Научная статья на тему 'Магистратура в Санкт-Петербургском государственном университете'

Магистратура в Санкт-Петербургском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистратура в Санкт-Петербургском государственном университете»

СЕМИНАРЫ. КОНФЕРЕНЦИИ

Магистратура: состояние и перспективы

-юсудчес л. (к

В условиях интеграции российской высшей школы в Европейское пространство высшего образования, законодательного оформления двухуровневой системы российского высшего профессионального образования, разработки федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) предметом заинтересованного обсуждения на многих конференциях становятся тенденции развития магистратуры в России за последние 10-15 лет.

Вопросы реформирования высшей школы и вхождения России в Болонский процесс регулярно анализируются на различных форумах, организуемых экономическим факультетом Санкт-Петербургского государственного университета.

16-18 октября 2008 г. на экономическом факультете была проведена II Всероссийская научно-методическая конференция «Магистратура: состояние и перспективы », посвященная проблемам реализации магистерских программ в вузах России. Ее участниками стали более 180 человек из вузов разных городов России и стран СНГ, на пленарном заседании и в рамках круглого стола было заслушано более 40 докладов и выступлений. В рамках конференции состоялся обмен опытом реализации магистерских программ, обсуждение таких наболевших вопросов, как социальный статус преподавателя вуза и учителя школы; компетентностный подход в системе современного образовательного процесса, в том числе при подготовке магистров; профессиональный статус выпускников магистратуры; взаимодействие между высшей школой и сферой труда по вопросам профессионального использования выпускников магистратуры в реальной хозяйственной практике; партнерство образовательных учреждений и бизнеса при реализации магистерских образовательных программ; использование опыта зарубежных стран и формирование совместных образовательных магистерских программ.

Для участников конференции были подготовлены печатный и электронный сборники научных, нормативных и учебно-методических материалов по магистратуре. Доклады и тезисы конференции будут опубликованы в сборнике материалов конференции «Магистратура: состояние иперспективы». Продолжит работу сайтконфе-ренции, на котором размещены все необходимые м,атериалы, а также форум по проблемам организации обучения в магистратуре (wurw.msp.econ.pu.ru).

Актуальность, своевременность, новизна рассмотренных на конференции вопросов, деловая атмосфера, заинтересованность участников, профессионализм хозяев конференции -все это способствовало формированию конструктивной атмосферы, что неоднократно подчеркивалось в выступлениях гостей конференции.

Ниже публикуются статьи, подготовленные авторами на основе их выступлений на пленарном заседании.

И. БОЙКО, профессор, первый проректор по экономике, декан экономического факультета

В настоящее время накоплен достаточный опыт реализации программ подготовки магистров в ведущих вузах России, чтобы говорить в целом о степени успешности, эффективности и привлекательности магистерских программ в отечественной высшей школе. Большой опыт реализации магистерских программ есть и в Санкт-Петербургском государственном университете - одном из лидеров российского высшего образования.

Наш университет одним из первых в Российской Федерации приступил к реализации многоуровневой системы высшего профессионального образования. В соответствии с приказом Г ос-комвуза России от 29.07.92 г. № 491/1 с 1 сентября 1993 г. в СПбГУ были введены программы высшего профессионального образования подготовки бакалавров и магистров по 6 направлениям (физика, биология, география, гидрометеорология, геология и почвоведение). В 2007/2008 учебном году в университете из 31 тыс. студентов на 16 факультетах обучались 2609 студентов-ма-гистрантов по 24 направлениям и 294 магистерским программам (с учетом авторских программ). Обучение студен-тов-магистрантов осуществляется только по очной форме. В 2007 г. выпускниками университета защищено 5617 выпускных квалификационных работ, в том числе 800 магистерских диссертаций и 1467 квалификационных работ бакалавров. С

Магистратура в Санкт-Петербургском государственном университете

1994 г. 7003 выпускника университета получили диплом магистра [1].

В настоящее время в российских вузах обучается лишь около одного процента студентов-магистрантов. Так, в 2006 г. из 1255 тыс. выпускников вузов России диплом специалиста получили 1 149 055 человек (91,6%), диплом бакалавра - 87 503 человек (7%), а диплом магистра - 12 463 человек (1%) [2]. Если мы сравним данные Росстата

о выпуске с вышеприведенными данными, то увидим, что доля студентов-магистрантов в СПбГУ почти в 10 раз превышает общероссийский показатель.

