимым оформлением прав3.
В статье под «отпочковыванием» будем понимать процесс создания новых малых предприятий с выделением в одностороннем порядке части материальных и нематериальных активов материнской компанией с целью повышения эффективности реализации ее инновационного потенциала. В соответ-
ствии с современным российским законодательством учредителем такого предприятия могут выступать не только промышленные компании, но и бюджетные научные учреждения, в том числе созданные государственными академиями наук, либо бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также образовательные учреждения высшего профессионального образования, созданные государственными академиями наук4.
Принятие решения о выборе варианта реализации инновационной разработки предполагает определение основных преимуществ и недостатков такого направления развития, как «отпочковывание» малых предприятий. Так, к числу преимуществ создания отпочковавшихся предприятий при реализации инновационного потенциала инновационно--промышленного кластера следует отнести:
а) рост совокупного дохода за счет повышения гибкости и возможности выхода на новые рынки «отпочковавшегося» малого предприятия;
б) возможность получения налоговых и иных льгот, предоставляемых малому инновационному бизнесу;
в) рост заинтересованности генераторов инновационных идей в активном уча-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
стии в реализации инновационного процесса, поскольку они могут войти в состав учредителей инновационного предприятия;
г) возможность привлечения к участию в процессе внедрения и реализации инноваций студентов и сотрудников учебных заведений региона, что позволит рационально использовать не только инновационный потенциал предприятий, входящих в инно-вационно-промышлен-ный кластер, но и всего региона в целом.
Основными недостатками использования стратегии создания отпочковавшихся предприятий являются:
— рост удельных постоянных издержек вследствие снижения эффекта масштаба. Данный недостаток, прежде всего, относится к ситуации, когда инициатором создания малого предприятия выступает промышленное предприятие;
— утрата полного контроля за реализацией сквозных бизнес-процессов, поскольку малое предприятие может самостоятельно принимать решения, связанные с реализацией инновации;
— необходимость формирования узнаваемости марки и корпоративного имиджа для вновь созданного малого предприятия и его продукции, что, в свою очередь, требует значительных инвестиций.
Учитывая приведенные выше достоинства и недостатки процесса «отпочковыва-ния» малых предприятий, следует отметить, что в конечном итоге основным критерием для принятия окончательного решения о создании малого предприятия или реализации данной инновационной разработки в рамках материнской компании является возможность получения большей прибыли. При этом основным фактором, влияющим на прибыль «отпочковавшегося» предприятия, может стать возможность использования налоговых льгот или субсидий, предоставляемых малому инновационному бизнесу, что позволит снизить себестоимость инновационной разработки и всех иных видов промышленной продукции, создаваемой в рамках инновационно-промышлен-
Несмотря на нарастающую среди российских предприятий тенденцию обращения к инновационным разработкам, находящимся во внешней среде, некоторые из них продолжают активно развивать собственные научно-исследовательские отделы.
ного кластера. Отметим, что при дальнейшем развитии отпочковавшееся предприятие может самостоятельно осуществлять модификацию инновации с целью расшире-= ния производства и выхода на новые рынки сбыта.
Методика создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах предполагает реализацию следующих этапов: = 1. Выделение и оценка инновационного продукта, являющегося промежуточным результатом инновационной деятельности, с точки зрения возможностей коммерческого применения. Поиск потенциальной ниши на рынке.
В результате инновационной деятельности, реализуемой в образовательном или научном учреждении для коммерциализации, могут быть выделены инновационные продукты разной степени завершенности: инновационная разработка, требующая дальнейшей доработки; опытный образец, прошедший апробацию; инновационный продукт, снабженный разного качества документацией. В связи с этим на данном этапе необходимо определить, обладает ли университет, на базе которого был разработан данный инновационный продукт, необходимыми ресурсами, прежде всего, технического и технологического характера (лабораторное и производственное оборудование, материалы и т. п.), для доведения рассматриваемого промежуточного результата инновационной деятельности до опытного образца инновационной продукции, готовой к коммерциализации. В том случае, если необходимые мощности имеются, доработка осуществляется на базе университета и только после этого рассматривается возможность создания малого инновационного инженерно-технологического предприятия для ее коммерциализации. В противном случае указанная доработка будет осуществлена в рамках непосредственно созданного малого инновационного предприятия. Решение об этапе и последовательности относительно процедуры доработки новшества создания малого инновационного предприятия при-
нимается на основе разработки и анализа соответствующих инновационных проектов. В качестве ключевого показателя оценки эффективности указанных проектов может использоваться чистый приведенный доход (NPV — Net present value). Выбирается проект, по которому NPV будет больше.
