Научная статья на тему 'Максим Горький в серии «Русский путь: pro et contra»'

Максим Горький в серии «Русский путь: pro et contra» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
292
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Русский Путь» / pro et contra / проект / история культуры / цивилизационное развитие / М. Горький / a Russian way / pro et contra / project / history of culture / civilizational development / M. Gorky

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Богатырев Дмитрий Кириллович

В статье представлено концептуальное обоснование и эмпирические данные, характеризующие серию изданий «Русский путь: pro et contra». Автор, под руководством и при участии которого названная серия исследований (представленных в жанре антологий) издается на протяжении почти четверти века (включает 120 томов), уделяет специальное внимание междисциплинарной методологии и выбору персоналий, событий и проблема. Ствол символического древа изданий составляет история культуры в ее тематическом единстве, ветви – различные аспекты цивилизационного развития (наука и искусство, философия и теология, политика и государственно-конфессиональная сфера). Вырастающие на древе культуры цветы и плоды – это творческие результаты выдающихся философов, ученых, писателей, поэтов, художников, а также свершения, инициированные известными государственными и политическими деятелями. Автор соотносит фигуру М. Горького и посвящаемые ему в ближайшем будущем тома с основным принципом, положенным в основу серии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maxim Gorky in the Series «The Russian Way: Pro et Contra»

The article presents the conceptual justification and empirical data characterizing the series of publications «Russian Way: pro et contra». The author, under the guidance and participation of which series of studies (presented in the genre of anthologies) is published for almost a quarter of a century and includes 120 volumes, pays special attention to interdisciplinary methodology and the choice of personalities, events and problems. The trunk of the symbolic tree of publications is the history of culture in its thematic unity, the branches – various aspects of civilizational development (science and art, philosophy and theology, politics and stateconfessional sphere). Flowers and fruits growing on the tree of culture are creative results of outstanding philosophers, scientists, writers, poets, artists, as well as achievements initiated by well-known state and political figures. The author correlates the figure of M. Gorky and the volumes devoted to him in the near future with the basic principle underlying the series.

Текст научной работы на тему «Максим Горький в серии «Русский путь: pro et contra»»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10177 УДК 008:316.42

Д. К. Богатырев

https://orcid.org/0000-0002-3264-6506

Максим Горький в серии «Русский путь: pro et contra»

В статье представлено концептуальное обоснование и эмпирические данные, характеризующие серию изданий «Русский путь: pro et contra». Автор, под руководством и при участии которого названная серия исследований (представленных в жанре антологий) издается на протяжении почти четверти века (включает 120 томов), уделяет специальное внимание междисциплинарной методологии и выбору персоналий, событий и проблема. Ствол символического древа изданий составляет история культуры в ее тематическом единстве, ветви - различные аспекты цивилизационного развития (наука и искусство, философия и теология, политика и государственно-конфессиональная сфера). Вырастающие на древе культуры цветы и плоды - это творческие результаты выдающихся философов, ученых, писателей, поэтов, художников, а также свершения, инициированные известными государственными и политическими деятелями. Автор соотносит фигуру М. Горького и посвящаемые ему в ближайшем будущем тома с основным принципом, положенным в основу серии.

Ключевые слова: «Русский Путь», pro et contra, проект, история культуры, цивилизационное развитие, М. Горький. D. K. Bogatyrev

Maxim Gorky in the Series «The Russian Way: Pro et Contra»

The article presents the conceptual justification and empirical data characterizing the series of publications «Russian Way: pro et contra». The author, under the guidance and participation of which series of studies (presented in the genre of anthologies) is published for almost a quarter of a century and includes 120 volumes, pays special attention to interdisciplinary methodology and the choice of personalities, events and problems. The trunk of the symbolic tree of publications is the history of culture in its thematic unity, the branches - various aspects of civilizational development (science and art, philosophy and theology, politics and state-confessional sphere). Flowers and fruits growing on the tree of culture are creative results of outstanding philosophers, scientists, writers, poets, artists, as well as achievements initiated by well-known state and political figures. The author correlates the figure of M. Gorky and the volumes devoted to him in the near future with the basic principle underlying the series.

Keywords: a Russian way, pro et contra, project, history of culture, civilizational development, M. Gorky.

