Научная статья на тему 'Магистральный путь к росту'

Магистральный путь к росту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистральный путь к росту»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

МАГИСТРАЛЬНЫЙ ПУТЬ К РОСТУ

Татьяна ЧАПЛЫГИНА

Российская экономика пикирует. Отечественный бизнес не желает развиваться и выводит деньги за рубеж: инвестиции в основной капитал стремятся к нулю, отток капитала устойчиво высок. Население - на краю долговой пропасти, и банки могут не справиться с прогрессирующей задолженностью.

Между тем это не только наши проблемы. Сейчас практически ни один экономист, ни один аналитик не может предсказать, что случиться завтра с мировой экономикой, с мировыми товарным и валютным рынками.

Ректор РАНХиГС Владимир Мау, открывая Гайдаровский форум «Россия и мир: устойчивое развитие» в Москве в январе 2014 г., обратил внимание собравшихся отечественных и зарубежных экономистов на удивительное сходство кризиса начала XXI века с его предшественниками минувшего века. «Мы проходим через системный, структурный кризис, который в чем-то по своей глубине аналогичен кризисам 30-х и 70-х годов XX века, кризис, из которого мир выходит с другим видением глобальных тенденций, с новыми конфигурациями резервных валют, с новой экономической доктриной, с новыми инструментами, с новыми механизмами регулирования, с новой индустриальной парадигмой», - сказал он и представил Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.

В мире растет неопределенность, сказал ректор Всероссийской академии внешней торговли МЭР РФ Сергей Синельников-Муры-лев. «Какой же должна быть российская экономика в быстро меняющемся мире?», - обратился он к присутствующим руководителям

экономических ведомств и Банка России.

Члены Кабинета министров предложили свои варианты новой экономической парадигмы.

Как же она растет?

Самым удивительным оказалось то, что в настоящее время в правительстве нет единого мнения относительно оценки текущей экономической ситуации.

Премьер-министр считает, что на фоне глобального кризиса ситуация в России по формальным признакам выглядит достаточно стабильной. «Экономика растет, конечно, невысокими темпами, но все же как-то растет. Бюджет сегодня сбалансирован, государственный долг и безработица - невелики, инфляция, имея в виду наши подходы к этому вопросу, находится под контролем. Наблюдаемое сейчас торможение российской экономики обусловлено прежде всего внутренними проблемами нашего развития, теми структурными и институциональными ограничениями, которые не дают нам выйти на принципиально новый уровень развития», - пояснил Д. Медведев.

Наблюдаемые в экономике явления, по словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, - это не кризис, а переход с одной модели экономического развития на другую, для которой будут характерны более низкие темпы роста и преодоление сложившихся дисбалансов.

Для министра финансов Антона Силуанова минувший год оказался неплохим. «В принци-

К 2015 г. доля работников, которые прошли повышение квалификации, должна вырасти на 10% против 37% в настоящее время.

ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Темпы экономического роста в России в ближайшие три года не превысят 2,5%, хотя мир будет демонстрировать темпы роста более 3,5%, за 2014 г. - 3,6-3,8%.

пе, итоги прошлого года неплохие на первый взгляд, потому что мы выполнили все свои планы, даже перевыполнили доходы бюджета по сравнению с планами. Дефицит у нас меньше, чем был запланирован изначально, - 0,5% ВВП, а планировали, напомню, 0,8% ВВП. „Мы себе оставляли возможность страховки -залезть в Резервный фонд на 200 млрд. рублей, но наоборот, мы не залезли, а по итогам года планируем его пополнить на ту же сумму -200 млрд. рублей», - сказал он.

Ксения Юдаева, первый зампред ЦБ РФ, сообщила о развивающейся стагфляции. «Мы исчерпали все возможности для восстановительного роста и положительного влияния на рост, который оказывал системный переход в потребительском кредитовании. К тому же сказывается влияние демографического фактора», - уточнила она.

Стагфляции нет, ответил Банку России заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, но есть угрозы и риски из-за серьезной разбалансированности между денежной политикой, бюджетной политикой и политикой роста, развития и преобразования тех или иных секторов. «Они могут сойтись на этапе низких темпов роста. В этом смысле самое стабильное существо - покойник. Он никуда не движется и упасть никуда не может», - предсказал замминистра перспективу развития.

