Научная статья на тему 'Малая пестрогрудка Bradypterus thoracicus в районе Буреинского хребта'

Малая пестрогрудка Bradypterus thoracicus в районе Буреинского хребта Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
82
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малая пестрогрудка Bradypterus thoracicus в районе Буреинского хребта»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2002, Экспресс-выпуск 179: 219-222

Малая пестрогрудка Bradypterus thoracicus в районе Буреинского хребта

М.Ф.Бисеров, Е.А.Медведева

Дарвинский государственный природный заповедник,

пос. Борок, п/о Плосково, Череповецкий район, Вологодская область, 162723, Россия Поступила в редакцию 4 апреля 2002

Распространение и биология малой пестрогрудки Bradypterus thoracicus (Blyth, 1845) остаются слабо изученными. Для северо-востока российской части ареала, охватывающего юг Якутии, Приамурье и Приморье, имеются указания на обнаружение её в бассейне р. Олекма и на хребте Тукурингра (Воробьев 1963), в верховьях р. Зея (Ильяшенко 1986; Кисленко и др. 1990), у оз. Эворон (Степанян 1978), в верховьях р. Бикин (Назаренко 1990; Михайлов и др. 1998), на р. Единка в районе Сихотэ-Алиньского заповедника (Елсуков 1999), по р. Ботчи (восточный макросклон Сихотэ-Алиня) от пос. Гроссевичи на морском побережье до р. Мульпа (Тиунов 2002), в долине р. Комиссаровка к западу от оз. Ханка и на Шуфанском плато северо-западнее Владивостока (Иванов 1976). В северной части Хин-гано-Буреинского нагорья малая пестрогрудка найдена в восточных отрогах центральной части Буреинского хребта в истоках р. Амгунь (Брунов 1977), в верховьях р. Правая Бурея, в устье р. Умальта — Макит (правый приток Бурей) и в верховьях р. Ниман (Бисеров 1999).

Летом и осенью 2000 малая пестрогрудка обнаружена нами при посещении заповедника "Бастак", в отрогах южной оконечности Буреинского хребта в среднем течении р. Кирга и в верховьях р. Икура (соответственно, 150 и 200 м н.у.м.). Долины этих рек заняты широколиственными лесами с обширными участками вторичных мелколиственных лесов из берёзы, ольхи, черёмухи с примесью хвойных пород. Склоны окружающих сопок покрыты хвойно-широколиственными лесами.

Одиночный взрослый самец добыт 14 июля 2000 в пойме р. Икура в прирусловом берёзовом горельнике, густо заросшем кустами рябинника и вейником. Семенники добытого самца были значительно увеличены (левый 6.5х 4.0 мм). Эта находка указывает на гнездование малой пестрогрудки в южной части Буреинского хребта.

Прилёт малой пестрогрудки в северную и центральную части Буреинского хребта приходится на начало июня. В верховьях Амгуни (600-800 м н.у.м.) появление первых птиц отмечено в период с 1 по 7 июня (Брунов 1977). В верховьях Нимана (1050 м н.у.м.) и Правой Бурей (800-900 м) поющие самцы встречены нами в 2000 году 7 июня, в первый же день начала наблюдений и, вероятно, появились здесь несколько ранее. В южной части хребта прилёт, видимо, также проходит поздно. При повторном посещении района верховий р. Икура в 2001 году в период до 27 мая, присутствия ма-

лых пестрогрудок на местах гнездования не было отмечено. Интересно, что в горах бассейна Зеи появление пестрогрудок приходится на вторую половину июня (Кисленко и др. 1990, 1998). В условиях гор в бассейне верхней Бурей, на высотах 900-1000 м н.у.м., в отдельные годы, в том числе и в 2000, в первой половине июня ещё выпадает снег и только начинается вегетация большинства видов деревьев, кустарников и трав.

Гнездовая стация малой пестрогрудки в северной и центральной частях хребта — пойменные и расположенные на пологих склонах лиственничники, опушки ивняков и тополёвников с подлеском из кедрового стланика, рододендрона даурского, шиповника, жимолости, карликовых берёз. Развитый кустарничковый ярус образован брусникой, голубикой, багульником, на марях — мощный моховой покров (Брунов 1977; Бисеров 1999). Аналогичные стации вид занимает и в других районах северо-восточной части ареала (Воробьёв 1963; Назаренко 1990; Михайлов и др. 1998).