2018 год - юбилейный для М. Горького, поэтому его фигура вполне естественно оказалась в фокусе внимания издателей «Русского Пути», несмотря на то, что том о Горьком уже выходил в серии двадцать лет назад [11]. Он отображал дореволюционные рефлексии, но причина не только в этом. Новое обращение связано не только с юбилейной датой, но и с общей логикой развития серии, поскольку в саму концепцию «Русского Пути» вносились корректировки по ходу ее реализации. В истекшем году количество изданий серии превысило 120-томный рубеж, а в их числе оказались книги, посвященные не только персоналиям, что для читателя привычно, например, лидерам русской революции 1917 г. [1, 4, 9], но и феноменам культуры - идеологиям, и русской классической литературе [17-20].

Серия открылась в 1994 г. антологией «Н. А. Бердяев: pro et contra», которая была приурочена к 120-летию со дня рождения философа. Бердяев был интересен и в качестве оригинального мыслителя, творчество которого вызывало

острую полемику, и как философ национальной судьбы. Такая фигура идеально подходила для презентации идеи серии, которая замысливалась как культурологическая. Книга о Н. А. Бердяеве вызвала в основном позитивную реакцию, однако продекларированная в 1994 г. масштабность замыслов [12, c. 5-7] породила и скепсис, и даже насмешки. Достаточно высоко была оценена эв-ристичность самой методы: «pro et contra». Зерна идей и замыслов, посеянные годы назад, дали вполне ощутимые всходы. Серия «Русский Путь» стала одним из значительных явлений интеллектуального книгоиздания постсоветской России.

Антология о Бердяеве задала структуру последующих публикаций. Состав каждой книги формируется как сборник исследований творчества определенного представителя российской (а позднее и мировой) культуры, достаточно компактных по размеру и емких по содержанию. Статьи принадлежат видным деятелям отечественной культуры, которые являются либо сторонниками, либо критиками идей данного автора.

© Богатырев Д. К., 2018

Культурно-исторический комментарий и научно-справочный аппарат призваны представить коллекцию текстов как комплекс важных для понимания «героя» книги суждений, очерчивающих его во всей противоречивости. Таким образом, читателю предлагается своего рода «Малая энциклопедия» о Петре Великом, Вл. Соловьеве, Льве Толстом, С. Эйзенштейне или Д. Шостаковиче. В этом смысле «Русский Путь» представляет собой показательный срез национального самосознания в его развитии. Наш проект, однако, не просто «о самосознании» - он сам и есть элемент национального самосознания, которое находится в процессе становления, и в этом смысле подобен пути.

Каждый новый том, посвященный персоналии или проблеме, в некотором смысле является самодостаточным шагом. Задача каждой антологии - систематизировать наиболее важные оценки и подходы. Это удобно и в педагогическом отношении, и в научном, поскольку формирует плацдарм для дальнейших исследований. В условиях информационной перенасыщенности, характерной для постиндустриального общества, и постмодернистского релятивизма такая работа приобретает особую актуальность. Внешне метода «pro et contra» выглядит постмодернистски, но, по сути, она противоположна и релятивизму, и идеологической ангажированности.

Методики подготовки изданий «Русского Пути» прошли апробацию временем. Первоначальный состав каждой книги, предлагаемый редакции исполнителем или группой исполнителей, меняется по ходу реализации проекта, проходя сквозь сито внутренних рецензий и дискуссий редколлегии и составителей. Поэтому систематизации, которые вводятся в научно-педагогическое сообщество антологиями «Русского Пути», отображают не прихоть блогера, а магистральные тенденции научного дискурса по проблеме. Междисциплинарный проект такого масштаба невозможно реализовать силами одного учреждения, пусть даже крупного или известного. Поэтому РХГА привлекла к работе, наряду со штатными сотрудниками, выдающихся ученых, известных специалистов из ведущих вузов -СПбГУ, МГУ, РГПУ им. А. И. Герцена, СПбДА, институтов Российской академии наук.

Хотя публикация каждой отдельной книги реализует свои тактические задачи, необходимо иметь в виду стратегическую цель серии. Именно ее наличие и придает всему проекту тематическую, структурную и смысловую целостность. Цель серии, реализуемая в каждом ее фрагмен-

те, - показать, как в личной и творческой судьбе того или иного автора проявляется универсальное содержание российской культуры; продемонстрировать, что философская, церковная или политическая проблемы, связанные в нашем сознании с конкретными именами, представляют собой проявления общих тенденций национальной истории. В этом плане серию можно оценить как «Жизнь замечательных идей», понимая идеи вполне объективно в качестве парадигм мысли и установок социальной воли. Культурологический подход осуществляет функцию интегральной методологии отдельных элементов реализации «Русского Пути».

