ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
ББК 83.3(2=411.2)53-47+63.211
Е. Н. Меньшикова
МАЛАЯ ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА («КАРТИНКИ ИЗ КУПЕЧЕСКОГО БЫТА») КАК НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПО ЖЕНСКОЙ ИСТОРИИ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.
Современная историческая наука характеризуется изменением взгляда на комплекс исторических источников — все более заметной становится тенденция к расширению их круга, привлечению в ходе исторического исследования так называемых нетрадиционных типов источников, таких как изобразительные произведения [2, 4, 8, 17, 18, 50, 55, 76—78, 80, 128, 131], произведения художественной литературы различных жанров [53, 115, 132—136].
Использование литературно-художественных памятников в качестве исторического источника в последнее время заметно активизировалось [10—12, 19, 27, 33, 45—47, 51, 52, 56, 62, 73, 81, 83, 103, 106, 108, 109, 111, 112, 114, 117, 123—125, 127, 129, 130], о чем свидетельствует в числе прочего и некоторая «институционализация» этого явления как в отечественной традиции историо-писания, так и в зарубежной (например, в выпуске за 2010/2011 гг. авторитетного и во многом как прежде новаторского по содержанию ежегодника Института всеобщей истории РАН «Одиссей. Человек в истории» появился специальный раздел «История и литература»; на страницах зарубежных академических журналов «History», «Historische Zeitschrift», «Historisches Jahrbuch», «Historical Research», «History of the Family», «Gender and History», «Literature and History», «Feminist Studies» и других систематически публикуются результаты исторических исследований, основанных на анализе литературно-художественных памятников). Это связано, с одной стороны, с тем, что научные выводы, полученные в результате анализа и интерпретации литературно-художественных текстов, «расширяют территорию историка», во многом помогают воссоздать картину прошлого, а также передают «дух времени» [131,
© Меньшикова Е. Н., 2013
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 13-31-01255-а2).
с. 10]. Высокий информативный потенциал художественных произведений основывается еще и на том, что они несут в себе характеристики картины мира, сложившейся в изучаемую эпоху, мировосприятия, менталитета, психологических свойств исторического общества, его эстетических норм и вкуса, а также повседневной жизни.
С другой стороны, особое значение литературно-художественные памятники как источники по исследованию проблем женской истории русского купечества второй половины XIX — начала XX в. (а именно об этом пойдет речь в настоящей статье) приобретают ввиду ограниченности (прежде всего в количественном отношении) женского купеческого нарратива. Как известно, наиболее интимные источники, такие как письма или дневники, автобиографические сочинения, сохранившиеся до наших дней, в своем большинстве отражают жизнь элитарной части купечества, в основном населявшей столичные или губернские города. Подавляющее же число представительниц купеческого сословия провинциальной России оставили после себя незначительное количество каких-либо эго-документов.
Настоящая статья посвящена выявлению источникового потенциала литературно-художественных памятников второй половины XIX — начала XX в., написанных авторами в юмористическом стиле, в формате так называемых «картинок из купеческого быта» [1, 3, 5, 7, 9, 16, 20, 21, 23, 25, 26, 29, 32, 34— 44, 48, 49, 57—60, 63, 64, 66—69, 72, 74, 75, 79, 82, 85—93, 97, 98, 101, 102, 113, 116, 118—122], обоснованию возможности их использования при анализе явлений этого периода, в частности, в женской истории русского купечества. Большая часть данных литературно-художественных памятников выявлена в результате поисковой работы автора и впервые вводится в научный оборот.
«Картинки из купеческого быта» создавались как произведения юмористические, носили развлекательный характер. При этом авторы позиционировали их как тексты, напрямую отражающие стандартный для купечества второй половины XIX — начала XX в. хабитус1, решительно заявляя, что сюжеты заимствованы из современного купеческого быта [3, 38, 88], написаны «с натуры», доносят «голос из купеческой среды» [90, 102]. Подобные характеристики, как правило, предваряли литературно-художественный текст, по сути анонсируя само произведение: они были вынесены на обложки либо же входили в библиографическое описание произведения, размещенное на форзаце.
