Научная статья на тему 'МАГИСТРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МАГИСТРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михальченко О.С., Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Дорожкина Е.Г., Агарвал Р.К.

В статье представлены доводы о некотором расхождении в требованиях к компетентности специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья в соответствии с профессиональным стандартом и осваиваемых знаниях и умениях обучающихся по соответствующим образовательным программам. Так, в частности, отмечается более широкий перечень знаний и умений, необходимых для руководителя медицинской организации, по сравнению с теми компетенциями, которыми владеет выпускник по направлению подготовки «Организация здравоохранения и общественное здоровье». При этом недостаточным является не только перечень компетенций, но и глубина знаний, что впоследствии может сказаться на уровне квалификации. В то же время, в данный момент все большую популярность получают образовательные программы по направлению подготовки Менеджмент (Управление в здравоохранении). У таких выпускников более полно сформированы компетенции управления организациями, стратегического планирования, проектирования программ развития и др. Данный уровень образования никак не отмечен в необходимых образовательных траекториях для руководителей медицинских организаций, однако перечень компетенций, обязательных для обучающихся по таким образовательным программам, полностью закрывает то несоответствие и тот дефицит знаний и умений, который возникает у представителей руководства в сфере здравоохранения после обучения в ординатуре или на первичной переподготовке по Организации здравоохранения и общественному здоровью. В результате делается вывод о том, что направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент» профиль «Управление в здравоохранении», именно та образовательная программа, которая полностью удовлетворяет требованиям Профессионального стандарта, а наличие диплома о получении данного образования должно стать решающим при выборе кандидатов на должности руководителей медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михальченко О.С., Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Дорожкина Е.Г., Агарвал Р.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER IN THE EDUCATIONAL TRAECTORY OF THE HEAD OF MEDICAL ORGANIZATION

The article presents arguments about some discrepancy in the requirements for the competence of a specialist in the field of healthcare organization and public health in accordance with the professional standard and the acquired knowledge and skills of students in the relevant educational programs. So, in particular, there is a wider list of knowledge and skills required for the head of a medical organization, in comparison with the competencies that a graduate in the direction of training "Health Organization and Public Health" possesses. At the same time, not only the list of competencies is insufficient, but also the depth of knowledge, which may subsequently affect the level of qualification. At the same time, at the moment, educational programs in the direction of training Management (Health Management) are becoming increasingly popular. Such graduates have more fully formed competencies in managing organizations, strategic planning, designing development programs, etc. This level of education is not noted in any way in the required educational trajectories for heads of medical organizations, however, the list of competencies requiredfor students in such educational programs completely closes this discrepancy and the lack of knowledge and skills that arises among representatives of the leadership in the field of health care after training in residency or at primary retraining in the organization of health care and public health. As a result, it is concluded that the direction of training 38.04.02 "Management" profile "Health Management" is exactly the educational program that fully meets the requirements of the Professional Standard, and the presence of a diploma of obtaining this education should be decisive when choosing candidates for positions heads of medical organizations.

Текст научной работы на тему «МАГИСТРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

https://clinical-journal. ru E-ISSN 2686-68Э8

@ (D

УДК 378.22 : 614.2

RESEARCH ARTICLE 3. Medical sciences

Corresponding Author: Vokulova Yulia Andreevna - Assistant Professor Deputy Director of the Institute of Clinical Medicine National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhniy Novgorod, Russian Federation E-mail: vokulova89@mail.ru

© Mikhalchenko O.S., Danilina T.F., Mikhalchenko D.V., Dorozhkina E.G., Agarval R.K. - 2023

I Accepted: 30.06.2023

http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2G23-25-6-133-14G

МАГИСТРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Михальченко1 О.С., Данилина2 Т.Ф., Михальченко2 Д.В., Дорожкина2 Е.Г., Агарвал3 Р.К.

1ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7», г. Волгоград, Российская Федерация.

2ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Волгоград, Российская Федерация.

