Научная статья на тему 'Малайзия: современный взгляд на опыт выхода страны из валютно-финансового кризиса'

Малайзия: современный взгляд на опыт выхода страны из валютно-финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Санкции / инвестиции / денежно-кредитная политика / финансовые рынки / валютный курс / валютный контроль / отток капитала / Sanctions / investments / monetary policy / financial markets / exchange rate / currency control / capital outflow

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Е. Ю.

На сегодняшний день Россия является мировым лидером по количеству введенных против нее санкционных ограничений, цель которых – воспрепятствовать успешному экономическому развитию страны. Поскольку лишь несколько стран имеет опыт преодоления подобных экономических ограничений, то следует обращаться и к опыту тех государств, которые продемонстрировали значительные успехи в борьбе с последствиями экономических кризисов. В этом плане интерес представляет опыт Малайзии по выходу из валютно-финансового кризиса. Малайзию относят к группе новых индустриальных стран, которые на всех этапах своего развития стремились построить современную экономику. Для выполнения этой цели стране требовались существенные ресурсы в виде иностранных инвестиций и кредитов, обеспечением которых являлся экспорт производимых товаров и услуг на мировой рынок. Отметим, что несмотря на зависимость от прямых иностранных инвестиций и следование мировым экономическим закономерностям, лидеры новых индустриальных стран стремились достичь определенной независимости. Для решения проблем валютно-финансового кризиса правительство Малайзии, в отличие от своих стран-соседей, выбрало неординарный подход – были отвергнуты рекомендации МВФ и приняты меры выборочного валютного контроля с одновременным выделением денежных средств для спасения крупных корпораций. Банковская система, в результате кризиса ставшая неэффективной, также была перестроена. Малайзии удалось довольно быстро справиться с возникшими проблемами и одной из первых стран преодолеть разразившийся кризис, став одной из наиболее экономически развитых стран ЮВА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Malaysia: a modern look at the experience of the country's exit from the monetary and financial crisis

Today Russia is the world leader in the number of sanctions restrictions imposed against it, the purpose of which is to prevent the successful economic development of the country. Since only a few countries have experience in overcoming such economic constraints, it is necessary to refer to the experience of those States that have demonstrated significant success in dealing with the consequences of economic crises. In this regard, Malaysia’s experience in overcoming the monetary and financial crisis is of interest. Malaysia belongs to the group of newly industrialized countries that at all stages of their development sought to build a modern economy. To achieve this goal, the country needed substantial resources in the form of foreign investments and loans, which were secured by the export of manufactured goods and services to the world market. It should be noted that despite dependence on foreign direct investment and following global economic patterns, the leaders of the newly industrialized countries sought to achieve a certain independence. To solve the problems of the monetary and financial crisis, the Malaysian government, unlike its neighboring countries, chose an extraordinary approach – the IMF recommendations were rejected and measures of selective currency control were taken, while allocating funds to rescue large corporations. The banking system, which became ineffective as a result of the crisis, has also been rebuilt. Malaysia managed to quickly cope with the problems that arose and was one of the first countries to overcome the crisis, becoming one of the most economically developed countries in Southeast Asia.

Текст научной работы на тему «Малайзия: современный взгляд на опыт выхода страны из валютно-финансового кризиса»

Б01 10.46320/2077-7639-2024-2-123-80-86

Малайзия: современный взгляд на опыт выхода страны из валютно-финансового кризиса

Соколова Е.Ю.

