Научная статья на тему 'МАКАРЬЕВСКИЙ ВАЛ (г. СОЛИГАЛИЧ): ПАМЯТНИК ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ'

МАКАРЬЕВСКИЙ ВАЛ (г. СОЛИГАЛИЧ): ПАМЯТНИК ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
историко-культурное наследие / учебные экскурсии / Макарьевский вал / Солигалич / Костромская область

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбин Андрей Александрович

В статье в качестве объекта экскурсионного показа представленМакарьевский вал – памятник истории средневековой Руси в г. СолигаличеКостромской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МАКАРЬЕВСКИЙ ВАЛ (г. СОЛИГАЛИЧ): ПАМЯТНИК ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ»

23. Почему китайских туристов недолюбливают за рубежом? [Электронный ресурс]. URL: https://chinalogist.ru/book/articles/obzory/ pochemu-kitayskih-turistov-nedolyublivayut-za-rubezhom (дата обращения: 12.01.2019 г.).

МАКАРЬЕВСКИЙ ВАЛ (г. СОЛИГАЛИЧ): ПАМЯТНИК ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕБНОЙ ЭКСКУРСИИ

А. А. Рыбин

МБУДО города Костромы «Дом детского творчества «Жемчужина», г. Кострома, Россия, е-таИ:гуЬт-апёгеука@Ьк. ги

Аннотация: В статье в качестве объекта экскурсионного показа представленМакарьевский вал - памятник истории средневековой Руси в г. СолигаличеКостромской области.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, учебные экскурсии, Макарьевский вал, Солигалич, Костромская область.

В 2019 г. исполнилось 509 лет со времени сооружения в Соли Галичской (ныне г. Солигалич) на берегу реки Костромы деревянно-земляных укреплений. Они были возведены после присоединения Галичского княжества к великому княжеству Московскому в 1450 г. для защиты так называемой «Галичской украины» от набегов казанских татар и черемисов (предков марийцев), которые грабили и жгли села и города, уводили в плен и продавали в рабство русских людей. В этой обстановке московский князь Василий III (1505-1533) приказал «срубить» (построить) пограничные крепости с насыпными земляными валами-городами в Парфентьеве, Судае, Кологриве и других селениях Галичского уезда [12]. Строили крепость посадские люди в порядке общественной повинности при участии крестьян окрестных деревень [5].

Окружность крепостного вала составляет 405 м, высота первоначально достигала 8 м. С трех сторон крепость окружала специально отведенная протока Костромы глубиной до 4 м, а с за-

падной стороны - основное русло реки (рис. 1). По периметру вала проходила деревянная стена, основанием которой служили срубы шириною около 2 м из сосновых бревен, заполненные землей. В срубы вкапывались вплотную одно к другому заостренные бревна [10]. В писцовой книге 1628 г. приведено описание крепости на момент восстановления после разрушения польско-литовскими отрядами в начале XVII в., которое составил дьяк Микита Иванович Ласкарев: «На осыпи находится церковь соборная пречистой Богородицы Успения да другая церковь теплая во имя Рождества Иоана Предтечи, а в церкви образа, сосуды и колокола. Город длиною от Спасских ворот до Наугольной башни, что у реки Костромы вверх 17 сажен [36,3 м], от Наугольной башни до башни, что на тайнике 24 сажени [51,2 м]. Башня Тай-ницкая 4 сажени [8,5 м] с четью (четвертая часть), башня не покрыта. От Тайницкой башни до Наугольной башни, что на реке Костроме вверх 31 сажень [66,14 м]. Башня Наугольная 3 сажени [6,4 м] с четью, башня покрыта. Другая стена той башни 3 сажени с четью. От той Наугольной башни по стене до Дмитровских ворот 24 сажени [51,2 м]. Ворота Дмитровские 3 сажени с четью. Башня над воротами покрыта. От ворот до Наугольной и Левен-ской башни 23 сажени [49,1 м]» [7].

Рис. 1.Реконструкция вида крепости XVI в. в городе Солигаличе. Художник С. В. Разживин

В подвале соборной церкви Успенья хранилось оружие и военное снаряжение: «Да в городе же государевой казны под церковью под соборной по росписи городского приказчика Ивана Дурново за его рукою. В казне зелья (огнестрельного пороху) с деревом и рогозинами, с ужищами (веревками) 12 пудов [196,56 кг], да свинцу 2 пуда [32,76 кг]. Пищаль полковая железная, да 19 пищалей затинных (крепостных), 50 пищалей ручных медных,а также ядра [4]. Ржи в московскую меру 34 чети [около 800 пудовили 13,1 т]. Да в городе государевы две житницы и ветхи» [5]. Ближе к северной стороне вала находился осадный пруд [5], он сохранился до наших дней, а под Тайницкой башней на берегу реки Костромы был устроен колодец для снабжения водой защитников крепости. Как видим, крепость на случай осады была хорошо вооружена, продовольственный запас и источники водоснабжения позволяли долгое время держать обору. Существует предание о подземном ходе из крепости на другой берег реки Костромы. Поиск его вел в 1907 г. московский археолог Б. И. Дунаев. В юго-восточном углу вала со стороны крепости была прорыта глубокая траншея, но обнаружить подземные коммуникациине удалось.

