Научная статья на тему 'МАГИЯ ВЕРЫ'

МАГИЯ ВЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магия и религия / сверхъестественный мир / иллюзия контроля / мистический опыт / антропный принцип. / magic and religion / supernatural world / illusion of control / a mystical experience / аnthropic principle.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Давыдова Г.И.

Статья затрагивает проблему веры в сверхъестественный мир, при этом целью научных исследований выступает отнюдь не доказательства веры в Бога (если есть доказательства, нет необходимости в вере), что свидетельствует о её актуальности.– Наука, ворвавшись в сознание людей, потеснила магию и религию, но не смогла их собой заменить. Как показывают различные культурологические исследования, в глубине сознания человека жива вера в магию, питающая собой как бессознательные инстинкты, так и осознанные религиозные практики. Наличие веры в сверхъестественные явления не мешает развитию науки, но доказывает, что реальность, объясненная наукой, есть лишь вершина айсберга. Пафос развития сознания заключается в понимании того, что сознание человека всегда есть сознание становящееся, как воплощение силы сознания в эпоху турбулентности обнаруживает себя в самых разных и внешне несхожих конкретных формах, в том числе верой в магическое. В настоящее время все больше сторонников приобретает так называемый «антропный принцип» представленный в современной картине мира принципом «всеобщего тяготения», отражающий не противопоставление открытий науки магии и религии, а интегрированность с интуитивно-магическими формами осмысления человека в мире и мира в человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAG IC OF FAITH

The article touches on the problem of faith in the supernatural world, while the goal of scientific research is not at all proof of faith in God (if there is evidence, there is no need for faith). Science, having burst into the consciousness of people, supplanted magic and religion, but could not replace them. As various cultural studies show, in the depths of a person’s consciousness, faith in magic is alive, feeding both unconscious instincts and conscious religious practices. Having a belief in supernatural phenomena does not hinder the development of science, but it proves that the reality explained by science is just the tip of the iceberg. The pathos of the development of consciousness lies in the understanding that human consciousness is always a becoming consciousness, as the embodiment of the power of consciousness in an era of turbulence reveals itself in a variety of and outwardly dissimilar specific forms, including belief in the magical. Currently, the so-called “anthropic principle”, represented in the modern picture of the world by the principle of “universal gravitation”, is gaining more and more supporters, reflecting not the opposition of the discoveries of science to magic and religion, but integration with intuitive-magical forms of understanding man in the world and the world in man.

Текст научной работы на тему «МАГИЯ ВЕРЫ»

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/HSCP.2024.48.63.007 УДК 008

МАГИЯ ВЕРЫ

Давыдова Г.И.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в г. Ялте

Аннотация. Статья затрагивает проблему веры в сверхъестественный мир, при этом целью научных исследований выступает отнюдь не доказательства веры в Бога (если есть доказательства, нет необходимости в вере), что свидетельствует о её актуальности. Наука, ворвавшись в сознание людей, потеснила магию и религию, но не смогла их собой заменить. Как показывают различные культурологические исследования, в глубине сознания человека жива вера в магию, питающая собой как бессознательные инстинкты, так и осознанные религиозные практики. Наличие веры в сверхъестественные явления не мешает развитию науки, но доказывает, что реальность, объясненная наукой, есть лишь вершина айсберга.

Пафос развития сознания заключается в понимании того, что сознание человека всегда есть сознание становящееся, как воплощение силы сознания в эпоху турбулентности обнаруживает себя в самых разных и внешне несхожих конкретных формах, в том числе верой в магическое.

В настоящее время все больше сторонников приобретает так называемый «антропный принцип» представленный в современной картине мира принципом «всеобщего тяготения», отражающий не противопоставление открытий науки магии и религии, а интегрированность с интуитивно-магическими формами осмысления человека в мире и мира в человеке.

Ключевые слова: магия и религия, сверхъестественный мир, иллюзия контроля, мистический опыт, антропный принцип.

THE MAGIC OF FAITH

Galina I. Davydova

Academy of Humanities and Pedagogy (branch) of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta

Abstract. The article touches on the problem of faith in the supernatural world, while the goal of scientific research is not at all proof of faith in God (if there is evidence, there is no need for faith). Science, having burst into the consciousness of people, supplanted magic and religion, but could not replace them. As various cultural studies show, in the depths of a person's consciousness, faith in magic is alive, feeding both unconscious instincts and conscious religious practices. Having a belief in supernatural phenomena does not hinder the development of science, but it proves that the reality explained by science is just the tip of the iceberg. The pathos of the development of consciousness lies in the understanding that human consciousness is always a becoming consciousness, as the embodiment of the power of consciousness in an era of turbulence reveals itself in a variety of and outwardly dissimilar specific forms, including belief in the magical. Currently, the so-called «anthropic principle», represented in the modern picture of the world by the principle of «universal gravitation», is gaining more and more supporters, reflecting not the opposition of the discoveries of science to magic and religion, but integration with intuitive-magical forms of understanding man in the world and the world in man.

Keywords: magic and religion, supernatural world, illusion of control, a mystical experience, аn-thropic principle.

Введение.

Развитие критического мышления заставляет человека включаться во внутренне противоречивые доказательства существования бога. И все же они не бессмысленны: как теоретические поиски, так и эмпирические исследования свидетельствуют о присутствии сверхъестественного в

окружающем мире и в сознании людей в виде мистического опыта или внешне необъяснимых эффектов восприятия прямого влияния сознания на материю [33]. Вспоминается длинная очередь в храм Христа Спасителя (Москва, 11 января 2014 года). Вместе с умножением числа желающих приложиться к привезенным из Греции на несколько дней дарам волхвов, из громкоговори-

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

телей тревожный голос в станциях метро просит людей отложить паломничество к дарам хотя бы до следующего дня: по телевидению показывают небольшой инкрустированный металлический ларец с изображением даров. Люди подходят, целуют его, прикасаются лбом, лицом, руками или маленькой иконкой. Некоторые из паломников приехавшие из глубинки, рассказывают, что ехали на поезде несколько дней. Все в ожидании чудесного обновления жизни, выздоровления от болезни, счастья для себя и для семьи.