Разумеется, было бы крайне непрофессионально доверять подобного рода «археографическим предисловиям»; равно как и вообще использовать данные произведения в историческом исследовании без серьезного критического осмысления и сопоставления с более традиционными (а для большинства отечественных историков это равнозначно понятиям «серьезные» и «достоверные») историческими источниками (главным образом источниками личного происхождения). И все же следует признать, что при осуществлении всех необходимых этапов источниковедческого анализа (в их ряду и проведе-
1 Понятие «хабитус» трактуется с позиций концепции Пьера Бурдье — как некая привычная усвоенная модель поведения, позволяющая уверенно чувствовать и вести себя в обществе (см.: [30, с. 104]).
ние обязательных сопоставительных «процедур») литературно-художественные памятники в стиле «картинок из купеческого быта» предлагают богатый и разноплановый источниковый материал по истории русского купечества в целом и женской истории этого сословия в частности, соотносимый (идентичный по своей сути, наполненности) с купеческими эго-документами (прежде всего с дневниками, письмами, мемуарами, различными записками, духовными завещаниями и др.) [6, 13—15, 22, 24, 31, 54, 58, 61, 65, 70, 71, 84, 94, 96, 99, 100, 104, 105, 107, 110, 126].
Жанр «картинок из купеческого быта» в конце XIX — начале XX в. был весьма популярен; об этом можно судить как по большому количеству наименований подобных произведений (даже тех, что сохранились до сегодняшних дней; их наиболее полная коллекция хранится в фондах Российской национальной библиотеки), так и по их частому «применению»: на основе «картинок» создавались театральные постановки [7, 26, 42]. На популярность в исследуемый период «картинок из купеческого быта» указывает и тот факт, что подобного рода литературные «труды» нередко представляли собой не отдельно изданное произведение, но по замыслу авторов и воле издателей они выходили специальными сериями, выпусками, публиковавшимися на протяжении ряда лет. Иногда прозаические «картинки из купеческого быта» предварялись стихотворными прологами (порой большими по объему), содержавшими емкие авторские характеристики купцов и купчих [49, 85]. Часто «сцены» и «очерки», относимые авторами к разряду «картинок из купеческого быта», публиковались в составе разнородных сборников (причем нередко в совокупности с юмористическими стихотворениями, куплетами, шансонетками, романсами и песнями; рассказами, имевшими целью сравнение быта, шире — повседневности, представителей различных сословий и даже народов) [37, 113].
Авторы «картинок из купеческого быта» изначально настраивали читателей на некую несерьезность содержания, юмористичность своих произведений, подчеркивая это характерными заголовками: «Муж в накладе от приданого жены, или Как иногда с капиталом жену взять», «Жених в мешке, или Без свахи плохо», «Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет», «Жена с капризом», «Жена-развратница», «Купчиха вдовушка и замоскворецкая сводня», «Купец в пироге», «Купчиха в тесте», «Московские свахи, или Купцы и купчики, купеческие жены и купеческие вдовушки», «Парикмахер под кроватью, или Проклятый шпион!!!» и т. п.
Издатели «картинок из купеческого быта», учитывая развлекательный характер жанра данных произведений, ориентировались на доступность своего издательского продукта наиболее широкому кругу читателей, а потому внешний вид книг был весьма скромный — отсутствовали какие-либо сложные полиграфические эффекты, использовались недорогие сорта бумаги, незамысловатые художественные приемы оформления и украшения обложки и страниц. Подобного рода издания имели небольшой объем: в среднем публикация насчитывала от пятнадцати до тридцати страниц, являясь, по сути, удобной для ношения карманной книгой.
Подходя к анализу данных произведений с позиций современного источниковедческого знания, следует указать на то, что сюжеты «картинок» неза-
тейливы, построены во многом на привычных/стереотипных для общества эпохи перехода представлениях о купечестве как об организме, с одной стороны основанном на незыблемых домостроевских принципах «темного царства», с другой — стремящемся как можно больше соответствовать стилю жизни прогрессивного «благородного» сословия. Подавляющее большинство сюжетов «картинок из купеческого быта» базировалось на противопоставлении привычного старого и нового в купеческом образе жизни, появившегося вместе с пореформенным периодом. Чаще всего проявления данного противопоставления авторы демонстрировали на примере конструкций или деконструкций брачных/семейных стратегий купечества (именно эти сюжеты доминируют в указанных изданиях).
