Научная статья на тему 'МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ АРХИЕПИСКОПА ЕРМОГЕНА (ГОЛУБЕВА) КОНЦА 1940-Х ГГ.'

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ АРХИЕПИСКОПА ЕРМОГЕНА (ГОЛУБЕВА) КОНЦА 1940-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архимандрит Ермоген (Голубев) / А.В. Красулина / Патриарх Алексий (Симанский) / Астраханская епархия / архиепископ Филипп (Ставицкий) / Троице-Сергиева лавра / Ташкентская и Среднеазиатская епархия / епископ Гурий (Егоров) / уполномоченный Совета по делам РПЦ по Астраханской области П.В. Кулемин / Archimandrite Ermogen (Golubev) / A.V. Krasulina / Patriarch Alexy (Simansky) / Astrakhan Diocese / Archbishop Filipp (Stavitsky) / Trinity-Sergius Lavra / Tashkent and Central Asian Diocese / Bishop Guriy (Egorov) / Commissioner of the Council for the Aff airs of the Russian Orthodox Church in Astrakhan region P.V. Kulemin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов Дмитрий Владимирович

Архиепископ Ермоген (Голубев) — один из самых ярких иерархов Русской Православной Церкви второй половины ХХ в. Его фигура уже привлекала внимание исследователей. Однако в его биографии до сих пор остаются лакуны, одна из которых — вопрос, как он попал на служение в Среднюю Азию, место, где он особо отметился в борьбе за Церковь в период хрущевских гонений. Восполнить этот пробел призвана предлагаемая статья. В ней исследуется период служения архимандрита Ермогена (Голубева), в который произошло его перемещение из Покровского кафедрального собора Астрахани в Троице-Сергиеву лавру и далее в Самарканд. Вводятся в научный оборот новые источники — письма архимандрита Ермогена своей келейнице Агафье Васильевне Красулиной (впоследствии постриженной им в иночество с именем Вероника), благодаря которым выявляются обстоятельства этих переездов. Анализируются мотивы участия в этих событиях архиепископа Астраханского и Сталинградского Филиппа (Ставицкого), а также Патриарха Алексия (Симанского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITTLE-KNOWN FACTS OF BIOGRAPHY OF ARCHBISHOP ERMOGEN (GOLUBEV) IN THE LATE 1940S

Archbishop Ermogen (Golubev) is one of the most prominent hierarchs of the Russian Orthodox Church of the second half of the 20th century. His figure has already attracted the attention of researchers, but there are still gaps in his biography, one of which is the question of how he came to serve in Central Asia, the region where he was particularly prominent in the struggle for the Church during Khrushchev’s persecution. The article intends to fill this gap. It examines the period of service of Archimandrite Ermogen (Golubev), during which he was transferred from the Intercession Cathedral of Astrakhan to the Trinity-Sergius Lavra and further to Samarkand. New sources are made public, i.e., letters from Archimandrite Ermogen to his cellarer, Agafya Vasilievna Krasulina (later Nun Veronika), due to which the circumstances of these relocations are revealed. The article also analyses the motives of participation in these events of Archbishop Filipp (Stavitsky) of Astrakhan and Stalingrad, as well as of Patriarch Alexy (Simansky).

Текст научной работы на тему «МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ АРХИЕПИСКОПА ЕРМОГЕНА (ГОЛУБЕВА) КОНЦА 1940-Х ГГ.»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Павлов Дмитрий Владимирович, магистр теологии, мл. науч. сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Россия, г. Москва ¿у.рау1оу_77@таП. ги https://orcid.org/0000-0002-6010-3103

2023. Вып. 115. С. 131-141

Б01: 10.15382Миг112023115.131-141

Малоизвестные страницы биографии архиепископа Ермогена (Голубева) конца 1940-х гг.

