теория государства и права
Кассихина В.Е.
м.м. сперанский, его роль в развитии и становлении российского государства и права
История рубежа XVIII и начала XIX вв. сохранила для нас поистине выдающиеся имена государственников, радеющих за благо и дело России таких как Н. М. Карамзин, А. Д. Боровков, П. Д. Киселев и др. Однако имя М. М. Сперанского истории права государства российского по достоинству занимает особое место. Являясь талантливым теоретиком права, разработчиком далеко идущих политических планов, политик-практик и талантливый администратор он для наших дней актуален своим творчеством в области права.
Ранние сочинения М. М. Сперанского отличаются широкой эрудицией, осведомленностью и начитанностью автора. В них ссылки на европейских философов и публицистов - Монтеня, Юнга, Ричардсона, Монтескье, на труды философов древнего Рима и Греции, даже запрещенные цензурой произведения русских писателей-просветителей XVIII в. - Радищева, Новикова, Ушакова - не обошел своим вниманием М.М. Сперанский.
Сохранились уникальные стенограммы нескольких приватных бесед Сперанского с Наполеоном, где французский император называет своего собеседника «единственной светлой головой в России» и интересуется у Александра I: «Не угодно ли Вам, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?»
К идеям М. М. Сперанского, выдающегося человека и талантливого политического деятеля, неоднократно возвращались практически все последующие поколения российских реформаторов.
Михаил Михайлович родился в семье бедного сельского священника Владимирской губернии.
В 1792 г. он окончил курс обучения в Александро-Невской духовной семинарии и был преподавателем в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Его светская карьера началась с назначения секретарем к князю А.Б. Куракину.
Благодаря карьерному взлету Куракина, назначенного генерал-прокурором при дворе Павла I, круто изменилось и положение его секретаря М. М. Сперанско-
го. Он возглавил канцелярию генерал-прокурора, что позволило ему сблизиться со многими придворными вельможами. Блестящие способности и необычайное трудолюбие обеспечили Сперанскому стремительное продвижение по службе.
Это было время становления М. М. Сперанского: обучение, а затем преподавание в знаменитой Петербургской духовной семинарии, поступления по её окончанию на статскую службу. За время преподавания в петербургской духовной семинарии он сформировался как всесторонне образованный, с обширными энциклопедическими познаниями ученый, как опытный государственный служащий, резко выделявшийся на фоне чиновничьей среды. Сперанский не только прилежно обучался во Владимирской и Петербургской семинариях, но и постоянно занимался самообразованием.
К моменту вступления на престол императора Александра I, М. М. Сперанский занимал сравнительно невысокие должности начальника канцелярии генерал-прокурора и члена Комиссии по снабжению столицы продовольствием. Благодаря либеральным преобразованиям первых лет царствования Александра I, раскрылись реформаторские таланты Михаила Михайловича Сперанского.
Александр I на пост государственного секретаря назначил Д.П. Трощинского, который выбрал, из числа всех предложенных кандидатур помощников, именно М. М. Сперанского. Возглавляя Непременный совет для рассмотрения важных государственных дел, Д. П. Трощинский определил М. М. Сперанскому заведовать канцелярией Непременного совета. Следует заметить, что в последующие годы именно Сперанский составлял и редактировал многочисленные указы Александра I, а так же его манифесты, уставы, распоряжения и положения.
Таким образом, тексты почти всех законодательных актов начала XIX века были либо составлены в полном объеме, либо отредактированы М. М. Сперанским.
Первый научный труд М. М. Сперанского «Памятная записка об основном законодательстве вообще» написан в 1801-1802 годы. Этот политический трактат весьма критически оценивает политический строй Российской империи как деспотический. Основная мысль автора заключается в том, что исключительно при деспотизме все социальные слои населения равноправны лишь в том, что не имеют прав. Сперанский подводит читателя к выводу о том, что «фактически в России нет свободных людей, кроме нищих и философов».
В указанном трактате М. М. Сперанский излагает идею конституционной монархии как гарантии законному народному представительству. В финальных частях своего научного труда автор обращается к теме крепостного права. Резкого отрицательного отношения к крепостному праву однозначно им не высказано, но намечаются пути его постепенной ликвидации путем предоставления права свободного перехода крестьян от одного помещения к другому.
Представляется, что в данном контексте, относительно идеи конституционной монархии, М.М. Сперанский, по своим взглядам и политической концепции, близок идеи демократического народного суверенитета, но, все-таки, в качестве образцового строя, признает монархию.
