Научная статья на тему 'М. В. Шайдулина. Киберпанк в японском кинематографе: специфика тематической интерпретации и художественно-образного решения'

М. В. Шайдулина. Киберпанк в японском кинематографе: специфика тематической интерпретации и художественно-образного решения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
170
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. В. Шайдулина. Киберпанк в японском кинематографе: специфика тематической интерпретации и художественно-образного решения»

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

М.В. Шайдулина

КИБЕРПАНК В ЯПОНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: СПЕЦИФИКА ТЕМАТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО РЕШЕНИЯ*

Несмотря на серьезный кризис 1980-1990-х годов, который усугубили стремительное развитие телевидения и видео, увеличение в прокате доли зарубежного кино, катастрофическое снижение количества зрителей в кинотеатрах, японский кинематограф тем не менее продолжил развиваться.

Мощным фактором, обусловливающим специфику художественно-образной модели мира в японском кино, остается национально-культурная идентичность, философско-религиозные представления японцев, основанные на синтоизме, конфуцианстве и буддизме; традиционализм и строгая иерархия общественного уклада; опора на морально-этический кодекс буси-до; культ красоты и эстетизация действительности.

Японские режиссеры, придерживающиеся национальной художественной традиции, затрагивают в своих фильмах злободневные проблемы, в числе которых тема техногенного развития мира - кибер-

* Шайдулина М.В. Киберпанк в японском кинематографе: Специфика тематической интерпретации и художественно-образного решения [Электронная версия] // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - Томск, 2016. -№ 1(21). - Режим доступа: Ьйр8://суЪег1епгпка.ги/агйс1е/п/к1Ьеграпк-у-уароп8кош-kinematografe-spetsifika-tematicheskoy-interpretatsii-i-hudozhestvenno-obraznogo-ге8Иетуа

панк. Под словом «кибер» подразумеваются высокие технологии, применяемые для совершенствования человеческих возможностей, «кибер» - это циркулирующие в крови наномашины, компьютерные сети, манипуляции с генами, эмуляторы реальности и искусственно созданный разум. «Панк» - это протест против Системы, против контроля; анархизм, борьба с тоталитаризмом во всех его проявлениях.

Изначально «киберпанк (от англ. cybernetics; кибернетический и punk; мусор) был поджанром научной фантастики. Обычно произведения этого жанра описывают мир технологически развитого недалекого будущего, в котором информационные технологии и кибернетика сочетаются с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.

Кибернетическая революция конца XX в., начавшаяся на Западе, отозвалась резким диссонансом во всех диапазонах человеческой жизни: всеобщая компьютеризация и виртуальная реальность, нано-технологии и биоинженерия, клонирование и искусственный разум буквально ворвались в человеческую жизнь. Разумеется, все это не могло не найти обширного отклика в современной культуре. Поэтому появление феномена киберпанка как направления новой формации в жанре научной фантастики явилось тем семантическим кодом, который характеризует грандиозный перелом в цивилизации и человеческом сознании; программным языком для описания реалий близкого будущего - постапокалиптического состояния.

В основном произведения киберпанка ориентированы на молодежную, протестную аудиторию. Среди главных героев в киберпан-ковских произведениях обычно присутствуют компьютерные хакеры-одиночки, олицетворяющие идею борьбы против несправедливости. Намного чаще это бесправные, аморальные, «негероические» люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, нежели замечательные ученые или капитаны космических кораблей, ищущие приключений.

В Японии киберпанк пустил свои корни фактически одновременно с американской революцией в научно-фантастической литературе. Но воплотился он не в книгах, а в популярной манге (японские комиксы) и аниме (японская анимация), привнеся в эти модели часть своих национальных этико-философских проблем, и создав тем самым нечто абсолютно уникальное и отличное от Запада.

В японском кинематографе «киберпанк» - это жанр андеграунд-ных фильмов, который не очень близок к киберпанку в традиционном 202

Киберпанк в японском кинематографе

западном его понимании. Основной акцент здесь делается на индустриальное и сюрреалистическое, а не на высокие технологии и научность. Компьютерная тематика как таковая отсутствует.

Большинству этих картин присущи насилие, инвазивные модификации тела, причудливые сексуальные переживания, слияние жизни и смерти - сцены и приемы, традиционные для экспериментального кинематографа, полные чисто визуального абстракционизма и символизма без малейшего объяснения того, что происходит с сюжетом или персонажами.

Японский киберпанк - это не компьютерная или научная тематика, а сюрреалистические истории монструозных метаморфоз человеческого тела, где плоть срастается с металлом на фоне мрачного индустриального пейзажа. Для него характерен мотив сексуальных отношений как катализатора подобных метаморфоз и разрушения тела (как правило, мужского), такая излюбленная тема японского кино как роковые и губительные взаимоотношения мужчины и женщины.

Другим распространенным киножанром, тематически родственным киберпанку и возникшим в пространстве западной культуры, является сплатгерпанк (от англ. splatter - брызги и punk - мусор). Сплат-герпанк возникает как литературное течение в середине 1980-х и демонстрирует сочетание подчеркнуто гротескной фантазии со сценами насилия. В Японии он становится особенно популярным с начала XXI в.

В кинематографе «сплатгерпанк - это урбанистический фильм ужасов, действие которого происходит в современном мире, чаще всего в декорациях больших городов. Персонажи описаны бегло, временами откровенно схематично. Как правило, они маргиналы, социопа-ты или просто злодеи. Большинство произведений мистические или фантазийные, немало и историй о «подвигах» маньяков.

Японские картины в стиле сплатгерпанк сильно уступают классическому киберпанку и по качеству, и по задумке. Они относятся к малобюджетным фильмам ужасов с элементами фантастики. Являясь глубоко андеграундным и в какой-то степени маргинальным, японский сплатгерпанк не рассчитан на широкую публику и пользуется популярностью только у ценителей подобного специфического действа.

Японские режиссеры преобразуют разработанную европейской традицией техногенную тему в соответствии с такими особенностями собственной культуры, как склонность к иррациональному, к филосо-

фичности восприятия мира, к эстетизации действительности и т.п. Кроме того, важной составляющей интерпретации данной темы «по-японски» является граничащее со страхом отношение японского мышления к технопрогрессу, его последствиям, видимым и невидимым угрозам.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.