Научная статья на тему 'М. М. Нарышкин — декабрист и благодетель города Кургана'

М. М. Нарышкин — декабрист и благодетель города Кургана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2196
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКАБРИСТ / ССЫЛКА / ПОСЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕКАБРИСТОВ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА / DECEMBRIST / EXILE / SETTLEMENT / LIFE AND MAIN AREAS OF ACTIVITY OF DECEMBRISTS / PATRIOTIC WAR IN 1812

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тетюева О. В.

Раскрываются основные моменты жизненного пути декабриста Михаила Михайловича Нарышкина. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка проследить жизнь декабриста Нарышкина, начиная с событий декабря 1825 г. до амнистии, объявленной императором Александром II. Основное внимание автор уделяет жизни и деятельности декабриста М. М. Нарышкина и его семьи в городе Кургане, а также поддержке и помощи местному населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. M. Naryshkin — the decembrist and philanthropist

The article reveals the main points of life of the Decembrist Mikhail Mikhailovich Naryshkin. The research task of the author is the attempt to trace the life of the Decembrist Naryshkin since the events of December, 1825 to Amnesty declared by Emperor Alexander II. The main attention in the article is paid to life and work of the Decembrist M.M. Naryshkin and his family in Kurgan, as well as his support and invaluable assistance to the local citizens.

Текст научной работы на тему «М. М. Нарышкин — декабрист и благодетель города Кургана»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 2 (6). С. 87-91.

УДК 94 (470.58)

О. В. Тетюева

М. М. НАРЫШКИН - ДЕКАБРИСТ И БЛАГОДЕТЕЛЬ ГОРОДА КУРГАНА

Раскрываются основные моменты жизненного пути декабриста Михаила Михайловича Нарышкина. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка проследить жизнь декабриста Нарышкина, начиная с событий декабря 1825 г. до амнистии, объявленной императором Александром II. Основное внимание автор уделяет жизни и деятельности декабриста М. М. Нарышкина и его семьи в городе Кургане, а также поддержке и помощи местному населению.

Ключевые слова: декабрист; ссылка; поселение; жизнь и основные направления деятельности декабристов; Отечественная война 1812 года.

O. V. Tetyueva

M. M. NARYSHKIN - THE DECEMBRIST AND PHILANTHROPIST

The article reveals the main points of life of the Decembrist Mikhail Mikhailovich Naryshkin. The research task of the author is the attempt to trace the life of the Decembrist Naryshkin since the events of December, 1825 to Amnesty declared by Emperor Alexander II. The main attention in the article is paid to life and work of the Decembrist M.M. Naryshkin and his family in Kurgan, as well as his support and invaluable assistance to the local citizens.

Keywords: Decembrist; exile; settlement; life and main areas of activity of Decembrists; Patriotic War in 1812.

Император Николай I в своем Манифесте определил декабристов как «государственных преступников». Вполне объяснимо, что на поселении они были встречены с осторожностью и опасением. Местное население настораживало их дворянское происхождение, активная жизненная позиция, передовые общественно-политические взгляды и идеи, а также постоянный гласный и негласный контроль за их жизнью со стороны городничего, генерал-губернатора Западной Сибири, III Отделения. В уездный город Курган было сослано тринадцать декабристов: Н. В. Басаргин, Ф. М. Башмаков,

А. Ф. Бригген, В. К. Кюхельбекер, В. Н. Лихарев, Н. И. Лорер, М. М. Нарышкин,

М. А. Назимов, И. С. Повало-Швейковский, А. Е. Розен, П. Н. Свистунов, И. Ф. Фохт, Д. А. Щепин-Ростовский [1]. Находясь в Кургане в разные периоды времени, каждый из них стремился к одному - действовать на благо Отечества.

Мнение о декабристах как о «государственных преступниках» спустя определенное время сменилось на сострадание и соучастие к их нелегкой судьбе и жизни. Деятельность декабристов в Кургане охватывала все сферы провинциальной жизни: сельскохозяйственную, медицинскую, хозяйственную, культурную и просвещение.

Среди всех декабристов выделялась личность М. М. Нарышкина. Михаил Михайлович Нарышкин происходил из знатного и богатого дворянского рода. [2]. Получил прекрасное домашнее образование. Не удивительно, что он стал одним из самых образованных дворян среди будущих декабристов. Его отличала высокая культура. [3].

