26. М.Н. Капрусова, Майк Науменко в литературном пространстве Петербурга XX века, [в:] Русская рок-поэзия: текст и контекст 5, Тверь 2001, с.136.
27. А.Чернин, Наша музыка: Первая полная история русского рока, рассказанная им самим, Санкт-Петербург 2006,с.118.
28. Biblioteka Gazety Wyborczej, T.Love: I hate rock’n’roll. Najmniejszy koncert awiata, Warszawa 2006, с.31.
O jaki jestem rozpieprzony, rozpieprzony/W№chaiem plastikowe kwiaty wczoraj.
29. T.LOVE - Piosenki..., с.51. A przeciei' kiedya byia pixkna/I tak mocno kochaia.
© Дариуш Ганцаж, 2007
Радке Э.
Дрезден
МАГНИТИЗДАТ В СССР И ГДР
Что такое магнитиздат? Является ли феномен неофициальной записи музыки на магнитную ленту и её распространения чисто советским явлением или общим явлением для стран социалистического лагеря?
Вольфанг Стернек в статье «Преодоление пассивности» для описания феномена, который развивался во многих культурах мира после появления кассеты, употребляет термин «кассетная культура»: «Изобретение кассеты открыло новые возможности самостоятельной записи, размножения и распространения музыки. На этой основе кассета стала средством контркультурных течений, которые противостояли желаниям музыкальной промышленности или инструкциям государственных органов».
С этой точки зрения феномен «кассетной культуры» существовал не только в странах, где государство имело монополию на всякого рода публикации, как, например, в Советском Союзе, но также и там, где общественный вкус формировался законами рынка. Действительно, в начале 1980-х гг. в США начали записывать кассеты и выпускать их в специальных журналах для поклонников музыки. Таким образом можно было распространять музыку, которая была далека от мэйнстрима и поэтому не имела выхода на большой рынок. Такой же феномен появился и в Западной Германии.
Тем не менее в социалистических странах для музыкантов, которые оторвались от требований соцреализма, ситуация была особой: требований, связанных с выходом на открытый рынок, было гораздо больше, чем на Западе. Между тем очевидно, что и
в разных социалистических странах магнитиздат выполнял несколько различные функции.
В ходе данной статьи мы рассмотрим некоторые черты феномена магнитиздата в СССР и ГДР конца 1970-х и 1980-х гг., рассмотрим, в чём совпадают и чем отличаются магнитиздат СССР и магнитиздат ГДР и каковы причины этих различий.
Ранний магнитиздат: барды. И в ГДР, и в СССР в 1960-е-1970-е гг. через магнитиздат распространялись преимущественно бардовские песни: в ГДР - Вольф Бирманн, в СССР - Высоцкий, Окуджава, Галич. Однако Бирманн был популярен лишь среди небольшого числа интеллектуалов, тогда как Высоцкий был известен во всём СССР. Это, вероятно, связано с тем, что тексты Бирманна были написаны сложным языком, по причине чего не были доступны многим, несмотря на их социальную остроту. В отличие от Бирманна Высоцкий давал слушателям гораздо больше возможностей отождествления со своими лирическими персонажами и вследствие этого казался более доступным.
Музыкальные формы / стили конца 1970-х гг. К концу 1970-х гг. под влиянием западной популярной молодёжной музыки молодые музыканты и поэты стали главными авторами музыки магнитиздата СССР и ГДР. Однако музыка в СССР сильно отличалась от музыки в ГДР: в СССР того времени магнитиздат был известен как рок-магнитиздат, ведь большинство тех музыкальных коллективов именовало себя рок-группами. В ГДР же существовал широкий спектр музыкальных стилей - от мэйнстримного рока и новой волны до таких музыкальных стилей, как ска, хип-хоп, реггей, панк, хард-кор, метал, индирок, электроник; также существовал поиск совершенно новых музыкальных форм. Это, вероятно, связано с тем, что советская молодёжь прежде всего ориентировалась на англо-американскую музыку, причём почти исключительно на рок. Тогда как на музыкантов и слушателей в ГДР влияла не только англо-американская музыка: центр альтернативной музыки ГДР сформировался в Восточном Берлине, где новые веяния в области музыки были довольно доступны. Эти веяния - особенно эксперименты с электроникой и звуками -сильно повлияли на эстетику восточноберлинских музыкантов.
