Научная статья на тему 'МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ УЧАТСЯ ПО-РАЗНОМУ: УЧЁТ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ УЧАТСЯ ПО-РАЗНОМУ: УЧЁТ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗЛИЧИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ / ПРОБЛЕМА / МАЛЬЧИКИ / ДЕВОЧКИ / ФОРМИРОВАНИЕ / DIFFERENCES / GENDER / PROBLEM / BOYS / GIRLS / FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедтагирова М.А.

Представленная статья посвящена проблеме учёта половых различий в подростковом возрасте при организации обучения и воспитания мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOYS AND GIRLS LEARN DIFFERENTLY: ACCOUNTING FOR GENDER DIFFERENCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to the problem of taking into account gender differences in adolescence in the organization of education and upbringing of boys and girls.

Текст научной работы на тему «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ УЧАТСЯ ПО-РАЗНОМУ: УЧЁТ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 159.9

Магомедтагирова М.А.

студент

5 курс, факультет психологии Дагестанский Государственный университет, филиал г. Кизляр

Научный руководитель: Шарбузова Х.А., к.п.н.

доцент Россия, г. Кизляр

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ УЧАТСЯ ПО - РАЗНОМУ: УЧЁТ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: Представленная статья посвящена проблеме учёта

половых различий в подростковом возрасте при организации обучения и

воспитания мальчиков и девочек.

Ключевые слова: различия, гендерные, проблема, мальчики, девочки,

формирование.

Magomedtagirova M.A.

student

5th year, faculty of psychology Dagestan State University, a branch of Kizlyar Scientific supervisor: Sharbuzova H.A., C.Ph.S.

associate professor Russia, Kizlyar

BOYS AND GIRLS LEARN DIFFERENTLY: ACCOUNTING FOR

GENDER DIFFERENCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Annotation: The article is devoted to the problem of taking into account gender differences in adolescence in the organization of education and upbringing of boys and girls.

Key words: differences, gender, problem, boys, girls, formation.

В последние годы появились работы, изучающие половые (гендерные) различия, но в основном, дошкольников и младших школьников, затем «пробел», и внимание исследователей обращается к юношескому возрасту и к периодам взрослости, в том числе, поздней.

В то же время, большинство педагогов и родителей отмечают тот факт, что мальчики и девочки учатся по -разному. Проблема учёта половых (гендерных) различий в учебной деятельности подростков (шире - в образовательном процессе) периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.

При рассмотрении различий между мальчиками и девочками подростками оказалось сложным выбрать способы группировки, последовательность рассмотрения, структуру половых различий. Наиболее

удачным, на наш взгляд, является вариант, предложенный В.П. Симоновым. Он выделяет различия на генетическом, физическом, когнитивном, психологическом уровнях и различия на уровне общения. В.П.Симонов исследует различия между юношами и девушками, мужчинами и женщинами. Однако некоторые характеристики идентичны в подростковом и юношеском возрастах. Наше исследование показало, что при обучении и воспитании подростков следует учитывать следующие половые различия.

Различия на генетическом уровне. Практически все они прямо или косвенно обусловлены различиями мозга. Современный уровень развития антропологии, археологии, этнографии, нейрофизиологии и других наук доказывает, что в процессе эволюции мозг мужчины и женщины развивался по-разному. Его элементы (миндалевидное тело, два полушария, ствол, лимбическая система и пр.) развивались в различной степени, в зависимости от пола и по причине разделения труда по половому признаку. Важно также отметить, что в целом отличия в устройстве мозга не являются свидетельством превосходства или неполноценности того или иного пола. Просто существуют вещи, которые мальчикам даются лучше, чем девочкам, и наоборот. На генетическом уровне имеются преобладающие навыки, уже «встроенные» в общее развитие мозга мальчика и девочки. Но это не означает, что есть врождённое мужское или женское превосходство с моральной или социальной точки зрения. Вместе с тем, признание различий в работе мозга теми, кто обучает детей, открывает новые возможности к повышению качества образования. В целом существуют равные возможности для обучения мальчиков и девочек, нужно только, чтобы каждый учитель стремился больше узнать о том, как обучается мозг, и почему мозг мальчиков и девочек воспринимает знания по-разному. В целом существуют равные возможности для обучения мальчиков и девочек, нужно только, чтобы каждый учитель стремился больше узнать о том, как обучается мозг, и почему мозг мальчиков и девочек воспринимает знания по-разному.

Различия на физическом уровне. До 10 лет рост мальчика в среднем одинаков или больше, чем у девочки, а в возрасте от 10 до 13 лет - меньше, особенно в 12 лет. После 13 лет мальчики резко обгоняют девочек в росте, и к 17 годам различие достигает, в среднем, 14-15 см.