Уместно, в сравнительной аналогии, рассматривая труды по праву
М.М. Сперанского, упомянуть его современника, другого великого историка, литератора и публициста, автора «Истории государства Российского» М. Н. Карамзина. Идея развития прогресса в управлении государством начала XIX века присуща и М. М Сперанскому и Н. М. Карамзину. Позиция Н. М. Карамзина использовать возложенный на него долг гражданина .. .служить отечеству любезному - быть нежным сыном, супругом, отцом; хранить, приумножать стараниями и трудом есть долг священный долг моего сердца». Долг гражданина - «быть полезным, работать, служить отечеству».
До 1807 г. М. М. Сперанский, находясь на службе в Министерстве внутренних дел, возглавлял наиболее важный пост второго департамента министерства, в ведении которого находились полиция и благосостояние империи.
По распоряжению Александра I в 1803 году, М. М. Сперанский составил «План общего образования судебных и правительственных мест в империи», затем «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проводилась идея конституционной монархии, но при непременном разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, при обязательной независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной.
Автор реформы настаивал на «полной гармонии» взаимодействий между законодательной, исполнительной и судебной власти. Их структура должна быть выстроена так, чтобы в каждой ветви власти соблюдался иерархический порядок подчиненности низших инстанций высшим.
Написанные М. М. Сперанским в 1802 - 1804 годах политические записки и трактаты «О коренных законах государства», «О постепенности усовершения общественного», «Отрывок о Комиссии Уложения», «Еще нечто о свободе и рабстве» - носили незавершенный, скорее черновой характер, это были предварительные этюды для разработки впоследствии глобального его реформаторского проекта «Плана государственного преобразования России».
В этом же 1803 году, М. М. Сперанский привлекается к разработке «Положения об устройстве учебных заведений», по которому в системе образования были заложены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ.
Доклад М. М. Сперанского произвел на Александра I благоприятное впечатление, что послужило поворотом в его дальнейшей карьере. Император был изумлен четкостью и изяществом изложения и по достоинству оценил ум и исполнительность М. М. Сперанского, увидев в нем убежденного реформатора. 19 октября 1807 года М. М. Сперанский был освобожден от занятий в Министерстве внутренних дел, поскольку император желал его держать при себе постоянно.
1808 - 1811 г.г. стали вершиной славы реформатора, который быстро стал вторым после императора лицом в государстве, вершителем внутренней политики. По его инициативе и непосредственном участии, проводились дальнейшие государственные реформы Александра I. Именно М. М. Сперанский разработал свой знаменитый план коренной реформы в управлении страной.
В начале 1808 г. под председательством М. М. Сперанского был учрежден финляндский комитет, в связи с тем, что в ходе русско-шведской войны 1808-1809 годов к России была присоединена финляндия. финляндский комитет весьма оперативно законодательно определил положение финляндии в составе России.
М. М. Сперанский лично разработал «Положение об учреждении главного управления в новой финляндии», по которому русский император именовался Великим князем финляндским, а финляндия получила довольно широкую автономию.
Высокое чувство долга и ответственности позволило М. М. Сперанскому настолько войти в доверие к императору, что ему поручалось решать не только внутренние, но и внешние дела.
Жозеф де Местр писал: «Великий и всемогущий Сперанский, генеральный секретарь империи, фактически премьер-министр и даже, может быть, первый министр». В то время М. М. Сперанский, по существу, влиял на все стороны политики и управления Россией, за исключением только военных и отчасти дипломатических сфер.
Поражает трудоспособность М. М. Сперанского, как реформатора. К примеру, «План» преобразований в стране разработан им лишь за девять месяцев.
Проект не предусматривал установления такого конституционного строя, при котором власть монарха была бы ограничена конституцией. Цель, как ее четко определил М. М. Сперанский, состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Таким образом, речь шла о модернизации всей российской государственной машины путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, но при сохранении самодержавной власти монарха.
Основой государственного устройства страны по «Плану государственного преобразования России», по мнению М. М. Сперанского, должен быть принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, при непременном верховенстве власти самодержавного монарха.
Предложенный М. М. Сперанским «План» представлял собой четкую разработку структур всех трех видов власти на всех уровнях, начиная с волости, первичной административной единицы. В волостном центре созывается волостная дума (раз в три года), в последнюю избираются представители от всех владельцев недвижимой собственности (сословная принадлежность не имела значения), а также от казенных крестьян, не владеющих недвижимостью. Волостная дума избирает своего представителя, секретаря, а также депутатов в окруженную думу, дает им наказ о нуждах волости, формирует и утверждает волостной бюджет и прочие административно-хозяйственные вопросы в пределах своей волости.