Санкт-Петербургский государственный университетявляется безусловным лидером российской высшей школы и в разработке учебно-методическо-

го и нормативно-правового сопровождения магистерских образовательных программ. Например, ученые университета принимали непосредственное участие как в подготовке проекта Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования РФ, утвержденного постановлением Госкомвуза России от 10 августа 1993 г. № 42, так и в подготовке материалов к заседанию Коллегии Минобразования России от

28.12.1999 г. «О состоянии и развитии магистратуры в России».

Помимо нормативных документов Минобрнауки России в СПбГУ разрабатывается и применяется достаточно большое количество локальных документов по вопросам реализации магистерских программ, в том числе касающихся регламентации норм времени расчета учебной нагрузки преподавателей, занятых в учебном процессе магистратуры.

В современных условиях развития российской высшей школы Ученый совет университета рассматривает подготовку магистров как одно из приоритетных направлений своей деятельности, поскольку именно она призвана выполнять фундаментальные функции классического университета. В этом плане магистратура обладает следующими возможностями:

• позволяет в большей степени использовать научно-педагогический потенциал университета, стимулирует творческую, научную и научно-методическую деятельность, привлекает новые педагогические кадры из системы РАН, из высокотехнологичных фирм и т.д. Магистранты, как полноправные соисполнители, участвуют во многих видах научных исследований и в выполнении российских и международных грантов;

• способна оперативно и гибко реагировать на потребности экономики,

промышленности, научных организаций. Индивидуализация магистерских программ на базе широкой фундаментальной бакалаврской подготовки позволяет магистрантам адаптироваться к будущей профессиональной деятельности уже в процессе обучения;

• дает дополнительные возможности для повышения качества подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру. Большинство выпускников магистратуры, поступающих в аспирантуру, как правило, уже имеют сданные кандидатские экзамены и оказываются в состоянии в срок подготовить к защите кандидатские диссертации;

• является эффективным механизмом эволюции факультетов университета, столкнувшихся сегодня с острыми проблемами серьезного обновления содержания образования и подготовки современных научно-педагогических кадров для целей собственного развития и завоевания конкурентоспособных позиций на российском и мировом рынках образовательных услуг;

• дает дополнительные возможности в подготовке высококлассных специалистов в междисциплинарных областях, формирующихся в соответствии с современными тенденциями междисциплинарного синтеза в современной науке и образовании;

• позволяет эффективно сохранять и развивать традиции российской высшей школы в условиях ее интеграции в Европейское пространство высшего образования.

Вместе с тем в нашем университете имеется ряд нерешенных проблем, которые возникли, в том числе, как следствие отдельных решений на уровне всей российской высшей школы. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Хорошо известно, что приказом Минобразования России от 16.09.2003 № 3572 было отменено «Положение о

магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации», утвержденное Постановлением Госкомвуза России от 10 августа 1993 г. № 42. Отмена данного положения, к сожалению, не только не упростила решение общих проблем, о которых говорилось в итоговом документе Коллегии Минобразования России от

28.12.1999 г. «О состоянии и развитии магистратуры в России », но и привела к возникновению новых. Так, например, до сих пор не разработан порядок нормативного госбюджетного финансирования подготовки студентов-ма-гистрантов. Далее, становится неясным статус научного руководителя студента-магистранта, который в обязательном порядке назначался студенту с момента зачисления на специализированную программу подготовки магистра и руководил научно-исследовательской частью программы магистранта, составлял и контролировал выполнение индивидуального плана студента. Отмена Положения о магистратуре привела к двусмысленному толкованию права студентов-магист-рантов сдавать экзамены кандидатского минимума и права вузов засчитывать результаты выпускных экзаменов у студентов-магистрантов в качестве вступительных экзаменов при приеме в аспирантуру.

Впрочем, отмена данного Положения существенно не затронула реализацию магистерских программ в СПбГУ. В силу того, что многие вопросы распределения финансовых ресурсов и организации учебного процесса находятся в компетенции самого университета, у нас продолжают действовать и получают дополнительное развитие многие нормативно-правовые и финансовые регламенты, обеспечивающие подготовку магистрантов. Остановимся на некоторых из них.

