УДК 342.525
doi 10.24411/2221-0458-2020-10031
МАЛЫЕ ХУРАЛЫ - ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1924-1944 гг.)
Моллеров Н.М.
Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, г. Кызыл
THE SMALL KHURALS - LEGISLATIVE BODY OF THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC (1924-1944)
N.M. Mollerov
Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl
Предметом исследования в настоящей статье являются ранее не исследованные Малые Хуралы Тувинской Народной Республики. В ней рассмотрены вопросы возникновения и становления этого важного института власти. На архивных материалах прослежены компетенция и конкретное содержание их деятельности. Показаны место и роль Малых Хуралов в развитии ТНР, в формировании органов власти тувинского государства, в правовом обеспечении всей системы власти и тувинского общества. Обращается внимание на обеспечение Малыми Хуралами народовластия, на решение ими таких судьбоносных исторических вопросов, как пересмотр левого курса на ускоренное строительство социализма в 1933 г. и вхождение ТНР в состав СССР и РСФСР в 1944 г., на их деятельность в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: Тувинская Народная Республика; Малый Хурал; законодательная деятельность; формирование органов власти
The subject of research in this article is the previously unexplored Small Khurals of the Tuvan People's Republic. It examines the emergence and formation of this important institution of power. The archival materials trace the competence and the specific content of their activities. The place and role of the Small Khurals in the development of the Tuvan People's Republic, in the formation of the bodies of power of the Tuvan state, in the legal support of the entire system of power and Tuvan society are shown. Special attention is drawn to the provision of popular power by the Small
Khurals, to their solution of such fateful historical issues as the revision of the left course towards the accelerated construction of socialism in 1933 and the entry of the Tuvan People's Republic into the USSR and the RSFSR in 1944, and their activities during the Great Patriotic War.
Keywords: Tuva People's Republic; Small Khural; legislative activity; formation of authorities
Необходимость в этом институте власти ощущалась с первых дней создания тувинского государства. Однако по ряду важных объективных причин [1] он был создан только в 1924 г. Созданное первым правительство поначалу совмещало в себе как исполнительную власть, так и законодательную деятельность. Тем более, что по первой конституции государства между съездами Великих Хуралов оно являлось высшим органом государственной власти. Так, например, Советом Министров ТНР были утверждены: закон-положение о торговле от 9 января 1924 г. и Уголовный закон (1924 г.) [2]. А Великие Хуралы, собиравшиеся один раз в год, не имели возможности оперативно реагировать на возникавшие внешние и внутренние вызовы. Ежегодные выборы Великих Хуралов требовали немалых финансовых затрат и организационных усилий.
С появлением в 1924 г. Малого Хурала система государственной власти ТНР обрела большую стройность и действенность. Оставалось лишь сформировать судебную власть. Но изучение этой темы задачей настоящей
работы не является. Заметим только, что профессиональная судебная власть в Туве появилась в начале 1930-х гг.
Конституционно-правовой основой для деятельности Малого Хурала стали положения второй Конституции ТНР, принятой на II Великом Хурале (1924 г.). В п. 2. Конституции говорилось, что верховная власть «в промежуток между Великими Хуралами присваивается Малому Хуралу» [3], в п. 4 оговаривалось, что Великие Хуралы созываются решением Малого Хурала, на них избирается состав Малого Хурала в лице председателя Президиума Малого Хурала, его заместителя, секретаря и двух членов, Малый Хурал созывается через три месяца после завершения работы Великого Хурала (п.5-6). По важным причинам он мог быть созван и в другое время (п.8). Важное значение имел п. 9, в котором рабочий орган Малого Хурала - Президиум получал широкие полномочия. Он гласил: «Президиум Малого Хурала рассматривает вынесенные правительством законы (законопроекты - авт.) и все другие решения, и в случае неправильности их,
передает (видимо, Малому Хуралу - авт.) для дополнительного обсуждения. Малый Хурал может давать директивы правительству на предмет правильного решения стоящих перед ним вопросов» [4]. Численный состав членов Малого Хурала до середины 1930-х гг. составлял 5 человек. Во второй половине 1930-х годов он возрос до 7 человек.
Поскольку создание такого института власти напрашивалось, вытекало из насущных потребностей развития государственного строя, Малый Хурал сразу занял освобожденную
правительством, несвойственную для него нишу: стал высшим государственным органом власти в период между Великими Хуралами и приступил к разработке жизненно важных законов. Малые Хуралы формировались на съездах из числа делегатов, и отчитывались о своей деятельности перед съездами. Постоянным рабочим органом Малых Хуралов стали Президиумы Малых Хуралов, имевшие всю полноту власти в период между сессиями Малых Хуралов.