Современное состояние серии можно представить с помощью концептуальной метафоры древа, которое символизирует эволюцию культурного самосознания России. Корням этого древа соответствуют духовные основы общественно-исторической жизни, выражаемые в культурных универсалиях, религиозно-эстетических символах и архетипах коллективного бессознательного. Ствол указанного символического древа составляет история культуры в ее тематическом единстве, ветви же - различные аспекты цивилизационного развития: литература и поэзия, наука и искусство, философия и теология, политика и государственно-конфессиональная сфера. Вырастающие на древе культуры (цветы и плоды) - это творческие результаты выдающихся философов, ученых, писателей, поэтов, художников, а также свершения, инициированные известными государственными и политическими деятелями.

Мы начали со «сбора урожая». Соответственно, философы, писатели и поэты представлены в «Русском Пути» достаточно полно. В философ-ско-теологической подсерии опубликованы антологии об Н. А. Бердяеве, П. А. Флоренском, К. Н. Леонтьеве, В. В. Розанове, В. С. Соловьеве, С. Н. Булгакове, П. Я. Чаадаеве, И. А. Ильине, М. М. Бахтине, архим. Феодоре (Бухареве), Н. Ф. Федорове, В. Ф. Эрне и др. В литературной подсерии увидели свет книги, посвященные рецепции творческого наследия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Блока, А. Белого, Н. С. Гумилева,

А. А. Ахматовой, В. В. Набокова, В. В. Маяковского, З. Н. Гиппиус, М. Горького, А. В. Сухово-Кобылина, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, М. Зощенко, Е. Замятина и др. Идейное наследие таких авторов, как М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Н. Г. Чернышевский, Д. Л. Ан-

дреев, В. Г. Белинский, Д. С. Мережковский, нелегко поддается какой-то однозначной «ведомственной классификации». Если вести речь о великих ученых, то свет увидели антологии о В. И. Вернадском и И. П. Павлове.

Политический аспект российской культуры представлен знаковыми для отечественной истории фигурами. В свет вышли книги о правителях династии Романовых - от Алексея Михайловича (Тишайшего) и Петра Великого до Александра III, готовятся о Софье Алексеевне и Николае II. Опубликованы книги о Наполеоне Бонапарте, лидерах антигитлеровской коалиции -Сталине, Рузвельте, Черчилле и де-Голле, а также о таких известных государственных деятелях, как М. Кутузов, К. Победоносцев, П. Столыпин.

По ходу реализации проекта в первоначальный замысел были внесены корректировки, которые позволили проекту расшириться тематически и структурно. В первую очередь, укажем на появление книг, связанных с осмыслением российской рецепции идей, родившихся в умах великих европейцев. В этом подразделе «Русского Пути» вышли антологии, посвященные Платону и блаж. Августину, Н. Макиавелли и Ж. Ж. Руссо, И. Канту и Ф. Шеллингу, Данте и Сервантесу, Ф. Ницше и Вольтеру, Б. Спинозе и Д. Дидро, Б. Паскалю и В. Гете. В работе книги, посвященные Гегелю, Марксу, Фрейду, Витгенштейну и Хайдеггеру. Такое расширение серии представляется оправданным. Российская культура развивается не изолированно, она встроена в более широкий событийно-смысловой контекст.

Качественно новым этапом в развитии «Русского Пути» стал переход от анализа персоналий к осмыслению реалий. Исследовательские программы, разворачиваемые вокруг персоналий, ограниченны, сохраняют своего рода эмпирический характер. Предметом анализа избирается единичное и без специального внимания остаются формы и структуры культурно-исторического бытия, которые обеспечивают его целостность. Таковы религиозные конфессии, формы государственности, типы мировоззрений. За последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась. Изданы книги, отражающие культурологическую рефлексию важнейших религиозных традиций в истории человечества - иудаизма [6], христианства [22], ислама [5], буддизма [3]. Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции христианских конфессий - православия [14], католицизма [7], протестантизма [16]. Завершилась работа над анализом отече-

ственной рефлексии ключевых идеологий Нового времени - либерализма [10], консерватизма [8], социализма [21], анархизма [2] и национализма [13]. В этом же ряду и четырехтомник, посвященный осмыслению феномена русской классической литературы, в составе которого первые три тома отражают российскую рефлексию, распределяя между Золотым, Серебряным и Железным веками историю восприятия классики, а четвертый том систематизирует зарубежные оценки.

