Научная статья на тему 'Методика создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий с использованием процедур «Отпочковывания»'

Методика создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий с использованием процедур «Отпочковывания» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НОВШЕСТВ / SMALL / INNOVATIVE ENTERPRISES / INNOVATION / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какатунова Т. В., Скуратова Н. А.

Рассмотрена методика создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах и НИИ РАН в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ, ориентированная на подержание и реализацию промежуточных результатов инновационной деятельности. Указанная методика отличается применением процедуры «отпочковывания» (spin-off) малых предприятий на разных этапах инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE FOR CREATING SMALL, INNOVATIVE ENGINEERING AND TECHNOLOGY COMPANIES USING PROCEDURES «BUDDING»

The method of creating small, innovative engineering and technology companies in the universities and research institutes of RAS in accordance with the Federal Law of August 2, 2009 № 217-FZ, focused on borrowing and implementation of the interim results of innovation. The above method features the procedure «budding» (spin-off) of small businesses at different stages of innovation.

Текст научной работы на тему «Методика создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий с использованием процедур «Отпочковывания»»

вационных проектов; о7 - уровень виртуализации инновационной инфраструктуры; е8 - рентабельность предприятий инновационной инфраструктуры.

Связи между концептами, приведенной на рисунке 2 трехуровневой когнитивной модели управления инновационными процессами в РПК Смоленской области, представлены в виде термов нечетких множеств: Э» V, л, 5,е - стационарные связи между концептами

соответствующих карт; (Х5 у, А* - изменяющиеся связи между концептами соответствующих карт. Использование изменяющихся связей между концептами карты позволит расширить область применения аппарата когнитивного моделирования на системы управления инновационной деятельностью.

Анализ когнитивной модели управления инновационными процессами в РПК Смоленской области, приведенной на рисунке 2, позволяет выделить целевые концепты (а2 - объем ВРП; а3 - поступление в бюджет; а4 - уровень занятости; Ъ1 - объем выпуска наукоемкой продукции предприятиями РПК; е8 - рентабельность предприятий инновационной инфраструктуры).

Для того, чтобы повлиять на значение целевых концептов, необходимо, в первую очередь, воздействовать на концепты, оказывающие на них наибольшее влияние. В связи с этим следует подобрать такое значение концептов, влияющих на целевые концепты (сила влияния формируется путем воздействия на него комплексом мероприятий, сформированных в рамках программы инновационного развития региона), которое обеспечит наибольшее значение соответствующего целевого концепта. Когнитивная карта позволяет анализировать влияние концептов друг на друга при изменении силы воздействия. Это позволит рационально распределить бюджет между всеми мероприятиями программы инновационного развития региона.

Литература:

1. Круглов В.В., Дли М.И., Голунов Р.Ю. Нечеткая логика и искусственные нейронные сети. М: Физматлит, 2001.

2. Дли М.И., Михайлов С.А., Какатунова Т.В. Функциональные когнитивные карты для моделирования процессов энергосбережения на региональном уровне // Путеводитель предпринимателя. 2010. Вып. VIII. С. 41-50.

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ИНЖЕНЕРНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЦЕДУР «ОТПОЧКОВЫВАНИЯ»

Какатунова Т.В., д.э.н., доцент Филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

Скуратова Н.А., к.э.н., доцент Филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

Рассмотрена методика создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах и НИИ РАН в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ, ориентированная на подержание и реализацию промежуточных результатов инновационной деятельности. Указанная методика отличается применением процедуры «отпочковывания» (spin-off) малых предприятий на разных этапах инновационной деятельности.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, инновационная деятельность, коммерциализация новшеств

TECHNIQUE FOR CREATING SMALL, INNOVATIVE ENGINEERING AND TECHNOLOGY COMPANIES USING PROCEDURES «BUDDING»

Kakatunova T., Doctor of Economics, associate professor, FGBOU Institution «National Research University» MEI» branch in Smolensk Skuratova N., Ph.D, associate professor, FGBOU Institution «National Research University» MEI» branch in Smolensk

The method of creating small, innovative engineering and technology companies in the universities and research institutes of RAS in accordance with the Federal Law of August 2, 2009 № 217-FZ, focused on borrowing and implementation of the interim results of innovation. The above method features the procedure «budding» (spin-off) of small businesses at different stages of innovation.