Предание гласит, что эта реликвия хранится со времен жизни Христа и, как и другие реликвии, дары волхвов стали воротами, соединяющими реальный мир с невидимым миром сверхъестественного, с самим Богом. Возможно, многие тысячелетия люди вот так же прикасались к изображению духа Великого Огня, нарисованного на стенах пещер, умоляя его об удаче в охоте. С тех пор пещера превратилась в отделанный мрамором храм, а изображение на стене - в прекрасное ювелирное изделие. Человек остался тем же - с его болями и надеждами, любовью, надеждой и верой в магию. Неизменно встают вопросы, почему люди верят в бога, если нет доказательств его существования, как соединяются традиционная религиозная вера, вера в науку и вера в магию в сознании современных людей.

Культурные антропологи связывают этот феномен с развитием у людей неокортекса, появившегося около полумиллиона лет назад и обусловившего появление у человека когнитивных способностей, необходимых для возникновения сознания, языка и религии [25]. Паскаль Буайе связывает возникновения религии с развитием у человека когнитивных способностей, предписывающих активное начало явлениям окружающего мира: «Когда мы видим движущиеся ветки дерева или слышим неожиданный звук за спиной, мы немедленно делаем вывод, что это событие было вызвано неким существом» [1, с. 144]. С такими доводами можно спорить, однако, вопрос состоит в том, почему наличие когнитивных способностей привело к вере в магию?

Обсуждение. Результаты.

Сами по себе, когнитивные способности - это, наряду с каменным топором, те же (только интеллектуальные) орудия, которые должны были быть приведены в жизнь каким-то сильным переживанием, страстью.

По мнению Е.В. Субботского, в основе веры в невидимый духовный мир, лежит эмоциональное потрясение открытием факта смерти сородича. Отказываясь принять этот факт, человек порождает фантом «невидимого двойника», продолжающего существовать после смерти, чему способствуют сновидения [32].

«Ошибка суждения», связанная с восприятием сновидений как реальности, по мнению британ-

ского антрополога Эдварда Тэйлора, и породила веру людей первобытных людей в невидимый мир духов, с которыми можно общаться посредством ритуалов и заклинаний [20].

Доказательства веры в существование магического.

Для ребенка, воспитанного в определенной религиозной традиции, безусловным доказательством существования сверхъестественного мира выступает окружающий его интенциональный мир отношений [7; 9].

Аналогично, для взрослого человека поддержка веры заключена в единоверцах [5].

Достаточно вспомнить древний символ Стены Плача в Иерусалиме, выступающий как надличностный источник силы для многих поколений людей. Сущностью подобной эгрегору выступают сегодня Стена Булгакова и Стена Цоя в Москве.

Психологические эксперименты показывают, что знание универсальных законов физики и доверие к науке может существовать в сознании человека одновременно с верой в магию на фоне поддержки мнением окружающих людей [32].

В одном из экспериментов взрослых образованных людей спрашивали, может ли экспериментатор при помощи одного лишь волшебного слова изменить состояние предмета? Участники эксперимента единодушно это отрицали. После этого им демонстрировали пустую деревянную шкатулку с находящейся в ней пластиковой карточкой; далее, экспериментатор произносил «магическое» заклинание, и на карточке появлялись прорези, как бы нанесенные острым предметом. В качестве доказательства невозможности заявленного экспериментатором феномена большинство приводили аргумент, что прямое воздействие слова на материальный предмет противоречит элементарным законам физики. В конце дискуссии психолог-экспериментатор предложил одному из участников положить руку в шкатулку и перед тем, как произнести заклинания, просил его дать письменное обещание, что тот не будет иметь никаких претензий к экспериментатору. За этим стояла неявная установка экспериментатора о том, что прямое воздействие мысли на неодушевленные предметы реально существует. Когда экспериментатор спросил у группы разрешения произнести «волшебное» заклинание, 50 % участников запротестовали, указывая на то, что слова «могут подействовать». Тем самым участник лишался «молчаливой поддержки» со стороны социального окружения в том, что законы физики нерушимы.

Изменение вектора социальной поддержки с точки зрения «магия не существует» на точку «магия реальна» привел к тому, что половина образованных взрослых проявили готовность поверить в реальность магии [18].

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

В следующей серии подобных экспериментов до 90 % участников перешли от неверия к вере в магическое воздействие.

По сути дела, - фокус, имитация сверхъестественного с помощью игры. В результате же проведенного эксперимента, автор делает выводы о том, что готовность поверить в сверхъестественное у человека бессознательно присутствует как устойчивость веры в богов и духов, основанной на ее нужности и полезности человеку. Возможность общаться с духами и воздействовать на них при помощи молитв и ритуалов помогает человеку справиться со страхом страдания и смерти, повышая шансы на выживание [34]. Видимо неслучайно, особенно суеверными считаются люди опасных профессий и занятий, связанных с риском (летчики, врачи, строители, спортсмены) [35]. В психологии эта «психотерапевтическая» функция молитвы и ритуала называется «иллюзией контроля».

Иллюзия контроля.