Однако в полной мере теоретический уровень анализа достигатся, когда рефлексии группируются вокруг ключевых категорий (универсалий культуры, мифологем), таких как судьба, творчество, бессмертие. Вокруг категорий можно сконцентрировать сущностные суждения, не отягощенные личными пристрастиями и исторически случайными обстоятельствами, как это имеет место в оценке персоналий. Анализ универсалий способен интегрировать всю совокупность изданий в рамках данной серии в «Энциклопедию самосознания русской культуры». Косвенно и опосредованно проблематика культурных универсалий и форм общественного сознания затрагивались при работе над персоналиями, однако прямое исследование феноменов культуры представляет собой самостоятельную задачу, которая должна составить дело ближайшего будущего.

Постановка вопроса об анализе категориально-аксиологической структуры отечественной культуры подчеркивает необходимость не только тематического, но и структурного развития «Русского Пути» в свете современных информационных тенденций в науке. Публикации на бумажных носителях, как правило, дополняются созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование этого информационного ресурса может, в конечном счете (при благотворном развитии событий), привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Увеличение в составе серии доли книг, посвященных феноменам культуры, способствует достижению этой цели. Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. Однако переход к новым технологиям дает и вполне обозримый прагматический эффект доступности результатов научных исследований. Книги, издаваемые ограниченными тиражами, попадают далеко не во все библиотеки. Доступность для академических институтов и вузов тематических баз данных, каковыми

фактически являются отдельные издания «Русского Пути», а в перспективе и общей информационно-поисковой системы может качественно поднять уровень научных исследований в различных областях гуманитарного знания.

Анализ современного общества, переживающего постиндустриальную фазу своего развития, сделал еще более очевидным и ранее известное обстоятельство: наука выживает и развивается только в определенной среде. «Русский Путь» уже изменил информационно-коммуникативное пространство гуманитарных исследований, его структурное развитие может инициировать последующие трансформации.

Новацией последних лет стало системное включение в состав бумажных и электронных изданий современного дискурса. Чаще как раздела антологии, что трансформирует жанр, придавая ему черты коллективной монографии, реже -как отдельного тома (таков, в частности, случай Лермонтова). В отличие от первых постсоветских лет, академическое сообщество во многом освоило классические подходы, и современный дискурс выглядит порой вполне сопоставимым с классикой. Именно таков и случай Горького.

Проект «Горький: pro et contra» (грант РФФИ: РФФИ № 18-012-00158 (а) Максим Горький как мировое явление. Роль Горького в литературе, критике, публицистике, политике, культуре и искусстве, театре, кино, современной инфосфере, рук. О. В. Богданова) рассчитан на три года (2018-2020) и выполняется под руководством профессора О. В. Богдановой. Исполнители проекта, непосредственно осуществляющие и возглавляющие работу, - авторитетные и заслуженные исследователи творчества Горького из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Среди них - крупнейший специалист по творчеству Горького ученый с мировым именем доктор, профессор Лидия Алексеевна Спиридонова, доктора наук из двух различных университетов Нижнего Новгорода - Мининского университета и университета им. Лобачевского. К проекту уже сейчас (на начальном этапе) привлечены исследователи из многих городов России - Москвы, Санкт-Петербурга, Н. Новгорода, Казани, Вел. Новгорода, Саратова, Чебоксар и мн. др. Наряду с исследователями-соотечественниками, широкое участие в проекте примут и исследователи из других стран ближнего (Украина, Беларусь) дальнего зарубежья - Италии (в первую очередь), Франции, Швейцарии, Германии, США, Израиля и др.

Предполагается издание трех томов.

Первый том будет представлять собой репринт уже изданного в 1997 г. тома по Горькому -«Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-1910-е годы». Необходимость перепечатки (за счет собственных средств РХГА) этого тома вызвана большим интересом к вышедшему уже 20 лет назад сборнику, собравшему в себе работы мало (на тот момент) знакомых отечественным исследователям критических работ до-советских мыслителей и критиков, обращавшихся к творчеству Горького.

Среди них тексты писателей, современников Горького, - Бунина, Зайцева, Ходасевича, Аннен-ского, Ремизова, Чуковского - воспоминания как соратников-друзей, так и знакомых-противников творчества Горького (про и контра). С одной стороны, хвалебный (но и объективный) разбор произведений Горького Зайцевым или Ремизовым, с другой - эмоционально неприятельству-ющий отзыв Бунина, созданный (как ни странно) в связи с известием о смерти Горького. Хотя и в последнем, эмоционально-отверзающем, отзыве Бунина есть доля той исторической правды, которую сумел подметить тонкий писатель-психолог.