Окружная дума помимо председателя, главного секретаря, окружного совета и окружного суда избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает аналогичные вопросы о местных нуждах, как и волостная дума, но уже в пределах своего окружного города. Губернская дума в губернском городе созывается опять
же на три года, состоит из депутатов от окружных дел. Губернская дума избирает председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в высшей представительный орган империи - Государственную думу. Император назначал своим указом Председателя (или канцлера) Думы.
Государственной думе М. М. Сперанский выделял особое положение в своем проекте, равное Сенату в системе высших органов государственной власти, Дума должна была собираться на свои заседания ежегодно, без особого созыва и заседать столько времени, пока не будет исчерпана повестка дня. Прервать сессию Государственной Думы или даже распустить ее, назначив новые выборы, имел право только император.
По проекту Михаила Михайловича, Дума не обладала правом законодательной инициативы, которая оставалась за императором, лишь монарх вносил в ее обсуждение законопроекты. Впрочем, ни один закон не мог иметь силы без предварительного рассмотрения и одобрения его депутатами Государственной думы. В компетенции Думы входило: издание постановлений о налогах и повинностях, о продаже и залоге государственного имущества. Государственной Думе дозволялось рассматривать государственные нужды, ставить вопрос об ответственности министров - нарушителей закона. Новый государственный орган контролировал и рассматривал готовые отчеты министров об их деятельности, оценивал положение финансов в империи. Впрочем, «законодательное учреждение», как называл Думу М. М. Сперанский, было весьма ограничено в законодательных функциях.
Вместе с тем, проектом не предусматривалось установление такого конституционного строя, где бы власть монарха была ограниченна Конституцией.
По этому же принципу формировались новые органы исполнительной власти.
По замыслу государственного реформатора, высшим органом, призванным объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей должен был стать Государственный совет. Члены Совета назначались лично императором, который и председательствовал в нем и строго контролировал законотворческий процесс: ни один закон не вступал в силу без утверждения монарха.
М. М. Сперанский пытается найти ответы на вопросы: «Стоит ли допускать в России разделение населения по сословиям?», если да, то в чем должно состоять это разделение? Рассматривая существующее разделение на привилегированные и непривилегированные сословия как «следствие феодального состояния», реформатор все же считает правомерным «разделение состояний» с различным уровнем их политических и гражданских прав. Имущественный ценз - лежит в основе этого разделения прав. Гражданские права предоставлялись всему населению, но политические только владельцам движимой и недвижимой собственности.
Пути из низшего состояния в более высокое предполагались следующие:
- через приобретение недвижимой собственности;
- благодаря выслуге лет на военной и гражданской службе;
- посредством утраты своего политического состояния.
По проекту автора все вышеуказанные состояния должны обладать обще-
гражданскими правами:
1) наказание без суда невозможно;
2) «никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям»;
3) каждый вправе иметь движимую и недвижимую собственность, которой обязан распоряжаться по закону;
4) «никто не обязан отправлять вещественных повинностей по произволу другого...»
Таковы основные новаторские идеи М. М. Сперанского, изложенные в «Плане государственного преобразования России». Их осуществление позволило бы России сделать уверенный шаг в направлении превращения феодально-абсолютистского политического строя империи в буржуазную монархию. Позже М. М. Сперанский привлекается к составлению Манифеста об учреждении Государственного совета, он был обнародован 1 января 1810 года, в дальнейшем последовало завершение министерской реформы, связанной также с именем М. М. Сперанского.
«Общее учреждение министерств» было подготовлено и обнародовано им 25 июня 1811 года, оно определило и разграничило функции министерств, порядок их деятельности, устанавливалось единоначалие и иерархия подразделений внутри, документ регламентировал систему взаимодействия министерств с другими органами высшего государственного управления. «Общее учреждение министерств» существенно совершенствовало систему министерского управления.
После завершения министерской реформы, Сперанский М. М. приступил к разработке особых положений для каждого министерства в отдельности.
Уже в начале 1811 года М. М. Сперанским подготовлен проект преобразования Сената, который был ранее изложен в «Плане государственного преобразования России» в 1809 году. Сенат М. М. Сперанский видел разделенным, например, по замыслу реформатора, «Правительствующий» Сенат должен был решать дела административные и хозяйственные, а Судебный - являлся бы высшей инстанцией судебных учреждений страны. Впрочем, данный проект преобразования Сената не был одобрен.
Из обширного перечня нововведений «Плана» в итоге были реализованы лишь некоторые части: введен Государственный совет и завершена министерская реформа.