Д. В. Павлов

Аннотация: Архиепископ Ермоген (Голубев) — один из самых ярких иерархов Русской Православной Церкви второй половины ХХ в. Его фигура уже привлекала внимание исследователей. Однако в его биографии до сих пор остаются лакуны, одна из которых — вопрос, как он попал на служение в Среднюю Азию, место, где он особо отметился в борьбе за Церковь в период хрущевских гонений. Восполнить этот пробел призвана предлагаемая статья. В ней исследуется период служения архимандрита Ермогена (Голубева), в который произошло его перемещение из Покровского кафедрального собора Астрахани в Троице-Сергиеву лавру и далее в Самарканд. Вводятся в научный оборот новые источники — письма архимандрита Ермогена своей келейнице Агафье Васильевне Красулиной (впоследствии постриженной им в иночество с именем Вероника), благодаря которым выявляются обстоятельства этих переездов. Анализируются мотивы участия в этих событиях архиепископа Астраханского и Сталинградского Филиппа (Ставицкого), а также Патриарха Алексия (Симанского).

Ключевые слова: архимандрит Ермоген (Голубев), А. В. Красулина, Патриарх Алексий (Симанский), Астраханская епархия, архиепископ Филипп (Ставиц-кий), Троице-Сергиева лавра, Ташкентская и Среднеазиатская епархия, епископ Гурий (Егоров), уполномоченный Совета по делам РПЦ по Астраханской области П. В. Кулемин.

Алексей Степанович Голубев (архиепископ Ермоген, 1896—1978)1 — сын профессора Киевской духовной академии, кандидат богословия (МДА), в 1921 г. рукоположен во иеромонаха (хиротонию совершил Патриарх Тихон в Москве), в 1922 г. возведен в сан архимандрита, в 1926—1931 гг. настоятель Киево-Печерской лавры.

Архимандрит Ермоген неоднократно подвергался репрессиям, в начале 1939 г. освободился из лагерного заключения. Поселился в г. Шуша в Нагорном

© Павлов Д. В., 2023.

1 Среди исследований, посвященных архиепископу, см.: Бычков С. С. Освобождение от иллюзий. М., 2010; Борисова О. В. Гонимы, но не оставлены: Ташкентская и Среднеазиатская епархия. 1943-1961. М., 2019.

Карабахе, в 1941 г. переехал в Астрахань. В конце 1943 г. по просьбе архиепископа Астраханского Филиппа (Ставицкого) вернулся к священнослужению. В марте 1945 г. назначен настоятелем Преображенской церкви в Трусове, пригороде Астрахани, с июня того же года настоятель Покровского кафедрального собора Астрахани и благочинный городских церквей. Неоднократно замещал архиепископа Филиппа при его отъезде из епархии в церковно-хозяйственных делах2.

Согласно биографической информации, архимандрит Ермоген с весны 1948 г. находился на чреде священнослужения в Троице-Сергиевой лавре. В сентябре продолжил служение в Средней Азии по приглашению епископа Ташкентского и Среднеазиатского Гурия (Егорова)3, с которым имел давнее знакомство (со второй половины 1920-х гг. по Ленинграду). В книге «Освобождение от иллюзий» С. С. Бычков пишет о некой размолвке между архиепископом Филиппом и настоятелем Покровского кафедрального собора, не раскрывая в подробностях обстоятельств дела4. В связи с этим возникают вопросы: каким образом архимандрит Ермоген попал в подмосковный Загорск5, почему он не вернулся из лавры обратно в Астрахань, а перебрался в далекую Среднюю Азию и был направлен на служение в Самарканд? Ответы на них удалось получить благодаря письмам архимандрита Ермогена своей келейнице Агафье Васильевне Красули-ной6 и далее из сопоставления фактов сделать предположения.

Первое письмо написано из стен Троице-Сергиевой лавры и датировано 6 апреля 1948 г. Архимандрит Ермоген писал:

Сегодня третий день7, как я на новом месте, и ясно чувствую, что долго жить здесь не буду. Думаю, вряд ли пробуду более полутора месяцев. Как я и предполагал, вызван я не на чреду священнослужения, а по настойчивой просьбе вл[адыки] Филиппа, как-нибудь отделаться от меня. Но настойчивые письма астраханцев в патриархию меняют дело. Возможно, что я вернусь опять в Астрахань на прежнее место. Во всяком случае, скоро приеду. Встречен я был в Лавре с полным безразличием. Келейку получил пока временную, довольно хорошую. Обстановка Лаврской жизни мне не нравится.

