Научная статья на тему 'МАКРОРЕГИОН КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

МАКРОРЕГИОН КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОРЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владыко И.Ю.

П р е д м е т. Размер территории Российской Федерации и значительное количество субъектов требует постоянного решения задач эффективного управления региональной экономикой. Т е м а . Рассмотрение макрорегиона как элемента стратегического пространственного управления региональной экономикой. Ц е л и . Рассмотреть сложившиеся подходы к объединениям и группировкам субъектов Российской Федерации. М е т о д о л о г и я . Методы исследования базируются на анализе имеющейся нормативно - правовой базы по вопросам управления региональной экономикой и пространственного планирования. Р е з у л ь т а т ы . Макрорегионализация и планирование для крупных образований находятся на стыке наук и требуют междисциплинарных подходов к изучению. Укрупнение территорий в целях пространственного развития экономики Российской Федерации должно занять главное место в формирующейся практике стратегического планирования на основе целостной вертикали документов регионального планирования. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Система регионального управления. В ы в о д ы . В практике государственного управления макрорегиональная тематика стала развиваться особенно широко в конце 2000 - х гг., когда начались разработки документов территориального стратегического планирования. Существенное место в практике публичного управления в Российской Федерации принадлежит мезоуровню в рамках единой властно - управленческой вертикали. Традиционно этот уровень управления ассоциируется с макрорегионами, в которых сконцентрирован ряд субъектов Российской Федерации, не только географически близких друг другу, но и характеризующихся примерно равными природно - климатическими условиями, проблемами социально - экономического развития и др. В Российской Федерации с присущими ей исключительными пространственными параметрами и огромным внутренним разнообразием роль мезоуровня управления представляется особо значимой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владыко И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACROREGION AS AN ELEMENT OF STRATEGIC SPATIAL MANAGEMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

S u b j e c t . The size of the territory of the Russian Federation and a significant number of subjects require constant solution of the tasks of effective management of the regional economy. T o p i c . Consideration of the macroregion as an element of strategic spatial management of the regional economy. P u r p o s e. To consider the existing approaches to associations and groupings of the subjects of the Russian Federation. M e t h o d o l o g y. The research methods are based on the analysis of the existing regulatory framework for the management of the regional economy and spatial planning. R e s u l t s . Macroregionalization and planning for large entities are at the intersection of sciences and require interdisciplinary approaches to study. The enlargement of territories for the purpose of spatial development of the economy of the Russian Federation should take the main place in the emerging practice of strategic planning based on a holistic vertical of regional planning documents. A p p l i c a t i o n a r e a . Regional management system. C o n c l u s i o n s . In the practice of public administration, macro - regional topics began to develop especially widely in the late 2000s, when the development of territorial strategic planning documents began. A significant place in the practice of public administration in the Russian Federation belongs to the meso - level within the framework of a single power and management vertical. Traditionally, this level of governance is associated with macro - regions, in which a number of subjects of the Russian Federation are concentrated, not only geographically close to each other, but also characterized by approximately equal natural and climatic conditions, problems of socio - economic development, etc. In the Russian Federation, with its exceptional spatial parameters and huge internal diversity, the role of the meso - level of management is particularly significant.

Текст научной работы на тему «МАКРОРЕГИОН КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

функционирование и развитие региональных социально-экономических систем

УДК 332.12

макрорегион как элемент стратегического пространственного управления региональной экономикой

Коды JEL: P41, R12.

Владыко И. Ю., старший преподаватель кафедры «Предметно-ориентированные информационные системы», ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет», г. Москва, Россия

E-mail: kaneva@mirea.ru

SPIN-код: 3396-8958

Поступила в редакцию 29.09.2022. Принята к публикации 03.10.2022

Аннотация

Предмет. Размер территории Российской Федерации и значительное количество субъектов требует постоянного решения задач эффективного управления региональной экономикой.

Тема. Рассмотрение макрорегиона как элемента стратегического пространственного управления региональной экономикой.