Однако полноту полномочий и функций Малый Хурал ТНР обрел не сразу. Так, в 1925 г. Земельный закон от 10 марта 1925 г. и Закон о горной промышленности от 5 июня 1926 г. утверждает Совет Министров ТНР [5]. В начальный период деятельности Малого Хурала его
председателем был Куулар Дондук, являвшийся одновременно и председателем Правительства. Это показывает, что был своеобразный переходный период, когда правительство шаг за шагом передавало законодательные функции Малому Хуралу. В материалах II Великого Хурала по этому поводу сказано: «В Малый Хурал избирается 52 человека, в Президиум Малого Хурала - 5 человек, Председатель Совета Министров Дондук, премьер-министр Оруйгу» [6]. На III Великом Хурале (1925 г.) председателем Совета Министров, а значит и председателем Малого Хурала избирают Оруйгу. Но из-за острого конфликта с советским консулом его вскоре отстраняют от власти, и совмещение двух постов переходит к Монгушу Айыжи Нимажапу [7]. Нимажап являлся председателем Малого Хуралав 1924-26 гг. Секретарем Малого Хурала в это время был Сонам-Баир, а членами Малого Хурала, Дембирель, Чурмит-Тажи. Аппарат Президиума Малого Хурала, по данным за 1933 г., состоял из председателя, его заместителя (одновременно заместителя председателя Совета Министров), заведовавшего организационным отделом, а также из секретаря, двух инспекторов и одного инструктора [8].
Полную самостоятельность Малый Хурал ТНР получает только в 1926 г., когда должность председателя Президиума
Малого Хурала становится номенклатурной и постоянной. В постановлении IV Великого Хурала (1926 г.) говорится о необходимости «выбрать постоянного Председателя Малого Хурала» и далее в скобках дается пояснение, что «до этого Председателем Малого Хурала был Председатель Совета Министров» [9]. В повестке дня этого Великого Хурала впервые стоит доклад Президиума Малого Хурала, причем он поставлен первым пунктом перед докладом правительства. Все это означает, что представительно-законодательная власть окончательно размежевалась с исполнительной и поднялась над ней. Законы и другие законодательные акты стали утверждать Малый Хурал и его президиум. Совет Министров продолжил принимать постановления (иногда совместно с Президиумом Малого Хурала), не касаясь законов. В 1926-1928 гг. и в 1933-1938 гг. государственный пост Председателя Малого Хурала ТНР занимает Адыг-Тюлюш Хемчик-оол, который в конце 1920 начале 1930-х гг. активно участвует в отстранении от власти «правых», а в конце 1930-х гг. сам становится жертвой политических репрессий.
Первая сессия Малого Хурала Танну-Тувинской Народной Республики прошла 1-16 марта в 1925 г. в г. Кызыле. В повестку дня ее работы вошли: 1. Доклад
правительства. 2-5. Доклады министерств. 6. Доклад правительства о создании Тувинбанка. 7. Доклад правительства о состоянии государственного бюджета. 8. Доклад о создании и перевыборах органов власти на местах. 9. Доклад о выборах председателя Совета Министров ввиду отстранения Оруйгу. 10. Доклад о принятии земельного закона. 11. Доклад об утверждении потребительской кооперации в Туве. 12. Доклад об утверждении новых правил, запрещающих самовольную охоту, особенно по Тоджинскому хошуну.
Известно также, что в конце апреля 1926 г. также проходила очередная сессия Малого Хурала, на которой велась окончательная доработка Конституции ТНР 1926 г., были утверждены Кодекс законов, Закон о суде и учреждено Министерство просвещения.
На V Великом Хурале (1927 г.) председатель Президиума Малого Хурала Адыг-Тюлюш Хемчик-оол сделал доклад, в котором отметил укрепление
дружественных отношений ТНР с Советским Союзом, помощь Русской самоуправляющейся колонии (РСТК) в развитии ТНР, организацию в 1924 г. в Туве советского консульства и его преобразование в 1927 г. в полномочное представительство (полпредство) СССР в ТНР. Это позволило укрепить и сделать более интенсивными тувинско-советские
межгосударственные отношения,
увеличить товарооборот между странами, развить потребительскую кооперацию, начать создание автотранспорта. На Великом Хурале в состав Малого Хурала избрали 30 человек, в состав его Президиума - 5 человек. Съезд также утвердил положение о правах Президиума Малого Хурала, закон о браке и положение о делегатах и их выборах в Хуралы всех уровней - от сумонных до Великого.
Перед VI Великим Хуралом (1928 г.) в мае 1928 г. состоялась очередная IX сессия Малого Хурала. На Великом Хурале был заслушан доклад Президиума Малого Хурала, избран новый состав Малого Хурала и Президиума Малого Хурала. Председателем законодательного органа остался Адыг-Тюлюш Хемчик-оол. С 1929 по 1933 г. этот пост занимал Адыг-Тюлюш Лопсанович Чульдум. Затем его снова сменил Адыг-Тюлюш Хемчик-оол. А после снятия с поста и расстрела Хемчик-оола, на его место пришел и занимал его до 1941 г. Оюн Полат. Последним председателем Малого Хурала ТНР и его Президиума была Анчима Хертек Амирбитовна.
