Научная статья на тему 'Малолетнее материнство: социологический аспект'

Малолетнее материнство: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
779
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / МАЛОЛЕТНИЕ МАТЕРИ / ПОДРОСТКОВАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ. THE SUMMARY / MOTHERHOOD / JUVENILE MOTHERS / TEENAGE PREGNANCY / DEVELOPMENT FACTORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Путинцева Е. Л.

Проблема малолетнего материнства носит острый социальный характер. Тема актуальна в свете того влияния, которое испытывает общество в целом из-за перемен политического, социально-экономического и культурного характера на современном этапе. В данной статье автор предлагает рассмотреть основные факторы развития малолетнего материнства в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juvenile motherhood: sociological aspect

The research of the juvenile motherhood problem has social character. The subject is currently central because our society meet with political, socio-economic and cultural changes nowadays. In this article the author suggests the essential factors of juvenile motherhood development in up-to-date Russia.

Текст научной работы на тему «Малолетнее материнство: социологический аспект»

дискуссия

журнал научных публикаций

Е. Л. Путинцева, аспирант, кафедра социологии, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, alena-1887@mail.ru

МАЛОЛЕТНЕЕ МАТЕРИНСТВО: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Социологи, юристы, медики, педагоги изучают причины нестабильности современной молодой семьи и увеличения количества малолетних матерей. Чаще всего, на юных девушек оказывает влияние окружающая их негативная ситуация: пьянство, курение, наркомания, плохой пример родителей, их низкий уровень образования, отсутствие сексуальной культуры, неподготовленность к браку и семейным отношениям.

Изучив имеющуюся литературу, посвященную подростковой беременности и выработав собственную позицию по данному вопросу, автор предлагает рассмотреть две основные группы факторов, влияющих на развитие малолетнего материнства в России: субъективные и объективные, которые, в свою очередь, делятся на более частные.

К объективным факторам следует отнести: законодательство; пропаганда в СМИ; изменившаяся система ценностей в стране и мире.

Субъективные факторы включают в себя: наличие родительской семьи и сложившиеся в ней отношения; личностное и физическое развитие; межличностные отношения (со сверстниками, друзьями ит. д.).

Далее рассмотрим по порядку все вышеперечисленные факторы.

Законодательство. Положение малолетней матери в России характеризуется правовой незащищенностью, несовершенством действующего законодательства в части, касающейся прав юной женщины, ставшей матерью. А именно данное обстоятельство часто является

Положение малолетней матери в России характеризуется правовой незащищенностью, несовершенством действующего законодательства в части, касающейся прав юной женщины, ставшей матерью.

определяющим в жизни родившегося ребенка. Складывается парадоксальная ситуация, при которой единственное право, приравнивающее малолетнюю мать к совершеннолетним матерям, - это право оставить ребенка на попечение государства.

Гурко Т. А., изучая данный вопрос, выявила интересный факт: российские депутаты одновременно выдвинули две инициативы. Одна - установить минимальный брачный возраст в 14 лет, а вторая - возраст «сексуальной доступности» поднять до 16 лет. Получился юридический нонсенс: законопроекты никак не согласованы друг с другом, а, значит, и за— щитить с их помощью несовершеннолетних не смог бы ни один суд. Совет Федерации отклонил поправку к ст. 13 УК, а рассмотрение ст. 134 УК было отложено1.

Ответственность отцов за рождение ребенка = у малолетней матери не закреплена законодательно вообще. Помимо уголовной ответственности за половые отношения с несовершеннолетней, никакой другой ответственности будущий отец зачастую не испытывает. В случае же, если он сам является несовершеннолетним, то, фактически, не боится никакого наказания. В 1999 г. В. В. Жириновским в Государственную Думу РФ был внесен текст проекта федерального закона № 99026602-2 (ред. 27.12.2009) «Об отцовстве».