Цели. Рассмотреть сложившиеся подходы к объединениям и группировкам субъектов Российской Федерации.

Методология. Методы исследования базируются на анализе имеющейся нормативно-правовой базы по вопросам управления региональной экономикой и пространственного планирования.

Результаты. Макрорегионализация и планирование для крупных образований находятся на стыке наук и требуют междисциплинарных подходов к изучению. Укрупнение территорий в целях пространственного развития экономики Российской Федерации должно занять главное место в формирующейся практике стратегического планирования на основе целостной вертикали документов регионального планирования.

Область применения. Система регионального управления.

Выводы. В практике государственного управления макрорегиональная тематика стала развиваться особенно широко в конце 2000-х гг., когда начались разработки документов территориального стратегического планирования. Существенное место в практике публичного управления в Российской Федерации принадлежит мезоуровню в рамках единой властно-управленческой вертикали. Традиционно этот уровень управления ассоциируется с макрорегионами, в которых сконцентрирован ряд субъектов Российской Федерации, не только географически близких друг другу, но и характеризующихся примерно равными природно-климатическими условиями, проблемами социально-экономического развития и др. В Российской Федерации с присущими ей исключительными пространственными параметрами и огромным внутренним разнообразием роль мезоуровня управления представляется особо значимой.

Ключевые слова: макрорегион, стратегическое пространство, стратегическое управление, региональная экономика.

UDC 332.12

macroregion as an element of strategic spatial management of the regional economy

JEL Codes: P41, R12.

Vladyko I. Yu., Senior Lecturer of the Department «Subject-oriented Information Systems», MIREA — Russian Technological University, Moscou), Russia

E-mail: kaneva@mirea.ru

SPIN code: 6900-7243

Annotation

Subject. The size of the territory of the Russian Federation and a significant number of subjects require constant solution of the tasks of effective management of the regional economy.

Topic. Consideration of the macroregion as an element of strategic spatial management of the regional economy.

Purpose. To consider the existing approaches to associations and groupings of the subjects of the Russian Federation.

Methodology. The research methods are based on the analysis of the existing regulatory framework for the management of the regional economy and spatial planning.

Results. Macroregionalization and planning for large entities are at the intersection of sciences and require interdisciplinary approaches to study. The enlargement of territories for the purpose of spatial development of the economy of the Russian Federation should take the main place in the emerging practice of strategic planning based on a holistic vertical of regional planning documents.

Application area. Regional management system.

Conclusions. In the practice of public administration, macro-regional topics began to develop especially widely in the late 2000s, when the development of territorial strategic planning documents began. A significant place in the practice of public administration in the Russian Federation belongs to the meso-level within the framework of a single power and management vertical. Traditionally, this level of governance is associated with macro-regions, in which a number of subjects of the Russian Federation are concentrated, not only geographically close to each other, but also characterized by approximately equal natural and climatic conditions, problems of socio-economic development, etc. In the Russian Federation, with its exceptional spatial parameters and huge internal diversity, the role of the meso-level of management is particularly significant.

Keywords: macroregion, strategic space, strategic management, regional economy.

Введение

Размер территории Российской Федерации и значительное количество субъектов требует постоянного решения задач эффективного управления региональной экономикой. В Конституции РФ заложены основные принципы российского федерализма и основы взаимоотношений центра и регионов, разграничения полномочий между федеральной властью, органами государственной власти регионов и местного самоуправления. Существующее административно-территориальное деление учитывает как национальный, так и территориальный характер, а неоднородность в развитии территорий и плотности населения, разнообразие климатических условий и природно-ресурсной базы порождает ряд проблем в управлении и комплексном развитии страны.

Макрорегион как субъект стратегического пространственного управления экономикой на мезоуровне

При разработке стратегий развития территорий на первый план выходит оптимальность территориальных границ внутри РФ, тенденции укрупнения ее субъектов. Подходы к организации регионального деления определяются необходимостью повышения конкурентоспособности экономики страны. Для целей планирования и управления развитием страны создаются разные объединения и группировки субъектов РФ, происходит райониро-

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-58-3-10-19

вание страны. Такое районирование может быть целевым или проблемно ориентированным и может иметь множество видов. Административно-территориальное устройство Российской Федерации предусматривает несколько типов административно-территориальных единиц (рис. 1).