3ООО «Техномед Холдингшс», Калининград, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены доводы о некотором расхождении в требованиях к компетентности специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья в соответствии с профессиональным стандартом и осваиваемых знаниях и умениях обучающихся по соответствующим образовательным программам. Так, в частности, отмечается более широкий перечень знаний и умений, необходимых для руководителя медицинской организации, по сравнению с теми компетенциями, которыми владеет выпускник по направлению подготовки «Организация здравоохранения и общественное здоровье». При этом недостаточным является не только перечень компетенций, но и глубина знаний, что впоследствии может сказаться на уровне квалификации. В то же время, в данный момент все большую популярность получают образовательные программы по направлению подготовки Менеджмент (Управление в здравоохранении). У таких выпускников более полно сформированы компетенции управления организациями, стратегического планирования, проектирования программ развития и др. Данный уровень образования никак не отмечен в необходимых образовательных траекториях для руководителей медицинских организаций, однако перечень компетенций, обязательных для обучающихся по таким образовательным программам, полностью закрывает то несоответствие и тот дефицит знаний и умений, который возникает у представителей руководства в сфере здравоохранения после обучения в ординатуре или на первичной переподготовке по Организации здравоохранения и общественному здоровью. В результате делается вывод о том, что направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент» профиль «Управление в здравоохранении», именно та образовательная программа, которая полностью удовлетворяет требованиям Профессионального стандарта, а наличие диплома о получении данного образования должно стать решающим при выборе кандидатов на должности руководителей медицинских организаций.

Ключевые слова: Управление медицинской организацией, управление в здравоохранении, специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья, менеджмент.

MASTER IN THE EDUCATIONAL TRAECTORY OF THE HEAD OF MEDICAL ORGANIZATION

Mikhalchenko1 O.S., Danilina2 T.F., Mikhalchenko2D.V., Dorozhkina2 E.G., Agarval3 R.K.

1 Dental Polyclinic No. 7, Volgograd, Russian Federation.

2 Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation 3Technomed Holdings, LLC, Kaliningrad, Russian Federation

Abstract. The article presents arguments about some discrepancy in the requirements for the competence of a specialist in the field of healthcare organization and public health in accordance with the professional standard and the acquired knowledge and skills of students in the relevant educational programs. So, in particular, there is a wider

E-ISSN 2686-6838

list of knowledge and skills required for the head of a medical organization, in comparison with the competencies that a graduate in the direction of training "Health Organization and Public Health" possesses. At the same time, not only the list of competencies is insufficient, but also the depth of knowledge, which may subsequently affect the level of qualification. At the same time, at the moment, educational programs in the direction of training Management (Health Management) are becoming increasingly popular. Such graduates have more fully formed competencies in managing organizations, strategic planning, designing development programs, etc. This level of education is not noted in any way in the required educational trajectories for heads of medical organizations, however, the list of competencies requiredfor students in such educational programs completely closes this discrepancy and the lack of knowledge and skills that arises among representatives of the leadership in the field of health care after training in residency or at primary retraining in the organization of health care and public health. As a result, it is concluded that the direction of training 38.04.02 "Management" profile "Health Management" is exactly the educational program that fully meets the requirements of the Professional Standard, and the presence of a diploma of obtaining this education should be decisive when choosing candidates for positions heads of medical organizations.

Keywords: management of a medical organization, management in healthcare, a specialist in the field of healthcare organization and public health, management.

С момента утверждения

профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" стала понятной модель руководителя медицинской организации и перечень компетенций, которыми он должен владеть [1, 2]. Вместе с этим, появились вопросы, связанные с образованием такого специалиста, необходимостью обучения действующих руководителей, а также требованиями, предъявляемыми к кандидатам на руководящие должности, их своевременной подготовке и выдвижению [3, 4]. По мнению В.И. Скворцовой «...повышение финансовой эффективности лечебных учреждений возможно только в том случае, если всеми учреждениями будут руководить хорошо подготовленные, честные и профессиональные управленческие кадры» [5]. В тоже время, на сегодняшний день, руководителями медицинских организаций чаще всего становятся врачи, которые добились определенных успехов в своей специальности, и имеющие, в лучшем случае, образование по организации здравоохранения и общественному здоровью в виде профессиональной переподготовки [6]. Выполнение поставленной задачи связано с тщательной кадровой проработкой вопроса, повышением уровня компетентности будущих и настоящих руководителей медицинских организаций, что, в свою очередь, в последующем даст значительный экономический результат [7].