В ряде исследований показано, что люди чувствуют себя более уверенно и действуют эффективнее, когда они контролируют ситуацию [8; 3]. В одном из психологических экспериментов группе участников предлагали самим выбрать себе лотерейные билеты, в то время как другой группе билеты за них выбирал экспериментатор. В обоих случаях шансы на выигрыш были одинаковы, однако, участники первой группы «верили» в свои билеты и не были готовы поменяться с участниками второй группы [26].

Другой эксперимент предполагал части наблюдающим за игроками в баскетбол участникам мысленно «помогать» забрасывать мяч в корзину. В результате оказалось, что те из участников, которые пытались живо вообразить позитивный результат броска, относили успехи бросавших частично за свой счет [30].

Исследователем делается заключение о том, что молитва или ритуальное обращение к богам и духам играет такую же роль: они создают у человека психологическую иллюзию контроля за ситуацией.

Люди издревле стремятся заглянуть в будущее, обращаясь к оракулам, пифиям и другим предсказателям судьбы в тайной надежде повлиять на нее, взять судьбу под контроль. Известен факт, что в Древнем Риме не предпринимали никаких серьезных мероприятий, предварительно не погадав на внутренностях животных или не сверившись с приметами и предсказаниями жрецов. К слову, решение принять христианство в качестве официальной религии, было принято императором Константином на основе почудившегося ему знамения.

Мы в настоящее время не имеем недостатка в предсказателях, «вангующих» личные драмы и общественные катаклизмы, террористические акты и военные апокалипсисы, наводнения, землетрясения и цунами.

Медийные лица с суеверной покорностью рассказывают об уже свершившихся роковых обстоятельствах с прототипами их героев, искренне сожалея о собственной не предприимчивости в плане защиты от напасти.

Что может по этому поводу сказать наука? Феномен «иллюзии контроля» подсказывает ответ. Люди хотят знать, чаще всего понимая, что повлиять нельзя, и все же, эта иллюзия заботливо успокаивает. Очевидно, в этом заключается ее полезная, благотворная сущность.

Вспоминается пушкинская «Песнь о вещем Олеге». Князь Олег спрашивает предсказателя о том, как он умрет, и получает ответ, что от своего коня. Олег избавляется от любимого коня. Через много лет, посетив могилу умершего к тому времени коня, Олег гибнет от укуса змеи, свившей гнездо в черепе коня. Пророчество сбылось, попытка Олега изменить судьбу, поменяв коня, не привела к успеху, и все же эта была иллюзия контроля. Дав отставку коню, Олег воевал спокойно. В конечном итоге, пророчество сбылось, но время было выиграно для ратных дел. Иллюзия управления судьбой дала князю психологическое преимущество.

По всей видимости, в повседневной жизни подобную роль «иллюзии контроля» выполняют суеверия. Замечаем мы «черную кошку», как правило, именно тогда, когда внутренне нуждаемся в поддержке. Выйдя на секунду из «потока» жизни, вздрогнув и «постучав по дереву», человек ощущает одновременно свою защищенность и торжество преодоления страха, иллюзию контроля.

Магия и религия.

Изначальная вера людей в души предков, делала эти души богами или полубогами, общение с которыми осуществлялось посредством магических обрядов. Постепенно, официальная религия привнесла свои культы, проросла в уникальность мировых религий иудаизма, христианства, мусульманства, чуть поодаль отстоящую религию буддизма с верой в великий без эмоциональный Абсолют, который отстраненно правит миром.

Различия в культурных традициях, связанные с особенностью религиозных магических ритуалов, существенно выделялись по способу и степени общения с Богом, духовной устремленности и целеполаганию, которая во многом определила монотеистическое начало религиозной борьбы с магией за души людей.

Суть Библии враждебна магии: «Не оставляй ворожея и ворожею в живых», - гласит библейская заповедь. Вместе с тем, и Ветхий, и Новый Заветы полны чудес. Не пренебрегая последними Откровениями Божества, поскольку человечество постоянно находится в общении с Всевышним, приведем лишь всем известные: создание Богом мира и человека в 6 дней (Бытие, 1-2), смешение языков у Вавилонской башни (Бытие,

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

11:1-9), образование прохода в водах Красного моря, дающего возможность евреям уйти от погони египтян (Исход, 14: 21-31), Иисус ходит по воде, способен накормить 5000 человек двумя хлебами и двумя рыбами (Матфей, 14: 13-21). Без магического откровения религия не отличалась бы от обычного исторического повествования.

Так или иначе, православие обеспечило современному человечеству веру апостольских времен и духовный пиетет многих поколений верующих в Иисуса. Посланный Христом Святый Дух осуществленный в Таинствах в апостольском преемстве имеет назначение и право прощать и разрешать человеческие грехи.

В то время как в странах иудаизма, христианства и ислама роль магического общения канонизирует официальную религии, существует автономно, так называемая, «практическая магия». Из тех верующих в бога, кто обращаются к практическим магам, видят в нем, прежде всего, всемогущего волшебника, однако, менее щепетильными в моральном смысле и поэтому ближе к человеку им представляются «малые духи» (и поэтому более надежными деловыми партнерами).

В обыденной жизни, так называемый, «высокий» и «низкий» типы магии причудливо переплетаются. Официальные молебны и службы в честь поминовения святых и религиозных праздников -одно, в повседневной же жизни верующие ставят свечи и просят у бога о простых, обыденных вещах.

Для верующего человека магической властью обладает лишь Бог и его помощники на земле -священнослужители. В храме люди привычно крестятся на иконы-символы, отполированные до блеска прикосновениями страждущих. Такие символы в монотеистических религиях обладают магической сопричастностью с богом, ритуалы здесь включены в обиход, подчинены магическому закону партиципации, следуя которому люди преодолевают большие расстояния и физические лишения, чтобы прикоснуться к священному объекту и помолиться иконе в христианстве или Чёрному камню, согласно исламскому преданию, когда-то находившемся в раю.