В докладе министра иностранных дел Оюна Танчая на сессии Малого Хурала в 1929 г. отмечалось, что Великий и Малый Хуралы постоянно давали МИД республики наказы на развитие отношений с другими государствами, на определение
государственной границы ТНР с МНР и СССР. Из этого следует, что практика оформления и исполнения наказов в ТНР имела, по сравнению с советским периодом, свою специфику. Если в СССР наказы формировали и давали своим депутатам избиратели, то в ТНР это делали не только избиратели, но и делегаты Великого и Малого Хуралов, адресовались же они в таком случае не депутатам, а министерствам и ведомствам [10].
Малый Хурал и его Президиум были наделены правом амнистии и смягчения приговоров Верховного Суда ТНР. Так, Президиум Малого Хурала ТНР 12 сентября 1930 г. принял постановление по приговору Верховного суда ТНР, определившего высшую меру наказания (ст. 41 Уголовного Закона) для группы советских колонистов, постоянно проживавших в Туве и принимавших активное участие в вооруженном восстании весной 1930 г. В постановлении Президиума Малого Хурала говорилось: «Принимая во внимание боевые заслуги в партизанском движении против белых отрядов и банд Колесникова Ефима и Блинова Климентия, а также их социальное положение, расстрел им заменить 10-ю годами лишения свободы каждому с конфискацией имущества, указанного в приговоре Верховного Суда от 5 сентября с.г. с поражением гражданских прав
(избирательных) сроком на 5 лет после отбытия наказания за пределами Тувинской Аратской Республики» [11]. В адрес Президиума Малого Хурала поступали заявления и ходатайства советских граждан об отмене или смягчении судебных приговоров, просьбы о разрешении после отбытия наказания в СССР вернуться на проживание к родственникам в Туву.
С 27 по 30 июня 1932 г. проходила II (по счету 12-я) сессия Малого Хурала ТНР, на которой были рассмотрены: 1. Доклад о перевыборной кампании органов самоуправления в 1932 г.; 2. Доклад о государственном бюджете 1932 г.; 3. Доклад о контрольных цифрах и развитии народного хозяйства ТНР в 1932 г.
Историческое значение для ТНР имела III Чрезвычайная сессия Малого Хурала ТНР 7-го созыва, проходившая с 28 октября по 3 ноября 1933 г. Она подвела итоги работы правительства в период с VII Великого Хурала, исправила допущенные им ошибки и наметила новый политико-хозяйственный курс с опорой на частнохозяйственную инициативу граждан. Это была сессия, на которой решались вопросы уровня и компетенции Великих Хуралов. Затем введение нового курса вызвало необходимость пересмотра и изменения действующего законодательства ТНР. Вносились изменения в избирательный закон, уголовный кодекс, трудовой кодекс,
налоговую политику, при проведении коллективизации был взят курс на создание простейших сельскохозяйственных и других производственных кооперативов.
Только за 1928-1934 гг. Президиум Малого Хурала утвердил и издал: Закон об отделении церкви от государства от 2 марта 1928 г., положение о судоустройстве ТНР от 31 января 1930 г.; Уголовный Закон ТНР от 3 июня 1930 г., постановление об отделении церкви от государства и школы от церкви от 19 февраля 1930 г., постановление об ограничении возраста поступающих в хуураки и посвященных в ламы от 19 февраля 1930 г., постановление (совместно с Советом Министров) о порядке проведения в жизнь закона об отделении церкви от государства и школы от церкви от 28 марта 1930 г., постановление о проверке и чистке государственных органов, хозяйственных, кооперативных и общественных
организаций от 7 апреля 1932 г., Кодекс законов о труде (1932 г.), постановление о пересмотре списка «лишенцев», о предоставлении избирательных прав отдельным категориям бывших чиновников и лам (1933 г.), постановление (совместно с Советом Министров) об отмене Уголовного уложения ТНР и утверждении нового от 14 октября 1934 г.
Председатели Президиума Малого Хурала нередко бывали с рабочими
визитами в Москве. Так, А. -Т. Хемчик-оол 15 сентября 1934 г. встречался с заместителем наркома внешней торговли Ш. Элиавой. Во время этой встречи Хемчик-оол выдвинул ряд предложений. Стороны обсудили экспортно-импортный план Тувы на 1935 г., вопросы развития Совтувтранса, водного транспорта, ускоренного ввода в строй тувинского участка Усинского тракта, предстоящего введения национальной валюты - акша, об отпуске оборудования для вальцовочной мельницы в рамках долгосрочного кредитования, о паритетном участии в основном капитале Тувинбанка.
