Научная статья на тему 'МАГИСТРАНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РАКУРСЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

МАГИСТРАНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РАКУРСЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / МАГИСТРАНТЫ / ГЕНДЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / МЕТОДИКИ / ПОКАЗАТЕЛИ / TECHNICAL UNIVERSITY / GRADUATES / GENDER / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / METHODS / INDICA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блок Арина Викторовна, Попова Елизавета Леонидовна

Рассмотрены особенности магистратуры как завершающей ступени высшего профессионального образования. Выявлены педагогические и социальные проблемы магистрантов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Представлен обзор литературы по психологическим особенностям студентов технических направлений. Исследованы факторы психологического благополучия студентов технического вуза в зависимости от их гендерной принадлежности. Применены методики определения доминирующего состояния Л.В. Куликова, выявления эмоциональной стабильности, изучения «списка чувств» А. Эллиса, психологического благополучия П. Беккера, прототипического анализа социальных представлений П. Вержеса. Проанализированы показатели активности в отношении к жизненной ситуации, уровни жизненного тонуса обучающихся и их эмоциональной устойчивости, психологического благополучия студентов, анализа их социальных представлений и др. Сделан вывод о том, что общий уровень параметров психологического благополучия больше различается между отдельными людьми, чем между группами мужской и женской выборки. Однако существуют гендерные особенности формирования психологического благополучия, связанные с влиянием социума, в котором развивается личность студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Блок Арина Викторовна, Попова Елизавета Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRADUATES OF A TECHNICAL UNIVERSITY FROM THE PERSPECTIVE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The features of the magistracy as the final stage of higher professional education are considered. The pedagogical and social problems of graduates of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University are revealed. A literature review on the psychological characteristics of technical students is presented. The factors of psychological well- being of technical university students, depending on gender, are also considered. Special methods were applied for determining the dominant state developed by L.V. Kulikov, identifying emotional stability, studying the «list of feelings» by A. Ellis, psychological well-being developed by S.P. Becker, prototypical analysis of social representations proposed by P. Verges. The indicators of activity in relation to the life situation, levels of students’ vitality and their emotional stability, learners’ psychological well-being, analysis of their social perceptions, etc. were considered. It was concluded that the general level of psychological well-being parameters differs more between individuals than between groups of men and female samples. However, there are gender characteristics of the psychological well-being formation associated with the influence of the society in which the student's personality develops.

Текст научной работы на тему «МАГИСТРАНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РАКУРСЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 378.4 DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.35.07

А.В. Блок, Е.Л. Попова

МАГИСТРАНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В РАКУРСЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

БЛОК Арина Викторовна - выпускница кафедры психологии; Санкт-Петербургский государственный университет. Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент Ирина В. Грандилевская Университетская наб., д. 7/9. Санкт-Петербург, 199034, Россия; e-mail: BlockAV@yandex.ru

BLOK Arina V. - St. Petersburg State University. Scientific supervisor PhD (Psychol.), Associate Professor Irina V. Grandilevskaya. Universitetskaya emb., 7/9. Saint Petersburg, 199034, Russia; e-mail: BlockAV@yandex.ru

ПОПОВА Елизавета Леонидовна - выпускница кафедры психологии; Санкт-Петербургский государственный университет. Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент Петр К. Тромбчиньски. Университетская наб., д. 7/9. Санкт-Петербург, 199034, Россия; e-mail: elizapopovaa@yandex.ru

POPOVA Elizaveta L. - St. Petersburg State University. Scientific supervisor PhD (Psychol ), Associate Professor Piotr K. Trabczynski. Universitetskaya emb., 7/9. Saint Petersburg, 199034, Russia; e-mail: elizapopovaa@yandex.ru

Рассмотрены особенности магистратуры как завершающей ступени высшего профессионального образования. Выявлены педагогические и социальные проблемы магистрантов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Представлен обзор литературы по психологическим особенностям студентов технических направлений. Исследованы факторы психологического благополучия студентов технического вуза в зависимости от их гендерной принадлежности. Применены методики определения доминирующего состояния Л.В. Куликова, выявления эмоциональной стабильности, изучения «списка чувств» А. Эллиса, психологического благополучия П. Беккера, прототипического анализа социальных представлений П. Вержеса. Проанализированы показатели активности в отношении к жизненной ситуации, уровни жизненного тонуса обучающихся и их эмоциональной устойчивости, психологического благополучия студентов, анализа их социальных представлений и др. Сделан вывод о том, что общий уровень параметров психологического благополучия больше различается между отдельными людьми, чем между группами мужской и женской выборки. Однако существуют гендерные особенности формирования психологического благополучия, связанные с влиянием социума, в котором развивается личность студента.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ; МАГИСТРАНТЫ; ГЕНДЕР; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ; МЕТОДИКИ; ПОКАЗАТЕЛИ

Ссылка при цитировании: Блок А.В., Попова Е.Л. Магистранты технического вуза в ракурсе

психолого-педагогического исследования // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9.