Вместе с тем, в современном информационном обществе растет количество людей, не принадлежащих к конфессиональным религиям. Как показывает практика, энергия веры в бога, если у нее отнимают объект, обращается во что-то другое, например, в веру, что бога нет. Такая вера приобретает миссию воинствующего атеизма. Яркий пример тому британский биолог и автор популярных книг о науке Ричард Докинз, верующий в не существование бога с такой силой страсти, как если бы это подтвердил ему сам бог. Разочарование в официальной религии чаще всего приводит не к отсутствию религии, а ее превращению в другие формы, чаще всего это рациональная мистика.

Разнообразие мистического опыта.

В известной работе американского психолога XIX - начала XX века Уильяма Джеймса «Разнообразие религиозного опыта» автор среди прочего изложил необычные ощущения, которые он испытал после приема наркотического вещества этил-хлорида, вызывающего галлюцинации. Убежденный сторонник научного подхода в психологии, Джеймс, однако, допускал существование, так называемого, «мистического опыта», выражающегося в способности человека в определенные моменты жизни и/или при определенных состояниях сознания человека «подключаться» к высшей реальности - к «сознанию бога». Джеймс относился к той когорте современных исследователей, полагающих, что одной из форм, позволяющих достичь такого особого состояния сознания, является прием наркотических веществ.

Автор популярной книги «Дивный новый мир» («Brave New World) американский писатель Ол-дос Хаксли опубликовал в 1954 книгу под названием «Двери восприятия», в которой изложил свои ощущения после приема мескалина (наркотического вещества, получаемого из кактуса «пейотль»). Сам Хаксли утверждает, что он пережил ощущение слияния с высшей реальностью, безусловный эффект которого связан с расширением его сознание и повышением познавательного интереса к жизни.

Эффект, полученный Хаксли, заинтересовал психиатра и теолога Уолтера Панке, который в 1962 году провел в Гарвардском университете эксперимент, получивший известность как «эксперимент Доброй Пятницы» [25]. Участниками эксперимента стали студенты-добровольцы, которые были разделены на две группы. Участникам одной группы была предложена капсула псилосибина - вещества, получаемого из одноимённой группы грибов и вызывающего изменения в сознании. Участники другой группы получили капсулу с никотиновой кислотой - так называемое «активное плацебо», не влияющее на состояние сознания. После окончания, длившейся несколько часов сессии, участники заполняли опросники, предлагавшие описать их ощущения, в том числе оценить силу мистических ощущений. Те же опросники участники эксперимента заполняли спустя 6 месяцев. Участники, принимавшие псилосибин, оценили свои мистические ощущения как гораздо более сильные, чем принимавшие плацебо. Такими ощущениями были чувство единства с окружающими предметами, уникальности и неповторимости каждого объекта, невыразимости переживаемого опыта словами, а также потери ощущения времени и пространства. Они утверждали, что пережитый ими мистический опыт продолжает оказывать благотворное влияние на их жизнь, «он углубил их религиозную веру», «сделал их более любящими и сопереживающими», «обострил чувство красоты жизни».

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Эксперимент Панке был воспринят большинством как доказательство того, что искусственное воздействие на химию мозга может вызывать такие же ощущения «мистического опыта», какие достигаются в результате традиционных религиозных практик, таких как молитва, созерцание или длительное соблюдение поста. Однако спустя 25 лет после эксперимента выпускник Гарварда Рик Доблин проинтервьюировал участников «Доброй пятницы» и обнаружил наряду с позитивными ощущениями у них чувства страха, приступы необъяснимой тревоги и даже боязни умственного помешательства. Философ религии Стивен Кац высказался более радикально. С его точки зрения, это не мистический, а «наркотический» опыт, где человек лишь вслушивается в шумы своего мозга [25].

В то время как молитвенный опыт, медитация, йога действительно могут привести к соприкосновению с высшей реальностью [4].

С целью более глубокого исследования нейрофизиологической деятельности мозга под влиянием мистического опыта, американским радиологом Ньюбергом и психиатром Д'Аквили был применен метод фотонной эмиссионной томографии. Посредством этого метода исследовалась мозговая активность буддистов в состоянии активной медитации и францисканских монахинь, погруженных в молитву. У испытуемых было обнаружено усиление активности в области лобных долей мозга и подавление активности в теменной доле коры, - такое состояние, при котором у молящихся и медитирующих людей возникает ощущение мистического состояния единства с вселенной. Ученые сделали предположение, что именно в этих областях мозга «локализован» подлинный мистический опыт [14].

В другой работе этими же авторами цитируются исследования, которые показывают, что наличие подлинного мистического опыта повышает самооценку, улучшает межличностные отношения человека, снижает уровень тревожности и увеличивает эмпатийные способности [15].

С другой стороны, называемый «неподлинный» мистический опыт, к которому принадлежат галлюцинации и сновидения, может содержать полезную информацию и приводить к положительным результатам. Примером можно считать сон немецкого химика Кеккуле, который помог ему открыть структуру молекулы бензола.

Исследования Майкла Персингера пошли дальше одного частного вида мистического опыта, он убежден, что обнаружил локализацию всех типов мистического опыта, включая опыт веры в бога.