После событий 14 декабря 1825 г. М. М. Нарышкин был арестован. Следствие по его делу вел А. И. Чернышев [4]. Тщательность и скрупулезность вопросов на допросах позволяют утверждать о серьезности расследования.

© Тетюева О. В., 2015

87

О. В. Тетюева

Опубликованным источником является следственное дело, которое состояло из показаний самого М. М. Нарышкина, показаний других лиц, очной ставки между Нарышкиным и Бестужевым-Рюминым и формулярного списка.

Приказ об аресте был подписан 30 декабря 1825 г. Арестовали М. М. Нарышкина в Москве и доставили в Петербург 8 января 1826 г., в тот же день его перевели в Петропавловскую крепость.

В Копии с формулярного списка о службе Бородинского пехотного полка полковника Нарышкина от 1 января 1826 г. указано, что за период с 6 апреля 1815 г. (вступление на службу подпрапорщиком в Псковском пехотном полку) до 17 декабря 1825 г. был переведен полковником в Тарутинский пехотный полк. То есть за 10 лет службы М. М. Нарышкина произошел достаточно быстрый взлет в военной карьере. Он отслужил в Псковскому пехотном полку, Московском полку, Измайловском полку. Кроме того, участвовал в войне против французов на территории России и Франции. В копии с формулярного списка отмечен также высокий уровень его образования, предпочтения как точным наукам, так и языкам [5].

На первом допросе (21 января 1826 г.) М. М. Нарышкин отрицал свою принадлежность к тайному обществу. Более того, он утверждал, что никогда не слышал и не знал о существовании тайного общества. Ему было предложено вступить в него, но Нарышкин немедленно прекратил этот разговор. По его словам, 14 декабря 1825 г. он находился в Москве, был болен. О событиях на Сенатской площади узнал по городским слухам.

После первого допроса М. М. Нарышкина уличили во лжи, так как другие декабристы (в частности, С. П. Трубецкой, П. И. Пестель,

Н. Муравьев, К. Ф. Рылеев, Н. И. Лорер и др.) дали признательные показания о его причастности к тайному обществу. И уже на следующем допросе (21 января 1826 г.) он вынужден был давать признательные показания. Отвечая на вопросы следствия, М. М. Нарышкин пояснил, что был принят в члены Союза благоденствия в 1818 г. В 1823 г. присутствовал на совещаниях Союза, который уже распадался. Нарышкин принадлежал к кругу убежденных - тех лиц, которые основали общество и без

их согласия никакие решительные меры не предпринимались. М. М. Нарышкин был убежден, что цель его вступления в общество -желание быть полезным Отечеству. А цель общества - ввести в России «положительные законы» путем длительного распространения просвещения, освобождения крестьян. Он также пояснил, что заблуждался, увлекшись мнениями других. Общество полагало, что через просвещение возможно обратить на себя внимание правительства, и оно, в свою очередь, примет эти «положительные законы». При этом необходимо сохранять тайну самого общества и лиц, состоящих в нем. По его мнению, Конституция должна быть составлена законной властью. Ему было известно о составлении конституций Н. Муравьевым и П. Пестелем. На последующих допросах М. М. Нарышкин пояснил, что знал о существовании двух тайных обществ - Северного (признававшего возможность конституционной монархии) и Южного (с республиканской формой).

Согласно приговору Верховного уголовного суда над государственными преступниками от 10 июля 1826 г. полковник М. М. Нарышкин был осужден по IV разряду и приговорен к ссылке на каторжные работы на 15 лет, а потом и на поселение навечно. Однако позже приговор по высочайшему повелению преступнику М. М. Нарышкину был смягчен - срок каторги сократили до 12 лет, а затем и до 8 [6]. После отбытия каторги в Читинском остроге и Петропавловском заводе 14 марта 1833 г. прибыл на поселение в Курган с женой Е. П. Нарышкиной [7].

Жизнь семьи Нарышкиных в Кургане стала видимой для всех жителей города. Деятельность М. М. Нарышкина охватывала все сферы жизни курганского общества и быта.