23 сентября 1934 г. состоялась беседа А.-Т. Хемчик-оола с директором Внешторгбанка СССР Ильиным. В ходе нее обсуждались вопросы: о сроках денежной реформы в Туве, порядке обмена старых денежных знаков на новые, о ценах импортных товаров после введения национальной валюты, о паритете капиталов советско-тувинского
акционерного общества «Тувинбанк» и выборе его председателем представителя от ТНР. Стороны отметили, что кредитная задолженность ТНР перед СССР нормальная, что она всегда была невелика. Также отметили, что у ТНР в торговых отношениях с СССР пассивное сальдо, но этого можно не опасаться ввиду дружественных отношений. В дальнейшем
будут предприниматься меры для сокращения пассива. Одной из таких мер называлось кредитование ТНР под сниженную процентную ставку. Ключевым вопросом денежной реформы был назван вопрос о ценах на товары. Курс обмена денежных знаков напрямую зависел от движения цен. Также отмечалось, что курс на частно-хозяйственную инициативу должен стабилизировать соотношение цен между промышленными (завозными) и сельскохозяйственными (местными)
товарами. Так, в МНР на этой основе установилось нормальное соотношение
[12]. В 1934 г. Малый Хурал и Правительство ТНР приняли совместное решение о введении с 1 января 1935 г. национальной валюты акша, приравненной к рублю и в виде штемпелеванного рубля
[13].
Во время поездки тувинской делегации в Москву на празднование годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1934 г. в Кремле состоялась беседа главы делегации А.-Т. Хемчик-оола с видным советским государственным деятелем и военачальником
К. Е. Ворошиловым. На встрече также присутствовали советские и тувинские представители: Тока, Танов, Борисов, Богданов, Тоткан и Юшкевич. К концу беседы подошел нарком иностранных дел СССР М. Литвинов. К. Е. Ворошилов
задавал А. -Т. Хемчик-оолу социально-политические и экономические вопросы государственного значения, наиболее важным из которых был вопрос о развитии в ТНР животноводства. Отвечая на вопрос о поголовье скота в Туве в разное время, Хемчик-оол сказал: «Вероятно, в дореволюционное время поголовье скота было выше. Мне кажется, что в этот период было около полутора миллионов голов скота». (На самом деле оно было в два раза меньше). Неверный ответ вызвал со стороны Ворошилова обвинения руководителей Тувы в том, что они занимаются не животноводством, а дележом портфелей. А. -Т. Хемчик-оол с этой критикой согласился. Ворошилов также по просьбе тувинских представителей порекомендовал Литвинову больше заниматься тувинскими делами, так как благополучие границ СССР зависит и от благополучия в ТНР [14]. Позднее А.-Т. Хемчик-оол встречался с председателем ВЦИК СССР М. И. Калининым и заместителем наркома земледелия СССР Ф. А. Цилько.
На заседании ГУсессии 7 созыва Малого Хурала ТНР, открывшейся 5 января 1935 г., присутствовало 35 членов Малого Хурала и 259 представителей государственных, общественных
организаций, аратов и народоармейцев. Открывший заседание Адыг-Тюлюш
Хемчик-оол подчеркнул, что после III Чрезвычайной сессии Малого Хурала ТНР главное внимание в работе уделялось развитию животноводства. Он отметил в работе правительства достижения «на фронте хозяйственного и культурного строительства» [15]. Но были и недочеты, устранение которых возлагалось на текущую сессию. Высказался за укрепление связей с СССР и дальнейшее укрепление независимости ТНР. Участников заседания поприветствовали Поверенный в делах СССР в ТНР Иванов и полпред МНР в ТНР Гомбожап. На втором заседании сессии, проходившем вечером 6 января, был заслушан доклад министра животноводства и земледелия Оюна Полата и содоклад председателя Дзун-Хемчикского хошунного управления Сундуя. На третьем заседании 7 января докладчикам задавали вопросы. Отвечая на них, Сундуй в частности сказал, что товарность аратских хозяйств невысокая, они в основном обеспечивают себя, мало что идет на продажу. Полат отметил небольшой рост посевов. Выступающие в прениях представители хошунов отмечали рост поголовья скота в период между III и IV сессиями Малого Хурала ТНР.
На четвертом вечернем заседании 7 января прения продолжились. На нем также звучали обвинения в адрес «оппортунистов» Сандыка и Танзына,
выступавших против нового курса и даже строивших «планы на совершение убийств». Серен вынужден сделать заявление, что он всецело поддерживает новый курс и не является сторонником названных «оппортунистов», хотя у него и были конфликты с Чурмит-Тажи и Токой, причиной которых послужили ложные слухи [16]. В этих выступлениях чувствуется нарастание политической напряженности в тувинском обществе.