Здоровье россиян остается одним их приоритетных направлений государственной политики. Среди множества проблем наибольшее внимание граждане уделяют именно здоровью, в связи с чем основные силы государства должны быть сосредоточены в первую очередь на здравоохранении [8]. Являясь крупнейшей социальной сферой, здравоохранение имеет свои особенности в развитии и управлении. С одной

с медицинским образовательных специальностей

стороны, приходит понимание, что управленцем в здравоохранении действительно не может быть просто врач, обладающий высокими профессиональными качествами, с другой стороны, специфика медицинской деятельности требует от руководителя знаний множества профессиональных нюансов, которыми может владеть только человек образованием [5, 9]. В стандартах медицинских действительно имеются компетенции, связанные с организацией здравоохранения и руководством медицинскими организациями [4, 10]. Однако уровня этих компетенций недостаточно для того, чтобы выпускник смог управлять медицинской организацией. Все больше в нашей стране уделяется внимание менеджменту, не стали исключением и медицинские организации, а также органы управления системой здравоохранения [5]. И несмотря на то, что большинство образовательных программ, нацеленных на изучение управленческой и предпринимательской деятельности, не учитывают специфику управления именно в медицине, в профессиональных медицинских сообществах формируется устойчивый интерес к получению второго высшего образования, связанного именно с управлением предприятием [11]. В работах отечественных и зарубежных авторов также все чаще поднимаются вопросы о необходимости развития у руководителей медицинских организаций управленческих компетенций, что говорит об актуальности данной темы, особенно в условиях утверждения указанного выше профессионального стандарта специалиста в области организации здравоохранения [12].

Цель исследования - провести сравнительный анализ о определить соответствие трудовых функций из профессионального стандарта

E-ISSN 2686-6838

"Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" и компетенций, осваиваемых обучающимися по образовательным программам «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и «Менеджмент» (Управление в здравоохранении). Материалы и методы. В ходе работы проанализированы указанные в

профессиональном стандарте "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" трудовые функции и компетенции, осваиваемые обучающимися по образовательным программам 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и 38.04.02 «Менеджмент» («Управление в здравоохранении»). Из открытых литературных источников получена информация об имеющихся проблемах, связанных с низкой компетентностью руководителей медицинских организаций, а также о потребности в дополнительной подготовке в данном направлении. Проведен поиск, по ключевым словам, управление медицинской организацией, управление в здравоохранении, менеджмент, специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья. Глубина изучения источников составила 10 лет.

Критерии включения: профессиональные стандарты, образовательные стандарты, статьи в журналах, сборниках научных трудов, освещающие вопросы управления медицинскими организациями, компетенции руководителей медицинских организаций, трудовые функции в профессиональном стандарте руководителя, возможности дополнительной подготовки и второго образования по данному направлению.

Результаты и обсуждение. При изучении данной проблемы особое внимание заслуживают трудовые функции, которые обязательны в работе руководителя медицинской организации, а также уровень квалификации управленца [1, 2]. При этом логично, что компетенции, которые осваивают обучающиеся в ходе освоения образовательных программ по организации здравоохранения, должны быть ориентированы на трудовые функции профессионального стандарта [6, 13]. Наиболее важными и интересными трудовыми функциями, которые понадобятся управленцу, являются управление процессами в медицинской организации, а так же управление непосредственно самой медицинской организацией [5, 11]. Несмотря на свою схожесть, данные понятия имеют совершенно разный смысл. Управление процессами в организации, в соответствии с профессиональным стандартом, подразумевает под собой проектирование и

организацию процессов, происходящих на предприятии, управление ресурсами по обеспечению данных процессов и их менеджмент качества, а также организацию медицинской помощи в экстренной форме, при этом для всех представителей руководства медицинской организации предусмотрен восьмой уровень квалификации [1, 13, 14]. В данном случае речь идет обо всех процессах, как основных, так и обеспечивающих их. Управление медицинской организаций того же уровня квалификации включает уже непосредственно управление самой организацией, ее ресурсами, взаимодействием с другими организациями, менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности, а также стратегическое планирование, обеспечение развития и др [1, 15]. Уровень квалификации является уточняющим показателем и определяет требования к образованию, знаниям и умениям сотрудников в зависимости от полномочий и занимаемой должности [2]. Восьмой уровень квалификации подразумевает наличие у руководителя полномочий, позволяющих определять стратегию предприятия, управлять процессами и принимать решения. Такой уровень квалификации характеризует специалистов, как способных нести ответственность за результаты деятельности крупных организаций и является обязательным для представителей руководства медицинских организаций [16]. При этом под руководством понимается не только руководитель, но и его заместители, руководители и заведующие подразделений и т.д. Восьмому уровню квалификации соответствует умение справляться с задачами

исследовательского и про-ектного ха-рак-тера, связан-ными с повы-ше-нием эффектив-ности процессов, связанных с деятельностью предприятия [13, 17]. Новые знания, при этом, должны носить междисциплинарный и межотраслевой характер, а умение оценки информации нацелена прежде всего на развитие конкретной обла-сти деятельно-сти как в медицинской организации, так и в целом в медицине [18].

