Научная статья на тему 'М. Б. Питкус – скрипач-виртуоз, педагог, ученый'

М. Б. Питкус – скрипач-виртуоз, педагог, ученый Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
391
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Б. Питкус / жизненный и творческий путь / деятельность исполнительская и научная / педагогика. / M.B Pitkus / life and creative journey / performance and scientific activity / pedagogics.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А В. Гвоздев

Статья посвящена анализу многогранной творческой деятельности скрипача-виртуоза, замечательного педагога и ученого М.Б. Питкуса – профессора МГК им. П.И. Чайковского, ученика и ассистента великого А.И. Ямпольского. Кратко показан его жизненный и творческий путь. Периодом наиболее интенсивной концертной деятельности музыканта стали 30–40-е гг. ХХ в.: выступления с сольными и камерными программами, в качестве солиста – с московскими симфоническими оркестрами. Принципы высочайшей художественной требовательности профессор неукоснительно проводил и в педагогике. Ее целью являлось воспитание личности, обладающей широким художественным кругозором, скрипача-виртуоза, способного убедительно воплотить творческие идеи в интерпретации. Метод достижения этой цели основывался на углубленной работе по двум основным направлениям: усилить те грани мастерства, которые отстают в развитии; сконцентрироваться на раскрытии сильных сторон музыканта, которые позволят ему в будущем выделиться из ряда хороших скрипачей. Рассматривается научно-методический труд М.Б. Питкуса «24 каприса для скрипки соло Н. Паганини: Изучение и исполнение», где автором компактно анализируются: 1) содержательная сфера, близость некоторых каприсов определенным жанрам; 2) строение формы, выявление ее «эволюции» в рамках всего цикла; 3) особенности тематизма, гармонического «почерка» композитора, моменты полифонии; 4) инструментальные приемы и средства выразительности, особенно те, которые получили развитие именно в творчестве Паганини; 5) различные версии аппликатуры и штрихов. Автором также предлагаются: варианты, эффективные для преодоления трудностей различного рода; советы технологического, технического, художественного порядка для решения многообразных творческих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M.B. PITKUS – VIOLINIST-VIRTUOSO, TEACHER, SCIENTIST

The paper is devoted to the analysis of the multifaceted creative activity of a violinist virtuoso, a wonderful teacher and a scientist M.B. Pitkus – professor of Moscow State Tchaikovsky Conservatory, a student and an assistant of great A.I. Yampolskiy. Brief presentation of his life and creative journey is described. The period of 1930–1940-th years of previous century was the time of the most intensive concert activity of the musician: he performed solo and chamber programs, and as a soloist – with Moscow symphony orchestras. In his pedagogical activity, professor Pitkus also always strictly followed his principles of greatest creative perfectionism. In his pedagogical activity, professor Pitkus also always strictly followed his principles of greatest creative perfectionism. Its purpose was the upbringing of personality, which possesses spacious art mind of virtuoso violinist, who can convincingly bring creative ideas to interpretation. The method of reaching this goal was based on strengthened work in two main trends: strengthening the borderlines of proficiency, which lag in development; concentrating on development of musician’s strong points, which let him become the outstanding violinist among the other good violinists in future. The article considers the scientific methodological work of M.B. Pitkus «24 caprices for violin solo by N. Paganini: Study and performance», where the author compact analyses: 1) substantive sphere, closeness of some caprices to certain genres; 2) the structure of form, discovery of its “evolution” in terms of the whole cycle; 3) the peculiarities of thematic invention of composer’s harmonic pattern, the moments of polyphony; 4) the instrumental techniques and means of expression, especially those, which got the development exactly in Paganini’s creative work; 5) different versions of finger notation and strokes. The author also offers: the variants, effective for overcoming various difficulties; recommendations of technological, technical, art character for solving multivarious creative problems.

