Научная статья на тему 'Македония: новый виток конфликта на Балканах?'

Македония: новый виток конфликта на Балканах? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Македония: новый виток конфликта на Балканах?»

ского развития, российско-западные разногласия и противоречия неизбежно усилятся вновь и, возможно, в более острой форме. Неудовлетворенность и разочарование России в западных партнерах, особенно с учетом предпринятых ею серьезных шагов в сторону Запада, неизбежно будут отталкивать ее от последнего. Вопрос, кто больше проиграет от этого, лишен всякого смысла, поскольку потери будут ощутимы для обеих сторон. Поэтому так важно не упустить время, использовать открывшиеся возможности, начать создавать практические механизмы взаимодействия. Когда восприятие трагических событий 11 сентября перестанет быть столь острым, когда капитулирует Талибан, когда будут приняты неотложные меры по сдерживанию международного терроризма, - Западу и России уже может не хватить политической воли и энергии для формирования структур стратегического партнерства, которое представляется важным и логичным с сегодняшних позиций.

И последнее. Важно понять, что даже при максимально успешном проведении операции в Афганистане напряженность в этом регионе будет по-прежнему очень высока. Более того, выдавливание талибов из Афганистана связано с большой опасностью дестабилизации ситуации в других странах мусульманского мира, возможно и на территории СНГ. В долгосрочном плане юго-восточная периферия России и СНГ будет зоной повышенной кон-фликтогенности. Не исключена вероятность того, что потенциальный конфликт локального характера, особенно с участием экстремистских сил и движений, может перерасти в региональный. Российское участие в таком конфликте было бы неизбежным - как с точки зрения обеспечения собственной безопасности, так и учитывая союзнические обязательства России по Ташкентскому договору. Это вряд ли оставляет возможность для Запада остаться не вовлеченным в подобный конфликт. Такая опасность особенно ощутима в контексте 11 сентября, действий антитеррористической коалиции и их пока еще слишком непредсказуемых последствий. Поэтому стратегическое партнерство между Россией и Западом должно распространяться и на пространство СНГ.

♦ ♦ ♦

МАКЕДОНИЯ: НОВЫЙ ВИТОК КОНФЛИКТА НА БАЛКАНАХ?

А.А. Язькова,

Главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН

«Черный вторник» 11 сентября, связанный с гигантскими по своим масштабам трагическими событиями в США, увязывается многими международными наблюдателями не только с наиболее очевидным, «афганским» источником угрозы, но и - по характеру преступных акций - с другими известны-

ми узлами противостояния и конфликтов. Многие аналитики также задаются вопросом о самом существе понятия «терроризм» и о том, что в действительности стоит за ним: назревавший на протяжении

длительного времени конфликт цивилизаций и конфессий, национальных и этнических групп; «антиглобализм» как идея фронтального противостояния «бедных» и «богатых», принимающего формы марионеточного «бунта молодежи»; политический и религиозный экстремизм или же глубоко замаскированные интересы и намерения группировок преступного бизнеса, раскинувших сеть по всему миру. Конечно же, существующие в мире конфликты могут иметь и иную основу, важно, однако, внимательнее присмотреться к каждому из них для того, чтобы вовремя понять породившие его причины и тем самым не допустить последующего расширения сетей международного терроризма.

К числу европейских регионов с повышенной степенью конфликтности, несомненно, можно отнести Балканский полуостров, где на протяжении 90-х годов в различных районах распавшейся Югославии практически не прекращались локальные войны. Очагом наиболее серьезного и трудно разрешимого конфликта стало во второй половине 90-х годов входящее в состав Сербии, но фактически ей не подчиняющееся Косово. Февраль 2001 г. ознаменовался началом вооруженного вторжения боевиков Армии Освобождения Косово (АОК) в Македонию и установления контактов АОК с албанскими боевиками Освободительной Национальной Армии (ОНА -аналог АОК на территории Македонии). Словесная поддержка македонской стороны Евросоюзом и НАТО не принесла результатов, а на предъявленный македонским руководством ультиматум - в течение 24 часов сложить оружие или покинуть территорию Македонии - лидеры боевиков заявили, что не собираются подчиняться этим требованиям. «Мы будем продвигаться вперед и открывать новые фронты», - заявил в марте 2001 г. агентству «Франс пресс» один из главарей АОК1. О том, что такого рода заявления не были голословными, свидетельствуют данные о совершенных АОК террористических актах на территории Косово. Существуют, в частности, официальные данные о том, что только в 1998 г. на территории Косово ею были совершены 1884 теракта, в результате чего погибли около 300 человек и столько же были ранены2.