Статья 12 данного законопроекта носила название «Принудительное признание отцовства ребенка сексуально несовершеннолетней матери», и суть ее заключалась в том, что принудительное признание отцовства должно осу-

дискуссия

журнал научных публикаций

ществляться на основании заявления матери о предполагаемом отце. Может быть указано несколько кандидатур, но не более трех. Помимо этого, данным законом устанавливается понятие сексуального совершеннолетия. Это понятие неявно фигурирует в Уголовном законодательстве в виде уголовного преследования (правовых последствий) при сексуальных отношениях совершеннолетнего с несовершеннолетним. Как говорилось ранее, возраст сексуального совершеннолетия по российскому законодательству установлен в 16 лет. Очевидно, что сексуальное совершеннолетие не совпадает с гражданским, последнее наступает в18 лет.

Пропаганду в СМИ и изменившуюся систему ценностей в стране и мире целесообразнее рассматривать в системе, поскольку они, хотя и выделены по отдельности, неразрывно связаны друг с другом. Вследствие изменивших-

В данном проекте закона возможные пра- ся ценностей в России и мире, меняется образ вовые последствия при половых отношениях СМИ; а в результате качества той информации, с сексуально несовершеннолетней девушкой которая ежедневно обрушивается на индиви-

существенно расширены. Причем если в уголовном законодательстве эти правовые последствия могут наступить только для граждански совершеннолетних партнеров, то данный закон создает правовые последствия и по отношению к несовершеннолетним партнерам. Этим самым появляется некоторая степень защиты сексуально несовершеннолетних девушек от сексуальных домогательств уже и со стороны

несовершеннолетних -

юношей, что не может не сказаться на уменьшении таких сексуальных домогательств и на сексуальной защите несовершен-

Как губка, молодежь впитывает то, что поставляют ей средства массовой информации. Неспособность к ее фильтрации приводит к плачевным результатам, находящим свое отражение во всем обществе в целом.

да, меняются его представления, воззрения и взгляд на жизнь.

В настоящее время государство, справедливость, гуманизм и т. п. уже не являются ценностями для молодежи. Вопрос идеологии ушел на второй план в России. Превалируют финансовые, материальные ценности, личный комфорт. В таких условиях именно семья должна выйти на первый план в жизни общества.

— Хорошо, если личность человека уже сформирована, заложены основополагающие представления о том, что хорошо и плохо, чего стоит добиваться, а чего остерегаться; на что обратить внимание, а что лучше пропустить мимо. Однако к столь тщатель-

нолетних девушек .

Однако после рассмотрения 25 октября 2000 г. Государственной Думой ФС РФ данный законопроект был отклонен (Постановление ной обработке информации способен лишь тот № 771-Ш ГД). Больше с тех пор вопрос офици- человек, у которого уже есть жизненный опыт, ального принуждения признания отцов детей, родившихся у малолетних матерей, на высоком уровне не поднимался.

Таким образом, современное российское законодательство не направлено на защиту интересов и прав малолетних матерей.

багаж знаний, широкий кругозор и способность аналитически мыслить.

Уже в силу возраста подростки не обладают вышеперечисленными качествами. На первый план у них выходит чувственный, а не аналитический компонент. В большинстве

случаев ими руководят сиюминутные желания и стремления, поддерживаемые гормональными изменениями в организме. Как губка, молодежь впитывает то, что поставляют ей средства массовой информации. Неспособность к ее фильтрации приводит к плачевным результатам, находящим свое отражение во всем обществе в целом. Одним из примеров является ранняя беременность и роды. А как отмечает видный российский социолог Г. Г. Силласте, средства массовой информации и коммуникации должны являться важнейшими субъектами профилактики асоциального образа жизни молодежи3.

Пропаганда свободных сексуальных отношений с экранов телевизоров, со страниц печатных изданий и просторов Интернета расширяется с каждым годом. Несмотря на призывы Правительства к заботе населения о репродуктивном и сексуальном здоровье, к увеличению роли семьи в жизни общества, прежняя мораль о «женской чести» и «мужском достоинстве» уже не воспринимается современной молодежью.

Активно начал развиваться этот процесс в 90-е гг. XX в., когда на подростков хлынула пропаганда свободного секса и легких отношений между мужчиной и женщиной. Многие девочки в то время мечтали стать проститутками, поскольку с помощью средств массовой информации у них сложился идеальный образ красивой жизни и легких денег. Материальная и духовная нищета приводила девочек, прежде всего, из неблагополучных семей, к раннему началу половой жизни, беспорядочным связям и беременности в юном возрасте и рождению нежеланных детей.

