Научная статья на тему 'М. А. Бакунин в глобализирующемся мире'

М. А. Бакунин в глобализирующемся мире Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
763
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАРХИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / РАДИКАЛИЗМ / КЛАССИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ / ГЛОБАЛЬНЫЙ АНАРХИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ямамото Кэнсо

Рассматривается значение философских взглядов русского анархиста М.А. Бакунина для так называемого «глобального анархизма», или «нового анархизма», который очень распространен среди деятелей и мыслителей современного направления антиглобализма. Несмотря на немалое влияние анархистского движения на историю человечества, значение анархистской теории Бакунина зачастую недооценивают. Более того, главные теоретики и деятели современного анархического движения не признают (и/или не хотят признать) ни теоретической связи, ни принципиальной общности между классическим анархизмом, представленным Бакуниным и П.А. Кропоткиным, и современным анархизмом, представленным глобальными анархистами. Выявлено, что причина этой тенденции состоит в различии между представлениями обеих сторон о значении насилия как метода революционной борьбы: первые при определенных условиях оправдывали терроризм, хотя и не считали его ни необходимым, ни целесообразным, вторые отнюдь не признают терроризм, потому что, зная историю террористической борьбы в конце ХIХ начале ХХ в., которую часто считают аргументом тождественности анархиста и террориста, понимают бесплодность и бесперспективность данного направления и уклоняются от наклеивания ярлыка «террориста» на себя. Дан анализ основных принципов классического и современного анархизма. В результате данного анализа утверждается, что Бакунин является одной из самых значимых фигур, положивших начало новому направлению в современном анархизме. В заключение выявлены не только теоретическая связь и принципиальная общность между классическим и современным анархизмом, но и раскрыта актуальность «скрытой истории (анархизма)» в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «М. А. Бакунин в глобализирующемся мире»

13. Kasai, A. Sposob romana «Molchanie» [Method of novel «Silence»], in Sborniko «Molchanii» Endo Syusaku: Traktaty novoy literatury v 20 t., t. 20 [Collection Treaties about «Silence» by Endo Shucaku: Collection Treaties of Modern Literature in 20 vol., vol. 20]. Tokyo: Kuresu, 2002. 364 p.

14. Endo, S. Samuray. Saint Petersburg: Azbuka-krassika, 2002. 347 p.

15. Endo, S. Samuray [Samurai], in Endo, S. Polnoe sobranie sochineniy v 15 t., t. 3 [Complete Works in 15 vol., vol. 3]. Tokyo, 1999. 447 p.

16. Komarovich, V.L. Dostoevskiy: Sovremennye problemy istoriko-literaturnogo izucheniya [The Modern Problem of History-Literal Research]. Leningrad: Obrazovanie, 1925, p. 64.

17. Homer. Odicceya[Odyssey]. Moscow: Nauka, 2000. 476 p.

18. Bakhtin, M.M. ProblemypoetikiDostoevskogo [Problems of Dostoevsky's poetics]. Moscow: Sovetskiy pisatel', 1963. 364 p.

19. Tomarino, R. O smysle vyrazheniya dialogov v romane «Brat'ya Karamazovy» [About the thought of expression of dialogue in novel «The Brothers Karamazov»], in Ploshchad' Dostoevskogo, 2016, no. 25, pp. 4-20.

УДК 141.7:316.32 ББК 87.3(0)5/6-685

М.А. БАКУНИН В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

К. ЯМАМОТО

Университет префектуры Симанэ г. Хамада, Нобара 2433-2, 697-0016, Япония E-mail: [email protected]

