Научная статья на тему 'МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ОМСКА. "ДОРОГА К ХРАМУ" -СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ 1990-Х'

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ОМСКА. "ДОРОГА К ХРАМУ" -СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ 1990-Х Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСК / «ДОРОГА К ХРАМУ» / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ / МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алгазина Наталья Владимировна

В статье представлены итоги Пятого российского фестиваля «Зодчество-97», где в число победителей вошел проект омских зодчих под названием «Дорога к храму». Исследуются аспекты проектирования и реализации проекта благоустройства центральных улиц города Омска вусловиях социально-экономического кризиса начала 1990-х годов. В контексте данной статьи сделан акцент на использование в городском пространстве малых архитектурных форм. Показаны взаимосвязи в поисках стилистических решений и возможностей производства архитектурно-художественного металла в рассматриваемый период времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL ARCHITECTURAL FORMS IN THE IMPROVEMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT OF OMSK. "THE ROAD TO THE TEMPLE" -STYLISTIC SEARCHES AND ALTERNATIVE SOLUTIONS OF THE 1990S

The article presents information about the results of the Fifth Russian Festival "Architecture-97", where the project of Omsk architects entitled "The Road to the Temple" was among the winners. The aspects of the design and implementation of the project for the improvement of the central streets of Omsk in the conditions of the socio-economic crisis of the early 1990s are investigated. In the context of this article, the emphasis is placed on the use of small architectural forms in the urban space. The interrelationships in the search of stylistic solutions and possibilities of the production of architectural and artistic metal in the period under review are shown.

Текст научной работы на тему «МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ОМСКА. "ДОРОГА К ХРАМУ" -СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ 1990-Х»

DOI: 10.17516/2713-2714-0035 УДК 712.7+739.4

SMALL ARCHITECTURAL FORMS IN THE IMPROVEMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT OF OMSK. "THE ROAD TO THE TEMPLE" -STYLISTIC SEARCHES

AND ALTERNATIVE SOLUTIONS OF THE 1990s

Natalia V. Algazina

Omsk State Technical University Omsk, Russian Federation

Abstract: The article presents information about the results of the Fifth Russian Festival "Architecture-97", where the project of Omsk architects entitled "The Road to the Temple" was among the winners. The aspects of the design and implementation of the project for the improvement of the central streets of Omsk in the conditions of the socio-economic crisis of the early 1990s are investigated. In the context of this article, the emphasis is placed on the use of small architectural forms in the urban space. The interrelationships in the search of stylistic solutions and possibilities of the production of architectural and artistic metal in the period under review are shown.

Keywords: Omsk; "Road to the Temple"; architectural and artistic metal; small architectural forms; landscaping of the urban environment; Kasli iron casting.

Citation: Algazina, N.V. (2022). Small architectural forms in the improvement of the urban environment of Omsk. "The road to the temple" - stylistic searches and alternative solutions of the 1990s. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 2 (11), p. 118-125.

H. В. Алгазина

Омский государственный технический университет Омск, Российская Федерация

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ОМСКА. «ДОРОГА К ХРАМУ» -СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ 1990-х

Дорога к храму: а - ул. Тарская; б - ул. Спартаковская;

в - вид на Первомайский сквер через Тарские ворота (гл. архитектор проекта Т.Е. Чиркин, архитекторы Н.Л. Ростовщикова, С.В. Цибин, А.В. Борисенко, А.П. Перескокова, дизайнер Н.И. Ярох). 1996. Омск. 2021 Фото

Н.В. Алгазиной

The road to the temple:

a - Tarskaya St.; b - Spartak St.; с - view of Pervomaisky Square through the Tarsky Gate (chief architect of the project G.E. Chirkin, architects

N.T. Rostovchikova, S.V. Tsibin, A. V^ Borisenko, A.P. Pereskokova, designer N.1. Yarokh). 1996. Omsk. 2021 Photo by N. V. Algazina

Архитектура значительно богаче, чем застывшая музыка. Она включает в том числе и музыку и живопись, и монументальное искусство, и, разумеется, дизайн, и всё это называется организацией пространства.