Сельскохозяйственная деятельность М. М. Нарышкина началась с наделения по Указу императора Николая I участком земли. В Кургане Нарышкин развел сад. Своих родственников он просил выслать ему луковицы различных растений, чтобы использовать их при посадке. В саду семьи Нарышкиных росли деревья березы, рябины, черемухи, тополя, калины, акации, лиственницы, а также яблони, вишни, крыжовника, малины. М. М. Нарышкин стремился создать в Кургане зерновое хозяйство. Причем де-

88

М. М. Нарышкин - декабрист и благодетель города Кургана

кабрист нисколько не сомневался в успехе своего занятия садоводством и зерновым хозяйством. Об этом намерении он рассказывал в письмах к родным и знакомым. [8]. На своей земле он использовал закрытый грунт для выращивания отдельных видов овощей. Совместно с А. Е. Розеном проводил опыты по скрещиванию сорта морозоустойчивой дикой вишни с культурным сортом из Центральной России. Большую поддержку оказывала Нарышкину его родственница (мать жены), которая присылала из Центральной России семена, саженцы, а также необходимые в хозяйстве и быту вещи. После отъезда Нарышкина на Кавказ его земля перешла И. Ф. Фохту и Д. А. Ще-пину-Ростовскому. М. М. Нарышкин внес значительный вклад в развитие сельского хозяйства Зауралья на теоретическом и практическом уровнях. Дело развития сельского хозяйства было продолжено курган-цами. Они брали у Нарышкина и Розена семена выведенных новых сортов, перенимали опыт удобрения земли [9].

Медицинская деятельность семьи Нарышкиных была направлена на помощь местным жителям: беднякам они раздавали лекарства бесплатно, по воскресеньям устраивали обеды. А. Е. Розен вспоминал: «В Сибири было мало докторов. Нарышкин разъезжал по деревням и помогал, где мог». Из воспоминаний Н. И. Лорера: «Семейство Нарышкиных было истинными благодетелями целого края. Оба они, и муж, и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги, и зачастую, несмотря ни на какую погоду, М. М. Нарышкин брал с собою священника и ездил по деревням подавать последнее христианское утешение умирающим. Двор их по воскресеньям был обыкновенно полон народа, которому раздавали пищу, одежду и деньги. Многие из поселенцев до них не ведали Евангелия, и Михаил Михайлович часто читал им слово Божие и толковал то, что могло казаться им непонятным. Часто облагодетельствованные Нарышкиными в простоте своей говорили: “За что такие славные люди сосланы в Сибирь? Ведь они святые, и таких мы еще не видали”» [10]. Жены декабристов Елизавета Петровна Нарышкина и Анна Васильевна Розен также занимались медицинской

деятельностью: снабжали лекарствами и давали советы по лечению больных. [11; 12]. Н. В. Басаргин, И. С. Повало-Швейковский и семья Розен также оказывали медицинские услуги. Таким образом, медицинская деятельность декабристов в городе Кургане оказала значительную роль по сближению с местным населением и изменила представление о них как о государственных преступниках.

Хозяйственная деятельность декабриста М. М. Нарышкина выражалась в виде написания жалоб и прошений нуждающимся горожанам и крестьянам, а также оказания им другой (в том числе и денежной) помощи.

Молодые образованные дворяне, в том числе М. М. Нарышкин, даже после поражения на Сенатской площади стремились воплотить свои идеи и взгляды. Даже после каторги, отбывая наказание в ссылке на поселении, они стремились не отставать от передовых взглядов Центральной России, даже несмотря на небольшое количество литературы и отсутствие широкого доступа к библиотеке. Последние новости они узнавали от родственников и друзей, живущих в Центральной России, в письмах, через присланные книги, журналы и специальную литературу. Вся переписка подвергалась жесткой цензуре. Значительный вклад в развитие уездного города Кургана оказали декабристы в просвещении. Указом императора Николая I им было запрещено заниматься образовательной деятельностью, ведь «государственные преступники», готовившие заговор против существующей власти, могли оказать серьезное влияние на подрастающее поколение [13]. Вопросами просвещения занимались большинство декабристов. Помощь декабристов просвещению Кургана выражалась в передаче книг для библиотеки уездного училища, пожертвованиях денежных средств. М. М. Нарышкин в числе других декабристов пополнял библиотеку, оставлял в дар книги. «Курганские» декабристы общались с учителями уездного училища. Ссыльные декабристы охотно делились своими мыслями, идеями, передовыми взглядами, которые они черпали из книг, журналов. После отъезда декабристов из города общественная жизнь стихла, но не остановилась. Декабристы дали значительный толчок ее развитию, пополняя библиотеки уездного училища ценными книгами, выписывая журналы. Та-

89

О. В. Тетюева

ким образом, «курганские» декабристы (в том числе и М. М. Нарышкин) способствовали формированию мировоззрения местного населения.