К гнездованию пестрогрудки приступают, видимо, сразу после прилёта. Семенники самца, добытого 7 июня в верховья Амгуни (Брунов 1977) имели размеры 6.4x3.5 мм (левый) и 5.6x3.5 мм (правый). У самки, осмотренной нами 20 июня 1998 в верховьях Нимана, наседное пятно находилось в конце 3-й стадии развития (по: Виноградова и др. 1976). Такое его состояние характерно для периода вылупления или гибели кладки на поздних стадиях насиживания.

Активное пение самцов в центральной и северной частях Буреинского хребта на высотах от 550 до 1050 м н.у.м., начавшись в первые дни после прилёта, продолжается до середины июня. На р. Ниман интенсивность пения резко ослабевала в начале 3-й декады июня и прекращалось к концу месяца. В 1998 единственный раз отмечен повторный подъём интенсивности пения с 13 по 15 июля: самец пел в вечерних сумерках и, с небольшими перерывами, на протяжении всей ночи. В верховьях Бикина поющие самцы также отмечались в период с 13 по 21 июля (Назаренко 1990).

13 июля и в течение нескольких последующих дней самец и самка проявляли сильное беспокойство в районе предполагаемого гнезда (р. Ниман). При приближении наблюдателя птицы перепархивали, издавая тревожные крики, и подпускали на 2-2.5 м. С 16 по 18 июля здесь же отмечена пест-рогрудка, интенсивно собирающая корм на опушке лиственничника в кронах невысоких ив и в зарослях жимолости и вейника. 3 и 4 августа в 20-30 м от этого места отловлены 2 хорошо летающих слётка с укороченными рулевыми перьями, у которых наблюдалось дорастание дополнительной части юношеского оперения.

В верховьях Правой Бурей 21 июля 1998 в зарослях голубики и багульника, растущих в сильно увлажнённом прирусловом лиственничнике, наблюдалась самка с двумя едва перепархивающими слётками, очевидно, покинувшими гнездо в этот же день. 2 августа у самца и самки (определённо из одной пары) гонады не были увеличены. Размеры семенников, мм: левый 1.6x1.2, правый 1.0x0.9. Фолликулы имели минимальные размеры. Самка в клюве держала паука. Судя по поведению обеих птиц, шло докармливание птенцов, но выводок не был обнаружен.

В начале 1-й декады августа хорошо летающие молодые пестрогрудки отмечались по опушкам, в зарослях кустарников и высокого травостоя.

На хребте Тукурингра Б.К.Штегман 4 августа ещё встретил слетков, только что покинувших гнездо (Воробьёв 1963).

В южной части Буреинского хребта пение пестрогрудок в течение всего июля не зарегистрировано. Таким образом, в северных и южных частях расположенного почти в меридиональном направлении Буреинского хребта расхождение в сроках размножения малых пестрогрудок незначительно. По-видимому, в пределах рассматриваемой части ареала у малой пестрогрудки возможен только один репродуктивный цикл в сезон.

Послегнездовое обилие пестрогрудок в верховьях Нимана в период с 1 по 7 августа составляло 9 ос./км2. В южной части хребта (р. Икура) в стационарно установленные паутинные сети общей длиной до 100 м в июле-августе отловлено 4 особи. В окрестностях г. Зея плотность пестрогрудок составляла в июне: для высот 500-600 м н.у.м. — 3.2; 800 м — 6.8; 900 м — 8.8 ос./км2.

Сведения о линьке малых пестрогрудок основаны на анализе состояния оперения 4 взрослых и 6 молодых особей. У 3 молодых птиц, отловленных с 19 июля по 4 августа, шло формирование как основной (рулевые перья), так и дополнительной (перья по периферии плечевой, бедренной, почти всех туловищных птерилий, перья бокового отдела, а также подавляющее большинство нижних кроющих крыла) частей юношеского оперения. Одновременно наблюдалось зарастание аптерий пуховыми перьями. У молодой пестрогрудки от 23 августа формирование юношеского оперения было завершено, признаков линьки не отмечалось. Две молодые птицы, отловленные в период осеннего пролёта (15 и 17 сентября) на р. Икура, также были без признаков линьки и, судя по окраске оперения (Виноградова и др. 1976), не имели её и ранее. Из этого можно сделать вывод, что постю-венильная линька малых пестрогрудок проходит за пределами района гнездования. Степень пневматизации черепа у всех осмотренных молодых птиц не превышала 10%. Взрослые птицы, отловленные в период с 20 июня по 14 июля, к линьке не приступали.