Следовательно, сложилась парадоксальная ситуация: старая система ценностей уже уничтожена, а новая еще не создана. У современной российской молодежи нет идеалов поведения, примеров, на которые следует равняться, кроме того образа, который навязывается средствами массовой информации.

Согласимся с В. В. Нагаевым, который, анализируя психосоциальный аспект подросткового материнства, отмечает, что в связи с

рассмотрением этой проблемы, необходимо обратить внимание на либерализацию половой морали4. Считается, что, в принципе, это явление позитивное, но когда процесс носит практически неуправляемый, обвальный характер, его нельзя отождествлять с половым воспитанием. Ведь любое воспитание - это, прежде всего, целенаправленное воздействие.

Либерализация половой морали изменила сексуальные установки и поведение молодежи. Растет сексуальная свобода как у мальчиков, так и у девочек, а общество допускает плюрализм взглядов на сексуальную жизнь. В настоящее время большинство подростков являются сторонниками индивидуальной этики, т. е. уверены, что каждый человек сам в праве для себя выбирать стандарты поведения. К чему это приводит - уже не является секретом: перманентное снижение возраста начала половой жизни как среди юношей, так и среди девушек; растущее количество малолетних матерей; увеличение количества детей, оставленных на попечение государства; распространение инфекций, передающихся половым путем - вот лишь неполный список последствий изменившейся системы ценностей.

В последнее время стала подниматься тема о необходимости просвещения подростков по вопросам отношения между полами. Решающую роль сыграло общественное мнение и невозможность далее умалчивать о последствиях «сексуальной революции» в России. Довольно недолго в общеобразовательных школах существовал предмет «Этика и психология семейной жизни». На данный момент такого (или похожего) предмета нет. Единой программы по полому воспитанию в образовательных учреждениях не существует. Следовательно, в школе получить достоверную, профессиональную информацию об отношениях между полами подростки не могут. А если они не получают ее из проверенных источников, им приходится основываться на том, что лавиной обрушивается на них из СМИ и на историях друзей.

Черняк Е. М. провел социологическое исследование среди студентов, направленное

Либерализация половой морали изменила сексуальные установки и поведение молодежи. Растет сексуальная свобода как у мальчиков, так и у девочек, а общество допускает плюрализм взглядов на сексуальную жизнь.

на выяснение их семейных установок. По результатам исследования была проведена ранжировка мотивов вступления в брак среди юношей и девушек. Она выглядит следующим образом: Девушки:

1. Любовь.

2. Расчет.

3. Беременность.

4. Желание создать семейный очаг и иметь детей.

5. Самостоятельность отродителей.

Юноши:

1. Любовь.

2. Желание создать семейный очаг и иметь детей.

3. Беременность.

4. Самостоятельность от родителей.

5. Расчет.

Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; разрушены важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса, так называемой аномии, национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи. Любовь занимает главное место в системе жизненных ценностей столичных студентов. Вероятно, этот социологический факт можно считать показателем нравственного здоровья российского общества. Вместе с тем поражает, что девушки поставили расчет на второе место после любви. У мужчин расчет при вступлении в брак занимает последнее место. У мужчин желание создать семейный очаг занимает второе место после мотива «любовь», у женщин - четвертое.

Таким образом, в обществе по-прежнему существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип - «делай как все», и расчет. Новым является более выраженный мотив расчета5.

Факторы объективного характера имеют огромное влияние на развитие проблемы малолетнего материнства в современной России. Однако помимо вышеперечисленных характеристик необходимо учитывать субъективные факторы.

Большую роль играют отношения в семье, психическое и физиологическое развитие девочек. К основным причинам подростковой беременности в свете субъективных факторов можно отнести:

1) насилие, которое чаще всего исходит не от маньяков, а от друзей и знакомых;

2) случайная беременность - когда девушка не смогла подобрать эффективные средства контрацепции или вовсе не задумывалась над этим вопросом;

3) запланированная беременность - когда несовершеннолетняя девочка хочет таким образом стать «взрослой», избавиться от опеки родителей, показав, что она сама уже мать.