На сегодняшний день Россия является мировым лидером по количеству введенных против нее санкционных ограничений, цель которых - воспрепятствовать успешному экономическому развитию страны. Поскольку лишь несколько стран имеет опыт преодоления подобных экономических ограничений, то следует обращаться и к опыту тех государств, которые продемонстрировали значительные успехи в борьбе с последствиями экономических кризисов. В этом плане интерес представляет опыт Малайзии по выходу из валютно-финансового кризиса. Малайзию относят к группе новых индустриальных стран, которые на всех этапах своего развития стремились построить современную экономику. Для выполнения этой цели стране требовались существенные ресурсы в виде иностранных инвестиций и кредитов, обеспечением которых являлся экспорт производимых товаров и услуг на мировой рынок. Отметим, что несмотря на зависимость от прямых иностранных инвестиций и следование мировым экономическим закономерностям, лидеры новых индустриальных стран стремились достичь определенной независимости. Для решения проблем валютно-финансового кризиса правительство Малайзии, в отличие от своих стран-соседей, выбрало неординарный подход - были отвергнуты рекомендации МВФ и приняты меры выборочного валютного контроля с одновременным выделением денежных средств для спасения крупных корпораций. Банковская система, в результате кризиса ставшая неэффективной, также была перестроена. Малайзии удалось довольно быстро справиться с возникшими проблемами и одной из первых стран преодолеть разразившийся кризис, став одной из наиболее экономически развитых стран ЮВА.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Соколова Е.Ю. Малайзия: современный взгляд на опыт выхода страны из валютно-финансового кризиса // Дискуссия. -2024. - Вып. 123. - С. 80-86.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Санкции, инвестиции, денежно-кредитная политика, финансовые рынки, валютный курс, валютный контроль, отток капитала.

,1Е1_:

DOI 10.46320/2077-7639-2024-2-123-80-86

Malaysia: a modern look

at the experience of the country's exit

from the monetary and financial crisis

Sokolova E.Y.

Today Russia is the world leader in the number of sanctions restrictions imposed against it, the purpose of which is to prevent the successful economic development of the country. Since only a few countries have experience in overcoming such economic constraints, it is necessary to refer to the experience of those States that have demonstrated significant success in dealing with the consequences of economic crises. In this regard, Malaysia's experience in overcoming the monetary and financial crisis is of interest. Malaysia belongs to the group of newly industrialized countries that at all stages of their development sought to build a modern economy. To achieve this goal, the country needed substantial resources in the form of foreign investments and loans, which were secured by the export of manufactured goods and services to the world market. It should be noted that despite dependence on foreign direct investment and following global economic patterns, the leaders of the newly industrialized countries sought to achieve a certain independence. To solve the problems of the monetary and financial crisis, the Malaysian government, unlike its neighboring countries, chose an extraordinary approach - the IMF recommendations were rejected and measures of selective currency control were taken, while allocating funds to rescue large corporations. The banking system, which became ineffective as a result of the crisis, has also been rebuilt. Malaysia managed to quickly cope with the problems that arose and was one of the first countries to overcome the crisis, becoming one of the most economically developed countries in Southeast Asia.

FOR CITATION APA

Sokolova E.Y. Malaysia: a modern look at the experience of the country's exit from the monetary and financial crisis. Diskussiya [Discussion], 123, 80-86.

KEYWORDS

Sanctions, investments, monetary policy, financial markets, exchange rate, currency control, capital outflow.

JEL:

Малайзию относят к группе новых индустриальных стран, которые на всех этапах своего развития стремились построить современную экономику. Для выполнения этой цели стране требовались существенные ресурсы в виде иностранных инвестиций и кредитов, обеспечением которых являлся экспорт производимых товаров

и услуг на мировой рынок. Отметим, что несмотря на зависимость от прямых иностранных инвестиций и следование мировым экономическим закономерностям, лидеры новых индустриальных стран стремились достичь определенной независимости. Например, высказывается мнение о том, что развитие Южной Кореи происходило

намного эффективнее без четкого выполнения рекомендаций МВФ. Малайзии также удалось преодолеть последствия кризиса 1997 - 1999 гг. раньше других стран благодаря собственным мерам, не принимая во внимание инструкции МВФ [1]. Еще одной отличительной чертой группы новых индустриальных стран, к которым принадлежит и Малайзия, является то, что все они понимали важность развития науки и образования [ 2 ].

Малайзия в 2022 г. находилась в середине рейтинга глобальной конкурентности, занимая 32 место из оцениваемых 63 стран мира, опережая такие государства, как Таиланд, Япония, Индия, Испания, Турция и др. [ з ]. В стране налажено производство высоких технологий и развита обрабатывающая промышленность. По данным за 2021 г., ВВП Малайзии составил 372,7 млрд долл. США, ВВП на душу населения - 11 101,0 млрд долл.