Рассматривается значение философских взглядов русского анархиста М.А. Бакунина для так называемого «глобального анархизма», или «нового анархизма», который очень распространен среди деятелей и мыслителей современного направления антиглобализма. Несмотря на немалое влияние анархистского движения на историю человечества, значение анархистской теории Бакунина зачастую недооценивают. Более того, главные теоретики и деятели современного анархического движения не признают (и/или не хотят признать) ни теоретической связи, ни принципиальной общности между классическим анархизмом, представленным Бакуниным и П.А. Кропоткиным, и современным анархизмом, представленным глобальными анархистами. Выявлено, что причина этой тенденции состоит в различии между представлениями обеих сторон о значении насилия как метода революционной борьбы: первые при определенных условиях оправдывали терроризм, хотя и не считали его ни необходимым, ни целесообразным, вторые отнюдь не признают терроризм, потому что, зная историю террористической борьбы в конце XIX- начале ХХ в., которую часто считают аргументом тождественности анархиста и террориста, понимают бесплодность и бесперспективность данного направления и уклоняются от наклеивания ярлыка «террориста» на себя. Дан анализ основных принципов классического и современного анархизма. В результате данного анализа утверждается, что Бакунин является одной из самых значимых фигур, положивших начало новому направлению в современном анархизме. В заключение выявлены не только теоретическая связь и принципиальная общность между классическим и современным анархизмом, но и раскрыта актуальность «скрытой истории (анархизма)» в современном мире.

Ключевые слова: анархизм, глобализация, идеология, неолиберализм, терроризм, русская философия, радикализм, классический анархизм, глобальный анархизм.

M.A. BAKUNIN IN GLOBALIZING WORLD

K. YAMAMOTO The University of Shimane, Hamada city Nobara 2433-2, 697-0016, Japan E-mail: [email protected]

In this article the significance of philosophical views of Russian anarchist M.A. Bakunin on so-called «global anarchism» that is wide-spread among anti-globalistic activists and thinkers is considered. Despite of the considerable influence of anarchist movement on the history of humanity, the meaning of Bakunin's anarchism theory has been often underestimated. Furthermore, main theorists and activists of contemporary anarchist movement don't recognize (and/or don't want to admit) neither theoretical connection nor fundamental commonality between classical anarchism, represented by Bakunin and P.A. Kropotkin, and contemporary anarchism, represented by global anarchists. It is revealed that the reason of this tendency is in the difference between the views of both sides on violence as method for revolutionary struggle: on the one hand, the former justifies terrorism under certain conditions, although they did not consider it necessary or appropriate; but on the other hand, the latter doesn't recognize terrorism because, knowing the history of terroristic struggle in the end of XIX - the beginning of XX centuries, which has been considered as an argument of the synonymity of anarchist and terrorist, global anarchists understand the futility and impudence of this direction and recuse themselves from labeling the «terrorist» on themselves. Furthermore, the main principles of classical and contemporary anarchism are analyzed. As the result, it is argued that Bakunin is the pioneer of contemporary new anarchism. In the end, author shows not only the theoretical connection and fundamental commonality between classical anarchism, but the actuality of «hidden history (of anarchism)» in the present world.

Key words: anarchism, globalization, ideology, neo-liberalism, terrorism, Russian philosophy, radicalism, classical anarchism, global anarchism.

Крупный ученый Б. Андерсон (1936-2015), автор знаменитой книги «Воображаемые сообщества» отмечает: «Мао Цзэдун изначально не был марксистом, а был анархистом. Кореец, который совершил убийство Хиробуми Ито1, не был марксистом, а был анархистом. Большинство убитых известных японских левых деятелей не было марксистами, а были анархистами. Это нераскрываемая, скрытая история»[1, с. 48].

В последние годы некоторые исследователи и публицисты употребляют термин «глобальный анархизм» для определения современного анархистского движения. Этот термин обозначает мировой феномен роста сторонников анархизма2. Строго говоря, это означает рост новой критической силы, отличающейся от старого левого движения, в противовес существующей экономичес-

1 Японский политик. В 1841 г. родился в преф. Ямагути. В 1885 г. он стал первым председателем совета министров Японии. После Русско-японской войны (1904-1905 гг.) он вступил в должность генерал-губернатора Кореи, которая с 1905 г. была протекторатом под господством Японии. В 1909 г. в г. Харбине Ито был убит корейским националистом Ан Чунгыном (1879-1910).