Во-первых, несмотря на то, что до сих пор нет принятых министерством нормативов госбюджетного финансирования подготовки студентов-маги-странтов, в университете было принято решение при распределении штатов профессорско-преподавательского состава между факультетами и кафедрами университета применять те же соотношения, которые используются при расчете штатов ППС по контингенту очных студентов. Соотношение численности преподавателей и студентов зависит от формы обучения и по очной форме составляет для СПбГУ 1:4 (расчет ведется по сумме контрольных цифр плана приема студентов в течение всего срока обучения) [3]. Следует отметить, что данный подход позволяет выделить более чем в два раза больше финансовых ресурсов на штатное расписание ППС, чем реально получает СПбГУ от Минобрнауки России на подготовку студентов-магистрантов.

Во-вторых, при планировании норм учебной нагрузки преподавателям университета, участвующим в реализации магистерских программ, устанавливались дополнительные льготы. Например, разрешалось вести дисциплины специализированной магистерской программы в группах без ограничения ее численности, в том числе читать спецкурсы и для единственного студента. Ученым советом университета был определен статус руководителя магистерской программы и статус научного руководителя студента-магист-ранта. При планировании учебной нагрузки преподавателю отводилось 30 часов учебной нагрузки в год за руководство магистерской программой, а научному руководителю за руководство научно-исследовательской работой студента - по 30 часов учебной нагрузки в год на каждого студента-ма-гистранта.

В-третьих, в университете были

разработаны и приняты Ученым советом правила приема в магистратуру СПбГУ, которые позволяли на конкурсной основе зачислять на специализированную магистерскую программу на госбюджетные места не только выпускников, имеющих диплом бакалавра, но и выпускников, имеющих диплом специалиста.

В-четвертых, в университете продолжала действовать система обучения, подготовки и сдачи кандидатских экзаменов по иностранному языку и философии студентами, обучающимися в магистратуре. Более того, с 2006 г. приказом ректора от17.04.2006 № 626/1 «О кандидатском экзамене по истории и философии науки для магистрантов» студентам-магистрантам было дополнительно разрешено сдавать кандидатский экзамен по истории и философии науки.

В-пятых, в 2006 г. СПбГУ стал одним из 17 вузов - победителей конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Стратегической целью проекта СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете» является создание в университете инновационной среды, в которой станет возможной быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства. Университетский проект объединил более 20 пилотных проектов, которые направлены на создание и развитие инновационных образовательных программ подготовки магистров (в том числе и междисциплинарного характера), реализуемых на базе отдельных или нескольких факультетов университета.

Все вышесказанное позволяет с

уверенностью говорить о том, что в СПбГУ не на словах, а на деле многое делается для поддержки и развития магистерских программ, расширения прав и возможностей студентов реально выбирать оптимальные образовательные траектории с учетом личных пожеланий и профессиональных интересов.

Большой опыт по реализации магистерских программ накоплен на экономическом факультете СПбГУ. Хотелось бы напомнить, что он является первым экономическим факультетом в университетах страны. Преподавание экономической теории и статистики началось в Санкт-Петербургском университете в 1819 г. Занятия вели профессора М.А. Балугьянский, М.Г. Пли-сов, К.Ф. Герман и К.И. Арсеньев. Экономический факультет был открыт

1 сентября 1940 г. Его основание как самостоятельного подразделения Ленинградского государственного университета связано с именем профессора А.А. Вознесенского, известного советского экономиста и организатора науки.

В составе 13 кафедр экономического факультета работают 340 преподавателей, среди которых 71 доктор экономических наук, 190 кандидатов экономических наук. На экономическом факультете обучается более 3700 студентов (среди них 60 иностранных), 270 аспирантов и около 70 соискателей. На специальном экономическом факультете получают второе высшее образование и проходят переподготовку 1230 человек

Экономический факультет осуществляет обучение по программам подготовки магистров с 1999 г., когда Санкт-Петербургский государственный университет получил лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования (магистерской

подготовки) по направлению 080100 -«Экономика».