Необходимо заметить, что привлечение к историческому исследованию подобного рода художественных произведений позволяет по-иному оценить отношение общества эпохи перехода — рубежа XIX—XX столетий — к новому, все усиливавшему свои позиции социальному слою — буржуазии в целом и его женскому сегменту в частности. А отношение авторов, вышедших из дворянства или разночинной среды, к купечеству, этому новому «игроку» в социальной, экономической и культурной жизни имперской России, и к началу XX в. часто было негативным или, во всяком случае, весьма настороженным. Об этом свидетельствует и «визуальный имидж» купцов/купчих, созданный на страницах указанных произведений. В них представители купеческого сословия обоих полов изображены в подавляющем большинстве однозначно, в традициях, заложенных еще в 40—50-е гг. XIX в. А. Н. Островским, который ярко, но саркастично вывел образ русского купечества дореформенного периода. Для усиления этих характеристик авторы «картинок из купеческого быта» во второй половине XIX — начале XX в. использовали привычный литературный прием именования купцов и купчих фамилиями уничижительными по форме (например, Мошенников [68], Самодуров, Выжигин, Подлипалов [93], Лизоблюдов [26], Почкин, Кашеваров [97], Косолапов, Грабилов [34], Недовесов [122], Оболдуев [9], Меднолюбов [63], Разгуляева, Захватихина [93], Обвесова [92], Замухрышкина [25]). Отношение авторов литературно-художественных памятников в стиле «картинок из купеческого быта» к представителям купечества часто проявлялось и в специфических характеристиках, которыми наделялись герои, например таких как «купчики-голубчики», «квасной патриот», «пентюх старый», «купчиха <...> породы крупной и лягавой», «темный богач» и пр. Едва ли полностью справедливыми и соответствующими действительности можно считать подобные уничижительные «обрисовки типов купеческого звания» [13, с. 96], но типичными для данных произведений признать все же следует.
«Картинки из купеческого быта» сквозь призму художественного сознания авторов отражают различные аспекты женской истории русского купечества исследуемого периода, такие как общая авторская оценка купеческого сословия; социальное самочувствие русского купечества в целом и женщин в частности (главным образом в сравнении с самочувствием «благородного» сословия); отношение женщин-купчих к формальным и неформальным властным институциям (в том числе и к власти мужчин) и собственности; трансформации
«жизненного сценария» женщины купеческого сословия; брачные стратегии купечества; модель семейных/супружеских отношений и ее трансформации в купеческой среде; оценка психоэмоциональной сферы жизни женщины-купчихи в семье в целом и супружеских отношениях в частности; раскрепощение стиля жизни и поведения женщин купеческого сословия; оценка личности женщины-купчихи (собирательный образ); характеристика эстетических и нравственных идеалов женщин купеческого сословия; оценка одобряемых/не-одобряемых женщиной-купчихой социальных качеств человека; трансформации представлений купечества об идеальной среде обитания; характеристика интеллектуального и образовательного уровня женщин-купчих; характеристика внешнего облика женщин купеческого сословия; характеристика досуговых практик женщин купеческого сословия; оценка женщиной-купчихой мужчин своего сословия и мужчин из других социальных групп с точки зрения возможных деловых или личностных отношений; характеристика ценностных ориентаций женщины-купчихи в контексте пореформенного слома традиционной ментальности.
Кроме этих сторон исторической действительности, «картинки из купеческого быта» предлагают историку широкий источниковый материал для исследования категорий картины мира2 женщины-купчихи во второй половине XIX — начале XX в., а именно: отношение к богатству и бедности (страх разорения купеческой семьи); переживания, связанные со смертью; верования, относящиеся к потустороннему миру; восприятие многочисленных суеверий; оценка возраста и соответствующих ему практик поведения; оценка раскрепощения стиля жизни и поведения женщин купчих.
Таким образом, комплексный анализ привлеченных литературно-художественных памятников, написанных во второй половине XIX — начале XX в. в формате «картинок из купеческого быта», позволяет сделать вывод о широких источниковых возможностях этих произведений для исследования проблем, связанных с женской историей русского купечества.
Библиографический список
1. Аврамов А. М. Невесту собираются смотреть : картинка из купеческого быта. М. : Литография С. Ф. Разсохина, 1890. 24 с.
2. Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Демоны, монстры и грешники: негативные персонажи в пространстве древнерусской иконографии // Одиссей : человек в истории, 2010/2011. М. : Наука, 2012. С. 144—199.