В 1352 г. Соль Галицкая три дня держала осаду. Согласно тексту жития Макария Унженского, «18 января к городу подошла рать татар в количестве 14 тыс. человек. И молитвами угодника Божьего Макария город был избавлен от захватчиков: татары были ослеплены и сами себя изрубили» [1]. Военный поход татар состоялся в зимнее время, на Крещение, когда температура воздуха бывает крайне низкой, что, возможно, повлияло на ход боевых действий. Татарское войско было многочис-леннои способно вести продолжительный бой. В житие нет подробного описания самой битвы, но описано чудо преподобного Макария, который обратил в бегство целое войско. Жители выходили из города при виде метущихся полков татар и наносили им удары. После чего сказание заканчивается хвалебными речами в адрес преподобного, спасшего город от разорения.

Согласно летописному своду 1497 г. в 7040 г. по старому летоисчислению «от сотворения мира» (1532 или 1531 гг.) большое войско татар нападало на селения по реке Сухоне и пыталось безуспешно овладеть укрепленными городами - Воло-

гдой, Тотьмой, Устюгом. Исследователь источника Н. А. Фигу-ровский предположил, что войска татар использовали тактику внезапных нападений на неукрепленные селения, но, как видим, Соль Галицкая была хорошо укреплена, а долгая осада в зимнее время не практиковалась.В 1957 г. при раскопках котлована для строительства электростанции был обнаружен наконечник татарского копья [11], что служит косвенным подтверждением достоверности событий, описанных в исторических хрониках.

В память о чудотворном событии Макария Желтоводского при Успенском храме, стоявшем внутри крепости, был заложен предел преподобного Макария. Древний Успенский храм был ровесником солигаличской крепости и славился чудотворной иконой Макария Унженского. В 1786 г. усердием граждан и деревенских прихожан после пожара деревянный храм начали восстанавливать в кирпиче. Е. В. Кудряшов в своей книге «Со-лигалич» [8] дает описание данной церкви: «Это был бесстолп-ный, одноабсидный, пятиглавый храм с четырехскатным покрытием, с обширной трапезной, в которой располагалось два предела, и с высокой шатровой колокольней. Интересно было выполнено фасадное убранство церкви, древнерусские формы сочетались с элементами барокко. Успенская церковь на сегодняшний день не сохранилась, в 1930 г. она была разобрана [12], на сегодняшний день внутри крепости осталось лишь основание храма.

Сохранивший земляной Макарьевский вал включен в реестр исторических памятников средневековой Руси (рис. 2). Во время археологических исследований на месте крепостного вала обнаружены бердыши (боевые топоры). В километре от старой крепости Воскресенского монастыря - Макарьевского земляного вала был найден клад монет - более 4 000 серебряных копеек, отчеканенных при правлении Лжедмитрия II. Следовательно, монеты спрятали не позднее 1613 г., когда город выжгли дотла польско-литовские отряды.

Сгорели и деревянные постройки на валу. Об этом свидетельствуют обнаруженные приархеологических раскопках 1957 г. обгоревшие срубы бывшей мостовой. Еловые бревна двойного настила, вплотную прилегавшего к северо-восточной стене крепости, сильно обуглены [11]. По глубине залегания

мостовой (0,20-0,25 м) можно утверждать, что она горела как раз во время нашествия интервентов на Солигалич. В раскопе найдена рогатина, типичное оружие ополченцев. Еще одна интересная находка - котлы-кипелицы,применявшиеся при обороне города от татар.Они сохранились в хорошем состоянии, поскольку были сделаны из железа, не содержащего серы и фосфора [13].Фрагменты котла-кипелицы находятся в Солига-личском краеведческом музее.

Рис. 2. Макарьевский вал на берегу р. Костромы (г. Солигалич, Костромская область)

В памятной книге Костромской Губернии 1862 г. говорится о том, что в день избавления от кочевников празднуется память заступника галичской стороны преподобного Макария Египетского [9]. Таким образом, по случаю освобождения города от захватчиков местные жители стали отмечать два праздни-ка:18 января - день избавления от татар, а 25 июля - день памяти преподобного Макария. Описание праздника содержится в воспоминаниях краеведа Л. М. Белоруссова: «В этот день люди массово выезжали на лодках вверх по реке Костроме на гулянье. Устраивались своего рода пикники. На обоих берегах реки, начиная от устья реки Святицы, располагались отдельные компании, чаще объединенные родственными отношениями. В празд-

нике принимала активное участие и молодежь. Юноши и девушки организовывали хор, который исполнял песни. Все заканчивалось широким гуляньем. Около полуночи катавшиеся возвращались домой» [6].