2 См.: Сухоруков А. Н. Ермоген (Голубев Алексей Степанович, 1896—1978), архиепископ бывш. Калужский и Боровский // Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 648—653.

3 Хиротония архимандрита Гурия (Егорова) во епископа Ташкентского и Среднеазиатского состоялась в августе 1946 г. после открытия Троице-Сергиевой лавры на Пасху 1946 г., наместником которой он был назначен осенью 1945 г. для подготовки этого знаменательного для Церкви события.

4 С. С. Бычков ошибочно утверждает, что архимандрит Ермоген покинул лавру вместе с епископом Гурием (Егоровым) — владыка Гурий уехал в Ташкент в сентябре 1946 г., вскоре после хиротонии, а архимандрит Ермоген — в сентябре 1948 г., т. е. через два года (см.: Бычков С. С. Освобождение от иллюзий. М., 2010. С. 27).

5 Ныне Сергиев Посад.

6 ЦИА ПСТГУ. Письма архимандрита Ермогена А. В. Красулиной любезно предоставила ее племянница Надежда Степановна Егорова, ныне проживающая в г. Астрахани.

7 Таким образом, датой прибытия архимандрита Ермогена в Троице-Сергиеву лавру следует считать 4 апреля 1948 г. В автобиографии он написал, что «с 1-го апреля по 1-ое сентября 1948 г. состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры на чреде священнослужения и проповедования слова Божия».

На богомолье приезжать не надо, тем более что в самом недалеком будущем приеду сам. Помолись, чтобы Господь благословил так.

Архивные документы подтверждают, что архимандрит Ермоген официально был вызван Патриархией согласно решению Священного Синода от 26 февраля 1948 г.:

Слушали: <...> 6. Предложение Патриарха о вызове настоятеля Покровского в г. Астрахани собора архимандрита Гермогена на чреду священнос-лужения и проповедания слова Божия. Постановили: Вызвать настоятеля Покровского собора в г. Астрахани архимандрита Гермогена на чреду свя-щеннослужения и проповедания слова Божия с зачислением его в братство Свято-Троицкой Сергиевой лавры8.

В письме же архимандрит Ермоген за официальным вызовом Патриархии усматривает желание архиепископа Филиппа (имевшего хорошие отношения с Патриархом Алексием) перевести настоятеля астраханского кафедрального собора на другое место служения. В то же время архимандрит Ермоген рассчитывал вернуться обратно в Астрахань — поддержкой ему в этом вопросе были письма астраханских прихожан в Патриархию. Но в начале июня архиепископ Филипп назначил настоятелем Покровского собора протоиерея Евгения Смирнова.

В июне 1948 г. архимандрит Ермоген побывал в Грузии, а затем проездом в Ставрополе, откуда было написано очередное письмо, датированное 28 июня:

В Тбилиси я встречен был с любовью католикосом9. Служил с ним на Троицу в Соборе. Ездил с ним во Мцхет и во все тбилисские храмы. Останавливался у него. В Ставрополе был встречен и принят владыкой Антонием10 с неменьшей любовью. С католикосом я ничего не говорил касательно себя, а с вл[адыкой] Антонием поделился о своем положении. Он крайне возмущен поступком вл[адыки] Филиппа. У меня почему-то на сегодняшний день сложилось такое (правда, не совсем окончательное) решение — в случае, если Патриарх не исполнит данного обещания, уйти на полный покой и поселиться в своем домике в Астрахани и жить так или до смерти, или до того, когда сама церковная власть не призовет меня к служению.

Здесь добавляется новое обстоятельство: в решение этого вопроса — не только вызова в лавру, но и дальнейшего служения — был вовлечен Патриарх Алексий. В то же время мы наблюдаем проявление вспыльчивого характера архимандрита Ермогена и категоричность его решений.

Следующее, третье по счету, письмо написано из Троице-Сергиевой лавры и датировано 6 июля 1948 г. Архимандрит Ермоген сообщал Агафье Васильевне:

В Патриархии, как и можно было ожидать, слова своего не сдержали, но все продолжают обещать. Сейчас они очень заняты: готовятся к торжествам по случаю съезда. В Лавре в разгаре ремонт. После ремонта будет очень

8 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 66 а. Л. 9-10.