Текст научной работы на тему «М. Б. Питкус – скрипач-виртуоз, педагог, ученый»

© Гвоздев. A.B.. 2019 УДК 78.075

DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10026

М.Б. ПИТКУС - СКРИПАЧ-ВИРТУОЗ, ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ

A.B. Гвоздев1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск. 630099. Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена анализу многогранной творческой деятельности скрипа-ча-виртуоза, замечательного педагога и ученого М.Б. Питкуса - профессора МГК им. П.И. Чайковского, ученика и ассистента великого А.И. Ямпольского. Кратко показан его жизненный и творческий путь. Периодом наиболее интенсивной концертной деятельности музыканта стали 30-40-е гг. XX в.: выступления с сольными и камерными программами, в качестве солиста - с московскими симфоническими оркестрами. Принципы высочайшей художественной требовательности профессор неукоснительно проводил и в педагогике. Ее целью являлось воспитание личности, обладающей широким художественным кругозором, скрипача-виртуоза, способного убедительно воплотить творческие идеи в интерпретации. Метод достижения этой цели основывался на углубленной работе по двум основным направлениям: усилить те грани мастерства, которые отстают в развитии; сконцентрироваться на раскрытии сильных сторон музыканта, которые позволят ему в будущем выделиться из ряда хороших скрипачей. Рассматривается научно-методический труд М.Б. Питкуса «24 каприса для скрипки соло Н. Паганини: Изучение и исполнение», где автором компактно анализируются: 1) содержательная сфера, близость некоторых каприсов определенным жанрам; 2) строение формы, выявление ее «эволюции» в рамках всего цикла; 3) особенности тематизма, гармонического «почерка» композитора, моменты полифонии; 4) инструментальные приемы и средства выразительности, особенно те, которые получили развитие именно в творчестве Паганини; 5) различные версии аппликатуры и штрихов. Автором также предлагаются: варианты, эффективные для преодоления трудностей различного рода; советы технологического, технического, художественного порядка для решения многообразных творческих проблем.

Ключевые слова: М.Б. Питкус, жизненный и творческий путь, деятельность исполнительская и научная, педагогика.

Конфликт интересов. Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Гвоздев, A.B. М.Б. Питкус - скрипач-виртуоз, педагог, ученый. Вестник музыкальной науки, 2019. № 4. С, 36-44. DOI; 10.24411/2308-1031-2019 10026.

M.B. PITKUS - VIOLINIST-VIRTUOSO, TEACHER, SCIENTIST

A.V. Gvozdev1

1 Glinka Novosibirsk State Conservatoire. Novosibirsk. 630099. Russian Federation

Abstract. The paper is devoted to the analysis of the multifaceted creative activity of a violinist virtuoso, a wonderful teacher and a scientist M.B. Pitkus - professor of Moscow State Tchaikovsky Conservatory, a student and an assistant of great A.I. Yampolskiy. Brief presentation of Ms life and creative journey is described. The period of 1930-1940-th years of previous century was the time of the most intensive concert activity of the musician: he

performed solo and chamber programs, and as a soloist - with Moscow symphony orchestras. In his pedagogical activity, professor Pitkus also always strictly followed his principles of greatest creative perfectionism. In his pedagogical activity, professor Pitkus also always strictly followed his principles of greatest creative perfectionism. Its purpose was the upbringing of personality, which possesses spacious art mind of virtuoso violinist, who can convincingly bring creative ideas to interpretation. The method of reaching this goal was based on strengthened work in two main trends: strengthening the borderlines of proficiency, which lag in development; concentrating on development of musician's strong points, which let him become the outstanding violinist among the other good violinists in future. The article considers the scientific methodological work of M.B. Pitkus «24 caprices for violin solo by N. Paganini: Study and performance», where the author compact analyses: 1) substantive sphere, closeness of some caprices to certain genres; 2) the structure of form, discovery of its "evolution" in terms of the whole cycle; 3) the peculiarities of thematic invention of composer's harmonic pattern, the moments of polyphony; 4) the instrumental techniques and means of expression, especially those, which got the development exactly in Paganini's creative work; 5) different versions of finger notation and strokes. The author also offers: the variants, effective for overcoming various difficulties; recommendations of technological, technical, art character for solving multivarious creative problems.

Keywords: M.B Pitkus, life and creative journey, performance and scientific activity, pedagogics.

Conflict of interests. The author declares the absence of conflict of interest.

For citation: Gvozdev, A.V. (2019), "M.B. Pitkus - Violinist-Virtuoso, Teacher, Scientist",

Journal of Musical Science, no. 4, pp. 36-44. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10026. (in Russ).