Г. Е. Чиркин, архитектор

В статье представлены итоги Пятого российского фестиваля «Зодчество-97», где в число победителей вошел проект омских зодчих под названием «Дорога к храму». Исследуются аспекты проектирования и реализации проекта благоустройства центральных улиц города Омска вусловиях социально-экономического кризиса начала 1990-х годов. В контексте данной статьи сделан акцент на использование в городском пространстве малых архитектурных форм. Показаны взаимосвязи в поисках стилистических решений и возможностей производства архитектурно-художественного металла в рассматриваемый период времени.

Ключевые слова: Омск; «Дорога к храму»; архитектурно-художественный металл; малые архитектурные формы; благоустройство городской среды; каслинское литье.

Сегодня омичи уже привыкли к празднованию Дня города, кажется, этот праздник радовал нас всегда, но мало кто помнит, что появился он в самом начале 1990-х. Зачинателем торжественного празднования Дня города был первый мэр Омска - Юрий Яковлевич Шойхет (глава администрации г. Омска в 1991-1994 гг.). Так, впервые летом 1991 года с большим размахом было отмечено 275-летие города. Продолжил эту традицию Валерий Павлович Рощупкин (глава администрации г. Омска в 1994-2000 гг.), при этом стремясь ознаменовать

праздничные события преобразованием городской среды.

Одним из таких важнейших явлений стал подарок омичам ко Дню города в 1996 году: реализация проекта реконструкции и благоустройства центральной части Омска - улиц Ленина (от торгового центра «Омский» до Любинского проспекта), Спартаковской и Тарской (так называемый Тарский бульвар протянулся от памятника Ф.М. Достоевскому к Крестовоздвижен-скому собору). Непосредственным куратором этого проекта являлся глава администрации

Центрального административного округа Виктор Филиппович Шрейдер.

Эта комплексная градостроительная работа под названием «Дорога к храму», над которой работала группа проектировщиков под руководством главного архитектора института «Омскгражданпроект» Геннадия Евгеньевича Чиркина, была представлена на смотре лучших архитектурных произведений 1995-1997 годов в рамках проведения Пятого российского фестиваля «Зодчество-97». В авторский коллектив вошли архитекторы ОАО «Омскгражданпроект» Нина Ростовщикова, Сергей Цибин, Анатолий Борисенко, Алла Перескокова и дизайнер Наталья Ярох.

Фестиваль стал крупнейшим в России смотром достижений архитектуры, градостроительства и стройиндустрии, развития инфраструктуры и хозяйства городов, где немало внимания было уделено связи современности и исторического прошлого [7, с. 6]. В конкурсе принимали участие специалисты из 29 городов России и Казахстана. Всего было представлено 63 работы по разделу «Постройки» и 81 - по разделу «Проекты». Данный смотр продемонстрировал высокий профессиональный уровень участников. Омские проектировщики были выделены в первой семерке - группе, «представившей немало ярких архитектурных произведений и получившей высшие награды Фестиваля» [7, с. 4].

В разделе «Постройки» жюри не сочло возможным выделить лидеров, и было принято решение первую премию и диплом I степени не присуждать, «а список вторых премий открыла вышеназванная работа Дорога к храму". Этот коллективный труд, по словам председателя жюри B.C. Кубасова, не вызвал сомнения ни у одного из членов комиссии» [3, с. 72].

При реализации проекта «Дорога к храму» максимально использовались городские ресурсы. Так, например, мощение - как непреложная составная часть внешнего благоустройства городской территории - выполнялось строительным холдингом «Луна» (гендиректор Владимир Викторович Лайнвебер) и строительным трестом № 1 (рук. Бронислав Ильич Кононов). Вопросами озеленения руководила Вера Ивановна Ракиерова - главный агроном г. Омска.

На концептуально-идейном уровне «Дорога к храму» - это организация архитектурно-художественной среды, связанной с именем Ф.М.

Достоевского, пребывавшего С 8£ТИЛ|>Н и К

в Омском остроге 1850-1854 годы. Большое внимание авторы проекта уделили разработке малых архитектурных форм «со стилистическим решением, пополняющим художественный замысел пространства» [4].

Включение в зону проектируемой территории элементов уличного дизайна сыграло немаловажную роль в архитектурном ансамбле «пространства Достоевского». Выбор оптимальных решений соединения старого и нового шел по двум направлениям: с одной стороны, подчинить новые объекты стилю, масштабу и духу места, с другой - контрастно противопоставить сложившуюся среду новым формам и композиционным приемам, «обусловленным новыми материалами, технологиями и творческими устремлениями зодчих» [7, с. 6].