Заявления о поддержке Македонии со стороны НАТО последовали уже после того, как конфликт вошел в опасную фазу, и албанские боевики оказались в нескольких километрах от столицы Скопье, а в ряде западных районов страны власть фактически перешла в их руки. В июне 2001 г. Генеральный секретарь НАТО Дж. Робертсон впервые упомянул о готовности Альянса направить «в случае необходимости» воинский контингент в Македонию, но лишь после того, как македонское правительство заключит с лидерами ал-

1 Независимая газета. - М., 2001. - 22 марта.

2 ЕигоЬаШапэ. - 1998/1999. - № 33. - Р. 53

банских партий «политическое соглашение»3. В июле 2001 г. НАТО и ЕС предложили проект урегулирования македонского кризиса, предполагавший достаточно широкие уступки албанской стороне. В частности, проект предусматривал изменение административно-территориального устройства с последующей кантонизацией Македонии, а также возможность употребления албанского языка в парламенте и других государственных структурах, хотя и без придания ему статуса второго официального языка.

В дальнейшем была предпринята операция по разоружению албанских боевиков (кодовое название «Основной урожай»), не принесшая, по оценкам представителей спецподразделений НАТО, желаемых результатов. А лидер умеренного крыла косовских албанцев И. Ругова назвал эту акцию «фарсом». По его словам, командиры АОК согласились на разоружение «только для того, чтобы не выглядеть столь зловещими, каковы они есть». На самом же деле в Македонии идет масштабная подготовка к новому вооруженному конфликту, и политики стран НАТО осознают, что без внешнего военного присутствия Македония может вновь оказаться на грани межнациональной войны, угрожающей стабильности балканского региона в целом.

В начале сентября 2001 г. македонский парламент более, чем необходимыми двумя третями голосов принял предложенные Западом поправки к Конституции, существенно расширяющие права албанского меньшинства. По оценкам ряда международных экспертов, это были «неправомерные уступки во имя мира», но и они не устроили албанских экстремистов. Из этого следует, что тем, кто развязал в стране вооруженный межэтнический конфликт, необходимо продолжение войны как фактор расшатывания ситуации в Македонии и в регионе, а не как способ достижения «гражданских прав и свобод для албанского населения»4. Не случайной на этом фоне выглядит позиция президента Македонии Б. Трайковского, считающего необходимым срочное обращение в Совет Безопасности ООН с просьбой о возвращении в страну миротворческой миссии ООН, завершившейся в 1999 г., непосредственно перед началом операции НАТО против Югославии.

В более широком плане события в Македонии вновь поставили на повестку дня обсуждение «албанской проблемы». Многие международные эксперты считают неправильным игнорирование того факта, что новый виток албано-славянского противостояния возник уже на территории Македонии, где противоречия между этническими группами населения ранее были не столь очевидными, как в Сербии. Достаточно упомянуть о том, что албанские партии поддержали в начале 90-х годов процесс обретения Македонией независимо-

3 Известия. - М., 2001. - 22 июня.

4 Фокина Л. Албанцы отвергли план НАТО. Они соз-

дают параллельные органы власти в Македонии / / Не-

зависимая газета. - М., 2001. - 10 июля.