Политико-географические условия. Как видим, географическое положение играет большую роль в процессе проникновения иностранных веяний в такие более-менее закрытые общества, как ГДР и СССР, а значит, - в формировании музыкальных вкусов и стилей, которых придерживались подпольные музыканты. В ГДР, особенно в Восточном Берлине, можно было прини-
мать целый спектр западных радиоканалов, коммерческих и альтернативных, по которым транслировалась самая актуальная экспериментальная музыка Западного Берлина. Возможно, это и повлияло на то, что значительное количество восточноберлинских групп в начале 1980-х гг. занималось именно экспериментами со стилем. В СССР же принимались только радиостанции дальнего радиуса действия, которые играли, прежде всего, коммерческую, т.е. мэйнстримную, популярную музыку и хард-рок, так что у советских музыкантов не было такого образца экспериментальной музыки, как в ГДР.
Музыкальное самосознание. Что же касается музыкального самосознания, то стиль англо-американских популярных рок-групп и групп новой волны имел большое влияние на музыкальные коллективы Советского Союза. Эксперименты были редкостью, среди известных групп только «Аквариум» и «АукцЫон» экспериментировали со звуком и различными музыкальными стилями. В ГДР у подпольных музыкантов преобладало желание творить что-то новое и таким образом дистанцироваться от поддерживаемых государством гэдээровских рок-групп. Существовал широкий спектр музыкальных жанров. Преобладали, например, экспериментальный панк, индастриал, эксперименты со звуком, который должен был быть как можно причудливее, чтение собственных текстов под музыкальный аккомпанемент, дадаизм в текстах, крики (группа «Demokratischer Konsum»). Надо отметить, что на этот стиль влияло и желание каким-то образом представить «шум большого города». Некоторые группы решали проблему недостатка инструментов таким образом, что использовали «всё, что нашли вокруг себя» («alles, was rumlag»): клавишные, бас-гитару, флейту, резинки (группа «Keibel Combo»), тексты были импровизированными.
Черта, отличающая некоторые гэдээровские подпольные песни от советских, - это атональность, тогда как песни многих советских рок-групп мелодичны и гармоничны. Причина этой разницы довольно банальна: в отличие от России, совместное пение играет в Германии весьма незначительную роль.
Распространение кассет через магнитиздат. Распространение кассет посредством магнитиздата в СССР и ГДР тоже не было одинаковым. В гэдээровском подполье распространяли разные произведения и журналы о культуре в лимитированном количестве; к изданиям иногда прилагали кассеты, на которых были не просто произведения музыкальных коллективов: эти журналы часто представляли из себя продукты сотрудничества
самых разных деятелей культуры. Таким образом, на кассеты попадали прежде всего чтения произведений подпольных писателей и поэтов под аккомпанемент подпольных музыкантов. Кроме того, такие кассеты продавали или дарили друзьям. В круге инсайдеров / знатоков тоже было возможным заказать такие кассеты, надо было только знать название группы и адрес поставщика. Поэтому количество «пиратских» кассет было небольшим. В Советском Союзе существовала специальная сеть людей, которые размножали, распространяли, продавали подпольные кассеты и таким нестандартным образом знакомили людей с этой музыкой, причём знакомили не только своих друзей, но и посторонних людей. В отличие от магнитиздата в ГДР, распространение этой музыки шло через коммерческую сеть, которая действовала во всей стране и могла снабжать всех желающих свежей подпольной музыкой. Причина, возможно, заключается в том, что ситуация дефицита существовала в СССР в более жёстких формах, чем в ГДР, что способствовало возникновению и процветанию неформальных структур в Советском Союзе в большей степени чем в Восточной Германии. Другая причина того, что советская подпольная музыка распространялась гораздо лучше, чем в ГДР, возможно, заключалась в следующем: спрос на современную молодёжную музыку на родном (то есть русском) языке в СССР был намного больше, чем в ГДР на немецком, где (хоть и в ограниченном количестве) было возможно достать современную популярную музыку из Западной Германии на немецком языке.