Из множества эскизных вариантов (только по фонарям было представлено более десяти версий), предложенных авторским коллективом, в процессе многочисленных обсуждений и согласований предпочтение было отдано направлению, созвучному «петербургскому стилю».

В вопросах выбора технологий изготовления фонарей и декоративных элементов рабочая группа опиралась на потенциал чугунолитейного производства. Известно, что «во все времена русские столицы одевали" в ажур роскошных чугунных кружев каслинские мастера» [5]. Поэтому в поисках оптимальных решений для более глубокого изучения вопросов современных технологий металлообработки и классических традиций изготовления архитектурно художественного литья на Южный Урал - в г. Сне-жинск Челябинской области и на завод в г. Касли - были откомандированы омские специалисты. Привезенные образцы знаменитого каслинско-

I

L lb о л

\

И.И. Ярох (дизайн). Эскизы фонарей. 1995. Омск

N.I. Yarokh (design). Sketches of lanterns. 1995. Omsk

В.И. Савинов.

Модуль «Кружевной» М-02. 1986; Н.И. Ярох. Эскиз придорожных секционных ограждений (чугунное литье, касли). 1995

V.I. Savinov. Module "Lace" М-02. 1986; N.I. Yarokh. Sketch of roadside sectional fences (iron casting, Kasli). 1995

го литья легли в основу дальнейших разработок малых архитектурных форм.

Безусловно, по богатству и разнообразию ассортимента с Каслинским заводом соперничать достаточно сложно. Фонарные столбы, скамьи, урны, решетки ограждений и т.п. в Касли отливаются более двухсот лет. Специалисты называют эти творения каслинских мастеров выдающимся образцом отечественного художественного металла. Однако финансовые возможности 1990-х не позволяли Омску закупить для благоустройства двух улиц полные ансамблевые комплекты архитектурного литья и одномоментно выполнить задачу комплексного оформления муниципальной территории.

Необходимо было найти оптимальные решения по снижению стоимости производства малых архитектурных форм. Чугун решено было отливать на омских заводах в упрощенной форме, произведенной по аналогам каслинских изделий. В контексте решений стилевого единства при разработке светильников для освещения пешеходных тротуаров по улице Ленина были переработаны эскизы с учетом комбинирования составных элементов: фонарный ствол - производства Каслинского завода архитектурно-художественного литья, но база и светильники разработаны с учетом технологических возможностей омских производств.

Помимо этого, состав проекта дополняли декоративные решетки для придорожных секционных ограждений. В эскизах была предложена комплектация звеньев с использованием

0ГРАЖДЕНИЕ МАЛОЕ '[КАСЛИ)

Q

шг-ж^т-* * ||к

юСНЗОй

^riL 1 - /

fpBgS

«перефразированной» формы каслинского модульного элемента «Кружевной» М-021. Модель этого модуля выполнена в 1986 году модельщиком и форматором, мастером по изготовлению пресс-форм В.И. Савиновым (1926-1989). Оригинальный вариант изделия представляет собой ажурный односторонний рельеф (габариты: 240x240x10 мм; вес 1,72 кг) «квадратной конфигурации, с восьми-лепестковой розеткой из переплетающегося шнура в центре. Обрамление в виде шнура образует на углах незатянутые узелки с вытянутыми петлями» [4].

Омская версия выглядит более лаконично. Автор творческой стилизации дизайнер Наталья Ярох осуществила обобщение мелких «узелковых» элементов, преобразовав «чугунную вязь» в пластику чистых архитектурных линий, оставив центром композиции мотив восьми-лепестковой розетки. В дизайне боковых опор транзитных скамеек, установленных в пешеходных зонах, был применен родственный декор, это позволяло объединить малые формы различного функционала в единый городской комплект.

И все же изделия Каслинского завода архитектурно художественного литья нашли свое место в благоустройстве «Дороги к храму». Для газонного ограждения в Первомайском сквере был использован модуль чугунной решетки для переходов Р-112. Автором модели, созданной в 1982 году, является С.П. Манаенков - скульптор, член СХ СССР (1974), почетный гражданин г. Касли (1996), автор ряда моделей для художественного и архитектурного литья. Решетка представляет собой двухсторонний модуль 720x380x14 мм. При соотношении сторон 1:2 орнамент составлен из двух одинаковых 4-ле-пестковых розеток, окруженных растительными мотивами [5].