3. Апраксин А. Д. Полтина за рубль : очерки из современной купеческой жизни. М. : Типолитография Г. И. Простакова, 1897. 224 с.
4. Арнаутова Ю. Е. Мемориальные аспекты иконографии святого // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 53—75.
5. Басанин М. Торговый дом Бахвалова сыновья : роман из купеческой жизни. Пг. : Б-ка «Вечернего времени», 1917. 336 с.
6. Бахрушин Ю. А. Воспоминания. М. : Худож. лит., 1994. 702 с.
2 Используется классификация категорий картины мира, предложенная А. Я. Гуре-вичем [28, с. 277].
7. Беркутов Д., Иванов С. Коммерсант нашего века : сцена из купеческого быта. М. : Изд. Театр. б-ки С. И. Напойкина, 1886. 24 с.
8. БлокМ. Загробная жизнь царя Соломона // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 237—260.
9. Бойся, не бойся, а судьбы не миновать : рассказ из купеческого быта. М. : Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1901. 35 с.
10. Болербух А. Г. История и художественная литература: к специфике социальной рецепции // Гуманитарный журнал. 2011. № 1/2. С. 3—11.
11. Болербух А. Г. Художественная литература в историческом аспекте // Крынщаз-науства i спецыяльныя пстарычныя дысцыплшы. Мшск : БДУ, 2005. Вып. 2. С. 8—17.
12. Булыгина Т. Литература «второго плана» как источник истории городского локального сообщества // Джерела локально! ютори : культурний побут городян XVIII — першо! половини XX ст. : збiрник наукових праць. Кшв : 1нститут украь нсько! археографп та джерелознавства iм. М. С. Грушевського НАН Украши, 2013. С. 24—39.
13. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М. : Высш. шк., 1991. 352 с.
14. Варенцов Н. А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. 2-е изд. М. : Новое лит. обозрение, 2011. 844 с.
15. Вишняков Н. П. Сведения о купеческом роде Вишняковых : в 3 ч. М. : Тип. Г. Лисснера и А. Гешаля, 1903—1911. Ч. 1. 1903. 102 с. ; Ч. 2. 1905. 210 с. ; Ч. 3. 1911. 167 с.
16. Воронецкий А. Красноярцу // Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны. М. : Тип. Лазаревского ин-та, 1867. Вып. 3. С. 17—22.
17. Воскобойников О. С. Новые подходы к традиционным вопросам // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 365—378.
18. Воскобойников О. С. Репрезентация власти Фридриха II в искусстве Италии (1220—1250) // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 169—199.
19. Гали Б. Т. Татарская художественная литература 1914—1917 годов как исторический источник // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150, кн. 8. С. 183—188.
20. Горбунов И. Живем в свое удовольствие : сцены из купеческого быта. СПб. : Типолитография В. В. Комарова, 1903. 16 с.
21. Горбунов И. Просто случай. СПб. : Тип. Ф. Стелловского, 1860. 10 с.
22. Городская семья XVIII в. : семейно-правовые акты купцов и разночинцев Москвы / сост., ввод. ст. и коммент. Н. В. Козловой. М. : Изд-во МГУ, 2002. 608 с.
23. Горячее сердце, или Нашему праву не препятствуй. М. : Изд. Е. И. Абрамовой, 1893. 36 с.
24. Государственный архив Курской области. Ф. 724. Личный архив И. В. Гладкова. Оп. 1. Д. 23—26, 28—31, 33, 34, 49—51, 55, 57, 61, 64, 65, 67, 69—73.
25. Грехи, а не женихи! : сцены из купеческой жизни. СПб. : Тип. В. А. Неметти, 1889. 18 с.
26. Григорьев П. Еще купцы третьей гильдии : оригинальный водевиль : в 2 д. СПб. : Тип. А. Сычева, 1842. 72 с.
27. Гумилёв Л. Н. Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? // Рус. лит. 1972. № 1. С. 73—82.
28. Гуревич А. Я. «Феодальное средневековье»: что это такое? // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 261—293.
29. Диван : (дневник купеческой девушки) ; Наши деды-купцы : бытовые картины начала XIX столетия. СПб. : Изд. А. Ф. Девриена, 1907. 328 с.
30. Дингес М. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к культурной истории повседневности // Одиссей : человек в истории, 2000. М. : Наука, 2000. С. 96—124.