На вечернем заседании 10 января и утреннем заседании 11 января 1935 г. обсуждался вопрос о торговле. Выступавшие относились к ней по-разному. Одни уповали на торговую кооперацию, другие обращали внимание на снижение на рынке цен в связи с активизацией частной торговли. Отмечали, что кооперация слабо учитывает спрос, мало завозит орудия труда. Указывали на плохое состояние дорог, и в связи с этим на невысокую активность торговли. Предлагали развивать транспорт. В заключение Малый Хурал принял постановления по вопросам
животноводства, торговли, бюджета и культурному строительству, наметив перспективы дальнейшего культурно-хозяйственного подъема. Правительству поручалось разработать и опубликовать положение о частной торговле, организации хошунных базаров и
кредитовании частников по линии Тувинбанка. Обращалось внимание на соблюдение финансовой дисциплины организациями и учреждениями.
По праздничным здравицам в адрес тувинских руководителей можно определить, кто из них какое место занимал во властной иерархии. Так, в середине 1930-х гг. первым в ряду поздравляемых руководителей стоял Председатель Малого Хурала и Президиума Малого Хурала ТНР А.-Т. Хемчик-оол, вторым - председатель Совета Министров ТНР - С. Чурмит-Тажи, третьим - С. К. Тока. Они же имели право первой, второй и третьей подписи. Даже после того, как руководящая роль ТНРП была закреплена в Конституции 1941 г. этот порядок (на бумаге) не изменился [17].
Президиум Малого Хурала принимал постановления о награждении «за особые заслуги» граждан ТНР и иностранных граждан. Так, в его постановлении от 13 июля 1935 г. отмечалось: «За особые заслуги в борьбе против внутренних и внешних врагов тувинского народа... и за руководство народным хозяйством и культурным строительством страны наградить. высшей наградой орденом Республики следующих товарищей:
1. Баира Алексея Хурен-ооловича
2. Полата Оюна
3. Шома Гессена Борисовича
4. Аракча Кыргыса Ажиловича
5. Кочетова Сергея Кузьмича
6. Тока Салчака Колбакхорековича
7. Пальмбаха Александра Адольфовича» [18].
Постановлением Президиума Малого Хурала ТНР от 28 октября 1937 г. ордена Республики был удостоен видный советский военачальник К. Е. Ворошилов
[19].
Следует отметить, что в 1920-е гг. «тувинская революция» в ТНР не праздновалась, хотя в отдельных высказываниях политиков и документах упоминалась. Официально праздновались годовщины и юбилеи образования тувинского государства. Так, в 1936 г. в ТНР на праздновании 15-летия ТНР прибыла советская делегация во главе с соратником В. И. Ленина, уполномоченным ВЦИК СССР А. В. Шотманом. В период пребывания советской делегации в Туве состоялась беседа А. В. Шотмана с председателем Малого Хурала ТНР А.-Т. Чульдумом. А В. Шотман в своей речи сделал заявление, что СССР будет оказывать Туве еще большую постоянно возрастающую помощь. В ответной речи А.-Т. Чульдум заметил, что успехи, которых ТНР добилась в своем развитии, во многом стали возможными благодаря помощи Советского Союза. Эта встреча имела важное значение, как прямой контакт между высокими представителями
законодательных органов СССР и ТНР [20]. Это был второй визит в Туву в качестве главы советской делегации и члена ВЦИК СССР А. В. Шотмана. Первый раз он приезжал на празднование 10-летия ТНР и передал 16 июля 1931 г. от советского правительства Туве жилые, торговые и служебные помещения (от квартир до складов) отделения Госторга РСФСР в г.Кызыле [21].
ЦИК СССР направлял в Туву своих представителей не только на празднование годовщин ТНР, но и по дипломатической линии. Следует отметить, что по линии ЦИК СССР и Президиума Малого Хурала ТНР между дружественными
государствами происходил обмен дипломатическими представителями. ЦИК СССР назначал и отзывал советских консулов и полпредов в Туве, а Малый Хурал - тувинских полпредов в СССР. Летом 1924 г. в Туву для мирного урегулирования военного мятежа на Хемчике приезжала советская делегация, которую возглавлял Чрезвычайный и полномочный представитель ЦИК СССР Яков Христофорович Давтян. Подобным же образом осуществлялись
дипломатические связи Тувы с Монгольской Народной Республикой.
На Х Великом Хурале ТНР избрали 91 члена Малого Хурала ТНР, из них 14 человек являлись советскими гражданами.
Президиум Малого Хурала состоял из 7 человек: председателя, двух его замов и пяти членов [22]. Одним из заместителей председателя Президиума Малого Хурала ТНР стал советский и тувинский (двойное гражданство) гражданин, бывший председатель комитета советских граждан г. Кызыла Виктор Григорьевич Иванов [23].
7 августа 1941 г. состоялась юбилейная объединенная сессия Малого хурала трудящихся ТНР и Малого Хурала трудящихся г. Кызыла совместно с центральными партийно-ревсомольскими и общественными организациями,
представителями Правительства,
посвященная 20-й годовщине ТНР. От советского правительства на сессии присутствовал председатель Президиума Верховного Совета РСФСР А. Е. Бадаев. Председатель Малого Хурала Х. А. Анчима в своем вступительном слове на юбилейной сессии назвала события августа 1921 г. (время образования тувинского
государства) «началом победоносной национально-освободительной революции», отметила, что «за 20 лет тувинский народ коренным образом перестроил страну, добился перерастания национально-освободительной революции в революцию социалистическую». В своем выступлении она остановилась на значении Декларации Х Великого Хурала о помощи СССР в разгроме гитлеровской Германии [24].