Михаил Борисович Питкус - тонкий, глубокий музыкант, скритч-виртуоз, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского - один из наиболее интересных учеников выдающегося педагога, пра})ессора АЛ. Яшольского, внесший заметный вклад в отечественное и мировое скрипичное искусство. Однако, несмотря на незаурядные достижения, опубликованные сведения о М.Б. Шггкусе и его де-ятелыюсти крайне скудны. Цель настоящей статьи - в определенной мере восполнить данный пробел, в этом же видится ее актуальность и новизна Среди задач работы -краткое описание жизненного и творческого пути, анализ его главного научно-методи-ческого труда, посвященного 24 каприсам Н. Паганини, характеристика основных пе-дагошческих принципов.

М.Б. Питкус родился 21 июля 1906 г. в Одессе в большой, малообеспеченной семье. Учиться на скрипке начал в музыкальной школе и продолжил в Музыкашло-драмати-ческом институте. Сейчас трудно найти све-

дения о его первых педагогах: в Личном деле пра})ессора они отсутствуют. Можно только с уверешосгью предположить, что замечательная художественная и шструменталь-ная одаренность маленького скрипача в сочетании с квалифищфованньш руководством занятиями позволили сформировать ту профессиональную основу, которая обеспечила в будущем яркие творческие достижения.

Молодой человек рано остался без родителей и без средств к существованию; перебивался случайными заработками, связанными не столько с музыкой, сколько с физическим трудом, а вскоре вынужден был уехать в Пермь к старшему брату. В это тяжелое для него и страны время он решился написать незнакомому7 тогда А.И. Ямпольско-му и получил в ответ теплое письмо, в котором известный профессор поддержал талантливого юношу, чем радикально повлиял на его дальнейшую судьбу.

В 1925 г. М.Б. Питкус поступает в Московскую государственную консерваторию

им. П.И. Чайковского в класс А.И. Ям-польского, где начинается его стремитель-ный профессиональный рост. После окончания вуза Питкус принят по конкурсу в аспирантуру той же консерватории. Важным этапом творческого становления явилась работа в качестве солиста Московской государственной филармонии, а также деятельность в составе Персимфанса и группы солистов Государственного оркестра Союза ССР. Тогда же берет свое начато педагогическая «линия» его жизни: с 1932 г. он преподаватель Музыкального училища и ЦМШ-десятилетки (оба учебных заведения - при Московской консерватории).

После окончания аспирантуры М.Б. Питкус «сдал исполнительскую диссертацию (курсив мой. - А.Г.) с представлением в аттестационную комиссию ВКИ к степени кандидата >>1 и был принят на работу в МГК им. П. PI. Чайковского в качестве ассистента А.И. Ямпольского. В эти и последующие годы он постоянно и с большим успехом выступал в концертах филармонии, передачах Всесоюзного комитета по радиовещанию. Так, с сопровождением различных московских симфонических оркестров им были исполнены Концерт И. Брамса, Поэма Э. Шоссона, Концертная сюита С. Танеева. Он много игран в ансамблях с таким! выдающимися музыкантами, как А.Б. Гольденвейзер, А.Ф. Гедике, с лауреатом Международного (им. Ф. Шопена, Варшава, 1932) и Всесоюзного (Москва, 1933) конкурсов Э.И. Гроссманом и другими пианистами. По отзывам коллег (A.B. Гаук, А.И. Ямпольский, Д.М. Цыганов и др.), для исполнительского стиля М.Б. Питкуса были характерны подлинная виртуозность, яркость, эмоциональность, которые органически сочетались со способностью проникновения в глубинную сущность исполняемой музыки.

Истинным патриотом М.Б. Питкус проявил себя в дни Великой Отечественной войны. В октябре 1941 г. он вступил добровольцем в Народное ополчение 8-й Краснопресненской дивизии, но по со-стояшпо здоровья был отчислен. Однако уже в декабре 1941 г. в составе сборной концертной бригады он был направлен на Юго-Западный фронт. По возвращении М.Б. Питкус был заштатен во фронтовую бригаду Московской консерватории, которую возглавил струнный квартет под руководством Я.И. Рабиновича, куда (наряду с Питкусом) вошли Ю.И. Янкелевич и аспирант Б.М. Реентович. Эта бригада дата около шестисот концертов: в Сталинграде, на Северном Кавказе, на Западном, Карельском и других фронтах2.