В случае отсутствия собственных ресурсов на данном этапе может осуществляться взаимодействие с такими виртуальными элементами, как виртуальные сертификационные центры для помощи в патентовании новшеств, виртуальный технопарк для консультаций по разработке инновационных проектов и оценки инновационного продукта с точки зрения возможности коммерциализации, а также соответствующие базы данных для поиска партнеров для создания малого инновационного предприятия.
На данном этапе предполагается исследование возможности привлечения виртуальных элементов инновационной инфраструктуры регионального промышленного комплекса для доработки промежуточного результата инновационной деятельности до стадии опытного образца. Очевидно, что данное исследование позволит сделать вывод об эффективности одного из вариантов доведения инновационного продукта до стадии опытного образца: доработка собственными силами, привлечение организаций инновационной инфраструктуры РПК, в том числе виртуальных.
2. Выбор организационно-правовой формы малого инновационного инженерно-технологического предприятия, подготовка учредительных документов, оформление государственной регистрации.
Выбору организационно-правовой формы малого инновационного инженерно-технологического предприятия и подготовке учредительных документов на данном этапе должно предшествовать решение о возможности и целесообразности привлечения в качестве соучредителей промышленных предприятий или иных физических лиц. При этом необходимо учитывать, что доля или акции соучредителей в уставном капитале рассматриваемого хозяйственного
Инновация обеспечивает ключевое конкурентное преимущество для всех видов промышленной продукции.
общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. В то же время оставшаяся часть доли (акций) соучредителей в уставном капитале данного - хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также правом применения результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием либо иным имуществом, необходимыми для практического применения или внедрения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в виде вклада в уставный капитал хозяйственного общества.
Данный этап может быть реализован с привлечением виртуальных элементов инновационной инфраструктуры промышленного комплекса, например, сертификационного или консультационно-информационного центров, для помощи в оформлении лицензионного договора и его регистрация в Роспатенте, в том случае, если результат интеллектуальной деятельности, право на использование которого передается малому предприятию, подлежит государственной регистрации, а также помощи в оформлении учредительных документов и осуществлении государственной регистрации хозяйственного общества.
3. Проведение дополнительных НИОКР для доведения промежуточного результата инновационной деятельности до опытного образца инновационной продукции, готовой к коммерциализации, если это не было сделано на первом этапе данной методики. Также на данном этапе разрабатывается техническая и технологическая документация по инновационному проекту.
Для реализации данного этапа, в частности, проведения дополнительных НИОКР, могут быть использованы ресурсы образовательного или научного учреждения, либо при их отсутствии или низкой эффективности инновационного проекта в случае их привлечения могут быть задействованы элементы инновационной инфраструктуры, в том числе виртуальные. В качестве таких элементов инфраструктуры могут высту-
пить, например, виртуальный технопарк, обладающий уникальным лабораторных и производственным оборудованием, либо виртуальный инкубатор.
4. Монтаж и наладка производственного оборудования, начало производственной деятельности.
На данном этапе может быть рассмотрена возможность привлечения дополнительных инвестиций со стороны банковского сектора, инвестиционных фондов, венчурных компаний и т. д. Поиск инвесторов целесообразно осуществлять через тематические порталы и базы данных финансовых и венчурных организаций, а также путем взаимодействия с виртуальным технопарком, который в некоторых случаях располагает собственными инвестиционными ресурсами, либо располагает информацией о потенциальных инвесторах, интересующихся данной инновационной тематикой.
5. Массовое производство инновационной продукции. Также на данном этапе анализируется возможность расширения масштабов деятельности, поиск и освоение новых рынков, новых организационных решений.