№ 35. С. 75-85. Б01: 10.18720/ИиМ/Б8М 2227-8591.35.07

Введение. К теме психологического благополучия, затрагивающего все сферы нашей жизни, обращались многие исследователи. Стремительные перемены в сфере экономики, политики, бизнеса, развлечений, информационного пространства, которые происходят в мире, и в нашей стране, в частности, бросают новые вызовы современному человеку. В связи с высокой неопределенностью будущего, у населения повышается уровень психоэмоционального напряжения, стресса, что в свою очередь ведет к появлению или усилению тревоги, страхов, раздражительности, неудовлетворенности и неуверенности в завтрашнем дне. В сложившихся обстоятельствах к ресурсам личности предъявляются повышенные требования [1; 2; 3; 4]. Данные факторы увеличивают интерес к изучению различных аспектов психологического благополучия современного студента.

В настоящее время недостаточно исследований, направленных на изучение соотношения гендера с уровнем психоэмоционального благополучия. Цель настоящего исследования: выявление особенностей факторов психологического благополучия студентов технического вуза в зависимости от гендерной принадлежности.

Методы исследования:

• Методика определения доминирующего состояния Л.В. Куликова [5].

• Опросник для изучения психологического благополучия (экстраверсия, психическое здоровье, интеллект) П. Беккера [6].

• Прототипический анализ социальных представлений П. Вержеса [7].

• Методика «Список чувств» А. Эллиса (СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева) [8].

• Методика «Эмоциональная стабильность» [9].

Особенности обучения в магистратуре.

Сложность обучения в магистратуре состоит в том, что многие студенты выбирают

магистратуру другого направления, отличного от того, которому они обучались на бакалавриате, что многократно увеличивает нагрузки, связанные с обучением и ставит студентов в неравное положение с теми, кто получил базовое образование в аналогичной сфере. На магистрантов ложится задача корректного восстановления недостающих знаний [10]. Некоторые студенты решают продолжить свое образование сразу после получения первого, некоторые -через значительный промежуток времени, тем не менее, обе группы уже вступают в тот возраст, когда уже есть необходимость обеспечивать себя или семью самостоятельно, что вынуждает большое число обучающихся совмещать семейные обязанности, заработок и обучение в магистратуре. Существенные объемы самостоятельной работы, высокий уровень требований, предъявляемых к магистранту в процессе обучения [11; 12], особенности прохождения практик, - все это способствует увеличению уровня стресса, раздражительности, ухудшению здоровья и снижению мотивации к обучению.

Студенты магистратуры также сталкиваются со следующими педагогическими и социальными проблемами [12]: дефицит времени на обучение и выполнение научно-исследовательских работ; недостаточный учет индивидуальных обстоятельств и жизненных ситуаций; отсутствие возможности выстроить персональную образовательную траекторию, которая приносила бы большую удовлетворенность жизнью; недостаточная гибкость в проведении занятий, назначаемых в неудобное для магистрантов время; слабая взаимосвязь между студентами и «кураторами» магистерских программ; недостаток взаимопонимания при общении магистрантов с научными руководителями выпускных квалификационных работ; высокая стоимость обучения; недостаточная информированность сту-

дентов об особенностях, новых требованиях, предъявляемых к организации учебного процесса по программам магистратуры. Перечисленные факторы могут негативно сказываться на психоэмоциональном состоянии студентов.

Эта тема в данный момент недостаточно изучена, тем не менее в последнее время число исследований и публикаций по указанной тематике уменьшается, поскольку с внедрения системы обучения в магистратуре прошло уже почти двадцать лет. Новые вызовы ХХ1 века обуславливают необходимость изучения психологического благополучия студентов магистратуры.