«Работа протекала в различных условиях: на открытом воздухе, на аэродромах непосредственно у самолетов, на грузовиках. Много раз исполнители и слушатели подвергались воздушным налетам, пулеметному обстрелу с воздуха» (Акчурина-Успшская К., 1966, с. 514). Последняя поездка квартета совпала с завершающими месяцами войны. Вместе с бойцами Второго Белорусского фронта они на военной машине через Польшу и Германию проделали путь от Бреста до Берлина. Выступления квартета завершились участим в торжественном концерте в Берлине сразу после Победы. Бригада возвратилась в Москву с эшелоном победителей, что явилось безусловным признанием ее заслуг. За свою деятельность в эти годы М.Б. Питкус был награжден медалями «За победу7 над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Позже к этим наградам добавились орден «Знак Почета» и медаль «В память 800-летия Москвы».

После окончания войны, когда основной акцент в творческой деятельности М. Б. Питкуса сместился на педагогическую работу, он

регулярно, на протяжении нескольких деся-тилегий выступал в Малом зале Московской консерватории и на других концертных площадках Москвы с сольными и камерными программами, которые включали сложнейшие сочинения классического и современного репертуара. Профессор вышал на пенсию в 1984 г. за несколько месяцев до кончины.

Среди его многочисленных учеников: М. Черняховский, И. Двоскина, JL Поиюнская, Л. Гозман, М. Швайншгейн, Т. Константинова, И. Пучкова, В. Трофименко, Б. Цуккерман, С. Чермак, Н. Ишкску, М. Омскш, В. Анилин, М. Миндлин, А Гвоздев и другие, которые вели, а некоторые еще и по сей день ведут интенсивную кощфгаую, педагошческую и тучную деятельность. П Салиман-ВладЕ!-мирони А. Насуппаев слали главными дирижерами сшфоншескж оркестров (в Якутске и Астане ооогвегсгвенно), А Кш юг - музыкальным редактором Центрального телевидения.

М.Б. Питкузу принадлежит целый ряд исгюлнительских редакций концертов, сонат и пьес для скрипки отечественных и зарубежных авторов. Среди неизданных: Концерты А Вьегана № 2 и А. Дворжака, Соната № 1А Бабаджаняна (находятся у автора статьи) и др. Опуйшжованные редакции (позднее переизданные издательствами «Музгиз» и «Музыка») прочно ваши в концертный и педагопиеский репертуар скрипачей. В их числе:

1. Гендаль Г.Ф. Соната ми мажор / Ред. скрипич. партии М. Питкус // Гендель Г.Ф. Сонаты для скрипки и фортепиано. М.: Муз-шз, 1959. Тетр. 2. С. 9-11.

2. Чайковский П.И. Вальоскерцо / Обр.

B. Безекирского; аппликатура М. Питкуса. М.: Музгиз, 1957.4 с.

3. Чайковский ГШ. Вальс из «Серенады для струнного оркестра» (Переложение для скрипки и фортепиано Л. Ауэра) / Ред. скрипич. партии М. Питкус // Чайковский ГШ. Избранные пьесы. М.: Музыка, 1967.

C. 12-15.

4. Сарасате П. Избранные испанские танцы для скрипки и фортепиано / Ред. скрипич. партии М. Питкус // Сарасате П Избранные произведения для скрипки и фортепиано. М.: Музыка, 1968. Вып. 3. С. 3-19.

5. Эрнст Г. Шесть этюдов для скрипки / ред. Я. Рабинович, М. Питкус. М.: Музгиз, 1952.35 с.

Редакции профессора, помимо своего прямого назначения, несли в себе ясное воспитательное воздействие: они учили студентов более глубокому раскрытию образно-содержательной сферы музыки через выставление аппликатуры и штрихов. М.Б. Питкус (совместно с А.И. Ям-польским и Я.И. Рабиновичем) является составителем трех интересных и ценных сборшжов:

1. Эподы, упражнения и отрывки из (юльной скрипичной литературы по различным разделам скрипичной техники / сост. АИ. Ямпольскгш, Я.И. Рабинович, М.Б. Питкус. М.: Музгиз, 1961. Ч. 1. Укрепление пальцев и развитие беглости. 76 с.