9 Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе, 1866-1952).

10 Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский, 1886-1962).

красиво. Если в течение месяца не устроюсь, то можешь приехать на недельку сюда... Сейчас я живу в другой келлии, гораздо худшей, но все же терпимо. После торжеств перейду в другую. На торжества сюда приезжает и вл[адыка] Филипп.

Письмо написано накануне торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, во время которых прошло совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей (с 8 по 18 июля 1948 г.).

Четвертое письмо также написано из Троице-Сергиевой лавры и датировано 30 июля 1948 г. (после празднований). Архимандрит писал:

Мое положение по-прежнему продолжает быть неопределенным, но на протяжении 2-х недель я с Божией помощью постараюсь окончательно разрешить. В Астрахань безусловно возвращаться не буду. Филипп убедительно просит Патриарха не разрешать этого. Да я и сам решаю, что при таких обстоятельствах лучше туда не возвращаться. Ташкентский еп[ископ] Гурий предлагает мне место настоятеля кладб[ищенской] церкви в Ташкенте, но я воздержался так глубоко забираться. Жду ответа от Ставропольского Архиеп[ископа] Антония. А м[ожет] б[ыть] устроюсь жить под Тбилиси. Католикос может предоставить помещение из 3-х комнат, но при храмах свободных мест сейчас нет, и там придется пока жить на своем иждивении. После ответа из Ставрополя вопрос решу окончательно.

На совещании в Москве и торжествах в Троице-Сергиевой лавре на протяжении всего июля присутствовал епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий. Одной из его задач на Ташкентской кафедре было решение кадровых проблем, для этого он подыскивал достойных и образованных священнослужителей. Епископ Гурий использовал время пребывания в столице и Загорске с пользой для дела — пригласил на службу в Среднеазиатскую епархию «священников с высшим образованием и обладающих даром слова», в частности архимандрита Ермогена (Голубева), протоиерея Иоанна Козлова, священников Феодора Се-мененко и Бориса Холчева11. Прослеживаются планы епископа Гурия назначить архимандрита Ермогена настоятелем кладбищенского Александро-Невского храма Ташкента, но там сильные позиции имел протоиерей Григорий Брицкий, один из известных обновленческих лидеров в Средней Азии, принесший покаяние в 1944 г. и пользовавшийся поддержкой епископа Гурия ввиду их близкого знакомства12.

Архимандрит Ермоген не спешил принимать приглашение ташкентского архиерея, даже учитывая невозможность возвращения в Астрахань. Тем не менее переезд в Среднюю Азию все же состоялся, но только не в Ташкент, а в Самарканд.

11 См.: Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать к молитве». Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова). М., 2021. С. 318.

12 Подробнее о протоиерее Григории Брицком см. публикации на сайте Богослов.ру. URL: https://bogoslov.ru/article/6175403, https://bogoslov.ru/article/6175755 (дата обращения: 09.10.2023).

Следующее письмо написано уже оттуда в сентябре 1948 г. Архимандрит Ер-моген сообщал своей келейнице:

Шлю тебе привет и благословение с места своего нового служения. Замедлил я письмом по двум причинам: с одной стороны пришлось почти на неделю задержаться в Ташкенте, с другой стороны, по приезде в Самарканд был занят устройством, приемкой дел, а также и начал уже служение, и вообще был очень занят. Живу я здесь уже неделю. Город мне нравится и особенно нравится храм, в котором служу. Храм тоже во имя Покрова и также именуется собором. Конечно, он меньше Астраханского, но сохранившийся, чистенький, заново отремонтированный. Порядка в нем, однако, сейчас нет, но с Божией помощью наладится. В общем мне здесь нравится. Помещаюсь в большой комнате при соборе. Принят я был Владыкою Гурием очень хорошо. Встречали его келейники, была подана машина. Останавливался у него. Служил с ним 2 раза и проповедывал. Ташкент город хороший, но также как и Самарканд довольно пыльный, немного менее пыли, чем в Астрахани.