31. Дмитриев С. В. Воспоминания. Ярославль : Александр Рутман, 1999. 329 с.
32. Дочь : сцены из московской глуши // Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны. М. : Тип. Лазаревского ин-та, 1867. Вып. 3. 185 с.
33. Думова Н. О. Художественная литература как источник для изучения социальной психологии // О подлинности и достоверности исторического источника на примере романа-эпопеи М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1991. С. 112—117.
34. Дуэль на аршинах : сцена из купеческого быта. СПб. : Тип. Р. Голике, 1876. 15 с.
35. Евстигнеев М. Жених в мешке, или Без свахи плохо. СПб. : Тип. Почт. департамента, 1867. 36 с.
36. Евстигнеев М. Е. Муж в накладе от приданого жены, или Как иногда с капиталом жену взять. М. : А. В. Морозов, 1873. 32 с.
37. Евстигнеев М. Е. Сцены из еврейского, цыганского, немецкого, татарского, малороссийского и русского мастерового и купеческого быта. М. : Д. И. Преснов, 1872. 269 с.
38. Елизаров Н. По гривеннику — за рубль : сцены из современной купеческой жизни. СПб. : Тип. Я. Трей, 1897. 83 с.
39. Жена мужа не бьет, а под свой норов ведет. М. : Типолитография Торгового дома Е. Коновалова, 1908. 24 с.
40. Жена с капризом : забавный рассказ из купеческого быта. М. : Изд. книготорговца П. И. Орехова, 1880. 36 с.
41. Жена-развратница. М. : Ломоносов, 1911. 16 с.
42. Жених без фрака, или Вот каковы друзья : комедия-водевиль : в 1 д. М. : Тип. А. Семена, 1850. 114 с.
43. Женихи и сваха. М. : Тип. Ф. И. Филатова, 1909. 32 с.
44. Замоскворечье, или Вот как живет да поживает русское купечество нынешнего мудреного, промышленного XIX века. М. : Тип. Т. Волкова, 1859. 46 с.
45. Зарецкий Ю. П. Свидетельства о себе: новые исследования голландских историков // Социальная история : ежегодник, 2008. СПб. : Алетейя, 2009. С. 329—340.
46. Зверев В. «Власть земли» и «власть денег» в произведениях Глеба Успенского // Историк и художник. 2004. № 1. С. 43—58.
47. Зверев В. В. Новые подходы к художественной литературе как историческому источнику // Вопр. истории. 2003. № 4. С. 161—166.
48. Золотое сердце : картинка из купеческой жизни. СПб. : Тип. Я. А. Копелиовича, 1897. 12 с.
49. ЗотовМ. Купчиха вдовушка и замоскворецкая сводня. М. : Тип. Филатова, 1906. 16 с.
50. Игина Ю. Ф. Изображая ведьму: иконография ведьм в английской памфлетной литературе раннего Нового времени // Одиссей : человек в истории, 2010/2011. М. : Наука, 2012. С. 199—242.
51. Исторические источники и литературные памятники XVI—XX вв. : развитие традиций : сб. науч. тр. / РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т истории ; отв. ред. акад. Н. Н. Покровский. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004. 334 с.
52. История России XIX—XX веков: новые источники понимания : сб. ст. / под ред. С. С. Секиринского. М. : МНФ, 2001. 304 с.
53. Кабантус А. Ночь как объект исторической науки : (Западная Европа XVII— XVIII вв.) // Одиссей : человек в истории, 2008. М. : Наука, 2008. С. 230—251.
54. Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий : воспоминания, 1881—1914. М. : Искусство, 1997. 396 с.
55. Клапиш-Зубер К. От священной истории к наглядному изображению генеалогий в X—XIII веках // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 200—227.
56. Клишина О. С. Н. С. Лесков как историк быта и этнограф // Исторические, философские, политические и юридические науки и искусствоведение : вопросы теории и практики. 2011. № 7, ч. 2. С. 105—111.
57. Козырев М. А. Типы Замоскворечья : очерки и рассказы из купеческого быта. М. : Тип. Мартынова и К°, 1879. 167 с.
58. Коковцев В. Н. Из моего прошлого. М. : Наука, 1992. Т. 2. 456 с.