2. Эподы, упражнения и отрывки из (юльной скрипичной литературы по различным разделам скрипичной техники / сост. АИ. Яшольский, Я.И. Рабинович и М.Б. Питкус. М.; Л.: Музгиз, 1949. Ч. 2. Гаммообразное движение. 62 с.

3. Флажолеты: Эподы, упражнения и отрывки из скрипичной .литературы / сост. А.И. Яшальский, Я.И. Рабинович, М.Б. Питкус. М.: Музгиз, 1957.7 с.

Итоговым масштабным творческим проектом профессора стала аудиозапись 24 каприсов Паганини, осуществленная в по-следний год жизни. Запись, вьтолненную «с первою раза», сдалал один из наиболее близких учеников - Борис Цуккерман. Она убедительно свхщетельствует о том, что данный цикл занимал особое место в творческой биографии М.Б. Питкуса. Этот тезис подтверждает его незаурядный научно-ме-тодический труц <<24 каприса для скрипки

соло Н. Паганини: Изучение и исполнение» (2019), к анализу которого мы и переходим.

Исследование было выполнено в начале 50-х гг. XX столетия как тщшнеская часть исполнительской кацщщгской диссертации, но по трагическим семейным обстоятельствах! замысел не был реализован3. Позже, в 1980 г. профессор запланировал на ближайшие пять лет публикацию работы, но осуществить задуманное удалось .лишь в 2019 г., уже после его смерти.

В качестве особенности и одного из достоинств труда отметим ясно выраженную не-зависимость автора в суждениях. Он: а) дает свою версию трактовки известных и привычных терминов (dolce в Каприсах П, ХШ); б) основываясь на свидетельствах современников, высказывает убедительные предположения о способах исполнения, применявшихся самим Паганини (траль на унисоне в Каприсе Ш; аккорды в Каприсах IV, XX; staccato в Каприсе VII и др.); в) обогащает результаты анализа, сопоставляя миниатюры с соответ-сгвующими обработками и транскрппция-ми, преимущественно фортепианными.

Кратко охарактеризуем основные направления исследования.

1. Компактный и точный анализ оодержа-тельной сферы включает в себя обобщенную и более детализированную характеристику образности, выявляет близость рассматриваемого каприса определенным жанрам (прелюдия, скерцо, разновидность танца и т. д.). При этом М.Б. Питкус основывается как на общем впечатлении, так и на конкретных, иногда косвенных признаках, содержащихся в тексте. В единичных случаях он аргументированно полагает «условным» шсгавленное Паганини обозначение (например, «Conrnte» в Каприсе ХШ). Наконец, автор прямо высказывает свое мнение по поводу общехудожественной ценности сочижний, признавая некоторые из них (Каприсы V, \Щ приближающимися «к этюдам обычного инструктивного типа» (Питкус М., 2019, с. 29).

2. МБ. Питкус скрупулезно разбирает строение каждого каприса Его доказательный анализ полностью убеждает даже в тех случаях, когда существуют альтернативные точки зрения (Каприс IX). Цикл отличает многообразие используемых композитором форм: двухчастные с элементами репризы или «обрамленные» вступлением и заключением; сложные трех-часгные; трехчастная форма со вступлением, приближающаяся к форме сонатного аллегро; вариационная и др. Автором выявляются важные особенности внутри этих разновидностей. Так, через весь цикл им прослеживается «эволюция» формы с типичным для многих миниатюр «контрастом медленного и быстрого движения, обусловленного наличием двух музыкальных образов в одночастном произведении. Данные контрастирующие образы как бы взаимно дополняют и в то же время оттеняют друг друга» (Питкус М., 2019, с. 12). Опорными вехами этой «эволюции» стали Каприсы Ш, IV, XV, XXI.

3. Тешгизм сочинений богат и многообразен - от гармсшмескофпураци-онной ткани, которая превалирует в Каприсе I, до геш шльной темы Каприса XXIV, вдохновившей целый ряд выдающихся композиторов разных эпох, стран и стилей на создание аранжировок, транскрхшщш и собственных произведений. Есть темы, написанные в духе итальянской народной песни, близкой сицилиане (Каприсы VII, XV); народ-но-песенный характер отличает и 1-е части Каприсов XX, ХХП. Музыкальный облик других миниатюр опредаляегся поиском особенных тембровых средств для создания тех или иных звуковых картин-настроений. Среди них Каприс IX, который по своему7 «колориту напоминает старинные гравюры, изображающие охоту» (Питкус М., 2019, с. 31), или Каприс XIV, интонационное зерно которого фокусирует в себе маршевый характер сочинения.