Гипотеза о наличии такого участка мозга была проверена Персингером в процессе его клинической практики лечения людей с мозговыми травмами. Многие из пострадавших испытывали чувство «внешнего присутствия» - ощущение, будто рядом с ними находится некто невидимый. При этом в случае повреждения левого полушария

мозга, это ощущение часто принимало форму «голосов». Если же было повреждено правое полушарие, человек испытывал ощущение, что его преследует злой призрак или демон. Нельзя признать идею Персингера совсем оригинальной, учитывая, что еще древние греки называли эпилепсию «священной болезнью». Эпилептические припадки связаны с нарушениями активности левой височной доли, в которой локализованы функции речи и «чувства идентичности» во время которых больные могут испытывать ощущения «присутствия бога». Основываясь на этих и других данных, Персингер предположил, что при нарушении нормального функционирования левая височная доля, дающая «ощущение собственного Я», начинает «интерпретировать» сигналы, поступающие от правого полушария, как присутствие некоего «другого Я». Этим другим, по его мнению, может выступать присутствие призрака, ангела, дьявола или бога [28].

С целью проверки этого предположения, Пер-сингер создает специальный прибор, названный им «Осьминогом», и который в популярной литературе получил имя «машина бога» или «божий шлем». Этот «шлем», состоящий из восьми электромагнитов, надевается на голову и под контролем компьютера способен стимулировать магнитными импульсами определенные участки мозга.

Опытным путем Персингер доказывает, что при использовании определенного временно-пространственного паттерна стимуляции височных долей магнитным полем, до 80% участников испытывают ощущение «внешнего присутствия».

Персингер считает результатом своего исследования доказательство, что вера в бога, как всякий магический опыт, лишь иллюзия, порожденная мозгом [29]. Однако при этом необъяснимыми остаются «цели эволюции», которая предполагает подобные «религиозно-магические» галлюцинации.

Другим вопросом по отношению к результатам данной серии исследований является действительность интерпретации ощущения испытуемыми «присутствия другого» как присутствия бога. Более корректная трактовка может заключаться в том, что «другой», в данном случае, является «вторым Я» самого испытуемого. В подтверждение этого могут служить эксперименты Пенфилда, показавшие возникновение искусственно индуцированного субъективного опыта под влиянием электростимуляция коры мозга [16]. При этом все же очевидно, что такая обусловленность воздействием отнюдь не означает иллюзорность тех ощущений и восприятий, которые мы имеем в нормальных условиях.

Персингер же полагает, что стимуляция мозга магнитным полем, кроме того, усиливает способность человека к «надсенсорному восприятию», проявляющаяся в способности «видеть мысли других». В действительности, популяризатор науки Джон Хорган, пройдя через экспери-

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

мент в «Осьминоге» с отрицательной констатацией «присутствия другого», ощутил у себя способность считывать мысли. Это случилось, когда он в процессе ранжирования поставил на первое место ту картинку, которую ассистент экспериментатора пытался телепатически транслировать ему во время опыта.

Согласно Хоргану, Персингер утверждает, что такие совпадения случаются с 75 % участников, в то время как вероятность случайного угадывания лишь 20 % [25].

Не случайно, все же, предположение Персингера относительно того, что за «веру в бога» и сверхъестественные способности типа телепатии (чтение мыслей на расстоянии) могут отвечать одни и те же зоны мозга, исходя из того, что сверхъестественные способности - это магические явления, и религия вышла из магии. Если бы осуществились научные попытки показать, что обычным людям могут быть свойственны подобные способности, возможно, это выступало бы доказательством существования сверхъестественной реальности.

Верую, ибо абсурдно.

Почему мы готовы верить в сверхъестественное, зная наверняка, что это всего лишь обман восприятия? «Верую, ибо абсурдно» -, сказал Тер-туллиан [21]. Возможно, дело в том, что где-то в «тени подсознания» таится вера, что невозможное все же возможно. Иногда, пусть и на несколько секунд, под влиянием восприятия, в нашей картине мира образуется «экзистенциальная брешь реальности» - видимый нами магический феномен. Ощущение этой «бреши» как ощущение чуда, наполняет нас удивлением и, как ни странно, радостью. Может быть, это связано с тем, что оно соприкасается с потаенной надеждой на то, что мир шире, чем мы его представляем себе и сверхъестественное все же существует помимо нашего сознания.

Если в мире есть чудо, человек из малого земного существа, ограниченного временем и пространством, имеет шанс попасть в поток смысла и света высшего божественного бытия. Это выступало бы как невозможность в рамках научно-доказательного познания мира, - наука отвергает возможность изучения научными методами феномена сверхъестественного. Однако нашлись те, кто поставил это предубеждение под сомнение. Так возникло особое направление исследований сверхъестественных явлений научными методами - парапсихология.

Уже около ста лет в парапсихологии исследуются явления, связующие феномены магии и науки. Как вариант обучения способности к телепатии используются, так называемые, карты Зенера -пять карт с нарисованными на них фигурами (крест, круг и другие), каждая в пяти экземплярах. Два участника взаимодействуют так, что один смотрит на карты, затем пытается представить данную фигуру и передать информацию, другой,

находящийся на расстоянии - принять информацию и нарисовать эту фигуру. Сеансы передачи и приема синхронизированы по времени. Превышение вероятности случайного совпадения за счет количества правильно воспроизведенных фигур свидетельствует о том, что имеет место передача образа на расстоянии. Данные многих лет исследований показывают, что эффект чтения мысли других людей на расстоянии невелик, но статистически значим [22].

Некоторые психологи видят связь между способностью человека и определенными явлениями в физике элементарных частиц, в частности, в феномене «запутанности». Согласно этому феномену, если одна частица, скажем электрон, связана (спутана) с другой такой же частицей, то изменения, происходящие с первой частицей, мгновенно отображаются в изменениях другой частицы, даже если вторая частица находится на другом краю Вселенной.

Другой эффект, исследуемый парапсихологами, -телекинез (способность воздействовать на материальные объекты усилием воли, не прикасаясь к ним физически) тоже находит подтверждение в исследованиях [27].