Keywords: small, innovative enterprises, innovation, commercialization of innovations

В настоящее время коммерциализацию инновационной продукции необходимо рассматривать как важнейший фактор повышения эффективности научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных процессов в цепи поставок инновационно-промышленного кластера. В этой связи актуальность приобретает задача создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах и НИИ РАН с целью подержания и реализации промежуточных результатов инновационной деятельности.

В настоящее время различные аспекты создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах и НИИ РАН регулируются Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Очевидно, что подобное «отпочковывание» (spin-off) малых предприятий на разных этапах инновационной деятельности позволит значительно повысить эффективность этапов инновационного процесса в региональном промышленном комплексе (РПК). Указанные малые предприятия могут стать эффективной экспериментальной площадкой для отработки инновационных идей и разработок, инициированных сотрудниками вузов, студентами и спе-

циалистами, обучающимися по программам подготовки и переподготовки кадров, которые в случае их успешной апробации и организации результативных опытных производств могут быть переданы для организации массового выпуска на соответствующие промышленные предприятия [1].

В общем случае образовательные и научные учреждения при взаимодействии с промышленными предприятиями, инициировавшими уникальную инновационную разработку, могут создавать и получать ценность от ее реализации следующими способами:

- включение процесса внедрения и реализации инновационной разработки в имеющийся бизнес, осуществляемый предприятием-парт-нером;

- создание малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах и НИИ РАН или «отпочковывание» новых малых предприятий от промышленных предприятий-партне-ров с целью коммерциализации инновационной разработки;

- продажа права на производство инновационной разработки стороннему предприятию-субъекту инновационной деятельности РПК.

Первый способ не всегда целесообразен ввиду значительного риска, связанного с коммерциализацией новшеств, и сложностей интеграции новых производственных бизнес-процессов в уже реализуемые на предприятии. Отметим, что в последнем случае возникает риск потери конкурентного преимущества вследствие возникающей возмож-

ности использования данной разработки конкурентами. В том случае, если инициатором выступает образовательное или научное учреждение первый и третий способ также не всегда подходят, поскольку ведут к потере контроля над инновационной разработкой.

Рассмотрим второй способ - «отпочковывание» новых малых предприятий. Под «отпочковыванием» будем понимать процесс создания новых малых предприятий с выделением в одностороннем порядке части материальных и нематериальных активов материнской компанией с целью повышения эффективности реализации ее инновационного потенциала. В соответствии с современным российским законодательством учредителем такого предприятия могут выступать не только промышленные компании, но и бюджетные научные учреждения, либо бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования [2].

Принятие решения о выборе варианта реализации инновационной разработки предполагает определение основных преимуществ и недостатков такого направления развития, как «отпочковывание» малых предприятий. Так, к числу преимуществ создания отпочковавшихся предприятий при реализации инновационного потенциала инновационно-промышленного кластера следует отнести:

- рост совокупного дохода за счет повышения гибкости и возможности выхода на новые рынки «отпочковавшегося» малого предприятия;

- возможность получения налоговых и иных льгот, предоставляемых малому инновационному бизнесу;

- рост заинтересованности генераторов инновационных идей в активном участии в реализации инновационного процесса, поскольку они могут войти в состав учредителей инновационного предприятия;

- возможность привлечения к участию в процессе внедрения и реализации инноваций студентов и сотрудников учебных заведений региона, что позволит рационально использовать не только инновационный потенциал предприятий, входящих в инновационно-промышленный кластер, но и всего региона в целом.

Основными недостатками использования стратегии создания отпочковавшихся предприятий являются:

- рост удельных постоянных издержек вследствие снижения эффекта масштаба, что относится к ситуации, когда инициатором создания малого предприятия выступает промышленное предприятие;

- утрата полного контроля за реализацией сквозных бизнес-процессов, поскольку малое предприятие может самостоятельно принимать решения, связанные с реализацией инновации;

- необходимость формирования узнаваемости марки и корпоративного имиджа для вновь созданного малого предприятия и его продукции, что, в свою очередь, требует значительных инвестиций.