В Каприсах П и ХП мелодическая линия почти на всем протяжении заключает в себе «скрытое двухгалосие». Их различает используемый штрих и местоположение линий: в Каприсе П тема (и мелодическая .линия в целом) исполняется spiccato, обычно в нижнем голосе, в Каприсе ХП - legato, чаще всего - в верхнем. Иногда темы строятся на противопоставлении двух контрастных элементов: в верхнем и нижних голосах (Каприсы ХУЛ, ХК). Особое место занимает Каприс XXI. «Широкая, напевная мелодия первой части, изложенная параллельными секстами, ассоциируется с любовными дуэтами в операх Россгши, Доницетти, Верди и др.» (Питкус М., 2019, с. 72). Автор рассматривает Amoroso этого Каприса как «единственный в своем роде (в пределах данного цикла) образец скрипичной кантилены, в сфере которой Паганини был не менее велик, чем в виртуозности» (Питкус М., 2019, с. 72).

Модуляционные, гармонические моменты сочинений сввдетелылвуют об оригинальности, зрелости и кошозиционном мастерстве Паганини. Автор работы отмечает в различных каприсах «интересный гармо-нический план» какого-либо из разделов формы, смелые для того времени сопоставления отдаленных тональностей. Что касается проявлений полифонии, то М.Б. Пшкус полагает их нехарактерными «для творчества Паганини в целом и для анализируемых со-чинений в частности» (2019, с. 15). Наиболее последовательно элементы полифоническо-го языка выражены в медленных разделах Каприса IV.

4. Детальный анализ инструмешальных приемов и средств выразительности дается автором практически в каждом каприсе. Большое место занимают приемы, получившие широкое развитие в творчестве Паганини: летучие, острые, бросковые, отскакивающие штрихи; сопоставление регистров с переходами через струны; пассажи

в дойных нотах; аккорды; кантилена в высоком регистре и др. Подробно рассмотрена техника исполнения pizzicato левой руки (Питкус М., 2019, с. 86-87).

5. В вопросах редактуры текста (варианты аппликатуры, а иногда и штрихов) М.Б. Пшкус избрал интересное решение, весьма эффективное с педагогаческой точки зрения. Он без комментариев предложил на выбор ряд готовых решений, принадлежащих разным редакторам, где (помимо его предложений) представлены версии К. Флеша, А.И. Ямпольского, К.Г. Мостра-са. Таким образом, читатель сам может оценить их достоинства и недостатки и выбрать наиболее подходящую из mix для своего исполнения или в качестве основы дальнейшего поиска

6. Для оптимизации процессов изучения целого ряда каприсов в исследовании даются исполнительские варианты, в том числе виртуозные. Среди достигаемых целей:

а) интонационная устойчивость игры;

б) совершенствование координационных связей при постановке пальцев левой руки;

в) улучшение взаимодействия рук при сменах струн, позиций; г) ритмическая точность исполнения; д) выстраивание процесса преодоления трудностей, через его дробление на последовательные фазы; е) концентрация внимания на технике и качестве штрихов путем работы над ними на открытых струнах; ж) вычленение наиболее сложных эле ментов для спещшьного изучения и др. Если осваиваемый эпизод включает острые, прыгающие или пунктирные штрихи и ритмы, его рекомендуется учить сначала в ровном движении «лежачими» штрихами.

7. В последнем пункте сконцентрированы рекомендащш М.Б. Питкуса по решению более частных проблем: 1) исполнение штрихов (détaché, spiccato, aipeggio, ricochet, saltato и пр.), в том числе в сочетании с переходами смычка через струны; 2) достижение ясного и выразительного зву-

чания мелодии, сопровождаемой йткАо; 3) выполнение акцентов под лигой в пассажной технике; 4) детали игры аккордовой фактуры, выразительного приема «перехвата смычка» и т. д.