Как отмечает Всемирный банк, Малайзии удалось превратиться из сырьевой сельскохозяйственной страны в крупного экспортера электронного оборудования. Темпы экономического развития в стране повышаются, поэтому по прогнозу Всемирного банка малазийская экономика может перейти в ближайшей перспективе из группы стран со средним уровнем дохода к группе стран с высоким уровнем дохода. Успехи в экономическом развитии страны связывают с премьер-министром Малайзии Мохамадом Махатхиру, занимающим этот пост с 1981 - 2003 гг., и затем с 2018 по начало 2020 г.

В Малайзии была разработана и принята стратегия развития на 20 лет вперед под названием «Новая экономическая политика». Стратегия предусматривала сначала постепенное сокращение нищего населения, а в дальнейшем - полное устранение нищеты с перспективой ускоренного формирования среднего класса. Итогом исполнения программы Новой экономической политики явилось становление Малайзии индустриально-аграрной страной, но класс сильных предпринимателей образоваться не успел. Поэтому с 1991 г., на следующие 30 лет, была утверждена программа «Перспектива 2020». Эта концепция предусматривала постепенный переход в ближайшие 10 лет к высоким технологиям и наукоемкому производству. Также снова была включена в программу цель по ликвидации бедности населения [4].

Издревле экономика Малайзии основывалась на добыче олова и производстве натурального каучука (63% занятости и 45,7% ВВП), что было и основным экспортом страны; промышленное производство составляло лишь 10 - 11% ВВП [5].

В период с 1957 г. по 1967 г. в стране была принята программа импортозамещения, которая своими целями ставила диверсифицировать экономику, заместить импорт и содействовать занятости населения. Малайзия наравне с другими развивающимися странами осуществляла импорт иностранных технологий, формировала свои технологические мощности и повышала квалификацию рабочих. В качестве основных мер, применявшихся согласно новой программе, были приняты следующие: создание промышленных парков, освобождение от налогов, развитие инфраструктуры. Результаты реализации программы импортозамещения были весьма успешными - экономика продолжила диверсификацию, сформировалась промышленная база, за счет использования природных ресурсов снизилась зависимость от импорта и удалось создать дополнительные рабочие места. Отметим, что не все результаты были успешными, недостатки внедрения программы также проявили себя в виде высокой безработицы и превышением импорта промтоваров над их экспортом. Программа по им-портозамещению проводилась до начала 1980-х гг. Малайзия оставалась зависимой от импорта запчастей и компонентов, оборудования и машин, произошел перевод в страну иностранного производства полупроводников.

Государству требовались инвестиции, и с этой целью правительство Малайзии приняло в 1986 г. Закон об инвестиционных стимулах, предусматривающий значительные послабления для иностранных инвесторов. Вводились такие льготы, как нулевые ставки пошлин на импорт сырья для экспортного производства, освобождение от налогов экспортных компаний, льготы по получению кредитов [6]. Как результат, производство электроники, текстильной и электрической продукции стали основой малайского экспорта.

Существенный вклад внесло принятие в 1971 г. Закона о зонах свободной торговли, благодаря которому стали формироваться свободные экономические зоны. В целом сформировалось 13 таких свободных зон. Учитывалась положительная практика зонирования в мире, действовал принцип таможенной экстерриториальности и предоставлялись льготы участникам таких зон. Льготы вводились на срок от 5 до 10 лет и предусматривали освобождение от пошлин при ввозе машин и оборудования, а также сырья для производств, экспортирующих свою продукцию, при вывозе продукции за рубеж, нулевую ставку налога на прибыль корпораций, предоставление

субсидий на развитие инфраструктуры. Условием получения льгот является регистрация компании в свободной экономической зоне со статусом резидента, а также заниматься производством электроники и электротехнической продукции с последующим экспортом от 80% произведенных товаров. Позднее льготы распространились на все компании - резиденты свободных зон, и к ним были добавлены таможенные склады (1974 г.) [ 7 ].

Можно заключить, что в результате принятых мер, в этот период Малайзия создала национальное производство, ориентированное, из-за небольшого внутреннего рынка, в основном, на экспорт продукции на внешние рынки, что способствовало значительному росту экспорта.

Удачное географическое положение Малайзии, благоприятный инвестиционный климат, низкая оплата наемного труда способствовали притоку в страну иностранных технологий и инвестиций, привлечением которых правительство Малайзии активно занимается с 80-х годов.