Учитывая приведенные выше достоинства и недостатки процесса «отпочковывания» малых предприятий, следует отметить, что в конечном итоге основным критерием для принятия окончательного решения о создании малого предприятия или реализации данной инновационной разработки в рамках материнской компании является возможность получения большей прибыли. При этом основным фактором, влияющим на прибыль «отпочковавшегося» предприятия может стать возможность использования налоговых льгот или субсидий, предоставляемых малому инновационному бизнесу, что позволит снизить себестоимость инновационной разработки и всех иных видов промышленной продукции, создаваемой в рамках инновационно-промышленного кластера.

Методика создания малых инновационных инженерно-технологических предприятий при университетах и НИИ РАН предполагает реализацию следующих этапов:

1. Выделение и оценка инновационного продукта, являющегося промежуточным результатом инновационной деятельности, с точки зрения возможностей коммерческого применения. Поиск потенциальной ниши на рынке.

2. Выбор организационно-правовой формы малого инновационного инженерно-технологического предприятия, подготовка учредительных документов, оформление государственной регистрации.

3. Проведение дополнительных НИОКР для доведения промежуточного результата инновационной деятельности до опытного образца инновационной продукции, готовой к коммерциализации, если это на было сделано на первом этапе данной методики. Также на данном этапе разрабатывается техническая и технологическая документация по инновационному проекту.

4. Монтаж и наладка производственного оборудования, начало производственной деятельности.

5. Массовое производство инновационной продукции. Выявление и анализ возможности расширения масштабов деятельности, поиск и освоение новых рынков, новых организационных решений.

Малое инновационное предприятие может с течением времени перейти на новый уровень развития, осуществляя поиск способов модернизации выпускаемого инновационного продукта и привлечения новых инвестиций в НИОКР. Для генерации различных способов модернизации выпускаемого инновационного продукта или разработки смежной инновации, при коммерциализации которой могут быть задействованы имеющиеся производственные мощности предприятия, целесообразно установление контактов с разработчиками в РПК посредством созданных в регионе социальных сетей индивидуальных разработчиков новшеств, тематических порталов и баз данных, содержащих информацию об имеющихся в рамках регионального промышленного комплекса инновационных разработках и разработчиках.

Рассматривая возможность «отпочковывания» малых предприятий на разных этапах инновационной деятельности, следует отметить, что инициатором их создания наряду с образовательными и научными учреждениями могут статьи сами предприятия, в том числе совместно с вузами. Инновационный потенциал предприятия, представляющий собой совокупность производственно-технологического, кадрового, научно-технического, информационного, финансового и других типов потенциалов, реализуется путем инициации и осуществления инновационных проектов или программ, связанных с внедрением и использованием инновационных разработок. Несмотря на нарастающую среди российских предприятий тенденцию обращения к инновационным разработкам, находящимся во внешней среде, некоторые из них продолжают активно развивать собственные научно-исследовательские отделы. Это позволяет генерировать инновационные идеи и создавать уникальные инновационные продукты, на базе которых может быть выстроена вся дальнейшая производственная цепочка предприятия.

Малые инновационные предприятия могут создаваться не только как наукоемкие, но и с целью развития непрофильных направлений промышленных предприятий. В этом случае малое инновационное предприятие может создаваться путем «отпочковывания» от промышленного предприятия, выступающего материнской компанией и передающей в одностороннем порядке часть собственных материальных и нематериальных активов.

Процедура взаимодействия созданных малых предприятий при университетах и НИИ РАН, промышленных предприятий как материнских компаний в бизнес-процессах передачи промежуточных результатов инновационной деятельности с помощью элементов инновационной инфраструктуры включает следующие этапы:

1. Определение инновационной разработки или инновационной идеи с прогнозируемым спросом со стороны того или иного потребительского сегмента, для коммерциализации которой будет создано малое инновационное предприятие. Источником такой разработки может стать промышленное предприятие или образовательное или научное учреждение.

2. Выявление возможностей у образовательного или научного учреждения, либо промышленного предприятия для доработки инновационной идеи до стадии опытного образца, готового к коммерциализации. Образовательное или научное учреждение может предложить свои инновационные предложения, дополняющие исходную инновационную разработку.