сти (что, впрочем, не помешало албанским экстремистским группировкам организовать в январе 1992 г. референдум, в ходе которого 90% албанского населения высказалось за выход населенных албанцами западных районов из состава Македонии). В ноябре 1998 г., после победы на выборах Демократической коалиции и прихода к власти администрации Б. Трайковского - Л. Георгиевского представителям Демократической партии албанцев в правительстве было предоставлено 11 министерских портфелей. В то же время разделяющая западные ценности по вопросу о правах человека демократическая администрация Македонии отказалась признать албанцев «второй государствообразующей нацией» и предоставить им территориальную автономию. При этом учитывалось, что албанское население проживает в приграничных с Косово и Албанией северо-западных районах страны, а после обострения конфликта в Косово его удельный вес возрос с 25 до 40 %. В самой же Албании, по некоторым данным, проживает более 40 тыс. македонцев, не имеющих ни территориальной, ни какой-либо иной автономии.

Можно, таким образом, утверждать, что летом 2001 г. в северо-западной части Македонии с преимущественно албанским населением сложилась ситуация, схожая с положением в Косово. И в том, и в другом случае положение контролировали вооруженные группировки, возлагающие на себя административные функции и создающие параллельные органы управления. За этим, как показал опыт Косово, следуют: вытеснение неалбанского населения и террористические акты против него, создание «этнически чистых» районов и призывы к «исправлению исторической несправедливости». Развитие событий на территории Македонии, к сожалению, подкрепляет пессимизм тех, кто считает, что проблема Косово и Балкан еще далека до своего решения.

И здесь возникает более общий вопрос о соотношении идей и инструментов борьбы за национальное самоопределение и способов достижения ее конечных результатов. Конкретнее: где та грань, за которой формы и методы национально-освободительной борьбы начинают угрожать самим основам цивилизованного гражданского общества, создавая почву для насилия и террора. Наконец, какими финансовыми источниками подпитывается вооруженная борьба за «национальные идеалы».

После распада СФРЮ лидеры албанцев, проживающих в Сербии, Черногории, Македонии (и, в какой-то мере, в Греции), открыто заявили, что те, кого они представляют, рассматривают себя как часть единого албанского народа. В октябре 1991 г. Координационный совет 11 албанских партий бывшей Югославии следующим образом определил «стратегию развития албанского национального вопроса»: необходимость добиваться

признания Республики Косово в качестве суверенного и независимого государства и предоставления албанцам за пределами Косово статуса ко-

ренного народа; в случае изменения внутренних границ экс-Югославии - добиваться создания Албанской республики, а при изменении внешних границ - создания интегрированного с Албанией государства всех албанцев.

За этим последовали идеолого-политические обоснования поставленной задачи. В феврале 1992 г. видный интеллектуал из числа косовских албанцев, академик Р.Чосья заявил, что разрешение албанского вопроса посредством объединения всех албанцев должно устранить одну из величайших несправедливостей в Европе: «Албанская нация разорвана на пять частей (Албания, Косово, Македония, Черногория, Греция), но сегодня возникли новые условия для решения великой национальной задачи»5. Мысль об исторической неизбежности ее решения была высказана им же в изданной в 1998 г. в Приштине монографии «Албанский национальный вопрос - история и политика». А уже после начала нынешнего конфликта на территории Македонии в июне 2001 г. в «Независимой газете» была опубликована статья Чрезвычайного и полномочного Посла Республики Албания в РФ Шакира Вукая, который, со ссылкой на некоторые выборочно упоминаемые им исторические публикации, писал, что «албанцы являются автохтонным народом в Западной Македонии»6.

Неправильным было бы не заметить, что полемика по национальному вопросу, а затем и расползание межэтнических конфликтов по территории экс-Югославии были в значительной мере спровоцированы националистически ориентированными идеологами и политиками Сербии. Аргументация от истории и попытки обосновать справедливость современных границ рассуждениями о том, кто раньше проживал на той или иной территории, никогда не были продуктивными и всегда служили источником «националистических взрывов». Но они создают определенный психологический настрой и составляют основу соответствующих политических установок, приводят к созданию тех материальных условий, которые затем определяют практические возможности разрастания опасного очага перманентных конфликтов. Что же касается «албанского национализма», то его мобилизующим фактором является также представление об «исторической несправедливости».

