Научная статья на тему 'МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ'

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ВАЛОВОЕ НАКОПЛЕНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мащенко Ю.А.

В статье рассматриваются особенности сложившейся в России макроэкономической ситуации в течение последних лет. Показаны сформировавшиеся в данных условиях ограничения для развития социальной сферы, вызванные общим экономическим спадом, снижением валового накопления основного капитала и инвестиций в основной капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACROECONOMIC FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of the peculiarities of the macroeconomic situation in Russia in recent years. It shows the restrictions for the development of the social sphere, formed in this conditions, caused by the general economic decline, a decrease of the gross accumulation of main capital and investments.

Текст научной работы на тему «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РФ»

обращения 30.10.2017 года).

5. Федеральная служба государственной статистики // Показатели, характеризующие импортозамещение в России. URL.: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/importexcha nge/# (дата обращения 18.01.2017 года).

УДК 338.2

Мащенко Ю. А., к.э.н.

доцент

кафедра экономики, финансов и природопользования

ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

СФЕРЫ В РФ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности сложившейся в России макроэкономической ситуации в течение последних лет. Показаны сформировавшиеся в данных условиях ограничения для развития социальной сферы, вызванные общим экономическим спадом, снижением валового накопления основного капитала и инвестиций в основной капитал.

Ключевые слова: социальная сфера, валовой внутренний продукт, валовое накопление основного капитала, инвестиции в основной капитал, реальные денежные доходы населения

Mashchenko Yu. A.

Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Nature Management

URIU RANEPA Russia, Rostov-on-Don MACROECONOMIC FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of the macroeconomic situation in Russia in recent years. It shows the restrictions for the development of the social sphere, formed in this conditions, caused by the general economic decline, a decrease of the gross accumulation of main capital and investments.

Key words: social sphere, gross domestic product, gross accumulation of main capital, investments, real monetary incomes of the population/

Достижение Россией уровня социального и экономического развития, соответствующего статусу ведущей мировой державы, занимающей лидирующие позиции в глобальной экономике, обеспечивающей реализацию прав граждан на достойный уровень и высокое качество жизни, предполагает рациональную и эффективную политику по развитию социальной сферы. Вместе с тем ее проведение зависит от бюджетных

возможностей государства, населения и бизнеса, консолидации усилий власти и гражданского общества, складывающейся макроэкономической динамики и демографической ситуации.

В настоящее время макроэкономический базис социального развития нельзя назвать эффективным и устойчивым. Основными макроэкономическими параметрами, ограничивающими возможности развития социальной сферы в РФ, выступают:

1. Радикальное замедление темпов экономического роста в 2010-е годы, перешедшее в стагнацию российской экономики и рецессию. Практически двукратное замедление темпов экономического роста, затронувшее практически все отрасли экономики, было отмечено уже в 2013 году (табл. 1). Взаимные санкции между Россией и странами Запада только обострили кризисные проявления, основной причиной которых являются факторы внутреннего развития - исчерпание источников роста, структурные деформации и институциональные ограничения.

Таблица 1

Индексы физического объема валового внутреннего продукта в % к

предыдущему году86

Год 2012 2013 2014 2015 2016

Индекс физического объема ВВП, % 103,7 101,8 100,7 97,2 99,8

В 2016 году, согласно оценкам Росстата, ВВП замедлил падение с -2,8% до -0,2%. Улучшение экономической динамики было обеспечено значительным числом секторов российской экономики, в частности сектором «Обрабатывающие производства» (с -4,6% в 2015 году до +1,1% в 2016 году), сектором «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (с -1,5% в 2015 году до +2,6% в 2016 году) и др. Виды деятельности в социальной сфере - «Образование», «Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг», с 2017 года «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» - продемонстрировали сохранение незначительного экономического роста, но снижение его темпов. в отличие от сектора «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», в котором в 2016 году обозначилсяи экономический спад.

Возобновившийся рост ВВП в 2017 году эксперты однозначно связывают с благоприятным влиянием повышения цены на нефть и единовременных выплат пенсионерам, стимулировавшим расширение внутреннего потребительского спроса87. По предварительным оценкам рост ВВП в III квартале 2017 года составил 1,8% к соответствующему кварталу

86 Здесь и далее использованы официальная информация и оперативные данные Росстата, размещенные на сайте Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 21 ноября 2017 г.)