В попытке, предпринятой психологом Евгением Субботским совместно с лондонским исследователем аномальных психических явлений Адрианом Райаном, была задействована методика по изучению, так называемого, «отдаленного видения», а проще - способности предвидеть будущее, разработанная американским физиком и парапсихологом Эдвином Мэем. Участнику эксперимента предлагалось представить фотографию, которую компьютер затем выбирает по программе случайных чисел. Эксперимент со статистической достоверностью показал существование у человека способности видеть фотографию из будущего, т.к. никакой предшествующий опыт не мог сказать участнику, какой именно из миллионов возможных пейзажей будет ему показан.

Таким образом, автор исследования делает выводы о том, что участники эксперимента действительно оказались способны «видеть будущее». При этом такое видение вовсе не всегда было зеркальным отражением, а иногда осуществлялось, скорее, по принципу «смысла», чем по принципу «зеркала» [31]. Вместе с тем, ученый делает умозаключение о том, что подтверждение в независимом исследовании пара-психологических эффектов не позволяет утверждать, что эти эффекты можно воспроизводить всегда, т.к. именно это отличает парапсихологи-ческие явления. Это эффекты, в которых участвует сознание человека; и это значит, что такие эффекты всегда уникальны и не воспроизводятся с механической регулярностью. При этом автор ссылается на результаты стандартных научных исследований, в которых измеряемые эффекты включают сложные организмы, - в биологии, фармакологии и психологии, где воспроизводимость результатов также не гарантирована и снижается со временем [12].

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Таким образом, наличие парапсихологических эффектов показывает, что сверхъестественные события реальны, но ими нельзя управлять так, как мы управляем физическими событиями. Способность видеть мысли других людей (телепатия) то появляется, то исчезает от эксперимента к эксперименту, даже если методика эксперимента не меняется.

Вместе с тем, исследование показало возможность на основе объективного наблюдения проверить существование сверхъестественного, его уникальность, которая отличает явления сознания от физических явлений в ряду таких невоспроизводимых явлений как вера, надежда, любовь, как произведения великих художников. Сюда же можно отнести сновидения. Ни один сон не повторяется дважды с точностью, с которой должны воспроизводиться феномены науки, и, тем не менее, мы видим сны. Магические эффекты сознания - это именно эффекты сознания, а не науки. Они не воспроизводимы с механической регулярностью, но существуют.

Заключение.

В заключение думается, что по мере того, как будет возрастать роль магических эффектов в жизни людей (уже сейчас религия, церковь заня-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

ла присущее ей место в общественной жизни), будет изменяться и сама картина образа мира и человека в мире. А также, возможно, будет найдена способность большей вероятности повторяемости таких эффектов для использования их на практике (например, для передачи информации или управления приборами без физического посредника).

В настоящее время все больше сторонников среди ученых приобретает так называемый «ан-тропный принцип», утверждающий невозможность существования вселенной без наблюдателя [18; 19]. А это может означать то, что принцип «всеобщей симпатии», означающий глубинную связь человека как личности с космосом, открывающий себя в магии, астрологии и религии, представленный в современной картине мира принципом «всеобщего тяготения», будет постепенно отвоевывать свои позиции [10; 6; 23]. В результате этого, человек перестанет чувствовать себя гостем во Вселенной, а страх человечества, связанный с возможным исчезновением, заменится оптимизмом, в котором открытия науки не противостоят магии и религии, а суть, интегрированы с интуитивно-магическими формами осмысления человека в мире и мира в человеке.

Conflict of Interest None declared

Review

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Буайе П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления / П. Буайе; Пер. с фр. М. : Альпина нон-фикшн, 2017. 496 с.

2. Вольтер Ф.М. Философские повести. Философские письма. Статьи из Философского словаря. М. : АСТ, 2011. 752 с.

3. Давыдова Г.И. Исследование трансформации мортидных тенденций Образа Я в рефлексивно-диалогической психотерапии / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 2. С. 21-48.

4. Давыдова Г.И. Метод диалогической коррекции отношений в профилактике наркологической зависимости у подростков / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов; Под ред. Н.Т. Колесника // Психология личности в кризисной ситуации: Материалы научно-практической конф. 14 апреля 2000 г. М. : СТИ МГУС, 2001. С. 8690.

5. Давыдова Г.И. Правда России или имитация решения российских проблем (рефлексивно-методологический анализ) / Г.И. Давыдова; Рук. коллектива, составитель Е.С. Троицкий // Русская нация и государство: Сб. статей. М. : Граница, 2002. С. 273-284.

6. Давыдова Г.И. Рефлексивно-диалогическая модель развития субъекта: психотерапевтическая парадигма / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов; Под ред. В.Е. Лепского // Рефлексивные процессы и управление: Сб. материалов VI Международного симпозиума 10-12 октября 2007 г. М. : Изд-во Когито Центр, 2007. С. 29-30.

7. Давыдова Г.И. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста / Г.И. Давыдова, Д.В. Оноприенко // Педагогический вестник. Новосибирск-Ялта : Изд. АНС «СибАК», 2023. Вып. 26. С. 21-24.

8. Давыдова Г.И. Технологии рефлексивного управления как профилактика эмоционального выгорания специалиста / Г.И. Давыдова // Вестник экономической безопасности. 2019. № 4. С. 382-385.

9. Давыдова Г.И. Формирование культурной идентичности одаренных подростков с ОВЗ в системе семейных отношений / Г.И. Давыдова, В.В. Ковров // Социально-психологические проблемы просоциаль-

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

ного поведения современного поколения детей и молодежи: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием. Симферополь, 2023. C. 337-343.