Малое инновационное предприятие может с течением времени перейти на новый уровень развития, осуществляя поиск способов модернизации выпускаемого инновационного продукта и привлечения новых инвестиций в НИОКР. Для генерации различ-
ных способов модернизации выпускаемого инновационного продукта или разработки смежной инновации, при коммерциализации которой могут быть задействованы имеющиеся производственные мощности предприятия, целесообразно установление с разработчиками в РПК посредством созданных в регионе социальных сетей индивидуальных разработчиков новшеств, тематических порталов и баз данных, содержащих информацию об имеющихся в рамках регионального промышленного комплекса инновационных разработках и разработчиках.
Оценка эффективности реализуемых инновационных проектов на данном этапе методики может проводиться с привлечением специалистов виртуальных центров аудита инновационной деятельности.
Следует отметить, что малое инновационное предприятие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» может рассчитывать на получение налоговых и иных льгот. Так, органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют созданию таких организаций инновационной инфраструктуры, оказывающих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, как технопарки, центры коммерциализации технологий и др., оказывают помощь в патентовании изобретений, полезных моде-
лей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности.
В рамках поддержки малого инновационного предпринимательства периодически проводятся конкурсы по отбору малых инновационных компаний — юридических лиц для предоставления субсидий. Также значительный интерес для малых предприятий, созданных на базе образовательных и научных учреждений, представляет проводимый в последние годы на федеральном и региональном уровнях конкурс инновационных стартап-компаний, для участников которого одним из основных требований является наличие в качестве, как минимум одного из учредителей, молодого ученого (студента, аспиранта, кандидата наук до 35 лет, доктора наук до 45 лет).
Рассматривая возможность «отпочковы-вания» (spin-off) малых предприятий на разных этапах инновационной деятельности, следует отметить, что инициатором их создания наряду с образовательными и научными учреждениями могут стать и сами предприятия, в том числе совместно с вузами. Инновационный потенциал предприятия, представляющий собой совокупность производственно-технологического, кадрового, научно-технического, информационного, финансового и других типов потенциалов, реализуется путем инициации и осуществления инновационных проектов или программ, связанных с внедрением и использованием инновационных разработок. Несмотря на нарастающую среди российских предприятий тенденцию обращения к инновационным разработкам, находящимся во внешней среде, некоторые из них продолжают активно развивать собственные научно-исследовательские отделы. Это позволяет генерировать инновационные идеи и создавать уникальные инновационные продукты, на базе которых может быть выстроена вся дальнейшая производственная це- -
почка предприятия. В отдельных случаях полученная инновационная разработка может стать базовым элементом при формировании регионального инновационно-промышлен-
В инновационной сфере малые предприятия имеют значительные
преимущества и способны активно развивать инновационную экономику страны.
ного кластера с элементами вертикальной интеграции, построенного на принципах научно-технической и производственной кооперации. При этом инновация обеспечивает ключевое конкурентное преимущество для всех видов промышленной продукции, выпускаемых в рамках созданной предприятиями, вошедшими в региональный инновационно-промышленный кластер, производственной цепи.
Процедура взаимодействия созданных малых предприятий при университетах, промышленных предприятий как материнских компаний в бизнес-процессах передачи промежуточных результатов инновационной деятельности с помощью виртуальных элементов инновационной инфраструктуры:
I. Определение инновационной разработки или инновационной идеи с прогнозируемым спросом со стороны того или иного потребительского сегмента, для коммерциализации которой будет создано малое инновационное предприятие. Источником такой разработки может стать промышленное предприятие или образовательное или научное учреждение.
II. Выявление возможностей у образовательного или научного учреждения, либо промышленного предприятия для доработки инновационной идеи до стадии опытного образца, готового к коммерциализации. Образовательное или научное учреждение может предложить свои инновационные предложения, дополняющие исходную инновационную разработку.
III. На данном этапе может быть рассмотрена возможность создания малого предприятия на базе образовательного или научного учреждения с привлечением его ресурсов (лабораторной базы, кадров, учебных программ для формирования необходимых
компетенций в инновационной сфере, иных интеллектуальных ресурсов и др.), в том числе при их дополнении ресурсами, например, в виде производственно-
го оборудования, промышленным предприятием. Таким образом, данный этап связан с определением перечня и характеристик ресурсов, которые предоставляет каждый
из участников-учредителей будущего малого инновационного предприятия.
