К ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЕРХОВНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТНР В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА
Ондар Е.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SUPREME AUTHORITY OF STATE POWER OF TNR IN THE 20S OF XX CENTURY
Ondar E.M.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются история образования, развития верховного органа власти ТНР - Великого Хурала и особенности его деятельности в 20-е годы XX в.
Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, Великий Хурал, Конституция, Малый Хурал, Президиум Малого Хурала.
This article discusses the history of education, the development of the supreme authority of TNR - Supreme Khural and features of its activities in the 20s of XX century.
Key words: Tuvan People's Republic, the Supreme Khural, the Constitution, the Small Khural, the Presidium of the Small Khural.
XX век внес существенные изменения в жизнь тувинского народа, который в короткие исторические сроки совершил путь от вассальной зависимости к образованию собственного государства.
В 1921 г. состоялся Всетувинский учредительный хурал, который объявил независимость и суверенитет Тувинской Народной Республики (далее - ТНР) [1, с. 379]. Создание ТНР означало установление новой власти, а вместе с ним и создание новых органов власти. Одним из первых был создан орган верховной власти ТНР - Великий Хурал, который в Конституциях первых лет молодого самостоятельного государства назывался по-разному. Так, в первой Конституции ТНР 1921 г. данный орган был определен как съезд всех хошунов (административно-территориальная единица тогдашней Тувы), которому принадлежала верховная законодательная власть и состояла из депутатов от народа, созываемого не менее одного раза в год [2, с. 26]. В следующей Конституции 1923 г. речь идет уже о совещании представителей аратов всей республики, которое «составляет законы и решает все дела, имеющие общегосударственное значение» [2, с. 31]. А в Конституции 1924 г. верховная власть присваивалась Великому Хуралу республики [2, с. 35]. Тувинские хуралы строились по типу Советов, но не являлись их полным аналогом. Если по форме они и приближались к Советам, то по содержанию, характеру деятельности и составу государственных служащих существенно от них отличались [3, с. 133]. Повсеместно у власти находились бывшие чиновники и выходцы из буддийского духовного сословия, которые выражали не столько свои или чужие классовые, сколько общегосударственные интересы. В организации Хуралов можно видеть отголосок прежних всетувинских сеймов, созываемых не реже одного раза в год, а то и чаще. Хотя Конституция декларировала принцип выборности должностных лиц, на деле это не препятствовало первоначально сохранению доминирующего положения в делах правления исторически сложившейся тувинской аристократии [4, с. 20-21].
Вместе с тем хуралы олицетворяли собой идею крестьянских советов и в дальнейшем стали основной формой политической организации. Ленинская «идея о крестьянских советах, реализованная в Туве в августе 1921 г., вылилась в форму хуралов трудящихся...» [5, с. 90]. Хотя Великий Хурал трудно назвать подлинно представительным органом власти, тем более, что в начальный период туда входили в основном зажиточные слои населения - ламы, феодалы.
По Конституции 1924 г. в ТНР появляются такие новые органы, как Малый Хурал и Президиум Малого Хурала. Между сессиями Великого Хурала верховная власть принадлежала Малому Хуралу. Президиум являлся органом власти в период между сессиями Малых Хуралов [2, с. 35].
Всего с 1923 по 1928 гг. прошло шесть созывов Великого Хурала. Первый съезд всех хошунов согласно Конституции 1921 г. должен был собраться через год, т.е. в 1922 г., но он собрался с опозданием на год в 1923 г. В дальнейшем Великие Хуралы созывались ежегодно. Первоначально по Конституции 1923 г. право избирать и быть избранным имели все граждане независимо от пола, в возрасте от 20 лет и старше. Но в следующей Конституции 1924 г. в выборах могли участвовать лица, достигшие 22-летнего возраста. Однако в Конституции 1926 г. ТНР правом избирать и быть избранными принадлежало гражданам, достигшим 18-лет. К тому же были четко обозначены категории лиц, допущенных к выборам. Это: 1) добывающие средства существования своим трудом, а также лица, занятые своим трудовым хозяйством; 2) солдаты Народно-Революционной Армии [2, с. 45]. При этом архивные источники пока не позволяют установить принцип отбора представителей от хошунов. Поэтому есть основания полагать, что это были отнюдь не представительные выборы [6, с. 78].
К сожалению, в архивных источниках нет и точных сведений о количестве депутатов, избиравшихся в Хурал, такие данные имеются лишь о I Великом Хурале (1923), куда собрались 154 представителя со всех хошунов [7, л. 1]. Народные представители избирались от каждого хошуна отдельно на общих собраниях в количестве, пропорциональном числу населения, но не менее двух человек от самого малочисленного сумо* [2, с. 26].