59. Комиссионер // Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны. М. : Тип. Лазаревского ин-та, 1866. Вып. 2.
60. Крачковский Д. Купеческий сын : рассказы. СПб. : Жизнь, 1908. Т. 1. 157 с.
61. Крестовников Н. К. Семейная хроника Крестовниковых : в 3 кн. М. : Т-во скоро-печ. А. А. Левенсона, 1903—1904. Кн. 1. 1903. 112 с. ; Кн. 2. 1904. 139 с. ; Кн. 3. 1904.133 с.
62. Крылова Р. И. Художественная литература как источник при изучении отечественной истории // Альманах современной науки и образования. Тамбов : Грамота, 2007. № 7, ч. 2. С. 87—89.
63. Купец в пироге. М. : Тип. П. В. Вельцова, 1910. 16 с.
64. Купец Подсолов и прикащик его Иван Андреевич : очерки из купеческого быта. М. : Тип. М. Смирновой, 1854. 55 с.
65. Купеческие дневники и мемуары конца XVIII — первой половины XIX в. М. : РОССПЭН : Памятники ист. мысли, 2007. 470 с.
66. Купеческий сынок, или Следствия неблагоразумного воспитания : нравственно-сатирический роман. М. : Тип. Семена Селиванского, 1830. 44 с.
67. Купеческий сынок ; Ехал с ярмарки ухарь Федот. М. : Книгоиздательство Максимова, 1910. 16 с.
68. Купчиха в тесте. М. : Тип. Ф. И. Филатова, 1913. 16 с.
69. Купчиха. М. : Изд. М. Ф. Гиппиус. 1913. 12 с.
70. Курский государственный областной краеведческий музей. Отд. досоветского периода. Архив Гладковых. Письмо И. В. Гладкову от жены А. Гладковой, 1822 г. ; Письмо И. В. Гладкову от жены от 11 янв. 1823 г. ; Письмо И. В. Гладкову от жены и дочери Марьи Гладковой от 12 сент. 1824 г. ; Письмо-записка И. В. Гладкову от А. Пересмыцкой от 18 мая, 24 авг. 1849 г., 10 авг. 1853 г., 8 дек. 1855 г., 13 дек. 1856 г. ; Записка И. В. Гладкову от И. П. Петрова, 1873 г. ; Копия счета В. М. Мачурину от А. Гладковой, 25 мая 1866 г. ; Письмо И. В. и А. А. Гладковым от внука Ивана Слатина от 25 дек. 1873 г. ; Письмо И. В. и А. А. Гладковым от дочери М. Слатиной от 14 янв. 1874 г.
71. Курский самоучка — астроном и метеоролог Федор Алексеевич Семенов. Курск : Изд. Курск. губерн. земства, 1911. 35 с.
72. Ларшенов М. В. Сватанье на Таганке : комедия-шутка из купеческого быта. М. : Литография С. Ф. Разсохина, 1895. 29 с.
73. Левандовская А. А., Левандовский А. А. «Темное царство»: купец-предприниматель и его литературные образы // Отечественная история. 2002. № 1. С. 146—158.
74. Лейкин Н. А. Рукобитие ; Ряженые : картины из купеческого быта. 2-е изд. СПб. : Типолитография Р. Р. Голике, 1895. 68 с.
75. Лейкин Н. А. Сцены из купеческого быта. СПб. : С. В. Звонарёв, 1871. 165 с.
76. Лучицкая С. И. Вместо предисловия // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 5—8.
77. Лучицкая С. И. Мусульмане в иллюстрациях к хронике Гийома Тирского: визуальный код инаковости // Одиссей : человек в истории, 1999. М. : Наука, 1999. С. 245—270.
78. Лучицкая С. И. Образ рая в средневековой иконографии // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 365—378.
79. Мансфельд Д. А. По Сеньке шапка : сценка из купеческого быта : в 1 д. М. : Литография С. Ф. Рассохина, 1881. 23 с.
80. Метлицкая З. Ю. Средневековые церковные росписи как исторический источник // Реферативный журнал. 2001. № 1. С. 83—89.
81. Миронец И. И. Художественная литература как исторический источник : (к историографии вопроса) // История СССР. 1976. № 1. С. 125—141.
82. Михневич В. Супруги-любовники // Михневич В. Картинки петербургской жизни. СПб. : Тип. Ф. Сущинского, 1884. С. 112—143.