В массе тела мальчики начинают уступать девочкам раньше, чем в росте, - уже примерно с 8,5 лет, и это различие сохраняется дольше - до 14 лет. После 14 лет мальчики имеют большую массу тела, чем девочки, и к 17 годам различие в массе достигает примерно 10-12 кг.

Таким образом, в росте мальчики уступают девочкам, в среднем, в течение 3 лет, в массе тела - в течение 5,5 лет. В связи с этим, и девочки, и особенно мальчики, испытывают чувство неловкости, а мальчики даже чувство неполноценности.

После 13-14 лет мальчики гордятся тем, что у них высокий рост, большая масса тела и большая физическая сила, и всё это у них неуклонно нарастает.

Мальчики быстрее развивают свою моторику в силе и соразмерности движений, но менее осторожны при работе с инструментами и чаще травмируются, например, на уроках труда. У мальчиков доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, что предопределяет необходимость размещать информацию на классной доске не длинными строками во всю её ширину, а делить это пространство как бы на несколько столбцов [10].

При обучении мальчики стремятся использовать больше пространства, особенно в детском возрасте. Если за одним столом сидят мальчик и девочка, мальчик обычно «захватывает» территорию девочки, а не наоборот. Мальчику требуется больше места, чем девочке. Эту природную тенденцию учителя ошибочно считают проявлением невоспитанности, грубости и неуправляемости мальчиков. На самом же деле мозг мальчика так воспринимает пространство.

Если девочке в процессе обучения не требуется много двигаться, то мальчикам движение помогает не только стимулировать мозг; но и снижать импульсивность поведения. Для мальчика движение в замкнутом пространстве естественно из-за низкого содержания серотонина и повышенного обмена веществ, что обусловливает беспокойное поведение.

Многие учителя приспособились управлять поведением мальчиков в учебной деятельности, увлекая их работой, которая требует движения, а также поручают им, например, раздать карточки с заданиями или наглядные пособия, оборудование и пр. Для мальчиков очень полезны и любимы физкультминутки с потягиванием и физическими упражнениями. Иногда учителя разрешают мальчикам на уроке вертеть что-либо в руке, например, маленький мячик. Ребёнок двигается, и его мозг стимулируется. Таким образом, школьник чувствует себя комфортно, и не мешает никому.

Мальчикам чаще становится скучно, чем девочкам. Для удержания их внимания часто требуется большое число разнообразных стимулов. Девочки лучше справляются со скукой при обучении и во всех других аспектах образования, что оказывает огромное влияние на все его стороны.

Девочки, по сравнению с мальчиками, более усидчивы, дисциплинированы и трудовыми навыками овладевают прочнее. В целом, девочки учатся ровнее и прилежнее, чем мальчики.

Мальчики изучают, в первую очередь, окружающую среду и объекты, с которыми контактируют. Предпочтение мальчики отдают практическим действиям, а не вербальным. Девочки же изучают в первую очередь себя и своё окружение, у них наблюдается склонность к вербальной деятельности.

Различия на когнитивном уровне. У мальчиков доминирует качественный подход к изучению учебного материала; они склонны к абстрактному мышлению, к творчеству и самостоятельности. У них преобладает синтетический подход, умение обобщать на рациональной основе. Мальчики лучше девочек могут производить вычисления, не видя и не трогая предметов. Так, при обучении математике, мальчики часто осваивают материал лучше, если он изложен на доске. При использовании

наглядных пособий, когда материал из абстрактного мира знаков и символов, записанных на доске, переносится в реальный мир, женский мозг, как правило, воспринимает его быстрее.

Мальчики любят абстрактные аргументы, философские загадки, построенные на игре слов, и нравственные споры об абстрактных принципах. Для них характерна склонность к диалогу, дискуссии и спорам, азартность.

В целом, абстрактный мир, включая склонность к абстрактному проектированию, исследуется лучше мужским мозгом. Архитектура и техника, которые в значительной степени базируются на принципах абстрактного проектирования, являются теми мирами, к которым тяготеет мужской мозг (поскольку оно ассоциируется с охотой и строительством самых разных сооружений).

При формировании понятий мальчики склонны к дедукции, процесс мышления у них обычно начинается с общего принципа, который непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным случаям. По сравнению с девочками, дедуктивный процесс у них идёт намного быстрее. В этом кроется причина того, что мальчики, в среднем, показывают лучшие результаты в быстрых тестах с заданными вариантами ответов. Для мальчиков, в отличие от девочек, характерна высокая скорость концентрации внимания, особенно в критических ситуациях.

Девочкам, напротив, присуще индуктивное мышление, постепенное расширение своей базы формирования понятий. Они склонны отталкиваться от конкретных примеров. Их легко обучать практическим навыкам, например, устной и письменной речи. Девочки легче, чем мальчики приводят примеры, особенно на раннем этапе формирования понятий. Они обычно начинают с конкретных примеров, а затем строят общую теорию.

