Научная статья на тему 'Малолетние узники "Третьего рейха"'

Малолетние узники "Третьего рейха" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2057
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малолетние узники "Третьего рейха"»

Кускова С.В.

МАЛОЛЕТНИЕ УЗНИКИ "ТРЕТЬЕГО РЕЙХА"

дной из малоизученных проблем Второй мировой и Великой Цп Отечественной войн остается судьба бывших малолетних

узников фашистских концлагерей.

Среди исследований по данной проблеме выделяется работа Поляна П. "Жертвы двух диктатур. .Остарбайтеры и военнопленные в Третьем рейхе и их репатриация" ( 9).

Воспоминания бывших малолетних узников фашизма публикуются на страницах газеты "Судьба", издаваемой Международным союзом бывших малолетних узников фашистских концлагерей .

Особую историческую ценность для изучения данной проблемы представляют материалы устной истории. В ходе поисковой деятельности под нашим руководством в 1997-2001 гг. учащимся старших классов милицейско-правового лицея г. Пскова удалось собрать 96 анкет бывших малолетних узников фашистких концлагерей, проживающих в г. Пскове. Значительная часть вопросов анкеты была посвящена обстоятельствам их угона в места принудительного содержания, условиям содержания в этих местах, наиболее запомнившимся, событиям, фактам того времени и т.д.

Ряд аспектов данной темы был рассмотрен в дипломной работе студентки истфака О. Стебиховой О. (1999г.).

Отдельные вопросы данной проблемы были изложены в нашем выступлении на секции Российской научной конференции, посвященной 55 годовщине окончания Великой Отечественной и Второй мировой войн (Нижний Новгород,19-20 апреля 2000 г.)

Задачей предлагаемой статьи является систематизация имеющихся на данном этапе материалов, в том числе устной истории, о судьбах псковичей и жителей близлежащих пригородов - бывших малолетних узников фашистких концлагерей.

В годы Великой Отечественной войны более 1 миллиона детей и подростков было угнано в концентрационные лагеря. (5; 1). По планам руководителей Третьего рейха большинство детей из СССР подлежало уничтожению. Они становились принудительными донорами, биологическим сырьем, малолетними рабами, живым прикрытием в ходе военных операций...

В силу пограничного расположения Псковской области значительная часть населения испытала на себе все ужасы фашисткой оккупации, продолжавшейся с 9 июля 1941года по 22 июля 1944 год.

На 1 марта 2000 года на территории Псковской области проживало 29350 бывших малолетних узников фашистских концлагерей (7; 4 ). Это при том, что по существующим подсчетам, из 10 угнанных в концлагеря в живых оставался лишь один (5).

Кроме концлагерей на территории СССР, псковские дети были узниками более чем 10 концлагерей на территории Польши, Германии, Франции и других европейских стран.

Возраст детей и подростков, попадавших в фашистскую неволю не ограничивался никакими инструкциями. Среди опрошенных нами людей каждый 5-й - 1929 года рождения; каждый 20 — й родился в 1941 году. Дети попадали в неволю вместе с родителями, знакомыми, родственниками. Третий рейх с каждым годом войны все острее нуждался в рабочей силе.

Так, в июле 1942 года нацистское руководство определило потребности в рабочей силе для Г ермании примерно в 560 тысяч человек. С февраля 1943 года в документах нацисткой администрации появляется термин "остарбайтер".

В официальном немецком понимании, "остарбайтеры" —это гражданские рабочие из старых советских областей, т.е. территории СССР до 1 сентября 1939 года (без Литвы, Латвии, Эстонии, Белостокской и Львовской областей, Молдавии и северной Буковины. Иной статус имели жители Прибалтики. В июне 1942 года они получили право не подлежать принудительной вербовке.

В материалах собранных анкет отражены уникальные биографические сведения, воссоздающие трагизм жизненных реалий в судьбах малолетних узников.

Путь в фашистский ад для большинства из опрошенных начинался фактически по одному сценарию : фашисты окружали дом (улицу, деревню), отводили какое-то время ( иногда и часа не давали ) на сборы, загоняли в товарные вагоны.... Так для детей заканчивалось детство.

Человеческая память сохранила восприятие того страшного времени в нехитрых поэтических строчках. Они были опубликованы в газете "Судьба" Васильевой Н.М.,1932 года рождения, бывшей узницы концлагеря Эберсвальде.(1; 7)

Ночь надвигается, вагон качается Ко мне спускается тревожный сон.

Страна любимая не улыбается,

Идет в Германию наш эшелон.

Нас в ряд построили В Потсдаме- городе,

Помещик- бауэр с рядов хватал Девчонок крепеньких Да чуть здоровеньких А нас, замученных, никто не брал.

И вот погнали нас, но не к помещику,

А в лагерь смертников , как дикарей,

Где слышен лай собак,

Кругом охранники,

Колюча проволока, и ток по ней.

...А холод адский там...

Морили голодом,

Баланду ели мы один раз в день,

И хлеб с опилками Кусочек маленький,

Да кофе- суррогат пол литра в день.