В процессе реализации проекта вносились изменения, по-прежнему продиктованные технологическими и финансовыми возможностями Омска конца 1990-х. Вместо чугунного литья для изготовления фонарных столбов использовали трубный металлопрокат и листовое железо. В попытке сохранить стилевое единство разработка дизайна фонарей шла не только по пути упрощения, но и с учетом визуального воздействия с присутствием атмосферы исторической среды в живом ритме современного города. Соединить романтико-ностальгическую ноту XIX века, сопряженную с громкими аккордами

центральных магистралей конца XX в., - задача, обусловленная поисками новых стилистических приемов. В процессе ее решения ажурные декоративные элементы трансформировались в более жесткие формы, соответствующие характеру урбанистической среды, сохранив при этом классическую «петербургскую» шестигранную форму плафона.

Фонари, специально разработанные для Тар-ского бульвара (ул. Спартаковская и ул. Тарская; авторы - архитектурная группа Н.Л. Ростовщи-ковой), выполнены по той же технологии, что и светильники, установленные по ул. Ленина. Это сварные конструкции из трубопроката, листового железа, усиливающего объемно-пластическое оформление базы, и металлические ленты для «прорисовки» декора в верхней части светильника.

В серию фонарей для благоустройства Тар-ского бульвара входят одно-, двух- и четы-рехрожковые модели с круглыми плафонами из белого матового стекла. Графическое решение однорожковых фонарей, развернутых перпендикулярно бульвару, представляет собой асимметричную композицию, построенную на основе мотива креста и ломаных линий, лежащих с ним в одной плоскости. В композиции использована стилизация завитка - элемента, транслированного из традиций русских орнаментов. В целом плоскостное решение декора осветительной части фонаря послужило модулем для формирования объемно-пространственного ассамбляжа двух- и четырехрожковых моделей. Двухрожковые светильники собраны под прямым углом из двух модулей и «раскрываются» в сторону бульвара объемной частью с плафонами на вытянутых кронштейнах. Четырехрож-ковые - симметричная композиция из четырех полумодулей.

Объемные фонари на четыре рассеивателя фланкируют вход на Тарский бульвар со стороны Крестовоздвиженского собора. По два фонаря установлены на перекрестке улиц Тарской и Интернациональной, также у Тарских ворот и обозначают «пространство Достоевского» -путь, который вел писателя в Омскую крепость. Однорожковые равномерно рассредоточены на Спартаковской улице и в Первомайском сквере; по улице Тарской фонари с двумя плафонами чередуются с однорожковыми светильниками.

На стадии эскизного проекта высказывалось предложение и по камерному освещению скверов, территориально входящих в зону проектируемого пространства. В рабочих вариантах представлены поисковые версии уличных торшеров на невысокой стойке, в верхней части которой устанавливается декоративный металлический держатель для светового рассеивателя - стеклянного шара. Предполагалось выполнить разновеликие светильники высотой не более полутора метров. Уличные торшеры выполняют не только функцию освещения, но и создают таинственность и очарование, способствующие романтическому настроению. Для 1990-х годов подобного рода подсветка в ландшафтном дизайне являлась новаторской идеей, но, однако, это предложение не было принято к реализации.

Тем не менее, в благоустройство городской среды были привнесены новые декоративные элементы, обладающие собственным функциональным предназначением и завершающие целостность композиционного строя улиц и скверов. Интересным и нестандартным по тем временам решением явилась скамья в транзитной зоне, граничащая со сквером у драматического театра и выполненная в виде длинного непрерывного полукружия. Превосходно вписались в архитектурно-пространственный контекст города информационные указатели и номерные знаки домов. Для обустройства городских тротуаров были разработаны и отлиты из чугуна декоративные приствольные решетки.

Реализация проекта, даже в усеченном формате, сформировала у омичей положительный эмоциональный фон, наполнив атмосферу улиц своеобразием и притягательностью.

Н.И. Ярох. Транзитная скамья: а - эскизное предложение, 1995; 6 - реализация. 1997. Чугунное литье, дерево. Омск.

