Научная статья на тему 'Макиавеллизм в структуре личности педагога'

Макиавеллизм в структуре личности педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКИАВЕЛЛИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГ / МАНИПУЛЯЦИЯ / MACHIAVELLIANISM / PERSONALITY / TEACHER / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рожина Татьяна Александровна, Первитская Алена Михайловна

Высокие требования, предъявляемые к профессиональной деятельности педагога, заставляют его прибегать к использованию манипулятивных приемов. Это, в свою очередь, может способствовать повышению уровня макиавеллистических установок личности и оказать влияние на осуществление процессов обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MACHIAVELLIANISM IN STRUCTURE OF TEACHER IDENTITY

Great demands placed on professional activity of the teacher force him to resort to the use of manipulative methods. It, in its turn, can promote the increase in the level of machiavellian installations of the personality and affect the implementation of processes of training and education.

Текст научной работы на тему «Макиавеллизм в структуре личности педагога»

29 Dionigi A, Canestrari C. Clowning in Health Care Settings: The Point of View of Adults. Europes journal of psychology. 2016. V. 12, pp. 473-488.

30 Dionigi A., Sangiorgi D, Flangini R. Clown intervention to reduce preoperative anxiety in children and parents: a randomized controlled trial. Journal of health psychology. 2014. V. 19, pp. 369-380.

31 Farneti A., Palloni F. Clowning: its effects on self-image and interpersonal relationships in nursery schools. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. No. 5, pp. 1527-1532.

32 Fernandes S. C, Arriaga P. The effects of clown intervention on worries and emotional responses in children undergoing surgery. Journal of health psychology. 2010. V. 15, pp. 405-415.

33 Finlay F, Baverstock A., Lenton S. Therapeutic clowning in paediatric practice. Clinical child psychology and psychiatry. 2014. V. 19, pp. 596-605.

34 Gislason M., Kari K, Vicki L, Nygaard C. P. Arts Engagement: a Guide to Inclusive Arts Programming for People with Disabilities. Canadian Centre on Disability Studies. Winnipeg, 2004.

35 Henderson Sc. W., Rosario K. But seriously: clowning in children's mental health. Journal of the american academy of child and adolescent psychiatry. 2008. V. 47, pp. 983-986.

36 Lopes J., Luis C., Calheiros da Silveira D. S., Veronez L. C. Clown intervention on neuroimmunoendocrine trajectories in pediatric osteosarcoma inpatients. Psycho-oncology. 2017. V. 26, pp. 162-163.

37 Meisel V., Chellew K., Ponsell E. The effect of"hospital clowns" on distress and maladaptive behaviours of children who are undergoing minor surgery. Psicothema. 2009. V. 21,

pp. 604-609.

38 Proctor S. The Archetypal Role of the Clown as a Catalyst for Individual and Societal Transformation. A Thesis in The Individualized Program (INDI). Concordia University. Montreal, Quebec, Canada. 2013. 127 p.

39 Slater J; Gorfinkle K; Bagiella E. Child behavioral distress during invasive oncologic procedures and cardiac catheterization with the big apple circus clown care unit. Psychosomatic medicine. 1998. V. 60, pp. 92-93.

40 Tener D., Lev-Wiesel R., Franco N. L. The Use of Medical Clowns as a Psychological Distress Buffer During Anogenital Examination of Sexually Abused Children. Journal of loss & trauma. 2012. V. 17, pp. 12-22.

41 Turner V. The Ritual Process: Structure and AntiStructure. New York: Cornell University Press, 1969.

УДК 316.6

Т. А. Рожина, А. М. Первитская

Курганский государственный университет,

Курган

МАКИАВЕЛЛИЗМ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. Высокие требования, предъявляемые к профессиональной деятельности педагога, заставляют его прибегать к использованию манипулятивных приемов. Это, в свою очередь, может способствовать повышению уровня макиавеллистических установок личности и оказать влияние на осуществление процессов обучения и воспитания.

Ключевые слова: макиавеллизм, личность, педагог, манипуляция.

T. A. Rozhina, A. M. Pervitskaya Kurgan state university, Kurgan

MACHIAVELLIANISM IN STRUCTURE OF TEACHER IDENTITY

Abstract. Great demands placed on professional activity of the teacher force him to resort to the use of manipulative methods. It, in its turn, can promote the increase in the level of machiavellian installations of the personality and affect the implementation of processes of training and education.

Keywords: Machiavellianism, personality, teacher, manipulation.

Манипуляция в современном обществе получает достаточно широкое распространение. Она затрагивает различные стороны жизнедеятельности человека, особенно ярко она находит свое проявление в отношениях с другими людьми. В последнее время наибольшее внимание уделяется изучению проблемы манипулирования другими людьми с точки зрения макиавеллистичности личности [1].

Большинство западных психологов придерживаются мнения о том, что макиавеллизм - это склонность человека к манипулированию другими людьми в межличностных отношениях. При этом манипулятор тщательно скрывает свои истинные намерения, старается прибегать к использованию хитростей, уловок и различного рода отвлекающих маневров, чтобы добиться удовлетворения своих желаний, при этом изменив первоначальные цели своего партнера. Все это достигается неагрессивными способами воздействия [2].

Отечественный ученый В. В. Знаков, рассматривая феномен «макиавеллизм» определял его как количественную характеристику, считая, что каждому человеку в определенных ситуациях свойственно манипулятивное поведение, однако, у некоторых людей более выражена склонность и развита способность к нему [2].