3. На данном этапе может быть рассмотрена возможность создания малого предприятия на базе образовательного или научного учреждения с привлечением его ресурсов (лабораторной базы, кадров, учебных программ для формирования необходимых компетенций в инновационной сфере, иных интеллектуальных ресурсов и др.), в том числе при их дополнении ресурсами, например, в виде производственного оборудования, промышленным предприятием. Таким образом, данный этап связан с определением перечня и характеристик ресурсов, которые предоставляет каждый из участников-учредите-лей будущего малого инновационного предприятия.

Кроме того рассматриваемый этап создания малого инновационного предприятия связан с выбором варианта его создания крупной промышленной компанией.

Можно рассматривать следующие варианты создания малых инновационных предприятий крупной промышленной компанией:

1) Промышленное предприятие для коммерциализации инновации, которая потребуется ему в дальнейшем для осуществления основного производства, инициирует создание малого инновационно-

Рис. 1. Стратегия создания отпочковавшихся предприятий при реализации инновационного потенциала регионального

инновационно-промышленного кластера

По организационной форме

Подразделение промышленного предприятия Самостоятельное малое инновационное предприятие

Степень участия НИИ РАН или университета Самос- тоятельно Жесткий контроль всех этапов коммерциализации новшеств Высокая степень самостоятельности при реализации процессов коммерциализации, контроль основных финансово-экономических показателей деятельности

С участием НИИ РАН или университета Контроль ключевых бизнес-процессов, согласование этапов разработки инновации и сертификации Упрощенная отчетность, самостоятельное принятие решений, связанных с коммерциализацией новшеств

Рис. 2. Матрица выбора процедуры взаимодействия малых предприятий при университетах, НИИ РАН и промышленных

предприятий, как материнских компаний

го предприятия. Данный вариант характеризуется следующими двумя способами реализации: с привлечением образовательного или научного учреждения или самостоятельно, т.е. только собственными силами.

2) Промышленное предприятие для коммерциализации побочного инновационного продукта основной инновационной деятельности, полученного в ходе собственных научно-исследовательских разработок, создает малое инновационное предприятие. Создание малого инновационного предприятия в этом случае обусловлено, во-первых, трудоемкостью организации процесса коммерциализации данного побочного инновационного продукта в рамках основного производства и значительными дополнительными инвестициями для его перестройки, во-вторых, высоким уровнем риска, которому подвергнется, в том числе, основное производство в данном случае. Этот вариант создания малого инновационного предприятия также может быть реализован двумя способами: с привлечением образовательного или научного учреждения или самостоятельно.

На рисунке 1 показана общая стратегия создания отпочковавшихся предприятий при реализации инновационного потенциала регионального инновационно-промышленного кластера. Выбор варианта создания малого инновационного предприятия и способа его реализации осуществляется на основе анализа чистого приведенного дохода от реализации рассматриваемого инновационного бизнес-проекта по созданию малого инновационного предприятия (NPV -Net present value). Выбирается тот вариант, который обеспечит наибольший прирост NPV. Для каждого варианта создания малого инновационного предприятия характерны свои особенности взаимодействия малых предприятий при университетах, НИИ РАН и промышленных предприятий, как материнских компаний. На рисунке 2

приведена матрица выбора процедуры взаимодействия малых предприятий при университетах, НИИ РАН и промышленных предприятий, как материнских компаний.

Степень самостоятельности и контроля основных процессов, связанных с деятельностью малого инновационного предприятия, зависит, прежде всего, от заинтересованности промышленного предприятия, как материнской компании, в результатах коммерциализации новшества и характеристиках получаемого инновационного продукта.

В связи с этим в случае, когда коммерциализируемая разработка в дальнейшем будет использоваться на основном производстве материнской компании, целесообразен значительно более жесткий контроль процедур и создание системы согласования этапов разработки инновационного продукта, а также сертификации. В противном случае допускается больше самостоятельности малого инновационного предприятия в осуществлении своей деятельности.

4. Создание малого инновационного предприятия, разработка механизмов управления и ответственности каждого из его учредителей, а также процедур распределения доходов от деятельности данного предприятия.

Литература:

1. Дли М.И., Какатунова Т.В. Процедура распространения результатов инновационной деятельности в регионах // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. №1. С.5-8.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: фед. закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.