С началом второго этапа индустриализации с 1981 по 1985 гг. страна стремится развивать капиталоёмкое производство с целью поддержания

экономического роста и сокращения зависимости от импорта, учитывая опыт таких стран, как Республика Корея и Япония. Импортозамещение перешло от трудоемких к технологичным и капиталоемким отраслям, таким как нефтехимия, автомобилестроение, производство стали, цемента и оборудования.

Далее, с 1985 г. Малайзия осуществляет развитие экономики согласно долгосрочным планам. Первый план был рассчитан на период 1986 - 1990 гг., и имел цель укрепления технологической базы, повышение конкурентоспособности страны. В приоритет ставилось развитие электроники, науки и технологий, а также текстильной промышленности. Под конец действия плана в 1995 г. правительство Малайзии утвердило программу перехода к развитию отраслей промышленности с высокой добавленной стоимостью и наукоемкой электроники.

В целом, в период 90-х годов 20 века в Малайзии на первый план вышли проблемы недостатка технологических мощностей, квалифицированных рабочих, поскольку основная роль была отведена зарубежным транснацио-

нальным корпорациям, то отмечалась высокая зависимость экономики от прямых иностранных инвестиций. Для решения этих вопросов правительство приняло план на период 1996 -2000 гг. [8]. Предполагалось осуществить такие меры поддержки экономики, как производство на территории Малайзии продукции с высокой добавленной стоимостью, диверсификацию производства, развитие и покупка технологий, разработка информационных технологий. Цели плана достичь полностью не удалось, поскольку вмешался кризис 1997 - 1999 гг.

Для решения проблем валютно-финансо-вого кризиса правительство Малайзии, в отличие от своих стран-соседей, выбрало неординарный подход - были отвергнуты рекомендации МВФ и приняты меры выборочного валютного контроля с одновременным выделением денежных средств для спасения крупных корпораций. Банковская система, в результате кризиса ставшая неэффективной, также была перестроена. Малайзии удалось довольно быстро справиться с возникшими проблемами и одной из первых стран преодолеть разразившийся кризис, став одной из наиболее экономически развитых стран ЮВА.

Режим фиксированного валютного курса, который был одним из факторов, способствовавших экономическому росту стран Юго-Восточной Азии, обеспечивал приток иностранного капитала в эти страны. Вместе с тем, можно говорить и о том, что режим фиксации обменных курсов стал одним из факторов, находящихся у истоков кризиса 1997 г. Иностранный капитал, который притекал на финансовые рынки ЮВА, в основном, носил краткосрочный спекулятивный характер, что не позволило выдержать внешнее давление на рынки.

Также перед кризисом Малайзия столкнулась с высокой закредитованностью, а непрозрачная банковская система и некачественный государственный контроль финансовой системы не позволяли принимать эффективные меры для борьбы с накоплением долгов. Коррупция, креним и непотизм сделали возможным для крупных компаний получение финансирования от государства и банков на нерентабельные проекты [9].

Летом 1997 г. после отказа важной страны региона Таиланда удерживать фиксированный курс национальной валюты, начался валютно-фи-нансовый кризис. Все страны Юго-Восточной Азии столкнулись с оттоком капитала с рынков, что повлияло на курсы их валют, в том числе, и на малазийский ринггит. Правительство Малайзии

приняло решение перейти с июля 1997 г. к режиму плавающего валютного курса, в результате чего к январю 1998 г. произошло снижение курса ринггита по отношению к доллару США в два раза. Далее упал фондовый рынок, повысились темпы инфляции и безработицы. Правительство Малайзии в 1997 г. попыталось выполнить некоторые рекомендации МВФ, однако в дальнейшем им была разработана своя программа [10].

Как уже упоминалось, Малайзия встретила кризис с высокой краткосрочной задолженностью в экономике. Для решения данной проблемы были повышены пруденциальные нормы для банков -более короткие сроки для выявления просроченных кредитов, повышение ставки с 7,5% в июле 1997 г. до 10% к февралю 1998 г. Повышенные ставки способствовали снижению кредитной активности, но Центральный Банк Малайзии придерживался жесткой денежно-кредитной политики и повышенных пруденциальных требований к банкам до конца 1998 г.

