Научная статья на тему 'Макроэкономическая типология национальных моделей финансирования'

Макроэкономическая типология национальных моделей финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель финансирования экономики / институты финансирования / государственное предпринимательство в финансовой сфере / европейская модель финансирования экономики / российская модель финансирования экономики / американская модель финансирования экономики / model of financing of the economy / financing institutions / state entrepreneurship in the financial sector / European model of financing of the economy / Russian model of financing of the economy / American model of financing the economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пугачев Илья Олегович

Актуальность и цели. Национальные модели финансирования имеют особые, уникальные черты, собственные формы и методы, определяющие вектор экономического развития. Изучение специфики данных моделей необходимо для более глубокого понимания процессов, связанных с особенностями финансирования в странах различных структурных позиций (центр– периферия) мировой экономики. Материалы и методы. В наиболее экономически развитых государствах технологический ряд финансовых инструментов диверсифицирован, носит масштабный характер. Механизм перераспределения свободных денежных ресурсов работает с наибольшей эффективностью, охватывая всех экономических агентов, удовлетворяя их потребности в денежных ресурсах. По мере движения от развитых стран к странам периферии обнаруживается тенденция к упрощению финансовых инструментов, в результате чего правительство вынуждено брать на себя роль института финансирования экономической системы за счет средств бюджета. Результаты. В статье исследована специфика институтов финансирования стран ядра мировой экономики на примере США, центра на примере европейских стран и стран полупериферии на примере России. Выявлены основные цели государственной политики, набор институтов и способов финансирования экономики. Выводы. Изучение специфики национальных моделей финансирования помогает лучше понять институциональные особенности конкретной страны, ее исторический вектор развития и современные реалии, что в дальнейшем может способствовать выработке более действенных рекомендаций для успешной социальноэкономической политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACROECONOMIC TYPOLOGY OF NATIONAL FUNDING MODELS

Background. National funding models have specific, unique features of its forms and methods of defining the vector of economic development. Study of the specific character of these models is necessary for deeper understanding of the processes relating to the peculiarities of financing in countries of different structural positions (centre-periphery) of the world economy. Materials and methods. In most economically developed countries the technological range of financial instruments is diversified and has a massive scale. The mechanism of redistribution of free money resources works most effectively when covering all economic agents, meeting their needs for financial resources. As you move from the developed countries to the countries of the periphery there is revealed a trend towards simplification of financial instruments, resulting in the government being forced to take on the role of the economic system financing institution at the expense of the budget funds. Results. This article considers the specifics of the financing institutions of the countries of the kernel of the world economy by the example of the USA, centre cpuntries by the example of European countries and the semi-periphery by the example of Russia. The author identified the main objectives of the state policy, set of institutions, and ways of financing the economy. Conclusions. Study of the specifics of national models of financing helps to understand better the specific institutional features of the country, its historical development vector and the modern realities, which can facilitate more effective recommendations for successful socio-economic policy of the state.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическая типология национальных моделей финансирования»

УДК 334.024

И. О. Пугачев

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность и цели. Национальные модели финансирования имеют особые, уникальные черты, собственные формы и методы, определяющие вектор экономического развития. Изучение специфики данных моделей необходимо для более глубокого понимания процессов, связанных с особенностями финансирования в странах различных структурных позиций (центр-периферия) мировой экономики. Материалы и методы. В наиболее экономически развитых государствах технологический ряд финансовых инструментов диверсифицирован, носит масштабный характер. Механизм перераспределения свободных денежных ресурсов работает с наибольшей эффективностью, охватывая всех экономических агентов, удовлетворяя их потребности в денежных ресурсах. По мере движения от развитых стран к странам периферии обнаруживается тенденция к упрощению финансовых инструментов, в результате чего правительство вынуждено брать на себя роль института финансирования экономической системы за счет средств бюджета. Результаты. В статье исследована специфика институтов финансирования стран ядра мировой экономики на примере США, центра на примере европейских стран и стран полупериферии на примере России. Выявлены основные цели государственной политики, набор институтов и способов финансирования экономики. Выводы. Изучение специфики национальных моделей финансирования помогает лучше понять институциональные особенности конкретной страны, ее исторический вектор развития и современные реалии, что в дальнейшем может способствовать выработке более действенных рекомендаций для успешной социально-экономической политики государства.