Как правило, заседания Великого Хурала начинались с поздравления депутатов с началом открытия. Затем слово представлялось секретарю Центрального Комитета Тувинской Народно-революционной партии (далее - ЦК ТНРП), консулу Советской России в Туве, представителю Монгольской Народной Республики (далее - МНР).
На повестке дня стояли доклады Председателя Президиума Малого Хурала, Правительства, министерств и организационные вопросы. На V Великом Хурале были приняты следующие правила внутреннего распорядка Хурала. Заседание начиналось в 9:00, с 13:00 до 15:00 был перерыв на обед, с 15:00 до 19:00 продолжение работы [8, л. 3]. Во время заседания курить, разговаривать, входить и выходить не разрешалось. Регламент для докладчиков устанавливался не больше двух часов, вопросы и ответы можно было задавать в течение десяти минут. В первый день выбирали комиссию в составе 3 человек для проверки подтверждающих удостоверений депутата Великого Хурала. Пока слушали приветствия, поздравления день на этом заканчивался. Все вопросы решались поднятием руки.
На второй день после доклада Председателя Президиума Малого Хурала шло обсуждение доклада, немало было критики. В прениях выступали министры, представители хошунов. В целом, сессия длилась неделю и более.
Возникновение и становление новых органов государственной власти ТНР шло в сложной и противоречивой политической обстановке, связанной, прежде всего с политической и экономической зависимостью новой тувинской власти от Советской России, где установилась рабоче-крестьянская власть [3, с. 157]. По логике советских руководителей, для ТНР больше всего подходила диктатура трудового аратства. На деле же ключевые посты в высших органах власти занимали представители прежней правящей элиты.
Ввиду массовой неграмотности тувинского населения государственные служащие состояли в основном из числа прежних правителей и чиновников, которых по возможности отбирали исходя из степени их лояльности к новой власти. Именно этим можно объяснить частую смену руководителей тувинского государства, что негативно сказывалось на результатах его деятельности. С 1923 по 1928 гг. на посту председателя Президиума Малого Хурала работали Куулар Дондук, Монгуш
* сумо, суион - административная единица. Хошуны делились на сумоны, те - на арбаны.
26
Нимачап, Адыг-Тюлюш Хемчик-оол. Следует отметить, что все они впоследствии стали жертвами политических репрессий.
Как было выше отмечено, Хуралы созывались ежегодно. Остановимся более подробно на работе некоторых из них. В 1923 г. состоялся I Великий Хурал ТНР, в работе которого важное место заняли вопросы окончательного оформления Танну-Тувинской государственности. Съездом было избрано новое правительство и принят ряд важных законов и распоряжений. Народное собрание подтвердило отмену феодально-чиновничьих титулов и званий, а также особых почестей и знаков отличия феодалов и сановников, закрепленную в директивах II съезда ТНРП [7, л. 1-11].
Продолжая уничтожение старого деления Тувы по признаку феодально-удельных владений, Великий Хурал принял новое административное деление страны, а все хошуны, кроме Салчакского, были переименованы в соответствие с территориально-географическим принципом. В результате было образовано 6 хошунов: Салчакский, Тес-Хемский, Тоджинский, Улуг-Хемский, Уюкский, Хемчикский.
На Хурале была принята новая Конституция (1923 г.) под общим названием «Основные законы ведения политической работы народного правительства Танну-Тувинской народной республики». Следует отметить, что в советской историографии вообще отсутствовало какое-либо упоминание о Конституции 1923 г., имевшей переходных характер.
28 сентября 1924 г. начал свою работу II Великий Хурал. На съезде была утверждена новая Конституция, более четко определившая характер избирательной системы. В то же время возрастной ценз для участия в выборах поднимался с 20 (по Конституции 1923 г.) до 22 лет, что явилось определенным шагом назад, поскольку в выборах не могла участвовать социально активная часть молодежи.
Устанавливалась многоступенчатая система выборов в органы власти. При этом система государственных органов получила более стройную структуру. В промежутке между Великими Хуралами верховная власть принадлежала Малому Хуралу ТНР, работавшему на периодически созываемых сессиях. Малый Хурал был наделен полномочиями созывать и открывать Великий Хурал, как в установленные сроки, так и в случае чрезвычайных обстоятельств. Членами Малого Хурала избирались делегаты хошунов по норме 1 делегат от 200 хозяйств. Из их числа выбирался Председатель Президиума Малого Хурала, его заместитель, секретарь и два члена. В промежутках между сессиями высшим органом власти являлся Президиум Малого Хурала, работавший на постоянной основе.
Из числа делегатов Малого Хурала избирались председатель Совета Министров и министры. Правительство было подотчетно Малому Хуралу, все его постановления утверждались Президиумом Малого Хурала.