Каждая из форм территориального деления имеет в наличии определённые управленческие образования, а также учитывает специфику межрегионального взаимодействия. Например, федеральные округа не являются конституционной частью административно-территориального деления РФ, но как управленческие структуры представляют собой территориальные подразделения Администрации Президента Российской Федерации. Границы и состав федеральных округов не совпадают по количеству и составу с экономическими районами страны. За время существования федеральных округов в них сложилась система экономических связей, статистического учёта, развиваются процессы макрорегиональной интеграции.

Экономическое районирование страны и организация экономических районов в России имеет долгую историю. Современная сетка эко -номических районов используется с 1997 года. Экономические районы в Российской Феде -рации не обладают собственными органами управления, за ними не закреплены собственные источники финансирования. Выделение

экономических районов обусловлено прежде всего экономическими связями и межрегиональной интеграцией. Сбор статистических данных и расчет социально-экономических показателей на уровне группы регионов, включенных в экономический район помогает отслежи-

вать ход реализации Национальных проектов (их региональную часть). Экономические районы также позволяют обеспечить рациональное распределение производительных сил, обеспечивающее сбалансированное территориальное развитие.

Рис. 1. Формы территориального устройства РФ Источник: составлено автором по данным Общероссийского классификатора экономических регионов [14], стратегии пространственного развития Российской Федерации [13], по состоянию на 01.09.2022

Введение в практику государственного управления стратегических документов пространственного развития оживило исследовательский интерес к макрорегионам. Термин «макрорегион» официально появился в российской практике государственного управления с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [12].

Макрорегион — это «географический ареал, объединяющий в группу нескольких соприкасающихся друг с другом (то есть, сопредельных) регионов, совокупно обладающих общими чертами, особенностями» [20]. Классифицировать макрорегионы можно по различным основаниям (рис. 2).

Несмотря на схожесть целей выделения экономических районов и макрорегионов, а также их одинаковое количество, их состав различен. На рис. 3 приводится соотношение эконо-

мических районов (столбцы) и макрорегионов (строки). На пересечении столбцов и строк находятся субъекты Российской Федерации (разноцветные точки), их количество соответствует количеству точек. Цвет точки означает принадлежность к тому или иному федеральному округу. Выделение экономических районов происходило без учета принадлежности к федеральным округам. Например, северо-кавказский, уральский, поволжский и западно-сибирский район включают в себя регионы, относящиеся к разным федеральным округам. Такая структура создает определенные сложности при управлении региональной политикой. В отличии от экономических районов макрорегионы включают в свой состав регионы, относящиеся к одному федеральному округу, и наоборот, субъекты Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов разделяются на два макрорегиона.

Рис. 2. Основания классификация макрорегионов

Экономические районы

>5 О ь к ш ё с; о ш ВосточноСибирский Дальневосточный ЗападноСибирский Калининградский та О £ с; о т о 1= Северный Северо-Западный СевероКавказский Уральский |! I 8 Ё £ Д. & з Т Це нтр альный

Ангаро-Енисейский ****

Вол го-Камский * **

Вол го-Уральский **** **

Дальневосточный

Северный ***

Северозападный * *** ****

СевероКавказский ****** *

Уральско-Сибирский *** ***

ЦентральноЧерноземный

Центральный

ЮжноСибирский

Южный ***

Федеральные округа .

■ Дальневосточный федеральный округ ■ Приволжский федеральный округ ■ Северо-Западный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ ■ Сибирский федеральный округ ■ Уральский федеральный округ

Ш Центральный федеральный округ ■ Южный федеральный округ

Рис. 3. Соотношение экономических районов и макрорегионов РФ Источник: составлено автором по данным Общероссийского классификатора экономических регионов [14], стратегии пространственного развития Российской Федерации [13]

Это повышает управляемость и способствует выделению единого центра в лице управленческих структур федеральных округов.