Особенностью и достоинством первого тома становится взгляд на Горького, не отшлифованный идеологическими тенденциями, который позднее предложит советская критика, но по возможности объективированный, лишенный идолопоклонничества. Как показала практика существования первого тома в научных кругах, многие ракурсы, которые предложила критика 1890-1910-х гг., «забытые» в советском литературоведении, оказались актуальны сегодня, в новых условиях осмысления Горького - писателя, мыслителя, общественного деятеля, личности. Многоаспектность понимания творчества и личности Горького, предложенная критиками-современниками, обрела новую жизнь в нынешних условиях. Ранее не востребованные аналитические ракурсы, от которых отказалась критика советская, нашли свое развитие в обстоятельствах более трезвого и по-своему аполитичного осмысления творчества и деятельности неоднозначной и весьма сложной личности Горького.

Второй том комплекса антологий «Горький: pro et contra» предполагал охват периода 19201980-х гг., то есть советского периода осмысления философии и эстетики Горького. Кажется, это было бы верно с исторической точки зрения. Однако пока еще не сложилась та необходимая историческая дистанция, которая позволила бы

сегодняшним исследователям быть максимально объективными и независимыми от научной (псевдонаучной) традиции и устойчивого горь-ковского стереотипа. Массированность социоло-гизированных и идеологизированных (по сути, политизированных) оценок Горького, которые предлагала и настойчиво внедряла научная критика ХХ в., до сих пор вызывают активное отторжение в научной среде, объяснимое недоверие и, как следствие, противодействие. Шаблонные оценки творчества и идеологии «буревестника революции» столь памятны и столь глубоко сидят в сознании научной общественности, что пока еще тот момент, когда можно было бы отделить зерна от плевел, не настал. Время (не на уровне речевого штампа, а по сути) действительно вносит коррективы в восприятие личности и творчества Горького. Необходим некоторый период, когда бурные эмоции и споры поутихнут, соцреалистическая пыль осядет, и возникнет возможность объективно отобрать и показать реально сделанное в осмыслении большой фигуры (а не мифа) Горького, писателя и мыслителя.

Поэтому второй том антологии «Горький: pro et contra» вберет в себя работы преимущественно второй половины ХХ в. (вплоть до начала XXI в.), когда уже начинался процесс объективного осмысления творчества Горького. Планируется представить статьи таких ярких «низверга-телей» Горького, как Агурский или Пьецух, Геллер или Конюшенко. Предполагается разместить и статью Л. А. Спиридоновой, где автор (как кажется сегодня) наконец ставит последнюю точку относительно загадки смерти Горького - случайность, закономерность, убийство, расправа, эксперимент? (Но, кто знает, может быть, будущее принесет новые открытия и тайна смерти классика соцреализма будем вновь скорректирована.)

Во второй том должны войти работы по выявлению подлинного отношения Горького к литературным собратьям, поскольку открывшиеся к настоящему моменту архивы дают очень неожиданный материал к такого рода размышлениям. В этом же томе - попытка понять неоднозначное отношение Горького к русской классике. В частности, известное неприятие Горьким творчества и идей Достоевского, хотя сегодня уже очевидно, что как «право имеющий» Расколькников или философствующий Иван Карамазов, так и «Гордый Человек» Горького имели общую этиологию.

Во втором томе будут размещены статьи, в которых продемонстрирована новая интерпретация классических, хрестоматийно известных текстов классика. Так, О. В. Богданова предлагает иначе

взглянуть на знаменитую пьесу Горького «На дне», где, как оказалось, Горьким была спрятана еще одна тайна - кто убил хозяина ночлежки Ко-стылева (прежнее утверждение оказалось опровергнутым) и чем Горький в сталинские годы подменил (или завуалировал) подлинный конфликт пьесы.

С не меньшей неожиданностью современные исследователи предлагают новую трактовку повети-романа Горького «Мать» («Сын») и повести-романа «Жизнь Клима Самгина». В этом отношении связь Горького с философскими направлениями начала - середины ХХ в. позволяет по-новому воспринять, казалось бы, знакомые горь-ковские «крылатые выражения», найти их второй - скрытый прежде - план и пласт.

Наконец, третий том издания «Горький: pro et contra» планируется посвятить теме «Горький в искусстве». В нем будут представлены материалы, раскрывающие многообразное воздействие творчества и личности Горького на культуру XX-XXI вв. В томе будут представлены наиболее интересные и самые дискуссионные материалы о различных интерпретациях произведений Горького в театре, кинематографе, изобразительном искусстве и книжной графике. Особое внимание будет уделено раскрытию образа Горького средствами изобразительного искусства (работы В. Серова, Б. Григорьева, Ю. Анненкова, И. Бродского, В. Ходасевич, С. Дали и других), а также попытки воплощения его образа на сцене и на экране. В книгу планируется включение как архивных публикаций, программных искусствоведческих статей, так и новых исследований, рассматривающих фигуру Горького с точки зрения современности.