Уже в начале 1998 г. стало ясно, что в тех странах, которые прибегли к рекомендациям МВФ, выход из кризиса оказался не слишком эффективным и быстрым в связи с тем, что инструкции МВФ не учитывали индивидуальные особенности каждой страны. Поэтому, правительство Малайзии выбрало свой путь преодоления кризиса, основанный на экономическом национализме, подразумевающим защиту от иностранного капитала. Специально учрежденный Национальный совет по экономической политике разработал план восстановления экономики. Было решено смягчать денежно-кредитную политику, и Центральный банк Малайзии производил снижение как процентной ставки, так и нормативов обязательных резервов для банков. Например, если процентная ставка летом 1998 г. была около 11%, то в декабре 1998 г. она составляла уже 3%. Нормативы обязательных резервов снизились с 13,5% до 10%.

С целью сдержать отток капитала из страны и стабилизировать курс ринггита, был введены меры по контролю над капиталом: устанавливалось ограничение по денежным переводам в пользу физических и юридических лиц - нерезидентов. Для них же установлен мораторий сроком 1 год с даты покупки на репатриацию доходов от продажи акций. Введен запрет для резидентов Малайзии на получение кредитов в иностранной валюте. В результате перечисленных мер отток капитала практически сошел на нет. В сентябре 1998 г., при курсе ринггита 3,8

ринггитов по отношению к 1 доллару США была восстановлена привязка национальной валюты к американскому доллару.

На выход из кризиса была нацелена и промышленная политика Малайзии. Принятый промышленный план на период 1996 - 2000 г. включал развитие продукции с высокой добавленной стоимостью и кластерного производства высокотехнологичной продукции [11]. Этот план дал начало инициативе о мультимедийном суперкоридоре, согласно которой предполагалось создавать малазийские индустриальные кластеры и технопарки, и привлекать в них иностранные компании IT сектора. В конце 1998 г. резидентами таких суперкоридоров стало 88 малазийских и 107 компаний из-за рубежа.

Государственные расходы были повышены на 2 млрд ринггит, и благодаря выделению еще дополнительных 100 млн ринггит, стали осуществляться выплаты бедному населению по программе Program Pembangunan Rakyat Termiskin. Существенные положительные изменения стали

Список литературы

1. Стиглиц Джозф Ю. Глобализация: тревожные тенденции/ пер. с англ. Г. Г. Пирогова. - М.: Национальный общественно-научный фонд, 2003. - 304 с. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rulibs.eom/ru_zar/sci_politics/stiglits/1/ j0.html (дата обращения: 21.03.2023 г.).

2. Кива А. В. Новые индустриальные страны «второй волны». Восточноазиатская модель (Индонезия, Малайзия, Таиланд) // Экономические, социально-политические, этно-конфессиональные проблемы афроазиатских стран. - 2020. -№ 3. - С. 82-93.

3. IMD World Competitiveness Centre& World Competitiveness Ranking. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.imd.org/eenters/wee/world-eompetitiveness-eenter/ rankings/world-competitiveness-ranking/

4. Урляпов В. А. Тюрин В. А, Цыганов В. А. История Малайзии. ХХ век // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2011. - № 4. - С. 190-194.

5. Overview of Malaysian industrialization and the development of the petroehemieal industry. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studentsrepo.um.edu.my/3966/4/120918_3_ Zakariah_AbduLlah_Chapter_3_.pdf (дата обращения: 23.03.2023 г.).

References

1. StigiitzJoseph Yu. Globalization: alarming trends/translated from the English by G. G. Pirogov. - M.: National Soeio-Seientifie Foundation, 2003. - 304 p. - [Eleetronie resouree]. - Aeeess mode: http://rulibs.eom/ru_zar/sei_polities/stiglits/1/j0.html (date of applieation: 03/21/2023).

2. Kiva A. V. New industrial eountries of the "seeond wave". The East Asian model (Indonesia, Malaysia, Thailand) // Eeonomie, soeio-politieal, ethno-eonfessional problems of Afro-Asian eountries. - 2020. - No. 3. - Pp. 82-93.

заметны в конце 1999 г., когда темпы инфляции и безработицы замедлились до 3,2% и 3,4% соответственно, а ВВП Малайзии догнал докризисный уровень в 2000 г., причем ВВП на душу населения стал выше докризисного уровня. Таким образом, если на первых этапах антикризисные решения были не слишком удачными, то благодаря разработанным позднее мероприятиям, стране удалось добиться стабилизации экономики. Валовый доход на душу населения также превысил значение докризисных показателей.