Выделение макрорегионов можно характеризовать как попытку пересмотра существующей сетки экономического районирования Российской Федерации, с учетом реально сложившегося межрегионального взаимодействия. При том макрорегионы, не являясь административно-территориальными единицами, этом будут

В дополнение к существующим принципам пространственного развития на основе межрегиональной интеграции, отраженным в Стратегии пространственного развития, Е. В. Курушина, М. Б. Петрова [6] добавляют несколько авторских, и приводят систему, отраженную на рис. 5.

Перспективность макрорегионов как инструмента решения управленческих задач, связана со следующими положениями, представленными на рис. 6.

Принципиально важной является позиция Е. М. Бухвальда в том, что «в экономическом и правовом отношении разделить понятия «макрорегион» и «федеральный округ» означало бы потерять ту принципиально важную базу устойчивого функционирования мезоу-ровня в вертикали стратегического планиро-

отражать сложившиеся социально-экономические связи и курироваться из единого центра.

Целью формирования макрорегионов в настоящее время является задействование совокупного потенциала территорий для обеспечения экономического роста.

Современные принципы выделения макрорегионов в России определены Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (рис. 4).

вания, которая на данный момент накоплена в виде опыта разработки и реализации стратегий социально-экономического развития федерального округа» [2, с. 40].

Указывая, что наибольшие сложности в определении того, как макрорегионы смогут реализовать роль субъекта стратегического планирования в отношении регионов, попадающих в состав макрорегиона, Е. М. Бухвальд, Ю. В. Валентик описывают три возможные модели осуществления стратегического планирования на мезоуровне (рис. 7).

Структура, потенциал и направления развития отдельных макрорегионов отражены в работах Г. И. Поподько [22], М. В. Евсеевой, О. А. Мироновой, Ю. И. Растовой [9], Г. О. Читая [15], Г. Кузнецовой и др.

□□ □В

л

С

3

Й X О 5 и

5 ^

8 Л Л О X ^

си

3 и о

И Й

к 5 X

« ¡5

ц

и

• соседское положение субъектов РФ;

• схожие природно-климатические и социально-экономические условия для жизни и экономической деятельности;

• наличие в пределах макрорегиона устойчивых пассажирских перевозок из субъектов РФ в крупные и крупнейшие городские агломерации;

• наличие (или необходимость создания) крупных межрегиональных объектов отраслей социальной сферы федерального значения, способствующих повышению доступности и качества оказания услуг населению, проживающему в пределах макрорегиона;

• значительный потенциал межрегионального сотрудничества в рамках реализации перспективных экономических специализаций субъектов РФ и достраивания цепочек добавленной стоимости в пределах макрорегионов, в том числе для реализации крупных межрегиональных инвестиционных проектов;

• наличие (необходимость создания) объектов транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих усиление экономической связанности субъектов РФ, входящих в макрорегион;

• выход к международным рынкам и (или) транспортным коридорам "Запад -

• Восток" и "Север - Юг", в пределах которых может осуществляться координация социально-экономического развития входящих в них субъектов РФ

Рис. 4. Базовые принципы выделения макрорегионов Источник: составлено по данным стратегии пространственного развития Российской Федерации [13]

- территориальная общность регионов (географическая близость и общая инфраструктура);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- взаимодополняемость (комплементарность) потенциалов развития (специализация, кооперация);

- синергия эффектов;

- безопасность, в том числе, от глобального рейдерства;

- сетевая организация (согласованность интересов власти, бизнеса, общества, применения механизмов ГЧП при реализации проектов);

- культурно-историческая близость (исторически сложившиеся интеграционные связи между регионами, общая ментальность);

- ограниченное число участников;

- информированность потенциальных участников

Рис. 5. Дополнительные принципы выделения макрорегионов

Перспективность территории

Общая экономическая специализация, входящих в их состав субъектов

Построение единого плана социально-экономического развития государства (в вертикали стратегического планирования)