В 1940-е гг. Президиум Малого Хурала принимает не только постановления, но и Указы. В это время было принято немало указов о награждении граждан ТНР, советских государственных деятелей и военачальников. Указами Президиума Малого Хурала оформлялось изменение статуса населенных пунктов, переименование населенных пунктов и улиц, присвоение высоких воинских званий. Так, 3 марта 1943 г. орденом Труда ТНР был награжден инструктор тувинских танкистов Н. А. Прохоров [25]. Указом Президиума Малого Хурала ТНР от 15 марта 1943 г. «за военно-исторические победы и помощь тувинскому народу в хозяйственном и культурном развитии» орденом Республики был награжден И. В. Сталин [26], Указом от того же числа этой награды были удостоены 13 военачальников Брянского фронта во главе с командующим фронтом М. А. Райтером [27], Указом от 17 апреля 1943 г. - «за помощь в хозяйственном и культурном развитии и укреплении дружбы» секретарь крайкома ВКП (б) Красноярского края И. Г. Голубев [28], Указом от 30 апреля 1943 г. С. К. Тока присваивается воинское звание генерал-лейтенанта [29], Указом от 19 февраля 1943 г. в честь 25-й годовщины РККА улица Степная в г. Кызыле была переименована в Красноармейскую [30].
3 января 1942 г. было опубликовано постановление Президиума Малого Хурала ТНР «О реорганизации комитетов советских граждан в Тувинской Народной Республике». В нем говорилось, что на основании ст. 60 Конституции 1941 г. решено создать вместо комитетов советских граждан хуралы. Другим постановлением Президиума Малого Хурала от того же числа «О проведении хошунных Хуралов трудящихся было решено в период февраля-марта 1942 г. провести отчетно-выборные хуралы (съезды) в городах и поселках. На хуралах всех уровней решено было поставить ряд насущных вопросов, связанных с реорганизацией комитетов советских граждан в хуралы и организацией деятельности новых хуралов. Среди прочих делегаты хуралов должны были обсудить «наказы членам Малого Хурала ТНР» [31].
Назначения членов правительства и председателя Верховного Суда ТНР и разного рода распорядительные документы также оформлялись указами. Например, 29 октября 1943 г. в связи с военным временем был принят Указ Президиума Малого Хурала «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса ТНР», расширявший виды уголовных преступлений для детей с 12 до 14 лет [32]. Указом от 7 декабря 1943 г. транспорт ТНР объявлялся на положении военизированной организации.
К работникам отрасли предусматривалась ответственность аналогичная с ТНРА. Начальствующий состав мог налагать на работников наказание до 10 суток ареста [33]. В период Великой Отечественной войны в Президиум Малого Хурала ТНР обращались родственники погибших фронтовиков с ходатайствами о выплате семьям пособий.
8 августа 1944 г. состоялось заседание Президиума Малого Хурала ТНР, на котором Генеральный секретарь ЦК ТНРП С.К. Тока выступил с информацией по вопросу о вхождении Тувы в состав СССР и РСФСР. В работе заседания участвовали: Анчима Хертек Амирбитовна
(председатель), Ховалыг Базыр-Сат (заместитель), Виктор Иванов
(заместитель), Борис Ховенмей (и.о. секретаря), Салчак Тока, Сат Намчак, Т. Долганчик, С. Чамзан, Бак-Кок (все члены). Участники заседания постановили:
«1. Просить Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик принять Тувинскую Народную Республику принять в состав Союза Советских Социалистических Республик на правах автономной области Союза Советских Социалистических Республик.
2. Созвать 16 августа 1944 г. Чрезвычайную VII сессию Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики для обсуждения и принятия
декларации сессии по вопросу о вхождении Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик.
3. Утвердить план проведения Чрезвычайной VII сессии Малого Хурала трудящихся Тувинской Народной Республики» [34].
16 августа в г. Кызыле открылась VII Чрезвычайная сессия Малого Хурала трудящихся ТНР. В работе сессии приняли участие 69 членов Малого Хурала из 89, кроме того, на ней присутствовало более 100 представителей с мест, члены советской делегации во главе с заместителем председателя Верховного Совета РСФСР И. А. Власовым, а также посланник МНР в ТНР Н. Ядамжав (Идамчап) [35]. С докладом «О вхождении ТНР в состав СССР» выступил С. К. Тока. Он в частности сказал: «Опыт 23-летнего независимого существования нашей республики воочию показал, что слабые производительные силы страны,
малочисленность населения, отделение нашей страны от СССР границей и вытекающие отсюда формальности не дают стимула для быстрого развития нашей страны. Между тем, всем же ясно, что если бы не помощь Советского Союза и не защита Красной Армии, Тувинская Народная Республика, как таковая, не прожила бы и одного дня не только из-за
посягательств империализма, но и из-за внутренней экономической и культурной отсталости» [36]. Упоминая об этнически близких тувинцам народах Саяно-Алтая, докладчик отметил, что, развиваясь в составе СССР, они «далеко ушли вперед»
[37], хотя ранее мало чем отличались от тувинцев.
