Научная статья на тему 'Магия японской бумаги'

Магия японской бумаги Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
463
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магия японской бумаги»

33 Полное собрание сочинений Танидзаки Дзюнъитиро (Танидзаки Дзюнъитиро дзэнсю) : в 28 т. T. 13. - Токио, 1967.

34 Амино, Ёсихиро. Литература Нагаи Кафу...

35

Ота, Масао. Дневники Киносита Мокутаро...

36 Suzuki, Tomi. Narrating the Self. Fictions.

37 Акутагава, Рюноскэ. Слова пигмея / Рюноскэ Акутагава. - М., 1992.

38 Seidensticker, E. Kafu the Scribbler. The Life and the Writings of Nagai Kafu, 18791959 / E. Seidensticker. - Stanford, 1965.

39 Полное собрание сочинений Танидзаки Дзюнъитиро.

40 Mori, Ogai. Vita Sexualis...

41 Ота, Масао. Дневники Киносита Мокутаро...

42 Seidensticker, E. Kafu the Scribbler.

43 Нагаи, Кафу. Киндай фурансу сакка (Современные французские писатели) / Кафу Нагаи // Мита бунгаку. - 1911. - № 6. - С. 1-13.

44 Noguchi, Yone. The Moods / Yone Noguchi // Mita Bungaku. - № 2. - 1911. - P. 42-47.

45 Иванова, Г. Д. Мори Огай / Г. Д. Иванова. - М., 1982.

Светлана Латина

Магия японской бумаги

Единственный способ избежать омертвения для любой системы - культурной, социальной - это разнообразие и изменчивость. Единая, архетипическая по своему содержанию культурная предыстория сменяется культурной историей, появлением различных типов культур и цивилизаций. К древнейшим в мире относятся культуры и цивилизации Древнего Востока - Египта, Междуречья, Индии, Китая.

К культурам Востока относят также японскую культуру, впитавшую в себя китайскую и буддийскую культурные традиции. Культура и цивилизация Японии сформировалась в результате сложных, разнообразных и разновременных этнических контактов. Японская культура возникла в первые века нашей эры. Причины этого следует искать в географических условиях. Территориально Япония находится дальше, чем Китай и известна под названием «Страна Восходящего Солнца». На государственном флаге Японии, на белом фоне изображен красный круг (солнце). Япония расположена на многочисленных островах и десятки веков назад сообщение с материком и между островами было затруднено.

Крупнейшие из Японских островов - Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку. Большая часть их территории находится в зоне сложных климатических условий. Три четверти суши в Японии составляют горы. Япония очень бедна полезным ископаемыми. Ответом на вызов со стороны природы оказалась способность японцев к творческому усвоению самых различных культурных влияний. Стремление учиться, исключительное упорство, дисциплинированность являются чертами японского национального характера. Японская манера поведения отличается немногословностью и сдержанностью. Лаконичность и умеренность характерны для японской архитектуры и искусства.

Стремление учиться никогда не сводилось в Японии к простому заимствованию. Любые влияния органично вплавлялись в японскую культуру, трансформировались в ней, находили продолжение и развитие в самобытной и оригинальной

форме. Один из крупнейших писателей ХХ в. Акутагава Рюноске пишет об этом: «Издалека в нашу страну пришли Конфуций, Мэн-Цзы, Чжуан-Цзы <...> Мудрецы Китая, кроме учения Дао, принесли шелка. яшму. и - нечто более благородное и чудесное, чем яшма, - иероглифы. И ведь не иероглифы подчинили нас, а мы подчинили себе иероглифы. Не то наш язык мог бы стать китайским. Наше дыхание, как морской ветер, смягчило даже учение Конфуция и учение Лао-Цзы. Наша сила не в том, чтобы разрушать <.> а в том, чтобы перед елывать»1.

В течение веков бумага помогала делать жизнь японцев содержательнее и обогащала японскую культуру. В нашей статье рассказывается об областях использования древней технологии изготовления бумаги японцами.