Рис. 6. Управленческие решения в стратегическом планировании при встраивании макрорегионов в тренды экономического развития

Основа модели -

макрорегионы, совпадающие/не совпадающие с федеральными округами

Основа модели

действующие федеральные округа

Вариант 2

Основа модели -

совместное использование федеральных округов и макрорегионов

Вариант 1

Вариант 3

Рис. 7. Возможные модели осуществления стратегического планирования на мезоуровне. Источник: составлено автором по источникам [3]

Несмотря на то, что в каждой из работ отражены специфика отдельно взятого региона, все они отражают приведенные структурные элементы макрорегиона.

Кроме выделения макрорегионов, как укрупненных территориальных образований наблюдается тенденция объединения и укрупнения субъектов Российской Федерации.

Укрупненная территория имеет следующие ключевые отличия от административно-территориального деления страны: «несовпадение экономических и административных границ; необходимость учета различных региональных и местных норм субъектами хозяйствования, противоречия интересов руководителей регионов и местных элит, а также большую разницу в уровнях экономического развития регионов, что предполагает оценку системных дефектов в региональном состоянии» [23].

Основа процессу объединения регионов в Российской Федерации заложена в Федеральном конституционном законе №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» [24]. Целью укрупнения субъектов, формировнания макрорегионов в настоящее время является задействование совокупного потенциала территорий для обеспечения экономического роста.

Первым событием в области укрупнения регионов стало объединение в начале 2000-х гг. Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. В 2007 году был

укрупнен Красноярский край (в его состав вошли Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа. В дальнейшем процессы укрупнения затронули Камчатскую область и Корякский автономный округ (в Камчатский край), объединены Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединены в Забайкальский край. Иных процессов укрупнения не состоялось, однако дискуссии ведутся до сих пор. С точки зрения А. А. Адамеску, О. О. Смирновой [25] помимо достижения цели развития федеративных отношений укрупнение способствует усилению российской государственности в целом, а экономическое районирование (как методологическая база административно-территориального деления) реализуется на основании следующих положений (рис. 8).

В развитие методологических основ создания укрупненных территорий О. О. Смирнова выводит на первый план задачу экономической оценки эффективности принятия соответствующих решений с двух позиций: необходимости проработки «методических подходов по оценке предложенных подобных решений по укрупнению территорий как с точки зрения государственного стратегического планирования, так и с точки зрения повышения эффективности государственного управления в целях оптимизации пространственной структуры» [26], однако практических подходов не предложено.

Рис. 8. Основные положения методологической базы административно-территориального деления

Положения

Оптимальная концентрация производства и населения для районов определенного масштаба Рациональная специализация хозяйства в системе территориального разделения труда Рациональная специализация хозяйства в системе территориального разделения труда Комплексность, диверсификация и интеграция хозяйства Рациональная внутрирайонная организация населения, производства, территориально-экономических связей Эффективные межрайонные транспортно-экономические и производственно технологические связи

Заключение

Стратегическое планирование пространственного развития экономики в целом сводится к тому, что территориальное размещение производительных сил методами государственной региональной политики последовательно приводится к наиболее благоприятному состоянию по критериям устойчивого, безопасного развития. Стратегирование пространственного развития экономики Российской Федерации должно занять место в формирующейся практике стратегического планирования на основе целостной вертикали документов такого планирования, как основа государственной политики регионального развития. Эту политику следует определить как систему практических действий и обеспечивающих их ресурсов, реализующих полномочия федерального центра в отношении сбалансированного размещения производительных сил; за устойчивое социально-экономическое развитие регионов России, за формирование условий и стимулов саморазвития субъектов Федерации, за общедоступность минимального круга социальных благ и услуг по всей территории страны, а также за обеспечение как общегосударственных, так и региональных аспектов экономической безопасности страны.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов Ю. П. Создание и функции регионального инвестиционного центра / Ю. П. Анисимов, Е. В. Сибирская // Регионоло-гия. — 2004. — № 2 (47). — С. 127—134.