Архимандрит Ермоген был назначен настоятелем Покровского собора Самарканда указом епископа Гурия от 13 сентября 1948 г.13

Следующие два письма, написанные из Самарканда осенью 1948 г., близки по своему содержанию. В первом, от 20 октября, он сообщал:

Последнее письмо посылал я тебе из Ташкента, где был по делам службы. Уже пошел второй месяц, как нахожусь я в этих краях. Первое мое впечатление остается и до сего дня. И храм, и город мне продолжают нравиться. Но приход здесь, оказывается, разложен до последней степени. Здесь был, между прочим, несколько лет тому назад настоятелем и преосвящ[енный] Гурий, и ему из-за недоразумений с приходом пришлось чуть ли не бежать отсюда14. За короткое время здесь сменилось много настоятелей. По-видимому, здесь среди прихожан было много разных групп и, вследствие этого, и склок. Есть здесь на клиросе тип вроде Валентины15. Но ко мне, слава Богу, прихожане относятся хорошо, и я сразу поставил себя вне всяких склок. и тем, которые хотели впутывать меня в разные склоки и дрязги, я дал понять, что храм Божий есть только дом молитвы и со мною можно говорить только о своей душе и своей духовной жизни. В общем за истекший месяц жизнь в приходе заметно наладилась. Но еп[ископ] Гурий, как я писал тебе из Ташкента, имеет намерение переместить меня в Ташкент на первое, намеченное им для меня место. Да будет так, как благословит Господь! Город Ташкент значительно больше и лучше не только Самарканда, но гораздо лучше Астрахани, но самаркандский храм лучше.

13 Архив Ташкентского епархиального управления (АТЕУ). Оп. 1. Д. 15. Л. 5.

14 Подробнее см.: Павлов Д. В. Указ. соч. С. 137-140.

15 Вероятно, имеется в виду певчая В. В. Шиманская (см. архив Покровского собора Самарканда).

Во втором письме, от 2 ноября, архимандрит Ермоген писал Агафье Васильевне:

Стоит ли тебе приезжать сейчас? Так как вскоре я отсюда буду переведен, как и писал тебе раньше. Не лучше ли тебе тогда приехать и привезти вещи, чтобы не возиться мне с ними? Если с переводом дело бы затянулось, то можно будет приехать Великим Постом, а зиму прожить в Астрахани. Впрочем, это только мои мысли, а решай сама, как тебе удобнее. Я живу по-прежнему. Конечно, я чувствую, что Самарканд — это не то место, где мне жить постоянно.

По всей видимости, епископ Гурий рассчитывал перевести архимандрита Ермогена в Ташкент, возможно, назначить на должность настоятеля Александро-Невского храма, отправив на покой протоиерея Григория Брицкого. Патриархия с начала 1948 г. оказывала давление на правящих архиереев, вынуждая их избавляться от бывших обновленцев. Упрек от Патриарха Алексия получил и епископ Гурий, «окруживший себя обновленческим духовенством»16. Другим вариантом мог быть перевод в Успенский кафедральный собор Ташкента.

В итоге архимандрит Ермоген на протяжении четырех с половиной лет оставался настоятелем Покровского собора Самарканда, положил много трудов на благоукрашение храма и налаживание приходской жизни. А 1 марта 1953 г. он был хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского, приняв дела от архиепископа Гурия, переведенного на Саратовскую кафедру17.

Для ответа на поставленный вопрос — каким образом архимандрит Ермоген из Астрахани транзитом через Троице-Сергиеву лавру оказался в Самарканде — сначала необходимо понять логику действий архиепископа Филиппа: как ему удалось убедить Патриарха Алексия вызвать в лавру своего ближайшего помощника в делах Астраханской епархии (да еще и посредством решения Синода), а в дальнейшем «убедительно просить» не возвращать его в Астрахань. Какие мотивы астраханского архиерея скрываются за этими действиями? Для этого потребуется вернуться к астраханскому периоду служения.