На грудь повесили нам знак отличия,

В шеренгу строили и как солдат Гоняли на завод, работать по двору С утра и до ночи , и в дождь и в град.

Эти строки отразили бесчеловечную сущность нацистского порядка, установленного для малолетних узников в концлагерях.

Так, в концлагере Заксенхаузен фашисты предполагали разместить 10 0000 человек. Однако постоянно содержалось более 60 000. Это был особый лагерь. Узников заставляли передвигаться только бегом. На сон отводилось 4-5 часов.

В лагере Бабельсберг было много ребятишек. "Часто в отсутствие родителей детей собирали в общую колонну, строили по шеренгам, заставляли раздеваться и стоять перед трибуной, на

которой стояли члены медицинской администрации лагеря. Это был очередной осмотр и отбор наиболее крепких подростков для сбора крови. Брали у людей и спинномозговую жидкость Из самых сильных чувств запомнился страх. Это был страх при виде больших собак. Меня и сегодня пробирает дрожь и я начинаю заикаться при виде бульдогообразных псин" (3; 418-419). Вспоминает об этом пскович Георгий Николаевич Кожевников, 1939 года рождения.

О тех же случаях использования фашистами детей в качестве доноров указано в 2-х анкетах (1933 и 1934 годов рождения). Бывшие малолетние узники вспоминают о том, что их "кормили хорошо", у них были свои номерки для забора крови.

В материалах анкеты Марии Петровны Алексеевой (1929 года рождения) приведен список из 5 концлагерей, через которые прошла эта девочка. Концлагерь под Магдебургом назван первым. На всю жизнь в ее памяти запечатлелся барак за колючей проволокой, нары в два этажа, 250 граммов хлеба и баланда (мутная вода). "Чувство голода было постоянным только об этом и говорили, другой главной темой был страх бомбежки".

В анкетах тех, кто 1931 года рождения и старше, основное место в воспоминаниях о фашисткой неволе занимает тема работы. Дети вместе со взрослыми строили укрепления, разгружали вагоны, валили лес, работали на хозяина -немца..

Алексей Тимофеевич Филиппов (1931 года рождения): "С февраля 1943 по май 1945 года находился в Германии в Родэ-Харце: Нас, 12-ти летних мальчишек, заставляли работать в каменноугольной шахте, по 10 часов нарывали щебень в вагонетки. Кормили гнилой брюквой и давали 200 г хлеба. Мы были похожи на стариков".

Примерно в каждой десятой анкете содержатся краткие записи о фашистах (о тех, кто охранял, сопровождал). Для них, олицетворявших ужас, страдания, мучения, бывшие малолетние узники находят в большинстве своем однозначные слова -изверги, нелюди.

"Жизнь человеческая ничего не стояла. Все зависело от конвоира, от старосты, старшего в штабе, коменданта в лагере. Это были свирепые и жестокие люди. которые не имели жалости. Могли ради потехи избить любого. (3; 418)

Редкие исключения составляют иные воспоминания, в которых немцы проявляли человеческое участие к малолетним узникам.

Например, Евгений Михайлович, Яковлев (1932 года рождения), работавший на хуторе в Г ермании, записал следующее: "У хозяина

было два сына-офицера. Они служили в действующей армии. Звали их Альфред и Адольф. Сыновья приезжали в отпуск к отцу. Ко мне относились хорошо. В субботу и в воскресенье обязательно водили в церковь".

В ответах Александры Петровны Ширяевой (1936 года рождения) из 1,5 лет нахождения в немецких бараках в памяти сохранился лишь один эпизод о немце, не похожем на большинство фашистов: "Я никогда не любила лук, до сих пор есть его не могу. А немцы нас кормили луком-батуем. И меня просто тошнило от него. И вот однажды один из немцев поманил меня пальцем. Я подошла, он меня вывел из помещения. И дал бутерброд небольшой. Ему было жалко меня. Я ела бутерброды без лука, которые он приносил из своего дома на завтрак, обед и ужин. Но об этом никто не знал. Он попросил.".

Освобождение из фашисткой неволи для большинства бывших малолетних узников фашистских концлагерей вспоминается как самый радостный и долгожданный праздник.

В материалах анкеты Ольги Екимовны Яковлевой (1933 года рождения) приводится рассказ об этом дне. В частности,она пишет о том, что им удалось в 12 часов ночи, когда недалеко от территории концлагеря стали слышны звуки стрельбы, броситься врассыпную и укрыться в рядом расположенном селе. Вскоре пришли советские танки.

Решение ГКО по вопросу репатриации было принято в конце лета 1944 г. Окончательно вопросы о репатриации определили документы Соглашения, подписанные 10-11 февраля 1945 года в Ялте на конференции союзников. Было заявлено, что репатриации подлежат все советские граждане.

По общим подсчетам, в течении 1944 года. на родину возвратили 1.050.398 человек, в течении 1945 года .- 4.514.201 чел.

Массовая репатриация закончилась в сентябре-октябре 1945

года.

Бывшие малолетние узники добирались до родного Пскова разными путями.