В 90-е годы своеобразным «мотором» продвижения «национальной идеи» стала албанская диаспора в Европе и Соединенных Штатах, относящаяся к числу наиболее многочисленных, хорошо организованных и сохранивших связи со своей родиной этнических общин. В силу ряда

5 Vickers M., Pettifer J. Albania: From Anarchy to Balkan identity. - London, 1997. - P. 153

6 Независимая газета. - М., 2QQ1. - 23июня. Заметим, что, отказывая в доверии югославским, македонским и другим источникам, автор ссылается на свидетельство русского полковника, который в 1886 г. писал не об ав-тохтонности, а о преимущественной численности албанцев в Охриде и его окрестностях

причин живущие за пределами страны косовские и македонские албанцы выработали особую модель поведения, при которой они беспрекословно подчиняются «авторитетам» общины и ставят во главу угла интересы вооруженной борьбы на родине, для чего отчисляют определенный процент от своих доходов. Клановый характер диаспоры препятствует наблюдению европейских правоохранительных органов за деятельностью общины, -деятельностью, которая зачастую приобретает противозаконный характер. Так, согласно сообщениям российских корреспондентов из Лондона и Берлина, албанцы (в основном выходцы из Косово) сегодня доминируют в мире британской организованной преступности, при этом, по информации Интерпола, значительная часть доходов тратится на закупку оружия для косовских и македонских боевиков7.

На территории Германии сосредоточены основные «распределительные центры» наркоторговли, снабжающие боевиков оружием. Согласно данным Федеральной службы разведки (БНД), «албанская мафия контролирует торговлю героином, который она по бартеру обменивает на ору-жие»8. Известны и источники наркобизнеса - по данным Интерпола, одним из основных центров переработки наркотиков стало в 90-е годы косовское село Велики-Тырновац, где действуют химические лаборатории по очистке героина, а наркодельцы из Косово, Македонии и Северной Албании контролируют до 80 % оборота наркотиков в Швейцарии, Венгрии, Швеции и Норвегии9.

Все эти данные были и ранее известны западным правоохранительным структурам, однако их не предавали гласности в силу политических причин, - в общем оправданного стремления способствовать устранению С.Милошевича. Но расширившиеся после хлынувшего в Европу потока беженцев из Косово масштабы преступной деятельности заставляют западный мир по-новому оценить все аспекты «албанской проблемы». После трагических событий 11 сентября в США к этому же побуждает необходимость противодействия всем возможным формам терроризма.

Обострение ситуации в Македонии в известной мере способствовало сближению позиций России и стран НАТО, существенно расходившихся во времена косовского кризиса. Если тогда страны Запада, в противовес России, были единодушны в своей поддержке «жертв режима Милошевича», то сегодня обе стороны возлагают вину за обострение ситуации на албанских экстремистов, хотя Россия более определенно и последовательно выступает за сохранение нынешнего status quo на Балканах. Позиция НАТО по косовской проблеме была сформулирована ее Генеральным секретарем Дж.Робертсоном еще летом 2000 г.: «убийства и этнические чистки должны быть прекращены или

7 Московские новости. - М., 2QQ1. - № 27.

8 Там же.

9 Пульс планеты. - 1999. - СЕ-lQ. - 11 февраля.

же будет прекращена финансовая поддержка...». И, в более широком плане: «Мы не намерены поддерживать создание еще одного моноэтничного государства в Юго-Восточной Европе».