Японская бумага ручной выделки (васи) крепка и красива. Считается, что технология изготовления бумаги пришла в Японию из Китая через Корейский полуостров в 610 г. н. э. Примерно в VIII веке изготовление бумаги стало распространяться по многим регионам Японии. Чаще всего ее использовали для написания буддийских сутр. С развитием торговли производство васи резко возросло. Васи в основном делают из волокон коры трех кустарников: кодзо (бумажная шелковица - этот кустарник растете во многих областях Японии и дает более половины сырья), мицумата и гампи. Выбор растительного материала определяет тип бумаги. Васи хорошо известна своей прочностью, и самую прочную васи делают из бумажной шелковицы, хотя поверхность у нее и получается грубоватой. Бумага из мицумата не такая прочная, но у нее гладкая поверхность, по качеству напоминающая шелк. Бумага из гампи и прочная, и гладкая, но надо отметить, что гампи - растение дикорастущее, в последнее время его запасы в стране заметно сократились, а использование гампи стало более редким.

Благодаря её длинным, крепким волокнам, японской бумаге можно придать различные свойства и использовать её не только как ограничитель пространства и средство смягчения света. В Японии бумага имеет очень широкий диапазон применения - от быта до искусства. Она используется для письма и живописи, для отдельных видов печатной продукции, для изготовления ширм, фонариков, вееров, зонтов, кукол, игрушек, денежных купюр.

В Японии первые фонари появились в XIV веке. Они представляли собой кубические конструкции из тонкой деревянной рамы, оклеенной с четырех сторон бумагой. В старинных японских лампах и фонарях были тонкие листки бумаги васи, не дающие свету вырваться наружу, внутри размещалась свеча. Такие фонари именовались андон. Сейчас можно увидеть огромные бумажные шары тётинов (складные бумажные фонари) у входов в храмы, магазины, рестораны. В них теперь горят не свечи, а электрические лампы, но форма фонаря изготавливается по технологии, разработанной в средние века. Во второй половине XX в. американский скульптор Исаму Ногути, опираясь на эти традиции использования бумаги, разработал абажур васи.

Во многих электрических и электронных устройствах используются электролитические конденсаторы, содержащие уникальную бумагу. Около 70 % морового рынка бумаги для электролитических конденсаторов принадлежит одной компании, Ниппон Кодоси Корпорейшн. Компания расположена на остове Сикоку в префектуре Коти, в области, известной своей васи. В результате разработки уникальной технологии была получена дуплексная бумага, состоящая из нескольких слоев, у каждого из которых свои свойства. Когда слои соединяют, бумага приобретает свойства, отличные от свойств её составляющих. Электроника находится сегодня на переднем крае индустриального развития, но традиционная тех-

ника васи сослужила ей добрую службу и помогла создать бумагу для электролитических конденсаторов.

Японские бумажные деньги содержат материал, получаемый из дерева мицумата. Волокна мицумата прочнее волокон хлопчатника из которого изготавливают деньги в других странах. Водяные знаки на них, с их четкими контурами и градациями цветовых оттенков, отвечают высочайшим мировым традициям. Тонкие, прочные, долговечные, гладкие и приятные на ощупь японские банкноты унаследовали многие из выдающихся достоинств васи, а в сочетании с новейшими технологиями они считаются самыми лучшими в мире.

Один из уникальных приёмов работы, который используют в префектуре Ка-гава, - икканбари или лакированное папье-маше. Деревянная или бамбуковая основа оклеивается десятками слоёв васи, потом покрывается танином хурмы, одним из традиционных японских составов, придающих водонепроницаемость. Всего из этого материала делают более 700 изделий, от таких бытовых мелочей как тарелки, корзины или вазы до таких предметов мебели как комоды. Первое упоминание об иккамбари в Японии относится к VIII веку. Никто точно не знает как появилась эта техника работы - одни считают, что она была изобретена в Китае мастерами лакированных изделий, другие - что она появилась в результате попыток отремонтировать домашнюю утварь. Даже сегодня предметы, сделанные таким способом, привлекают всеобщее внимание.

Преподнося официальный подарок, считается вежливым перевязывать обёрточную бумагу тесемками. В торжественных случаях используются красный и белый или золотой и серебряный цвета. Декоративные тесемки (мидзухики) делают, скручивая тонкие полоски васи.

В чайной церемонии довольно толстая японская бумага, которая называется кайси, используется как салфетка. Белый цвет бумаги символизирует чистоту и опрятность.