Валентина Константиновна Мехеда (1938 года рождения) вспоминает товарные вагоны, куда их погрузили для отправки домой Мария Петровна. Алексеева (1929 года рождения) помнит, что отправка из Германии прошла организованно, "после медосмотра всех отправили к месту жительства".

По данным анкет бывших малолетних узников фашистских

концлагерей уже на своей Родине более трех четвертей из них столкнулись с непониманием, порою открытой неприязнью, укорами.

В нашей стране на правительственном уровне лишь с 1992 года категориям бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания стали предоставляться льготы участников Великой Отечественной войны.

В начале 1990-х правительство Г. Коля выделило 400 миллионов марок, которые через фонд "Взаимопонимание и примирение" были распределены среди 300 000 тысяч жертв фашизма в России. Тогда же материальная компенсация была получена соответствующими фондами на Украине и в Белоруссии.

В конце 1997 года по инициативе американских граждан еврейской национальности были направлены иски немецким фирмам, на которых в годы войны эксплуатировался труд узников.

В начале 2000 года было достигнуто соглашение в присутствии Федерального канцлера Германии Г. Шредера, Государственного секретаря США М. Олбрайт и других официальных лиц об окончательной сумме возмещения жертвам рабского и принудительного труда в 10 миллиардов марок. Предполагалось, что половину указанной суммы внесет правительство ФРГ, половину- компенсационный фонд германских предприятий.

В своем Заявлении по поводу достигнутой договоренности Федеральный президент Й. Рау отметил, что" рабский труд и принудительные работы означали не только несправедливую оплату труда. Они означали принудительное перемещение, грубое попрание человеческого достоинства...Вспоминая сегодня о всех, кому пришлось выполнять рабский труд или принудительные работы под германским господством, я прошу прощения от имени немецкого народа". (2)

В мае-июне 2001 года бундестагом Германии принято решение о создании германского фонда "Память, ответственность и будущее". Совместно с фондом "Взаимопонимание и примирение" при правительстве РФ будет осуществляться выплата материальной помощи гражданам бывшего СССР, пострадавшим в годы Второй мировой войны от национал- социалистического режима Третьего Рейха.

Принятые решения по-разному оцениваются в прессе. Так,

Полян П. отмечает целый ряд принятых положений, которые, на его взгляд, уже сегодня требуют пересмотра. Он считает, что начавшийся процесс выплат, строго говоря, является не компенсацией, а своеобразной платой бывшим узникам за феноменальную живучесть. Компенсацию получают лишь те, кто дожил до сегодняшнего дня или до 16 февраля 1999 года- времени опубликования совместного заявления крупнейших немецких фирм и банков о своей принципиальной готовности выплатить компенсации бывшим принудительным рабочим. Не получат компенсацию те, кто работал в немецких семьях. Для России на компенсацию выделено 835 миллионов марок, что более чем вдвое меньше, чем выделено на Украину или на Польшу. (10; 15)

Например, из более чем 29 тысяч человек бывших малолетних узников фашизма по Псковской области компенсацию от немецкого фонда получат лишь 11113 претендентов (7 ;4)

С каждым днем все меньше становится людей, знающих истинное лицо нацизма. Украденное детство, подорванное здоровье, инвалидность, одиночество и бездетность, надломленная психика уносят ежедневно до 200 человек, бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

В настоящее время на территории Псковской области бывших узников фашистского концлагеря из Заксенхаузена проживает всего трое, из концлагеря Бабельсберг — 12 человек.(3)

С 1992 года Псковское областное движение бывших малолетних узников фашистских концлагерей возглавляет Георгий Николаевич. Кожевников. Это удивительной души человек, сил и энергии которого хватает на много важных и необходимых дел. Вместе со своей женой Нелли Александровной, также прошедшей ад фашисткой неволи, он организовывает досуг, экскурсии, встречи для членов движения. Вся работа областного движения строится так, чтобы привлечь внимание общественности к положению бывших малолетних узников фашизма войны, тех, кто сумел несмотря на украденное детство сохранить в себе человечность, доброту, веру в людей.

Войну, концлагерь мы познали,

Узнали голод и нужду...

Мы много в жизни потеряли Но мы не прокляли судьбу (1)

список использованной литературы

1 .Васильева Н. М. Искалеченное мое детство // Судьба,1996, №37 , С.7

2. Заявление Федерального президента Й.Рау // Судьба, 2000, №1, С.1-3

3.Кожевников Г.Н. Через фашистские концлагеря // Книга памяти Псковской области Т.21 — Псков, 2001 - С.416- 422

4.Люди, победившие смерть.- Л.1968

5.Махутов Н.А. Дети оккупированных территорий // Судьба, 2001, №5 -С.1

6.Нас вновь обращают в жертвы // Судьба ,2001 , № 3 - С.1

7.Никитенко Н.В. Сроки выплат зависят о немецкой стороны // Псковская правда, 2001 ,11 апреля .- С .4

8.Пахомов А. Рисунки кровью —М. , 1966

9.Полян П. Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем рейхе и их репатриация. — М.,1 996

10. Полян П. Спасибо,что еще живы //Общая газета, 2001 , № 36 .-С. 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.