Обзор литературы по психологическим особенностям студентов технических направлений. В сегодняшнем быстро меняющемся мире, возрастают требования к будущим специалистам, а, соответственно, и к их подготовке к профессиональной деятельности, что, в свою очередь не может игнорировать сфера высшего образования. Учитывая данные обстоятельства, одной из важнейших задач высших учебных заведений (вуз) становится подготовка таких специалистов, которые бы обладали не только профильными знаниями и умениями, но и могли бы успешно адаптироваться к обществу, выстраивать продуктивное сотрудничество, учитывая интересы других людей. В связи со спецификой современного производства, мы считаем важным и ценным изучение факторов психологического благополучия обучающихся, начиная с этапа обучения профессии. Но, несмотря на наличие дисциплины «Психология и педагогика» в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), всем этим вопросам, тем не менее, уделяется недостаточное внимание [13].

В процессе учебной деятельности у студентов - будущих инженеров развиваются свойства личности [14; 15], выражающие положительное отношение к соци-

ально принятым нормам, усиливается ин-тровертированность личности, но в целом «будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы» [16: 15].

В исследовании Л.Д. Столяренко [17] были выявлены факторы, влияющие на процесс адаптации студентов технического вуза к новым для них условиям вузовской среды. К ним относятся факторы принципиально другие, в отличие от школьной, организации обучения: существенно возросший объем самостоятельной работы; особенности самостоятельной жизни в отрыве от семьи; новые нормы студенческого коллектива.

Как свидетельствуют работы ряда исследователей [18; 19] и др., без специальных комплексных воздействий познавательная активность не перерастает в адекватную деятельность, снижаются обучаемость, продуктивность мышления, уровень притязаний студентов. Недоразвитие познавательной активности, конечно, в той или иной мере компенсируется. Однако, если исходить из результатов этих исследований, такая компенсация тормозит нормальное развитие личности студента.

В указанных исследованиях также выявлено, что в технических вузах у половины студентов отсутствует мотив интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии, что, в свою очередь, негативно сказывается на их психоэмоциональном состоянии и требует изучения данной темы для профилактики возможного выгорания и психических заболеваний в дальнейшем.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 84 студента (39 девушек и 45 юношей) первого курса ма-

гистратуры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Инженерно-строительный институт (ИСИ), Институт машиностроения, материалов и транспорта (ИММиТ)), из которых 65 человек (30 девушек и 35 юношей) соответствовали всем критериям отбора для проведения исследования. При рассмотрении данных в гендерном аспекте статистически значимые различия выявлены не были. Тем не менее средние значения в мужской и женской выборке имеют отличия. Например, показатель активности в отношении к жизненной ситуации у мужчин оказался выше на 4,2 балла, что свидетельствует о чуть более высокой жизнерадостности и вере в свои силы, чем у женщин. Уровень жизненного тонуса же оказался выше в женской выборке почти на 3 балла, то есть в среднем женщины ощущают в себе больше сил и энергии для реализации своих планов.

По шкале «спокойствие/тревога» разница в среднем результате оказалась 0,87 балла, то есть склонность испытывать беспокойство, в данной выборке, оказалась немного выше у мужчин. По шкале «Удовлетворенность/ неудовлетворенность жизнью в целом» баллы мужской части выборки оказались на 2 балла выше чум у женской, что может говорить о чуть более низком оценивании уровня успешности у женщин и большей удовлетворенностью жизни у мужчин.

Для анализа социальных представлений студентов был проведен качественный анализ данных, полученных при сборе данных для методики П. Вержеса. Студентам было предложено написать 5 ассоциаций, которые первыми придут в голову, при прочтении следующих фраз: «Вуз», «Моя профессия», «Моя будущая профессиональная жизнь».

В процессе исследования было получено 229 различных ассоциаций. В первую

очередь, похожие понятия были объединены в группы (например, позитив, веселье, радость были объединены в группу «радость»). В категории «вуз» и «мужчины и женщины» наиболее часто называли такие слова как «Общение», «Учеба», «Знания», «Диплом», негативные же ассоциации различаются, девушки упоминают здесь «Стресс» и «Скуку», а молодые люди -«Разочарование» (табл. 1).

Таблица 1

Ассоциации со словом «вуз»

вуз

Женщины Мужчины

1 Общение Общение

2 Знания Разочарование

3 Стресс Учеба

4 Учеба Знания

5 Скука Диплом

В категории «Моя профессия» магистранты наиболее часто упоминают «Интерес», «Развитие», «Удовольствие» и название оборудования, соответствующего профессии. В отличие от места обучения, свою профессию студенты ассоциируют с более приятными вещами. Различие социальных представлений состоит в том, что женщины считают свою профессию «Сложной», а мужчины говорят об «Успехе» (табл. 2).