Финансы России к тому времени были в бедственном состоянии: бесконечные войны, неумелое хозяйствование и управление, континентальная блокада Англии - все это привело бюджет в тяжелейшее положение: 125 млн. дохода, 230 млн. расхода, 577 млн. долга и никаких резервов.
Александр I в 1809 году поручает М. М. Сперанскому приступить к изучению и решению финансовых проблем, разработать план финансовой реформы. Уже через два месяца император ознакомился с обстоятельным докладом, который содержал предложения реформатора по оздоровлению экономики. Александр I в начале января 1810 г. лично внес этот план в Государственный совет, а уже 2
февраля он был утвержден и обнародован. Финансовые меры предполагали:
- изъятие из обращения ассигнаций и образование капитала для их погашения;
- сокращение расходов для всех государственных ведомств;
- установление жесткого контроля за государственными расходами;
- устройство монетной системы;
- развитие внутренней и внешней торговли;
- установление новых налогов.
Особый капитал погашения, необходимый для покрытия ассигнаций, создавался за счет распродажи государственного имущества. В империи была проведена первая перепись с целью выявления числа налогоплательщиков. М. М. Сперанский решился ввести налог на помещичьи имения, которые ранее были освобождены от податей. Это лишило дворянство важной сословной привилегии, ведь они были освобождены от всех податей и повинностей. Естественно, меры М. М. Сперанского вызвали недовольство дворянства.
Проведенная реформа экономики по плану М. М. Сперанского позволила в течение 1810 - 1812 годов вдвое увеличить доход в государственном бюджете страны.
Экономические меры М. М. Сперанского признаны рядом видных европейских экономистов и политиков разумными и необходимыми.
Михаил Михайлович Сперанский был автором многих реформ начала XIX века и, его роль и личный вклад в развитие и усовершенствование российского государства и права огромен.
Стоит вспомнить и о его преобразовательных реформах. Особо отметим школьные уставы 1804 г., благодаря которым в школах всех ступеней принимали детей всех сословий. Новые российские университеты учреждены так же с неоценимым вкладом М. М. Сперанского: Казанский, Харьковский, Вильнюсский, Дерптский, а также лицеи: Демидовский, Нежинский и Царскосельский. И даже Царский лицей, подаривший будущей России стольких гениев, был задуман М. М. Сперанским.
Бесспорно, что среди событий культурной жизни начала XIX и одним из самых значительных следует считать открытие Царскосельского лицея - привилегированного высшего учебного заведения для сыновей дворян.
Примечательно что в указе Александра I по поводу открытия лицея указывалась цель «образование юношества, предназначенного к важнейшим частям службы государственной».
Непростыми были взаимоотношения М. М. Сперанского и дворянского сословия. Его разработки, одобренные императором, нарушили дворянское спокойствие, речь идет об указах относительно «званий» придворных и экзаменов на гражданские чины. Отныне высшие чины мог получить лишь обладатель университетского образования. Данная реформа дала возможность карьерного продвижения разночинной интеллигенции по государственной службе. За эти преобразования М. М. Сперанского чиновники обвинили в стремлении к революции.
М. М. Сперанским были внесены ряд приложений, которые изменили и судебную систему. Исторический анализ известных событий 1825 г. позволяет сделать вывод, что во время допросов декабристов император Николай I лично убедился в необходимости реформирования судебной системы и соответствующих ведомств. Для скорейшего решения данного вопроса, и желая изменить состояние дел 26 января 1826 г. в составе Собственной Его Императорского Величества канцелярии было образовано 2 отделение, ведавшее кодификацией законов и составлением «Полного собрания законов Российской империи» (45 томов), а также «Свода законов Российской империи» (15 томов).
М. М. Сперанский предлагал сделать должность судьи пожизненной, в этом случае он вершил бы правосудие с присяжными заседателями. Реформатор предлагал следующую систему судов: волостной, окружной, Верховный и уголовный суд, а Сенату отводилась роль высшей судебной инстанции.
Проекты М. М. Сперанского отличались смелостью и конкретностью, разрабатывались с учетом задач, стоявших перед страной.
М. М. Сперанский успел провести трудоемкий процесс по систематизации законодательства. К 1833 году были написаны два грандиозных труда: Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.
М. М. Сперанский различал три стадии кодификационной работы:
- составление Полного собрания законов, т.е. в хронологическом порядке предстояло расположить все акты законодательств;
- составление Свода законов, т.е. систематизация законов без изменений по их существу;
- составление Уложения, т.е дополнения и исправления существующей системы законов.
Это была грандиозная и кропотливая работа: М. М. Сперанскому сначала из архивов Сената, Синода, коллегий и министерств доставили реестры законов, далее состоялось выявление в архивах самих законов.