2 См.: Танака Х., Хиязаки М., Яманака Ч. Прошлое, настоящее и будущее глобального анархизма: новый анархизм современной Японии. Осака: Кансайское общество исследователей анархизма, 2014. С. 9 [2].

кой и политической системе, а также господствующей идеологии (неолиберализм), оправдывающей ее действительность3.

В 80-е и 90-е гг. ХХ века распался социалистический режим в СССР и Восточной Европе. В то же время политика государств Западной Европы, а также политика США и Японии приняла неолиберальное направление. Оно нашло поддержку людей, определяющих депрессию 70-х гг. как выход из кейнсианства и бюрократизма. На фоне мировой дискредитации социалистической и социал-демократической идеологии неолибералы посчитали теорию «конца истории» Ф. Фукуямы как доказательство верности своего направления4.

Однако в результате распространения неолиберальной идеологии (рыночный фундаментализм) произошел рост социальной конкуренции и поляризации. К тому же увеличился рост уровня недоверия и морального упадка среди людей. Таким образом, действительность показала недейственность неолиберального проекта, согласно которому человеческая свобода и экономическое развитие реализуются на основе дерегуляции и рыночного принципа.

На данном фоне анархизм, как реальная альтернатива социализму и неолиберализму, привлекает к себе внимание современных людей. Одним из проявлений современного анархизма является движение антиглобализма, представителями которого являются молодые люди, пережившие неолиберальную политику в 80-е годы ХХ века. К ним относятся те, кто выражает протест против господствующих международных организаций (ВТО, МВФ, Всемирного банка и т. д.), супердержав, глобальных предприятий. Более того, данное движение сотрудничает со многими общественными деятелями, которые занимаются другими вопросами («война», «ядерное оружие», «атомная энергетика», «окружающая среда», «природные бедствия», «права женщин», «сексуальные меньшинства», «права животных» и т. д.). Таким образом, разнообразные группы людей и отдельные лица борются за освобождение «личности», против «господства» в разных сферах.

Движение современного нового анархизма проявляет себя в немедленной и беспрерывной критике «господства», а также в сопротивлении всемирной пропаганде этого «господства» посредством интернета. Для этого движения характерно методологическое отличие от классической концепции революции, согласно которой вопрос должен быть решен только совершением революции, а нереволюционные практики и сопротивления относятся к реформизму. В отличие от классической концепции, современные анархисты, стремясь к созданию анархии через освобождение отдельных лиц и групп в «данный момент» и в «данном месте», выступают за соединение разных движений5. Совокупность разнообразных, критических практик и сопротивлений и объединение их на основе данного подхода и представляет собой «глобальный анархизм», или «новый анархизм».

3 См.: Шумаков А.А. История антиглобалистского движения в странах Европы и Америки: дис. ... канд. ист. наук. Тула, 2014. С. 26-53 [3].

4 См.: Гусев Д.В. Эсхатологические мотивы в концепции конца истории Ф. Фукуямы // Наука и современность. 2010. Вып. 3-3. С. 17 [4].

5 См.: Коцюбинский Д.А. Глобальный сепаратизм: главный сюжет XXI века. М., 2013. С. 23 [5].

В основном глобальные анархисты и их сторонники не признают (и/или не хотят признать) идейного влияния классического анархизма. Публицист Б. Эпс-тейн отмечает: «В отличие от радикальных марксистов 60-х гг., внимательно читавших произведения Ленина и Мао, современные активисты-анархисты не читают произведений Бакунина» [6, с. 1]. Кроме того, антрополог Д. Гребер, ведущий теоретик «нового анархизма», подчеркивает «разрыв» между новым и классическим анархизмом. Согласно ему, моделью современной анархистской организации и технологии борьбы является «борьба в послеколониальном мире», а не классический анархизм6.