2. Бухвальд Е. М. Стратегическое пространственное планирование: макрорегионы и субъекты Российской Федерации / Е. М. Бухвальд // Журнал российского права. — 2020. — № 3. — С. 31—44.

3. Бухвальд Е. М. Макрорегионы как новация стратегирования пространственного развития экономики России / Е. М. Бухвальд, О. Н. Валентик // Региональная экономика. Юг России. — 2019. — Т. 7. № 1. — С. 18—28.

4. Гончар К. Р. Инновационное поведение предприятия: ОАО «Галоген» / К. Р. Гончар,

B. В. Голикова // Российский журнал менеджмента. — 2009. — Т. 7, № 3. — С. 113—138.

5. Гринчель Б. М. Оценки конкурентной привлекательности макрорегионов России для управления развитием / Б. М. Гринчель, Л. В. Дорофеева, Е. А. Назарова // Управление развитием крупномасштабных систем MLSD'2019 : материалы двенадцатой международной конференции. Научное электронное издание, Москва, 01—03 октября 2019 года / Под общей ред. С. Н. Васильева, А. Д. Цвир-куна. — Москва : Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2019. —

C. 785—787.

6. Курушина Е. В. Формирование макрорегионов: принципы успешной экономической интеграции субъектов Российской Федерации / Е. В. Курушина // Урал — XXI век: макрорегион неоиндустриального и инновационного развития : материалы III Международной научно-практической конференции : в 2 т. Екатеринбург, 15—16 октября 2018 года / Ответственные за выпуск Я. П. Силин, Е. Б. Дворядкина. — Екатеринбург : Уральский государственный экономический университет, 2018. — С. 75—80.

7. Мананников Д. А. Системный анализ макрорегионов, проблема классификаций и оценки макрорегионов / Д. А. Мананников // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. — 2021. — Т. 17. № 2(51). — С. 8—21

8. Овешникова Л. В. Внешнеэкономическая деятельность макрорегиона как экономическая активность, способствующая региональному развитию и благоприятным условиям для привлечения инвестиций / Л. В. Овешникова, Е. В. Сибирская // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2021. — Т. 228. № 2. — С. 424—450.

9. Растова Ю. И. Спилловер-эффекты в стратегиях развития макрорегионов / Ю. И. Растова // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник, Курск, 05—06 июня 2018 года / Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук ; Ответственный редактор В. И. Герасимов. — Курск : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018. — С. 196—198.

10. Сибирская Е. В. Стратегия развития региональных промышленно-производственных комплексов на основе интеграции экономических процессов / Е. В. Сибирская. — Санкт-Петербург : ИНФО-ДА, 2004.

11. Татаренко В. И. Округа, районы, макрорегионы / В. И. Татаренко, Б. В. Робинсон, О. В. Усикова // Экономика. Профессия. Бизнес. — 2019. — № 4. — С. 72—76.

12. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020).

13. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 25.06.2022).

14. Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95, утв. Постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 № 640 (ред. от 10.02.2021) (Дата введения 01.01.1997)

15. Читая Г. О. Источники инвестиционного обеспечения экономического развития макрорегионов России / Г. О. Читая // Вопросы статистики. — 2005. — № 9. — С. 34—43.

16. Экономическое развитие: теория, методология и практика : коллективная монография / Д. Г. Васьбиева, О. В. Борисова, А. Н. Литвинов [и др.]. — Орел : Научное обозрение, 2014. — 132 с.

17. Владыко И. Ю. Коммуникационное взаимодействие и направления развития внешнеэкономической деятельности Волго-Камского макрорегиона / И. Ю. Владыко, Е. П. Тенетова, К. П. Климченко // Экономика и предпринимательство. — 2022. — № 1 (138). — С. 453—460.

18. Владыко И. Ю. Волго-Камский макрорегион: внешнеэкономическая деятельность как разновидность коммуникационной политики / И. Ю. Владыко, О. М. Пасынкова, Ю. И. Слепо-курова // Экономика и предпринимательство. — 2021. — № 12 (137). — С. 449—455.