Специализированная подготовка магистров по направлению 080100 -«Экономика» рассчитана на два года и ведется по 15 магистерским программам, представляющим наиболее актуальные направления развития экономической науки: «Институциональная экономика и экономическая политика», «Экономическая история и история экономической мысли », «Прикладная макроэкономика и экономическая политика», «Социальная политика фирмы», «Международная торговая система», «Экономика фирмы», «Экономика фирмы (управление инновациями)», «Управление экономикой и социальная политика», «Экономическая и социальная политика в сфере туризма», «Учет, анализ и аудит», «Финансы», «Математические методы анализа экономики», «Экономика страховой организации», «Актуарный анализ страховой деятельности», «Информационные системы в бизнесе».

Особенностью подготовки магистров является большое количество реализуемых на факультете авторских магистерских программ - эксклюзивных, предполагающих подготовку кадров для конкретных, наиболее актуальных для социально-экономического развития России видов деятельности.

Уже несколько лет на кафедре мировой экономики ведется подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере международной торговой политики на основе авторской магистерской программы «Международная торговая система», разработанной совместно с Центром торговой политики и права (Оттава, Канада). Выпускники программы востребованы не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, а также в торговых представительствах России в зарубежных странах. Магистерские программы кафедры страхования:

«Экономика страховой организации» и «Актуарный анализ страховой деятельности » - готовят будущих руководителей среднего и высшего звена в области страхового дела.

Нельзя не отметить еще одну инициативу экономического факультета -открытие специализированной подготовки магистров для органов управления и предприятий туристской индустрии. Так, на кафедре управления и планирования социально-экономических процессов, имеющей 16-летний опыт подготовки кадров в области экономики и управления предприятиями туристской индустрии и регионального управления в туризме, введена магистерская программа «Экономическая и социальная политика в сфере туризма».

Для магистрантов организуются межкафедральные семинары, проводятся деловые игры, у них есть возможность принять участие в конференциях молодых ученых, которые проходят на экономическом факультете два раза в год, опубликовать результаты своих исследований в сборниках докладов. Партнерами экономического факультета по организации научно-исследовательской практики магистрантов являются предприятия Санкт-Петербурга, входящие в рейтинги крупнейших предприятий, банков, консалтинговых фирм России.

Именно такой подход к обучению магистрантов позволяет им приобрести навыки, наиболее востребованные современным бизнесом, такие как работа в команде, проведение профессиональных презентаций, переговоров с деловыми партнерами, создание новых компаний и бизнес-единиц, подготовка бизнес-планов, управление проектами.

Одним из основных принципов обучения в магистратуре является максимальная индивидуализация учебного процесса. Подготовка в магистратуре осуществляется по индивидуальным планам, которые разрабатываются в

соответствии с содержанием конкретных магистерских программ, отражающих специфику кафедр и научно-педагогических школ факультета.

Обучение в магистратуре и, в частности, написание магистерской диссертации ориентированы не только на научную базу факультета, но и на широкое привлечение интеллектуального и материально-технического потенциала ряда крупнейших предприятий Санкт-Петербурга, органов регионального управления, научно-исследовательских, проектных институтов, консалтинговых фирм, банков, предприятий промышленности и сферы услуг.

Литература

1. Санкт-Петербургский государственный

университет: Отчет о состоянии и деятельности в 1998-2006 гг. - СПб., 19992007.

2. Образование в Российской Федерации: 2007:

Статистический ежегодник. - М., 2007.

3. См.: Порядок применения системы крите-

риев (показателей), характеризующих образовательно-профессиональные программы и научно-педагогический потенциал вузов при расчете фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава // Университетское управление: практика и анализ. - 1999. - № 2.

Ю. МАЛЕНКОВ, профессор

Подготовка магистров может оказать существенное влияние на развитие российского общества, содействовать подъему отечественной науки и культуры, созданию инновационной экономики. Однако для выполнения этих задач магистратуре предстоит пройти непростой путь. Между тем вводимые сегодня ФГОС подготов-

Проблемы подготовки магистров с высокой добавленной ценностью

ки магистров создают ряд сложных проблем. Они опираются на нечеткие, неясные определения компетенций магистров, не акцентируя при этом самое важное - научную работу магистранта; в них отсутствует анализ и сравнение с зарубежными аналогами (хотя речь идет об интеграции в мировую систему образования); главный же их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.