Наличие родительской семьи и сложившиеся в ней отношения являются важными характеристиками личности малолетней матери и выяснения факторов, влияющих на увеличения количества родов в юном возрасте.

Во многих западных странах существуют приюты для малолетних матерей и их детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию и не могут по тем или иным причинам вернуться домой. К сожалению, в России подобная практика не развита и, независимо от внутрисемейной ситуации, юная мать оказывается один на один со своими трудностями.

Девочки, имеющие проблемы в родительской семье, входят в группу риска. Через раннее начало половой жизни девушки пытаются избежать родительского контроля, вступить во взрослую жизнь, разрешить свои эмоциональные и психологические проблемы.

Автор предлагает выделить три основных пути развития:

1. Родительская семья есть, отношения в ней хорошие. В таком случае девочка в пубертатном возрасте может стремиться избежать родительского контроля, давления со стороны родственников. И единственный выход, который она видит, - это раннее начало «взрослой» жизни.

2. Родительская семья есть, отношения в

дискуссия

журнал научных публикаций

ней плохие. При таком варианте развития событий подростки стремятся уйти из семей, где основой психологического климата является жесткая половозрастная субординация, где родители не считаются с индивидуальными особенностями своих детей, где в порядке вещей тотальный контроль и унижение человеческого достоинства, отсутствуют взаимопонимание и эмоциональная привязанность. Выросшие дети уходят от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских распрей или от вечной войны между родителями. В большинстве случаев психологическая дезадаптация является следствием неумения матери вести диалог с дочерью-подростком, сексуальной и психологической неграмотности матери, ее нежелания просветить дочь в вопросах полового воспитания, стремления решить свои психологические проблемы за счет дочери. И ранняя беременность - следствие того, что в семье нет взаимопонимания, взаимопомощи, доверия.

3. Родительской семьи нет - подростки являются подопечными детских домов или находятся на воспитании

у родственников. Не- —

благополучие в таком случае определяется показателями социальной напряженности и стрессогенным состоянием девочки до и во время беременности. У малолетней матери сохраняется риск в отношении отрицательного образа жизни и сохранения негативных моделей поведения. Юная девочка может как сама стремиться завести семью путем рождения ребенка, так и явиться жертвой насилия или агрессивного поведения, характерного для представителей неблагополучных слоев общества.

Итак, именно в семье закладываются те нравственные нормы и поведенческие стереотипы, которые в последующем трансформируются в драматический опыт юной женщины. Семьи, в которых девочка-подросток становится матерью, в большей степени характе-

Во многих западных странах существуют приюты для малолетних матерей и их детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию и не могут по тем или иным причинам вернуться домой. К сожалению, в России подобная практика не развита и, не зависимо от внутрисемейной ситуации, юная мать оказывается один на один со своими трудностями.

ных ее членов, высокая распространенность личностных и поведенческих расстройств, психических заболеваний, алкоголизма у родителей, низкий образовательный и культурный уровень, терпимость к агрессивным формам поведения, жилищные и материальные затруднения. Намного чаще, чем в среднем по населению, малолетние матери воспитываются в неполной и (или) асоциальной семье, которая сама толкает девочек в неблагоприятную среду сверстников.

Следующий субъективный фактор, требующий рассмотрения, - личностное и физическое развитие:

По данным, приводимым И. С. Коном (еще в 1989), чем раньше подростки вступают в половую жизнь, тем чаще ее мотивом они называют любопытство. Так, лица мужского пола, имевшие сексуальный контакт в 15-17 лет, называли его причиной любопытство в 45 - 51 % случаев, студенты же называли эту причину только в 4,9 % случаев. У лиц женского пола наблюдается та же тенденция при том что любопытство называется гораздо реже, чем

_ лицами мужского пола

(13 % - школьницами и 5,6 % - студентками). Чем старше вступающие в половую жизнь, тем чаще ее мотивом называется любовь, особенно лицами женского пола. Такие мотивы, как приятное времяпрепровождение, стремление к получению удовольствия, в 2 раза чаще называют студенты мужского пола, чем женского6.