Согласно профессиональному стандарту, для достижения восьмого уровня квалификации необходимо обучение по образовательным программам в аспирантуре, ординатуре, по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры или специалитета, дополнительным

профессиональным программам, на стажировках [1]. Важное значение в уровне компетентности руководителей, безусловно играет опыт, полученный в процессе трудовой деятельности

E-ISSN 2686-6838

[14]. И хотя, конечно, он не заменит обучение по образовательным программам, но будет способствовать развитию профессиональных качеств, как напрямую, являясь поводом для развития мышлений, основанных на окружающих реальностях, так и опосредовано, заставляя избирательно поглощать информацию при освоении образовательных модулей [19]. Таким образом, восьмой уровень, необходимый для высших должностей в медицинских организациях, подразумевает наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также прохождение дополнительного обучения в аспирантуре, ординатуре и т.д. [20]. Согласно профессиональному стандарту "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", как уже было сказано управленческой деятельностью в медицинской организации, проектированием процессов деятельности и их и контролем, могут заниматься не только руководители организации, но и их заместители, руководители отделений, обособленных структурных подразделений и т.д. Непосредственно управлением медицинской организации занимается исключительно главный врач или директор, который принимает стратегические управленческие решения на уровне крупной организации и несет ответственность за результаты ее деятельности

[13, 19].

И главный врач, и его заместители относятся к лицам, занимающим высшие руководящие посты в организации. Однако трудовые функции данных должностей различны. В первом случае - это организация деятельности и менеджмент качества предприятия, во втором -это управление ресурсами по обеспечению процессов в медицинской организации и менеджмент качества именно процессов, происходящих в медицинской организации [21]. Соответственно и знания, необходимые для обеспечения трудовых функций, будут несколько отличаться. Если в первом случае - это знания основ организационно-управленческой

деятельности, характеризующих организацию показателей, основ менеджмента, методов планирования, управления организацией и т.д. То для заместителя главного врача актуальными будут знания основ проектирования и организации процессов на предприятии, управления ресурсами, обеспечивающими такие процессы, кадровыми ресурсами, важным также является понимание о деловом общении, деловой переписке, документообороте, процессах

организации совещаний, донесения информации и др. [22].

Руководитель должен уметь планировать деятельность и ресурсное обеспечение медицинской организации, организовывать работу коллектива, оценивать ее эффективность, выстраивать систему внутреннего контроля качества, управлять рисками и качеством предоставляемых услуг [23]. Для заместителя руководителя необходимы умения, нацеленные на обеспечение процессов деятельности медицинской организации - это организация работы коллектива, сбор информации о работе подразделений, проведение мероприятий по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, осуществление подбора медицинских работников в медицинскую организацию, а также менеджмента качества процессов, происходящих в медицинской организации и связанных непосредственно с деятельностью данной организации [19].

При этом, обращает на себя внимание тот факт, что профессиональный стандарт не определяет разные уровни квалификации для руководителей медицинских организаций, его заместителей и руководителей подразделений. Обе трудовые функции, и управление процессами деятельности медицинской организации, и управление медицинской организацией обязательны для всего руководства предприятия, что говорит о важности компетентности данных специалистов по всем вопросам, независимо от занимаемой должности [21]. Столь подробное описание знаний и умений в профессиональном стандарте проводится не случайно, ведь возвращаясь к началу статьи, речь идет о том, что от компетентности и профессионализма руководителей лечебных учреждений будет зависеть их эффективность работы, а, соответственно, и качество оказания медицинской помощи населению. Стоит еще раз обратить внимание и на требования к образованию, предъявляемые профессиональным стандартом к руководителям медицинских организаций. В требованиях, предъявляемых к образованию, значится наличие диплома по одной из специальностей: Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело" или "Стоматология", а также о подготовке в ординатуре или профессиональной

переподготовке по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".