1997 Фото М.Г. Пахотина

N.I. Yarokh. Transit bench: а - draft proposal, 1995;

b - implementation. 1997. Iron casting, wood. Omsk. 1997 Photo hy M.G. Pakhotin

Фонари для освещения пешеходных зон (гл. архитектор проекта Г.Е. Чиркин, арх. А. П. Перескокова, диз. Н.И. Ярох): а - сквер

им. Дзержинского; б - ул. Ленина. 1997. Металл. Омск. 2006,2016 Фото

Н.В. Алгазиной

Lanterns for lighting pedestrian zones (chief architect of the project G.E. Chirkin, architect A. P. Pereskokova, diz. N.I. Yarokh): a - square named after. Dzerzhinsky; b - Lenin Street. 1997. Metal. Omsk. 2006, 2016 Photo by N. V. Algazina

В начале 2000-х в своих интервью с омскими СМИ Геннадий Чиркин отмечал: «Тарский бульвар - это чудесное место для прогулок, полюбившееся омичам. Но открывали его в спешке, ко Дню города, и, кажется, сделано не все, что можно» [6]; «и, хотя мы тогда не нашли общего языка с главным архитектором города, проекты благоустройства улиц Ленина и Тарской прозвучали довольно хорошо на общероссийском уровне» [2].

Каждая новая эпоха в жизни города привносит в его облик свою окраску. Созвучно времени вырабатывается взаимодействие сложившейся среды с включенными в нее новыми формами; создаются при этом действенные предпосылки для качественного видоизменения окружающего нас предметного мира. «На российском фестивале архитектуры "Зодчество-97" омская "Дорога к храму" была признана лучшей реализацией проекта, и Союз архитекторов России выдвинул ее на соискание Государственной премии в области литературы и искусства за 1998 год» [1].

К настоящему времени прогулочные зоны и скверы в центральной части города, в том числе и Тарский бульвар, претерпели определенные изменения. Но, тем не менее, малые архитектурные формы, разработанные омскими зодчими в конце XX века, и сегодня остаются актуальными как в смысловом значении, так и с точки зрения формообразования, они абсолютно сомасштаб-ны данному пространству и сбалансированы с окружающей средой.

Автор выражает благодарность за предоставленный материал председателю правления Омского регионального отделения «Союз дизайнеров России» Ярох Наталье Ивановне.

Примечания

1. Название и маркировка изделия по каталогу продукции Каслинского завода архитектурно-художественного литья

2. Маркировка изделия по каталогу продукции Каслинского завода архитектурно-художественного литья

Литература

1. Васильева, С. Формула успеха Геннадия Чиркина // Аргументы и факты. - 1999. - 29 июля. - С. 2.

2. Горнов, Н. Геннадий Чиркин: «На всероссийских архитектурных конкурсах омичи получают премии» // Коммерческие вести. - 2003. - № 48. - 8 декабря. -URL: http://kvnews.ru/gazeta/2003/12/48/547541 (дата обращения 05.06.2022).

3. Гуменюк, А.Н. «Зодчество-97»: впечатления и оценки // Вторые омские искусствоведческие чтения : сборник материалов. - Омск : Альтернатива-АРТ, 1998. - С. 72-74.

4. «Дорога к храму» - благоустройство улиц Спартаковской и Тарской в г. Омске // Омскграж-данпроект: территориальный проектный институт : офиц. сайт. - URL: http://www.omgp.ru/index. php?Itemid=65&catid = 57%3A2012-04-17-05-3 841 &id=3 56%3 Aq- q8roption=com_content8rvie w=article (дата обращения 05.06.2022).

5. Каслинский завод архитектурно-художественного литья : офиц. сайт. - URL : http://kac3.ru/news/ litykh-ograd-uzor/ (дата обращения 05.06.2022).

6. Пройду по Тарской, сверну на Любинский... Геннадий Евгеньевич Чиркин - заслуженный архитектор России, руководитель мастерской ОАО «Омскграж-данпроект» // Омская газета: офиц. сайт. - URL: http:// omsknews.ru/?p=4345 (дата обращения 20.11.2021).

7. Сдобнов, Ю.А. Фестиваль «Зодчество-97». Лучшее в архитектуре: комментарий к фестивалю // Проект Россия. - Москва: А-Фонд, 1998. - № 8. - С. 6-8.