10. Давыдова Г.И. Экзистенциально-диалогическое развитие сознания личности / Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов; Под ред А.П. Романовой; Сост.Л.В. Баева, П.Л. Карабущенко [и др.] // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение: Сб. трудов Международной науч. конф. 9-12 сентября 2004 г. Астрахань : Издательский дом Астраханский университет, 2004. С. 99-102.

11. Дэвис С. Т. Бог, разум и теистические доказательства. М. : Наука, 2016. 277 с.

12. Лерер,Дж. Как мы принимаем решения. М. : Corpus, Астрель, 2011. 352 с.

13. Лерер,Дж. Книга о любви. М. : Corpus, 2020. 280 с.

14. Ньюберг Э. Как Бог влияет на ваш мозг. Революционные открытия в нейробиологии / Эндрю Ньюберг, Юджин д'Аквили, ВинсРауз. М. : Эксмо, 2013. 576 с.

15. Ньюберг, Э. Тайна Бога и наука о мозге: нейробиология веры и религиозного опыта / Эндрю Ньюберг, Юджин д'Аквили, ВинсРауз; Пер. с англ. М.И. Завалова. М. : Эксмо, 2013. 313 с.

16. Пенфилд У. Мозг. Тайны разума. Критическое исследование феномена разума и человеческого мозга. М. : АСТ, 2017. 256 с.

17. Субботский Е.В. Верую, потому что абсурдно: Магия религии / Е.В. Субботский // Психолог. 2015. № 6. С. 76-115.

18. Субботский Е.В. Планетарий чудес: Магия в гостях у физики / Е.В. Субботский // Психолог. 2014. № 3. С. 175-220. URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12286 (дата обращения 20.01.2024).

19. Субботский Е.В. Нет, весь я не умру: Магия надежды // Психолог. 2015. № 4. С. 85-115.

20. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. : Издательство политической литературы, 1989 / Тайлор Эдуард Бернетт // Первобытная культура (rgub.ru) l (дата обращения 20.01.2024).

21. Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. О душе. СПб. : Изд. ОлегаАбышко, 2004. 256 с.

22. Bem D.J. Does Psi exist? Replicable evidence for an anomalous process of information transfer / D.J. Bem, C.Honorton // Psychological Bulletin, 1994. 115. P. 4-18.

23. Davydova G.I. Russian cosmism: historical past, present and future / K.S. Chikaeva, T.V. Schukina, A.V. Mueva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. Vol. 9. № 4. P. 860-874.

24. Dunbar R., Human Evolution: Our Brain and Behavior. New-York : Oxford University Press, 2016/ 415 p.

25. Horgan J. Rational misticism. Spirituality meets science in the search of enlightment. New-York : Houghtn Mifflin Co. 2004. 262 p.

26. Langer E.J. The illusion of control // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. № 32. P. 311-328.

27. Nelson R.D. A linear pendulum experiment: Effects of operator intention on damping rate / G.J. Bradish, R.G. Jahn & B.J. Dunne // Journalofscientificexploration. 1994. № 4. P. 471-489.

28. Persinger M. Neuropsychological bases of god beliefs. New-York : Praeger. 1987. 190 p.

29. Persinger, M.A. Are our brains structured to avoid refutations of belief in God? Anexperimentalstudy, Religion. 2009. № 39. P. 34-42.

30. Pronin, E. Everyday magical powers: The role of apparent mental causation in the overestimation of personal influence / D.M. Wegner, K. McCarthy, &, S. Rodriges // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. № 91(2). P. 218-231.

31. Subbotsky E. Sensing the future: Reversed causality or a non-standard observer effect? / E. Subbotsky // The Open Psychology Journal. 2013. № 6. P. 81-93.

32. Subbotsky E. Do cultural factors affect causal beliefs? Rational and magical thinking in Britain and Mexico / E. Subbotsky, G. Quinteros // British Journal of Psychology. 2002. № 93. P. 519-543.

33. Subbotsky, E. Causal explanations of events by children and adults: Can alternative causal modes coexist in one mind? // British Journal of Developmental Psychology. 2001. № 19. P. 23-46.

34. Tiger L. God;s brain / L. Tiger, M. McGuire. New-York : Prometheus Books. 2010. 256 p.

35. Vyse S.A. Believing in magic: The psychology of superstition. New-York : Oxford University Press, 2000 (date of the application 20.01.2024).

References:

1. Boyer P. Explaining religion: The nature of religious thinking / P. Boyer; Transl. from French. M. : Alpina non-fiction, 2017. 496 p.

2. Voltaire F.M. Philosophical stories. Philosophical letters. Articles from the philosophical dictionary. M. : AST, 2011. 752 p.

3. Davydova G.I. Study of the transformation of morbid tendencies of the Self-Image in reflexive-dialogical psychotherapy / G.I. Davydova, I.N. Semenov // Psychology. Historical-critical reviews and modern research. 2016. № 2. P. 21-48.

4. Davydova G.I. Method of dialogical correction of relationships in the prevention of drug addiction in adolescents / G.I. Davydova, I.N. Semenov; Edited by N.T. Kolesnik // Psychology of personality in a crisis situation: Materials of the scientific-practical conference on April 14, 2000. M. : STI MGUS, 2001. P. 86-90.

5. Davydova G.I. The truth of Russia or an imitation of solving Russian problems (reflective and methodological analysis) / G.I. Davydova; Team leader, compiler E.S. Troitsky // Russian nation and state: Collection of articles. M. : Granitsa, 2002. P. 273-284.