Тщательный анализ содержания Федеральных государственных образовательных стандартов по этим специальностям показал, что профессиональная деятельность выпускников

E-ISSN 2686-6838

будет связана с охраной здоровья граждан, в основе которой лежит организация высококвалифицированной медицинской

помощи, соответствующей всем установленным требованиям [3, 4, 10]. При этом для выпускников обозначены такие виды профессиональной деятельности, как профилактическая, психолого-педагогическая и организационно-

управленческая. Наибольший интерес представляет из себя организационно-управленческая деятельность, которая связана прежде всего с применением основных принципов организации и управления в медицинской деятельности, оценкой качества предоставления медицинских услуг,

экономических и финансовых показателей эффективности, организацией медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. При этом, знания и умения, требуемые профессиональным стандартом значительно шире указанных в образовательном стандарте. В образовательном стандарте практически не уделяется внимание таким важным вопросам, как менеджмент качества медицинской организации, менеджмент качества процессов, происходящих в медицинской организации, управление ресурсами по обеспечению процессов в медицинской организации и некоторые другие [12].

Напрашивается вывод о том, что между профессиональным и образовательным стандартом существуют если не противоречия, то, по крайней мере, значительные несоответствия. Раздел образовательного стандарта, связанный с организационно-управленческой деятельностью выпускника, должен полностью соответствовать

соответствующему разделу профессионального стандарта, однако знания и умения, полученные в ходе обучения, не соответствуют тому объему знаний и умений, которые необходимы руководителю медицинской организации. Если говорить о профессиональной переподготовки врача, то объем полученных знаний и вовсе не соответствует тем требованиям и тому объему компетенций, которыми должен владеть руководитель в системе здравоохранения [5, 13].

Вместе с тем, в настоящее время, появляется все больший интерес в медицинских профессиональных сообществах к получению второго высшего образования управленческого профиля [18, 21]. К сожалению, классические высшие учебные заведения, образовательные программы которых связаны с управлением, не дают возможностей в получении знаний, связанных с особенностями управления в здравоохранении. Единственной программой,

имеющей отношение к управлению медицинскими организациями, является направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент» («Управление в здравоохранении»), которая однозначно должна преподаваться

исключительно в условиях медицинского ВУЗа и опираться на опыт и достижения научно-педагогических работников именно

медицинского ВУЗа, только тогда она будет являться актуальной и востребованной среди медицинских работников. Именно в данной образовательной программе в соответствии с федеральным образовательным стандартом областью профессиональной деятельности выпускника является управленческая

деятельность в организациях, а выпускники становятся исполнителями или руководителями медицинских организаций, служб, аппарата управления и т.д. Подготовка в магистратуре сегодня не является обязательным требованием к претендентам на руководящие должности в системе управления здравоохранением, однако именно данное образование полностью соответствует требованиям профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья".

Заключение. При анализе компетенций, которыми должен владеть управленец в системе здравоохранения, а также компетенций, которые получает выпускник высших учебных заведений по образовательным программам «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и «Менеджмент» («Управление в

здравоохранении») обращает на себя внимание тот факт, что направление менеджмент гораздо полнее охватывает те знания и умения, которые необходим руководителям в медицинской сфере. У выпускников направлений подготовки менеджмента более полно сформированы компетенции управления организациями, стратегического планирования, проектирования программ развития и изменений, аналитической деятельности, что как ничто иное, соответствует профессиональному стандарту "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" и необходимо руководителю в сфере здравоохранения для создания эффективной модели управления. К сожалению, сам профессиональный стандарт не предусматривает такого уровня образования, как магистратура по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» профиль «Управление в здравоохранении», однако на наш взгляд, именно данная образовательная программа полностью удовлетворяет требования самого

Профессионального стандарта, а наличие

https://clinical-journal ru E-ISSN 2686-6838

диплома о получении данного образования должно стать решающим при выборе кандидатов

на должности руководителем медицинских организаций.

REFERENCES

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1]. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 768n dated November 7, 2017 «On approval of the professional standard «Specialist in the organization of health care and public health»» // Garant.ru : information and legal portal : [website]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71722794/ (date of access May 14, 2023).

[2]. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 148n dated April 12, 2013 «On approval of qualification levels in order to develop draft professional standards» // Garant.ru : information and legal portal: [website]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (date of access May 14, 2023).