References

1. Vasil'eva S. Formula uspexa Gennadiya Chirkina [Gennady Chirkin's success formula]. Argumenty' i fakty'. 1999, 29 July, p. 2.

2. Gornov N. Gennadij Chirkin: "Na vserossijskix arxitekturny'x konkursax omichi poluchayut premii" [Gennady Chirkin: "Omsk citizens get awards in the all-Russian architectural competitions]. Kommercheskie vesti, 2003, no. 48, 8 December, available at: http://kvnews.ru/ gazeta/2003/12/48/547541 (accessed 05.06.2022).

3. Gumenyuk A. N. "Zodchestvo-97": vpechatleniya i ocenki ["Architecture-97": impressions and marks]. Vtory'e omskie iskusstvovedcheskie chteniya: sbornik materialov. Omsk, AT ternativa-ART, 1998, pp. 72-74.

4. "Doroga kxramu" - blagoustrojstvo ulicz Spartakovskoj i Tarskoj v g. Omske ["The road to the temple" -improvement of the Spartakovskaya and Tsarskaya streets in Omsk]. Omskgrazhdanproekt: regional project institute: an official web site, available at: http://www.omgp.ru/ index.php?Itemid=65&catid=57%3 A2012-04-17-05-38-41&id=356% 3 Aq- q&option=com_content&view= article (accessed 05.06.2022).

5. Kaslinskij zavod arxitekturno-xudozhestvennogo lit'ya [Kasli factory of an architectural and artistic casting]: an official web site, available at: http://kac3.ru/news/litykh-ograd-uzor/ (accessed 05.06.2022).

6. Projdu po Tarskoj, svernu na Lyubinskij... Gennadij Evgen'evich Chirkin - zasluzhenny'j arxitektor Rossii, rukovoditel' masterskoj OAO "Omskgrazhdanproekt" [I will walk along the Tarskaya street, then turn on the Lyublinsky]. Omskaya gazeta: an official web site, available at: http://omsknews.ru/?p=4345 (accessed 20.11.2021).

7. Sdobnov Yu. A. Festival' "Zodchestvo-97". Luchshee v arxitekture: kommentarij k festivalyu [The festival "Architecture-97". The best in architecture: commentaries to the festival]. Proekt Rossiya. Moscow, A-Fond, 1998, no. 8, pp. 6-8.

Об авторе

Алгазина Наталья Владимировна - доцент кафедры «Дизайн» Омского государственного технического университета, член Союза дизайнеров России

E-mail: nataanv@ mail.ru

Algazina Natalia Vladivirovna

Associate Professor at the Department of Design, Omsk State Technical University, member of the Union of Designers of Russia

Lanterns for lighting Tarsky Boulevard (chief architect of the project G.E. Chirkin, architect N.L.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rostovshchikova): a - one-horn; b - two-horn; c-four-horn. 1997. Metal. Omsk. 2021 Photo by N. V. Algazina

Фонари для освещения Тарского бульвара (гл. архитектор проекта Т.Е. Чиркин, арх. H.H. Ростовщи-кова):

а - однорожковый; б - двухрожковый; в - четырехрожко-вый. 1997. Металл. Омск. 2021 Фото Н.В. Алгазиной

С.П. Манаенков (скульптор). Декоративная решетка для переходов Р-11: а - модель из каталога ООО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья», 1982; б - газонное ограждение, 1997. Чугунное литье. Первомайский сквер, Омск. 2018. Фото

Н.В. Алгазиной

S.P. Manaenkov (sculptor). Decorative grating for transitions R-ll: a - model from the catalog of LLC "Kaslinsky plant of architectural and artistic casting", 1982; b - lawn fencing, 1997. Iron casting. Pervomaisky Square, Omsk. 2018 Photo by N. V. Algazina

Tarskaya St. (chief architect of the project G.E. Chirkin, architects N.L. Rostovshchikova, S.V. Tsibin, A. V Borisenko, A.P. Pereskokova). Omsk. 2020-2021 Photo by N. V. Algazina

Ул. Тарская (гл. архитектор проекта Т.Е. Чиркин, архитекторы Н.Л. Ростовщикова, C.B. Цибин, A.B. Борисенко, А.П. Перескокова). Омск. 2020-2021 Фото Н.В. Алгазиной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.