Таблица 2

Ассоциации со словами «Моя профессия»

«Моя профессия»

Женщины Мужчины

1 Интерес Успех

2 Развитие Интерес

3 Удовольствие Развитие

4 Сложная Название оборудования

5 Название оборудования Удовольствие

С будущей профессиональной жизнью у респондентов обоих полов ассоциируется «Интерес», «Заработок», «Успех», «Развитие». Различие заключается в том, что женщины свою профессиональную жизнь, так же, как и профессию считают «Сложной», а мужчины предполагают, что их профессиональная жизнь может быть «Скучной» (табл. 3).

Таблица 3

Ассоциации со словами «Моя будущая профессиональная жизнь»

С будущей социальной жизнью у респондентов ассоциируются «Общение», «Друзья», «Веселье». Женщины ожидают от взаимодействия с социумом «Уважения» и «Помощи», а мужчины «Активности» (табл. 4).

Таблица 4

Ассоциации со словами «Моя будущая социальная жизнь»

В целом, при рассмотрении полученных данных, можно заметить, что большинство социальных представлений у респондентов

обоих полов совпадают. Отношение к профессии и перспективам позитивное, в отличие от обучения в вузе. Женщины оценивают технические профессии как сложные, в то время как мужчины - нет.

Обсуждение полученных результатов. Обобщая полученные результаты анализа психологического благополучия студентов технического вуза, можно сказать, что общий уровень параметров психологического благополучия больше различается между отдельными людьми, чем между группами мужской и женской выборки. Среди респондентов встречаются как очень положительные, так и крайне негативные результаты, которые говорят о необходимости изучения и профилактики психических заболеваний у студентов, в связи со сложностями обучения в магистратуре.

Исследование эмоциональной сферы студентов показало, что по субъективным ощущениям студенты в своей повседневной жизни чаще испытывают положительные эмоции. При рассмотрении частоты переживания эмоций в гендерном аспекте было выявлено, что женщины чаще чем мужчины испытывают такие эмоции как «любовь», «печаль», «тревогу», «злость», «радость», «озабоченность», «чувство вины», «расстройство», «сожаление», «раздражение». Мужчины, в свою очередь, чаще женщин бывают расслаблены и чаще испытывают депрессивные состояния. Так же было выявлено, что женщины, в целом, оценивают себя как более эмоциональных, чем мужчины, об этом свидетельствуют более высокие показатели по частоте испытываемых эмоций в 10 пунктах теста из 12. Несмотря на это при исследовании взаимосвязей между доминирующими психическими состояниями, уровнем эмоциональной стабильности и частотой испытываемых эмоций было выявлено, что эмоции реже оказывают влияние на состояние женщин, нежели мужчин.

«Моя будущая профессиональная жизнь»

Женщины Мужчины

1 Успех Интерес

2 Интерес Заработок

3 Развитие Успех

4 Сложная Развитие

5 Заработок Скука

«Моя будущая социальная жизнь»

Женщины Мужчины

1 Общение Друзья

2 Друзья Общество

3 Помощь Активная

4 Веселье Веселье

5 Уважение Общение

И в мужской и в женской выборке были получены данные о среднем уровне контроля эмоциональных состояний и умеренной раздражительности, эти результаты относятся к самой распространенной группе людей. Тем не менее, высокое стандартное отклонение говорит о достаточно большом разбросе ответов у респондентов, а также предположительно о значительной разнице в состояниях среди отдельно взятых респондентов.

При анализе результатов в зависимости от гендера статистически значимые различия не были обнаружены. Тем не менее, различия в результатах между мужской и женской выборкой присутствуют. Так среди женщин оказалось больше респондентов с высоким и средним уровнем контроля 10 и 83%, а среди мужчин с низким - 16%.

При исследовании уровня психологического благополучия при помощи методики П. Беккера, средний балл по обеим выборкам составил 51,9 (при норме от 18 до 50), это свидетельствует о том, что студенты негативно оценивают собственный уровень психологического благополучия. При рассмотрении данных в гендерном аспекте по критерию хи-квадрат результаты не дали достоверных различий, между группами.