В настоящее время для большинства девочек-подростков секс является самым простым способом повышения самооценки. Поэтому девушки с низкой самооценкой, менее привлекательные, более склонны к раннему началу половой жизни, чем физически привлекательные, красивые девушки. Выбор сексуального партнера у девушек, как правило, случаен, а потеря девственности никак не соотносится с любовью. Побуждает к половому акту часто не сексуальное влечение, а случай, любопыт-

ризует низкая степень социализации отдель- ство (18 %, по данным Ю. А. Гуркина, 1998),

дискуссия

журнал научных публикаций

нежелание отставать от своих подруг (8 %). Играет роль также отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье (80 %), неумение сказать «нет» партнеру и боязнь потерять любимого человека (более 20 %). Родителей, по словам девочек, волнует только возможное наступление беременности, но не раннее вступление их дочерей в половую жизнь.

Бюлер Ш. в период взросления у подростков отмечает «повышенную чувствительность и раздражительность, беспокойство и легковозбудимое состояние», а также «физическое и душевное недомогание»7, которое часто находит свое выражение в раннем начале половой жизни.

Половое созревание дает толчок к психосексуальному развитию, что, в свою очередь, ведет к половой социализации. В этот период подросток начинает понимать нормы и правила сексуального поведения, принятого в конкретном обществе.

Подводя итог, необходимо отметить, что в пубертатный период девочки физически начинают развиваться довольно бурно, что выражается в ^

так называемых «скачках роста» (увеличение роста и веса). Помимо физического развития, подростки в этот период приближаются к новому статусу, который близок к статусу взрослого человека и, соответственно, приобретают новые права и обязанности. Разрыв физического и психологического развития у подростков приводит к тому, что окружающие воспринимают их как сформировавшихся индивидуумов, но психологически они еще не готовы встретиться со всеми реалиями взрослой жизни, не способны решить те проблемы, с которыми они сталкиваются на пути своего взросления. Раннее материнство становится настоящим испытанием для девочки-подростка, обстоятельства вынуждают ее взрослеть быстрее. В такой ситуации не обойтись без помощи со стороны родных и близких, особое значение приобретают межличностные отношения.

Принято считать, что трагедия подростковой беременности в том, что весь мир, и в

Чаще всего, на юных девушек оказывает влияние окружающая их негативная ситуация: пьянство, курение, наркомания, плохой пример родителей, их низкий уровень образования, отсутствие сексуальной культуры, неподготовленность к браку и семейным отношениям.

первую очередь - родители (это состояние психологи называют квазисиротство), отворачиваются от юной беременной. Но на самом деле это «мир» отворачивается от девочки гораздо раньше, и беременность часто бывает следствием этого, а не причиной.

Подростки путем раннего начала половой жизни пытаются сбежать от охватывающего их чувства одиночества, приобщиться к «взрослому» образу жизни. Провоцирование со стороны сверстников (особенно, если те уже ведут активную половую жизнь) служит дополнительным толчком для юных девушек.

Плохая компания, в которую попадает подросток, нередко оказывает решающее влияние на его будущее, особенно если «новые друзья» старше. Стремление быть «не хуже», = казаться взрослее и «круче» в глазах приятелей зачастую толкает юных девушек на необдуманные поступки. Ранние половые связи обычно возникают на фоне употребления алкогольных напитков или наркотических веществ, что влияет не только на психологическое и физическое состояние матери, но и на здоровье будущего ребенка.

К сожалению, не все родители подростков обращают внимание на то, как проводит свободное время их чадо. Спортивные секции и клубы по интересам стали непопулярны в наше время, и подростки находят в половых контактах наиболее доступный для себя вид развлечения.

Американские исследователи изучили 7,5 тыс. подростков, сопоставив данные объективного врачебного осмотра с результатами интервьюирования. Оказалось, что возраст, когда подростки начинают ухаживать и назначать свидания, статистически связан с уровнем их индивидуального полового созревания, но зависимость этого от хронологического возраста значительно выше. То есть подростки начинают ухаживать не столько вследствие собственного «сексуального напряжения», обусловленного половым созреванием, сколько в соответствии с культурными нормами своей

возрастной группы, школьного класса, которые диктуют: «надо ухаживать», «пора влюбляться!» Процесс полового созревания вызывает множество психологических проблем и трудностей8.

