Научная статья на тему 'Махтумкули: пробуждая разум '

Махтумкули: пробуждая разум Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
наследие Туркменистана / Просвещение / Махтумкули / поэзия / востоковедение / heritage of Turkmenistan / education / Makhtumkuli / poetry / oriental studies

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джума Оразклычев

В фокусе внимания автора наследие классика туркменской литературы поэта и философа XVIII в. Махтумкули, в значительной мере повлиявшего на туркменский поэтический язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Makhtumkuli: waking mind

The focus of the author's attention is the legacy of Makhtumkuli, the XVIII century poet and philosopher, the classic of Turkmen literature which significantly influenced the Turkmen poetic language.

Текст научной работы на тему «Махтумкули: пробуждая разум »

Elena Gushchina,

PhD in History, Associate Professor of the Department of Tatarstan History, Anthropology and Ethnography, Kazan Federal University (Kazan), egguschina@mail.ru

Russian women's costume of Volga region around Kazan: mysteries and discoveries

The article describes the costume complexes and features of studying the Russian population in the Volga region around Kazan. For a long time the Russian costume of the region was terra incognita, but systematic work and the implementation of several major historical and ethnographic projects allow us to present a wide palette of Russian traditional costume now.

Keywords: Russians; traditional costume; clothing; Volga region around Kazan; Republic of Tatarstan; reconstruction; traditional culture; ethnography; catalogue; exhibition.

Джума Оразклычев DOI 10.37492/ETN0.2024.72.1.007

Махтумкули: пробуждая разум

В фокусе внимания автора - наследие классика туркменской литературы - поэта и философа XVIII в. Махтумкули, в значительной мере повлиявшего на туркменский поэтический язык.

Ключевые слова: наследие Туркменистана; Просвещение; Махтумкули; поэзия; востоковедение.

<Могущество мира заключается

в его оригинальных людях; благодаря

Джума Оразклычев,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана (Ашхабад, Республика Туркменистан), juma.orazklytchev@mail.ru

их деяниям, он мир, а не пустыня.

ТомасКарлейль [4, с. 472]

Столетия, как и люди, в стремлении превзойти друг друга, будоражат планету эпохальными событиями. Каждый век в этой толчее тщеславия дышит значимостью, но XVIII стал особенным, широким

жестом раскидав по миру зерна, которые, омывшись заботливым трудом поэтов и писателей, выросли в плодородный сад царства разума.

Для России это век, когда она, поднявшись в разряд империй, вступила в элитарный клуб мировых держав. Для Европы это век Просвещения, когда загоревшиеся на культурном небосводе звезды, такие как Вольтер и Дидро, своим сиянием заворожили устремленные к небу жадные до смелых идей взоры. В Северной Америке тринадцать провинций британской колонии, в предвкушении сладостного чувства свободы, провозгласили свою независимость, и на политической карте мира появилось новое государство.

Континенты, выйдя из средневековья и нерешительно потоптавшись у порога новой эпохи, все же осмелились наконец сделать шаг вперед. Летящая во Вселенной быстрее пули планета, подгоняемая честолюбием преисполненного амбициями XVIII века, казалось, прибавила в своей и без того космической скорости. Все народы вступали в новую жизнь.

А для одного из самых древних народов, ведущего свой отсчет, согласно исследованиям французского академика Жан-Сильвена Байи, с 2924 года до н. э. [7, р. 343], XVIII век стал особенно значимым в его долгой истории. Туркмены во времена большой имперской триады - Парфии, Огузской и Великой Сельджукской империй - держали под своим контролем почти весь мир, вдруг на какое-то время выпустили из своих рук инициативу. И вот посреди кипящего страстями мира медленно и неотступно стала подниматься фигура невозмутимого исполина Махтумкули, с успокаивающей уверенностью взирающего на свой народ, который всегда был локомотивом мировых процессов. На поэта нисходит озарение, о котором он поведал в «Откровении»:

Предстали мне, когда я в полночь лег, Четыре всадника: «Вставай, - сказали. -Мы знак дадим, когда настанет срок. Внимай, смотри, запоминай», - сказали.

Затем из рук самого пророка Мухаммеда поэт принимает чашу, которая дает ему просветление:

Я выпил все, что в чаше принесли... «Мир - пред тобой. Иди взирай!» - сказали... Открылись мне далекие края И тайные движенья бытия.