Культурная жизнь изменилась после приезда ссыльных декабристов. В доме семьи Нарышкиных устраивались творческие вечера. В. К. Кюхельбекер устроил праздник в честь дня рождения А. С. Пушкина, на котором присутствовали сами декабристы, а также представители местной «курганской» интеллигенции.

Представление М. М. Нарышкина, как и других декабристов, о местной власти было отражено в его письмах и беседах. Михаил Михайлович писал жалобы, тем самым помогая местному населению. Он как человек, имеющий в столице влиятельных родственников и получивший хорошее образование, представлял угрозу для нечестных представителей местной власти, так как такие чиновники и их деятельность могли стать объектом проверки вышестоящего начальства [14].

Среди декабристов, в том числе и «курганских», после ареста, каторги и ссылки не было общих идей и взглядов. Каждый из них, образованный, с собственными убеждениями и взглядами, приняли для себя решение - отказаться от своих революционных идей или продолжить борьбу, но выбрать другие средства и методы. Были среди декабристов и те, кто отказались от революционных идей и перешли к религиозным взглядам. Человеком, который выступил с собственной философской картиной мира, отличающейся от других, является А. Ф. Бригген. Его убеждения пошли вразрез с религиозными взглядами М. М. Нарышкина и мистическими идеями В. К. Кюхельбекера [15]. Социально-политические взгляды М. М. Нарышкина отличались сдержанностью и умеренностью, в их основе лежало чувство любви к Отечеству. Его философские взгляды основывались на религиозных идеях. Его жизнь и жизнь его семьи была пронизана любовью к Богу, его записная книжка - заполнена молитвами. Даже в переписке он упоминал Бога. По воскресеньям, когда их двор был полон людей, он читал Евангелие [16].

Особое место в провинциальной жизни города, как уже упоминалось, занимал дом семьи Нарышкиных, который стал местом

встречи декабристов. Семья Нарышкиных стала популярной среди крестьян даже далеко за пределами Кургана [17].

Знаковым событием в жизни провинциального города явилось путешествие наследника престола царевича Александра через город Курган. Для ссыльных декабристов это было также значимым событием и возможностью попросить прощение. Однако декабристы посчитали невозможным обратиться с этой просьбой к будущему императору. Ссыльные декабристы встречались только с воспитателем наследника престола В. А. Жуковским. О своем пребывании в Кургане царевич Александр сообщает в письме отцу государю императору Николаю I. В нем он говорит о ссыльных декабристах, которые отбывают наказание в Кургане, верит в их раскаяние и ходатайствует перед государем за них [18]. Из всех декабристов особенно выделяет он М. М. Нарышкина: «Он благодетель всего города, жена его, почтенная женщина, написала ему письмо, которое он пересылает государю императору. Она просит, после 10 лет разлуки, повидаться с матерью, посоветоваться с докторами на счет своей болезни и потом опять вернуться к мужу» [18]. Воспитатель царевича В. А. Жуковский также ходатайствовал в письме перед государем императором: «Государь, даруйте всепрощение несчастным, осужденным и достойно наказанным по заговору 1825 г. Пускай этот акт, в котором выразится самодержавие во всей свойственной ему красоте и силе, ознаменует первое посещение Сибири сыном царским. Пускай в то же время скажут по всей России: «Государь показал нам своего сына ангелом радости». Этот ангел увидел страдание и несчастие и сделал свое дело; он молил за них своего правосудного отца, и отец послушал сына, подобно Отцу Небесному, перед Которым Сын ходатайствовал о спасении осужденных. А это, государь, скажут все, и с каким чувством к вам и к вашему сыну!» [19]. В письме императрице Александре Федоровне он писал о Елизавете Петровне Нарышкиной.

Приняв во внимание ходатайство сына царевича Александра, воспитателя В. А. Жуковского, продолжительное время после восстания, тихую провинциальную размеренную жизнь на поселении Николай I в Указе Пра-

90

М. М. Нарышкин - декабрист и благодетель города Кургана

вительствующему сенату от 22 июля 1837 г. писал: «Вняв ходатайству любезнейшего сына нашего, мы признали за благо некоторые облегчения и милости тем из находящихся в Сибири ссыльным, кои, хотя очернили себя заблуждениями и преступлением, но ныне поведением своим заслуживают, чтобы на них было обращено действие нашего милосердия» [20]. Смягчение наказания заключалась в отправке ссыльных декабристов на Кавказ в ряды действующей армии. «Нарышкин был спокойнее всех и даже радовался случаю, который давал ему возможность вывести жену свою из Сибири и мог доставить ей свидание с ее матерью и братьями». «Бедные поляки ходили грустные по городу, предчувствуя, что без нас они осиротеют. Я возвратил свой дом тому лицу, у коего его купил, с небольшою уступкою... Дом Нарышкиных купили для уездного суда» [21].