Стратегия развития

Разнообразная оценка реальной экономической ситуации предполагает и различные планы на ближайший год. Конечно, нельзя утверждать, что Председатель Правительства не согласен со своими министрами. Нет, он как командующий армией видит дальше и знает больше о маневрах дивизий и полков. Поэтому и говорит о глобальных вопросах, стоящих перед субъектами хозяйственной деятельности, указывая стратегическое направление их движения.

«Сегодня наша самая важная задача может быть выражена одним словом - качество. Это и качество труда, и качество товаров, и качество продуктов и проектов, которые предлагаются для инвестирования, и, конечно, качество управленческих решений. В конечном счете, все, что формирует качество нашей жизни», -указал генеральную линию премьер-министр.

Для решения первой задачи - повышения качества труда, создания до 2020 г. 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест -государство обязуется обеспечить переход работников на новые предприятия или помочь в открытии собственного дела, способствовать переобучению, получению новых знаний. «„Мы готовы брать на себя и довольно существенную часть затрат, связанных с высвобождением работников. Я имею в виду переобучение, оплату переезда к новым местам работы и необходимую адаптацию. То есть в первую очередь мы будем помогать самим людям, тем более что повышение такой мобильности - это важнейший ресурс экономического роста. К 2015 г. доля работников, которые прошли повышение квалификации, должна вырасти на 10% против того, что мы имеем сейчас, где-то до 37%», -сказал Д. Медведев.

Вторая задача - принципиальное изменение качества предпринимательской среды. Комплекс мер в данном направлении предполагает повышение комфортности и конкурентоспособности ведения бизнеса в России, снятие инфраструктурных и институциональных ограничений для деловой активности, создание эффективной системы стимулов для инвестирования в реальный сектор, в инновационные проекты и в региональное развитие. Уже в 2014 г. будут снижены издержки бизнеса, связанные с предоставлением отчетности. До 40% увеличится доля закупок в электронной форме в общем объеме конкурентных закупок. Срок государственной регистрации права собственности и кадастрового учета

ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ

сократится до 7 и 5 дней соответственно. Срок регистрации в государственных внебюджетных фондах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составит один день.

Третья задача - привлечение частных инвестиций в крупные проекты Сибири, Дальнего Востока, в ЖКХ, строительство, в инновации. Для предпринимателей, которые согласятся вести бизнес в удаленных от центра регионах, будут установлены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, по добыче полезных ископаемых, земельному и имущественному налогам, пониженные ставки страховых взносов. «Не будет преувеличением сказать, что в ваших руках, - обратился премьер-министр к губернаторам и мэрам, -находится ключ от экономического роста. От вашей готовности помочь тем, кто вкладывает деньги и энергию в собственное дело, зависит экономическое развитие территорий, а значит, и развитие нашей страны».

Еще один, четвертый, комплекс мер касается развития конкуренции. Базовых условий три: сокращение избыточного присутствия государства, продуманная антимонопольная политика, поддержка малого и среднего предпринимательства. «По большому счету речь идет об определенном самоограничении власти в определенных отраслях экономики, в сфере ЖКХ и социального обслуживания - там, где частный инвестор, там, где собственник по определению более эффективен и поэтому должен быть заинтересован в развитии своего бизнеса», - сказал Д. Медведев.

Для создания «критической массы» малых и средних предприятий правительство в 2014 г. предусмотрело в бюджете более 21 млрд. рублей. Для вновь созданных предприятий в производственной, социальной и научной сферах будут установлены двухлетние налоговые каникулы. Правительство обещает продлить действие закона о малой приватизации и повысить

доступность к кредитным ресурсам. Более открытой станет система государственных закупок: не менее 15% годового объема заказов будет отдано небольшим фирмам и социально ориентированным некоммерческим организациям. «Для малых и средних предпринимателей в закупках инфраструктурных монополий эта доля должна быть еще значительнее», - указал Председатель Правительства.

Тактика выживания

На форуме каждое из экономических ведомств представило свой план вывода отечественной экономики из пике.

Темпы экономического роста в России в ближайшие три года не превысят 2,5%, хотя мир сейчас демонстрирует темп роста в 3,5%, и, по большинству оценок, за текущий год он составит 3,6-3,8%, предсказал министр экономического развития Алексей Улюкаев. При этом в 2014 г. сохранится существенный отток капитала - примерно 30 млрд. долларов. В минувшем году, по предварительным оценкам Минэкономразвития России, было вывезено 55-60 млрд. долларов. Фискальные и монетарные стимулы экономического роста исчерпаны, признался министр.