6. Davydova G.I. Reflexive-dialogical model of subject development: a psychotherapeutic paradigm / G.I. Davydova, I.N. Semenov; Edited by V.E. Lepsky // Reflexive processes and management: Collection of materials of the VI International Symposium on October 10-12, 2007. M. : Cogito Center Publishing House, 2007. P. 29-30.

7. Davydova G.I. Fairytale therapy as a means of developing communication skills in children of primary school age / G.I. Davydova, D.V. Onoprienko // Pedagogical Bulletin. Novosibirsk-Yalta : Publishing house ANS «SibAK», 2023. Iss. 26. P. 21-24.

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

8. Davydova G.I. Technologies of reflexive management as prevention of emotional burnout of a specialist / G.I. Davydova // Bulletin of Economic Security. 2019. № 4. P. 382-385.

9. Davydova G.I. Formation of cultural identity of gifted adolescents with disabilities in the system of family relations / G.I. Davydova, V.V. Kovrov // Social and psychological problems of prosocial behavior of the modern generation of children and youth: materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation. Simferopol, 2023. P. 337-343.

10. Davydova G.I. Existential-dialogical development of personality consciousness / G.I. Davydova, I.N. Semenov; Edited by A.P. Romanova; compiled by L.V. Baeva, P.L. Karabuschenko [and others] // Russia and the East. The phenomenon of consciousness: an integral vision: Sat. proceedings of the International Scientific Conference September 9-12, 2004. Astrakhan : Astrakhan University Publishing House, 2004. P. 99-102.

12. Lehrer, J. How we make decisions. M. : Corpus, Astrel, 2011. 352 p.

13. Lehrer, J. A book about love. M. : Corpus, 2020. 280 p.

14. Newberg E. How God influences your brain. Revolutionary discoveries in neurobiology / Andrew Newberg, Eugene d'Aquili, VinceRouse. M. : Eksmo, 2013. 576 p.

15. Newberg, E. The Mystery of God and Brain Science: The Neurobiology of Faith and Religious Experience / Andrew Newberg, Eugene d'Aquili, VinceRouse; Translation from English by M.I. Zavalova. M. : Eksmo, 2013. 313 p.

16. Penfield W. Brain. Secrets of the mind. A critical study of the phenomenon of the mind and the human brain. M. : AST, 2017. 256 p.

17. Subbotsky E.V. I believe because it is absurd: The magic of religion / E.V. Subbotsky // Psychologist. 2015. № 6. P. 76-115.

18. Subbotsky E.V. Planetarium of Miracles: Magic visiting physics / E.V. Subbotsky // Psychologist. 2014. № 3. P. 175-220. URL : https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12286 (date of the application 01/20/ 2024).

19. Subbotsky E.V. No, I won't all die: The magic of hope / E.V. Subbotsky // Psychologist. 2015. № 4. P. 85-115.

20. Taylor E.B. Primitive culture. M.: Publishing house of political literature, 1989 / Tylor Edward Burnett // Primitive culture (rgub.ru) l (date of the application 01/20/2024).

21. Tertullian, Quintus Septimius Florence. About the soul. SPb. : Ed. OlegAbyshko, 2004. 256 p.

22. Bem D.J. Does Psi exist? Replicable evidence for an anomalous process of information transfer / D.J. Bem, C.Honorton // Psychological Bulletin, 1994. 115. P. 4-18.

23. Davydova G.I. Russian cosmism: historical past, present and future / K.S. Chikaeva, T.V. Schukina, A.V. Mueva [et al.] // Revista Genero e Direito. 2020. Vol. 9. № 4. P. 860-874.

24. Dunbar R., Human Evolution: Our Brain and Behavior. New-York : Oxford University Press, 2016/ 415 p.

25. Horgan J. Rational misticism. Spirituality meets science in the search of enlightment. New-York : Houghtn Mifflin Co. 2004. 262 p.

26. Langer E.J. The illusion of control // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. № 32. P. 311-328.

27. Nelson R.D. A linear pendulum experiment: Effects of operator intention on damping rate / G.J. Bradish, R.G. Jahn & B.J. Dunne // Journalofscientificexploration. 1994. № 4. P. 471-489.

28. Persinger M. Neuropsychological bases of god beliefs. New-York : Praeger. 1987. 190 p.

29. Persinger, M.A. Are our brains structured to avoid refutations of belief in God? Anexperimentalstudy, Religion. 2009. № 39. P. 34-42.

30. Pronin, E. Everyday magical powers: The role of apparent mental causation in the overestimation of personal influence / D.M. Wegner, K. McCarthy, &, S. Rodriges // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. № 91(2). P. 218-231.

31. Subbotsky E. Sensing the future: Reversed causality or a non-standard observer effect? / E. Subbotsky // The Open Psychology Journal. 2013. № 6. P. 81-93.

32. Subbotsky E. Do cultural factors affect causal beliefs? Rational and magical thinking in Britain and Mexico / E. Subbotsky, G. Quinteros // British Journal of Psychology. 2002. № 93. P. 519-543.

33. Subbotsky, E. Causal explanations of events by children and adults: Can alternative causal modes coexist in one mind? // British Journal of Developmental Psychology. 2001. № 19. P. 23-46.

34. Tiger L. God;s brain / L. Tiger, M. McGuire. New-York : Prometheus Books. 2010. 256 p.

35. Vyse S.A. Believing in magic: The psychology of superstition. New-York : Oxford University Press, 2000 (date of the application 20.01.2024).

Информация об авторе

Давыдова Галина Ивановна

доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялта galynadavydova@yandex.ru 0ЯСЮ:0000-0001 -8754-9802

Galina I. Davydova

Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor,

Academy of Humanities and Pedagogy (branch) of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta

galynadavydova@yandex.ru ORCID:0000-0001 -8754-9802

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.