Нетрудно представить причину, почему современные анархисты хотят отделить себя от классических анархистов. Нам кажется, они остерегаются ярлыка «террориста» на себя. Действительно, в истории часто отождествляли анархистов и террористов. В современном мире «террорист» представляется символом абсолютного зла, которое должно быть безусловно уничтожено. Следовательно, нет ничего хуже ярлыка «террориста». В этом смысле, естественно, что тот, кто называет себя анархистом, осторожен в отношении к классическому анархизму.

В основном, большинство анархистов отрицательно относились к насилию. Но после убийства Александра II народовольцами (1881 г.) в мире распространился «терроризм» как метод «пропаганды действием». До начала ХХ века многие политические лица были убиты. П.А. Кропоткин (1845-1921), который в своё время был самым влиятельным анархистом, в принципе не признавал терроризм как действующий метод, но допускал насилие со стороны народа. С его точки зрения, это насилие - вынужденная месть владыкам за многовековое уг-нетение7. С точки зрения О.В. Будницкого, специалиста по истории терроризма в России, Кропоткин никогда в принципе не отрицал террор, хотя его отношение к целесообразности террористической тактики и ее эффективности было осторожным8.

Так, не говоря о политической эффективности террористического акта, терроризм считали справедливым методом борьбы в регионах и странах, где политическая деятельность крайне ограничена. Например, корейский анархист Син Чхэхо (1880-1936) проповедовал идею терроризма как справедливого метода революционной борьбы за освобождение Кореи от японского империализма в прокламации «Манифест корейской революции» (1923 г.). Другие анархисты конца XIX - начала ХХ века часто использовали террористические методы революционной борьбы. Таким образом, анархисты часто отождествлялись с террористами.

Однако нельзя не признать общности между анархистами-террористами и глобальными анархистами. Это «пропаганда посредством информационной сети» и

6 Greaber D. The New Anarchists // New Left Review (second series). 2002. № 13. P. 65-66 [7].

7 См.: Сафаронов О.С. Теория революции в понимании П.А. Кропоткина // Научные ведомости. Сер. «История. Политология. Экономика. Информатика». 2010. № 7 (78). Вып. 14. С. 147 [8].

8 См.: Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало ХХ в.). 2-е изд., доп. М., 2016. С. 196 [9].

«формирование глобальной сети движений». Период конца Х1Х - начала ХХ веков можно определить как время ранней глобализации. В то время, благодаря быстрому развитию телеграфа и пересечению подводных кабелей по главным океанам, быстрая коммуникация в мировом масштабе уже реализовалась. Анархисты-террористы того времени, осознавая пропагандистскую эффективность своих методов борьбы во всем мире, совершали террористические акты.

Кроме того, развитие морского транспорта и судоходства породило масштабное движение людей. Благодаря этому, как отмечает Б. Андерсон, анархисты могли избежать политического преследования и гнета в своей стране и жить иммигрантами в другой стране, а также с помощью международной почты и телеграфа формировать сеть товарищей во всем мире. Более того, активно занимаясь переводами книг, прокламаций, статей и т. д., они играли посредническую роль в коммуникации между говорящими на разных языках9. Это развитие технологий пропаганды и сети агентов способствовало распространению прямого цепного действия, совершаемого в мировом масштабе.

Таким образом, несмотря на отрицание современными анархистами связи нового анархизма с классическим, нельзя не признать общности в методологии их борьбы. Поэтому можно определить современный анархизм как продолжение классического.

Признавая, что классический и современный анархизм имеют общую платформу, можно считать, что М.А. Бакунин (1814-1876) был одним из предшественников современного анархизма. Нам кажется, что среди многих произведений Бакунина самым ярким выражением проникнувших в современный анархизм идей является его работа «Государственность и анархия» (1873 г.), особенно «Прибавление А», посвященное практической стороне революционной борьбы. Исследователи отмечают, что она оказала немалое влияние на деятелей движения «в народ» в 70-е гг. Х1Х в.10 Если говорить о связи с современным анархизмом, то необходимо отметить три тезиса работы М.А. Бакунина.