Вступив на новый уровень восприятия с пробужденным сознанием, Махтумкули доступное ему теперь высшее знание, закодированное в метрику стиха, адресует как всему народу, так и персонально каждому туркмену в отдельности. Стихи Махтумкули разрушают своим гипнотическим ритмом предохранительные барьеры осторожного ко всему новому интеллекта, и формируют новое мировосприятие. Осмысление идей Махтумкули не может пройти бесследно.

Современная наука доказала, что любое глубокое осмысление новой идеи настолько мощно, что изменяет структуру мозга. Профессор Гарвардского университета нейропсихолог Эстанислао Бахрах не преминул сообщить об этом удивительном открытии в своей книге «Гибкий ум»: мыслительный процесс способен изменять анатомию мозга [1, с. 17].

Поэзия Махтумкули вот уже третье столетие непрерывно сопровождает интеллектуальную жизнь туркмен. В таком контексте стихи Махтумкули вполне можно определить как культурный ген нации, формирующий ее разум. Современник Махтумкули испанский художник Франсиско Гойя написал красноречивую гравюру «Сон разума рождает чудовищ». А родившийся в один

год с Махтумкули немецкий философ Иммануил Кант провозгласил девиз любого уважающего свой интеллект человека: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» [3, с. 7]. Добавим: «Умом, пробужденным гением Махтумкули!»

Но не было бы ни великого поэта, ни его стихов, если бы люди не были бы готовы воспринять его поэзию. В любом виде искусства новое произведение созревает именно в тот момент, когда на него появляется социальный спрос [5, с. 29]. Поэтому и поэзия всегда является ответом на сформировавшееся социальное требование. Британский философ Томас Карлейль подметил, что великий человек вспыхивает как молния с неба, но люди, готовые воспламениться, живут уже в ожидании этой молнии [4, с. 81].

Знаток поэзии Востока Владимир Минорский подчеркивал, что поэмы не создаются вне времени и пространства [2, с. 299]. Более ярко эту мысль сформулировал писатель и поэт Юрий Поляков: «Писатель - всего лишь карандаш, которым эпоха выводит необходимые ей слова... Именно эпоха «затачивает» тебя, условно говоря, с красного или синего конца и, помусолив, утыкает в чистый лист бумаги. Твоя задача - не сломаться под ее нажимом» [6, с. 679].

Феномен Махтумкули в том, что он, подчинив искусство своему чувству времени, вышел за рамки простого диктанта, который ему нашептывал XVIII век, и вместо удачной копии эпохи, выдал пророчество! И даже больше, он не просто предрек будущее, он стал его архитектором, созидателем грядущего золотого века:

Единой семьею живут племена, Для тоя расстелена скатерть одна, Высокая доля отчизне дана, И тает гранит пред войсками Туркмении.

XVIII век был необыкновенно щедр для туркменского народа, явив нам Махтумкули, а Мастер, в свою очередь, дал нации новый импульс для новых масштабных свершений. Заряженные, как сказал бы Лев Гумилев, пассио-нарностью строки поэта питают пробужденный разум энергией осознания силы своей Родины, и, перефразируя слова Генриха Гейне о Торе, можно сказать, что фолиант стихов Махтумкули стал для туркмен своеобразным портативным Отечеством.

Литература:

1. БахрахЭ. Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно / Пер. с испан. Е. Куприяновой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 240 с.

2. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М.: Восточная литература, 1960. 556 с.

3. Гулыга А.В. Кант. М.: Молодая гвардия, 1977. 304 с.

4. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксмо, 2008. 864 с.

5. Рондарев А. Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке. М.: Рипол классик, 2020. 672 с.

6. Ярикова О.И. Юрий Поляков. Последний советский писатель. М.: Молодая гвардия, 2017. 1055 с.

7. Bailly J.-S. Histoire de l'astronomie ancienne depuis son origiene jusqu'à l'établissement de l'école d'Alescandrie. Seconde édition. Paris, 1781.

Juma Orazklytchev,

РhD in History, Leading Researcher of the Institute of History and Archaeology of the Academy of Sciences of Turkmenistan (Ashgabat, Republic of Turkmenistan), juma.orazklytchev@mail.ru

Makhtumkuli: waking mind

The focus of the author's attention is the legacy of Makhtumkuli, the XVIII century poet and philosopher, the classic of Turkmen literature which significantly influenced the Turkmen poetic language.

Keywords: heritage of Turkmenistan; education; Makhtumkuli; poetry; oriental studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.