Ключевые слова: модель финансирования экономики, институты финансирования, государственное предпринимательство в финансовой сфере, европейская модель финансирования экономики, российская модель финансирования экономики, американская модель финансирования экономики.

I. O. Pugachev

MACROECONOMIC TYPOLOGY OF NATIONAL FUNDING MODELS

Abstract. Background. National funding models have specific, unique features of its forms and methods of defining the vector of economic development. Study of the specific character of these models is necessary for deeper understanding of the processes relating to the peculiarities of financing in countries of different structural positions (centre-periphery) of the world economy. Materials and methods. In most economically developed countries the technological range of financial instruments is diversified and has a massive scale. The mechanism of redistribution of free money resources works most effectively when covering all economic agents, meeting their needs for financial resources. As you move from the developed countries to the countries of the periphery there is revealed a trend towards simplification of financial instruments, resulting in the government being forced to take on the role of the economic system financing institution at the expense of the budget funds. Results. This article considers the specifics of the financing institutions of the countries of

the kernel of the world economy by the example of the USA, centre cpuntries by the example of European countries and the semi-periphery by the example of Russia. The author identified the main objectives of the state policy, set of institutions, and ways of financing the economy. Conclusions. Study of the specifics of national models of financing helps to understand better the specific institutional features of the country, its historical development vector and the modern realities, which can facilitate more effective recommendations for successful socio-economic policy of the state.

Key words: model of financing of the economy, financing institutions, state entre-preneurship in the financial sector, European model of financing of the economy, Russian model of financing of the economy, American model of financing the economy.

Бурное развитие финансовой сферы начиная с конца 70-х гг. ХХ в. позволило ей занять стратегическое место в современной экономической системе. При среднегодовых темпах прироста мирового ВВП около 3 % доходность финансового сектора обозначалась двузначными цифрами, все больше отрывалась от доходности реального сектора [1, с. 8].

Сегодня финансовая сфера имеет стратегическое значение в национальной экономике. Под влиянием финансовой сферы складываются важнейшие макроэкономические пропорции и параметры. Финансовая сфера занимает обширный сегмент хозяйственного механизма, подразделяясь в свою очередь на денежную сферу и сферу капиталов (фондов).

В рамках государственного предпринимательства [2, с. 31] сфера капиталов представлена потоками бюджетных средств. «Бюджет - мощнейший системообразующий механизм, способный осуществлять прогрессивные структурные преобразования, улучшать качество экономического роста, усиливать позиции страны в мире. Размеры и характер обращения бюджетных средств определяют развитие всей экономической системы» [2, с. 36].

Бюджетная политика имеет определяющее значение в экономической жизни страны, формирует тип экономической системы, темпы роста экономики, приоритетные отрасли развития промышленности, уровень фискальной нагрузки. «Экстраординарное изменение бюджетных потоков, как правило, сопровождается соответственными переменами в законодательстве, социальной дифференциации населения, режиме функционирования регуляторов рыночного равновесия, конъюнктурных колебаниях и фундаментальных условиях общественного воспроизводства» [2, с. 36].

Анализ данных о фискальном (налоговом) бремени, представленный Я. М. Миркиным в книге «Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски» показывает картину расхождения финансовой нагрузки по ряду стран. Российский экономист приводит следующие данные: «Более чем в 60 % индустриальных стран доходы «общего правительства/ВВП» превышают 40 % ВВП, почти у 80 % стран более 35 %. И наоборот, только у 18 % развивающихся стран, включая Россию, налоговая нагрузка выше 40 %. У более чем 50 % развивающихся стран налоговое бремя не превышает 30 % ВВП» [3, с. 152].

Причины рассмотренных расхождений - зрелость экономической системы, наличие экономических институтов и нормативно-правовой базы. К тому же более зрелые налоговые системы способны полнее собирать налоговые платежи.