Архиепископ Филипп в 1945 г. назначил архимандрита Ермогена настоятелем Покровского кафедрального собора и благочинным церквей Астрахани. Он стал незаменимым помощником астраханского архиерея и решал текущие вопросы церковного управления в его отсутствие. В последующие два года произошла примечательная история с расширением кладбищенской Иоанно-Предтеченской часовни, которую власти в 1946 г. разрешили открыть как приписной храм к Покровскому кафедральному собору без образования самостоятельного прихода. Но архимандрит Ермоген как настоятель собора предпринял шаги для образования при храме-часовне самостоятельного прихода. Летом 1946 г. архиепископ Филипп и архимандрит Ермоген стали добиваться от властей разрешения на пристройку к часовне. По плану площадь храма должна была увеличиться в несколько раз.

16 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 409. Л. 10.

17Подробнее см.: Павлов Д. В. Указ. соч. С. 532-537.

Астраханский уполномоченный П. В. Кулемин с согласия Совета по делам РПЦ такое разрешение дал. Однако исполком Астраханского Горсовета в сентябре 1946 г. ответил отказом. Руководство Астраханской епархии вновь возбудило ходатайство о разрешении строительства, но так и не получило положительного ответа. Тогда архиепископ Филипп дал указание на начало строительных работ, взяв ответственность на себя. Началось строительство, которое, с точки зрения местных властей, было незаконным. К концу 1947 г. строительные работы в часовне были закончены. Площадь храма (40 кв. м) увеличилась до 254 кв. м.

Между тем конфликт продолжался. Астраханские власти не только не собирались легализовать пристройку к храму18, но решили наказать своих оппонентов. К делу подключилось Министерство госбезопасности. Уполномоченного Кулемина, настроенного достаточно лояльно к Церкви, сняли с занимаемой должности и завели уголовное дело. В июне 1947 г. в инструктивном письме Совета по делам РПЦ сообщалось, что Кулемин установил «преступные связи с духовенством» и снят с работы. В сентябре того же года в докладе Совету Министров СССР об уполномоченных заместитель председателя Совета С. К. Белы-шев сообщал, что «на 1.УШ/47 Кулемин снят с должности в связи с производимым о нем расследовании». В конце года в Астрахани с проверкой побывал старший инспектор Совета П. П. Митин, доклад которого обсуждался на заседании Совета 18 декабря 1947 г., где было сказано, что Кулемин неправильно информировал Совет (тогда же было принято решение составить характеристики на всех уполномоченных). В мае 1948 г. этот эпизод попал в инструктивное письмо. Карпов в докладе Ворошилову 17 мая 1948 г. сообщил, что Кулемин был осужден за взятку19. В итоге уполномоченного приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей20.

По всей видимости, последствия этого расследования, проводимого МГБ, коснулись астраханского духовенства. 30 октября 1947 г. Священный Синод переместил Преосвященного Филиппа на Одесскую кафедру21. Для уже немолодого архиерея, долгие годы связанного с Астраханской кафедрой, это был тяжелый удар. Однако 12 декабря 1947 г. последовало новое постановление Священного Синода:

Принимая во внимание желание Преосвященного Филиппа до конца дней своих остаться в Астрахани со своей паствой, а также и прошение Астраханской паствы об этом — отменить Постановление Священного Синода

18 Конфликтная ситуация с Иоанно-Предтеченским храмом разрешилась только в 1949 г. накануне приезда в Астрахань Патриарха Алексия, когда власти во избежание скандала пошли на уступки и зарегистрировали кладбищенскую церковную общину.

19 См.: Бартенев Г. В. Управление укрупненной епархией в период гонений на Церковь на примере архиепископа Астраханского и Саратовского Филиппа (Ставицкого) 1943-1953 гг. // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 352.

20 Докладная записка министра МГБ В. С. Абакумова И. В. Сталину от 25 июля 1948 г. Опубликовано: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. Тверь, 1999. С. 33.

21 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 59а. Л. 88.

от 30-го октября [19]47 г. о перемещении Архиепископа Астраханского Филиппа на Одесскую кафедру и оставить его на прежней Астраханской кафедре22.