87 Комментарии о государстве и бизнесе № 143, 11-20 ноября 2017 года. С. 4. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/11/22/1160801502/KGB 143.pdf (дата обращения 21 ноября 2017 г.)

прошлого года, что означает снижение относительно предыдущего квартала на 0,3-0,7% (по оценкам Росстата и экспертов НИУ ВШЭ). Данный в целом положительный сдвиг нельзя охарактеризовать как достаточный и эффективный88; экономика более погружается в состояние рецессии, чем заметного восстановления. Динамика базовых видов экономической деятельности, внутреннего частного спроса и инвестиций демонстрируют, что надежная макроэкономическая база для экономического роста создана не в полной мере (табл. 2).

Таблица 2

Динамика компонентов ВВП методом конечного использования _(в % к предыдущему году) __

Год 2012 2013 2014 2015 2016

Валовой внутренний продукт 3,7 1,8 0,7 -2,8 -0,2

Расходы на конечное потребление 6,5 4,1 0,9 -8,1 -3,5

Валовое накопление 4,4 -5,6 -6,1 -13,4 1,5

Экспорт 1,4 4,6 0,5 3,7 3,1

Импорт 9,7 3,5 -7,3 -25,8 -3,8

2. Состояние инвестиционной деятельности в стране характеризовалось в последнее время резким спадом инвестиционной активности в период обострения экономического кризиса и некоторой стабилизацией инвестиционного спроса в 2016 году. Об этом свидетельствует, в первую очередь, динамика валового накопления, приведенная в таблице 2, и сопряженная с ней динамика инвестиций в основной капитал. Инвестиции в основной каптал в экономике России снижаются, начиная с 2014 года (на 1,5%), а уже в 2015 году спад составил более 10%. Среди выраженных аутсайдеров по динамике инвестиций оказались многие отрасли по производству инвестиционных товаров (общая динамика инвестиций в обрабатывающих производствах составила 90,6% в 2015 году и 90,2% в 2016 году) и потребительские сектора экономики (производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство и др.).

Аналогичная ситуация сложилась в социальной сфере, практически во всех сегментах, обеспечивающих аккумуляцию и развитие человеческого капитала. Инвестиции в основной капитал за 2014-2016 годы снизились двузначными темпами: от 16% в деятельности по организации культуры и спорта, отдыха и развлечений до 30% в образовании. За этими показателями фактически стоит замедление или прекращение обновления социальной инфраструктуры, модернизации материально-технической базы и строительства новых учреждений, а в перспективе - снижение качества и доступности услуг для населения.

С начала в 2017 года в сфере инвестиционной активности

88 Комментарии о государстве и бизнесе № 143, 11-20 ноября 2017 года. С. 16. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/11/22/1160801502/KGB 143.pdf (дата обращения 21 ноября 2017 г.)

наблюдаются положительные тенденции. Поквартальные темпы роста составили 2,3; 6,3 и 3,1% соответственно за I, II и III кварталы 2017 года. При этом можно отметить рост инвестиционной активности в сфере культуры и спорта (на 29,6% в январе-сентябре 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), образование (на 4% соответственно), но сохраняющийся инвестиционный спад в здравоохранении на (2,2%). Это создает серьезные ограничения в реализации инвестиционных проектов в данной сфере, связанных с модернизацией и строительством медицинских учреждений, транспортного обеспечения, организацией сервисного обслуживания и дополнительных услуг.

3. В развитие анализа динамики компонентов ВВП методом конечного использования отметим такое серьезный макроэкономический фактор, как расходы на конечное потребление домашних хозяйств и определяющий их уровень реальных доходов населения. Снижение темпов роста потребительского спроса проявилось еще в 2013 году, а с I квартала 2015 года сменилось выраженным спадом, достигшего глубины в 2016 году.

Замедление падения потребительского спроса в конце 2016 года сменилось в I и II квартала 2017 года положительным трендом в его динамике. Рост расходов на конечное потребление домашних хозяйств составил 2,7 и 4,3% соответственно. При этом общий негативный тренд в динамике внутреннего частного спроса (определяемого оборотом розничной торговли, объемом платных услуг населению и жилищного строительства гражданами за счет собственных и заемных средств) по данным за январь-октябрь 2017 года нельзя считать преодоленным (при темпах прироста указанных показателей на 0,2-0,8% к уровню соответствующего периода прошлого года).

Наступивший кризис и последовавшая за ним рецессия сопровождаются падением реальных доходов населения (табл. 3), что напрямую определяет рассмотренную выше динамику потребительских расходов.