Исследование данных о доминирующих психических состояниях показало средние баллы по всем состояниям, в гендерном аспекте статистически значимые различия выявлены не были. Тем не менее средние значения в мужской и женской выборке имеют отличия. Например, показатель активности в отношении к жизненной ситуации у мужчин оказался выше на 4,2 балла, что свидетельствует о чуть более высокой жизнерадостности и вере в свои силы, чем у женщин. Уровень жизненного тонуса же оказался выше в женской выборке почти на 3 балла, то есть в среднем женщины ощущают в себе больше сил и энергии для реализации своих планов. По шкале «спо-

койствие/тревога» разница в среднем результате оказалась 0,87 балла, то есть склонность испытывать беспокойство, в данной выборке, оказалась немного выше у мужчин. По шкале «Удовлетворенность/ неудовлетворенность жизнью в целом» баллы мужской части выборки оказались на 2 балла выше чум у женской, что может говорить о чуть более низком оценивании уровня успешности у женщин и большей удовлетворенностью жизни у мужчин. Результаты по шкалам «эмоциональны тон» и «положительный/ отрицательный образ самого себя» различаются на 0,47 и 0,3 балла, что свидетельствует о незначительных различиях данных категорий в зависимости от гендера.

В процессе изучения корреляции доминирующих психических состояний с уровнем эмоциональной устойчивости и частоты испытываемых эмоций в гендерном аспекте были выявлены как сходства, так и особенности взаимосвязей. Так, например, любовь у мужчин снижает уровень тревоги и повышает жизненные тонус, у женщин подобных взаимосвязей выявлено не было. В то время как сожаление у женщин усиливает чувство тревоги, а у мужчин нет. Раздражение отрицательно коррелирует со всеми состояниями в мужской выборке и только с устойчивостью и активностью в женской. Уровень эмоциональной устойчивости в мужской выборке коррелирует только с чувствами злость и печаль, а в женской с доминирующими состояниями «Ак» (активное - пассивное отношение к жизненной ситуации) и «Уд» (удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью в целом (ее ходом, процессом самореализации)).

Интересные данные были получены по эмоции «Расслабленность», где в женской выборке были обнаружены положительные взаимосвязи с 5 из 6 доминирующих состояний - активностью, жизненным тонусом, спокойствием, устойчивостью и удо-

влетворенностью, в то время как среди опрошенных мужчин указанное чувство коррелирует только с одним из 6 состояний - положительный/отрицательный образ себя, причем отрицательно. В итоге, чем в более расслабленном состоянии находятся мужчины, тем отрицательнее они себя воспринимают. Причиной этому могут быть ожидания, навязываемые мужчинам социумом, требующие от них постоянной активности, стремлений и побед. Полученный результат коррелирует с исследованием социальных представлений, по результатам которого женщины с социальной жизнью ассоциируют «Поддержку», а мужчины «Активность».

При проведении исследования социальных представлений большинство ассоциаций у мужчин и женщин совпадали. В целом большинство опрощенных представляют свою будущую личную, социальную жизнь в положительном ключе. Отношение к профессии и перспективам позитивное, связывается с успехом и удовольствием, в отличии от обучения в вузе, где в ряде ассоциаций, на первых местах присутствуют «Стресс», «Скука» и «Разочарование». Женщины оценивают технические профессии как сложные, в то время как большинство мужчин - нет.

Важной стороной, выбранной нами темы, является ее практическая значимость и актуальность. На основании полученных результатов можно внести коррективы в существующий процесс образования для того, чтобы учесть сложности в обучении студентов магистратуры технического вуза, в целях профилактики психических и психосоматических заболеваний, а также повышения уровня психологического благополучия среди обучающихся. Это также может способствовать тому, что техническое образование станет больше соответствовать современным гуманистическим тенденциям науки и требованиям общества.

Выводы. В результате проведенного исследования нами была изучена эмоциональная сфера студентов, их социальные представления, уровень субъективного психологического благополучия, доминирующие психические состояния. Были также проанализированы взаимосвязи доминирующих психических состояний с эмоциональной устойчивостью и частотой переживания различных эмоций. Был проведен сравнительный анализ полученных результатов в гендерном аспекте и качественная оценка обнаруженных различий.