Возникает предположение, что преосвященный Филипп решил взять на себя всю ответственность в этом конфликте с властями и отвести угрозу наказания от духовенства, причастного не только к строительству, но и к взаимодействию с осужденным уполномоченным (Кулемин под давлением следователей МГБ мог дать показания и на священников епархии). Настоятеля Иоанно-Предтеченского храма протоиерея Павла Нечаева он еще в 1947 г. перевел в Сталинград восстанавливать разрушенную войной Казанскую церковь, а архимандрита Ермоге-на, понимая, что тот в силу своего характера сам не согласится на перевод, мог попросить Патриарха Алексия официальным решением отозвать из Астрахани куда-нибудь подальше до того момента, пока ситуация не нормализуется. И таким решением со стороны Патриарха мог быть вызов на «чреду священнослуже-ния и проповедания слова Божия с зачислением, в братство Свято-Троицкой Сергиевой лавры».

Необходимо добавить, что Русской Православной Церкви в послевоенные годы не хватало епископов для управления епархиями, тот же архиепископ Филипп руководил не только Астраханской епархией, но также и Сталинградской, а с 1949 г. — еще и Саратовской23. Не исключено, что Патриарх Алексий рассматривал бывшего наместника Киево-Печерской лавры архимандрита Ермогена в качестве кандидата в епископы. Но каждую кандидатуру необходимо было согласовывать с председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым. Учитывая заключения, ссылку и длительный лагерный срок архимандрита Ермогена, сделать это было не так просто. А принимая во внимание еще и конфликт с астраханскими властями, тем более. Поэтому необходимо было переждать. Так как в это время епископ Ташкентский и Среднеазиатский Гурий (Егоров) нуждался в достойных и образованных священниках, то переезд опального архимандрита в Среднюю Азию мог состояться в том числе и по благословению Святейшего Патриарха — подальше, на периферию.

По прошествии четырех с половиной лет Патриарх Алексий вернулся к вопросу хиротонии самаркандского священника. Осенью 1952 г. архимандрит Ер-моген был в отпуске и, проезжая Москву, встречался со Святейшим. Впечатлениями об этой встрече он поделился с настоятелем Александро-Невского храма Ташкента протоиереем Феодором Семененко:

Патриарх принял меня крайне милостиво и радушно, оставил обедать у себя. За обедом патриарх сказал, что хотел бы видеть меня на кафедре епископа. На мое замечание о том, что у меня не все благополучно с прошлым, патриарх заявил, что ему это известно, и что раньше Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви товарищ Карпов не соглашался на посвящение вас в епископы, а недавно дал свое согласие при условии на-

22 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 59а. Л. 99.

23 Подробнее см.: Бартенев Г. В. Указ. соч. С. 345-355.

значения в какую-либо окраинную епархию24. Такой епархией патриарх назвал Средне-Азиатскую. Я заметил патриарху о том, что Средне-Азиатская епархия не является вакантной, но патриарх на мою реплику не реагировал25.

Таким образом, когда пришло время, архимандрит Ермоген стал епископом, но на значительном удалении от центральной части СССР, а архиепископ Филипп, по всей вероятности, сыграл в этом вопросе значимую роль, удалив прямолинейного и неуступчивого архимандрита Ермогена из Астрахани, и поспособствовал избежать наказания, которое могло помешать его будущему архиерейскому служению.

В дальнейшем между ними все же произошло примирение, о чем свидетельствует письмо архимандрита Ермогена епископу Гурию от 14 июня 1951 г.:

Посылаю в письме прошение об отпуске в Астрахань к юбилею Владыки Филиппа, как мы с Вами об этом говорили, и Вы дали согласие. Но, несмотря на все это, моя пастырская совесть против оставления прихода на Успенский пост. Свои соображения я написал и владыке Филиппу. Я считаю для себя самым удобным временем для отпуска или время от Троицыного дня до Успенского поста или же после Покрова. Так что до получения ответного письма от Владыки Филиппа я просил бы вопрос об отпуске оставить открытым26.

А свой подвиг храмостроительства епископ Ермоген повторил в 1950-х гг. в Ташкенте, воздвигнув новое и величественное здание Успенского кафедрального собора, чем вызвал огромное недовольство властей и обрек себя на преследования.