С. К. Тока отдельно остановился на правовой стороне рассматриваемого вопроса и пояснил, что, согласно Конституции ТНР, Малый Хурал является высшим органом власти в период между Великими Хуралами и обладает правом решения вопроса о вхождении ТНР в состав СССР.
Доклад С. К. Тока обсуждался делегатами сессии в течение 16-17 августа и у всех выступающих вызвал одобрение и поддержку. После прений была зачитана и принята за основу Декларация о вхождении ТНР в состав СССР. Так как изменений и дополнений не поступило, она была единогласно утверждена. Выступивший после этого И. А. Власов (Базыр-Сат Ховалыг переводил его речь на тувинский язык) выразил удовлетворение итогом рассмотрения на сессии судьбоносного для Тувы и ее народа вопроса. Президиуму Малого Хурала было поручено утвердить состав делегации для внесения Декларации в Президиум Верховного Совета СССР
[38].
После вхождения Тувы в состав РСФСР на правах автономной области Малый Хурал трудящихся ТНР на внеочередной VIII сессии принял решение о своем преобразовании в Областной Совет депутатов трудящихся Тувинской автономной области (ТАО) в областной Совет (облсовет), а Президиум Малого Хурала был преобразован в исполнительный комитет областного Совета (облисполком). Далее сессия продолжила свою работу как первая сессия Областного Совета депутатов трудящихся ТАО. На срок до выборов полномочия депутатов Совета возлагались на бывших членов Малого и Великого Хуралов ТНР. На первой сессии Совета выбрали облисполком, отделы и управления которого были созданы путем реорганизации министерств и ведомств ТНР [39].
Таким образом, Малые Хуралы ТНР сыграли важную историческую роль в Библиографический список
1. Моллеров, Н. М. Великий Хурал ТНР - высший и представительный орган власти Тувинской Народной Республики / Н. М. Моллеров. - Текст : непосредственный // Новые исследования Тувы.
- 2020. - № 3. - С. 6-7.
2. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп.1. Д. 206. Л. 4. - Текст : непосредственный.
3. Конституции Тувы. 1921-1993 гг. - Кызыл, 1999.
- С. 35. - Текст : непосредственный.
4. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп.1. Д. 206. Л. 4. - Текст : непосредственный.
период 1924-1944 гг. Их создание придало законченность системе власти в ТНР, повысило эффективность законодательной деятельности в республике, придало тувинскому обществу политическую стабильность. Можно без преувеличения констатировать, что они являлись оплотом народовластия в Туве. Они принимали наказы и направляли их для выполнения в министерства и ведомства, а также сами исполняли наказы избирателей.
Обязательными для их исполнения были решения Великих Хуралов ТНР. В сложной внутри- и внешнеполитической ситуации Малые Хуралы брали на себя роль Великих Хуралов. Так было в 1933 г., когда происходила смена внутриполитического курса развития республики, так было и в августе 1944 г., когда Малый Хурал принимал историческую Декларацию о вхождении Тувы в состав советского государства.
5. Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 153. Оп. 10. Д. 8. П. 5. ЛЛ. 1-7. -Текст : непосредственный.
6. НА Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Д. 420. - С. 19. - Текст : непосредственный.
7. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 65. - Текст : непосредственный.
8. Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 153. Оп. 10. Д. 8. П. 5. ЛЛ. 1-7. -Текст : непосредственный.
9. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 92. Оп.1. Д. 468. ЛЛ. 12, 14. - Текст : непосредственный.
10. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 14. Л. 1. - Текст : непосредственный.
11. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 100. Оп. 1. Д. 92. ЛЛ. 119-123. - Текст : непосредственный.
12. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 92. Оп.1. Д. 508. Л. 46. - Текст : непосредственный.
13. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 100. Оп. 1. Д. 92. ЛЛ. 143-144. - Текст : непосредственный.
14. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 92. Оп.1. Д. 444. Л.1. - Текст : непосредственный.
15. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 92. Оп.1. Д. 444. ЛЛ. 47-48, 51. - Текст : непосредственный.
16. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 84. Л. 1. - Текст : непосредственный.
17. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 100. Оп. 1. Д. 45. ЛЛ. 1-2. - Текст : непосредственный.
18. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 92. Оп. 1. Д. 85. Л. 1. - Текст : непосредственный.
19. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 530. ЛЛ. 26-28. - Текст : непосредственный.