Можно рассматривать следующие варианты создания малых инновационных предприятий крупной промышленной компанией:
1) промышленное предприятие для коммерциализации инновации, которая потребуется ему в дальнейшем для осуществления основного производства, инициирует создание малого инновационного предприятия. Данный вариант характеризуется следующими двумя способами реализации: с привлечением образовательного или научного учреждения или самостоятельно, т. е. только собственными силами;
2) промышленное предприятие для коммерциализации побочного инновационного продукта основной инновационной деятельности, полученного в ходе собственных научно-исследовательских разработок, создает малое инновационное предпри-
ятие. Создание малого инновационного предприятия в этом случае обусловлено, во-первых, трудоемкостью организации процесса коммерциализации данного побочного инновационного продукта в рамках основного производства и значительными дополнительными инвестициями для его перестройки, во-вторых, высоким уровнем риска, которому подвергнется, в том числе, основное производство в данном случае. Этот вариант создания малого инновационного предприятия также может быть реализован двумя способами: с привлечением образовательного или научного учреждения или самостоятельно.
На рис. 1 показана общая стратегия создания отпочковавшихся предприятий при реализации инновационного потенциала регионального инновационно-промышленного кластера.
Выбор варианта создания малого инновационного предприятия и способа его
Рис. 1. Стратегия создания отпочковавшихся предприятий при реализации инновационного потенциала регионального инновационно-промышленного кластера
Организационная форма
Подразделение промышленного предприятия Самостоятельное малое инновационное предприятие
Степень участия НИИ РАН или университета Самостоятельно Жесткий контроль всех этапов коммерциализации новшеств Высокая степень самостоятельности при реализации процессов коммерциализации, контроль основных финансово-экономических показателей деятельности
С участием НИИ РАН или университета Контроль ключевых бизнес-процессов, согласование этапов разработки инновационного продукта и сертификации Упрощенная отчетность, самостоятельное принятие решений, связанных с коммерциализацией новшеств
Рис. 2. Матрица выбора процедуры взаимодействия малых предприятий при университетах и промышленных предприятий, как материнских компаний
реализации осуществляется на основе анализа чистого приведенного дохода от реализации, рассматриваемого инновационного бизнес-проекта, по созданию малого инновационного предприятия (NPV — Net present value). Выбирается тот вариант, который обеспечит наибольший прирост NPV.
Для каждого варианта создания малого инновационного предприятия характерны свои особенности взаимодействия малых предприятий при университетах и промышленных предприятий, как материнских компаний. На рис. 2 приведена матрица выбора процедуры взаимодействия малых предприятий при университетах, НИИ РАН и промышленных предприятий, как материнских компаний.
Степень самостоятельности и контроля основных процессов, связанных с деятельностью малого инновационного предприятия, зависит, прежде всего, от заинтересованности промышленного предприятия, как материнской компании, в результатах коммерциализации новшества и характеристиках получаемого инновационного продукта. В связи с этим в случае, когда коммерциализируемая разработка в дальнейшем будет использоваться на основном производстве материнской компании, целесообразен значительно более жесткий контроль процедур и создание системы согласования этапов разработки инновационного продукта, а также сертификации. В противном случае допускается больше самостоятельности ма-
лого инновационного предприятия в осуществлении своей деятельности.
В заключение хотелось бы отметить, что в инновационной сфере малые предприятия имеют значительные преимущества и способны активно развивать инновационную экономику страны, поэтому поддержка таких предприятий является приоритетным направлением государственной политики, несущей стратегический характер и нацеленной на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности.
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.
2. Татаркин А. И., Суховей А. Ф. Формирование инновационных территорий в контексте проблем технологической модернизации экономики // Инновации. 2005. № 7. С. 22-24.
3. Чесборо Г. У. Логика «открытых» инноваций: Новый подход к управлению интеллектуальной собственностью // Российский журнал менеджмента. 2004. № 4. Т. 2. С. 67-96.
4. Шинкевич М. В. Методология институционали-зации устойчивого инновационного развития хозяйственных систем: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук. — Казань, 2011. С. 15-16.