Список литературы

Бартенев Г. В. Управление укрупненной епархией в период гонений на Церковь на примере архиепископа Астраханского и Саратовского Филиппа (Ставицкого) 19431953 гг. // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 345-355. Борисова О. В. Гонимы, но не оставлены: Ташкентская и Среднеазиатская епархия.

1943-1961. М., 2019. Бычков С. С. Освобождение от иллюзий. М., 2010.

Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. Тверь, 1999. Павлов Д. В. «До смерти я буду призывать к молитве»: Жизнь и служение митрополита

Гурия (Егорова). М., 2021. Сухоруков А. Н. Ермоген (Голубев Алексей Степанович, 1896-1978), архиепископ бывш. Калужский и Боровский // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 648-653.

24 Немногим позднее, 16 февраля 1953 г., Патриарх Алексий уведомил находящегося на больничном Карпова, что хиротония архимандрита Ермогена (Голубева) намечена на 28 февраля (см.: Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных комиссаров — Совете Министров СССР (1945-1970): в 2 т. Т. 1: 1945-1953 гг. М., 2009. С. 683).

25 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 967. Л. 66.

26 АТЕУ. Оп. 2. Д. 104. Л. 8.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 115. P. 131-141 DOI: 10.15382/sturII2023115.131-141

Dmitry Pavlov, Master of Theology, Junior Researcher, Research Department of Modern History of Russian Orthodox Church, St. Tikhon's Orthodox University for Humanities

Moscow, Russia d.v.pavlov_77@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6010-3103

Little-Known Facts of Biography of Archbishop Ermogen (Golubev) in the late 1940s

D. Pavlov

Abstract: Archbishop Ermogen (Golubev) is one of the most prominent hierarchs of the Russian Orthodox Church of the second half of the 20th century. His figure has already attracted the attention of researchers, but there are still gaps in his biography, one of which is the question of how he came to serve in Central Asia, the region where he was particularly prominent in the struggle for the Church during Khrushchev's persecution. The article intends to fill this gap. It examines the period of service of Archimandrite Ermogen (Golubev), during which he was transferred from the Intercession Cathedral of Astrakhan to the Trinity-Sergius Lavra and further to Samarkand. New sources are made public, i.e., letters from Archimandrite Ermogen to his cellarer, Agafya Vasilievna Krasulina (later Nun Veronika), due to which the circumstances of these relocations are revealed. The article also analyses the motives of participation in these events of Archbishop Filipp (Stavitsky) of Astrakhan and Stalingrad, as well as of Patriarch Alexy (Simansky).

Keywords: Archimandrite Ermogen (Golubev), A. V. Krasulina, Patriarch Alexy (Simansky), Astrakhan Diocese, Archbishop Filipp (Stavitsky), Trinity-Sergius Lavra, Tashkent and Central Asian Diocese, Bishop Guriy (Egorov), Commissioner of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church in Astrakhan region P. V. Kulemin.

Bartenev G. (2023) "Upravlenie ukrupnennoi eparkhiei v period gonenii na Tserkov' na primere arkhiepiskopa Astrakhanskogo i Saratovskogo Filippa (Stavitskogo) 1943-1953 gg.". Khri-stianskoe chtenie, 2023, vol. 1, pp. 345-355 (in Russian). Borisova O. (2019) Gonimy, no ne ostavleny: Tashkentskaia i Sredneaziatskaia eparkhiia.

1943-1961. Moscow (in Russian). Bychkov S. (2010) Osvobozhdenie ot illiuzii. Moscow (in Russian).

Orlovsky D. (1999) Mucheniki, ispovedniki ipodvizhniki blagochestiia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi XXstoletiia. Vol. 3. Tver (in Russian).

References

Pavlov D. (2021) "Do smerti ia buduprizyvat'kmolitve". Zhizn'isluzhenie mitropolita Guriia (Ego-rova). Moscow (in Russian).

Sukhorukov A. (2008) "Ermogen (Golubev Aleksei Stepanovich, 1896-1978), arkhiepiskop byvsh. Kaluzhskii i Borovskii", in Pravoslavnaia entsiklopediia, Moscow, vol. 18, pp. 648-653 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 05.04.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 05.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.