Находясь на Кавказе, декабристы продолжали поддерживать отношения с оставшимися в Кургане друзьями-декабристами. 26 августа 1856 г., в день своего коронования, император Александр II помиловал всех декабристов. Согласно манифесту об амнистии, М. М. Нарышкин был освобожден от всех ограничений.

Таким образом, жизнь и деятельность Михаила Михайловича Нарышкина характеризует его как великодушного, добросердечного, а также энергичного человека. В ходе рассмотрения его личности в разные периоды жизни (воспитание, юность, служба, участие в деятельности тайного общества, поведение на следствии, жизнь на поселении), а также на основе типологии, предложенной В. Ю. Балахниной [22], нами сформировано представление о типе «человека-декабриста», отбывавшего наказание в Кургане - это «декабрист без декабря». На наш взгляд, все действия и поступки М. М. Нарышкина были направлены на благо Отечества, его мысли и идеи в те времена были передовыми и новаторскими, его происхождение, воспитание и образование не позволило бы ему действовать иначе. Социокультурный портрет курганского декабриста М. М. Нарышкина отражает всю его разнообразную деятельность на поселении, внутреннее состояние, переживания и стремления изменить и сделать лучше сложившееся уездное общество, в котором он находился [23].

Для города Кургана он остался благодетелем

и человеком, готовым в любое время помочь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басова Т. В. Материалы ГАКО о жизни и деятельности декабристов в Кургане // Забвению не подлежит : материалы круглого стола «Декабристы в Сибири: проблемы, исследования, открытия» (14 декабря 1995 г.). - Курган : Зауралье, 1997. - С. 30-34.

2. Рощевский П. И. Декабристы в тобольском изгнании. - Свердловск : Средне-Уральское книжное изд-во, 1975. - 167 с.

3. Восстание декабристов : документы. - Т. 14 : Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии / ред. М. В. Нечкина. - М. : Наука, 1976. - С. 399-422.

4. Эдельман О. В. История следствия над декабристами и его роль в формировании образа тайных обществ : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2008. - С. 14.

5. Восстание декабристов : документы, - Т. 14 : Дела Верховного уголовного суда и Следственной комиссии. - М., 1976. - С. 400.

6. См.: Роспись приговора верховного уголовного суда над государственными преступниками июля 10-го дня 1826 г. / А. Е. Розен. Записки декабриста. - Б.м., 1870.

7. История Курганской области. - Т. 3. - Курган, 1998. - С. 374.

8. Декабристы в Кургане : материал в помощь лектору. - Курган, 1973. - 34 с.

9. Свободин А. Первая колония декабристов в Кургане // На земле курганской: Литературно-художественный сборник. - 1956. - № 4. -С. 273-286.

10. Нарышкин А. К. Декабрист М. М. Нарышкин на Кавказе. - Краснодар, 2008.

11. Свободин А. Указ. соч.

12. Декабристы в Кургане. - Курган, 1973.

13. Копылов А. Н., Малышева М. П. Декабристы и просвещение Сибири в первой половине XIX в. // Декабристы и Сибирь. - Новосибирск : Наука, 1977.

14. ГАКО. Ф. № Р-1747. Оп. 1. Д. 47. Л. 66-81.

15. Там же. Л. 68.

16. Там же. Л. 72.

17. Свободин А. Указ. соч. - С. 273-286.

18. Нарышкин А. К. Указ. соч. - С. 43-45.

19. Там же.

20. Там же.

21. Записки декабриста Н. И. Лорера / под ред. М. Н. Покровского. - М. : Государственное социально-экономическое изд-во, 1931. - 448 с.

22. Балахнина В. Ю. Декабрист как социокуль-

турный тип человека : автореф. дис. ... канд. культурологии. - Комсомольск-на-Амуре,

2005. - 26 с.

23. Тетюева О. В. Социокультурный портрет курганского декабриста // Природа, техника, общество, культура : сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. - Курган : Изд-во КГУ, 2013. - Вып. XV. - С. 26-27.

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.