В денежной сфере государственный аппарат организует работу банков, бюджетную эмиссию, регулирует денежное обращение, формирует финансовую глубину [3, с. 21] по средствам регулирования учетной ставки, т.е. регламентирование условий выдачи кредитов, уровень денежной массы, насыщенность экономики деньгами.

К рыночным методам государственного регулирования денежной сферы относится ставка рефинансирования. Ставка кредитования Центрального банка - инструмент тонкой настройки макроэкономического регулирования, осуществляемого государством в рамках циклического движения экономической конъюнктуры. «В случае, когда процент является барьером направления капитала в реальную экономику, искажается структура перераспределения денежных ресурсов через банковскую систему, стимулируя их использование, прежде всего для краткосрочных спекулятивных операций» [3, с. 180].

Регулируя уровень монетизации экономики, государство регулирует степень развития банковской системы, уровень кредитования бизнеса. Недо-монетизация экономики ведет к замедлению экономического роста, ослабляет ресурсный потенциал финансового сектора, завышает цену денег в экономике, ограничивает расширение и модернизацию предприятий. Низкая монетизация является базовой причиной низкой капитализации банков, растущей ограниченности внутреннего платежеспособного спроса по сравнению с внешним.

С ростом финансовой глубины в экономике снижается потребность в финансовых ресурсах, формируются массовые, ликвидные финансовые рынки. Механизм перераспределения денежных ресурсов на цели экономического развития работает эффективнее. «Чем выше уровень монетизации (как индикатора финансовой глубины), тем значительнее капитализация рынка акций. Нарастание монетизации хозяйственного оборота вызывает рост объема рынка ценных бумаг, увеличение денежных ресурсов, перераспределяемых через этот рынок. Рынок ценных бумаг становится массовым, ликвидным, он все в большей мере приобретает международный характер» [4, с. 252-253].

Низкий уровень инфляции при прочих равных условиях является признаком более развитых сбалансированных экономик, предупреждая искажение финансовых стимулов экономического роста, создавая условия для эффективного накопления сбережений и перераспределения денежных ресурсов на цели инвестиций. Низкая инфляция является одним из индикаторов развития финансового сектора, показателем сбалансированности ее финансовой системы и ограниченной величины рисков.

По мере движения от периферийных стран к странам центра технологический ряд финансовых инструментов становится более диверсифицированным, растет доля сферы финансовых услуг. «Зрелая экономика нуждается в том, чтобы механизм перераспределения свободных денежных ресурсов работал с наибольшей эффективностью, охватывая всех экономических агентов, удовлетворяя их интересы в денежных ресурсах» [3, с. 72].

Вышеперечисленные элементы формируют модель финансирования экономики, набор институтов и способов финансирования экономики, государственную политику в финансовой сфере.

В Европейской модели население и коллективные инвесторы играют в финансировании экономики заметную роль. Эффективная экономика, в осно-

ве которой лежит обрабатывающее производство в сочетании с технологическим прогрессом, обеспечивает бизнесу высокую прибыль, рабочим высокие зарплаты, правительству высокие налоговые поступления [5, с. 30]. Повышение стоимости компании в акциях не является главной целью менеджмента, больше внимания уделяется росту производства, производительности труда, качеству продукции. Интересы акционеров заключаются в реальном росте и развитии производства. В капиталах корпораций содержится высокая доля среднего класса, высока норма сбережений домашних хозяйств. Развитая финансовая система в совокупности с высоким уровнем доходов населения позволяет в качестве основного института кредитования экономической системы задействовать банковский сектор. Основной акцент государственной политики в финансовой сфере европейских стран направлен на регулирование банковского сектора.