Таблица 3

Реальные располагаемые денежные доходы населения по Российской

Федерации, в % к предыдущему периоду

Год 2012 2013 2014 2015 2016

Реальные располагаемые денежные доходы населения 104,6 104,0 99,3 96,8 94,1

Реальные располагаемые денежные доходы, по оценке Росстата, в октябре 2017 года снизились на 1,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в январе-октябре 2017года - также на 1,3%. На фоне медленно, но восстанавливающегося экономического роста, оживления инвестиционной деятельности в ряде секторов экономики продолжающееся снижение реальных денежных доходов населения

свидетельствует о существенных противоречиях экономического развития.

Главными составляющими доходов населения являются заработная плата работников организаций, характеризующиеся разной степенью волатильности в периода спада и подъема. Как правило, темпы роста заработной платы существенно отстают от темпов роста доходов населения, поскольку в российской экономике заработная плата выполняет роль основного регулятора рынка труда в условиях «придерживаемой» занятости. В этом смысле январь-октябрь 2017 года стал пока исключением: при снижении реальных доходов населения реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций выросла на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Динамика пенсий определяется как экономической ситуацией, так и социальными приоритетами в политике Правительства РФ. Провалы пенсионной системы и ее нестандартное развитие в прошлые годы, а также постоянный рост численности пенсионеров, обусловили проведение в отношении пенсий политики ориентации на ускоренный рост. Следствием этого стало достаточно скромное сокращение реального размера назначенной пенсии в 2015 году - на 2,5%, рост в 2016 год на 1,1% и ожидаемый рост по итогам 2017 году на 37,3% с учетом единовременной денежной выплаты, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016г. № 385-ФЗ в размере 5 тысяч рублей.

Очевидно, что приводимые Росстатом данные о снижении реальных денежных доходов населения, но росте при этом реальной заработной платы и размера назначенных пенсий, вступают во взаимное противоречие. Возможно, данное обстоятельство связано с динамикой других видов доходов - от собственности и предпринимательской деятельности, но доля этих источников в России всегда была традиционно невысока в силу институциональных ограничений и других причин. В любом случае реальные денежные доходы населения выступают, с одной стороны, важнейшим фактором, свидетельствующем об оздоровлении или кризисе экономике, с другой стороны, ключевым параметром стандарта жизни российских семей. Падение доходов при сохранении высокого неравенства провоцирует возвращение такого потребительского поведения, при котором расходы становятся не стимулом развития секторов экономики, в том числе и социальной сферы, а способом выживания путем удовлетворения только самых базовых потребностей.

Подводя итог проведенному анализу отметим, что решать проблемы развития отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита, культура и т.д.), а следовательно формирования, использования и развития человеческого капитала без учета макроэкономических факторов, демографических трендов развития, ситуации на рынке труда и т.д. невозможно. Однако современная макроэкономическая динамика по-прежнему демонстрирует ряд серьезных ограничений для развития социальной сферы.

Использованные источники:

1. Доклад о социальной политике: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. / [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/2015/03/30/1095804427/doklad o soc politike.pdf (дата обращения 21 ноября 2017 г.)

2. Комментарии о государстве и бизнесе № 143, 11-20 ноября 2017 года. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2017/11/22/1160801502/KGB 143.pdf (дата обращения 21 ноября 2017 г.)

3. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 21 ноября 2017 г.)

УДК 004

Мезенцева Е.М., к.т н. заместитель заведующего кафедрой, секретарь, доцент

кафедра «Программное обеспечение и управление в технических системах»

Шубин А.А. студент 4 курса

факультет «Информационных систем и технологий» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Россия, г. Самара

ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙН

Аннотация:

Статья посвящена технологии блокчейн и развитию технологии и криптовалют в целом. Статья написана от третьего лица.

Ключевые слова: блокчейн, технологии будущего, информационные технологии, биткоин, эфир.

UDC 007.2

Mezentseva E.M., Deputy Head of the Department, Secretary, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department "Software and

Management in Technical Systems" Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics

Russia, Samara Shubin A.A. Student

4 course, Faculty of Information Systems and Technologies Povolzhsky State University of Telecommunications and Informatics

Russia, Samara

TECHNOLOGY BLOCKEYN.

Annotation:

The article is devoted to the

technology of blocking and development of technology and crypto currency in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.