Опыт Малайзии по выходу из кризиса 1997 -1999 г. поднял ряд острых проблем: развитие внутреннего спроса в качестве основного двигателя экономики страны и необходимость определения лимитов ориентации на экспорт. Кризис выявил недостатки рыночного либерализма и экономического дерегулирования в тяжелые для экономики периоды. Отказ от следования инструкциям МВФ показал, что развитие внутринациональных драйверов экономического роста может привести к успешной экономической политике.

6. Раджа Расиа. Университет Малайя. Институт Азии и Европы. Прмышленная диверсификация в Малайзии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eareeinstitute.org/ wp-eontent/uploads/2019/05/CI-KS-Workshop-Diversifieation-S6-Malaysia-ease-RU-Mongolia-17-May-2019.pdf (дата обращения: 23.03.2023 г.).

7. Костюнина Г. М., Козлова О. А. Промышленная политика Малайзии: история и современный этап // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2019. - № 1 (42). - С. 132-150.

8. Ministry of Eeonomy& Seventh Plan 1996-2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.epu.gov.my/en/eeo-nomie-developments/development-lans/rmk/seventh-malay-sia-plan-1996-2000 (дата обращения: 22.03.2023 г.).

9. Канаев Е. А, Королев А. С. Две стороны одной проблемы. Малайзия и Индонезия в азиатский кризис 1997 - 1998 годов // Россия в глобальной политике. - 2021. - № 1. - С. 212-223.

10. International Monetary Fund. Reeovery from the Asian Crisis and the Role of the IMF. - June 2000.

11. Ministry of Eeonomy& Seventh Plan 1996 - 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.epu.gov.my/en/eeo-nomie-developments/development-lans/rmk/seventh-malay-sia-plan-1996-2000 (дата обращения: 22.03.2023 г.).

3. IMD World Competitiveness Centre& World Competitiveness Ranking. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www. imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/ world-competitiveness-ranking/

4. Urlyapov V. A. Tyurin V. A., Tsyganov V. A. The history of Malaysia. XX century // East. Afro-Asian Societies: History and modernity. - 2011. - No. 4. - Pp. 190-194.

5. Overview of Malaysian industrialization and the development of the petrochemical industry. - [Electronic resource]. -

Access mode: http://studentsrepo.um.edu.my/3966/4/120918_3_ Zakariah_AbduLlah_Chapter_3_.pdf (date of application: 03/23/2023). 9

6. Raja Rasia. University of Malaya. Institute of Asia and Europe. Industrial diversification in Malaysia. - [Electronic resource]. -Access mode: https://www.carecinstitute.org/wp-content/ uploads/2019/05/CI-KS-Workshop-Diversification-S6-Malaysia- 10 case-RU-Mongolia-17-May-2019.pdf (date of application: 03/23/2023). 11

7. Kostyunina G. M, Kozlova O. A. Industrial policy of Malaysia: history and modern stage // South-East Asia: actual problems of development. - 2019. - № 1 (42). - Pp. 132-150.

8. Ministry of Economy& Seventh Plan 1996-2000. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.epu.gov.my/en/eco-

nomic-developments/development-lans/rmk/seventh-malay-sia-plan-1996-2000 (date of application: 03/22/2023). Kanaev E. A., Korolev A. S. Two sides of the same problem. Malaysia and Indonesia in the Asian crisis of 1997 -1998 // Russia in Global Politics. - 2021. - No. 1. - Pp. 212223.

International Monetary Fund. Recovery from the Asian Crisis

and the Role of the IMF. - June 2000.

Ministry of Economy& Seventh Plan 1996 - 2000. -

[Electronic resource]. - Access mode: https://www.epu.gov.

my/en/economic-developments/development-lans/rmk/

seventh-malaysia-plan-1996-2000 (date of application:

03/22/2023).

Информация об авторе

Соколова Е.Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва, Российская Федерация).

Information about the author

Sokolova E.Y., Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Banking and Monetary Regulation, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation).

© Соколова Е.Ю., 2024.

© Sokolova E.Y., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.