У мальчиков раньше развивается способность отделять существенное от второстепенного, у них лучше выражена способность к общему взгляду на предмет, более развиты математические способности, но в основном, они учатся неровно даже по математике.

Различия на психологическом уровне. Для мальчиков характерна быстрая реакция на воздействие окружающей среды и сравнительно лёгкая адаптация к ней, но они с трудом переносят стресс. Эмоциональный срыв также гасится у них с трудом, а иногда и через резкое действие (они могут хлопнуть дверью, если их выгнали с урока, вырвать из тетради лист «с двойкой», и даже из дневника). Мальчики чаще девочек впадают в состояние аффекта, их чувства более драматичны. В то же время поступки мальчика более логичны. Самохарактеристика его более объективна, т.к. анализируются реальные события и явления. По данным И.С. Кона, мальчики во всех возрастах склонны считать себя более сильными, энергичными, властными и деловыми, чем девочки. При этом мальчики не любят признавать свои слабости, и они хвастливей девочек [8].

Мальчики более склонны и способны к обобщению. Они обладают творческим характером мышления, а примерно после 15 лет у них формируется лучшая наблюдательность и точность. Вместе с тем, у многих мальчиков небольшой словарный запас и объём кратковременной памяти.

В целом, по своей природе мальчик более индивидуален, чем девочка. Среди мальчиков есть и отличники, и двоечники; девочки же, как правило, более похожи друг на друга, среди них редко встречаются крайности.

У девочек адаптация к среде проходит через переживание, а иногда и через эмоциональный срыв (слёзы). Вместе с тем, они легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы. Девочки больше полагаются на интуицию, склонны к анализу (а не синтезу, как мальчики), и чаще находятся во власти настроения. В целом, чувства у девочек более оптимистичны. Самооценка их более субъективна по сравнению с самооценкой мальчиков, т.к. у девочек она тесно связана с испытываемыми чувствами, переживаниями, мечтами и конфликтами.

Различия на уровне общения (коммуникативный компонент).

Мальчики в общении воинственны и более агрессивны, чем девочки. Мальчики чаще проявляют твёрдость и суровость. Они более решительны в своих действиях, любят риск, как в коммуникации, так и в любых видах деятельности, в частности, в спорте, и способны к работе с элементами риска, особенно с нестрогой программой действий (например, ремонт аппаратуры). У мальчиков наблюдается более резкое чередование активности и пассивности. У них проявляется больше властности и дерзости в коммуникациях, а также больше стремления руководить. А вот подчиняются они хуже, чем девочки. Мальчики, по сравнению с девочками, более постоянны в дружбе и своих привязанностях. Компьютер для мальчиков - способ реализовать свои фантазии путём проникновения в виртуальный мир, а также реализовать свои агрессивные тенденции в играх и насладиться своим интеллектом. Мальчикам присущ дух соревнования в уме, силе и ловкости (культ силы и мужества). У них наблюдается любовь к силовым видам спорта и технике.

Подростки разного пола по-разному проявляют свою информационную потребность. Девочкам нужна вся информация, и не важно, актуальна ли она для них именно сейчас. Они собирают сведения о мире, чтобы стать более компетентными в общении. Конечной целью их усилий обычно является признание их значимости в референтной группе. Для мальчика (мужчины) важнее результат сам по себе, - как веха его личных достижений, имеющих ценность вне зависимости от мнения окружающих.

Девочка, в отличие от мальчика, в коммуникации обычно более сострадательна и человеколюбива. Она чаще проявляет нежность и заботу.

Девочки больше склонны к переменам и разнообразию в общении. Вместе с тем, они более осторожны и осмотрительны в коммуникации (и в любой деятельности). Девочки предпочитают спокойную, часто даже сентиментальную коммуникацию, могут разговаривать долго, также они

обладают способностью к тонкой однообразной работе (например, вязанию, макраме). У девочек наблюдается способность тела к спокойным, равномерным движениям. Для них характерна большая старательность и послушание, и как следствие - готовность скорее подчиняться, чем руководить. Компьютер для девочки - средство реальности, способ получения и обработки информации. В то же время девочкам присущи соревновательность в овладении вниманием со стороны противоположного пола, а также культ красоты и женственности с детства. У девочек чаще наблюдается любовь к танцам, лёгкой атлетике. Художественная гимнастика - вообще вид спорта только для девочек, где и проявляется культ красоты и женственности.

Использованные источники:

1. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2001.

2. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному / Пер. с англ. - М.: ACT, 2004.

3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. -СПб.: Тускарора, 2003.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, 1998.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002.

6. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - Л.: Медицина, 1980.

7. Колесов Д.В. Биология и психология пола. - М.: Флинта, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.