Несмотря на то, что к творчеству и личности Горького обращались едва ли не все выдающиеся отечественные режиссеры театра -

К. Станиславский, Г. Товстоногов, Ю. Любимов,

A. Васильев, Л. Додин и др., до сих пор и в этой области много лакун и сокрытых мест. Так, в Госфильмофонде Российской Федерации и Российском государственном архиве кинофотодокументов (г. Красногорск) хранятся уникальные киноматериалы (записи спектаклей, пробы, фрагменты репетиций) по произведениям Горького 1930-1950-х гг., еще не введенные в научный оборот.

Весьма любопытный аспект составляют экранизации произведений Горького в отечественном и зарубежном кинематографе. Так, в СССР экранизации произведений Горького осуществили

B. Пудовкин, М. Донской, А. Роом, Э. Лотяну,

С. Соловьев, Г. Панфилов, В. Титов. Весьма неожиданны постановки Горьковских спектаклей на Бродвее (1930-е), которые (как раньше писалось) были весьма успешны, однако на самом деле едва ли не все оказались провальными. Любопытны зарубежные сценарии, которые писались по произведениям Горького: практически ни одна из версий не совпала с собственно горьков-ским текстом, а нередко привносила противоположные оригиналу идеи.

В работе над сборником принимают участие ведущие искусствоведы и культурологи: О. А. Ковалов, Н. С. Скороход, Е. Я. Марголит, П. А. Багров, Г. Шимбаревич, М. М. Гудков и др.

В рамках исследовательского проекта планируется создание инфоресурса соответствующей тематики по адресу http://gorky.rhga.ru, как это имело место в других структурно и тематически подобных проектах, реализованных в РХГА (отметим, в частности, сайт по Лермонтову, получивший весьма лестные отклики). Можно с уверенностью сказать, что новые публикации на бумажных и электронных носителях, посвященные Горькому, будут интересны не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

Однако имеется еще один аспект присутствия Горького в «Русском Пути». Как выдающийся деятель отечественной культуры он сформулировал свои оценки по значительной части фигур и феноменов, которым посвящены другие тома и сайты Проекта. Это, так сказать, фоновое, облачное или контекстное присутствие писателя в серии, в отличие от точечного или ядерного, представленного текстами антологий «М. Горький: pro et contra». Развитие серии в направлении энциклопедии национального самосознания, очерченное выше, позволит в перспективе объединить указанные аспекты, прочертив гипертекстуальные связи между ядром и периферией. Причем в отношении не только к М. Горькому, но и к другим персонам, ставшим участниками проекта «Русский путь: pro et contra».

В статье представлен материал публикации автора, сделанной в издании: Проблемы российского самосознания: Максим Горький и русская провинция. К 150-летию со дня рождения. - Ярославль-Москва : РИО ЯГПУ, 2018 [15].

Библиографический список

1. А. Ф. Керенский: pro et contra, антология / сост., вступ. статья, коммент. А. Б. Николаева. - СПб. : РХГА, 2016. - 768 с.

2. Анархизм: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, коммент. П. И. Талерова. - СПб. : РХГА, 2015. - 1142 с.

3. Буддизм: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, комментарии С. В. Пахомова : сост. указателя С. В. Пахомов, С. Н. Пахомова : отв. ред. Р. В. Светлов. - СПб. : РХГА, 2017. - 920 с.

4. В. И. Ленин: pro et contra, антология [Текст] / сост. вступ. ст., коммент. В. А. Гуторова. - СПб. : РХГА, 2017. - 960 с.

5. Ислам: pro et contra, антология [Текст] / сост., коммент. Д. В. Шмонина, В. Г. Рохмистрова, вступ. статья Р. В. Светлова, Д. В. Шмонина. - СПб. : РХГА, 2017. - 1133 с.

6. Иудаизм: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, коммент. И. Кауфман. - СПб. : РХГА, 2017. - 890 с.

7. Католицизм: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, коммент. архим. Августина (Никитина). - СПб. : РХГА, 2013. - 719 с.

8. Консерватизм: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, коммент. А. Я. Кожурина : ред., предисл. А. А. Синицына. - СПб. : РХГА, 2016. -1120 с.

9. Л. Д. Троцкий: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, коммент. А. В. Резника. - СПб. : РХГА, 2016. - 864 с.

10. Либерализм: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, коммент. В. А. Гуторова : сост., послесловие Р. В. Светлова. - СПб. : РХГА, 2016. -981 с.