Таким образом, можно констатировать, что в труде М.Б. Питкуса каприсы Паганини рассматриваются как художественный и технически! материал, воспитывающий «виртуозное мастерство скрипача на высшей стадии его формирования, причем данное воспитание заключает в себе не только рост профессиональной оснащенности музыканта, но и умение подчинить технику художественным целям, придать ей подлинное значение выразительного средства, раскрывающего содержание музыкального произведения» (Пигкус М., 2019, с. 4).

Далее тезисно (принимая во внимание рамки статьи) рассмотрим педагогические принципы М.Б. Питкуса. Изложенные мысли и обобщения - результат контактов автора статьи с профессором, долголетней переписки с ним, посещения уроков и концертов учащихся класса. Формирование указанных принципов проходило под влиянием многовекторного сотрудничества с А.И. Ямпольским. О творческих установках последнего мы можем судить по игре его выдающихся учеников (с некоторыми из них, очевидно, занимался и Питкус как ассистент Ямпольского), а также по научным и научно-методическим работам (Ям-польский А., 1960; 1968а; 19686; 1981).

Двуединый метод решения разно-клановых стратешческих задач был в педагогике М.Б. Питкуса равно очевиден и эффективен: 1) «подтягавание» отстающих граней в техническом и художественном становлешш; 2) акцент в работе на раскрытии сильных сторон музыканта, которые вьщалят его из общего ряда хороших скрипачей. Практическое воплощение названного метода в жизнь осущест-

влялось через гармошгчную координащпо составных частей триады: «технология -техника - музыка», их взаимосвязь, взаи-мопрошжновение, взаимообусловленность, где господствуюпдш всегда выступал творческий фактор.

Стиль общения в классе строился на искренней доброжелательности, тактичности и уважении к каждому7 востгганшжу4. В работе «над руками» профессор (с учетом достаточно большого предшествующего опыта студентов) действовал очень осторожно, как бы «попутно», через работу над конкретными звуковыми задачами. С учениками ЦМШ на разных стадиях формирования исполнгггельского аппарата, технических и артисшческих качеств скрипа-ча-вирлуоза, он был более авторитарен.

В вопросах общей постановки М.Б. Питкус настаивал на высоком держании скрипки, считая его важным условием перспективного выстраивания всего игрового процесса так же, как и рациональное взаимное расположение руле относительно инструмента и корпуса играющего. Именно в этом контексте рассматривались моменты постоянного - на уровне рефлекса -нахождения ощущешш взаимного удобства рук в .любой ситуации, которые требуют ин-дивидуалы1ояггественных реакций на тонкие «нюансы» движений и паложешш.

Мудрым было отношение М.Б. Питкуса к проблемам свободы мышц. По мнению профессора, она регулируется не формально понимаемыми методическими «установкам!», но тесными связями с содержательной сферой, поэтому более точными характеристиками игрового аппарата выступали такие определения, как «гибкий, эластичньш». Строго контролировалось ненапряженное состояние плечевого пояса.

В заключение затронем вскользь некоторые общие моменты интерпрета-ции. Понятно, что на последних этапах

ее формирования ключевую роль, наряду с виртуозным мастерством, начинает играть богатство звуковой палитры. Каждый студент проходил под руководством преподавателя эффективную школу владения звуком, художественными аспектами техники. Свою феноменальную тонкость в восприятии и воплощении красочных и эмоциональных оттенков скрипичного тона профессор стремился передать ученикам. Такая работа раскрывала глубинные внутренние твор-ческо-исполнительские ресурсы .личности, как в понимании сочинения, так и его интерпретации; а пожелание педагога «играть более поэтично», высказанное в нужное время, сообщало процессу новые мощные импульсы.

Важнейшим фактором роста учащихся в классе М.Б. Питкуса являлась работа по овладению разными музыкальными стилями. Здесь всегда поражало тонкое и глубокое ощущение профессором любого из них. Не менее впечатляли его открытость и чуткость ко всему новому и интересному в скрипичном исполнительстве, которые он сохранил до конца своей жизни.

Рассматривая результаты разноплановой творческой деятельности М.Б. Питкуса, нельзя не сказать о том благотворном влиянии, которое оказали на нее исполнительские и педагогические взгляды его выдающегося педагога А. И. Ямпольского. Благодаря своему незаурядному комплексу качеств, М.Б. Питкус стал подлинным скрипа-чом-виртуозом и крупным музыкантом. В совокупности с прогрессивными педа-гогическими принципами это позволило ему добиться замечательных успехов и в преподавательской работе.