19. Analytical Review of Patent Activities in the Russian Federation / E. V. Sibirskaya, L. V. Oveshnikova, I. Y. Vladyko [et al.] // Lecture Notes in Networks and Systems. — 2022. — Vol. 372. — P. 897—909.

20. Леонова О. Г. Изменение конфигурации геополитического пространства глобального мира за 20 лет без СССР / О.Г Леонова // От СССР к РФ: 20 лет: итоги и уроки. — Москва : Научный эксперт, 2012. — С. 261—268.

21. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система: от концепции к методологии исследования / О. Г. Голиченко // Вопросы экономики. — 2014. — № 7. — С. 35—50.

22. Поподько Г. И. Оценка экономического потенциала и перспективы развития Анга-ро-Енисейского макрорегиона / Г. И. Поподько // Управленческий учет. — 2022. — № 4-1. — С. 146—154.

23. Мелиховский В. М. Укрупненные регионы и экономические границы / В. М. Мелиховский // Вестник СамГУПС. — 2010. — № 2. — С. 38—42.

24. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005).

25. Адамеску А. А. Укрупнение регионов как модель новой экономической политики России / А. А. Адамеску, О. О. Смирнова // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2016. — Т. 7. № 2 (26). — С. 84—89.

26. Смирнова О. О. Экономическая оценка укрупнения регионов как важный элемент повышения качества государственного управления / О. О. Смирнова // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № 19 (61). — С. 49—51.

LIST OF LITERATURE

1. Anisimov Yu. P. Creation and functions of a regional investment center / Yu. P Anisimov, E. V. Sibirskaya // Regionology. — 2004. — No. 2 (47). — Pp. 127—134.

2. Buchwald E. M. Strategic spatial planning: macro-regions and subjects of the Russian Federation / E. M. Buchwald // Journal of Russian Law. — 2020. — No. 3. — Pp. 31—44.

3. Buchwald E. M. Macroregions as an innovation in strategizing spatial development of the Russian economy / E. M. Buchwald, O. N. Valentik // Regional Economy. South of Russia. — 2019. — Vol. 7. No. 1. — Pp. 18—28.

4. Gonchar K. R. Innovative behavior of the enterprise: JSC «Halogen» / K. R. Gonchar, V. V. Golikova // Russian Journal of Management. 2009. — Vol. 7. No. 3. — Pp. 113—138.

5. Grinchel B. M. Evaluation of the competitive attractiveness of the macro-regions of Russia for development management / B. M. Grinchel, L. V. Dor-ofeeva, E. A. Nazarova // Managing the development of large-scale systems MLSD'2019 : Proceedings of the twelfth International Conference Scientific Electronic Edition, Moscow, October 01—03, 2019 / Under the general editorship of S. N. Vasiliev, A. D. Ts-virkun. — Moscow : V. A. Trapeznikov Institute of Management Problems of the Russian Academy of Sciences, 2019. — Pp. 785—787.

6. Kurushina E. V. Formation of macro-regions: principles of successful economic integration of the subjects of the Russian Federation / E. V. Kurushina // Ural — XXI century: macro-region of neo-industrial and innovative development : materials of the III International Scientific and Practical Conference : In 2 volumes, Yekaterinburg, October 15— 16, 2018 / Responsible for the release of Ya. P. Silin, E. B. Dvoryadkina. — Yekaterinburg : Ural State University of Economics, 2018. — Pp. 75—80.

7. Manannikov D. A. System analysis of mac-roregions, the problem of classifications and evaluation of macroregions / D. A. Manannikov // Sustainable innovative development: design and management. — 2021. — T. 17. № 2 (51). — Pp. 8—21

8. Oveshnikova L. V. Foreign economic activity of the macroregion as an economic activity contributing to regional development and favorable conditions for attracting investment / L. V. Oveshnikova, E. V. Sibirskaya // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. — 2021. — Vol. 228. No. 2. — Pp. 424—450.