Во-первых, Бакунин подчеркивает, что «освобождение народа» является «народным делом». По Бакунину, путь революции зависит от состояния и потребности самих же индивидуумов, составляющих народ11. С точки зрения Бакунина, революция относится к жизненному и созидательному делу каждого индивидуума.

Во-вторых, анархист говорит о необходимости «солидарности открытых сообществ». На его взгляд, причина бед России - это «замкнутость общины»12. В России существует много общин. Но каждая община является замкнутой единицей. К тому же из-за того, что они не объединяются друг с другом, с одной сто-

9 См.: Бенедикт Андерсон о глобализации / под ред. Н. Умэмори. Токио: Кобунся, 2007 С. 89-92 [10].

10 См.: Кислицына И.Л. Бакунизм на юге России: 70-е годы Х1Х века. Владивосток, 1992. С. 94 [11].

11 См.: Бакунин М.А. Государственность и анархия. Прибавление А. // Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989. С. 504 [12].

12 Там же. С. 517.

роны, народ изолируется и слабеет, с другой - самодержавная власть усиливается. Поэтому Бакунин предлагает объединение изолированных общин для объединения народных сил.

В-третьих, Бакунин указывает на важность «информации» и «пропаганды». На его взгляд, непонимание всероссийского «дела» является препятствием для всенародного восстания в России13. В целях консолидации народов он предлагает издание «народной газеты»14, что, по Бакунину, способствует всеобщему пониманию существования всенародного дела и чувству солидарности15.

Таким образом, Бакунин проповедовал: 1) необходимость солидарности индивидуумов и сообществ на основе взаимного уважения; 2) формирование сознания солидарности посредством информационной сети и пропаганды; 3) распространение революционного движения и объединение движений в разных странах. Эти принципы проникают в основные идеи современных анархистов, которые пытаются создать и распространить анархию через информационную сеть в мировом масштабе. Иначе говоря, они наследуют методологию бакунизма даже не осознавая этого, что свидетельствует об актуальности идей Бакунина.

Список литературы

1. Андерсон Б. Лекции в Женском университете Нара / под ред. Н. Огава и Г. Мизугаки. Киото: Изд-во Камогава, 2014. 136 с.

2. Танака Х., Хиязаки М., Яманака Ч. Прошлое, настоящее и будущее глобального анархизма: новый анархизм современной Японии. Осака: Кансайское общество исследователей анархизма, 2014. 176 p.

3. Шумаков А.А. История антиглобалистского движения в странах Европы и Америки: дис. ... канд. ист. наук. Тула, 2014. 245 с.

4. Гусев Д.В. Эсхатологические мотивы в концепции конца истории Ф. Фукуямы // Наука и современность. 2010. Вып. 3-3. С. 15-20.

5. Коцюбинский Д.А. Глобальный сепаратизм: главный сюжет XXI века. М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. 132 с.

6. Epstein B. Anarchism and the Anti-Globalisation Movement // Monthly Review. 2001. 53: 4. E 1.

7. Greaber D. The New Anarchists // New Left Review (second series). 2002. № 13. E 61-73.

8. Сафаронов О.С. Теория революции в понимании П.А. Кропоткина // Научные ведомости. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. Вып. 14. № 7(78). С. 145-149.

9. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало ХХ в.). 2-е изд., доп. М.: РОССПЭН, 2016. 383 с.

10. Андерсон Б. О глобализации / под ред. Н. Умэмори. Токио: Кобунся, 2007. 227 p.

11. Кислицына И.Л. Бакунизм на юге России: 70-е годы XIX века. Владивосток: ДВО РАН, 1992. 205 с.