Путь в общество. Вопреки распространённому на Западе стереотипу о том, что в социалистических странах культура была строго разделена на официальную и подпольную, что общество было разделено на всемогущий репрессивный аппарат и страдающий народ, подпольные музыканты в ГДР и СССР нашли возможность познакомить людей со своей музыкой (пусть и не на государственном телевидении и не путём официальной продажи в музыкальных магазинах). В самом начале 1980-х гг. в Ленинграде открылся первый в СССР рок-клуб, где музыканты впервые имели возможность регулярно и совершенно легально выступать. В ГДР выход подпольной музыки к большому числу слушателей произошёл через радиоэфир: в 1986 г. была основана единственная молодёжная радиостанция ГДР, ДТ 64, на которой в 1986 г. вышла в эфир передача Parocktikum, где регулярно ставили песни с подпольных кассет. Ведущий гэдээровского «Parocktikum'а» и руководство ленинградского рок-клуба были в похожей ситуации: они должны были сотрудничать и с подпольными рок-
группами, и с различными органами власти, а, в итоге, найти компромисс: в обоих случаях существовала цензура, то есть надо было заранее предлагать тексты песен определённым органам, которые принимали решение, допускать данную песню для выступления / эфира или нет. Однако ДТ 64 была не единственной радиостанцией, крутившей гэдээровскую подпольную музыку. К концу 1980-х гг. в Западном Берлине было основано «Радио Гласность», на котором «крутили» гэдээровские подпольные песни с ярким социальным протестом, т.е. такие, которые не нашли эфира в «Parcc^um^». Эти песни служили музыкальнопоэтическим фоном общих передач на «Радио Гласность», которые прежде всего занимались различными формами диссидентства в ГДР, такими, как экологическое и пацифистское движение, движение правозащитников, неформальная и молодёжная культура.
Положение и состояние магнитиздата после краха социализма. После краха СССР и объединения Германии положение магнитиздата, естественно, резко изменилось в связи с тем, что подпольная музыка смогла выйти на открытый рынок и легально выпускать музыку. Но пользовалась ли эта музыка при новых условиях коммерческим успехом?
В ГДР ни одна из бывших подпольных групп не достигла массового успеха, некоторые и теперь выпускают свою музыку на CD, продают её в больших музыкальных магазинах в отделе independent, но всё-таки их аудитория не очень велика. Это, вероятно, связано с тем, что многие их песни были слишком экспериментальны и, следовательно, слишком далеки от мэйнстрима. Несмотря на это, некоторые бывшие подпольные группы оказали большое влияние на известные немэйнстримные группы нового поколения, такие, как, например, «Rammstein».
В СССР ряду бывших подпольных групп удалось достигнуть огромной популярности к концу перестройки и остаться на этом уровне до начала 1990-х гг. Это явление, вероятно, связано с тем, что такие группы, как «Кино», «Алиса», «ДДТ» или «Аквариум», имели в своём репертуаре песни с запоминающимися мелодиями, записанные в легко воспринимаемом массами стиле рока (в широком смысле), сочетали свои песни с шоу на больших стадионных концертах. Таким образом этим группам удалось донести хотя бы часть своих песен до относительно большого количества людей.
Общие черты. Несмотря на все различия, у магнитиздата в СССР и ГДР есть много общих черт:
1 Феномен магнитиздата заключался в том, что молодые люди, не имеющие выхода на открытый рынок аудиопродукции, записывали свою музыку или музыку с радио, тиражировали её и отдавали / продавали друзьям.
2 Технические возможности были ограничены: оборудование и инструменты были дефицитным товаром, так что многое приходилось ввозить из других стран, приобретать на чёрном рынке или делать самим.
3 Сама кассета действовала как средство коммуникации.
4 Люди этой среды были нонконформистами - музыкантами, художниками, поэтами. Для них коммерческий успех не был главной целью. Гораздо важнее для них было общаться с единомышленниками, творить и обсуждать друг с другом свои творения.
5 Кассетная культура давала единственную возможность слушать современную отечественную музыку, не разрешённую государством. После краха социализма и появления широкого спектра современной музыки и возможностей для развлечения кассетная культура этого типа сошла на нет.
Резюме. Как видим, специфика гэдээровского и советского магнитиздата кроется не только в разнице в общественном строе данных стран. Немаловажную роль играли политикогеографические, социальные и культурные условия. Именно эти причины влияли на предпочтения музыкантов в области стилей, на музыкальное самосознание и способы распространения кассет; они же влияли на судьбу кассетной культуры в ГДР и СССР после политических изменений в этих странах в 1989-1991 гг.
Тот, кто пользуется в той или иной стране наибольшим влиянием, определяет, какая музыка будет в магазинах и СМИ. В некоторых государствах (США) - это законы рынка, в других (СССР, ГДР) - государство.
В статье мы рассмотрели функции магнитиздата в ГДР и СССР. Однако для подтверждения сделанных выводов необходим дальнейший анализ, выходящий за рамки данного исследования и включающий в себя в числе прочего исследование функций кассетной культуры в других бывших социалистических странах и в странах либерального строя. Также открытым остаётся вопрос, какие ещё параметры, кроме названных, дополнительно влияли на формирование кассетной культуры в данных странах.
© Радке Э., 2007
Маркелова О.А.