При исследовании эмоциональной сферы было выявлено, что большинство студентов, по субъективным оценкам, чаще испытывают положительные эмоции, а женщины склонны оценивать себя, как более эмоциональных, в отличии от мужчин. Статистически значимые различия были обнаружены в частоте испытываемых «Тревоги», «Радости» и «Озабоченности», все 4 чувства чаще испытывают женщины.

Установлено, что уровень контроля эмоциональных состояний и раздражительности в обеих выборках средний. Такие люди в состоянии адекватно обстоятельствам управлять ситуацией и раздражаются только на самые неприятные вещи. Тем не менее, высокое стандартное отклонение говорит о достаточно большом разбросе ответов у респондентов, а также, предположительно, о значительной разнице в состояниях среди отдельно взятых респондентов. Статистически значимые гендерные отличия в уровне контроля эмоциональных состояний обнаружены не были.

Средний уровень психоэмоционального благополучия среди студентов технического вуза, выходит за пределы нормы, что говорит о низком уровне субъективного благополучия студентов. При рассмотрении данных в гендерном аспекте по критерию хи-квадрат результаты не дали достоверных различий между группами.

Исследование данных о доминирующих психических состояниях показало средние баллы по всем состояниям, в гендерном аспекте статистически значимые различия выявлены не были.

Были обнаружены статистически значимые обратные корреляции между чувством любви и шкалами «То» и «Сп» у мужчин, и между шкалой «Сп» у женщин. Любовь у мужчин снижает уровень тревоги и повышает жизненный тонус, а у женщин сожаление усиливает чувство тревоги. Раздражение отрицательно коррелирует со всеми состояниями в мужской выборке и только с устойчивостью и активностью в женской.

У женщин уровень эмоциональной устойчивости коррелирует с удовлетворенностью жизнью и уровнем активности по отношению к преодолению препятствий, у мужчин обратная значимая корреляция с чувствами злость и печаль. Из этого можно предположить, что более эмоционально устойчивые женщины более активны в решении проблем и довольны жизнью. Обратное утверждение так же будет верно. Мужчины же, чем менее эмоционально устойчивы, тем чаще испытывают злость и печаль.

Расслабленность в женской выборке положительно коррелирует с 5 из 6 доминирующих состояний, кроме «По» (положительный/отрицательный образ себя). В мужской - только с «По». Т.е. чем в более

расслабленном состоянии находятся мужчины, тем более отрицательно они себя воспринимают. Причиной этому могут быть ожидания, навязываемые мужчинам социумом, которые требуют от них постоянной активности, стремлений и побед. Данный результат соответствует исследованию социальных представлений, в котором женщины с социальной жизнью ассоциируют «Поддержку», а мужчины «Активность».

При проведении исследования социальных представлений было выявлено, что большинство опрошенных представляют свою будущую социальную жизнь в положительном ключе. Отношение к профессии и ее развитию позитивное, связывается с успехом и удовольствием, в отличии от обучения в вузе, где в ряде ассоциаций, на первых местах присутствуют «Стресс», «Скука» и «Разочарование». Женщины оценивают технические профессии как сложные, в то время как большинство мужчин - нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что различия между уровнем психологического благополучия мужчин и женщин менее значимы, чем различия внутри групп, но существуют гендерные особенности его формирования, вероятно, связанные с влиянием социума, в котором развивается личность студента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2011. Т.10. № 1. С. 6-19. ISSN: 1607-9906eISSN: 2312-4156

2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. 943 с. ISBN 9785-8291-1023-9

3. Иванова Е.С., Люсин Д.В. Психология эмоций: перспективы экспериментальных ис-

следований // Научный диалог. 2012. №11. С.137-143. ISSN: 2225-756XeISSN: 2227-1295.

4. Gaffié B. Confrontations des Représentations Sociales et construction de la réalité. Journal International sur les Représentations Sociales. 2004. Vol. 2 no 1. 15 p.

5. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. Описание методик, инструкции по применению. - СПб.: СПбГУ, 2003.

6. Becker S.P. Social and academic impairment in youth with ADHD, predominately inattentive type and sluggish cognitive tempo. SA Marshall, SW Evans, RB Eiraldi, SP Becker, TJ Power. Journal of abnormal child psychology. 42 (1). P. 77-90.

7. Verges P. 'L'Evocation de l'argent: Une methode pour la definition du noyau central dune representation'. Bulletin de Psychologie. 1992. vol. XLV, no. 405. P. 203-209.