[3]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 97 dated February 02, 2022 «On Approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education -Training of Higher Qualification under the Residency Program by specialty 31.08.71 «Organization of Health Care and Public Health» // Garant.ru : information and legal portal: [website]. URL:

https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411389/ (date of access May 14, 2023).

[4]. Balantsev E.V. Issues of applying professional standards in educational organizations in additional professional education // Additional Professional Education in the country and the world. 2017. No. 6 (36). P. 6-9.

[5]. Berseneva E.A., Podolsky D.A., Umnov S.V. Basic competence of the head of a medical organization in human resource management // Quality Management in Medicine. 2022. No. 2. P. 80-85.

[6]. Konanyina A.K., Zimina E.V., Kochubey A.V. Features of the legislative regulation of continuing education of managerial personnel of health care // Modern problems of science and education. 2014. No. 6. P. 1014-1014.

[7]. Muravyova V.N., Koshel V.I., Frantseva V.O., Khripunova A.A., Martynenko S.V., Zenin V.V. Managerial staff training problems in healthcare at the regional level // Zdravookhranenie. 2015. No. 2. P. 66-71.

[8]. Izmailova Z.M., Saleev R.A., Bochkovskaya E.O., Lavrenyuk E.A. Expertise of medical care quality // Dentistry. 2017. Vol. 96, No. 6-2. P. 106-107.

[9]. Saleev R.A., Lavrenyuk E.A., Bochkovskaya E.O., Izmailova Z.M. Quality and safety control of medical activity // Dentistry. 2017. Vol. 96, No. 6-2. P. 113-114.

[10]. Solomenko N.I., Yurkevich A.V. Pedagogical and deontological tasks in forming professional competence of students-dentists // Actual issues in dentistry: scientific papers collection of All-Russian scientific-practical conference devoted to the founder of the department of prosthetic dentistry KSMU professor Isaak Mikhailovich Oxman. Kazan, 2020. P. 388-394.

[11]. Mikhalchenko O.S. Model of care management in implementation of strategy of horizontal integration of medical organization // Management in Healthcare: Challenges and Risks of the XXI Century: Proceedings of the V International Scientific-Practical Conference. Volgograd, 2021. P. 97-99.

[12]. Zobenko A.V., Pilshchikova V.V., Shiltsova T.A. Problems and prospects of teaching the discipline «Ethics, law and management in dentistry» // International journal of experimental education. 2015. No. 11-6. P. 857-860.

[1]. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. № 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»» // Гарант.ру : информационно-правовой портал : [сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71722794/ (дата обращения 14.05.2023).

[2]. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» // Гарант.ру : информационно-правовой портал: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ (дата обращения 14.05.2023).

[3]. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2022 № 97 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» // Гарант.ру : информационно-правовой портал: [сайт]. URL: https: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411389/ (дата обращения 14.05.2023).

[4]. Баланцев Е.В. Вопросы применения профессиональных стандартов в образовательных организациях дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2017. № 6 (36). С. 6-9.

[5]. Берсенева Е.А., Подольский Д.А., Умнов С.В. Базовая компетентность руководителя медицинской организации в вопросах управления человеческими ресурсами // Менеджмент качества в медицине. 2022. № 2. С. 80-85.

[6]. Конаныхина А.К., Зимина Е.В., Кочубей А.В. Особенности законодательного регулирования непрерывного образования руководящих кадров здравоохранения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1014-1014.

[7]. Муравьева В.Н., Кошель В.И., Францева В.О., Хрипунова А.А., Мартыненко С.В., Зенин В.В. Проблемы подготовки управленческих кадров в здравоохранении на региональном уровне // Здравоохранение. 2015. № 2. С. 6671.

[8]. Измайлова З.М., Салеев Р.А., Бочковская Е.О., Лавренюк Е.А. Экспертиза качества медицинской помощи // Стоматология. 2017. Т. 96, № 6-2. С. 106-107.

[9]. Салеев Р.А., Лавренюк Е.А., Бочковская Е.О., Измайлова З.М. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Стоматология. 2017. Т. 96, № 6-2. С. 113114.

[10]. Соломенко Н.И., Юркевич А.В. Педагогические и деонтологические задачи формирования профессиональной компетенции студентов-стоматологов // Актуальные вопросы стоматологии: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной основателю кафедры ортопедической стоматологии КГМУ профессору Исааку Михайловичу Оксману. Казань, 2020. С. 388-394.