Впервые был избран Малый Хурал в составе 52 членов (депутатов), который утвердил Монгуш Нимачапа председателем Президиума Малого Хурала [9, л. 48-49].
III Великий Хурал, открывшийся 27 октября 1925 г., ратифицировал договор между СССР и ТНР, заключенный 22 июля 1925 г., принял решения об организации в Туве Советского торгового представительства, об утверждении правил, регулирующих жизнь русских колонистов, о приглашении из СССР советников, об отправке на учебу детей преимущественно бедняков и середняков [10, л. 13, 16].
IV Великий Хурал ратифицировал договор между МНР и ТНР, заключенный в августе 1926 г., утвердил новую, третью по счету, Конституцию [5, с. 133]. В последующих хуралах заслушивались отчетные доклады Президиума Малого Хурала, Совета Министров, министерств и хошунных управлений, докладывавших о внутренней и внешней деятельности правительства.
Таким образом, с 1923 по 1928 гг. происходило организационное оформление органа верховной власти ТНР - Великого Хурала. В условиях ТНР хуралы явились попыткой реализации ленинской идеи о крестьянских Советах. Однако, органы управления в Туве различных уровней трудно назвать крестьянскими, аратскими, в них были представлены в основном «феодалы». Великий Хурал был больше представительным органом с точки зрения представительства хошунов и
претворял в жизнь решения ТНРП на местах. Руководящую роль в стране стремилась играть с первых дней своего существования ТНРП. Именно на съездах ТНРП давались указания или рекомендации Великому и Малому Хуралам ТНР. В результате органы, которые должны были представлять интересы народа, фактически стали проводниками решений одной партии.
Библиографический список
1. Доржу, З.Ю. Исторические корни формирования и интеграции Тувинской Народной Республики с Союзом ССР// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. №4 (22). С. 378-385.
2. Конституции Тувы. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. - С.216.
3. История Тувы. Т.II / Под общ. ред. В.А. Ламина. - Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.
4. Ховалыг, С.С. Социальный состав руководящих кадров Тувинской Народной Республики в 1921-1928 годы // Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая: сборник научных статей молодых исследователей. Выпуск №9 /под ред. В.Н. Тугужековой. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - С.19 - 24.
5. Аранчын, Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. - Новосибирск: Наука, 1982. - 337 с.
6. Москаленко, Н.П. Этнополитическая история Тувы в XX в. - М.: Наука, 2004. - 222 с.
7. Центральный государственный архив Республики Тыва (далее - ЦГА РТ). Ф.93. Оп.1. Д.3 «а».
8. ЦГА РТ. Ф. 93. Оп.1. Д. 5.
9. ЦГА РТ. Ф.93. Оп.1. Д. 4 «а».
10. ЦГА РТ. Ф.93. Оп.1. Д. 4 «б».
Bibliograficheskij spisok
1. Dorzhu, Z.YU. Istoricheskie korni formlrovanlya ¡ integratsii Tuvlnskoj Narodnoj Respubliki s Soyuzom SSR// Vestnlk Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Аstafeva. 2012. №4 (22). S. 378-385.
2. Konstitutsii Tuvy. - Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1999. - S.216.
3. Istoriya Tuvy. T.II /Pod obshh. red. VA Lamina. - Novosibirsk: Nauka, 2007. - 430 s.
4. KHovalyg, S.S. Sotsial'nyj sostav rukovodyashhikh kadrov Tuvinskoj Narodnoj Respubliki v 1921-1928 gody // ^dual^e problemy istorii i kul'tury Sayano-Maya: sbornik nauchnykh statej molodykh issledovatelej. Vypusk №9 /pod red. V.N. Tuguzhekovoj. -Аbakan: Izdatel'stvo KHakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 2008. - S.19 - 24.
5. Аranchyn, YU.L. Istoricheskij put' tuvinskogo naroda k sotsializmu. - Novosibirsk: Nauka, 1982. -337 s.
6. Moskalenko, N.P. EHtnopoliticheskaya istoriya Tuvy v XX v. - M.: Nauka, 2004. -222 s.
7. TSentral'nyj gosudarstvennyj arkhiv Respubliki Tyva (dalee - TSGА RT). F.93. Op.1. D.3 «a».
8. TSGА RT. F. 93. Op.1. D. 5.
9. TSGА RT. F.93. Op.1. D. 4 «a».
10. TSGА RT. F.93. Op.1. D. 4 «b».
Ондар Евгения Михаиловна - аспирантка кафедры Отечественной истории Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Ondar Evgeniya - graduate student, Department of the National History, Tuva State University, E-mail: [email protected]
УДК 947.1/9