83. Могильнер М. Б. Художественная литература как источник по истории российской радикальной интеллигенции начала XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Казан. гос. ун-т. Казань, 1998. 23 с.
84. Морозов С. Т. Дед умер молодым. М. : Рубикон, 1992. 199 с.
85. Московские свахи, или Купцы и купчики, купеческие жены и купеческие вдовушки. М. : Тип. Александра Сенена, 1848. 31 с.
86. Муж-капиталист. СПб. : Тип. д-ра М. Хана, 1868. 58 с.
87. Наше купечество : сатирический и юмористический быт. СПб. : Тип. Лурье и Ко, 1904. 130 с.
88. Наши купцы и капиталисты : (очерки из современного быта купцов). СПб. : Тип. В. Спиридонова, 1867. 209 с.
89. Наши купчики-голубчики : веселые рассказы из купеческого быта. М. : Изд-во
B. А. Живарёва, 1903. 18 с.
90. Невольники : (голос из купеческой среды). Киев : Тип. И. И. Чоколова, 1899. 15 с.
91. Офранцузились : оригинальный фарс из купеческого быта. М. : Литография
C. Ф. Разсохина, 1897. 22 с.
92. Парикмахер под кроватью, или Проклятый шпион!!! : веселый рассказ из купеческого быта. СПб. : Тип. и литография К. Куна, 1870. 16 с.
93. Паутов-Светлов А. Д. Нижегородская ярмарка, или Купцы на семейном положении. М. : Типолитография Ф. И. Филатова, 1900. 28 с.
94. Плевицкая Н. В. Возвращение в Россию ; Дежкин хоровод. М. : Вагриус, 1993. 457 с.
95. Плетнёв И. Т. Воспоминания шестидесятника // Наша старина. 1915. № 7. С. 656—664.
96. Плетнёв И. Т. Воспоминания шестидесятника // Наша старина. 1915. № 8. С. 734—744.
97. Повесть о том, каким образом приезжие купцы познакомились с приказным и как он их обманул. М. : Тип. В. Кирилова, 1839. 87 с.
98. Под ножом убийцы : исторический рассказ из купеческого быта. М. : Изд. П. И. Орехова, 1880. 36 с.
99. Полевой К. А. Записки о жизни и сочинениях Н. А. Полевого, составленные братом его К. Полевым. СПб. : Тип. И. Фишона, 1860. Ч. 1. 273 с.
100. Полилова Ю. Е. Дневник купеческой девушки // Полилов-Северцев Г. Т. Наши деды — купцы : бытовые картины начала XIX столетия. СПб. : А. Ф. Девриен, 1907. 328 с.
101. Помпа-Лирский (Попандопуло) А. Н. Купец с Кавказа, купчиха из Сибири. Камышин (Сарат. губ.) : Тип. Г. И. Фадеева, 1913. 15 с.
102. Попов П. В. Семьдесят тысяч сериями : комедия : в 5 д. : (с натуры). Казань : Тип. М. А. Гладышевой, 1870. 124 с.
103. Предтеченский А. В. Художественная литература как исторический источник // Вестник Ленингр. гос. ун-та. Сер. истории, языка и литературы. 1964. Вып. 3, № 14. С. 76—84.
104. Российский государственный исторический архив. Ф. 1412. Канцелярия Его Императорского Величества по принятию прошений, на «высочайшее» имя приносимых. Оп. 212. Д. 112, 140.
105. Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / сост., вступ. ст. и коммент. М. Л. Гринберга, В. В. Нехотина. М. ; Иерусалим : Мосты, 1994. 239 с.
106. Саар Г. П. Источники и методы исторического исследования. Баку: Изд-во Азерб. гос. науч.-исслед. ин-та, 1930. 174 с.
107. Савёлов Л. М. Из воспоминаний, 1892—1903. Воронеж : Петровский сквер, 1996. 121 с.
108. Секиринский С. С. Александр Твардовский: «Все потом будет написано заново» : фронтовые очерки 41 года и поэма «Василий Теркин» // Историк и художник. 2005. № 2. С. 7—16.
109. Секиринский С. С. Об историках, художниках и нашем журнале // Историк и художник. 2004. № 1. С. 4—6.
110. Семёнов Ф. А. Автобиография курского астронома-любителя Федора Алексеевича Семенова. Пг. : 2-я Гос. тип., 1920. 72 с.