[11]. Михальченко О.С. Модель компании управляемой помощи в реализации стратегии горизонтальной интеграции медицинской организации // Менеджмент в

E-ISSN 2686-6838

|13|. Khramchenkov N.E. Competency model development of the head of medical organization of health care // Society in the era of change: current development trends: materials of the II All-Russian Scientific Conference with international participation, held under the III International Forum of students, graduate students and young scientists «Managing the future!»: in 3 parts. Novosibirsk: SibAHS Publishing House, 2016. Part. 1. P. 181-183.

[14]. Mikhalchenko O.S., Mikhalchenko A.D. Problems and prospects of staffing in dentistry medical organizations in Volgograd oblast // Stomatology - science and practice, development prospects: materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, devoted to the 55-th anniversary of therapeutic stomatology department and the 50-th anniversary of orthopedic stomatology department of Volgograd State Medical University (within the All-Russian student Olympiad «Stomatology of South - 2020»). Volgograd, 2020. P. 112-115.

[15]. Shkarin V.V., Simakov S.V., Ivasheva V.V., Emelyanova O.S., Chepurina N.G., Bagmetov N.P., Lomovtsev M.S. New model of medical organization providing primary medical care. regional experience: problems, solutions // Problems of standardization in public health. 2020. No. 7-8. P. 20-26.

[16]. Chepurin E.M., Murasheva A.A. The place of professional standards in the training of personnel in the field of land management and cadastres // Land Sciences. 2016. No.1. P. 7782.

[17]. Ivanova M.G. Development of the professional standard of the intellectual property specialist as the development of the institute of intellectual property in Russia // Bulletin of the Russian Academy of Intellectual Property and the Russian Copyright Society. 2014. No. 1. P. 46-53.

[18]. Soboleva S.Y. Main strategic guidelines for the development of the regional health system (Volgograd oblast as an example) // Management of socio-economic development of the region: current problems and ways of solving them: materials of the III International Scientific and Practical Conference. Perm, 2016. P. 110-119.

[19]. Mikhalchenko O.S., Knyazev S.A., Yurkevich A.V., Ushnitsky I.D., Lemeschenko O.V. Possibilities of improving the staffing of medical organizations by attracting young professionals // Far Eastern Medical Journal. 2020. No. 1. P. 70-73.

[20]. Berseneva E.A., Umnov S.V., Agamov Z.Kh. Competence of heads of medical organizations in personnel management // Preventive Medicine. 2022. Vol. 25, No. 10. P. 104-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[21]. Wagner V.D., Saleev R.A., Danilov E.O., Smirnova L.E., Guskov A.V. Legislative basis and normative legal support for the organization of dental care // Stomatology for All. 2014. No. 1. P. 50-53.

[22]. Petrov V.I., Mandrikov V.B., Volchanskiy M.E., Soboleva S.Y., Bukatin M.V., Bezborodov S.A. Opening new ways // Accreditation in Education. 2014. No. 8 (76). P. 70-73.

[23]. Shkarin V.V., Ilyina M.V., Afanasyeva O.Y. Analysis of the causes of dissatisfaction with the quality of dental care // Bulletin of Volgograd State Medical University. 2011. No. 1 (37). P. 20-22.

здравоохранении: вызовы и риски XXI века: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2021. С. 97-99.

[12]. Зобенко А.В., Пильщикова В.В., Шильцова Т.А. Проблемы и перспективы преподавания дисциплины «Этика, право и менеджмент в стоматологии» // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-6. С. 857-860.

[13]. Храмченков Н.Е. Разработка компетентностной модели руководителя медицинской организации сферы здравоохранения // Общество в эпоху перемен: современные тенденции развития: материалы II Всероссийской научной конференции с международным участием, проводимой в рамках III Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!»: в 3 ч. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. Ч. 1. С. 181-183.

[14]. Михальченко О.С., Михальченко А.Д. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения в стоматологических медицинских организациях Волгоградской области // Стоматология - наука и практика, перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 55-летию кафедры терапевтической стоматологии и 50-летию кафедры ортопедической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета (в рамках Всероссийской студенческой олимпиады «Стоматология Юга - 2020»). Волгоград, 2020. С. 112-115.