Актуальность данной темы обусловлена не только возрастающим интересом к профессиональной деятельности педагога, но и его личности, т.к. его личностные особенности могут оказать значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Ведь, в сущности, процессы обучения и воспитания представляют собой управление, наставление учителем ребенка с целью достижения поставленных педагогических задач. Поэтому изучение макиавеллистических установок педагогов является актуальной проблемой.

Цель: изучение положения макиавеллистических установок в структуре личности педагога.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между макиавеллизмом и параметрами 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла.

Анализ уровня макиавеллистических установок педагогов

Минимальная выраженность уровня макиа-

веллизма в выборке педагогов составила 41 балл, а максимальная - 99 баллов. Среднее значение выраженности признака составило 73 балла, что соответствует среднему уровню выраженности личностного макиавеллизма. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: педагоги в ситуации социального общения склонны проявлять настойчивость для достижения собственных целей. Они в состоянии убедить окружающих людей и направить их действия в нужное русло. Педагоги в своих действиях могут проявлять напористость, независимость, целеустремленность. Для педагогов со средним уровнем макиавеллизма характерно умение приспосабливаться к любым происходящим событиям.

Анализ связей показателей личностных особенностей и уровня макиавеллизма в выборке педагогов

Корреляционная связь обнаружена между показателями макиавеллизма и коммуникативными качествами личности 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла. Отрицательная связь обнаружена между показателями макиавеллизма и фактором N (проницательность) (г=-0,31; р<0,001) т. е. чем выше показатель уровня макиавеллизма, тем менее выраженным становится фактор N (проницательность). Положительная корреляционная связь обнаружена между показателями уровня макиавеллизма и факторами Е (доминатность) (г=0,3;р<0,001) и Q2 (самостоятельность) (г=0,34; р<0,001), т. е. при увеличении (уменьшении) уровня макиавеллизма будет происходить пропорциональное изменение факторов Е (доминатность) и Q2 (самостоятельность). Можно предположить, что такие педагоги действуют смело, энергично и активно, не стараются понять эмоциональное состояние других людей, не анализируют мотивы их поведения и поступков.

Значимая положительная корреляционная связь обнаружена между показателями уровня макиавеллизма и интеллектуальными качествами личности 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла, такими как М (воображение) (г=0,32; р<0,001) и В (интеллект) (г=0,33; р<0,001), т. е. при повышении уровня макиавеллизма будет увеличиваться выраженность факторов М (воображение) и В (интеллект). Такие педагоги обладают хорошо развитыми способностями воображения. В их деятельности наблюдается проявление оригинальности и самобытности. Они имеют высокие общие мыслительные способности.

Корреляционная связь обнаружена между показателями макиавеллизма и эмоциональными качествами личности 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла. Отрицательная корреляционная связь обнаружена между показателями уровня макиавеллизма и фактором С (эмоциональная устойчивость) (г=-0,2; р<0,05) и фактором I (эмоциональная сензитивность) (г=-0,45;р<0,001), т. е. чем выше показатель уровня макиавеллизма, тем менее выраженными становится фактор С 70

(эмоциональная устойчивость) и фактор I (эмоциональная сензитивность). Значимая положительная корреляционная связь обнаружена между показателями уровня макиавеллизма и факторами F (импульсивность) (r=0,24; p<0,01) и Q4 (напряженность) (r=0,29; p<0,01). Данные результаты говорят о том, что чем выше показатель уровня макиавеллизма, тем ярче выраженными становятся фактор F (импульсивность) и фактор Q4 (напряженность). Возможно, что такой педагог будет находиться под влиянием чувств. Ему будет тяжело справляться со своим настроением. В поведении может проявляться эмоциональная неустойчивость. Они могут иметь большое число не нашедших удовлетворения потребностей, вследствие чего педагоги будут напряжены и возбуждены.

Значимая отрицательная связь обнаружена между показателями макиавеллизма и регуляторны-ми качествами личности 16-факторного личностного опросника Р Б. Кеттелла, таким как Q3 (способность сдерживать тревожность) (r=-0,25; p<0,01). Это говорит о том, что показатели макиавеллизма и способности сдерживать тревожность связаны корреляционной зависимостью, т. е. чем выше показатель уровня макиавеллизма, тем менее выраженным становится фактор Q3 (способность сдерживать тревожность). Можно предположить, что у таких педагогов деятельность будет не упорядоченная и хаотичная. Они будут проявлять излишнюю суетливость.

Таким образом, анализ взаимосвязи между личностными особенностями и уровнем макиавеллизма в выборке педагогов выявил наличие как прямых (положительных), так и обратных (отрицательных) корреляционных связей. Таким образом, выдвинутые нами гипотезы о том, что существует взаимосвязь между макиавеллизмом и коммуникативными, интеллектуальными, эмоциональными, регуляторными качествами 16-фак-торного личностного опросника Р. Б. Кеттелла, нашла свое подтверждение в ходе исследования. Полученные результаты могут быть применены в разных областях психолого-педагогической практики: при решении вопросов подготовки педагогов к профессиональной деятельности, в практике психологического консультирования в контексте личностных и социально-психологических проблем педагога, а так же в тренинговой работе.

Библиографический список

1 Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. - Москва : ЧеРо : Изд-во МГУ, 1997. - 344 с.

2 Знаков В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования / В. В. Знаков // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 5. - С. 16-22.

References

1 Docenko E. L. Psihologiya manipulyacii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita. Moscow: CheRo: Izd-vo MGU. 1997. 344 p.

2 Znakov V. V. Makiavellizm: psihologicheskoe svojstvo lichnosti i metodika ego issledovaniya. Psihologicheskij zhurnal. 2000. Vol. 21. No. 5, pp. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.