Конфликт на территории Македонии был отодвинут на второй план мировой политики более масштабными событиями и ситуацией, сложившейся вокруг Афганистана. В дальнейшем, однако, это не может послужить причиной недостаточного внимания к продолжающимся на Балканах конфликтам и их возможным весьма опасным последствиям для Европы. Всестороннее исследование балканской ситуации и выходящего в ней на первый план албанского вопроса могло бы способствовать не только принятию мер, которые могут предотвратить дальнейший виток конфликта, но и поиску возможностей урегулирования подобного рода конфликтов через постепенное формирование основ гражданского общества.

♦ ♦ ♦

ЖЕНЩИНЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СТРАН-ЧЛЕНОВ НАТО

М.А.Боровик,

Старший научный сотрудник ИНИОН РАН, Л.В.Шемберко,

Зав. сектором ИНИОН РАН

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций привело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия1.

В настоящее время военная служба женщин уже не выглядит необычным явлением и представляет собой пример преодоления социального неравенства женщин, которое, с одной стороны, связано с существующими в обществе традициями и морально-этическими нормами, а с другой - с природно-биологическими факторами.

Служба женщин в армии имеет длительную историю, однако, дебаты относительно феминизации армии продолжаются даже в тех странах, которые далеко продвинулись в обеспечении равенства мужчин и женщин. Существуют разные оценки проблемы привлечения женщин к военной службе. Некоторые исследователи рассматривают понятие "женщина-солдат" как противоестественное, утверждая, что женщинам не место в армии, что они дезорганизуют уклад армейской службы, снижают дисциплину, провоцируют сек-

1 Женщины в управлении - безопасность в стране и мире. - М., 1999. - 142 с.

суальную активность мужчин. Сторонники противоположной точки зрения полагают, что вопрос о том, быть или не быть женщине в армии, давно снят с повестки дня. Женщины служат в различных видах и родах войск, занимают различные должности и носят звание от рядового до генерала. Женщины не хуже, а в некоторых случаях лучше мужчин выполняют свои обязанности и даже могут способствовать укреплению дисциплины и этических норм общения на военной службе.

Процесс интеграции женщин в вооруженные силы (ВС) стран-членов НАТО был длительным и сложным. Стремление женщин к службе в армии в значительной степени обусловлено историческими и национальными условиями, социальноэкономическими факторами развития каждой страны, а также внутренними стимулами и морально-этическим нормами. К числу стран с давними традициями службы женщин в армии относятся Дания, Норвегия, Польша, Турция, Франция, Чехия. Нехватка людских ресурсов в период Первой и Второй мировых войн обусловили необходимость не только использования женщин в ВС, но и формирования специальных женских подразделений и частей в Великобритании, Канаде, США. Если во время Первой мировой войны в армии США насчитывалось 36 тыс. женщин, то во время Второй мировой войны их число выросло более чем в 10 раз и достигло 400 тыс. чел.2

Активный процесс интеграции женщин в ВС в странах-членах НАТО начался более 40 лет назад и развивался в различных направлениях. Во-первых, расширился круг военных специальностей, в которых стали использоваться женщины, во-вторых, профессиональный рост женщин позволил им продвигаться по службе и занимать все более высокие должности, и, наконец, женщины начинают участвовать в военных операциях. Так, например, парламент Норвегии в 1985 г. принял закон о равных правах и обязанностях мужчин и женщин, открыв, таким образом, женщинам путь в боевые подразделения. В настоящее время норвежские женщины получили право служить солдатами и офицерами на добровольной основе.

Процесс интеграции женщин в американскую армию, которая является наиболее многочисленной среди стран-членов НАТО, активизировался после принятия Конгрессом в 1972 г. поправки к Конституции "О равных правах", запрещающей любую дискриминацию по признаку пола во всех областях профессиональной деятельности граждан США. В связи с переходом американской армии с 1973 г. к принципам добровольного формирования, для женщин открылись новые возможности. Начался массовый приток женщин на военную службу. Если в 1976 г. в американской армии на должностях рядовых, сержантов, младших командиров и офицеров служили

2 Модникова И.В. Женщины в вооруженных силах США // США: экономика, политика, идеология. - 1992. -N 3. - С. 117-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.