9. Rastova Yu. I. Spillover-effects in the development strategies of macro-regions / Yu. I. Rastova // Russia: Trends and prospects of Development : Yearbook, Kursk, 05—06 June 2018 / Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences; Executive Editor V. I. Gerasimov. — Kursk : Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, 2018. — Pp. 196—198.

10. Sibirskaya E. V. Development strategy of regional industrial and production complexes based on the integration of economic processes / E. V. Sibirskaya. — St. Petersburg : INFO-DA, 2004.

11. Tatarenko V. I. Districts, districts, macroregions / V. I. Tatarenko, B. V. Robinson, O. V. Usikova // Economy. Profession. Business. — 2019. — No. 4. — Pp. 72—76.

12. On Strategic Planning in the Russian Federation : Federal Law No. 172-FZ of 28.06.2014 (as amended on 31.07.2020).

13. On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025 : Order of the Government of the Russian Federation dated 13.02.2019 No. 207-r (ed. dated 25.06.2022).

14. All-Russian classifier of economic regions. OK 024-95, approved. Resolution of the State

Standard of Russia dated 27.12.1995 No. 640 (ed. from 10.02.2021) (Date of introduction 01.01.1997).

15. Reading G. O. Sources of investment support for economic development of macro-regions of Russia / G. O. Reading // Questions of statistics. — 2005. — No. 9. — Pp. 34—43.

16. Economic development: theory, methodology and practice : A collective monograph / D. G. Vasbieva, O. V. Borisova, A. N. Litvinov [et al.]. — Eagle : Scientific Review, 2014. — 132 S.

17. Vladyko I. Y. Communication interaction and directions of development of foreign economic activity of the Volga-Kama macroregion / I. Y. Vladyko, E. P. Tenetova, K. P. Klimchenko // Economics and entrepreneurship. — 2022. — No. 1 (138). — Pp. 453—460.

18. Vladyko I. Y. Volga-Kama macro-region: foreign economic activity as a kind of communication policy / I. Y. Vladyko, O. M. Pasinkova, Yu. I. Sle-pokurova // Economics and entrepreneurship. — 2021. — No. 12 (137). — Pp. 449—455.

19. Analytical Review of Patent Activities in the Russian Federation / E. V. Sibirskaya, L. V. Oveshnikova, I. Y. Vladyko [et al.] // Lecture Notes in Networks and Systems. — 2022. — Vol. 372. — P. 897—909.

20. Leonova O. G. Changing the configuration of the geopolitical space of the global world for 20 years without the USSR / O. G. Leonova // From the USSR to the Russian Federation: 20 years: results and lessons. — Moscow.: Scientific Expert, 2012. — Pp. 261—268.

21. Golichenko O. G. National innovation system: from concept to research methodology / O. G. Golichenko // Economic issues. — 2014. — No. 7. — Pp. 35—50.

22. Popodko G. I. Assessment of the economic potential and prospects for the development of the Angara-Yenisei macroregion / G. I. Popodko // Managerial accounting. — 2022. — No. 4-1. — Pp. 146—154.

23. Melikhovsky V. M. Enlarged regions and economic borders / V. M. Melikhovsky // Bulletin of SamGUPS. — 2010. — No. 2. — Pp. 38—42.

24. On the Procedure for Admission to the Russian Federation and the Formation of a New Subject of the Russian Federation in its composition : Federal Constitutional Law No. 6-FKZ of 17.12.2001 (ed. of 31.10.2005).

25. Adamescu A. A. Consolidation of regions as a model of the new economic policy of Russia / A. A. Adamescu, O. O. Smirnova // MIR (Modernization. Innovation. Development). — 2016. — T. 7. No. 2(26). — Pp. 84—89.

26. Smirnova O. O. Economic assessment of the enlargement of regions as an important element of improving the quality of public administration / O. O. Smirnova // Problems of modern science and education. — 2016. — № 19(61). — Pp. 49—51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.