Данные по осенним перемещениям скудны. Для побережья Японского моря в районе Сихотэ-Алиньского заповедника малая пестрогрудка приводится как редкий пролётный вид (Елсуков 1999). Верхнебуреинская популяция покидает район гнездования в первой декаде августа (последняя встреча в верховьях Нимана в 1998 датируется 8 августа). В южной части хребта пестрогрудки после 17 сентября не встречались. Вероятно, к этому сроку заканчивается отлёт всей буреинской популяции вида. Отсутствие находок пестрогрудок в отловах в период осенней миграции в верховьях Бурей в течение 3 лет (1996-1998) косвенно подтверждает прохождение в данном районе северной границы ареала вида.

Обобщая имеющиеся данные, можно сделать вывод о гнездовании малой пестрогрудки в районе Буреинского хребта в диапазоне высот от 150 до 1050 м н.у.м., где она местами является обычным гнездящимся видом соответствующих биотопов. Однако распространение вида в целом по хребту имеет спорадический характер. Об этом свидетельствует, в частности, тот

факт, что за весь летне-осенний период 1999 года мы не обнаружили малую пестрогрудку в среднем течении р. Дубликан в центральной части Буреинского хребта.

Литература

Бисеров М.Ф. 1999. О пестрогрудой камышевке в районе Буреинского заповедника //4-я Далъневост. конф. по заповедному делу. Владивосток: 26-27.

Брунов В.В. 1977. Новая находка малой пестрогрудки //Орнитология 13: 188-189.

Виноградова Н.В., Дольник В.Р., Ефремов В.Д., Паевский В.А. 1976. Определение пола и возраста воробьиных птиц фауны СССР: Справочник. М.: 1-189.

Воробьев К.А. 1963. Птицы Якутии. М.: 1-335.

Елсуков C.B. 1999. Птицы //Кадастр позвоночных животных Сихотэ-Алиньского заповедника и северного Приморья. Владивосток: 29-74.

Иванов А.И. 1976. Каталог птиц СССР. Л.: 1-276.

Ильяшенко В.Ю. 1986. О птицах бассейна верхней Зеи // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 150: 77-81.

Кисленко Г.С., Леонович В.В., Николаевский Л.А. 1990. Материалы по изучению птиц Амурской области //Экология и распространение птиц юга Дальнего Востока. Владивосток: 90-106.

Кисленко Г.С., Леонович В.В., Николаевский Л.А. 1998. Дополнения и исправления к статье: Материалы по изучению птиц Амурской области//Орнитология 28: 223-224.

Михайлов К.Е., Шибнев Ю.Б., Коблик Е.А. 1998. Гнездящиеся птицы бассейна Бикина // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 46: 3-19.

Назаренко А.А. 1990. К орнитофауне северо-восточного Приморья // Экология и распространение птиц юга Дальнего Востока. Владивосток: 106-114.

Степанян Л.С. 1978. Состав и распределение птиц фауны СССР: Воробьинообразные. М.:1-379.

Тиунов И.М. 2002. К орнитофауне Ботчинского заповедника (восточные склоны центрального Сихотэ-Алиня) //Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 176: 146-150.

SO GS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2002, Экспресс-выпуск 179: 222-224

О распространении дуба сойкой Garrulus glandarius

Г.А.Новиков

Ленинградский университет

Второе издание. Первая публикация в 1948*

Н.Г.Холодный (1941) в своей интересной статье о естественных факторах расселения дуба Quercus robur подчёркивает громадную, можно сказать первенствующую, роль в этом процессе сойки Garrulus glandarius. Связь между дубом, точнее — его желудями, и сойкой настолько тесна, что упомянутый автор высказывает предположение о вероятном наличии у сойки специаль-

* Новиков Г.А. 1948. О распространении дуба сойкой //Природа 3: 69-70.

999 Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск № 179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.