Для стратегии роста нужно прежде всего делать ставку на умеренную норму возврата на капитал при низких рисках. Второе - отказ от искусственного подстегивания спроса на деньги, чтобы сдержать инфляцию. Третье -расшивка предложения, то есть развитие инфраструктурных проектов за счет бюджетного инвестирования с привлечением глобальных и внутренних частных инвесторов. Для снижения их рисков требуются четкие правила государственно-частного партнерства и установление тарифов естественных монополий на пять лет. Четвертое - упорядочение деятельности финансового рынка. Через «чистилище» должны пройти и пройдут в наступившем году не толь-

Дефицит бюджетов регионов в 2013 г. составил 700 млрд. рублей, хотя по прогнозу Минфина не должен был превысить 400 млрд. рублей и уменьшиться до 210-220 млрд. рублей в 2014 г.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Банк России планирует снижение инфляции до 5% по итогам 2014 г., 4,5% - 2015 г. и до 4% - 2016 г.

ко кредитные организации, но и страховые компании, пенсионные фонды. И пятый тактический шаг - развитие малого и среднего бизнеса. Чем больше его доля, тем более устойчива экономика и сильнее ее адаптивность к кризису. Экономика не может держаться на национальных чемпионах, подчеркнул А. Улюкаев.

Для устойчивого экономического развития ключевым становится вопрос планирования бюджета на основании консервативного прогноза экономической конъюнктуры, отметил министр финансов Антон Силуанов. Он предостерег от необоснованного оптимизма, напомнив, что на 2014 г. в бюджет заложен достаточно амбициозный экономический рост в 3%. Кроме того, по его мнению, необходима качественная работа с расходной частью бюджета, поскольку есть риск снижения цены на нефть до 90 долларов/баррель. Госпрограммы должны стать не просто инструментом планирования, источником бюджетного финансирования, но и способом повышения эффективности бюджетных расходов.

Особое внимание министр финансов предложил уделять развитию субъектов Федерации. Дефицит их бюджетов в 2013 г. составил 700 млрд. рублей, но был покрыт за счет накопленных в предыдущие годы остатков. В 2014 г. такой возможности уже не будет, предупредил министр. Ранее Минфин прогнозировал бюджетные «дыры» регионов на уровне 300-400 млрд. рублей - в прошлом году и их уменьшение до 210-220 млрд. рублей - в этом. Однако результаты оказались значительно хуже прогнозов. Теперь Минфин громко призывает «пересмотреть приоритеты и больше прав давать регионам в управлении расходами». У регионов нет такой подушки безопасности, как у федерального бюджета, в виде Резервного фонда, поэтому актуальным становится вопрос устойчивости региональных бюджетов, подчеркнул А. Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме.

Третий источник улучшения инвестиционного климата, а следовательно, и пополнения бюджетов всех уровней - это сокращение теневого сектора и деоффшоризация. И, конечно, улучшение финансовой инфраструктуры. Мы на пике ресурсных возможностей, предупредил министр.

В условиях стагфляции, то есть высокой инфляции при резком замедлении экономического роста, по словам Ксении Юдаевой, одним из вызовов становятся структурные реформы. Поэтому необходимо снижение инфляции до 5% по итогам 2014 г., 4,5% - 2015 г. и до 4% - 2016 г. Таргетирование валютного курса, по ее мнению, несовметимо с таргети-рованием инфляции. Банк России сделал выбор. Ради дальнейшего повышения гибкости курсообразования и постепенного перехода к 2015 г. к плавающему валютному курсу он с 13 января 2014 г. отказался от валютных интервенций, составлявших 60 млн. долларов в день.

Однако уходя, регулятор оставил за собой дверь открытой. При возникновении финансовой нестабильности эта практика может возобновиться. В ЦБ РФ не исключают возможности увеличения волатильности рубля в ближайшее время. «Безусловно, отказ от интервенций может немного увеличить волатильность, хотя, если честно, рубль был уже достаточно давно сильно волатильным, и наше вмешательство показывало скорее косметический, чем реальный, эффект. Поэтому мне кажется, что все эти опасения скорее надуманны, чем реальны», -сказала Юдаева в интервью телеканалу «Россия 24». В качестве примера успешного сочетания плавающих валют с низкой инфляцией первый зампред привела Канаду и Австралию, призвав равняться на них.

Действительно, почему бы России не равняться на них - достойные страны с большой территорией, не передовой, но солидной экономикой и активным малым бизнесом? А то все Португалия, да Нидерланды. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.