12. Бакунин М.А. Государственность и анархия. Прибавление А. // Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М.: Изд-во «Правда», 1989. С. 503-524.

13 См.: Бакунин М.А. Государственность и анархия. Прибавление А. // Бакунин М.А. Философия, социология, политика. С. 522.

14 Там же.

15 Там же. С. 523.

References

1. Anderson, B. Lektsii v Zhenskom universitete Nara [Lectures in Nara Women's University], Kioto: Izdatel'stvo «Kamogava», 2014. 136 p,

2. Tanaka, Kh., Khiyazaki,M., Yamanaka, Ch. Proshloe, nastoyashchee i budushchee global'nogo anarkhizma: novyy anarkhizm sovremennoy Yaponii [The Past, Present and Future of Global Anarchism: The New Anarchism of Modern Japan]. Osaka: Kansayskoe obshchestvo issledovateley anarkhizma, 2014. 176 p.

3. Shumakov, A.A. Istoriya antiglobalistskogo dvizheniya v stranakh Evropy i Ameriki. Diss. kand. ist. nauk [The History of Anti-Global Movement in the European and American Contries. Cand. hist. sci. diss.]. Tula, 2014. 245 p.

4. Gusev, D.V Eskhatologicheskie motivy v kontseptsii kontsa istorii F. Fukuyamy [Eschatological Motives in F Fukuyama's Concept «the End of History»], in Nauka i sovremennost' 2010, issue 3(3), pp. 15-20.

5. Kotsyubinskiy, D.A. Global'nyy separatizm: glavnyy syuzhet XXI veka [Global Separatism: Main Plot]. Moscow: Fond « Liberal'naya Missiya », 2013. 132 p.

6. Epstein, B. Anarchism and the Anti-Globalisation Movement. Monthly Review. 53: 4, 2001, p. 1.

7. Greaber, D. The New Anarchists. New Left Review (second series), 2002, no. 13, pp. 61-73.

8. Safaronov, O.S. Teoriya revolyutsii v ponimanii PA. Kropotkina [Revolutionary Theory in the Understanding of P.A. Kropotkin], in Nauchnye vedomosti. Ser. Istoriya. Politologiya. Ekonomika. Informatika, 2010, no. 7(78), issue 14, pp. 145-149.

9. Budnitskiy, O.V Terrorizm v rossiyskom osvoboditel'nom dvizhenii: ideologiya, etika, psikhologiya (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Terrorism in the Liberation Movement: Ideology, Ethics, Psychology (the Second Half of XIX - the Begining of XX)]. Moscow: ROSSPEN, 2016. 383 p.

10. Anderson, B. O globalizatsii [On Globalization]. Tokyo: Kobunsha, 2007. 227 p.

11. Kislitsyna, I.L. Bakunizm na yuge Rossii: 70-ie gody XIX veka [Bakuninism in Southern Russia: 1970s]. Vladivostok: DVO RAN, 1992. 205 p.

12. Bakunin, M.A. Gosudarstvennost' i anarkhiya. Pribavlenie A [Statehood and Anarchy. Appendix A], in Bakunin, M.A. Filosofiya, sotsiologiya, politika [Philosophy, Sociology, Politics]. Moscow: Izdatel'stvo «Pravda», 1989, pp. 503-524.

УДК 141.7(470) ББК 87.3(2)521-574

«ОН МОЖЕТ И ДОЛЖЕН ПРИНЕСТИ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ»: В.С. СОЛОВЬЕВ И ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЛАВЯНОФИЛЫ1

А.В. МАЛИНОВ

Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., 7/9, г. Санкт-Петербург, 199034, Российская Федерация Социологический институт РАН ул. 7-я Красноармейская, д. 25/14, г. Санкт-Петербург, 190005, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Приводятся мнения о В.С. Соловьеве профессоров Петербургского университета -историка Константина Николаевича Бестужева-Рюмина (1829-1897), слависта Владими-

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 16-03-00450).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.