Высокая налоговая нагрузка поддерживается с целью выполнения социальных обязательств, экономике соответствуют низкие темпы экономического роста. Подавляющая часть государственных доходов в европейских странах образуется за счет налогов, которые наполняют бюджетные системы государства, используются для перераспределения доходов, являются мощным рычагом воздействия на функционирование экономики в целом (иногда и негативного). Налоговым системам европейских стран присущи довольно устойчивые структурные пропорции, которые обеспечивают определенный простор для действия рыночных стимулов и регуляторов, в то же время позволяют правительствам, отдавая приоритет той или иной цели, проводить активную социальную политику, политику стабилизации и экономического роста. Европейские страны могут быть разделены на три группы в зависимости от степени использования бюджетной политики в качестве инструмента регулирования национальной экономики. В группе стран зоны евро бюджетная политика, ограниченная жесткими критериями конвергенции, не обладает достаточной гибкостью для эффективной корректировки экономического цикла. В странах, занявших выжидательную позицию по отношению к введению единой валюты, в условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры сохраняется значительное пространство для маневра и стимулирования экономической активности посредством бюджетно-налоговых мер. В странах, не входящих в ЕС, роль бюджетной политики как инструмента макроэкономического регулирования возрастает по мере увеличения зависимости национальной денежной политики от политики ЕЦБ [6, с. 357].

В Соединенных Штатах важным источником доходов для акционеров и менеджмента является рост стоимости компаний на рынке акций. Финансовый рынок диверсифицирован, носит массовый характер. Развитая финансовая система американской экономики в качестве основного источника финансирования экономики позволяет задействовать фондовый рынок. Основной акцент государственного влияния сделан на использование инструментов ценных бумаг [4, С. 82] посредством финансовых инструментов, направленных на поддержание ликвидности в экономике.

Американской модели государственного предпринимательства соответствуют невысокие темпы роста экономики, поддерживается умеренно-низкая налоговая нагрузка. Налоги в большей мере служат инструментом стимулирования экономического роста за счет экстенсивного сокращения налогового бремени. Дефицит бюджета финансируется за счет выпуска в об-

ращение долговых обязательств или за счет дополнительной денежной эмиссии [7]. Социальные обязательства выполняются за счет превышения экспорта над импортом [3, с. 154].

Роль мирового гегемона позволяет Соединенным Штатам присваивать товары и товарные стоимости в обмен на фиктивные (монетарные), сводящиеся к «запуску печатного станка» и выпуску долларов в обращение.

Американская экономика, наполненная необеспеченными деньгами, задействует фондовый рынок в качестве инструмента снижения государственного долга. При возникновении проблем американские власти сначала трансформируют финансовый пузырь в общеэкономический, а потом выталкивают его в реальную экономику. Затем эмитент ведущей резервной валюты выталкивает пузырь во внешнюю сферу, решая одновременно и задачу эффективного размещения дополнительной ликвидности (особенно если внешние активы будут недооцененными) и предупреждая возможное обесценивание доллара в будущем [4, с. 252, 253].

Структура финансовых услуг в России схожа с континентальной структурой финансирования экономики. Доля банков (без учета активов центрального банка) составляет в структуре финансовых активов более 90 % [3, с. 73, 75]. Банки подчиняются Центробанку, который в свою очередь финансируется правительством. При этом следует отметить низкую роль коммерческих банков в финансировании реальной экономики. Капитализация российских банков несопоставима с капитализацией банков в европейских странах или США. Банковский сектор нацелен на максимизацию краткосрочной прибыли за счет высоких кредитных ставок. В экономике отсутствуют стимулы долгосрочного кредитования. Соответственно из-за отсутствия развитой финансовой инфраструктуры в качестве основного источника финансирования реальной экономики (высокотехнологичной и наукоемкой сферы) выступает государственный бюджет, от структуры доходов и расходов которого зависит уровень инвестиционной активности, норма инвестиций в экономике.

В России один из самых высоких уровней фискальной нагрузки не только в группе развивающихся стран, но и по отношению к кластеру индустриальных экономик. Высокое налоговое бремя является встроенной составляющей отечественной экономики, прямо влияющей на условия ее роста, темпы и возможность модернизации [3, с. 152]. Потери от неэффективной налоговой системы компенсируются доходами экспортных пошлин, поступающих в бюджет страны с продажи углеводородов.