11. Максим Горький: pro et contra [Текст] / вступ. ст., сост. и примеч. Ю. В. Зобнина. - СПб. : РХГИ, 1997. - 896 с.

12. Н. А. Бердяев: pro et contra [Текст]. - СПб. : Изд-во РХГИ, 1994. - С. 5-7.

13. Национализм: pro et contra, антология [Текст] / сост. А. А. Иванова, А. Л. Казина, А. Э. Котова, М. В. Медоварова : вступ. статья А. А. Иванова, А. Л. Казина : коммент. А. А. Иванова, А. Э. Котова, М. В. Медоварова. - СПб. : РХГА, 2017. - 924 с.

14. Православие: pro et contra, антология [Текст] / ред. сост. В. Федоров. - СПб. : Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001. - 789 с.

15. Проблемы российского самосознания: Максим Горький и русская провинция. К 150-летию со дня рождения : по материалам Российской научной конференции с международным участием [Ярославль, 57 июня 2018 г.] и XV Всероссийской конференции Института философии РАН [Москва, 31 мая 2018 г.]. -Ярославль - Москва : РИО ЯГПУ, 2018. - 403 с.

16. Протестантизм: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, коммент. М. Ю. Смирнова. - СПб. : РХГА, 2012. - 846 с.

17. Русская классика: pro et contra. Железный век, антология [Текст] / сост. И. А. Есаулов, Т. Г. Петрова. - СПб. : РХГА, 2017. - 1086 с.

18. Русская классика: pro et contra. Золотой век, антология [Текст] / сост. Л. В. Богатыревой, Н. Ю. Даниловой, Г. Е. Потаповой : вступ. статья Д. К. Богатырева, Л. В. Богатыревой : коммент. Н. Ю. Даниловой, Г. Е. Потаповой : послесловие Н. Ю. Даниловой. - СПб. : РХГА, 2017. - 1040 с.

19. Русская классика: pro et contra. Между Востоком и Западом, антология [Текст] / сост. Л. В. Богатырева и др. , вступ. статья Л. В Богатыревой и К. Г. Исупова. - СПб. : РХГА, 2018. - 1072 c.

20. Русская классика: pro et contra. Серебряный век, антология [Текст] / сост и вступ. статья Л. В. Богатыревой и К. Г. Исупова. - СПб. : Русская христианская гуманитарная академия, 2017. - 987 c.

21. Социализм: pro et contra, антология [Текст] / сост., вступ. статья, коммент. И. В. Борисова и И. А. Гончарова. - СПб. : РХГА, 2017. - 841 c.

22. Христианство: pro et contra, антология. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / сост. : Д. К. Богатырев, А. М. Прилуцкий : вступ. статья Д. К. Богатырева. -СПб. : РХГА, 2017. - 1032 c.

Reference List

1. A. F. Kerenskij: pro et contra, antologija = A. F. Kerensky: pro et contra, anthology / sost., vstup. stat'ja, komment. A. B. Nikolaeva. - SPb. : RHGA, 2016. -768 s.

2. Anarhizm: pro et contra, antologija = Anarchism: pro et contra, anthology [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, komment. P. I. Talerova. - SPb. : RHGA, 2015. - 1142 s.

3. Buddizm: pro et contra, antologija = Buddhism: pro et contra, anthology [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, kom-mentarii S. V. Pahomova : sost. ukazatelja S. V Pahomov, S. N. Pahomova : otv. red. R. V Svetlov. - SPb. : RHGA, 2017. - 920 s.

4. V I. Lenin: pro et contra, antologija = V I. Lenin: pro et contra, antholody [Tekst] / sost. vstup. st., komment. V. A. Gutorova. - SPb. : RHGA, 2017. - 960 s.

5. Islam: pro et contra, antologija = Islam: pro et contra, antholody [Tekst] / sost., komment. D. V Shmonina, V. G. Rohmistrova , vstup. stat'ja R. V Svetlova, D. V. Shmonina. - SPb. : RHGA, 2017. - 1133 s.

6. Iudaizm: pro et contra, antologija = Judaism: pro et contra, antholody [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, komment. I. Kaufman. - SPb. : RHGA, 2017. - 890 s.

7. Katolicizm: pro et contra, antologija = Catholicism : pro et contra, antholody [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, komment. arhim. Avgustina (Nikitina). - SPb. : RHGA, 2013. - 719 s.