Традиционных воздушных змеев делают, оклеивая бумагой бамбуковую или деревянную раму. Японские змеи отличаются разнообразием форм, конструкций, раскраски. Одни повторяют контуры парящих в небесах на распахнутых крыльях птиц, раскрашенные соответствующим образом, имитируя оперенье ворона, журавля, чайки. Другие конструкции проще - квадратные, ромбовидные. Их полотнища становятся холстом для художника. Над головами людей кружатся лики грозных воинов, образы святых, головы драконов и тигров, а то и просто иероглифы, имеющие благопожелательное значение, или геометрические узоры. Иные змеи имеют форму бабочки, цикады, черепахи, гусеницы; некоторых змеев оборудуют трещотками и свистелками, которые издают в воздухе пронзительные звуки.

При строительстве домов в традиционном стиле нередко используются те материалы, которые легко получить в данной местности. В Японии, где преобладают деревья, дома традиционно строили из дерева и бумаги. Дерево и бумага определили атмосферу японского дома. Если пол комнаты покрыт татами, то используются и раздвижные двери. С их помощью можно отделить одну часть жилого пространства от другой или объединить их. Двери бывают либо фусума (покрытые с обеих сторон непрозрачной бумагой), либо сёдзи (пропускающие свет сквозь белую бумагу). От внешнего мира японец отгораживается бумажными стенами (сёдзи) - легкими панелями, изготовленными из тонкой деревянной решетки и оклеенными бумагой васи. При хорошей погоде панели сдвигаются вбок или при необходимости совсем убираются. Тогда дом «распахивается» наружу, и его интерьер становится частью окружающего мира. А в плохую погоду сёдзи устанавливаются на место, создавая внутри уютный микромир. Сёдзи создает эффект

простора и открытости. В этом смысле сёдзи представляет собой один из аспектов Японии. Внутренние панели (фусума) являются объектами художественного осмысления. К их оформлению привлекаются художники, поэты, каллиграфы. Тематика рисунков не ограничивается геометрическим орнаментом, спросом пользуются изображения цветов, животных, волн и скал. Можно сказать, что японский дом является частью природы, он вместе с ней дышит, переживает различные катаклизмы, легко восстанавливаясь после каждого удара стихии.

Для японцев бумага - это не просто что-то такое, на чем можно писать или рисовать. Дома ее используют в различных целях, для приготовления пищи, в детских играх и во многих других случаях. Она может служить даже символом чистоты. Но во всех этих случаях от традиционной архитектуры до бытовых предметов, мы видим, как бумага влияла на образ жизни и формировала чувство прекрасного японского народа.

Японцы отточили искусство изготовления бумаги и сделали его существенной составляющей культуры и образа жизни в ещё большей степени, чем в Китае, где изобрели бумагу.

Примечание

1 Акутагава, Рюноске. Паутинка : новеллы / Рюноске Акутагава. - М., 1987. -С.226-227.

Список литературы

1. Бумажный осьминог // Япония сегодня. - 2004. - № 11.

2. Дома из бумаги // Япония сегодня. - 2005. - № 2.

3. Торосян, В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / В. Г. Торосян. - М., 2005. - 735 с.

4. Магия бумаги в Японии // Мрроша. - 2000. - № 15.

5. Пронников, В. А. Японцы / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. - М., 1985.

6. Фонари бумажные // Япония сегодня. - 2004. - № 10.

7. Цивилизация бумаги // Япония сегодня. - 2004. - № 7.

Аида Сулейменова Образ женщины: российский и японский взгляд

В конце XIX в. и начале ХХ в. Япония и Россия находились на этапе ускоренной модернизации общества, пути к новому для культур этих разных стран были разными, но многое объединяло две страны-соседки. Оба государства пережили незавершенные реформы 1860-х гг., несколько войн (одну - русско-японскую, результаты которой не принесли удовлетворения ни одной из сторон); в России кризис привел к Октябрьской революции, в Японии демократические завоевания периода Тайсё (1911-1925) были забыты и им на смену пришли к власти милитаристские круги, бросившие страну в водоворот второй мировой войны. Казалось бы, какими разными должны быть люди этих стран, исповедовавшие разные духовные идеи и узнавшие о существовании друг друга только около ста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.