8. Ellis A. Overcoming Destructive Beliefs, Feelings, and Behaviors: New Directions for Rational Emotive Behavior Therapy (Psychology). New York, Prometheus Books, 2001.419 p.

9. Методика «Шкала эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма) Г. Айзенка». URL: http://mok2.vrn.ru/doc/proekt/metod_aizenka.pdf.

10. Бутенко И.В. О магистратуре как высшей ступени образования // Вестник магистратуры. 2011. №2. С. 78-85.

11. Иващенко Т.Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестник государственного и муниципального управления. 2015. №4(19). С.75-79. DOI: 10.12737/17878

12. Кумров А.А. Обучение в магистратуре как один из способов саморазвития // Вестник науки и образования. 2019. №11-1(65). С.100-102. ISSN: 2312-8089

13. Савина Н.В. Самоорганизация и саморазвитие как универсальные компетенции будущих магистров педагогики // Труды института бизнес-коммуникаций / под общ.

ред. М.Э. Вильчинской-Бутенко. - СПб.: СПбГУПТД, 2018. ISBN: 978-5-7937-1564-5 -С. 89-95

14. Прима А.К. Студент технического вуза как субъект саморазвития // Известия ЮФУ.Технические науки. 2011. №10(123). C246-251.ISSN:1999-9429eISSN:2311-3103

15. Борисова Н.В. Особенности моральной и правовой социализации молодого поколения россиян // Личность в изменяющихся социальных условиях: материалы IV Междунар. науч.-практ.конф. 25-26 окт. 2017 г. Красноярск / отв. ред. Е.В. Гордиенко; Красноярский гос. пед. университет им. В.П. Астафьева. 2017. ISBN: 978-5-00102-145-2 - С. 19-24.

16. Каленникова Т.Г. В помощь куратору. Методические рекомендации для кураторов студенческих групп высших учебных заведений. УО «Белорусский государственный технологический университет», Минск. 2005. - 44 с.

17. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. ISBN: 5-222-01482-7 - 512 с.

18. Дружилов С. А. Психологический синдром профессионализма // Ананьевские чте-ния-2003: материалы науч.-практ. конф. 28-30 окт. 2003 г. СПб., 2003. ISBN: 5-288-03311-0-С. 131-133.

19. Мягков А.Ю. Студенты технического вуза: профессиональные компетенции и ожидания на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 6(386). С. 102-109. ISSN: 0132-1625

REFERENCES

1. Tserkovskii A.L. Modern views on the problem of stress resistance [Sovremennye vzglyady na problemu stressoustoichivosti]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta - Bulletin of VSMU. 2011. Vol. 10. no.1, pp. 6-19. ISSN: 1607-9906eISSN: 2312-4156

2. Kitaev-Smyk L.A. Psihologiya stressa. Psihologicheskaya antropologiya stressa. - M.: Akademicheskij Proekt, 2009. 943 s. ISBN 978-58291-1023-9

3. Ivanova E.S., Lyusin D.V. Psychology of emotions: prospects for experimental studies [Psihologiya

emocij: perspektivy eksperimental'nyh issledovanij Hronika nauchnoj zhizni]. Nauchnyi dialog. 2012. №11. C137-143. ISSN: 2225-756XeISSN: 2227-1295

4. Gaffié B. Confrontations des Représentations Sociales et construction de la réalité. Journal International sur les Représentations Sociales. 2004. Vol. 2 no 1.15 p.

5. Kulikov L.V. Rukovodstvo k metodikam diagnostiki psihicheskih sostoyanij, nastroenij i sfery chuvstv. Opisanie metodik, instrukcii po primeneniyu. Opisanie metodik, instrukcii po primeneniyu. - SPb.: SPbGU, 2003.

6. Becker S.P. Social and academic impairment in youth with ADHD, predominately inattentive type and sluggish cognitive tempo. SA Marshall, SW Evans, RB Eiraldi, SP Becker, TJ Power. Journal of abnormal child psychology. 42(1). P. 77-90.

7. Verges P. 'L'Evocation de l'argent: Une methode pour la definition du noyau central dune representation'. Bulletin de Psychologie. 1992. vol. XLV, no. 405. P. 203-209.

8. Ellis A. Overcoming Destructive Beliefs, Feelings, and Behaviors: New Directions for Rational Emotive Behavior Therapy (Psychology). New York, Prometheus Books, 2001. 419 p.