Заметным вкладом профессора в отечественное и мировое музыкознание явилась работа «24 Каприса для скрипки соло Н. Паганини: Изучение и исполнением. Ее значимость обусловлена масштабом личности автора и его эн-циклопедическими познаниями в сфере скрипичного искусства вообще и избранной темы в частности. Методическая составляющая рассматривается в широком контексте многообразных художественных факторов, что расширяет возможности глубокого погружения в проблематику и сообщает исследованию особую научную достоверность.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Личное дело Питкуса Михаила Борисовича, 1906 г. р., профессора. Архив МГК им. П. И. Чайковского. 65 л. Док. 7.

2 Личное дело Питкуса Михаила Борисовича... Л. 3.

3 Личное дело Питкуса Михаила Борисовича... Л. 4.

4 Свою «лепту» в создание такой атмосферы (в частых случаях дополнительных занятий у профессора дома) вносила удивительно сердечная жена Михаила Борисовича - Татьяна Александровна Дубровская, актриса, многие годы служившая в Московском государственном драматическом театре имени Н.В. Гоголя.

ЛИТЕРАТУРА

Акчурина-Успенская К. О военно-шефской работе Московской консерватории в годы Великой Отечественной войны // Воспоминания о Московской консерватории. М.: Музыка, 1966. С. 512-520.

REFERENCES

Akchurina-Uspenskaya, K. (1966), "About the military patronage work of Moscow Conservatory during' years of the Great Patriotic war", Vospominaniya o Moskovskoj konservatorii [Memories about

Питкус М.Б. 24 каприса для скрипки соло Н. Паганини: Изучение и исполнение / Сост., науч. ред., авт. предисл. и заключения A.B. Гвоздев. Новосибирск, 2019. 92 с.

Ямпольский А.И. Подготовка пальцев и оставление их на струнах // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача: Сб. ст. М.: Музгиз, i960. С. 44-52.

Ямпольский А. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики: Сб. ст. / Сост. С. Сапожников. М.: Музыка, 1968а. С. 22-33.

Ямпольский А. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики: Сб. ст. / Сост. С. Сапожников. М.: Музыка, 19686. - С. 6-21.

Ямпольский А.И. К вопросам развития скрипичной техники: Штрихи / Предисл. и ред. В.Ю. Григорьев // Проблемы музыкальной педагогики: Сб. тр. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1981. С. 11-30.

Moscow Conservatory], Muzvka, Moscow, pp. 512-520. (in Russ).

Pitkus, M.B. (2019), 24 Kaprisa dlya skripki solo N. Paganini: Izuchenie i ispolnenie [24 caprices for violin solo by N. Paganini: Study and performance], in A.V. Gvozdev (ed.), Novosibirsk, (in Russ).

Yampol'skii, A.I. (1960), "Fingers' training and their remaining on strings". Ocherki po metodike obucheniya igre na skripke: Voprosy tekhniki levoj ruki skripacha [Sketches about the methods of violin playing training: The points of violinist's left hand technique], Muzgiz, Moscow, pp. 44-52. (in Russ).

Yampol'skii, A. (1968a), "Regards to the sound culture education of violinists", Voprosy skripichnogo ispolnitel'stva i pedagogiki [The points of violin performing art and pedagogics], Muzyka, Moscow, pp. 22-33. (in Russ).

Yampol'skii, A. (1968b), "About the method of work with students", Voprosy skripichnogo ispolnitel'stva i pedagogiki [The points of violin performing art and pedagogics], Muzyka, Moscow, pp. 6-21. (in Russ).

Yampol'skii, A.I. (1981), "Regards to the points of violin technique development: Strokes", Problemv muzykal'noj pedagogiki [Problems of musical pedagogics], Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. P.I. Chaikovskogo, Moscow, pp. 11-30. (in Russ).

Сведения об авторе

Гвоздев Алексей Владимирович, доктор искусствоведения, профессор кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]

Author information

Gvozdev Aleksey Vladimirovich, D. Sc. (Art Criticism), Full Professor of the Department of Strings Instruments at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 17.07.2019 После доработки 31.10.2019 Принята к публикации 08.11.2019

Received 17.07.2019 Revised 31.10.2019 Accepted for publication 08.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.