Спекулятивная модель финансового рынка, унаследованная с 1990-х гг., не позволяет российскому правительству ограничивать долю прибавочной стоимости в распоряжении крупного бизнеса в силу того, что основным вектором интересов крупного бизнеса является не модернизация и развитие экономической системы, а вывоз капитала из страны. Это подтверждает действие отечественных банков в 2009 г., которые после правительственного вливания денег в банковский сектор, фактически мгновенно начали вывозить их из страны. Высокая фискальная нагрузка в сочетании с высокой ставкой кредитования мешает развитию малого бизнеса, который может стать одной из движущих сил экономики, если ему создать условия для развития.

Изучение специфики моделей финансирования экономики позволяет понять принципы функционирования хозяйственного механизма в целях по-

строения долгосрочной государственной финансовой политики. Опыт показывает, руководство краткосрочными интересами, как правило, оборачивается для нации огромными потерями и затяжными кризисами, не только экономическими, но и социальными. Понимание особенностей проблем наших дней - кратчайший путь их преодоления.

Список литературы

1. Рязанов, В. Т. Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления / В. Т. Рязанов. - СПб., 2009. - 32 с.

2. Черемисинов, Г. А. Государственное предпринимательство как типологический признак развития экономики России: теоретико-методологический аспект / Г. А. Черемисинов // Известия Саратовского Университета. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2007. - Вып. 1. - Т. 7. - С. 31-45.

3. Миркин, Я. М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски / Я. М. Миркин. - М., 2011. - 480 с.

4. Ершов, М. В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? / М. В. Ершов. - М. : Экономика, 2011. - 295 с.

5. Райнерт, Э. С. Как богатые страны стаи богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э. С. Райнерт. - М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - 384 с.

6. Социально-экономические модели и путь России : в 2 кн. / Междунар. ассоциация акад. наук, РАН ; под ред. К. И. Микульского. - М. : Экономика, 2005. - 911 с.

7. Глазьев С. Ю. Кризис глобальной финансовой системы. - URL: http://www.zlev.ru/ 163/163_8.htm#_ftn1

References

1. Ryazanov V. T. Mirovoy ekonomicheskiy krizis i Rossiya: prichiny, posledstviya, puti preodoleniya [World economic crisis and Russia: causes, consequences, ways to overcome]. Saint Petersburg, 2009, 32 p.

2. Cheremisinov G. A. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Seriya «Ekonomika. Uprav-lenie. Pravo» [Proceedings of Saratov University. Series "Economics. Management. Law"]. 2007, iss. 1, vol. 7, pp. 31-45.

3. Mirkin Ya. M. Finansovoe budushchee Rossii: ekstremumy, bumy, sistemnye riski [Financial future of Russia, extremums, booms, system risks]. Moscow, 2011, 480 p.

4. Ershov M. V. Mirovoy finansovyy krizis. Chto dal'she? [World financial crisis. What's next?]. Moscow: Ekonomika, 2011, 295 p.

5. Raynert E. S. Kak bogatye strany stai bogatymi, i pochemu bednye strany ostayutsya bednymi [How rich countries became rich and poor countries remain poor]. Moscow: Izd. dom Gos. un-ta - Vysshey shkoly ekonomiki, 2011, 384 p.

6. Sotsial'no-ekonomicheskie modeli i put' Rossii: v 2 kn. [Socioeconomic models and paths of Russia: in 2 books]. Mezhdunar. assotsiatsiya akad. nauk [International Association of Academies of Sciences], RAN; ed. K. I. Mikul'skiy. Moscow: Ekonomika, 2005, 911 p.

7. Glaz'ev S. Yu. Krizis global'noy finansovoy sistemy [Crisis of global financial system]. Available at: http://www.zlev.ru/163/163_8.htm#_ftn1

Пугачев Илья Олегович аспирант, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)

E-mail: ilya_ov@mail.ru

Pugachev Il'ya Olegovich Postgraduate student, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky (83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)

УДК 334.024 Пугачев, И. О.

Макроэкономическая типология национальных моделей финансирования / И. О. Пугачев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2013. - № 1. - С. 34-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.