111. Сенявская Е. С. Художественная литература как исторический источник // История : еженед. приложение к газ. «1 сентября». 2001. № 44. С. 7—13.
112. Сенявская Е. С. Литература фронтового поколения как исторический источник // Отечественная история. 2002. № 1. С. 101—109.
113. Стрелок : сб. юмористических рассказов из быта народного, купеческого, чиновничьего и европейского, сатирических юмористических стихотворений, современных куплетов, шансонеток, романсов и песен. М. : Типолитография И. И. Пашкова, 1904. 316 с.
114. Твардовская В. А. Социальный кадастр пореформенной России в романе «Братья Карамазовы» // Отечественная история. 2002. № 1. С. 72—83.
115. Толстиков А. В. Испытание терпения: поэтическое описание злоключений шведского посольства в России середины XVII в. // Одиссей : человек в истории, 2009. М. : Наука, 2010. С. 244—267.
116. Толстой Г. В. Муж моей тетушки. М. : Тип. «Русских ведомостей», 1871. 50 с.
117. Томилов В. Г. Современная сибирская художественная литература как исторический источник // Вестник Томск. гос. ун-та. Сер.: История. 2009. № 1. С. 103—109.
118. Тузы // Наше купечество и торговля с серьезной и карикатурной стороны. М. : Тип. Лазаревского ин-та, 1867. Вып. 3. 185 с.
119. Успенский Г. И. Книжка чеков // Соч. : в 2 т. СПб. : Тип. Ю. Н. Эрлиха, 1889. Т. 1. 1192 с.
120. Ушаков А. С. Барин и купец // Ушаков А. С. Из купеческого быта : повести и очерки. М. : А. Черенин и К°, 1852. Ч. 1. С. 120—126.
121. Ушаков А. С. Тарыкины // Ушаков А. С. Из купеческого быта : повести и очерки. М. : А. Черенин и К°, 1852. Ч. 1.
122. Фалютинский С. Квасной патриот : купеческая сценка : в 1 д. Пг. : Тип. журн. «Спорт и фавориты», 1917. 10 с.
123. Филиппова Е. И. Художественная литература как источник для этнографического изучения города // Советская этнография. 1986. № 3/4. С. 26—36.
124. Фрумкин К. Г. Купечество и мещанство: социально-психологические размышления на материале русской классической драмы // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 2, № 1. С. 74—91.
125. Харсеева Н. В. Образ купечества в русской художественной литературе XIX — начала XX в. // Теория и практика общественного развития. 2009. № 3/4. С. 213—224.
126. Харузина В. Н. Прошлое : воспоминания детских и отроческих лет. М. : Новое лит. обозрение, 1999. 558 с.
127. Художественная литература как историко-психологический источник : материалы XVI Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 14—15 дек. 2004 г. СПб. : Нестор, 2004. 457 с.
128. Черных А. П. «Белое — венчальное, черное — печальное», или Необычная геральдика // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 354— 364.
129. Шмидт С. О. Историографические источники и литературные памятники // Шмидт С. О. Путь историка : избр. тр. по источниковедению и историографии. М. : Изд-во РГГУ, 1997. 612 с.
130. Шмидт С. О. Памятники художественной литературы как источник исторических знаний // Отечественная история. 2002. № 1. С. 40—49.
131. Шмит Ж.-К. Историк и изображение // Одиссей : человек в истории, 2002. М. : Наука, 2002. С. 9—11.
132. Bentley N. «New Elizabethans»: the representation of youth subcultures in 1950s British fiction // Literature and History. 2010. Vol. 19, iss. 1. P. 16—33.
133. Hinds H. Sectarian spaces: the politics of place and gender in seventeenth-century prophetic writing // Literature and History. 2004. Vol. 13, iss. 2. P. 1—25.
134. Shail A. Literature and history special issue cinema and modernism : introduction // Literature and History. 2012. Vol. 21, iss. 1. P. 1—5.
135. Stewart V. «War memoirs of the dead»: writing and remembrance in the first world war // Literature and History. 2005. Vol. 14, iss. 2. P. 37—52.
136. Tickell A. Cawnpore, Kipling and Charivari: 1857 and the politics of commemoration // Literature and History. 2009. Vol. 18, iss. 2. P. 1—19.