8. Konservatizm: pro et contra, antologija = Conservatism : pro et contra, antholody [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, komment. A. Ja. Kozhurina : red., predisl. A. A. Sinicyna. - SPb. : RHGA, 2016. -1120 s.

9. L. D. Trockij: pro et contra, antologija = L. D. Trotsky : pro et contra, antholody [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, komment. A. V. Reznika. - SPb. : RHGA, 2016. - 864 s.

10. Liberalizm: pro et contra, antologija = Liberalism : pro et contra, antholody [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, komment. V A. Gutorova : sost., posleslovie R. V Svetlova. - SPb. : RHGA, 2016. - 981 s.

11. Maksim Gor'kij: pro et contra = Maxim Gorky: pro et contra [Tekst] / vstup. st., sost. i primech. Ju. V. Zobnina. - SPb. : RHGI, 1997. - 896 s.

12. N. A. Berdjaev: pro et contra = N. A. Berdyaev; pro et contra [Tekst]. - SPb. : Izd-vo RHGI, 1994. -S. 5-7.

13. Nacionalizm: pro et contra, antologija = Nationalism : pro et contra, antholody [Tekst] / sost. A. A. Ivanova, A. L. Kazina, A. Je. Kotova, M. V. Medovarova : vstup. stat'ja A. A. Ivanova, A. L. Kazina : komment. A. A. Ivanova, A. Je. Kotova, M. V Medovarova. - SPb. : RHGA, 2017. - 924 s.

14. Pravoslavie: pro et contra, antologija = Orthodoxy : pro et contra, antholody [Tekst] / red. sost. V. Fe-dorov. - SPb. : Izd-vo Russkogo Hristianskogo Gumani-tarnogo Instituta, 2001. - 789 s.

15. Problemy rossijskogo samosoznanija: Maksim Gor'kij i russkaja provincija. K 150-letiju so dnja rozh-denija : po materialam Rossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Jaroslavl', 5-7 ijunja 2018 g.] i XV Vserossijskoj konferencii Instituta filosofii RAN [Moskva, 31 maja 2018 g.] = Problems of the Russian consciousness: Maxim Gorky and Russian province. To the 150 anniversary since birth: on materials of the Russian scientific conference with the international participation [Yaroslavl, on June 5-7, 2018] and the XV All-Russian conference of the Institute of philosophy of RAS [Moscow, on May 31, 2018]. - Jaroslavl' - Moskva : RIO JaGPU, 2018. - 403 s.

16. Protestantizm: pro et contra, antologija = Protestantism: pro et contra, antholody [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, komment. M. Ju. Smirnova. - SPb. : RHGA, 2012. - 846 s.

17. Russkaja klassika: pro et contra. Zheleznyj vek, antologija = Russian classics: pro et contra. Iron Age, anthology [Tekst] / sost. I. A. Esaulov, T. G. Petrova. -SPb. : RHGA, 2017. - 1086 s.

18. Russkaja klassika: pro et contra. Zolotoj vek, antologija = Russian classics: pro et contra. Golden Age, anthology [Tekst] / sost. L. V. Bogatyrevoj, N. Ju. Danilo-voj, G. E. Potapovoj : vstup. stat'ja D. K. Bogatyreva, L. V Bogatyrevoj : komment. N. Ju. Danilovoj, G. E. Potapovoj : posleslovie N. Ju. Danilovoj. - SPb. : RHGA, 2017. - 1040 s.

19. Russkaja klassika: pro et contra. Mezhdu Vos-tokom i Zapadom, antologija = Russian classics: pro et contra. Between the East and the West, anthology [Tekst] / sost. L. V. Bogatyreva i dr., vstup. stat'ja L. V Bogatyrevoj i K. G. Isupova. - SPb. : RHGA, 2018. -1072 s.

20. Russkaja klassika: pro et contra. Serebrjanyj vek, antologija = Russian classics: pro et contra. Silver age, anthology [Tekst] / sost i vstup. stat'ja L. V. Bogatyrevoj i K. G. Isupova. - SPb. : Russkaja hristianskaja gumani-tarnaja akademija, 2017. - 987 s.

21. Socializm: pro et contra, antologija = Socialism: pro et contra, antholody [Tekst] / sost., vstup. stat'ja, komment. I. V. Borisova i I. A. Goncharova. - SPb. : RHGA, 2017. - 841 s.

22. Hristianstvo: pro et contra, antologija = Christianity: pro et contra, antholody - 2-e izd., ispr. i dop. [Tekst] / sost. : D. K. Bogatyrev, A. M. Priluckij : vstup. stat'ja D. K. Bogatyreva. - SPb. : RHGA, 2017. - 1032 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.