[15]. Шкарин В.В., Симаков С.В., Ивашева В.В., Емельянова О.С., Чепурина Н.Г., Багметов Н.П., Ломовцев М.С. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. опыт региона: проблемы, решения // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. . 7-8. С. 20-26.

[16]. Чепурин Е.М., Мурашева А.А. Место профессиональных стандартов при подготовке кадров в области землеустройства и кадастров // Науки о земле. 2016. №1. С. 77-82.

[17]. Иванова М.Г. Разработка профессионального стандарта специалиста по интеллектуальной собственности как развитие института интеллектуальной собственности в России // Вестник российской академии интеллектуальной собственности и российского авторского общества. 2014. № 1. С. 46-53.

[18]. Соболева С.Ю. Основные стратегические ориентиры развития региональной системы здравоохранения (на примере Волгоградской области) // Управление социально-экономическим развитием региона: актуальные проблемы и пути их решения: материалы III Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016. С. 110-119.

[19]. Михальченко О.С., Князев С.А., Юркевич А.В., Ушницкий И.Д., Лемещенко О.В. Возможности совершенствования кадрового обеспечения медицинских организаций путем привлечения молодых специалистов // Дальневосточный медицинский журнал. 2020. № 1. С. 70-73.

[20]. Берсенева Е.А., Умнов С.В., Агамов З.Х. Компетентность руководителей медицинских организаций в области управления персоналом // Профилактическая медицина. 2022. Т. 25, № 10. С. 104-110.

[21]. Вагнер В.Д., Салеев Р.А., Данилов Е.О., Смирнова Л.Е., Гуськов А.В. Законодательная основа и нормативное правовое обеспечение организации стоматологической помощи // Стоматология для всех. 2014. № 1. С. 50-53.

[22]. Петров В.И., Мандриков В.Б., Волчанский М.Е., Соболева С.Ю., Букатин М.В., Безбородов С.А. Открывая новые пути // Аккредитация в образовании. 2014. № 8 (76). С. 70-73.

[23]. Шкарин В.В., Ильина М.В., Афанасьева О.Ю. Анализ причин неудовлетворенности качеством стоматологической помощи // Вестник Волгоградского

—--—

государственного медицинского университета. 2011. № 1 (37). С. 20-22.

Author Contributions. Mikhalchenko O.S. - concept and design of the study, Danilina T.F., Agarval R.K. — literature review, Mikhalchenko D. V., Dorozhkina E.G. - writing text

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Mikhalchenko O.S. - SPIN ID: 4875-4783, ORCID ID: 0009-0003-5882-3405

Danilina T.F. - SPIN ID: 8894-0560, ORCID ID: 0000-0003-0298-9724

Mikhalchenko D.V. - SPIN ID: 1015-0735, ORCID ID: 0000-0002-0479-8588

Dorozhkina E.G. - SPIN ID: 2695-3976, ORCID ID: 0000-0001-8306-6803

Agarval R.K. - SPIN ID: 9375-0810, ORCID ID: 0000-0001-9391-8467

For citation: Mikhalchenko O.S., Danilyna T.F., Mikhalchenko D.V., Dorozhkina E.G., Agarval R.K. MASTER IN THE EDUCATIONAL TRAECTORY OF THE HEAD OF MEDICAL ORGANIZATION // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2023;25(6): 133-140. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-6-133-140.

Вклад авторов. Михальченко О.С. - концепция и дизайн исследования, Данилина Т.Ф., Агарвал Р.К. — обзор литературы, Михальченко Д.В., Дорожкина Е.Г. — написание текста;

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Михальченко О.С. - SPIN ID: 4875-4783, ORCID ID: 0009-0003-5882-3405 Данилина Т.Ф. - SPIN ID: 8894-0560, ORCID ID: 0000-0003-0298-9724 Михальченко Д.В. - SPIN ID: 1015-0735, ORCID ID: 0000-0002-0479-8588 Дорожкина Е.Г. - SPIN ID: 2695-3976, ORCID ID: 0000-0001-8306-6803 Агарвал Р.К. - SPIN ID: 9375-0810, ORCID ID: 0000-0001-9391-8467

Для цитирования: Михальченко О.С., Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Дорожкина Е.Г., Агарвал Р.К. МАГИСТРАТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". 2023;25(6): 133-140. http://dx.doi.org//10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-6-133-140.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.