Несмотря на внешнее безразличие общества, малолетние матери оказываются под постоянным нравственным контролем, они испытывают на себе давление и от этого стресс. По данным В. И. Брутман, боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, почти 40 % девушек скрывают беременность и, таким образом сохраняя ее, не обращаются к гинекологам9. Традиционность уклада многих российских семей, сформированность своеобразного «тоталитарного сознания» не только у старшего, но и у среднего поколения с характерным неприятием иной морали, носителем которой становится молодежь, приводит к тому, что беременность юной женщины оказывается в части случаев причиной тяжелых конфликтов в семьях. Очень часто такие конфликты оказываются роковыми и, подталкивая юных девушек к уходу из семьи, в асоциальные компании, ставят их на путь бродяжничества, проституции и т. д.

Как отмечает И. С. Кон, тип подростковой сексуальной культуры, существующий сегодня в России, очень напоминает положение, существовавшее в США и в странах Западной Европы 25 лет тому назад. Раннее начало сексуальной жизни тогда тоже коррелировало с плохой учебой, конфликтами с родителями, вовлечением в преступные группы, кражами, угоном автомашин, вандализмом, насилием, курением, пьянством, употреблением наркотиков. Сама по себе сексуальная активность не была причиной антисоциального поведения, но за статистическими корреляциями прослеживались контуры такого типа молодежной субкультуры, когда и взрослое общество и сами тинэйджеры видят в сексуальной жизни, курении, выпивке и баловстве с наркотиками знаки взросления, обретения самостоятельности от старших, прежде всего от родителей. Как только общество перестает табуировать юношескую сексуальность, начинает относиться к ней спокойно, помогая подросткам овладеть необходимыми для жизни знаниями, ее связь с девиантным поведением ослабевает и даже вовсе исчезает10.

Подводя итог, автор приходит к выводу,

что у российских подростков начало сексуальной жизни проходит в достаточно специфических условиях. К ним относятся: низкий уровень контрацептивной культуры; практически полное отсутствие специализированных медицинских, психологических центров помощи юным женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; отсутствие программ полового воспитания подростков; правовая незащищенность малолетних родителей; но при этом огромное количество информации от СМИ, в той или иной мере затрагивающей вопросы сексуальной жизни. Если прибавить к этому материальное неблагополучие; экономическую дезадаптацию; конфликты в семье; плохое окружение, то последствия взросления большинства молодежи в такой среде не вызывают удивления - аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка. I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гурко Т. А. Социологические аспекты родительства. 2003. С. 148 - 149.

2. Соломатина Е. Проект федерального закона «Об отцовстве». Как это было? 17.10.2010. http://www.ot-соуз1уо.т1Ъ/?р=1440 (датаобращения: 01.08.2011).

3. Силласте Г. Г. Важно не место, а направление II Пока не поздно! 2010.№21 (282) 19-25 июля. С.2-3.

4. Нагаев В. В. Подростковое материнство - одна из причин социального сиротства: психосоциальный анализ. 2010. http://www.jourclub.rU/9/702/ (дата обращения: 25.07.2011).

5. Черняк Е. М. Семья глазами студентов II Российский журнал социальной работы. 1998. № 2/8. С. 60.

6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Российский гуманитарный Интернет-университет. 2003. http://www.i-u.ru/biblio/ar-сЫуе/Шп_й1700.азрх (дата обращения: 18.08.2011).

7. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период? II Педология юности. М., Л., 1931.

8. Кон И. С. Сексуальное развитие подростков, http://www. eti-deti.ru/teens/121.html (дата обращения: 17.08.2011).

9. Брутман В. И. Проблема: дети, бросающие своих детей II Женщина плюс. 1996. ВыпускЗ.

10. Кон И. С. Сексуальное развитие подростков. http://www.eti-deti.ru/teens/121.html (дата обращения: 22.08.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.