Макарьевский вал как объект показа во время учебных экскурсий позволяет школьникам прикоснуться к ранней истории Московии и ближе познакомится с устройством крепостных и храмовых сооружений средневековой Руси. Эта информация актуальна в курсах основной школы (предметы История, География, Основы культуры народов России, Основы православной культуры, Изобразительное искусство и др.), а также в курсах краеведения в системе основного и дополнительного образования.

В качестве основных задач, которые могут быть решены при знакомстве с данным объектом наследия, выделим следующие:

- предметные - овладеть знаниями по истории России ХУ-ХУШ вв. (о расширении границ Московского княжества, военных столкновениях на пограничных рубежах, о русском средневековом оборонном зодчестве);овладеть основа православной культуры, получить представление о системах летоисчисления и православном календаре, народных праздниках военно-исторической тематики(с использованием методов этнопедагогики);овладеть представлениями о методах археологических, исторических, историко-архитектурных, культурологических исследований;

- метапредметные - уметь планировать свою деятельность по изучению истории родного края, объектов оборонного зодчества, овладению навыками полевых наблюдений и измерений, уметь вести поиск и обработку информации;

- личностные - испытывать чувство гордости за своих земляков - защитников рубежей средневековой Руси и подвижников церкви, иметь активную жизненную позицию, стремиться внести вклад в сохранение исторического наследия.

Для проверки усвоения информации могут быть заданы следующие вопросы:

1. Как использовались природные особенности местности при строительстве укреплений и организации обороны?

2. Из каких пород дерева строилась крепость?

3. Какие средства применяли осажденные в крепости воины против нападавших?

4. Какое оружие использовали ополченцы?

5. Какую тактику использовали казанские татары в нападениях на рубежи Руси?

6. Как устроен храм? Что такое шатровая колокольня (церковь), где в России встречаются подобные сооружения?

7. Какие народные праздники Солигалича связаны с событиями средневековой истории города?

Наиболее значимым результатом экскурсии следует считать мотивацию участников на социально-ориентированную дея-тельностьпо сохранению Макарьевского вала как объектаисто-рического наследия. Это обеспечит более глубокое и деятельное знакомство учащихся с героическим прошлым Солигалича.

Литература:

1. Житие преп. Макария Унженского. Рукопись. XVI в. РГБ, ОР. Ф. 310. № 322. Л. 40-41.

2. Белоруков Д. Ф. Выписка из писцовой книги Ласкарева Мики-ты Ивановича от 1628 года [Электронный ресурс]. URL: costroma. k156.ru/text/html/kos_zem/vyp_4/belorukov.htm (дата обращения 23.12.2018).

3. Белоруков Д.Ф. Дозорная книга города Солигалича 1614 года. [Электронный ресурс]. URL: kostromka.ru/kostroma/land/02/belorukov/ 36.php (дата обращения 8.01.2019).

4. Белоруков Д. Возрождение крепости // Знамя Ильича. Солигалич. - 1983. - № 23.

5. Белорусов. Л. Солигаличская крепость // Знамя Ильича. Соли-галич. - 1975. - №11.

6. Завьялова Г. Зверева М. Плыли по реке лодки...// Знамя Ильича. Солигалич. - 1980. - №36.

7. Завьялова Г. Начало положит часовня. Солигалич // Знамя Ильича. Солигалич. - 1979. - №42.

8. Кудряшов Е. В. Солигалич. - Л.:Художник РСФСР. - 1987. -208 с.

9. Костромской статистический Губернский комитет. Памятная книга Костромской Губернии. - Кострома, 1862. - 371 с.

10. Макарьевский вал // Губернский Дом. Историко-краевед-ческий культурно-просветительский научно-популярный журнал. -1995. - №4.

11. Смирнов Б. О чем рассказали раскопки // Знамя Ильича, Со-лигалич. - 1980. - №15.

12. Тиц. А. А. На земле древнего Галича. - М.: Исскуство,1972. - 83 с.

13. Фигуровский Н. А. Очерки средневековой истории города Солигалича. - Кострома: Авантикул, 2010 - 268 с.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Т. Е. Сиволап

ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: tntslp@mail. ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития экологического туризма, одного из наиболее активно развивающихся сегментов туристского бизнеса. Экотуризм способствует сохранению природных ландшафтов и ресурсови служит важным фактором социально-экономического развития территории.

Ключевые слова: экологический туризм, туристский бизнес, рыночные условия, путешествия, особо охраняемые природные территории

В современных рыночных условиях острой проблемой стал поиск и разработка конкурентоспособных видов туристской деятельности, что невозможно без взаимодействия с окружающей природной средой, следовательно, большое значение приобретает экологический аспект исследования туризма как системы. Туризм в этом ракурсе находится на стыкетрех смежных суперсистем: «общество», «экономика», «окружающая среда», объединяя поездки с разнообразными целями кроме заработка в месте временного пребывания с деятельностью по организации и осуществлению этих поездок [2].Это достаточно динамичная отрасль бизнеса, и, несмотря на кризисные изменения, произошедшие за последние годы в России, оборот средств в этой области экономики увеличивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.