20. Татаринцева, М. П. Русские в Туве / М. П. Татаринцева, Н. М. Моллеров. - Новосибирск, 2016. - С. 255-258. - Текст : непосредственный.
21. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1 Д. 219. Л. 2. - Текст : непосредственный.
22. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 430. Л. 460. - Текст : непосредственный.
23. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 430. Л. 8. - Текст : непосредственный.
24. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 430. ЛЛ. 11-12. - Текст : непосредственный.
25. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 430. Л. 23. - Текст : непосредственный.
26. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 430. Л. 26. - Текст : непосредственный.
27. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп. 1. Д. 430. Л. 18. - Текст : непосредственный.
28. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 100. Оп. 1. Д. 329. ЛЛ. 7-8. - Текст : непосредственный.
29. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 100. Оп. 1. Д. 329. Л. 88. - Текст : непосредственный.
30. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 100. Оп. 1. Д. 329. ЛЛ. 97-98. - Текст : непосредственный.
31. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп.1. Д. 530. Л. 11. - Текст : непосредственный.
32. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп.1. Д. 531. Л. 4. - Текст : непосредственный.
33. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп.1. ЛЛ. 13-14. - Текст : непосредственный.
34. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп.1. Л. 15. - Текст : непосредственный.
35. Национальный Архив Республики Тыва. Ф. 93. Оп.1. ЛЛ. 46-47. - Текст : непосредственный.
36. История Тувы. - Новосибирск, 2016. - Т. 3. - С. 19. - Текст : непосредственный.
References
1. Mollerov N. M. Velikij Hural TNR - vysshij i predstavitel'nyj organ vlasti Tuvinskoj Narodnoj Respubliki [The Great Khural - supreme and representative power body of the Tuvan People's Republic]. The New Research of Tuva, 2020, no. 3, p. 6-7. (In Russian)
2. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op.1. D. 206. L. 4. (In Russian)
3. Konstitucii Tuvy. 1921-1993 gg. [Constitutiona of Tuva. 1921-1993]. Kyzyl, 1999, p. 35. (In Russian)
4. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op.1. D. 206. L. 4. (In Russian)
5. Archives of external politics of the Russian Federation. F. 153. Op. 10. D. 8. P. 5. LL.1-7. (In Russian)
6. National Archives of the Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socio-Economic Research. D. 420. P. 19. (In Russian)
7. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 65. (In Russian)
8. Archives of external politics of the Russian Federation. F. 153. Op. 10. D. 8. P. 5. LL.1-7. (In Russian)
9. National Archives of the Republic of Tuva. F. 92. Op.1. D. 468. LL. 12, 14. (In Russian) 10.
National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 14. L. 1. (In Russian)
11. National Archives of the Republic of Tuva. F. 100. Op. 1. D. 92. LL. 119-123. (In Russian)
12. National Archives of the Republic of Tuva. F. 92. Op.1. D. 508. L. 46. (In Russian)
13. National Archives of the Republic of Tuva. F. 100. Op. 1. D. 92. LL. 143-144. (In Russian)
14. National Archives of the Republic of Tuva. F. 92. Op.1. D. 444. L.1. (In Russian)
15. National Archives of the Republic of Tuva. F. 92. Op.1. D. 444. LL. 47-48, 51. (In Russian)
16. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 84. L. 1. (In Russian)
17. National Archives of the Republic of Tuva. F. 100. Op. 1. D. 45. LL. 1-2. (In Russian)
18. National Archives of the Republic of Tuva. F. 92. Op. 1. D. 85. L. 1. (In Russian)
19. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 530. LL. 26-28. (In Russian)
20. Tatarinceva M. P. and Mollerov N. M. Russkie v Tuve [Russians in Tuva]. Novosibirsk, 2016, p. 255258. (In Russian)
21. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1 D. 219. L. 2. (In Russian)
22. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 430. L. 460. (In Russian)
23. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 430. L. 8. (In Russian)
24. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 430. LL. 11-12. (In Russian)
25. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 430. L. 23. (In Russian)
26. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 430. L. 26. (In Russian)
27. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op. 1. D. 430. L. 18. (In Russian)
28. National Archives of the Republic of Tuva. F. 100. Op. 1. D. 329. LL. 7-8. (In Russian)
29. National Archives of the Republic of Tuva. F. 100. Op. 1. D. 329. L. 88. (In Russian)
30. National Archives of the Republic of Tuva. F. 100. Op. 1. D. 329. LL. 97-98. (In Russian)
31. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op.1. D. 530. L. 11. (In Russian)
32. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op.1. D. 531. L. 4. (In Russian)
33. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op.1. LL. 13-14. (In Russian)
34. National Archives of the Republic of Tuva. F. 93. Op.1. L. 15. (In Russian)
Моллеров Николай Михаилович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, г. Кызыл, e-mail: [email protected]
Nikolai M. Mollerov - Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher at the Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.08.2020