9. Metodika «SHkala emocional'noj stabil'nosti-nestabil'nosti (nejrotizma) G. Ajzenka». URL: http://mok2.vrn.ru/doc/proekt/metod_aizenka.pdf.

10. Butenko I.V. O magistrature kak vysshej stupeni obrazovaniya // Vestnik magistratury. 2011. №2. S. 78-85.

11. Ivashchenko T.N. Role of the Magistracy Institute in the system of Russian education [Rol' instituta magistratury v sisteme rossiyskogo obrazovaniya]. Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya - Journal of Public and Municipal Administration. 2015. no. 4, pp. 75-79. DOI: 10.12737/17878 (in Russian)

12. Kumrov A.A. Obuchenie v magistrature kak odin iz sposobov samorazvitiya. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2019. №11-1(65). P.100-102. ISSN: 2312-8089

13. Savina N.V. Samoorganizaciya i samorazvitie kak universal'nye kompetencii budushchih magistrov pedagogiki // Trudy instituta biznes-kommunikacij/ pod red. Vilchinskaya-Butenko M.E. - SPb.: St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design., 2018. ISBN: 978-5-7937-1564-5 - P.89 - 95.

14. Prima A.K. Technology Institute student as a subject of self-development [Student tekhnicheskogo vuza kak sub"ekt samorazvitiya].

Izvestiya YUFU. Tekhnicheskie nauki. -IzvestiyaSFedU. Engineering Sciences. 2011. №10 (123). S.246-251. ISSN: 1999-9429eISSN: 2311-3103

15. Borisova N.V. Osobennosti moral'noi i pravovoi sotsializatsii molodogo pokoleniya rossiyan [Features moral and legal socialization of the younger generation of russians]. Lichnost' v izmenyayushchikhsya sotsial'nykh usloviyakh [Personality in changing circumstances]. 25-26 okt. 2017 g. Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos. ped. universitet im. V.P. Astafeva, 2017, ISBN: 978-500102-145-2- pp. 19-24. (In Russ.)

16. Kalennikova T.G. V pomoshch' kuratoru. Metodicheskie rekomendacii dlya kuratorov studencheskih grupp vysshih uchebnyh zavedenij. UO «Belorusskij gosudarstvennyj tekhnologicheskij universitet», Minsk. 2005. 44 s.

17. Stolyarenko L.D. & Stolyarenko V.E. (2001). Psychology and pedagogy for technical universities [Psikhologiya i pedagogika dlya tekhnicheskikh vuzov]. Rostov-na-Donu: Feniks. ISBN: 5-222-01482-7 - 512 s.

18. Druzhilov S.A. Psihologicheskij sindrom professionalizma // Anan'evskie chteniya-2003: Materialy nauch.-prakt. konf. SPb., 2003. ISBN: 5-288-03311-0- P. 131-133.

19. Myagkov A.YU. Technical University Students: Professional Competencesand Expectationson the Labour Market [Studenty tekhnicheskogo vuza: professional'nye kompetencii i ozhidaniya na rynke truda]. Sociologicheskie issledovaniya -Sociological Studies. 2016. no 6, pp. 102-109. ISSN: 0132-1625

Blok Arina V., Popova Elizaveta L. Graduates of a technical university from the perspective of psychological and pedagogical research. The features of the magistracy as the final stage of higher professional education are considered. The pedagogical and social problems of graduates of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University are revealed. A literature review on the psychological characteristics of technical students is presented. The factors of psychological well-being of technical university students, depending on gender, are also considered. Special methods were applied for determining the dominant state developed by L.V. Kulikov, identifying emotional stability, studying the «list of feelings» by A. Ellis, psychological well-being developed by S.P. Becker, prototypical analysis of social representations proposed by P. Verges. The indicators of activity in relation to the life situation, levels of students' vitality and their emotional stability, learners' psychological well-being, analysis of their social perceptions, etc. were considered. It was

concluded that the general level of psychological well-being parameters differs more between individuals than between groups of men and female samples. However, there are gender characteristics of the psychological well-being formation associated with the influence of the society in which the student's personality develops.

TECHNICAL UNIVERSITY; GRADUATES; GENDER; PSYCHOLOGICAL WELL-BEING; METHODS; INDICATORS

Citation: Blok A.V., Popova E.L. Graduates of a technical university from the perspective of psychological and pedagogical research. Teaching Methodology in Higher Education. 2020. Vol. 9. No 35. P. 75-85. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.35.07

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.