Всего лишь за два года (1828 г. - 1830г.г.) было издано 45 томов, в них вошла 31 тысяч законодательных актов за 1649-1825 годы («Первое собрание законов Российской империи»), а Законодательные за 1826-1881 гг. вошли во второй том, за 1881-1913 гг. - третий том и т.д.
К сожалению, при жизни М. М. Сперанского удалось издать лишь шесть томов из второго собрания.
Окончательно Свод законов был готов к 1832 году, он состоял из 15 томов, куда вошло свыше 40 тысяч статей. Лично М. М. Сперанским были написаны «Предисловие» к Своду и «Обозрение исторических сведений о Своде законов».
Этот грандиозный труд император Николай I назвал «монументальным». Это уникальный источник по истории российского законодательства.
Акты, подготовленные М. М. Сперанским, составили «Уложение для управления Сибирью», оно действовало с незначительными изменениями вплоть до XX века. В конце XVIII в. в истории Российской империи произошло значительное событие: в Сибири были организованы две губернии: Тобольская и Иркутская.
Одним из выдающихся трудов М. М. Сперанского в 1822 г. стал специальный Устав для народов Сибири, в котором в соответствии с этим нормативным актом все нерусские народы в правах и обязанностях приравнивались к русским, согласно их сословной принадлежности. Устав дополнялся положениями и правилами, подробными объяснительными записками с приложениями: «О мореходстве вдоль берегов Восточной Сибири и Северной Америки», «Правилах для переселения казенных крестьян по их желанию в Сибирь», «Об устроении переселенцев на местах их поселения».
М. М. Сперанский понимал необходимость подготовки для России профессиональных и компетентных юристов и в 1835 году открыло свои двери Императорское училище правоведения. Устав для этого училища был разработан М. М. Сперанским и стал основой для этого учебного заведения на десятилетия вперед.
Реформатор был постоянно занят в многочисленных комитетах и комиссиях, но неустанно вел работы по кодификации законов.
К началу декабря 1826 г. им создан секретный комитет для разработки программы административно-сословных преобразований, и поиска путей решения крестьянского вопроса. Сперанский М. М. подготовил ряд проектов по управлению губерниями, дворянскими корпоративными органами, изменения статуса сословий, и самым его смелым проектом стал план постепенного упразднения крепостного права в России.
11 января 1839 года император, наконец, по достоинству оценил М. М. Сперанского и издал указ о возведении его в графское достоинство.
К сожалению, Сперанский был уже тяжело болен, его поразил удар и вскоре он скончался.
Работы М. М. Сперанского служат важнейшим источником по истории российского законодательства и государства, его идеи были усвоены передовыми умами и нашли свое воплощение.
В жизни этого гениального человека было многое: он родился, жил в нищете во Владимирской деревне, знал блеск императорского двора, был выслан в ссылку в Пермь за дерзкие реформаторские планы.
Но при всех превратностях судьбы он был верен идее построения правового государства, требовал введения в социальную и политическую жизнь принципа законности и верил в возможность справедливого и бессословного суда.
Следует отметить, что проект М. М. Сперанского пронизан пониманием необходимости сохранения самодержавной власти, но что примечательно, на началах «разумности в согласии с волей народа, началах «постепенности».
Анализируя юридическое и правовое наследие трудов великого правоведа и реформатора, следует выделить одну из правовых сентенций: «нельзя основывать правление, если одна державная власть будет составлять закон и его исполнять».
Бесценны для истории нашего государства его труды и сегодня. «План государственного преобразования России» показал дальновидность реформатора и отличную осведомленность в вопросах, касающихся усовершенствования российской системы власти. Принципы разделения властей, предложенные реформато-
ром два века назад находят свое воплощение и в современных государственных структурах.
Несомненно, что роль М. М. Сперанского в изменении вектора развития истории российского права XIX века была грандиозной, он был талантливейшим политиком, мыслителем, законодателем, а его новаторские идеи, в условиях современной парламентской России, актуальны и востребованы.
литература
1. История государства и права / Под ред. С.А. Чибиряева, М. «Былина», 2000 г.;
2. История государственного управления России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов - Ростов н/Д; Феникс, 2012г.;
3. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Энциклопедический словарь / сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2010 год.;
4. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник / Павленко Н.И. - М: Высшая школа, 2013 год;
5. Исаев И.А. История Отечества: уч. пособие - М.: Юристъ, 2014 г.;
6. История России с начала XVIII до конца XIX века: Уч. пособие / отв. Ред. Сахаров А.Н. - М: ACT, 2010 г.;
7. Сахаров А.Н. Александр I - М: Наука, 2013 год.